ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
I. МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
II. КАК ОЧЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?
III. ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
IV. НАСКОЛЬКО ОБЪЕКТИВНЫ КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ?
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей (Riegel, 1979). Фундаментальное исследование Термена (1959), доказавшее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности».
В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, предложенная Отделом образования США (Marland, 1972). Формула эта признает, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. Такое широкое определение явилось полезным в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых дошкольников среди детей с сенсорными или физическими недостатками (Karnes and Associates, 1978). Тем не менее, Рензулли (1978) выступил с критикой определения, данного Отделом образования США. Он отметил, что в этой формуле смешиваются процессы разного уровня — то есть интеллектуальные, творческие и лидерские способности—с их конкретной реализацией в художественной сфере или в общении. Рензулли также указал, что одно из важнейших свойств индивида — мотивация — осталось вне рамок этого определения.
I. МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй — на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.
Система комплексной оценки
В последние годы в соответствии с некоторыми программами одаренные дети выявлялись на основе комплексной оценки. Примером такого подхода является «резервуарная модель» Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму баллов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.
Проект „RAPYHT" в университете штата Иллинойс использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте „RAPYHT" применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов для включения в программу „RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных дошкольников используются два существенно различных источника информации— учителя и родители. С целью проверки данных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. В отношении детей с серьезными физическими или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизированных тестов с тем, чтобы определить, насколько программа „RAPYHT" может быть им полезной.
Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники информации о поведении ребенка, она имеет серьезное преимущество перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы детей из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества.
Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способы и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.
II. КАК ОЦЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?
В связи с теоретическим и практическим расширением понятия «одаренный ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей—достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
В этом разделе мы рассмотрим такие методы выявления одаренных детей, как стандартизированные тесты, оценочные шкалы, систематизированные наблюдения, критериально-ориентированные тесты и некоторые другие.
Стандартизированные методы измерения интеллекта
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.
Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Terman and Merrill, 1973)
Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого (МА) и IQ[1]. Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом (Landig and Naumann, 1978; Tucker, 1972).
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (,,WPPSI") (Wechsler, 1967)
Тест „WPPSI" также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действия, в которую включены 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование («дом животного»).
Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых („SIT") (Slosson, 1981)
Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта, как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.
Колумбийская шкала умственной зрелости („CMMS") (Burgemeister, Blum and Large, 1972)
Колумбийская шкала („CMMS") предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые, по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих анлитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, размеры, числа, символы и т. п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.
Рисуночный тест на интеллект (French, 1964)
Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов: на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания (General Cognitive Index).
Измерение творческих способностей
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования значительно сдерживалось неопределенностью самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта характеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса (1966).
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966)
Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин 2, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.
Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966)
Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взрослых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)
Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
III. ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
Итак, мы рассмотрели различные аспекты проблемы выявления одаренных детей. В основе ее лежит тот факт, что круг подлинно одаренных детей, составляющих главный интеллектуальный потенциал общества, отличается крайней немногочисленностью. Исследователи считают, что одной из основных проблем поиска таких детей является не столько несовершенство психометрических свойств оценочного аппарата, сколько сложный характер самого понятия одаренности, не имеющей таких характерных признаков, как, например, цвет глаз или рост. Одаренность, по всей вероятности, следует понимать как качество, которое возникает (как правило, постепенно) в контексте «человек — среда». К сожалению, специфика такого взаимодействия остается нераскрытой.
В силу того, что одаренность, скорее всего, представляет из себя весьма хрупкое зарождающееся свойство, к которому неприменим закон «все или ничего», результаты попыток ее ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. С одной стороны, если критерии, на которых строится поиск, слишком строги, некоторые (или даже многие) потенциально одаренные дети будут лишены возможности проявить и развить свои способности. С другой стороны, если критерии отбора слишком широки, то может случиться так, что ограниченные ресурсы, выделяемые на программы по работе с одаренными детьми, как бы распылятся среди достаточно большой группы дошкольников, многие из которых никогда не оправдают выданных им авансов. Такое «растекание» ресурсов никоим образом не означает того, что они потрачены впустую, однако каждое детское учреждение должно четко представлять обе возможности, чтобы сознательно отдать приоритет той или иной методике исследования.
Концепция «одаренности» как постепенно возникающего свойства приводит к еще одному важному следствию. Ведь если основой зарождения и проявления одаренности является взаимодействие между личностью и окружением, то интенсивность и качество этого взаимодействия будет определять характер одаренности. Учет этого обстоятельства облегчит выявление одаренных детей. Следует отметить, что в США характер взаимоотношений между личностью и окружением заметно варьируется по группам населения. Характерно, что если установление признаков одаренности у взрослого человека, как правило, не сопряжено с какими-либо значительными трудностями, то у детей дошкольного возраста распознавание признаков особых способностей по тем или иным чертам и особенностям поведения связано с целым рядом проблем. Внешне поведение дошкольников, имеющих те или иные нарушения, или их сверстников из мало обеспеченных слоев общества может значительно отличаться от поведения одаренных детей — выходцев из среднего класса. Означает ли все это, что дети, имеющие, например, речевые затруднения, или выходцы из бедной сельской среды не могут вырасти в одаренных взрослых? Конечно же, нет! Проблема заключается только в нахождении адекватного способа выявления одаренности детей из нетипичных групп населения.
Одно из решений этой проблемы мы видим в том, чтобы вместо выявления одаренных дошкольников направить усилия на отбор детей, обнаруживающих способности в процессе их обучения по специальной программе. Оценивая испытуемого, исследователям необходимо ответить на вопросы: «Что могут делать эти дети?» и «Как они это делают?» Таким образом, поиск талантов превращается в поиск сильных сторон в развитии детей, которые могут быть признаками особых способностей и одновременно стартовой площадкой для дальнейшего развития в процессе обучения.
