Реферат по предмету "Налоги"


Налогообложение в сфере малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретическая часть 1.1 УСНО для субъектов малого предпринимательства 1.2 Современное предпринимательство
2. Расчетная часть Исходные данные 2.1 Определение амортизации по основным средствам и НМА 2.2 Расчет реализации недоамортизированного автомобиля 2.3 Расчет по определению расходов, связанных с отнесением процентов по займу 2.4 Расчет формирования НДС 2.5 Расчет НДФЛ 2.6 Расчет ЕСН 2.7 Расчет налога на имущество 2.8 Расчет транспортного налога 2.9 Расчет земельного налога 2.10 Формирование бухгалтерской и налоговой прибыли 2.11 Расчет налога на прибыль строительной организации «Шанс» Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия. Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства. Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги. В России сегодня насчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге - соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве , 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996 г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства. Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения. В своей работе я постаралась осветить все достоинства и недостатки данной системы налогообложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. В Российской Федерации упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом №104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. СУЩНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от: 1. Федеральных налогов, к которым относятся: - налог на добавленную стоимость; - налог на операции с ценными бумагами; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; - платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; - подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; - сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. 2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги: - налог на имущество предприятий; - лесной доход; - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; 3. От местных налогов, к которым, в частности, относятся: - налог с продаж; - налог на рекламу; - земельный налог; - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги со следующих видов доходов: - доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления; - доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации; - доходов по иным ценным бумагам. Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы. Понятие "таможенные платежи" означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами.
ДОКУМЕНТАЦИЯ Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета - фактуры оформлять не должны. УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей. Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, занимающиеся игорным бизнесом; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации. Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках. Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 100 человек и более (организацию лишат патента). Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, определен Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. Доходы предпринимателей, полученные от не указанных в патенте видов деятельности, облагаются подоходным налогом в установленном порядке. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему, Федеральным законом от 24.07.2002г. №104-ФЗ установлена ставка единого налога на совокупный доход в размере 6%. В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливается ставка в размере 15%. УЧЕТ ДОХОДОВ Доходами признаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся: 1. суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов; 2. полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу); 3. суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам); 4. стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия. УЧЕТ РАСХОДОВ К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся: 1. стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость). 2. эксплуатационные расходы (к эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности). Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие "расходы на содержание и эксплуатацию". Возможно, под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. Исходя из экономического смысла, расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.) и соответственно не могут быть использованы. 3. текущий ремонт (затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности);
4. затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, 5. затраты на аренду транспортных средств, 6. расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента),
7. оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, согласно Постановлению 552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1). 8. суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, - налог с продаж, уплаченный поставщикам; 9. ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды, - уплаченные таможенные платежи, 10. государственные пошлины и лицензионные сборы. Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг. Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией. Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне. Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций. ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 25-го числа месяца (то есть не позже 24-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога , а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению. ВОЗВРАТ К ПРЕЖНЕЙ (ТРАДИЦИОННОЙ) СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Плательщики единого налога в этих случаях решением территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной численности или размера выручки произошло в I квартале, то возврат на принятую ранее систему налогообложения осуществляется, начиная с III квартала. При этом последний отчет по упрощенной системе представляется за I полугодие. НАЛОГОВАЯ БАЗА Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков, принявших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая база будет равна денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая база соответственно равна денежному выражению доходов уменьшенных на величину расходов. В соответствии с пунктом 5 ст. 346.18 [1] при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы. Особенностью налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСНО, является обязанность уплаты при определенных обстоятельствах минимального налога. В соответствии с пунктом 6 ст. 346.18 [1], налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом оговорено, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые (но не отчетные) периоды включить разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положением пункта 7 ст. 346.18 [1]. Пункт 7 ст. 346.18 [1] устанавливает правила и порядок уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСНО и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение доходов над расходами. Разумеется, доходы и расходы определяются порядком, установленным для организаций и предпринимателей, перешедшим на УСНО. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течении всего срока списания убытка. Для обеспечения правильного списания убытков необходимо вести обособленный учет каждого убытка и динамику его списания. Убыток, полученный налогоплательщиком при приме6нения общего режима налогообложения, не принимается при переходе на УСНО. Аналогично, убыток, полученный при применении УСНО, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Упрощенная система налогообложения, без сомнения, стала более удобной после внесения изменений 01.01.2003 г. Но она не стала идеальной. Перечислю ее наиболее яркие достоинства и недостатки: Достоинства: 1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.
2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности. 3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.
