Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся начальных классов
§ 1. Психолого – физиологические особенности младшего школьного возраста
§ 2. Проблемы обучения младших школьников русскому языку
§ 3. Условия совершенствования качества обучения младших школьников установка автосигнализаций
Глава II. Опыт работы учителей начальных классов по выявлению уровня подготовки по русскому языку
§ 1. Сущность и содержание диагностики на уроках русского языка
§ 2. Формы и виды контроля знаний младших школьников
§ 3. Взаимосвязь качества знаний по русскому языку и технологии контроля
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации в ходе учебно – познавательной деятельности учащихся.
Диагностика помогает выявить, установить и оценить знания учащихся, то есть определить объем, уровень и качество учебного материала, выявить успехи в учении, пробелы в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых коррективов в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Выполняя функцию руководства учебно – познавательной деятельностью учащихся, диагностика не всегда сопровождается выставлением оценок. Она может выступать как способ подготовки учащихся к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.
Диагностика является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. Возможно, именно поэтому диагностике уделяется большое внимание. Проблема диагностики рассматривается многими учителями. Каждый старается сделать так, чтобы диагностика приносила большую пользу, но все сталкиваются с одинаковой проблемой: выбор необходимых форм и методов диагностики на уроках.
С этой проблемой работали такие педагоги и просто авторы, как Акимова С. Н., Богданова Г. А., Воронцов А. Б.,Львов М. Р., Соловейчик М. С. и многие другие. Но как бы ни был велик список этих людей проблема до конца не изучена. С каждым годом появляются все новые и новые сведения, факты.
Именно поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Диагностика уровня подготовки учащихся начальных классов на уроках русского языка.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования выступает организация системы контроля на уроках русского языка в начальных классах.
Объектом исследования является деятельность учителя по повышению качества подготовки на уроках русского языка через диагностику знаний учащихся.
Целью исследования является изучение системы диагностики знаний, умений и навыков учащихся, способствующей повышению качества подготовки школьников на уроках русского языка.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого – педагогические информационные источники по проблематике исследования;
2. рассмотреть сущность понятия «диагностика знаний, умений и навыков», его виды;
3. познакомиться с системой работы учителей по диагностике уровня подготовки учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Для эффективного разрешения поставленных задач курсовой работы нами была использована следующая совокупность методов научно – педагогического исследования: беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности школьников, методы теоретического анализа педагогических идей, изучение и обобщение педагогического опыта.
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся начальных классов
§ 1. Психолого – физиологические особенности младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 лет до 9 – 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы [8; 354]
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по – прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год – полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте», [8; 355]. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утолению низкая.
В отечественной психологии специфика каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. [8; 356]
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий…
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
Таким образом, центральным новообразованием младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников. [8;357]
Ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил.
Можно сделать вывод, что для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Но далеко не все дети переносят этот этап безболезненно. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. [12; 72]
Глава I. § 2. Проблемы обучения младших школьников русскому языку
Необходимость данного параграфа объясняется тем, что во всей педагогической науке нет другой такой области, где учащиеся встречались бы с таким количеством затруднений.
К трудностям русского языка можно отнести те темы, правила, случаи употребления средств языка, которые недостаточно четко регламентированы и усваиваются учащимися медленнее по сравнению с другими темами, правилами. Отбор трудных вопросов русского языка имеет большое методическое значение, так как обращает внимание учителя на необходимость специальной усиленной работы с этими вопросами, темами, а также позволяет наиболее тщательно и подробно разработать методику изучения трудных тем. К числу трудных обычно относят: выбор вариантов слов и словоформ в пределах нормы современного русского языка, например: клеить – клеить; мучать – мучать; из леса – из лесу; в словоупотреблении – паронимы, синонимы и пр.; сложные случаи различения частей речи, членов предложения: в орфографии – случаи, недостаточно точно определяемые правилом, например: слитно – раздельные написания, употребление заглавных букв, в пунктуации – случаи, допускающие варианты толкования синтаксических отношений и пр. [9; 242]
Задача учителя – вовремя заметить, что у ребенка возникли трудности при изучении какой – либо темы. Если же этого не происходит, то учащийся может стать неуспевающим по данному предмету. Именно поэтому, учителю начальных классов нужно знать некоторые признаки отстающего ребенка.
1. Ученик не может сказать, в чем трудность вопроса, не может на него ответить.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого.
3. Ученик не активен и отвлекается не в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила. [11;93]
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий.
