Реферат по предмету "Налоги"


Общая характеристика и основные этапы развития налогового права

Содержание
Введение Глава 1. Общая характеристика и основные этапы развития налогового права Глава 2. Налоговое право – самостоятельная отрасль права Глава 3. Проблемы налогового права на современном этапе Заключение
Список использованной литературы



Введение. Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций: - защита территории; - выполнение управляющих и распределительных функций; - поддержание внутреннего порядка; - сбор налогов и податей с населения. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами). Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”. Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы. Перечень ключевых слов: налог, государство, налогоплательщик, налоговое законодательство, налоговая отчетность. Объект исследования: налог и налоговое право. Цель работы: рассмотреть налоговое право, дать его характеристику и проблемы на современном этапе. Область применения: в учебном процессе.
Глава 1. Общая характеристика и основные этапы развития налогового права (с 19 века). Вплоть до середины ХVIII в. термины , в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово . В научном обороте и законодательстве термин утвердился лишь к середине XIXв. Рассмотрим основные этапы истории возникновения и развития налогообложения и налогового права в России. Понятия и являются едва ли не центральными понятиями налогового права. Вплоть до середины XVIII в. термин в России не употреблялся. В научном обороте и законодательстве термин утвердился лишь в XIX в. В отечественной науке к изучению истории налогообложения в России обращались такие известные историки, как Д.И.Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О Ключевский, С.М Соловьев и др., а также экономисты: Э.Я Брегель, И.Я. Горлов, И.Х. Озеров и др. В наши дни отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в книгах и статьях М.Буланже, И.С. Зуйкова, А.Д. Мельникова, Д.Г. Черника и др. Наконец, одним из первых системных исследований истории налогов в России стала опубликованная в 2001 году работа А.В.Токушкина[1]. Анализ принятых в последнее время нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, и проекта Общей части Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что их разработкой занимались прежде всего представители экономической науки, а мнение ученых-юристов, занимающихся исследованием проблем правового регулирования налоговых отношений, не было должным образом учтено либо не принималось во внимание вовсе. Такое положение вещей, на наш взгляд, обусловлено преобладающим сегодня представлением о налоге как об исключительно фискальном инструменте. Данное представление имеет достаточно глубокие исторические корни; кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в России финансово-экономической ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй план другие, функциональные признаки налогов. Сегодня фискальная функция налога должна отойти на второй план, уступив место пониманию этого института как "средства поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества - с другой"[2]. Посредством налога, используемого государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода, часть-выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем находит применение при решении общественных задач. Налог, являясь в первую очередь особым экономическим институтом, совокупностью экономических отношений, представляет собой обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в определенном размере и в определенный срок. Необходимо отметить, что при уплате налога происходит переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству. В этой черте налоговых отношений, на наш взгляд, заключается одна из основных, отличительных особенностей данных отношений, "экономический фундамент", позволяющий наряду с другими признаками налога, такими, как строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в государственный бюджет и внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок отличать их от иных отношений, возникающих при уплате других видов платежей.
В юридической науке до недавнего времени положение о переходе права собственности при уплате налогов, достаточно полно обоснованное С. Д. Цыпкиным", подвергалось критике и не считалось одним из основных признаков налоговых правоотношений. Такой подход был обусловлен, на наш взгляд, во-первых, недостаточным развитием отношений собственности в нашей стране, точнее монополизмом государственной собственности и недооценкой остальных форм собственности; во-вторых, применением налоговой техники, вернее налогового метода, в отношениях с государственными предприятиями при уплате ими налога с оборота, при нормативных отчислениях от прибыли и плате за ресурсы.
