Содержание
Введение………………………………………………………………………………
1. Система налогов по операциям с ценными бумагами……….……………………
2. Налоговые льготы и санкции на фондовом рынке…………………….….……….
2.1 Налоговые льготы……………………………………………………………
2.2 Санкции………………………………………………………………………
3. Гарантии правительства по депозитам, кредитам и инвестициям….…….………
4. Развитие системы страхования рынка ценных бумаг……….………….…………
4.1 Страхование и рынок ценных бумаг…………………………… …………
4.2 Страховщики как покупатели ценных бумаг………………….….………
4.3 Страховщики в роли эмитентов собственных ценных бумаг… …………
5. Факторы приватизации, влияющие на рынок ценных бумаг………… ………….
Заключение………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
Введение
1. Система налогов по операциям с ценными бумагами
Налог на операции с ценными бумагами являлся серьезным препятствием для привлечения инвестиций в реальную экономику. Считалось, что отмена налога на операции с ценными бумагами для всех видов эмиссионных ценных бумаг обеспечила бы равные условия налогообложения на финансовом рынке для эмиссий государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг, а также облигации Банка России, что очень важно с точки зрения предотвращения возможного оттока финансовых ресурсов из реального сектора экономики.
В свое время по оценкам НФА, в случае снижения залога на операции с ценными бумагами, объем эмиссии корпоративных облигаций возрастет, как минимум в 2 раза.
Банк России в своем проекте документа "Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации" в целом поддерживает меры, направленные на модернизацию системы налогообложения банковской деятельности.
С 2005 года отменяется налог на операции с ценными бумагами. Но еще в течение трех последующих лет налоговые органы могут проверять правильность исчисления этого налога. Поэтому напомним об особенностях его исчисления и порядке заполнения налоговой декларации.
Порядок исчисления и уплаты налога на операции с ценными бумагами регулируется Законом Российской Федерации от 12.12.91 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» (далее - Закон № 2023-1). Согласно статье 1 этого закона плательщиками налога на операции с ценными бумагами признаются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.
Налогом облагаются только операции с эмиссионными ценными бумагами, так как по законодательству РФ государственной регистрации подлежат лишь выпуски ценных бумаг. Понятие эмиссионных ценных бумаг раскрыто в Федеральном законе от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Таковыми признаются любые ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав;
- размещаются выпусками;
- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.
Под выпуском ценных бумаг понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость (если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации). Ценные бумаги одного выпуска должны иметь одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Выпуску ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
2. Налоговые льготы и санкции на фондовом рынке
2.1 Налоговые льготы
Напомним, что же называется налоговыми вычетами. Имущественный налоговый вычет - это льгота, которая позволяет инвестору уменьшить сумму налога на доходы физических лиц.
«Физическое лицо может воспользоваться следующими видами налоговых имущественных вычетов. Налоговый имущественный вычет в размере 125 тысяч рублей в течение финансового года, налоговый вычет в размере фактической суммы реализации ценных бумаг, если ценные бумаги находились во владении физического лица три года и более, и вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг».
С реализацией права на льготы и связано большинство проблем при начислении налогов. По вопросам предоставления имущественных вычетов неоднократно выходили официальные разъяснения налоговых органов. Содержится такая норма и в налоговом кодексе.
«Кодексом предусмотрена возможность в статье 214.1 получение имущественного вычета у профессионального участника рынка ценных бумаг. Но там есть существенное ограничение, этот вычет может быть предоставлен только в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг».
Итак, при продаже ценных бумаг через посредника – брокера или доверительного управляющего - инвестор может уменьшить размер налога только на сумму документально подтвержденных расходов. К ним относятся затраты по покупке ценных бумаг, оплата услуг профучастников.
Чтобы уменьшить сумму налога инвестор должен написать заявление налоговому агенту, и тот уже произведет необходимые вычеты. А в каких же случаях человек может получить другие налоговые льготы: вычет, связанный с трехлетним сроком владения ценных бумаг, а также вычет в размере ста двадцати пяти тысяч рублей, если ценные бумаги находились в собственности менее трех лет?
Такие вычеты предоставляются только при отсутствии документально подтвержденных расходов по приобретению ценных бумаг.
«Физическое лицо при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в случае, если он не имеет информации и не может предоставить документального подтверждения своих расходов по приобретению этих ценных бумаг, в случае дарения ему этих ценных бумаг, либо в случае унаследования этих ценных бумаг».