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к школьнику
1). Недостатки биологического развития:
- дефекты органов чувств;
- соматическая ослабленность;
- особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
- психопатологические отклонения
2). Недостатки психического развития личности:
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- слабое развитие воли;
- отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
3). Недостатки воспитанности личности
- недостатки в развитии моральных качеств;
- недостатки в отношениях личности к учителю, коллективу, семье и пр.;
- недостатки в трудовой воспитанности. [11; 95]
Внешние по отношению к школьнику
1). Недостатки образования личности:
- пробелы в знаниях и специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда.
2). Недостатки опыта влияний школы:
- недостатки процесса обучения, учебных процессов и пр.;
- недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.)
3). Недостатки влияний внешкольной среды:
- недостатки влияний семьи;
- недостатки влияний сверстников;
- недостатки влияний культурно – производительного окружения
Проблемы обучения можно разделить на группы. Например, трудности фонетики и графики, делятся на трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения.
Первые:
А) Осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;
Б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т. п.);
В) дети всегда усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение. Фонетика и графика не всегда связываются в их сознании со значениями, с жизнью.
Вторые:
А) у некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [с] - [ш], [л] – [р] и пр.;
Б) школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же – диалектизмы, просторечные слова и их произношение;
В) трудности звукосочетания на начальных этапах чтения (эта трудность, отмечавшаяся в прошлом как труднопреодолимая, в настоящее время ослаблена применением современных методик);
Г) трудности письма, его техники: неустойчивость внимания и пр. [10; 230]
Классификация трудностей, проблем, ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Знание этих трудностей очень полезно для каждого учителя и является необходимым в работе каждого педагога.
Глава I. § 3. Условия совершенствования качества обучения младших школьников
Обучение русскому языку – педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителем овладевают знаниями, умениями, навыками по русскому языку, формируется их мировоззрение, их личностные черты, осуществляется развитие личности.
Процесс обучения складывается из самостоятельных линий работы учителя и учащихся. Обучение русскому языку предполагает, во – первых, содержание обучения, во – вторых, деятельность учителя, в – третьих, деятельность учащихся. [9; 142]
Задача учителя дать детям необходимый объем знаний. Знания должны быть глубоко осознанны учащимися, структурно оформлены, проверены как вербальным путем, так и путем выполнения практических действий.
Требования к уровню знаний излагаются в программах отдельно по каждому предмету. В рамках русского языка дети должны:
1. Называть, приводить примеры:
- звуки речи;
- изученные части речи;
- значимые части слова;
- простое двусоставное предложение;
- словосочетание (из предложения);
- словари и справочники.
2. Различать, сравнивать:
- буквы и звуки; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие; согласные парные и непарные;
- имя существительное; имя прилагательное; глагол; личное местоимение; предлог;
- предлоги и приставки;
- приставка; корень; суффикс; окончание;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слова); предложения с однородными членами.
3. Решать практические задачи:
- делить слова на слоги; соотносить число звуков с числом букв в словах; находить ударный слог;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, местоимения в начальной и косвенных формах;
- определять синтаксическую роль изученных частей речи в предложении;
- разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания;
- выделять подлежащее и сказуемое; и т. д. [5; 13]
Для того, чтобы учащиеся овладели всеми перечисленными умениями, знаниями учителя должны соблюдать определенные требования при подготовке к уроку. В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения; деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом.
Исходя из всего сказанного можно выделить общие требования к уроку русского языка.
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики, морфемики, мимики, орфографии. Так, слово как звуковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи – это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме – морфологический аспект и т. д.
Ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания, как не должен и возвышаться под другими.
2. Гармоническое соотношение теории и практики.
Теория – это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и т. д., практика – это речь – говорение, выражение мысли; аудирование – восприятие речи, ее понимание; мысленная внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, то есть вспомогательные учебные действия.
3. Воспитательная направленность урока; формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языкам; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества, [10; 339].
4. Высокий уровень культуры речи; образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. Понятие «культура речи» предполагает безусловное соблюдение литературной нормы в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.
5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей.
6. Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.
7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение.
Обычно к уроку предъявляется требование – достаточно много писать, не допускать безделья, скуки, энергично вести урок. Учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным решениям, выводам. [10; 340]
Также в практике обучения сложилась такая система, при которой учитель, планируя урок, определяет три параллельные линии, которые он должен провести, три разные задачи: дидактическую, развивающую и воспитательную. Но в полной ли мере такое решение вопроса отражает современный подход к уроку? Думается, что нет.