Сходство упомянутых платежей по ряду юридических признаков с налогами отмечалось, например, С. В. Запольским и рассматривалось как значительный шаг вперед по сравнению с существовавшей прежде системой платежей госпредприятий в бюджет. Действительно, установленные Законом о государственном предприятии платежи в бюджет были наделены существенными юридическими признаками налога, в частности, легальностью, точным определением объектов обложения, определенностью сроков внесения в бюджет и, конечно, безвозвратностью для плательщика. Но в прямом, собственном смысле налогами они не являлись, в этом случае внешняя юридическая форма не соответствовала экономическому содержанию. Указанное несоответствие было закреплено и в Законе СССР[3], фактически уравнявшем государственные предприятия с предприятиями других форм собственности в их отношениях с госбюджетом, установившем для них единую систему налогов. Подобное решение расценивалось многими экономистами и хозяйственниками как создание равных условий для государственных, кооперативных, акционерных и других предприятий". В то же время складывалось парадоксальное положение: государство облагало налогом прибыль, созданную на государственном предприятии, и имущество, фактически принадлежащее самому государству. Сам принцип налогообложения государственных предприятий подвергался критике еще в середине 20-х годов, в период развития многоукладной экономики'. Крупнейшие экономисты того периода рассматривали налог прежде всего в контексте отношений собственности; отсюда и особый интерес к проблемам налогов и налоговых отношений, большое число теоретических разработок в данной области, в конечном счете обусловленные объективными факторами. Между тем прямым подтверждением тесной связи налогов с отношениями собственности служит развитие налоговых отношений в последние годы. Не случайно этот процесс совпал с глубокими изменениями и преобразованиями в экономической системе. Определение налога дополняется новыми признаками, отражающими его действительное содержание. На наш взгляд, наиболее адекватное сегодняшним правовым и экономическим реальностям определение налога дает С. Г. Пепеляев: "Налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти"*. Во-первых, приведенное определение подчеркивает, что посредством налога государством принудительно отчуждается собственность граждан и предприятий, т. е. при его уплате происходит переход права собственности на уплачиваемые денежные средства к государству. Во-вторых, указывается, что подобное отчуждение носит легальный характер, происходит на основании закона. В-третьих, оно имеет индивидуально-безвозмездный характер. Такое законное изъятие обеспечивается государственным принуждением, оно необходимо для обеспечения функционирования публичной власти, выполнения ее основных задач. Каким же образом налоговое законодательство учитывает те существенные изменения, которые объективно происходят в "экономическом фундаменте" налоговых отношений? Отражает ли оно признаки, свойственные отношениям между государством и налогоплательщиком? В Законе Российской Федерации[4], что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами", т. е. Закон фактически ставит знак равенства между налогом, пошлиной и сбором. Такой важный признак налога, как индивидуальная безвозмездность, законодательством Российской Федерации не был определен. Одним из последствий принятия Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" явилось причисление к системе налогов тех платежей в бюджет, которые не обладают признаком "индивидуальной безвозмездности": платежей за пользование природными ресурсами, государственной пошлины, лесного дохода, платы за воду, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, гербового сбора и др. Как видно из названий данных платежей, они имеют характер своеобразной оплаты либо оказываемых государственными органами услуг, либо принадлежащих государству ресурсов. Поэтому отношения, возникающие при уплате таких платежей, нельзя отнести к налоговым, которые отличаются отсутствием всякой возмездности и возвращаемости. В отличие от Закона РФ, законодательные акты некоторых республик, входящих в состав Российской Федерации, проводят четкую границу между налогами и иными обязательными платежами в бюджет и во внебюджетные фонды. Федеральное законодательство, как отмечалось, не содержит точного определения понятия "налог", отождествляя его с иными обязательными платежами в бюджет -пошлиной и сбором. Более того, в Российской Федерации отсутствует единая правовая база для регулирования основ налогообложения, и поэтому отдельные республики Российской Федерации приняли собственное налоговое законодательство, устанавливающее общие начала налогообложения в данной республике и определяющее такие понятия, как "налог" и "обязательный платеж". К сожалению, в проекте Общей части Налогового кодекса Российской Федерации заложены те же подходы к определению налогов, что и в Законе РФ от 27 декабря 1991 г.: они отождествляются со сборами и пошлинами. На наш взгляд, в ст. 6 проекта Кодекса содержится серьезная методологическая ошибка: признак безэквивалентности и безвозмездности распространен на сборы и пошлины, а также на платежи, связанные с использованием принадлежащих государству природных ресурсов. Последствия этой ошибки могут проявиться в дальнейшем и оказать существенное влияние на уровень налогообложения. Отсутствие легальной дифференциации налогов и сборов позволяет на региональном и местном уровнях устанавливать дополнительные виды платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в форме так называемых сборов на различные цели (поддержание инфраструктуры, нужды бюджетных учреждений и т. д.), Фактически подобные платежи относятся к налогам и не связаны с индивидуальной возмездностью для их плательщиков.