Налоговые вычеты предоставляются при отсутствии документально подтвержденных расходов не только по покупке ценных бумаг, но и по их продаже.
«Речь идет о том, что документально подтвержденные не только расходы на приобретение, но и расходы на реализацию. Соответственно если вы продаете ценные бумаги через брокера, либо вам их реализует доверительный управляющий, нетрудно догадаться, что этот профессиональный участник прекрасно осведомлен о расходах по реализации ценных бумаг, и автоматически как бы это становится невозможным применить эти имущественные налоговые вычеты».
«Когда, допустим, мои ценные бумаги достались мне бесплатно, скажем, в порядке приватизации, расходов по хранению у меня также нет. Но у меня всегда на организованном рынке будут расходы, связанные с реализацией: комиссия брокеру, доверительному управляющему – это всегда расходы. Поэтому и вычет на организованном рынке предоставляется профучастником только в размере документально подтвержденных расходов».
«Вычет, связанный со сроком владения 3 года и более, в сумме полученного дохода, предоставляется только налоговым органом. И вычет в размере 125 тысяч рублей при отсутствии документально подтвержденных расходов и со сроком владения ценных бумаг менее 3 лет также предоставляется налоговым органом».
Даже если налоговые льготы отменят, фондовый рынок все равно останется в «раскочегаренном» состоянии. Для сравнения: объем операций физических лиц с ценными бумагами к примеру в столице России Москве составил во втором квартале этого года 30, 9 млрд. рублей. Во втором квартале прошлого года этот показатель достиг всего 2, 9 млрд. рублей. За год число активно работающих на рынке увеличилось с 8200 человек до 19500 человек.
2.2 Санкции
В конце 2003 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, восстанавливающий положения закона о защите прав инвесторов, касающиеся правонарушений в области рынка ценных бумаг.
Член СПС Павел Крашенинников внес законопроект, восстанавливающий положения закона о защите прав инвесторов. Как было в свое время сообщено в пресс-службе фракции СПС в Госдуме, законопроект позволит прекратить возникший из-за юридической коллизии вынужденный мораторий ФКЦБ РФ на применение штрафных санкций за нарушения на фондовом рынке.
До 2002 года порядок применения штрафов со стороны ФКЦБ РФ за административные нарушения на фондовом рынке был прописан в законе "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В этом законе имелись положения, касающиеся составов правонарушений, размеров штрафов, полномочий ФКЦБ РФ по штрафованию профучастников рынка и эмитентов. Однако эти положения с 31 декабря 2001 года были исключены из закона о защите прав инвесторов и перенесены в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая вступает в силу только с 1 июля 2002 года. Таким образом, из-за несогласованности даты вступления в силу изменений в закон о защите прав инвесторов с датой вступления в силу нового КоАПа ФКЦБ с 31 декабря 2001 года до 1 июля 2002 года лишилась части своих полномочий по применению штрафных санкций за нарушения на фондовом рынке.
Председатель Комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников внес в нижнюю палату парламента законопроект, восстанавливающий до вступления в силу нового КоАПа положения закона о защите прав инвесторов, касающиеся составов правонарушений в области рынка ценных бумаг, размеров штрафов и порядка их наложения.
Итак должны быть усилены возможности санкций со стороны финансовых регуляторов за нарушения на рынке ценных бумаг.
До сих пор у нас, к сожалению, отсутствует согласованность между рыночными законами и обоими кодексами. Возьмите простой пример - манипулирование ценами. Новая редакция закона о рынке однозначно запрещает такого рода действия. Однако, ни КоАП, ни УК не предусматривают никакого наказания для манипуляторов. Статья 14.6 КоАП определяет наказание за нарушение порядка ценообразования. Однако применимость ее к биржевой торговле ценными бумагами вызывает сомнения. К тому же, установленные в ней санкции смехотворны - штраф до 25 МРОТ на граждан и до 500 МРОТ - на юридических лиц. Это не идет ни в какое сравнение с доходами от манипуляций.
И это вторая причина, побудившая нас готовить поправки. Нарушители на рынке капиталов оперируют столь большими средствами, что обычные размеры штрафы, предусмотренные нынешним КоАП, оказываются для них не значительнее комариного укуса. Вред, наносимый при этом рынку - инвестиционной активности, доверию инвесторов, - оказывается очень значительным. Особенно это важно в преддверии прихода немалых средств на фондовый рынок в связи с началом реализации пенсионной реформы.