Если на каждую из этих задач посмотреть не поверхностно, не формально, если подойти к ним с учетом современного толкования понятий «развитие» и «воспитание» в процессе обучения, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи.
Рассмотрим вопрос о взаимосвязи обучения и развития.
Если встать на позицию развивающего обучения, связывая его прежде всего со становлением у школьников учения учиться, то есть целенаправленно с помощью учителя двигаться от незнания к знанию, то это означает, что и содержание учебной работы, и способы ее организации, и используемые средства – все должно обеспечивать одновременно формирование у детей познавательной позиции и приобретение ими конкретных, в данном случае лингвистических знаний и умений. [14; 58] Иначе говоря, задача учителя – осуществить органичное слияние процессов обучения и развития младших школьников.
Можно сделать вывод, что развивающий эффект урока достигается не вкраплением отдельных развивающих заданий, а всем строем работы. Станет урок развивающим или нет, зависит от того, будет ли ученик впитывать готовые знания, действовать по образцу, механически отрабатывать ту или иную операцию, или сам убедится в необходимости нового знания или умения и предпримет усилия для его приобретения, а затем станет осознанно пользоваться им, применяя для решения познавательных задач.
Наряду с понятием «развивающее обучение» все большую значимость приобретает сегодня понятие «воспитывающее обучение».
На внутреннюю, глубинную связь процессов и воспитания всегда указывали педагоги и методисты. Современная же действительность еще раз подтверждает мысль о том, что обучение и воспитание неотторжимо связаны друг с другом. Чтобы понять всю глубину взаимосвязи обучения и воспитания, степень влияния первого на второе, необходимо вдуматься в одну из важнейших закономерностей, сформированных в дидактике: обучение всегда «оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым усиливает какие – то качества личности».
Таким образом, то, какие качества личности сформируются, какие получает развитие или постепенно исчезнут, какое утвердится отношение к миру, как оно закрепится в поведении ребенка, - все это в определенной мере зависит и от характера обучения. Тем, чему мы учим в школе, как организованно обучение, определяется многое: будут ли школьники, а затем и вышедшие из школы молодые люди способны только к исполнительской деятельности, или у них появится инициатива, умение самостоятельно ставить и решать различные задачи, возникнет ли у них тяга к знаниям, культуре, стремление к дальнейшему образованию и самовоспитанию, появится ли умение осуществлять эту потребность, разовьется ли способность иметь собственную точку зрения, отстаивать ее и при этом воспринимать и уважать чужое мнение.
Каким же должно быть обучение, чтобы оно оказало соответствующее воспитывающее воздействие?
Если отвечать на этот вопрос обобщенно, то можно сказать: обучение, ориентированное на становление активной познавательной позиции ученика, его познавательной инициативы, можно считать положительно воспитывающим. Как определяют дидакты, воспитание в процессе обучения предусматривает «целенаправленное формирование эмоционально – ценностного отношения к изучаемым объектам (содержанию) и стоящей за ними действительности, к процессу изучения, а также к формируемым качествам личности – нравственным, социальным, эстетическим, познавательным, трудовым». [14; 62]
Обобщим сказанное. Не только развитие, но и воспитание школьников на уроке осуществляется в первую очередь вовсе не благодаря специально включенным «моментам», (хотя, конечно, если это целесообразно, и они могут иметь место) – воспитывающий и развивающий эффект достигается прежде всего характером самого обучения, его содержанием и способами организации. Если на уроке не просто даются лингвистические знания и умения, а формируется интерес к познанию, закладываются основы умения учиться – такой урок будет одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим. А это очень важно. [14; 63]
Глава II. Опыт работы учителей начальных классов по выявлению уровня подготовки по русскому языку
§ 1. Сущность и содержание диагностики на уроках русского языка
Одним из важных компонентов общей педагогической технологии сегодня является мониторинг результативности учебного процесса – оперативная, точная и объективная информация о текущем состоянии, что позволит одновременно проанализировать, скорректировать деятельность, оказать методическую помощь.