Наглядным примером так называемых сборов, являющихся по сути своей налогами, может служить действовавший в Москве сбор на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Москву на жительство'". Его уплата в бюджет формально не была связана с административной регистрацией граждан по месту нахождения приобретенного ими жилья. Отсюда можно было сделать вывод, что данный сбор являлся завуалированным налогом. Однако на практике без предварительной уплаты сбора определенной группе лиц, приобретающих жилье в Москве, в регистрации отказывалось, т. е. фактически уплата сбора должна была предшествовать предоставлению административных услуг. Последнее обстоятельство сближает так называемый "сбор за регистрацию" с государственной пошлиной. Таким образом, при отсутствии в законодательстве разграничения понятий "налог", "пошлина" и "сбор" практика рождает своеобразные "гибриды", никак не украшающие налоговую систему страны.
Особый акцент на том, что налог является "единственно законной формой отчуждения собственности физических лиц", подводит к проблеме законоустановленности налогов. Несомненно, в процессе реформирования налоговой системы, развития налогового законодательства одни признаки налога выдвигаются на первый план, другие перестают быть столь очевидными либо вообще подвергаются сомнению. Последнее, на наш взгляд, происходит сегодня с принципом законоустановленности налогов (введение налогов только органом народного представительства и актом высшей юридической силы, т. е. законом). Данный принцип был выработан в длительном процессе развития и становления парламентской демократии, свое закрепление он получил еще в английском Билле о правах 1689 г.: " .взимание сборов в пользу и в распоряжение короны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно"". Отличительной особенностью введенной в действие в 1992 г. налоговой системы России было то, что все виды входящих в нее налогов, даже полностью закрепленных за региональными и местными бюджетами, устанавливались законом, принятым высшим органом представительной власти федерации. Местным органам власти было предоставлено право ввести на своей территории любой из обширного перечня налог либо сбор, уже определенный федеральным законом, за исключением тех поступающих в местные бюджеты налогов, которые взимаются на всей территории Российской Федерации (земельный налог, налоги на имущество физических лиц и др.). Совершенно очевидно, что подобная практика, несмотря на некоторое сужение в данном случае компетенции местных органов власти, способствовала обеспечению стабильности и равно-напряженности налогового обложения. Гражданин или хозяйствующий субъект оказывался в сравнительно одинаковых отношениях с бюджетом, независимо от своего местонахождения. В какой-то степени это способствовало созданию единого рыночного пространства в пределах России. Однако значительный удар по единой налоговой системе был нанесен Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году". В соответствии с названным Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным органам государственной власти было предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы в субъектах федерации и местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Президент, который в связи со вступлением в действие 25 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации утратил право принимать акты, регулирующие налоговые отношения, этим своим Указом дал зеленый свет местному налого-творчеству, нашедшему свое выражение, например, в налогах на содержание городской футбольной команды, на сверхдоходы физических лиц и в иных формах", воплотивших находчивость местной фискальной мысли. Конституция Российской Федерации (ст. 72) относит установление общих принципов налогообложения к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При соблюдении указанных принципов органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать местные налоги и сборы, определять льготы по их уплате Таким образом, конституционно закреплена возможность установления и введения в действие не предусмотренных федеральными законами местных налогов выборными органами местного самоуправления. Следует обратить внимание на то, что местные налоги устанавливаются выборными органами. Это положение не противоречит принципу легальности налогообложения, установления налогов органами народного представительства. Идя вразрез с данным принципом, ст. 10 проекта Общей части Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает делегирование прав по установлению местных налогов и сборов исполнительным органам местного самоуправления". К чему может привести делегирование полномочий по установлению и введению в действие налогов, свидетельствуют негативные последствия, вызванные принятием президентских указов, в том числе уже упомянутого №2768 от 22 декабря 