4. Юридические лица (далее юр. лица.) платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. 5. Индивидуальные предприниматели (далее ИП) не платят налог на доходы физ. лиц. 6. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. 7. Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж. 8. Широкий перечень расходов (расширен с 01.01.2003 г), на которые можно уменьшить доходы. Недостатки: 9. Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход. 10. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна. Возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это невозможно. Надеюсь, что в 2005 году, когда все субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, объектом налогообложения примут доходы, уменьшенные на величину расходов, появятся новые приказы и поправки МНС России, корректирующие УСН и приводящие ее к идеальной форме. 1.2 СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СИНТЕЗ МЕЛКОГО И КРУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта. Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом. В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и ½ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия. В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш. Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени, как например, в случае с производством медицинского оборудования фирмами Дании. Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг. Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл. Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети. Теперь автор считает нужным перейти к целям и основным направлениям государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства за рубежом. Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью: - создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий; - реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую; - реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; - оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности; - применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности; - упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя; - снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно: - поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения; - интенсификацию инвестиционных процессов; - стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции. В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки: - законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса; - включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы. В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам. Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям: - создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса; - использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств; - обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий; - создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
- осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов: - разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
- оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей; - предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков. - содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах[1].

Страны
Количество малых и средних предприятий (тыс.)
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%)
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
Великобритания
2630
460
13,6
49
50-53
Германия
2290
370
18,5
46
50-52
Италия
3920
680
16,8
73
57-60
Франция
1980
350
15,2
54
55-62
Страны ЕС
15770
450
68,0
72
63-67
США
19300
742
70,2
54
50-52
Япония
6450
496
39,5
78
52-55 Источники: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ВАРИАНТУ №9 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТОВ В КУРСОВОМ ПРОЕКТЕ Хозяйственные операции за отчётный квартал Таблица 1 № п/п Дата Содержание хозяйственной операции Сумма, т.руб.
Январь 1 07.01.05 Заказчиком подписан акт за выполнение СМР (в том числе НДС)
21000 2 08.01.05 Получены и переданы в производство строительные материалы (в том числе НДС)
950 3 11.01.05 Получены доходы, в виде сумм возмещения ущерба
22,1 4 14.01.05 Получена выручка от реализации недоамортизированного автомобиля (в том числе НДС), (пример расчёта 3)
151 5 17.01.05 Строительной организацией «Шанс» получен доход от долевого участия в других организациях
600 6 22.01.05 Приобретена лицензия на строительную деятельность (в том числе НДС)
30 7 23.01.05 Приобретён компьютер (в том числе НДС)
38 8 25.01.05 Предъявлен счёт строительной организации «Шанс» по аудиторским услугам (в том числе НДС)
19,3 9 26.01.05 Представлен авансовый отчёт по командировке (в том числе НДС)
3,8 10 27.01.05 Оплачены судебные и арбитражные расходы
9 11 28.01.05 Получен аванс в счёт предстоящих работ (в том числе НДС)
81 12 29.01.05 Начислена заработная плата за январь
43 13 30.01.05 Начислен ЕСН
10,53
