Реферат по предмету "Педагогика"


Пути преодоления проф. деформаций

1. Саморегуляция профессиональной деятельности Саморегуляция предполагает осуществление целенаправленной деятельности, предварительное психологическое программирование действий и их регуляцию в ходе самой деятельности. Другим важным звеном в процессе саморегуляции явля­ется психологическая настройка на работу в определенных условиях. Настройки, адекватные представлению человека о задачах и условиях предстоящей деятельности, являются необходимыми компонентами общей структуры процессов программирования и регуляции деятельности.
Для обеспечения нормального функци­онирования организма и целенаправленной деятельности процессы саморегуляции осуществляются на биологическом, психофизиологическом и психологическом (неосознанном и осознанном) уровнях. Функция саморегуляции зак­лючается в том, что субъект «на основе представлений (по прошлому опыту) о собственной надежности оценивает сте­пень неопределенности возникшей задачи и, исходя из это­го, так организует ее информационную базу или доводит обобщение образа до такого уровня, который позволяет ему снять эту неопределенность и решить задачу» Емельянов А.М., Котик М.А.). В экспериментальных исследованиях было установлено, что с ростом уровня обобщения образа задачи возрастает надеж­ность ее разрешения. Таким образом, сложность и субъективная значимость задачи интенсифицирует информационные процессы и мо­билизует процессы энергетического обеспечения деятельно­сти. Состояние напряженности, тревоги сопровождается эмоциональными переживаниями, которые, как правило (при определенной степени напряженности), активизируют профессионально значимые психические процессы, способ­ствуют познавательной активности специалиста. Необходимо лишь отметить, что по такому «сценарию» влияние процес­сов саморегуляции на надежность субъекта развивается лишь при наличии у него потенциальной возможности пре­одолеть информационные трудности и стеническом харак­тере эмоций – в противном случае подобные условия со­провождаются ростом ошибочных действий и иногда отказом в работе системы. 2. Самоконтроль профессиональной деятельности Одним из ведущих механизмов обеспечения надежнос­ти субъекта деятельности, отражающим степень его профес­сиональной пригодности, является самоконтроль за своими действиями по управлению и регулированию трудового про­цесса, а также за результатами деятельности. Самоконтроль выступает как функция компенсации ве­роятных ошибок, нарушений в деятельности и осуществля­ется путем проверки субъектом своих действий, их дублиро­вания, усиления значимости гностических движений, углубленной оценки ожидаемого результата и использова­ния этой оценки по механизму обратной связи для коррек­ции конкретных управляющих воздействий. По мнению Г.С. Никифорова, самоконтроль представляет собой одно из звеньев замкнутого контура са­моуправления или саморегуляции, функциональным назна­чением которого является установление степени рассогласо­вания между эталонным (или заданным) и контролируемым значением тех или иных параметров (технических, психоло­гических, физиологических). Важно отметить, что функция самоконтроля подвержена целенаправленному развитию в процессе профессионализа­ции личности. В производственной деятельности формы само­контроля довольно разнообразны и зависят от этапа техноло­гического прогресса, от характера выполняемых действий, от модальности используемых каналов восприятия и т. д. Реализация самоконтроля обуславливается особеннос­тями его структуры, в которую включают эталонные и кон­тролируемые компоненты, а также каналы прямой и обрат­ной связи. Функция самоконтроля, а, следовательно, и надежность субъекта деятельности зависит от уровня разви­тия, полноты использования каждого из ее элементов. Речь идет об адекватности и полноте эталона ситуации, о функ­ционировании канала обратной связи с точки зрения свое­временности представления информации и т. д. Реализация самоконтроля зависит от содержательности и побудительной силы мотивов трудовой деятельности, осо­бенно в экстремальных условиях, когда нарушение этой функции может повлечь существенное ухудшение профес­сиональной надежности. Нарушение самоконтроля возмож­но и в связи с ухудшением психического состояния