Реферат по предмету "Москвоведение"


Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

С давних времен эту территорию населяли славянские племена вятичей. Курганы вятичей XI-XII веков обнаружили археологи по склонам речки Язвенки на северной окраине парка. За свою историю этот район несколько раз менял свое название: Пустошь Черногрязная — с 1589 года;
Черная Грязь — до 1683-1684 годов; село Богородское — после 1684 года; снова Черная Грязь — c 1712 года; Царицыно — с 1775 года; Ленино — с 28 сентября 1918 года по август 1991 года. При Иване Грозном эти земли были приписаны к соседней царской усадьбе Коломенское, поэтому впервые упоминается Пустошь Черногрязская в 1589 году как часть дворцовой вотчины Коломенское. В 1590-х земли от Коломенского до устья реки Пахры принадлежали семейству Годуновых. В ту пору эта земля принадлежала сестре Бориса Годунова царице Ирине Федоровне. С 1633 до середины 1680-х село принадлежало тестю царя Михаила Федоровича Романова боярину Лукьяну Стрешневу, который построил здесь боярский двор, в то время село называлось Черная грязь. Далее в 1680-е годы им владел фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын, который переименовал село в Богородское по храму во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Когда Голицын впал в немилость, имение забрали в казну и вернули ему прежнее название. В 1711 году Пётр I пожаловал Черную Грязь своему соратнику, молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру, перешедшему на русскую службу после русско-турецкой войны. Сам Дмитрий Кантемир редко бывал в своем имении, предпочитая жить в Орловской области, а в Черной Грязи жила его дочь Мария, бывшая фавориткой Петра I, с 1720-х годов и вплоть до его смерти, а после удалённая от двора. Здесь провел детские годы знаменитый сатирик Антиох Кантемир. При Кантемирах в имении была возведена каменная церковь в стиле петровского барокко, сохранившаяся до наших дней. В 1775 году Черная Грязь была куплена императрицей Екатериной II за 25 тысяч рублей. Екатерина решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию. Усадьбе было присвоено новое название — Царицыно. При Екатерине Царицыно строилось почти 20 лет с 1775 по 1796 гг. Первое десятилетие архитектором был Василий Иванович Баженов. Для Баженова Царицынская эпопея обернулась трагедией. С самого начала решено было строить усадьбу в готическом стиле, чтобы этот уголок напоминал Екатерине родную Германию. Баженов успел возвести почти все строения усадьбы. По его проекту были возведены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, мосты и Виноградные ворота, дошедшие до наших дней. Также архитектор возвел вместо одного большого дворца два одинаковых дворца для Екатерины II и наследника престола Павла I. В архитектуре использовались стрельчатые готические окна, украшения с государственной символикой, узорчатая кирпичная кладка в старинной русской технике. Но в 1785 году Царицыно посетила императрица и приказала всё сломать и строить усадьбу заново, а Баженов впал в немилость и был отстранён от работ, как предполагают, из-за его связей с московскими масонами. С 1787 по 1793 год в Царицыно работал Матвей Федорович Казаков. Он разобрал часть баженовских зданий и начал притворять свои проекты. Но стройка шла трудно, финансированию мешала вторая русско-турецкая война. Казаков успел завершить Большой дворец, не была произведена только внутренняя отделка. В это время в Царицыно был разбит один из лучших в Москве пейзажных парков. После смерти Екатерины сооружение дворца прекратилось. В XIX веке Царицыно стало популярным местом отдыха москвичей. В это время строили небольшие парковые сооружения. Часть парковых павильонов и Оранжерейный мост через овраг у Хлебного дома построено