Февраль 14 02.02.05 Начислена амортизация по сертификату (пример расчёта 2)
2,12 15 02.02.05 Начислена амортизация по компьютеру (пример расчёта 1)
1,07 16 03.02.05 Получены средства от сдачи в аренду имущества (в том числе НДС)
4 17 05.02.05 Заказчиком подписан акт за выполненные СМР (в том числе НДС)
8000 18 07.02.05 За нарушение договорных обязательств организации «Шанс» выплачены средства, в виде неустойки
5 19 10.02.05 Приобретены приспособления для монтажа и введены в эксплуатацию (в том числе НДС)
100 20 11.02.05 Организации выставлен счёт за выполненные юридические услуги (в том числе НДС)
27 21 13.02.05 Предъявлен счёт по представительским расчётам
18 22 18.02.05 Оплачены услуги банка
13 23 22.02.05 Государственными учреждениями начислены штраф и пени организации «Шанс»
30 24 24.02.05 Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
100 25 27.02.05 Начислена зарплата работников, не состоящих в штате по договорам
80 26 27.02.05 Начислен ЕСН
22,16 27 27.02.05 Начислена заработная плата за февраль
43 28 27.02.05 Начислен ЕСН
10,53
Март 29 01.03.05 Начислена амортизация по сертификату
1,94 30 01.03.05 Начислена амортизация по компьютеру
1,04 31 04.03.05 Получены инвестиции на финансирование капитальных вложений производственного назначения
72 32 05.03.05 Организации выставлен счёт по оплате работ производственного характера (в том числе НДС)
140 33 06.03.05 Представлен счёт по содержанию служебного транспорта (в том числе НДС)
23 34 07.03.05 Заказчиком подписан акт за выполненные СМР (в том числе НДС)
5900 35 08.03.05 Начислены проценты по займу (пример расчёта 4)
2,01 Сумма займа
154 36 10.03.05 Выставлен счёт по расходам на рекламу (в т.ч. НДС)
89 37 12.03.05 Получены доходы, в виде списанной кредиторской задолженности организации
18 38 13.03.05 Представлены счета по коммунальным услугам (в том числе НДС)
3,1 39 17.03.05 Произведены расчёты по оплате повышения квалификации работников (в том числе НДС)
19,3 40 18.03.05 Списаны убытки прошлых налоговых периодов
91,6 41 20.03.05 Начислена премия работникам за I квартал из средств специального назначения
38 42 22.03.05 Организацией начислены дивиденды
100 43 31.03.05 Начислена и выплачена пеня
20 44 31.03.05 Начислена заработная плата за март
25,9 45 31.03.05 Начислен ЕСН
8,12 46 31.03.05 Начислен транспортный налог
1,21 47 31.03.05 Начислен налог на рекламу
2,72 48 31.03.05 Начислен налог на имущество
3,55 49 31.03.05 Начислен налог на прибыль
6909
Исходные данные для расчёта налога на доходы физических лиц (месячная з/п) Таблица 2 Фамилия Сумма, руб
1. Светлов
16000 2. Попова
8000 3. Шацких
5000 4. Иванов
4000 5. Шабанова
4000 6. Заложных
3100 7. Орлова
2900 Количество детей Таблица 3 Фамилия Сумма, руб 1. Светлов
2 2. Попова
1 3. Шацких
- 4. Иванов
1 5. Шабанова
- 6. Заложных
3 7. Орлова
- Сумма начисленных отпускных в марте 2005г. Таблица 4 Фамилия Сумма, руб 1. Светлов
6000 2. Попова
4500 3. Шацких
3600 4. Иванов
3800 5. Шабанова
3200 6. Заложных
2000 7. Орлова
2800 Сумма полученных призов в феврале 2005г. Таблица 5 Фамилия Сумма, руб 1. Светлов
2200 2. Попова
- 3. Шацких
- 4. Иванов
3500 5. Шабанова
4500 6. Заложных
- 7. Орлова
- Сумма заёмных средств в январе Таблица 6 Фамилия Сумма, руб 1. Светлов
- 2. Попова
44000 3. Шацких
- 4. Иванов
- 5. Шабанова
700 6. Заложных
- 7. Орлова
- Сумма приобретенной квартиры или дома Таблица 7 Фамилия Сумма, т.руб 1. Светлов
- 2. Попова
- 3. Шацких
- 4. Иванов
- 5. Шабанова
- 6. Заложных
1100 7. Орлова
- Сумма средств израсходованных на обучение Таблица 8 Фамилии Сумма, руб 1. Светлов
24000 2. Попова
- 3. Шацких
- 4. Иванов
- 5. Шабанова
- 6. Заложных
- 7. Орлова
19000 Сумма средств израсходованных на лечение и медикаменты Таблица 9 Фамилии Сумма, руб 1. Светлов
- 2. Попова
- 3. Шацких
- 4. Иванов
- 5. Шабанова
10000 6. Заложных
- 7. Орлова
- Расходные данные для расчета налога на имущество Таблица 10 Остатки по счетам
Сумма, т.руб 1. На «01»счёте на 01.01.05 1370 На «02»счёте на 01.01.05
640 2. На «01»счёте на 01.02.05
1300 На «02»счёте на 01.02.05
620 3. На «01»счёте на 01.03.05
1000 На «02»счёте на 01.03.05
420 4. На «01»счёте на 01.04.05
1100 На «02»счёте на 01.04.05
510 Исходные данные для расчёта транспортного налога Таблица 11 Дата регистрации Наименование объекта налогообложения
с 01.01.04 по 02.03.04
Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 220 л.с. Исходные данные для расчета земельного налога Таблица 12 1. Экономический район
Поволжский 2. Численность населения тыс./чел.
520 3. Площадь городского земельного участка тыс. кв. м.
3,2 4. Срок приобретения участка
24,01 5. Утверждённые ставки р./кв.м.
5,1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Остаточная стоимость недоамортизированного автомобиля Таблица 13 Остаточная стоимость, т.руб. Нормативный срок эксплуатации, мес. Фактический срок использования, мес.