Необходимо было включить в административный кодекс новую статью, которая действительно сможет остановить манипуляторов. Помимо штрафа в размере до 200 МРОТ, недобросовестный сотрудник может быть подвергнут дисквалификации, то есть лишению права занимать руководящие должности сроком до трех лет. При этом максимальный размер штрафа для юридического лица составляет уже 10 тыс. МРОТ. Незаконное использование служебной информации, согласно поправкам, также может повлечь дисквалификацию.
На западных рынках инсайдерская торговля и манипулирование признаются самыми тяжкими правонарушениями. Злостные нарушители подвергаются уголовному преследованию. В России аналогичные положения отсутствуют. В настоящее время изучается сложившаяся правоприменительная практика и анализируется возможность привлечения инсайдеров и манипуляторов к уголовной ответственности на основе действующих норм. Статьи УК о мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и должностными полномочиями пока никто не отменял.
Вместе с тем мировой опыт подсказывает нам необходимость дополнения УК, и, прежде всего в части инсайда, манипулирования и конфликта интересов. Рынок капиталов является очень специфической частью экономики, здесь выделяется так называемая "беловоротничковая" преступность. В принципе, преступления в сфере фондового рынка следует выделить в самостоятельную главу, более конкретно описав составы и ужесточив санкции.
3. Гарантии правительства по депозитам кредитам и инвестициям
Правительство России сейчас очень осторожно относится к новым заимствованиям. Это связано с ее огромным внешним долгом, что, кстати, тоже бросает тень на инвестиционную составляющую России. Особенно негативную роль сыграли здесь взаимоотношения с Парижским и Лондонским клубами. Они практически свели на нет систему гарантий, и, пока эта ситуация окончательно не прояснится, за рубежом будут по-прежнему осторожно относиться к инвестиционным проектам в России.
Все, о чем мы здесь говорили, касается в основном крупных инвестиционных проектов.
По небольшим же проектам отдельные участники бизнеса работают напрямую с регионами, берут гарантии от каких-то банков. Но их очень мало.
Правительство Российской Федерации вправе предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по долговым обязательствам отдельного юридического лица, субъекта Российской Федерации или муниципального образования при наличии обеспечения обязательств по возмещению гаранту сумм, уплаченных по государственной гарантии Российской Федерации, за исключением государственных гарантий по кредитам и займам, предусмотренным Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
Способами обеспечения указанных обязательств могут быть только банковские гарантии, поручительства (за исключением гарантий и поручительств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), залог имущества и прав требования по обязательствам правительств иностранных государств в размере не менее 100 процентов размера предоставляемой гарантии. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, а также по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и открытого акционерного общества "Российский банк развития" без последующего предъявления эквивалентных требований к лицу, по обязательствам которого была предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, и без проверки финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции, строительства крупных окупаемых объектов транспортной инфраструктуры, поддержки малого бизнеса и в случаях, требующих оперативного реагирования на чрезвычайные обстоятельства, в размере, превышающем 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда, в пределах сумм, определенных Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания поддержки экспорта промышленной продукции в размере, превышающем 10 000 000,0 долларов США, в пределах сумм, определенных Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе давать государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции российскому экспортеру в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте иностранного импортера, правительства страны иностранного импортера либо российскому банку-кредитору в обеспечение обязательств в иностранной валюте по возврату кредита заемщиком-нерезидентом, правительством страны заемщика-нерезидента в пределах сумм, предусмотренных на эти цели Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
Указанные государственные гарантии Российской Федерации предоставляются при наличии у российского экспортера или российского банка-кредитора суверенных гарантий правительств тех государств, резидентами которых являются импортеры либо заемщики. Права требования по суверенным гарантиям подлежат переводу в пользу Российской Федерации в обеспечение платежей по государственным гарантиям.
Правительство Российской Федерации вправе давать государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции без последующего предъявления эквивалентных требований к лицу, по обязательствам которого была предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, и без проверки финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе предоставить Министерству финансов Российской Федерации право предоставления государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных настоящей статьей, в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 10 млн. долларов США, по каждой государственной гарантии.
4. Развитие системы страхования рынка ценных бумаг
4.1 Страхование и рынок ценных бумаг
Страховой и фондовый рынок в современных условиях - это две теснейшим образом взаимно переплетенные системы. Масштабы денежных потоков среднего зарубежного страховщика на фондовом рынке часто бывают сопоставимы с объемом его операций с клиентами по прямому страхованию и превышают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит о том, что без доходов от участия в операциях с ценными благами при сложившихся ценах и убыточности большинство западных страховщиков просто не смогли бы выполнять обязательства перед клиентами.