1993 г., а также № 2270 от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были установлены и введены в действие специальный федеральный и транспортный налоги. Кроме того, разработчики проекта Общей части Налогового кодекса Российской Федерации не делают различий между установлением и вводом в действие налога. Под установлением они также понимают "внесение изменений в действующий налог", "прекращение действия ранее введенного налога". Безусловно, все это свидетельствует о пренебрежении к правовым основам и принципам, разработанным и сформулированным финансовоправовой наукой. Для чего же требуется четкое разграничение понятий "объект" и "предмет" налога (налогообложения), да и так ли оно необходимо? Чтобы ответить на данный вопрос, следует вернуться к истории практики налогообложения. Прежде чем ввести тот или иной налог, государство в первую очередь ищет и находит тот предмет материального мира, который стал бы основой для налогообложения, материальным основанием налога. История изобилует фактическими и весьма курьезными примерами поиска государством предметов налогообложения: это и фортепьяно, и певчие птицы, и скаковые лошади, экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения, а также необычные виды сооружений и построек - выступавшие эркеры и балконы, - служившие предметом налогообложения вплоть до нашего столетия". Сегодня на смену указанным специфическим предметам пришли другие, более эффективные и легко устанавливаемые: земля, недвижимость, прибыль, заработная плата и др. Но выбор и определение предмета налогообложения являются лишь первым шагом на пути установления налога. Вслед за этим требуется выявить юридическую связь между субъектом налога и предметом налогообложения.
Как тонко и справедливо отмечает С. Г. Пепеляев, сам по себе земельный участок - предмет материального мира и налогообложения - не порождает никаких налоговых последствий. Такие последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае собственность.
Первым в советской финансовоправовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С. Д. Цыпкин. В своей работе[5], написанной и изданной более сорока лет назад, он отмечал: "В каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог'". Позднее он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т. п., т. е. наличие объекта налогообложения"'". Правда, ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения - это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н. И. Химичева. Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т. е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество .". Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия. Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального мира, это скорее определенные фактические обстоятельства, находящие выражение в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера. Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н. И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога - площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности знаменитый налог Петра 1 на бороды. Но и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками. Развитие НП в России по К. Марксу - Маркс Карл (1818-1883), немецкий экономист и философ. Родился в г. Трире (Германия), в семье адвоката. В 1835 году Маркс поступает в Боннский университет, затем (через год) продолжает занятия в Берлинском университете, где изучает право, философию, теорию искусства. После окончания университета (1841), Маркс возвращается в Бонн, где становится сотрудником, а вскоре и редактором "Рейнской газеты". По политическим мотивам газета в 1843 году была закрыта и Маркс переезжает в Париж с целью издания "Немецко-французского ежегодника" и распространения его в Германии. К этому времени относится и первая экономическая работа Маркса "Экономически-философские рукописи 1844 г.". Вторая половина сороковых годов девятнадцатого века - время Кассовых выступлений европейского рабочего класса и Маркс не остается в стороне от политической борьбы. Весной 1847 года Маркс (вместе с другом и соавтором многих работ Ф.Энгельсом) вступили в "Союз справедливых", реорганизованный в июне того же года в Союз коммунистов (первую международную коммунистическую организацию) и разработали его программу "Манифест коммунистической партии", опубликованный в феврале 1848 года в Лондоне. В 1848 году Маркс выехал в Германию и создал "Новую Рейнскую газету". Газету вновь закрывают, Маркса из Германии высылают. Затем Париж, снова высылка, и в 1849 году Маркс переезжает в Лондон, где живет до конца своей жизни. В Лондоне Маркс занимается разработкой революционной теории, но одновременно идет интенсивная работа над экономическими сочинениями, в частности, над "Капиталом", вариант первого тома которого Маркс закончил в 1865 году. В это же время (1864) по инициативе