180,6
60
12 1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ – 14% годовых. Срок кредита 1 месяц (НДФЛ). Ставка кредита – 7% годовых. 2. Шацких – инвалид 2-ой группы (НДФЛ). 3. Срок лицензии на строительство – 2г. 4. Группа риска 13, коэффициент – 1,7 (ЕСН). 5. Займ взят в марте под 20%. Ставка рефинансирования ЦБ РФ – 14% годовых. 6. Компьютер – срок эксплуатации 5 г. 2.1. Определение амортизации по основным средствам и нематериальным активам, начисляемой в б/у и н/у Расчет №1 – статья 259 НК Начисление амортизации по основным средствам В январе приобретен компьютер стоимостью 38000р. (в т.ч. НДС), срок эксплуатации 5 лет. 1.Начисление амортизации линейным методом для бухгалтерского учета. При линейном методе сумма начисленной амортизации за один месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому амортизируемому имуществу определяется по формуле: К = (1/п) *100%, К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости амортизируемого имущества; П - срок полезного использования объекта, в месяцах. Стоимость компьютера без НДС – 32203,39р. Амортизация в феврале – 32203,39 * (1/60) = 537,8р. марте – 32203,39 * 1,67% = 537,8р. 2.Начисление амортизации нелинейным методом для налогообложения. При нелинейном методе сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется по формуле: К = (2/п) * 100% = (2/60) * 100% = 3,33%. Амортизация в феврале 32203,39 * 3,33% = 1072,37р. марте (32203,39 – 1072,37) * 3,33% = 1036,66р.
Расчет № 2 - статья 258 НК Начисление амортизации по нематериальным активам Если использование объектов НМА связано с производственной деятельностью, то они входят в состав косвенных расходов. Приобретена лицензия на строительную деятельность в январе. Стоимость 30000р. (в т.ч. НДС), сроком на 2 г. 1.Начисление амортизации линейным методом для бухгалтерского учета При линейном методе сумма начисленной амортизации за один месяц определяется путем деления первоначальной (восстановительной) стоимости объекта НМА на срок полезного использования данного объекта (в месяцах). Стоимость лицензии без НДС – 25423,73р. Амортизация в феврале – 25423,73/24 = 1059,32р.; марте – 25423,73/24 = 1059,32р. 2. Начисление амортизации нелинейным методом для налогообложения При нелинейном методе сумма начисленной амортизации за один месяц определяется путем деления удвоенной остаточной стоимости объекта НМА на срок полезного использования данного объекта (в месяцах). Амортизация в феврале – (25423,73 * 2) / 24 = 2118,64р. марте - ((25423,73 – 2118,64) * 2) / 24 = 1942,09р.
Начисление амортизации
Таблица 14. Наименование Первоначальная стоимость
Февраль
Март
Б/У
Н/У
Б/У
Н/У Основные средства
38000
537,8
1072,37
537,8
1036,66 Нематериальные активы
30000
1059,32
2118,64
1059,32
1942,09 ИТОГО:
68000
1597,12
3191,01
1597,12
2978,75

2.2 Расчет реализации недоамортизированного автомобиля, формирование расходов для учета бухгалтерской и налоговой прибыли Расчет № 3 – статья 268 п.3 НК Учета расходов при реализации имущества В январе реализован строительной организацией автомобиль с остаточной стоимостью 180600р., выручка от реализации составила 153050,85р.
Срок эксплуатации 60 месяцев. Срок использования в организации 12 месяцев. Отразить данную операцию в бухгалтерском учете и для налогообложения. В бухгалтерском учете: Остаточная стоимость (180600р.) автомобиля списывается в том же месяце полностью на прочие расходы, а выручка (153050,85р.) относится к внереализационным доходам. В налоговом учете: Если остаточная стоимость амортизируемого имущества, с учетом расходов, связанных с реализацией, превышает выручку от реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Убыток равен 180600-153050,85=27549,15р. Сумма, относимая ежемесячно на прочие расходы 27549,15/(60-12)=573,94р. Выручка 180600р. в январе будет отнесена к внереализационным доходам.
Определение затрат по реализованному автомобилю Таблица 15. Вид учета
Показатели
Выручка
Расходы Бухгалтерский
153050,85
180600 Налоговый
180600
573,94 2.3. Расчет по определению расходов, связанных с отнесением процентов по займу в б/у и н/у) Расчет № 4 – статья 269 НК Отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам В марте (31 день) строительная организация взяла займ в размере 154000р. под 20% годовых, на один месяц. Ставка рефинансирования ЦБ РФ 14% годовых. Определить затраты, которые отразятся в бухгалтерском и налоговом учете. Под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады независимо от формы их оформления. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов существенно отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же периоде на сопоставимых условиях. В бухгалтерском учете: Величина начисленных процентов в марте составит = 2615,89р., которые относятся на прочие расходы. В налоговом учете: При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1.1 раза – при оформлении долгового обязательства в рублях. 14% * 1,1 = 15,4% Величина начисленных процентов в марте составит = 2014,24р., относятся на прочие расходы. 2.4. Расчет формирования НДС
Формирование НДС к уплате в бюджет Таблица 16.