Систематическая, тщательно продуманная диагностика позволяет вовремя обнаружить и закрепить успехи, или своевременно предупредить недочеты, помочь их ликвидировать. Диагностика является в то же время и источником информации для руководителей школы. [7; 177]
Само понятие «диагностика» - это научно обоснованное определение причин тех или иных недочетов, ошибок, пробелов в знаниях, например: диагностика орфографических ошибок того или иного типа. Диагностика ошибок помогает их предупреждать, устраняя причины, их вызывающие, а также позволяет прогнозировать возможные недостатки или положительные явления. Так, на основании диагностики, например, орфоэпических ошибок может быть определен тот уровень орфоэпических умений и навыков учащихся, который будет достигнут за указанный срок, например за два года. [9; 52]
Рассмотрим, например, диагностику и прогнозирование ошибок.
В процессе анализа ошибок и их причин учитель или методист – аналитик опирается на признание типологии и использует свои, новые критерии. В результате анализа строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы.
В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам, результаты наносятся на матрицу. Постепенно вырисовывается картина орфографических трудностей в классе, школе, районе, округе. Одновременно создаются диагностические карты для отдельных учеников, обычно для отстающих.
На основе анализа и статистических обобщений установлено, что начальных классах самыми частотными оказываются ошибки:
- на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных;
- на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах (слабые позиции фонем);
- от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму.
Много ошибок на жи, ши, ча, ща, чу, щу: у детей сильна тенденция писать по произношению.
Следующий этап диагностики – выяснение причин массовых ошибок. Так, в результате анализа выясняется, что причины ошибок квалифицируются так:
Первое место – бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова; вторая – слабая зоркость; ученик не видит орфограммы, не слышит безударного гласного; третья причина: ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове.
У каждого типа ошибок – свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником.
Диагностика ошибок учитывает не только абсолютную частоту, но и относительную. Подсчитано, что в обычном повествовании орфограммы на безударные гласные в корне слова встречаются в среднем в 6 раз чаще, чем на употребление заглавной буквы. [10; 336]
Следовательно, если в классе допущено 120 ошибок на безударные гласные и 20 ошибок на употребление заглавной буквы, то их относительная частота одинакова. Становится ясно, как прогнозировать дальнейшую работу по предупреждению ошибок: метод диагностики выполняет свою прогностическую функцию. [10; 337]
Присутствуя при проведении уроков такого типа, уроков диагностики, мы убедились в том, что все перечисленное абсолютно верно.
Диагностика, действительно, играет большую роль при обучении детей. Но, тем не менее, интерес детей к тому или иному предмету трудно удержать, если из урока в урок диагностика принимает вид скучной и неприятной процедуры для учащихся. Мы заметили, что знания, умения и навыки детей класса где учитель применяет однообразные формы диагностики, гораздо ниже, чем у тех детей, которые занимаются разнообразной деятельностью.
Однажды мы наблюдали, как в классе учитель решил в очередной раз использовать новый способ диагностики. В этом классе учащиеся учились описывать предметы и картинки. После некоторой тренировки на уроках им было предложено дома описать какую – либо картинку или предмет. При этом учитель пояснил ученикам, что за самостоятельную домашнюю работу все они получат только отличную оценку, то есть «5». Но что и работа конечно, должна быть выполнена так, чтобы заслуживала высокой оценки; кому сразу не удастся хорошо написать, будет переделывать, учитывая замечания, до тех пор, пока работа не станет отличной.
Надо было видеть с каким воодушевлением было принято предложение учителя всем классом. Один из учеников, которого считали слабым, с интересом слушал задание, о чем – то сосредоточенно думал. На перемене он подошел к учителю и сказал с некоторым смущением: «А можно я опишу лошадь?» Учитель поинтересовался, почему именно лошадь захотел описать мальчик. Выяснилось, что он очень любит животных, особенно лошадей.
В итоге, большинство учащихся по два, а то и по три раза переделывали работу. В конечном счете все учащиеся получили отличную оценку.
Данный пример показывает, что от диагностики зависит многое. Правильно подобранные формы и виды диагностики помогают заинтересовать, привлечь детей. В некоторых случаях диагностика помогает ученику открывать в самом себе что – то новое, радоваться за свои успехи и вновь к ним стремиться. И в этом мы убедились сами.
§ 2. Формы и виды контроля
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными.
Предварительный контроль
Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку. Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно – познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго до учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требованиями, которые будут предъявлены их детям в I классе, советуют как лучше подготовить малышей к школе. [3; 106]
Текущий контроль
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель – анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся. [4; 30]
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителем за учебно – познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно – воспитательной работы на уроке. В этот период учитель имеет возможность своевременно выявить причины неусвоения учебного материала и принять необходимые меры к устранению этих недостатков. В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем, анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Время проведения такого вида контроля учитель определяет сам. [4; 30]
Тематический (периодический) контроль
Выявление и оценка знаний и умений учащихся усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель – установить насколько успешно ученики овладели системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится как правило после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с проблемным обучением.
Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. [3; 107]
Итоговый контроль
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. ЕЕ цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.
Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеником за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся. [3; 107]
Новым в системе контроля, в оценке является то, что предлагаемая система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения. [4; 31]
Формы контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, текстовых заданий, сочинений.[4; 32]
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты для диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктант слова, правописание которых находится на стадии изучения. [4; 33]
Грамматические задания – служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях. [13; 360]
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников.
Изложение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи.
Сочинение придает смысл всем урокам родного языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. [4; 36]
Поиск рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводит учителей к использованию при опросе такие приемы проверки, как сигнальные карточки, перфокарты, карточки контроля. Довольно широко применяются тестовые задания с множественным выбором.
В таких заданиях дается набор ответов, один из которых является приемлемым или оптимальным. Тестовая проверка легко поддается обработке. [2; 135]
Выше перечисленное далеко не полный перечень всевозможных форм проверки знаний, умений и навыков. Каждый учитель применяет те формы, которые он считает более удобными, которые по его мнению, дают больше информации об истинных знаниях детей.
С. Н. Акимова, учитель – методист школы №356 г. Москвы хочет поделиться опытом работы. Она предлагает очень интересный способ проверки знаний, умений и навыков учащихся. Этот способ относится к нетрадиционным.
В течение всего урока учителю необходимо держать в поле зрения всех учеников, чтобы видеть, как идет усвоение материала каждым ребенком. Ведь успешное обучение возможно только тогда, когда сам ребенок является активным участником процесса обучения. На уроках русского языка очень помогает в этом учебное пособие «звуковой светофор». [1; 53]
Звуковой светофор рассчитан для работы на уроках русского языка с I по IV классы включительно. В пособии имеются все важнейщие орфограммы, изучаемые в курсе начальной школы. С помощью светофора осуществляется обратная связь с учителем. Звуковой светофор – универсален. Его можно использовать на любом этапе урока, в разных целях, особенно незаменим при проверке знаний. Так, в период обучения грамоте, закрепляя тему «Гласные звуки и буквы», учитель предлагает детям слова, которые начинаются с гласного, и просит детей показать на светофоре, какой гласный слышен в начале (конце, середине) слова, обозначив его буквой (цветом) на светофоре.
Например: о – сы – дети показывают желтый сектор, иг – ра – дети показывают зеленый сектор и т. д.
Во время такой работы заняты все дети, причем работают они самостоятельно, анализируют, делают выбор. Работа со светофором активизирует, делает выбор. Работа со светофором активизирует познавательную деятельность детей на уроке, поддерживает интерес к предмету. А учителю помогает за короткий промежуток времени проконтролировать деятельность всех учащихся класса и вовремя заметить ребят, допускающих ошибки, попросить их объяснить свой выбор, вовремя ликвидировать пробел в знаниях.
Во II классе пособие помогает учителю проследить усвоение таких тем, как «Правописание безударных гласных в корне слов», «Звонкие и глухие в корне слов», «Непроизносимые согласные в корне», «Состав слова» и т. д.
В III классе прослеживается усложнение таких трудных тем, как «Определение времени глагола», «…».
В IV классе с помощью светофора удается легче освоить личные окончания глаголов, определение спряжений, склонение личных местоимений.
Чудо – светофор напоминает ребятам их любимые игрушки, они с удовольствием вращают верхний круг для нахождения нужного сектора. Работу с пособием можно использовать как для учебной, так и для письменной работы.
Пособие приходится при проведении устного орфографического диктанта. Все ученики работают на местах со звуковыми светофорами, а для проверки от каждого ряда приглашаются по одному ученику, которые выполняют роль консультантов – контроллеров, отслеживая правильность выполнения задания учениками своего ряда. В случае ошибки раздается хлопок в ладоши. Работа останавливается, разбирается ответ с доказательством правильного выбора. Учитель может оценить работу самих консультантов или отдельных учеников…
Светофор также помогает предупредить ошибки перед письмом, при проведении предупредительного диктанта. Звуковой светофор помогает учителю экономить время, осуществляя контроль за всеми учениками класса. [1; 54]
§ 3. Взаимосвязь качества знаний по русскому языку и технологии контроля
Как нам удалось выяснить, контроль знаний, умений и навыков очень разнообразен. Существует большое количество форм и видов контроля. И задача учителя найти такую форму, такой вид контроля, который сможет максимально заинтересовать, увлечь детей. А всем известно, что если ученику интересен предмет, если он хочет учить его, хочет отвечать на уроках, если ему нравится работать на этом уроке, то и знания, и умения, и навыки у данного ученика будут достаточно высокими. Значит качество знаний зависит от технологии контроля.