Маркса в Лондоне было создано Международное товарищество рабочих - Первый Интернационал, где он являлся не только основоположником, но и руководителем его Генерального Совета. В последующие годы Маркс занимается, среди прочего, разработкой теории социализма, основные положения которой он изложил в работе "Критика Готской программы" (1875). В частности, основы программы пролетарских партий и сформулировал положение о переходном периоде от капитализма к социализму. В советское время работы Маркса издавались многократно многотысячными тиражами, в том числе полные собрания сочинений, поэтому найти любую его работу не представляет никакого труда. На взгляд автора этой работы, наиболее легкими в изложении и в то же время достаточно полно излагающими взгляды Маркса работами являются: - К.Маркс. "К критике политической экономии". М., Политиздат, 1990. - К.Маркс. "Заработная плата, цена и Наемный труд и капитал". М., Политиздат, 1990. - К.Маркс. "Критика Готской программы". М., Политиздат, 1989.
Глава 2. Налоговое право – самостоятельная отрасль права Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщик). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.
Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).
Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” (п. 4 Постановления ). Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п. Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно Закону РФ[6] в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Глава 3. Проблемы налогового права на современном этапе Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям: - реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам; - выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам; - упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов. В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер. С 1 января 1999 года введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которой закладывается правовая основа регулирования всех стадий налоговых отношений. Во-первых, установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой, обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства, должно стать установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, включая определение предельных размеров налоговых ставок. С одной стороны, это оградит хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные органы власти смогут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения налоговой политики. Во-вторых, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов закреплены законодательно. Основой взаимоотношений является закон. Одной из основных гарантий соблюдения прав налогоплательщиков являются требования, предъявляемые НК РФ к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка введения их в действие[7]. Согласно НК РФ органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты только по тем вопросам, которые специально оговорены в Кодексе и по которым законодатель считает необходимым передать свои права по регулированию налоговых отношений. Данные положения призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности. В-третьих, определены основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов. Значительное место отводится в НК РФ регламентированию налогового администрирования - комплекса форм и методов осуществления налогового контроля. С введением в действие части первой НК РФ упорядочены процедуры налоговых проверок, постановки на налоговый учет. Впервые установлена ответственность за несоблюдение налогоплательщиками обязанности по постановке на учет, регламентирован порядок обмена информацией между налоговыми и иными органами в процессе осуществления налогового контроля. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита. За 2000 год общее количество споров по жалобам и искам налогоплательщиков и налоговых органов возросло на 20% по сравнению с 1999 годом. Процент роста исков налогоплательщиков составил 57%. При этом средний процент удовлетворения исков налогоплательщиков в 2000 году достиг 69%. Полнота правового регулирования налоговых отношений будет обеспечена с введением в действие в полном объеме части второй НК РФ, которая посвящена порядку исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, принципам обложения региональными и местными налогами и сборами, а также специальными налоговыми режимами. С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй НК РФ о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге. Одновременно с их введением в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.
Начиная с 2001 года вместо трехуровневой шкалы ставок подоходного налога с физических лиц действует единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% практически по всем видам доходов. Упрощен порядок расчета налога за счет фиксированных стандартных налоговых вычетов.