Казалось бы, страховой и фондовый рынки - это непосредственные конкуренты за, в сущности, ограниченные средства инвесторов, в том числе такие стратегические источники, как временно свободные средства институциональных инвесторов или пресловутые "чулочные" сбережения населения. Каким же образом эти "конкуренты" оказались в положении, когда один не только не мешает развитию другого, но и, напротив, оказывает на него самое благоприятное влияние? Ответ на этот вопрос лежит в общей сущности финансового перераспределения, которое проходит как с помощью страхования, так и через инструменты фондового рынка.
В принципе такая общность характерна для всех финансовых рынков как особых механизмов стоимостного распределения, а точнее - перераспределения денежных потоков. При этом они являются в определенном смысле альтернативными возможностями для инвестора, так как нередки случаи, когда фактически одинаковую финансовую услугу можно приобрести и у страховщика, и у брокера, и у финансового консультанта, и в негосударственном пенсионном фонде, и в банке. Таким образом, при одинаковых сущности и содержании операций, различны только формы их предоставления и оформления (маркетинговой "упаковки"). Однако такая альтернативность - это не столько конкуренция, сколько взаимное переплетение разных финансовых структур в пользу друг друга, объединение сетей продаж своих услуг. Ресурсы же, аккумулируемые через страховой или любой другой финансовый рынок, в конечном итоге все равно движутся в одном направлении, а именно в сферу реального производства, так как только там производится совокупный общественный продукт, создается новая стоимость, а все финансовые рынки ее только обслуживают или распределяют. (В развитых странах движение капитала в производственную сферу идет в основном через рынок ценных бумаг, но возможны и другие пути.)
Более того, многими зарубежными специалистами сейчас отстаивается идея комплексного финансового сервиса, предоставляемого клиентам в рамках крупных финансово-инвестиционно-страховых холдингов. Клиенту предлагается не какая-то отдельная страховая или финансовая услуга, а комплексное обеспечение безопасности его финансов. Например, физическому лицу, накапливающему дополнительную пенсию, может быть предложено комплексное обслуживание, включающее накопление пенсии, рисковое страхование, инвестиции, управление капиталом, информационное обслуживание, любые другие составляющие (вплоть до скидок в супермаркетах). Есть комплексные программы для корпораций, системы малого бизнеса и др.
К сожалению, в России все эти проблемы пока еще рассматриваются чаще под рубрикой "Зарубежная практика" или, в лучшем случае, "Перспективы развития рынка".
Инвестиционные возможности страховщиков на рынке ценных бумаг используются недостаточно, прежде всего в силу слабости самого фондового рынка. Разработка специальных "страховых" ценных бумаг ведется еще со времен августовского кризиса 1998 года и до сих пор не завершена. Западные комплексные финансово-страховые продукты к нашим условиям адаптируются плохо, а отдельные попытки отечественных страховщиков придумать что-то свое - пока единичные и не делают погоды на рынке. Однако необходимость, по примеру западных коллег, лучшего осознания пользы сотрудничества с другими финансовыми рынками и более широкого его применения в практике страхования сомнения не вызывает.
Все это подтверждает актуальность поднятого нами вопроса. Поэтому далее мы рассмотрим отдельные, наиболее значимые стороны взаимопроникновения страхового и фондового рынка.
4.2 Страховщики как покупатели ценных бумаг
В западной практике страховая компания - это финансово мощный субъект экономики, а следовательно серьезный институциональный игрок на рынке ценных бумаг. При этом инвестиции в ценные бумаги осуществляются как за счет средств страховых резервов, так и из собственных средств страховщиков. При этом общий ежегодный объем инвестиций страховщиков в ценные бумаги может даже значительно превышать объем собранной премии.
Особенность роли страховщиков как покупателей на рынке ценных бумаг в том, что будучи, по сути, универсалами, способными по своему финансовому положению вести абсолютно любые инвестиционные операции - от краткосрочных до долгосрочных, от сверхрискованных до безрисковых и т.п., страховые компании па деле оказываются весьма консервативными инвесторами. И дело здесь не столько в экономических, сколько в юридических и маркетинговых причинах.