Хозяйственные операции
Начисленный НДС, руб.
НДС к возмещению, руб.
НДС к уплате, руб.
Янв.
Февр.
Март
Янв.
Февр.
Март
Янв.
Февр.
Март 1. Заказчиком подписан акт за выполненные СМР
3203389,83
1220338,98
900000 2. Получена выручка от реализации недоамортизируемого автомобиля
23033,9 3.Получен аванс в счет предстоящих работ
12355,93 4.Получены средства от сдачи в аренду имущества
610,17 Итого:
3238779,66
1220949,15
900000





1.Получены и переданы в производство строительные материалы
144915,25 2.Приобретена лицензия на стр. деятельность
4576,27 3.Приобретен компьютер
5796,61 4.Предъявлен счёт строительной организации «Шанс» по аудиторским услугам
2944,07 5.Представлен авансовый отчёт по командировке
579,66 6.Приобретены приспособления для монтажа и введены в эксплуатацию
15254,24 7.Организации выставлен счёт за выполненные юридические услуги
4118,64 8.Организации выставлен счёт по оплате работ производственного характера
21355,93 9.Представлен счёт по содержанию служебного транспорта
3508,47 10. Выставлен счет по расходам на рекламу
13576,27 11.Представлены счета по коммунальным услугам
472,88 12.Произведены расчёты по оплате повышения квалификации работников
2944,07 Итого:



158811,86
19372,88
41857,62


Всего:






3079967,8
1201576,27
858142,38 В бухгалтерском учёте НДС по реализованной продукции (работам, услугам, имуществу) в составе выручки от реализации отражается по Кт 90.3 в корреспонденции с Дт 62 «Расчёты с покупателями», списывается на расходы Дт 90.3-Кт 68 НДС, подлежащий возмещению Дт 19 – Кт 60 НДС к уплате в бюджет Дт 68 – Кт 19.
2.5. Расчет НДФЛ по каждому работнику 1. Светлов Ежемесячная з/п в размере 16000р., имеет 2 детей, сумма начисленных отпускных в марте составляет 6000р., сумма полученных призов в феврале 2200р., сумма средств израсходованных на обучение составила 24000р.
Решение: Стандартные вычеты составят 1600р., из них: · на работника составят 400р. в январе, т.к. за январь-февраль совокупный доход превысил 20000р. (2*16000+2200=34200р.) · на ребенка составят 1200р. за январь, т.к. совокупный доход за январь-февраль 40200р. (2*16000+2200+6000)>40000р. Социальные вычеты составят 24000р., из них: · на обучение 24000р. (в пределах нормы 38000р.) Доходы, не подлежащие налогообложению: 2000р. Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 40200р. (16000*2+2200+6000) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 12600р. (40200-1600-24000-2000), из них 12400р. по ставке 13% и 200р.(2200-2000=200) по ставке 35%. НДФЛ за 1-й квартал равен 1612+70=1682р. 2.Попова Ежемесячная з/п в размере 8000р., имеет 1 ребенка, сумма начисленных отпускных в марте составляет 4500р., сумма заемных средств 44000р., ставка рефинансирования ЦБ РФ 14%, срок кредита 1 месяц, ставка кредита 7%.
Решение: Стандартные вычеты составят 2600р., из них: · на работника составят 800р. в феврале, т.к. за январь-март совокупный доход превысил 20000р. (2*8000+4500=20500р.) · на ребенка составят 1800р. за январь-март, т.к. совокупный доход составит 20500р. (2*8000+4500)44000*7% = 3080р.; =261,59р. 44000*14% = 6160р.; =523,18р. Материальная выгода: 3/4 * 523,18 = 392,385 – 261,59 = 130,8р. Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 20500р. (8000*2+4500) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 17200р. (20500-2600),из них 1720по ставке 13% и 130,8 по ставке 35% НДФЛ за 1-й квартал равен 2327+45,78=2372,78р. 3.Шацких Ежемесячная з/п в размере 5000р., сумма начисленных отпускных в марте составляет 3600., инвалид 2-й группы.
Решение: Стандартные вычеты составят 1500р., из них: · на работника составят 1500р. в марте, т.к. за январь-март совокупный доход не превысил 20000р. (2*5000+3600=13600р.) Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 17400р. (6800*2+3800) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 12100р. (13600-1500) НДФЛ за 1-й квартал равен 12100*13%=1573р. 4.Иванов Ежемесячная з/п в размере 4000р., имеет 1 ребенка, сумма начисленных отпускных в марте составляет 3800р., сумма полученных призов в феврале 3500р.