человека, которое отражается на обеспечивающих эту функцию когнитивных процессах, волевых усилиях и т. д. Уровень самоконтроля, степень его выраженности зависят от сложности профессиональной деятельности. При осложне­нии деятельности, возникновении аварийной ситуации могут произойти либо временная блокировка этой функции, либо ее гиперактивация (повторный контроль или многократная пе­репроверка), что снижает надежность деятельности. Важно отметить, что ухудшение самоконтроля, снижение его актив­ности возможно и в простых условиях работы, это объясняет­ся недостаточной общей активацией личности, низким уров­нем профессиональной ответственности, развитием состояния преждевременной психической демобилизации. В проявлениях функции самоконтроля существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности. Можно предположить, что роль многих психоло­гических характеристик субъекта деятельности в обеспече­нии ее надежности проявляется, в частности, и через меха­низмы реализации самоконтроля. Подводя итог проведенному изучению проблемы регуля­ции процессов формирования профессиональной пригодно­сти и обеспечения надежности деятельности субъекта дея­тельности, следует сказать, что этот механизм является весьма сложным и непрерывно развивающимся явлением. Регуляция профессиональной пригодности определяет­ся особенностями содержания трудовой деятельности, ее целевыми ориентирами и, соответственно, мотивами их ре­ализации, а также субъективной значимостью конкретных трудовых процессов в достижении основных критериев эффективности и надежности деятельности. В обеспечении пригодности, помимо состояния психологической функци­ональной системы деятельности, существенную роль игра­ют профессиональные характеристики субъекта, его подго­товленность, опыт, индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. Представляет интерес соотноше­ние функциональных и профессиональных характеристик, факторов обеспечения пригодности к конкретной деятель­ности, их взаимной компенсации, активации и проявления в различных формах рабочего поведения — эти вопросы тре­буют специального изучения. 3. Профессиональная компенсация Преодоление негативных явлений в профессиональном становлении человека (деформаций, последствий кризисов) осуществляется путем компенсации и реабилитации. Компенсация – это уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций, это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (А.К. Маркова). Компенсации предшествует декомпенсация, то есть нарушение равновесия, для восстановления которого и требуется приспособление. Компенсаторное приспособление – это восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека. Компенсаторное приспособление может быть сознательным, когда, например, человек применяет приборы и записи при слабой памяти, или неосознаваемым самим человеком. В те­чение профессиональной жизни возможно несколько «волн» компенсаторного приспособления. Замечено, что в усложняющихся условиях деятельности (профессиональное старение, экстремальные си­туации и др.) компенсаторные возможности человека возра­стают. В литературе отмечается, что явления компенсатор­ного приспособления возникают не только при наличии явно выраженных дефектов, но и в процессе временного ухудшения или застоя в развитии. Между процессом профессиона­лизации и жизнедеятельностью человека в целом также могут сложиться отношения компенсации: при невозможности до­биться самореализации в одной сфере человек стремится ком­пенсировать это в другой.
Профессиональная компенсация, как показывают исследова­ния психологов, это заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высо­ким уровнем развития другого (или других ПВК). Общими меха­низмами компенсации являются взаимозаменяемость, замещение недостающих психических качеств другими, более развитыми, более сохранными или перестраивание частично пригодных ка­честв, порой повышенное развитие выравнивающих качеств, (на­пример, тактильная чувствительность у слепых), вовлечение новых психических качеств, ранее не участвующих в деятельности. Кро­ме того, распространено выравнивание в профессиональной де­ятельности за счет выработки индивидуального стиля, то есть компенсация недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности.