при Александре I архитектором Иваном Еготовым, учеником М. Ф. Казакова. В 1830-х гг. Царицынский дворец хотели достроить для Николая I, но он не понравился императору, позднее дворец пытались приспособить под казарму, фабрику, но там так никто и не жил. Постепенно дворцовый комплекс разрушался, постройки были заброшены и превратились в романтические руины. С прокладкой Московско-Курской железной дороги Царицыно стало популярным дачным местом. В конце XIX века здесь находился театр, общественный сад, лавки, трактиры, земское училище, дачи. В 40 дворах проживало 192 человека. В 1920-х годах село стало посёлком Царицыно-дачное, а в 1939 году получило статус посёлка городского типа с названием Ленино. В 1960 году посёлок вошел в состав Москвы. В 1993 году Царицыно получило статус музея-заповедника. Лишь в 2005 году началась полная комплексная реставрация Царицына, которая была завершена к 2009 году. Сейчас здесь размещается Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный заповедник «Царицыно». Это солидный музейно-выставочный, историко-культурный комплекс. В его состав входят архитектурный ансамбль Баженова и Казакова, возрожденный английский пейзажный парк XVIII-XIX веков, один из старейших в Москве каскад Царицынских и Борисовских прудов. Территория заповедника составляет 650 га. Музейная коллекция насчитывает более 32 тысяч экспонатов русского и мирового искусства. Царицынский парк Царицынский парк — один из замечательных памятников русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Начал формироваться в первой половине XVIII века, когда усадьба принадлежала князьям Кантемирам. Его основу составлял регулярный сад с четкой геометрией аллей и насаждений. При императрице Екатерине, когда в моду вошли английские нерегулярные сады, в 1784 году для устройства парка в Царицыне был приглашён садовник из Англии — Френсис Рид. Расцвет Царицынского парка приходится на первую треть XIX века, когда здесь были устроены разные «художественные затеи»: беседки, павильоны, гроты, мостики. Большую роль в украшении парка сыграл архитектор И. В. Еготов (1756-1814 гг.). Во второй половине XX века парк превратился в запущенный лесопарк с подлеском из самосевных кустарников. В 2006-2007 годах прошла реставрация парка по проекту ландшафтных архитекторов ГУП «Моспроект-2». Он был освобожден от сухостоя и самосевных насаждений. На основе архивных источников и археологических раскопок была составлена его историческая дорожечно-тропиночная сеть. Царицынские пруды и реки Царицынские пруды — Верхний и Нижний Шипиловский пруды — возникли к середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы. Пруды образовались после строительства двух плотин на местных речках Городня, Язвенка и Черепишка. При плотинах были построены мельницы. Царицынские пруды составили единый каскад с Борисовским прудом, созданным в царствование царя Бориса Годунова. Царицынские и Борисовский пруды считаются сегодня старейшими и крупнейшими по площади и протяженности в современной Москве. Их общая площадь более 180 га. Царицынские пруды до XX века пользовались огромной популярностью среди москвичей, особенно у любителей рыбной ловли. Верхний Царицынский пруд на реке Язвенке занимает площадь 17 гектаров, средняя глубина — 3 метра.
Поступление воды в Верхний Царицынский пруд происходит по двум водостокам: Царицынскому ручью (река Язвенка) и по Бирюлёвскому ручью (река Черепишка). На его обрывистом берегу расположены 3 грота, по преданию, связанные между собой подземным ходом. Нижний Царицынский пруд расположенный в пойме реки Городни, занимает площадь 53 гектара, средняя глубина 2, 5 метра. На этом пруду был создан серповидный остров на сваях. Царицынский ручей или река Язвенка является правым притоком реки Городни.