Решение: Стандартные вычеты составят 3000р., из них: · на работника составят 1200р. в марте, т.к. за январь-март совокупный доход не превысил 20000р. (2*4000+3800=11800р.) · на ребенка составят 1800р. за январь-март, т.к. совокупный доход составит 11800р.Доходы, не подлежащие налогообложению: 2000р. Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 15300р. (4000*2+3800+3500) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 10300р. (15300-3000-2000), из них 8800 по ставке 13% и 1500 по ставке 13% НДФЛ за 1-й квартал равен 525+1144=1669р. 5. Шабанова Ежемесячная з/плата в размере 4000р., сумма начисленных отпускных в марте составляет 3200р., сумма полученных призов в феврале 4500р., сумма заемных средств в январе 700р., ставка рефинансирования ЦБ РФ 14%, срок кредита 1 месяц, ставка кредита 7%, сумма средств израсходованных на лечение 10000р.
Решение: Стандартные вычеты составят 1200р., из них: · на работника составят 1200р. в марте, т.к. за январь-март совокупный доход не превысил 20000р. (2*4000+3200=11200р.) Социальные вычеты составят 2000р., из них: · на лечение 10000р. (в пределах нормы 38000р.) 700*7% = 49р.; =4,16р. 700*14% = 98р.; =8,32р. Материальная выгода: 3/4 * 8,32 = 6,24 – 4,16 = 2,08р. Доходы, не подлежащие налогообложению 2000р. Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 15700р. (4000*2+3200+4500) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 2500р. (15700-1200-10000-2000), из них 2500р. по ставке 35% и 2,08 по ставке 35% НДФЛ за 1-й квартал равен 875+0,73 = 875,73р. 6. Заложных Ежемесячная з/п в размере 3100р., имеет 3 детей, сумма начисленных отпускных в марте составляет 2000р., сумма приобретения квартиры 1100000р.
Решение: Стандартные вычеты составят 6600р., из них: · на работника составят 1200р. в марте, т.к. за январь-март совокупный доход не превысил 20000р. (2*3100+2000=8200р.) · на ребенка составят 5400р. в январе-марте, т.к. совокупный доходИмущественные вычеты составят 143000р. · на приобретение квартиры 1100000*13%=143000р. Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 8200р. (3100*2+2000) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 1600р. (8200-6600) НДФЛ за 1-й квартал равен 1600*13%=208р. 208-143000=-142792р. осталось возместить эту сумму в конце года. 7. Орлова Ежемесячная з/плата в размере 2900р., сумма начисленных отпускных в марте составляет 2800р., сумма израсходованных срелств на обучение 19000р.
Решение: Стандартные вычеты составят 1200р., из них: · на работника составят 1200р. в марте, т.к. за январь-март совокупный доход не превысил 20000р. (2*2900+2800=8600р.) Социальные выплаты составят 2470р. · на обучение 19000*13%=2470р. (в пределах нормы 38000р.) Совокупный доход работника за 1-й квартал составил 8600р. (2900*2+2800) Итоговая сумма совокупного дохода для налогообложения равна 7400р. (8600-1200) НДФЛ за 1-й квартал равен 7400*13% = 962р. 962-2470=1508 осталось возместить работнику
Расчёт налога на доходы физических лиц Таблица 17.
Фамилии
Сумма совокупного дохода
Доходы, не подлежащие налогообложению
Вычеты
Налогооблагаемая база (ст. 13%)
Налогооблагаемая база (ст. 35%)
Совокупная величина налога за 1 кв. Стандартные
Социальные
Имущественные 1.Светлов
40200
2000
1600
24000
-
12400
200
1682 2. Попова
20500
-
2600
-
-
17900
130,8
2372,78 3.Шацких
13600
-
1500
-
-
12100
-
1573 4. Иванов
15300
2000
3000
-
-
8800
1500
1669 5.Шабанова
15700
2000
1200
10000
-
-
2502,08
875,73 6.Заложных
8200
-
6600
-
143000
1600
-
-142792 7. Орлова
8600
-
1200
19000
-
962
-
-1508 2.6. Начисление ЕСН по каждому работнику Таблица 18.
Расчёт единого социального налога
Фамилии
Месячный оклад Выплаты, подлежащие налогообложению
Федеральный бюджет (20%)
ФОМС (2,8%)
ФСС (3,2%)
Налог на травматизм (1,7%) Итого ЕСН за I квартал
Январь
Янв.- Февр.
Январь- Март
Январь
Янв.- Февр.
Январь-Март
Январь
Янв.- Февр.
Январь-Март
Январь
Янв.- Февр.