Ведь если учитель на уроке пользуется одной и той же формой контроля, ученикам становится скучно на данном уроке, у них пропадает желание идти и учить этот предмет. Дети начинают механически зазубривать материал. А задача любого учителя довести до сведения ребенка, что нужно сначала понять материал, а затем он сам запомнится, с наименьшими усилиями.
Любой преподаватель должен систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.
Между учеником и учителем должны сложиться доброжелательные отношения. Учащиеся должны чувствовать, что учитель так же, как они заинтересованы в успехе, что учитель – друг. Во время различных проверочных работ учащиеся не должны чувствовать страх. В их понимании проверочная работа может и обязана быть, как опорная точка. Если усвоил эту тему, значит можно приступать к другой. И в этом немалую роль играет самоконтроль.
Формирование самоконтроля также одна из задач учителя. Детям необходимо дать понять, что знаний необходимо только им. И только ради них учитель старается. Технологии контроля выбирают исходя из интересов детей. Это одна из основных ошибок учителей. – Они подбирают форму контроля ориентируясь на свое личное мнение. Забывая при этом об особенностях детей. Можно же, к примеру, любую проверочную устроить в виде игры. Ведь всем известно, что детям в начальной школе очень интересно, когда в урок включаются трудовые моменты.
Генеральный директор Центра переподготовки работников образования «Развитие личности» Воронцов А. Б., исходя из целей развивающего образования сформулировал три принципиальных положения по вопросу диагностики и оценки учебной деятельности учащихся:
Положение 1. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по V классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в себя два действия:
А). Умение ребенка на разных этапах обучения (в начале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего познания («дефицит способностей»).
Б). Делать содержательный, целенаправленный «точечный» запрос к различным источникам знаний для ликвидации своего незнания.
Для реализации этого очень важного, с нашей точки зрения, умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей на формирование способностей у детей к взаимо – и самоконтролю, взаимо – и самооценке.
Как правило, в традиционной школе действия контроля и оценки принадлежит исключительно к компетенции педагогов. При этой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий. К тому же по традиции учащийся не владеет «инструментом» контроля и оценки… [6; 61]
Наша задача последовательно, системно вести работу на формирование учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. С этой целью в системе РО разработаны специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребенка.
Положение 2. Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностью каждого ученика присутствует в обязательном порядке в педагогической деятельности. Однако, в отличие от традиционной школы у него они имеют ряд особенностей:
- контроль и оценка в их системе направлены не только на выявление определенного результата в предметных знаниях и умениях, но прежде всего на процесс формирования этого предметного знания у учащегося для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции;
- … само понятие предметных знаний рассматривается… с трех позиций: системности знаний, обобщенности знаний и предметности знаний…;
- контроль и оценка рассматриваются только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка и не подразумевает сравнения его с другими детьми;
- … педагогические действия контроля и оценки напрвлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности у ребенка на разных этапах обучения…;
- при проведении контроля за деятельностью учащегося в его понимании ребенок сам определяет уровень своих потенциальных возможностей и выбирает те задания, с которыми он может справиться…
Положение 3. Реализация первых двух положений возможна лишь при правильном понимании Положения 3, которое провозглашает категорический отказ от всех педагогов от пятибалльной системы оценки знаний учащихся… Он приводит следующие аргументы против отметок:
Первый аргумент – в отметках всегда сосредоточилась и продолжает сосредотачиваться вся власть взрослого (учителя и родителя) над ребенком…
Второй аргумент – в отметке выражается признание школой своего бессилия…
Третий аргумент – отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынке.
Из класса в класс, из года в год растет недовольство детей из – за полученных ими плохих отметок и спекуляции на хороших. Им нужны отметки не как действительные измерители их знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное отношение к себе близких…
Четвертый аргумент – отметка есть способ соревнования детей.