Описаны внутрисистемная компенсация за счет других профессиональных способностей и межсистемная ком­пенсация за счет общих способностей. Например, при слабости и инертности нервных процессов возникают компенсаторно высокая ориентировка, стремление к предвосхищению крити­ческих ситуаций, гибкость (Абульханова-Славская К.А.). Различают (Айзенк Г.Ю.) социальную и деятельностную компенсацию. В первом случае речь идет о том, что люди с разными (но достаточно выраженными способностями) могут добиться со­циально равных достижений, приобретая одинаково высокий статус, но в разных видах деятельности. Эта компенсация дает основание говорить, что нет вообще неспособных людей и что каждый способен по-своему, хотя и в разной степени. Деятельностная компенсация возникает, когда люди имеют одинаковую эффективность в одном и том же виде деятель­ности. Здесь возможны следующие виды компенсации: недо­статок способностей компенсируется приобретаемыми знани­ями и умениями, формированием типического стиля деятельности, другой способностью, более развитой. Если де­ятельность предъявляет жесткие требования, то полная ком­пенсация, по мысли того же автора, вряд ли возможна, а если требования к деятельности человека не очень жесткие, то компенсация может быть достаточно полной, и тогда люди с разными способностями могут одинаково успешно (на среднем I уровне) выполнять одну и ту же деятельность, хотя отсутствие некоторых способностей делает деятельность менее гибкой. В каждой профессии есть мало компенсируемые (ядерные, стержневые) психологические качества и более легко компен­сируемые. Например, для учителя необходимым и с трудом компенсируемым качеством является гуманистическая ориен­тация на развитие личности взрослеющего человека (ученика), а педагогические способности, педагогические технологии мо­гут при их отсутствии компенсироваться. Компенсация может иметь бессознательный характер и раз­личаться в зависимости от типа профессионала. Вопросы компенсации достаточно остро стоят при наличии профессиональных заболеваний. Профессиональная заболева­емость не прямо связана, с условиями труда, а существенно зависит от качеств психики человека. Профессиональные за­болевания бывают вызваны нэ только объективными причинами – профессиональными вредностями, напряженными условиями профессиональной деятельности, но и слабой психической ус­тойчивостью, низкой сопротивляемостью, плохой интегриро-ванностью психики человека, участвующего в труде и просто состоянием его здоровья, иммунной системы и т.д. 4. Некоторые советы по сохранению профессиональной работоспособности 1) пересматривайте устаревшие убеждения, работайте над своими мыслями, помните, что вы несете стопроцентную ответственность за все события своей жизни; 2) выражайте свои желания только в позитивной форме (я умею, я могу), причем в настоящем времени; 3) ведите дневник, осмысливайте пережитый опыт, чтобы не упустить свои находки; описывайте свою профессиональную био­графию, выражая отношение к ее событиям; записывая трево­жащий Вас эпизод, перепишите эту историю так, как бы Вы хотели, чтобы она произошла; 4) развивайте у себя не только способность думать, но и способность не думать, успокаивать разум, достигать время от времени тишины ума, состояния совершенного покоя; кон­тролируйте течение мысли и отгоняйте нежелательные мысли, рисующие негативное развитие событий; 5) усиливайте свой жизненный потенциал, жизнестойкость, добивайтесь высокой профессиональной квалификации, рассмат­ривая ее как источник независимости; 6) готовьте себя к резким поворотам судьбы и к построению новых моделей поведения; 7) больше доверяйте внутреннему голосу, не осуществляйте самоти­ранию и самодиверсию, подчеркивая «я должен, я обязан» (К. Сиссон), не внушайте себе неизбежности трудности, не откла­дывайте приятные дела до тех пор, пока не будут сделаны все неприятные, экономьте положительную энергию и др. Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионально­го развития и самосохранения, стремясь постоянно прибли­жаться к решению поставленных задач в разной степени в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и пока­зателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека. Использованная литература: 1. Абрумова Л.Н. Анализ состояния психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал, 1985. № 6. 2. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. М., 1988. 3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 4. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова. СПб, 1991. 5. Маркова А.К. Психология профессионализма. 6. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СпбУ, 1996. 7. Розенблат В.В. Проблема утомления. М., 1975 8. Степанова Л.П., Рождественская В.И. Особенности работоспособности в условиях монотонной деятельности // Вопросы психологии, 1986. № 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.