Январь-Март
Январь
Янв.- Февр.
Январь-Март 1. Светлов
16000
16000
32000
38000
3200
6400
7600
448
896
1064
512
1024
1216
272
544
646
10526 2. Попова
8000
8000
16000
20500
1600
3200
4100
224
448
574
256
512
656
136
272
348,5
5678,5 3. Шацких
5000
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 4. Иванов
4000
4000
8000
11800
800
1600
2360
112
224
330,4
128
256
377,6
68
136
200,6
3268,6 5.Шабанова
4000
4000
8000
18200
800
1600
3640
112
224
509,8
128
256
582,4
68
136
309,4
5041,6 6.Заложных
3100
3100
6200
8200
620
1240
1640
86,8
173,6
229,6
99,2
198,4
626,4
52,7
105,4
139,4
2271,4 7. Орлова
2900
2900
5800
8600
580
1160
1720
81,2
162,4
240,8
92,8
185,6
275,2
49,3
98,6
146,2
2382,20
Для Шацких ЕСН не начисляется, т.к. он является инвалидом 2-й группы. Для Шабановой в марте предусмотрен вычет из суммы налогооблогаемой базы на сумму приобретенных медикаментов 7000р. (10000-3000 = 7000), итоговая налогооблагаемая база за январь-март составляет 18200р. (2*4000+3200=11200+7000)
2.7. Расчет налога на имущество В строительной организации на балансе находится имущество балансовая стоимость на: амортизация: остаточная стоимость: 1.01.05г. -1370000р. 640000р. 730000р. 1. 02.05г.-1300000р. 620000р. 680000р. 1. 03.05г.-1000000р. 420000р. 580000р. 1. 04.05г.-1100000р. 510000р. 590000р.
Решение Остаточная стоимость имущества организации за 4 месяца 2005 г. – 2580000р. Среднегодовая стоимость - 645000р. [2580000/(3 мес. + 1)]. Величина авансовых платежей за 4 месяца – 3547,5р., (645000/4 * 2,2 %). 2.8. Расчет транспортного налога Строительной организацией приобретен и зарегистрирован в период с 01.01.04 по 02.03.04 грузовой автомобиль с мощностью двигателя 220 л.с. Определить транспортный налог за 1-й квартал.
Решение В соответствии с законом Воронежской области от 28.12.2002г. № 80-ОЗ “О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области” налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя 200 л.с. до 250 л.с. составляет 22р. Коэффициент, корректирующий налоговую базу, равен 0,25 (3мес.: 12мес.) Сумма налога за год 1210р. (22р.* 220 * 0,25). 2.9. Расчет земельного налога У строительной организации «Шанс» в собственности находится земельный участок, расположенный на территории Поволжского района. Земля была приобретена 24 января 2004 г. Площадь участка составляет 3200 кв.м. На нем находятся склады, где хранится произведенная строительная продукция. Необходимо рассчитать налог на землю за 1-й квартал 2004 г.
Решение Плательщиком налога организация является с 1 февраля 2004 г. – 2 месяца. С учетом количества месяцев фактического использования участка площадь его составила 533,33 кв.м. (3200 кв.м.: 12 мес. * 1 мес.). Город имеет численность 520000 человек и входит в состав Поволжского экономического района. На основании табл. 1 прил. 2 Закона «О плате за землю» средняя ставка земельного налога равна 1,7 р. за кв.м. С учетом коэффициента индексации составит 4,85р./кв.м. (1,7р./кв.м. * 2,8512). Так как население города превышает 100000 человек, среднюю ставку надо умножить на коэффициент 2,4 (табл.3 прил. 2 к Закону «О плате за землю»). Конечная средняя ставка равна 11,64 р./кв.м. (4,85 *2,4). Земельный участок расположен в третьей градостроительной зоне, для которой, допустим, утверждена ставка 5,1р./кв.м. Сумма налога составит 2719,98р. (5,1р./кв.м. * 533,33кв.м.) Из этой суммы 1359,99р. пойдет в бюджет города и 1359,99р. – в бюджет области. 2.10. Формирование бухгалтерской и налоговой прибыли
Доходы, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль
(ст. 249-250 НК) Таблица 19
Вид дохода (без НДС)
I квартал
Январь
Февраль
Март
I. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) 1. Получен доход от реализации СМР
17796610,17
6779661,02
5000000 Итого:
17796610,17
6779661,02
5000000
II. Внереализационные доходы 1. Получена выручка от реализации недоамортизированного автомобиля
180600 2. Получены доходы, в виде сумм возмещения ущерба
22100 3.Строительной организации «Шанс» получен доход от долевого участия в других организациях
600000 4. Получены средства от сдачи в аренду имущества
3389,83 5. За нарушение договорных обязательств организации «Шанс» выплачены средства, в виде неустойки
5000 6. Сумма займа
154000 Итого:
802700
8389,83