Соревновательность, конечно, полезное чувство, которое следует поощрять. Но отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же как антиобщественное чувство разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения…
Пятый аргумент – отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку.
Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времениЮ, сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка, только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что «хороший мальчик или девочка, за его трудолюбие? .
Отметки будут вредить до тех пор, пока общество и особенно родители, не откажутся видеть детей через нужное окошечко отметок… - считает Воронцов. [6; 64]
«Основную функцию контроля он видит в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении, внесении необходимых коррективов в совместную работу педагога и учащегося».
В связи с этим Воронцов установил следующие виды контроля за развитием знаний у учащихся:
1. Тестовые диагностические работы, направленные на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции… Особенность этих работ в том, что учащемуся искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для «точечной» диагностики его затруднений.
2. Самостоятельная работа учащихся. Особенность заключается в том, что самостоятельность действий учащихся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку своих действий. Результаты учителем специально не проверяются и не оцениваются. [6; 65]
3. Проверочная работа. Данный вид работы в целом напогминает обычную контрольную работу, которую проводят учителя в традиционной школе после изучения определенной большой темы. Однако Воронцов снова выделяет ряд принципиальных особенностей:
А) проверочная работа у него в классах проводится не сразу после окончания изучения темы, а в середине следующей темы. Это дает возможность учащимся, которые по различным причинам не успели разобраться с изученной темой, в рамках следующей темы… сделать знания более устойчивыми…
Б) Внутри проверочной работы выделяется семь уровней выполнения заданий и учащемуся представляется возможность выбора доступного ему уровня…
В) фиксация результатов выполнение проверочной работы производится учителем с помощью многобальной системы оценивания…
4. Контрольная работа… [6; 67]
5. Итоговые и стартовые проверочные работы на выявление выполнения Госстандарта учащимися в конце и в начале учебного года…
Таким образом, Воронцов утверждает, что у педагогического коллектива его Комплекса в общих чертах есть общая модель разворачивания системы контроля и оценки в совместной учебной деятельности учителя и учащихся. Задача заключается лишь в том, чтобы осмыслить ее положения, оснастить конкретно – практическими видами работ и уроками и после этого обсудить полученные результаты. [6; 71]
Заключение
Учитель русского языка в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно он будет и развивающим и воспитывающим.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений успехов учащихся, но в то же время он помогает увидеть неудачи, пробелы в знаниях детей; помогает найти пути совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по математике. Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимного контроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В – третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
Список литературы:
1. Акимова С. Н.: «Звуковой светофор», «Начальная школа», №1. 2000г., стр. – 53 – 54.
2. Богданова Г. А.: «Опрос на уроках русского языка», Москва «Просвещение» 1989г.
3. Болотина Л. Р.: «Педагогика», Москва «Просвещение» 1987г.
4. Бутенко Т. А., Пожидаева Т. Ф.: «Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе», Выпуск 2, Ростов – на – Дону, Издательство РОИПК и ПРО, 2005г.
5. Водянский А. М., Петрова М. А.: «Примерные программы начального общего образования», Москва «Дрофа», 1999г.
6. Воронцов А. Б.: «Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся», «Начальная школа», №7, 1999г, стр. 61 – 71.
7. Горецкая Г. И.: «Организация учебно – воспитательного процесса в школе», Москва «Просвещение», 1977г.
8. Дубровина И. В.: «Психология», Москва «Академия», 2004г.
9. Львов М. Р.: «Словарь – справочник по методике преподавания русского языка», Москва «Академия», 1999г.
10. Львов М. Р., Горецкий В. Г.: «Методика преподавания русского языка в начальных классах», Москва «Академия», 2000г.
11. Муравьев Е. М., Богоявленская А. Е: «Справочник администрации школы по организации учебно – воспитательного процесса» часть II.
Приложение 1
Деталь № 1. Деталь № 1.
красный
коричневый
зеленый
желтый
синий
белый
А
Е
И
О
Я
Ь
Б
Ж
Г
Д
Э
В
К
Ф
П
Ш
Т
С
Ъ
глагол
прилаг.
сущ.
предлог
местоим.
ед. ч.
мн. ч.
прист.
корень
суффикс
окончание
м. р.
ж. р.
ср. р.
I скл.
II скл.
III скл.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
I спр.
II спр.
наст. вр.
буд. вр.
прош. вр.