Пополнить ряды откровенных финансовых спекулянтов страховщикам в любом случае не дают строгие требования государственного надзора. Впрочем, к этому не располагает и преимущественная долгосрочность страховых операций. Тот же страхнадзор, ограничивая направления инвестиций по видам активов, вполне определенно ориентирует их на весьма осторожную инвестиционную политику. В Германии, например, инвестиции в высокорискованные ценные бумаги вообще запрещены, а в Соединенных Штатах в них можно размещать не более 1% активов. В Великобритании вложения в различные типы негосударственных ценных бумаг ограничивают 1-5%, причем в акции и долговые обязательства, приобретаемые по договорной цене, можно направлять не более 0,1%, в долговые обязательства (облигации) под залог земли - 5%, в акции и облигации строительных обществ - 1-2,5% (в зависимости от срока оплаты) и др. Следует отметить, что аналогичные российские нормы в целом гораздо мягче, чем западные, к тому же и детализация по типам ценных бумаг, свойственная зарубежным правилам, у нас почти отсутствует. Кроме того, в некоторых странах действует прямое требование размещать средства в ценные бумаги государства (считающиеся на западе безрисковыми), обеспечивая тем самым не только защиту страхователей, но и стабильное размещение части государственного долга. В России аналогичная норма де-факто действовала до августа 1998 года, и все помнят, чем это кончилось.
Рискованная инвестиционная политика в условиях принятой на Западе прозрачности инвестиций для клиента поставит под угрозу сбыт страховых продуктов. Хотя страховщик - покупатель чужого риска, рисковать сам он не имеет права. Погоня за сверхдоходностью обойдется ему не только в финансовые потери, которые, кстати, при умелом подходе и в нормальной экономической обстановке вовсе не обязательны. Кроме того, расплатой за инвестиционную неразборчивость будет потеря самого главного - доверия клиентов, их уверенности в надежности компании, что в конечном итоге гораздо важнее.
4.3 Страховщики в роли эмитентов собственных ценных бумаг
Как представители весьма капиталоемкой отрасли, страховщики вынуждены выходить на рынок ценных бумаг и с противоположной стороны - как крупные получатели долевого и долгового привлеченного капитала. Это значит, что они вынуждены становиться эмитентами собственных акций и облигаций.
Действуют они в рамках общих требований, и эмиссионная деятельность их мало чем отличается от компаний других отраслей. По масштабу суммарной эмиссионной деятельности и особенно по обращению ценных бумаг на вторичном рынке страховая отрасль является далеко не чемпионом, значительно отставая от банков или крупных финансово-промышленных корпораций. Однако роль отдельных крупных страховых открытых акционерных обществ оценивается как весьма серьезная. Для России это направление вообще не является актуальным, а например, в США или Германии открытая продажа акций страховых компаний всем желающим - вполне нормальная практика.
К тому же и здесь в принципе есть место ограничительным действиям органов страхового надзора - могут вводиться специальные пакеты требований к отчетам страховщиков перед своими акционерами, дополнительные разрешительные процедуры при выпуске ценных бумаг и др. В частности, в той же Германии Федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью провозглашает своей задачей защиту интересов не только страхователей, но и владельцев акций страховых компаний: при возникновении спорных ситуаций акционер вправе пожаловаться в надзор, который будет участвовать в процедуре урегулирования спора на стороне акционера, оказывать ему консультативную помощь и т.п.
Однако сегодня страховщики не ограничиваются традиционным привлечением капитала через фондовый рынок. Теперь эмиссия ценных бумаг может рассматриваться как вариант передачи риска. Речь идет о так называемых облигациях на катастрофы, выпущенных рядом западных перестраховочных обществ. Они представляют собой финансовый инструмент смешанного типа. Покупателю облигации предлагается повышенная доходность (по сравнению с обычными облигациями), но если произойдет оговоренное катастрофическое событие (например, землетрясение или иное крупномасштабное природное бедствие), то он теряет и проценты, и часть вложенной суммы, а иногда и всю ее. Страховщик-эмитент предлагает инвестору-держателю облигации сыграть в своеобразную рулетку; инвестор ставит на то, что землетрясения - это вообще-то довольно редкие явления, поэтому если повезет, то он может рассчитывать на сверхдоход. К тому же в отличие от обычных портфельных инвестиционных рисков вероятность катастроф абсолютно не зависит от динамики макроэкономического цикла, следовательно, принятие в портфель "катастрофической" ценной бумаги позволяет диверсифицировать вложения и взаимно погасить риски. Страховщик же, наоборот, ставит на то, что. если катастрофа все-таки произойдет, он гарантированно покроет убытки за счет привлеченных таким образом средств (оказывающихся на поверку более дешевыми, чем любые другие способы нейтрализации катастрофического риска - привлечения кредитных ресурсов, перестрахования, отказа от принятия риска и др.) Если же она не произойдет, то страховщик не останется в большом убытке, так как в принципе он скорее всего все равно должен был бы привлекать заемные средства инвесторов, пусть и ненамного более выгодных для него условиях.