Отчисления в государственные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом. Установление регрессивной шкалы налогообложения позволяет снизить общий размер отчислений в фонды и создает стимул для работодателей увеличивать выплаты своим работникам. С 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей. Объект обложения налогом на прибыль определен как прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу и уменьшенная на величину произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Снижение ставки по налогу на прибыль организаций до 24% позволило отказаться от многочисленных налоговых льгот и вычетов. Законодательные (представительные) органы субъектов вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Предусматривается возможность уменьшения налоговой базы на всю сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде (налоговых периодах), или ее части. Вышеуказанные изменения свидетельствуют о воплощении на практике принципов реформирования налоговой системы. С введением налога на добычу полезных ископаемых отменены регулярные платежи за пользование недрами (за добычу полезных ископаемых), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть. Вместо дифференцированной ставки налога, которая устанавливалась органами исполнительной власти, налогоплательщики будут уплачивать налог на добычу полезных ископаемых по единой ставке. Единая ставка налога позволит с большой долей вероятности прогнозировать налоговую нагрузку при добыче полезных ископаемых. Развитие налогового законодательства происходит и в результате деятельности судебных органов, большое значение в толковании смысла основных начал законодательства имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации - это особенность реформы. Характерным примером является постановление Конституционного Суда Российской Федерации о налоге с продаж от 30.01.2001 N 2-П, признавшее не соответствующим Конституции Российской Федерации, например, определение круга налогоплательщиков налога с продаж в зависимости от формы осуществления ими расчетов. Поскольку поступления от налога с продаж являются источником доходов региональных и местных бюджетов, на текущем этапе проведения налоговой реформы отказ от взимания налога с продаж признан преждевременным. Вместе с тем, срок действия главы 27 "Налог с продаж" НК РФ ограничен 31 декабря 2003 года. При этом с введением на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж перестает взиматься целый ряд региональных и местных налогов, что в целом сокращает количество налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. Большое влияние на регулирование налоговых отношений оказывают изменения, происходящие в правовом регулировании иных общественных отношений. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ввел новый вид обязательного платежа - индивидуально возмездный обязательный платеж (страховой взнос), который уплачивается в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Персональным целевым назначением платежа является обеспечение права застрахованного лица на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Плательщиком страхового взноса может быть и не сам гражданин, а лицо, производящее выплаты в его пользу (его работодатель, выступающий в качестве страхователя). Данное обстоятельство не позволяет отнести указанные платежи к сборам (п.2 ст.8 НК РФ). В связи с проведением пенсионной реформы в НК РФ внесены изменения и дополнения, которые создают новую редакцию главы 24 "Единый социальный налог": в таблице налоговых ставок по единому социальному налогу отчисления в ПФР заменены отчислениями в федеральный бюджет, эта глава дополнена положением о налоговом вычете сумм налога на сумму страховых взносов[8]. Выплата базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии должно производиться за счет средств бюджета ПФР.

Заключение.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдви­гаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элемен­тов налого­вой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соот­ветствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развер­нуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет . Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др. Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по­ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изме­няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Список использованной литературы.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.-СПб.: Тускарора, 2002. – 296с.; 2. Горский И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. – 2001. - №8. – с. 36;
3. Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник - 2002. №3.- с.78; 4. Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник – 1999 - № 4. – с.7; 5. Евстигнеев Е.И. Основы налогообложения и налогового права: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 120с.; 6. Налоги. Теория и практика. Учеб. пособие / Под ред. В.В. Глухова, И.В. Дольда – СПб.: Специальная Литература, 1996. – 288 с.; 7. Оганян К.И. Налоговое бремя в России: кто должен платить налоги? // Налоговый вестник – 1999. - № 9. – с.11; 8. Осетрова Н.И. Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения // Налоговый вестник. – 2001. - № 3. – с. 139; 9. Основы налогового права: Учебное пособие/Под ред С.Пепеляева.М., 1995 стр.24.; 10. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000. – 512с.; 11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 429 с.; [1] Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000. – 512с. [2] Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник - 2002. №3.- с.78. [3] Закон СССР от 14 июня 1990 г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций". [4]Ст. 2 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". [5] С. Д. Цыпкин. "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" 1989г. [6]Ч. 1 ст. 11 Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». [7]Ст.3, 5 Налоговый Кодекс Российской Федерации., М. 2002г. [8] ФЗ от 12 декабря 2001. № 198ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые др. законодательные акты РФ о налогах и сборах’’.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.