Берется продолговатый лист картона (105 × 240 мм). В верхней его части круг, разделенный на 6 цветных секторов. Во втором круге аналогичного диаметра вырезается сектор с углом 60 градусов. Верхний круг белого цвета накладывается на нижний, цветной, и крепится с ним с помощью винта и гайки. На нижней части пособия – полоса с шестью цветными клетками, а еще ниже – восемь строк с обозначениями букв и орфографическими терминами. Главное, чтобы все сектора совпадали по цвету, так как именно определенный цвет, включенных на пособиях, помогает учителю за несколько секунд проверить весь класс. [1; 53]
Приложение 2
Примерные проверочные работы по русскому языку за первое полугодие
I класс
Цель работы: проанализировать, как происходит процесс формирования первоначального навыка письма.
1. Разыгралась легких тучек детвора,
Растеряла дождинки с буквами.
Д…ждь, …зб…шк…, м…л…ш, д…т… .
Запиши слова, вставляя гласны буквы.
Каких гласных букв не оказалось в словах?
Запиши их на новой строке.
2. Подумай, есть ли разница в словах кот, котенок, зайка, зайчишка.
Выпиши слова, в которых есть три гласных буквы. Раздели дугой эти слова на слоги.
3. Составь из букв слова.
ш у л с
м и т е
Прочитай их. Из этих слов составь и запиши предложения.
4. В какую игру ты любишь играть во дворе?
Я люблю… играть в снежки
играть в прятки
играть в футбол
лепить снеговика
Допиши предложения.
5. Перечитай слова.
Грибок, удочка, утро, клен, трава.
В каких словах прячутся (скрываются) новые слова?
Найди и запиши их. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.
6. Запиши под диктовку с последующим разбором.
Кусты, волки, зайка, парк.
Запиши предложения.
У Лизы розы.
Скоро зима.
У Никиты новые санки.
Вот ваш двор.
7. Графический диктант.
Самолет поднялся в воздух. Димка летел домой. Вот и Москва. Москва – главный город страны.
II класс
Диктант
Цель работы: проверить сформированность навыка правописания.
Объем работы: 25 – 30 слов.
Дома.
Мы жили на даче. Утром бабушка звала к столу. На столе свежий хлеб и ватрушки. Олег и Ольга любили ватрушки. Душистый чай дымился в чашках. С озера прибежала собака Альма.
Слова для справок: прибежала.
Проверочное списывание.
Цель работы: проверить на сколько у учащихся сформирован навык грамотно списывать с доски.
Объем работы: 25 – 30 слов.
На реке.
Мы плыли на лодке по тихой речушке. Брат работал веслами. Мама любовалась белыми кувшинками. Я опустил руку в воду. Вода была теплой и чистой. Под водой проплыла стайка мальков. [15; 67]
IIIкласс
Диктант
Цель работы: проверить сформированность умений, связанных с правописанием звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне.
Объем работы: 45 – 52 слова.
Восход солнца.
Раннее утро. По лесу пробежал над деревьями свежий ветер. Чистые росинки скатывались с листочков. Легкий молочный туман плыл над рекой.
Под пение птиц взошло над землею золотое солнышко. В мире живой природы в этот миг все проснулось и приветствовало его. Жители больших городов редко любуются восходом. Высокие дома закрывают горизонт.
Слова для справок: солнце, любуются.
Проверочное списывание.
Цель работы: проверить, как формируется навык списывания; проанализировать допущенные ошибки.
Певунья.
Жила в лесу певунья. Она была желтенькая, на головке хохолок. Славный был у нее голосок. Приятно было ее слушать. Певунью слушали и хвалили.
Шли дни. Певунья зазналась. Скоро все заметили, что она уже не поет, а хрипит. Все перестали обращать на нее внимание. А птица не могла понять почему.
IV класс
Диктант.
Объем работы: 65 – 70 слов.
Зимой в лесу.
Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились березки и кусты. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьется по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела веселая стайка птиц. Они разместились на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.
Проверочное списывание.
Цель работы: проверить сформированность навыка самопроверки, самоконтроля.
Дуб.
Дуб бывает особенно хорош, когда он растет на полянке. Тогда другие деревья не мешают ему. Его огромный ствол стоит прямо. Широкие ветки раскинулись на высоту человеческого роста.
Весной лес давно оделся в праздничный наряд. Березка стоит вся кудрявая, а на дубе почки еще не распустились. Медленно растут его листья. Но осенью листья уже с других деревьев опадают, а дуб все стоит одетый листвою. Даже зимой еще темнеет его листва. [15; 69]