Её исток находится вне границ Москвы. На берегах Язвенки в прошлом находилась деревня Орехово и село Царицыно. Первоначально река Язвенка называлась «Язва». Впервые она упоминается в 60-х годах XVIII века. Название реки Язвенки, вероятно, происходит от слова «язва» — щель, трещина. Другие варианты происхождения названия связывают со словом «язь» — вид рыбы, «яз» — запруда реки для ловли рыбы, «езва» — песчаный нанос или отмель у берега реки, мелководный залив в озере. Протяжённость Язвенки около 6 км. Речка Черепишка (Бирюлёвский ручей) берёт начало в западной части Бирюлёвского дендропарка и протекает вдоль Липецкой улицы. Длина реки 3 км. В прошлом Черепишка была левым притоком реки Язвенки. В начале XIX века на речке Черепишке была устроена Лазаревская плотина в результате чего возник небольшой Лазаревский пруд. В настоящее время Черепишка впадает в Верхний Царицынский пруд. В 2005-2006 гг. были проведены масштабные мероприятия по экологической реабилитации Царицынских прудов: очистка дна, укрепление берегов, устройство прогулочных дорожек. В рамках этого проекта были проведены археологические раскопки, которые определили места лодочных пристаней XIX века. Они были восстановлены на прежних местах согласно гравюрам XIX века и облицованы белым камнем. Большой Царицынский дворец Большой Царицынский дворец построен 1786-1793 гг. архитектором Ф. М. Казаковым на месте дворца 1782 года архитектора В. И. Баженова. Царицынский дворец — архитектурный ансамбль XVIII века, строился в стиле псевдоготики по проекту архитектора В. И. Баженова, который задумал для Царицыно совсем особый псевдоготический стиль, и вместе с тем напоминающий нарышкинское барокко. Декор фасада был насыщен масонской символикой. Строительство дворца было прервано по распоряжению императрицы Екатерины II. Посетив строительство лишь спустя десять лет, царица в новый дворец даже не стала входить — постройка пришлась ей не по вкусу. Архитектор Баженов от строительства был отстранён и попал в опалу, а заказ на строительство дворца был передан архитектору М. Ф. Казакову. При строительстве нового дворца перед Матвеем Казаковым встала сложная задача — вписать новое здание в сложившийся ансамбль. После смерти Екатерины в 1798 году Большой дворец остался недостроенным и постепенно разрушался. В начале 1890-х гг. с него сняли остатки крыши и уничтожили покрытия башен, в результате от дворца остались только стены. Альпинисты проводили на его отвесных стенах тренировки по скалолазанию. В 2005 году началась реконструкция Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие Президент России В. В. Путин и мэр Москвы Ю. М. Лужков. Сегодня дворец, восстановленный из небытия, переживает второе рождение. Ажурный декор здания выполнен на основе первых нереализованных замыслов Матвея Казакова. Главный зал дворца — Екатерининский, площадью более 300 кв. метров, с парадной лестницей и примыкающими парадными гостиными, оформлен в стиле дворцового убранства XVIII века. Его украшает мраморная статуя императрицы работы скульптора А. Опекушина. В других залах развернулось шесть выставок при участии ведущих музеев Москвы. Среди выставок: «Екатерина Великая: созидание, вдохновение и просвещение», «Придворная охота», «Парадный стол эпохи Екатерины Великой: триумф искусства кулинаров», «Москва Первопрестольная», «Царицыно сквозь века», «Цветущая сказка Павловопосадской шали» и др. Памятник Ф. Казакову и В. Баженову Малый Царицынский дворец 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Малый дворец — одно из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов, предназначавшихся для императрицы Екатерины — самым маленьким и самым интимным. После постройки дворца начавшиеся внутренние отделочные работы были прерваны летом 1784 года. В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона. Без применения Малый дворец ветшал, и к середине XX века от него остались одни полуобрушенные стены. В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника «Царицыно». Хлебный дом (Кухонный корпус) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское училище. Позже комнаты стали сдаваться на лето дачникам, а после революции до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома. Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. Галерея с аркой Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец с Хлебным корпусом. При постройке, галерея, вероятно, имела деревянные перекрытия, чтобы иметь возможность в любую погоду доставлять блюда и яства из «фабрики-кухни» в Большой дворец. В 1985-1988 годах была проведена реставрация — арка-галерея стала первым отреставрированным объектом Царицыно. «Оперный дом» (Средний дворец, Приемный дворец) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец, позднее названный «Оперным домом» был предназначен для императрицы Екатерины II и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля. Исторически укоренившееся название — «Оперный дом» появилось впервые на одном из планов Царицына 1810 годов. На протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные руины. Реставрация дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как выставочный и концертный зал музея-заповедника «Царицыно». В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10-ти последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника «Царицыно». Первый Кавалерский корпус 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник», «Лакейский дом») 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов.