154000 Всего:
18599310,17
6788050,85
5154000
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК) Таблица 20
Вид дохода (без НДС)
I квартал
Январь
Февраль
Март 1. Получен аванс за предоставленные СМР 68644,07 2. Получены инвестиции на финансирование капитальных вложений производственного назначения
72000 3. Получены доходы в виде списанной кредиторской задолженности организации
18000 Всего:
68644,07

90000
Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 252-253, 265 НК) Таблица 21
Вид дохода (без НДС) I квартал
Январь
Февраль
Март
I. Расходы от реализации товаров (работ, услуг)
1. Материальные затраты 1. Получены и переданы в производство материалы
805084,75 2. Приобретены приспособления для монтажа и введены в эксплуатацию
84745,76 3. Организации выставлен счёт по оплате работ производственного характера
135881,36 4. Представлены счета по коммунальным услугам
2627,12
2. Расходы на оплату труда 1. Начислена заработная плата
43000
43000
25900 2. Начислена зарплата работников, не состоящих в штате по договорам
80000 3. ЕСН
10526
10526
8116,3 4. ЕСН, работникам не состоящих в штате по договорам
22160
3. Сумма начисленной амортизации 1. По компьютеру начислена амортизация
1072,37
1036,66 2. Начислена амортизация по сертификату
2118,64
1942,09
4. Прочие расходы 1. Предъявлен счёт строительной организации «Шанс» по аудиторским услугам
16355,93 2. Представлен авансовый отчёт по командировке
3220,34 3.Приобретен компьютер
32203,39 4.Приобретена лицензия на строительную деятельность
25423,73 5. Организации выставлен счёт за выполненные юридические услуги
22881,36 6. Предъявлен счёт по представительским расчётам
18000 7. Оплачен счёт по рекламе
75423,73 8. Представлен счёт по содержанию служебного транспорта
19491,53 9. Произведены расчеты по оплате повышения квалификации работников
16355,93 Итого:
935814,14
284504,13
286774,72
II. Внереализационные расходы 1. Оплачены судебные и арбитражные расходы
9000 2. Оплачены услуги банка
1300 3. Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
100000 4. Начислены проценты по займу
2014,24 5. Списаны убытки прошлых налоговых периодов
91600 6. Начислена и выплачена пеня
20000 7. Начислен налог на имущество
3547,5 8. Начислен транспортный налог
1210 9. Начислен земельный налог
2719,98 10.Убыток от реализации недоамортизированного автомобиля
573,94
573,94
573,94 Итого:
9573,94
113573,94
121665,66 Всего:
945388,08
398078,07
408440,38 Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
Таблица 22 Вид дохода (без НДС)
I квартал Январь
Февраль Март 1. Государственными учреждениями начислены штраф и пени организации «Шанс»
30000 2. Начислена премия работникам за I квартал из средств специального назначения
38000 3. Налогоплательщиком начислены дивиденды
100000 Итого:

30000
138000 2.11. Расчет налога на прибыль строительной организации «Шанс» за 1 квартал 2005 г.
Расчёт налога на прибыль за I квартал Таблица 23.
Показатели
Январь
Февраль
Март
I квартал
Бухгалтерский учёт 1. Доходы
18640405,09
6788050,85
5244000
30672455,94 2. Расходы
1125414,14
425910,24
545086,46
2096410,84 Бухгалтерская прибыль:
28576045,1
Налоговый учёт 1. Доходы
18599310,17
6788050,85
5154000
30541361,02 2. Расходы
945388,08
398078,07
408440,38
1751906,53 Налоговая прибыль:
28789454,49 Налог на прибыль:
6909469,08 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями. Список литературы 1. «Все налоги России 2001/2002», под ред., В.В. Карпова, М.: Изд. «Экономика и финансы», 2001г. 2. «Основные кодексы и законы Российской Федерации», СПб.: ИД «Весь», 2002г. 3. «Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации части второй», под ред., А.Ю. Мельникова, М.: ЗАО Редакция журнала «Главбух», 2002г. 4. Налоговый кодекс РФ по состоянию на 21 марта 2005г. М. Омега-Л 2005г. 5. Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации - www.nalog.ru. 6. Хабарова Л.П. Упрощенная система налогообложения. - М., ООО "Бухгалтерский бюллетень БББ", 2003г. - 240с.; 7. Попов П.А. Сжато об упрощенном // Главная книга. 2003 г. № 11 С. 10-17. 8. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, №4 2002, с.66 [1] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, №4 2002, с.66


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.