В принципе такая деятельность для страховщика не может расцениваться как чисто эмиссионная, так как это уже не просто торговля облигациями, а перераспределение риска за плату, близкое по своей сути скорее к перестрахованию. Такое явление в зарубежной литературе получило название "секьюритизация". На наш взгляд, оно имеет большие перспективы, так как повышает емкость страхового рынка и полноту защиты от катастрофических рисков. При этом сокращается (по сравнению с перестраховочными каналами) число ступеней перераспределения риска и затраты на его организацию, а следовательно, в конечном счете уменьшается стоимость услуг для страхователей. Упоминаний в российской прессе об участии наших страховщиков или инвесторов в подобных проектах пока нет, вероятно, в силу низкой капитализации нашего рынка.
5. Факторы приватизации влияющие на рынок ценных бумаг
Становление российского рынка ценных бумаг непосредственно связано с преобразованиями отношений собственности, обусловленных, прежде всего, процессами приватизации государственного и муниципального имущества.
В ходе приватизации были созданы акционерные общества, сама социально-экономическая и организационно-правовая природа которых предполагает действие в экономической системе института, организующего - движение ценных бумаг в соответствии с инвестиционными интересами эмитентов и инвесторов.
Территориальная масштабность России и неравномерность концентрации промышленных предприятий обусловили первоначальную региональную направленность формирования национального рынка ценных бумаг. Развитые промышленные регионы еще в процессе приватизации и акционирования государственного и муниципального имущества сформировали региональную направленность спроса на акции “своих” эмитентов, для “обслуживания” данных процессов появились первые инвестиционные институты. Отсюда возникает необходимость исследования тенденций развития регионального фондового рынка как подсистемы национального рынка ценных бумаг, органично сочетающей в себе как общие (присущие национальному рынку ” целом), так и специфические особенности, что диктуется важностью его экономической роли и функций на региональном уровне.
К особенностям формирования российского фондового рынка следует отнести выпуск акций при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации.
В России массовая приватизация привела к появлению в обороте огромного количества ценных бумаг, однако для мирового рынка такой путь расширения фондового рынка не характерен. Обычно в странах с развитой рыночной экономикой приватизируемые предприятия уже являются акционерными обществами, контрольный пакет акций которых (т.е. пакет, дающий возможность полного контроля над предприятием) принадлежал до приватизации государству.
Еще одной особенностью формирования фондового рынка в России стала эмиссия федеральными органами части государственных ценных бумаг не для привлечения денежных средств, а с целью придания более цивилизованно- рыночной (как следствие, и более ликвидной) формы государственным долгам.
Именно с этой целью были эмитированы облигации Внутреннего государственного валютного займа и Казначейские обязательства. Как и акции приватизированных предприятий, эти «нестандартные» государственные бумаги заложили основы современного фондового рынка.
Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выыпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.
Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.
Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным документом, определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284) .
В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами, поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид, а затем и крах таких финансовых компаний как МММ, Русский Дом Селенга и других, в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения. Как мы уже видели, такая ситуация уже складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XXI века. Тогда прошло немало времени для того, чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги, поэтому можно ожидать, что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг, бурного развития фондового рынка не произойдет, а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны
Достижением рынка ценных бумаг в конце 1998 г. явилась удачная приватизация акций РАО "Газпром": 2.5% федерального пакета ценных бумаг холдинга удалось реализовать по цене, превышавшей реальную стоимость пакета в 10 раз (1.1 долл. на аукционе против 9-11 центов на свободном рынке) и привлечь в бюджет РФ 13 млрд. 403 млн. 341 тыс. 567 руб. (93% всей суммы поступивших в 1998 г. доходов от продажи акций). Это событие позволило завершить 1998 г. на фондовом рынке на оптимистичной ноте. Но кардинального перелома ситуации на нем не произошло.
Заключение
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации от 12.12.91 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» (далее - Закон № 2023-1).
2. Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
4. Оксана Макаренко «Налоговые льготы на рынке ценных бумаг: реальность или виртуальность» 26.04.2004.
5. Страхование и рынок ценных бумаг "Российский страховой бюллетень", 2000 г., № 7, с. 28-32.
6. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284).