В результате проведенного исследования американский ученый Гей (1978) выявил соответствия между общепризнанными признаками одаренности и особенностями их проявления среди одаренных негритянских детей. Как известно, в научной литературе высказывается мысль, что одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью. Согласно Гею, эта черта свойственна и чернокожим дошкольникам, которые чутко реагируют на всевозможные проявления, имеющие расовый оттенок, и поэтому с ранних лет могут испытывать чувство отчужденности в детском саду. Гей рекомендует школьным учителям воспользоваться результатами своих наблюдений относительно особенностей поведения детей как дополнительным средством выявления чернокожих детей с обнадеживающими способностями, которых, однако, можно упустить при традиционных диагностических методах. В своей методике Гей предлагает также обращать внимание на учеников, которые показывают достаточно высокие результаты в учебе, несмотря на то, что плохо посещают занятия, неусидчивы, имеют явные речевые трудности, растут в семьях с низкими доходами или в условиях отсутствия надзора со стороны родителей. Такая стратегия не создавалась специально для работы с чернокожими дошкольниками, но оказалась успешной. Практика показывает, что на ее основе дошкольные учреждения могут разрабатывать гибкие системы отбора, учитывающие специфику конкретного контингента детей. Таким образом, любой ребенок, способный нормально развиваться при неблагоприятных условиях, может считаться перспективным кандидатом на обучение по специальной дошкольной программе. При этом следует учитывать, что неблагоприятные условия развития могут быть связаны не только с социально-экономическими трудностями, но и иметь в своей основе физические или психические нарушения.
Методика выявления одаренных и талантливых детей, разработанная в университете штата Иллинойс для программы „RAPYHT" (для детей, имеющих сенсорные или физические недостатки), имела своей целью обойти традиционные процедуры поиска, ориентируя учителей на определение способностей всех детей в классе. Эта методика позволила учителям выявить потенциально одаренных дошкольников, некоторые из которых имели те или иные нарушения: дефекты слуха, задержки речевого развития или церебральные параличи.
Пока еще невозможно делать какие-либо прогнозы относительно пребывания этих детей в «группе одаренных» в последующие годы, однако можно с уверенностью утверждать, что методика „RAPYHT" помогла учителям взглянуть на дошкольников, имеющих сенсорные или физические недостатки, под другим углом зрения и убедить их в необходимости развивать способности, имеющиеся у этих детей.
IV. НАСКОЛЬКО ОБЪЕКТИВНЫ КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ?
Вполне очевидно, что выбор методики оценки влечет за собой решение вопроса о критериях отнесения ребенка к числу одаренных. В начале этой главы мы говорили о классификационных нормах или «проходных баллах», используемых в тестах на интеллект. Следует признать, что расчет этих «проходных баллов» не имеет под собой четких теоретических или эмпирических обоснований. Более того, они выводятся на основе условно принятых величин из предшествующих испытаний. Хотя в принципе подобное решение в тестах является вполне правомочным, составители программ не должны всецело полагаться на ранее сложившиеся стереотипы при установлении критериев отбора в своих собственных программах (Gowan, 1975).
Основная цель процесса выявления одаренных состоит в нахождении оптимального соответствия специальных программ уровню развития дошкольников. Однако определенную роль в отборе детей для обучения по этим программам играют соображения политического, экономического и этнического характера. Зачастую основным политическим аспектом в этом виде деятельности является обеспечение гарантии того, чтобы выявление одаренных детей осуществлялось во всех слоях и подгруппах населения с одинаковой мерой объективности. В настоящей главе, не ставится задача ввести в суть всех мероприятий, направленных на то, чтобы обеспечить адекватное представительство детей из разных расовых, этнических и социально-экономических слоев в программах для одаренных.
При решении вопросов, касающихся критериев отбора, необходимо учитывать и такой фактор, как ограниченность фондов финансирования программ. Как правило, отбор одаренных детей (от 3 до 5% от общего количества детей, проживающих в районе, местности и т. п.) производится на основании достижения кандидатами установленного проходного балла (в большинстве случаев по шкале Станфорд-Бине). Практика, однако, показывает, что количество одаренных детей может колебаться в зависимости от применяемых критериев одаренности и квалификационных норм. В результате не исключено, что в некоторых группах количество детей, рекомендованных для обучения по специальным программам, может оказаться значительно большим, например, составить 15% от общего числа детей. В этом случае может возникнуть сложная проблема, ведь материальные фонды в основном рассчитываются исходя из того, что количество одаренных детей не превышает 5% от общего числа. Одно из напрашивающихся решений состоит в усовершенствовании квалификационных норм. Но имеются и другие подходы , например участие детей в специальных программах обучения на временной основе, когда длительность обучения ребенка зависит от его успехов.
Вывод.
Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности весьма расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения потребностей и ресурсов. Хотя в настоящее время и не имеется однозначного решения, тем не менее, можно предложить целый ряд приемлемых вариантов. Некоторые из них и были описаны в данной работе.
Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе— сравнительно новый элемент в деятельности педагогов. И пока отсутствуют отработанные методы, мы рекомендуем педагогам и разработчикам учебных программ воспользоваться описанной нами методикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. “Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д.Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.
[1] Среднее значение IQ равно 100, MA — mental age, в переводе «умственный возраст»—Прим. ред
2 Ребенку дается лист бумаги с изображением ярко раскрашенной фигуры неправильной формы, которую он должен использовать как отправной пункт для построения собственного произвольного изображения.— Прим. ред.