Третий Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) 1776-1779 гг. Архитектор В. И. Баженов. Третий Кавалерский корпус возвышается на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Примечателен тем, что отсюда Екатерина II и Григорий Потёмкин 12 августа 1775 года смотрели фейерверк, который был устроен через месяц после рождения их дочери — Елизаветы. В 1800-1850-е гг. здесь размещалась гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В советские годы — краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. В 1998-2003 годы была проведена реставрация Третьего Кавалерского корпуса.
Ныне используется как Выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея. Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса 1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов. Большой Кавалерский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II. Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты музеефицированы в 2006-2007 году. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Троицы Живоначальной) Дольская ул., 2, метро «Царицыно», «Орехово» Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — старейшая постройка в Царицыно. Стоит на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный храм в этой местности в вотчине бояр Стрешневых Чёрная Грязь был построен в 1682 году. Современное здание возведено в 1759-1765 гг. в стиле петровского барокко при князьях Кантемирах. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В трапезной церкви установлено место захоронения храмоздателей сына Дмитрия Кантемира — Матвея Кантемира и его супруги. Храм перестраивали в 1765 году. Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. Храм был закрыт в 1940 году. Внутри помещалась типография, деревообделочный цех. Богослужения возобновлены в 1990 году. При храме действует воскресная школа и Духовный центр. Оранжерейные корпуса Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, когда усадьба «Черная Грязь» принадлежала князьям Кантемирам. Оранжереи построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов, называвшихся «Оранжерейными». Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.) архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году под руководством Главного археолога Москвы А. Г. Векслера. Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное количество цветов, особенно роз. В оранжереях культивировалось множество декоративных насаждений, в том числе ливанских кедров. К середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской культуры. Здания знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года. Это был последний из исторических объектов в Царицыно, сдача в эксплуатацию которых была запланирована на 2007 год. Фигурный мост 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Мост «на приезде с плотины», получивший название «Фигурного» — одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно. Фигурный мост одновременно служит и парадными воротами ансамбля со стороны прудов, и частью аллеи Березовой перспективы — одной из основных осей Царицынского ансамбля. В. И. Баженов начал строительство моста в мае 1776 года и уже к осени мост был возведён. В 1777 году на башенках и парапете были посажены деревья в кадках. А летом 1778 года был устроен съезд с моста в сторону церкви с шестью малыми башенками по сторонам, а так же две башенки с противоположной стороны моста. В 1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника. Фигурные ворота («Виноградные») 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Название свое получили, поскольку в проёме арки просматриваются стилизованные грозди винограда. В 1998-2000 годах проведена реставрация Фигурных («Виноградных») ворот. Большой гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов. Малый гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов. Оранжерейный мост XVIII век. Архитектор В. И. Баженов (?). Большой мост через овраг Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов. Реставрировался в течение десяти лет. Царицынская плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами Начало XIX века. Домик смотрителя на плотине Пешеходные мосты Павильон «Миловида» («О, Миловида») Павильон «Миловида» построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен «Миловиды» на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у Лазаревой плотины. Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа — скульптуры дельфинов и сфинксов. В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик. Близлежащую местность современники называли «Миловидовой рощей». В XIX веке здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр. К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон был сильно поврежден пожаром. Отреставрирован в 2006 году. Павильон «Нерастанкино» («Храм Меланхолии», «Галерея в саду») Павильон «Нерастанкино» построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В. Еготова. Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину. Предназначался для спокойного отдыха. Здесь в XIX веке находилось несколько столов, кресел и скамей, покрытых серой краской. Главным удовольствием от пребывания в этом уголке было созерцание живописного вида на пруд с каменной аркой, прозванной «Русалкины ворота». Беседка «Храм Цецеры» («Золотой сноп») Беседка представляет собой круговую колоннаду, увенчанную куполом — «круглый маленький храмик ионического ордена о восьми колоннах». Беседку построили в 1805-1806 гг. по проекту архитектора И. В. Еготова. Такие беседки стали к началу XIX века обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков. В беседке была установлена статуя римской богини плодородия Цецеры, державшей в руках серп и сноп колосьев. Голубой купол постройки венчает сноп позолоченных колосьев, поэтому беседку также называли «Золотой сноп». В середине XIX века статуя Цецеры была утрачена. В 1927 году во время реставрации, проведённой архитектором М. В. Дьяковым, была вновь установлена статуя Цецеры, перевезённая из усадьбы Боде-Колычевых Лукино. Последняя реставрация проведена в 2005-2006 гг.
Арка-руина «Русалкины ворота» На правом берегу Царицынского пруда вблизи береговой дорожки можно увидеть одно из самых романтичных сооружений парка. Арка на острове «Русалкины ворота» («Жилище русалок») была сооружена в 1804 году по проекту архитектора И. В. Еготова и представляла собой арку, перекинутую через узкий канал, разъединяющий остров на две части.
В нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в соответствии с обмерными чертежами XIX века. С береговой дорожки у арки открывается вид на павильон «Нерастанкино». Башня-руина из дикого камня Построена в 1804 году. Архитектор И. В. Еготов. Грот Ореховская плотина Сооружена на речке Язвенке в 1805-1807 гг. местными крестьянами под руководством садового мастера К. С. Унгебауэра. Мостик через плотину связывает центральную часть Царицынского парка с запрудной парковой зоной «Покровская сторона». От Ореховской плотины открывается вид на находящуюся на высоком правом берегу Царицынского пруда беседку «Храм Цецеры». Земляная пирамида и пандус Вал и ров — граница исторического парка XIX века Курганные могильники Курганные могильники являются памятниками археологии Москвы XII-XIII веков. Около тысячи лет назад эту территорию населяли славянские племена вятичей. Их курганы расположены по склонам речки Язвенки на северной окраине Царицынского парка. Светомузыкальный фонтан Светомузыкальный фонтан в Царицыно открылся в 2007 году ко Дню города Москвы (обычно — это первое воскресенье сентября). Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре композиции: «Вальса цветов» и «Марш» Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды — до 1, 5 метров. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника. Вообще говоря — сооружение светомузыкального фонтана в Царицыно вызвало недоумение и неприятие у общественности в связи с тем, что он возведен в естественном водоеме в исторической зоне и изменил исторически сложившийся пейзаж. Вид с гигантской инопланетной тарелкой, приземлившейся посредине пруда у входа в Царицыно — а именно так выглядит фонтан, укрытый на зиму надувным ангаром (в условиях Москвы это составляет 7-8 месяцев!) портит зрительное восприятие этого замечательного исторического уголка Москвы. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» Где находится (адрес) 115569, г. Москва, Дольская ул., 1, Ближайшие станции метро метро «Царицыно» (Замоскворецкой линии), метро «Орехово» (Замоскворецкой линии) Как пройти от ближайших станций метро Если отправиться в путь от метро «Царицыно», необходимо пройти под железнодорожными путями и перейти дорогу — перед глазами откроется ограда заповедника с северным входом. Дорога до входа займёт около 5 минут. Это более «правильный» вход на территорию Царицыно — перед Вами во всей красе откроются Царицынские пруды, фонтан, и обогнув Средний Царицынский пруд, Вы попадёте на территорию усадьбы, пройдя под Фигурным мостом — его главный вход. Если Вы на машине — имеется парковка на стоянке на улице Тюрина у Театра юного зрителя. Можно пройти от метро «Орехово» — сразу по выходу из метро Вы окажетесь перед южным входом на территорию музея-заповедника. Здесь также можно оставить машину перед входом, но на территорию усадьбы Вы попадёте как бы с чёрного входа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.