Реферат по предмету "Менеджмент"


Функции менеджмента

Целью написания данной работы является характеристика менеджмента с моей точки зрения, так что не углубляясь в историю возникновения данной науки, начну с того, что приведу несколько определений менеджмента, взятых из различных источников. Термин ''управление'' первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово ''manage'' (управлять) происходит от корня латинского слова ''manus'' (рука). Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами. Современное понятие ''управление'' означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. [9]
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. [4, с.48] Так как данный термин очень многогранное понятие по своей организационной, функциональной и особой составляющей, я предлагаю такое определение его: менеджмент - это деятельность по управлению производством товаров или услуг в рамках определенной организации. Но самым ярким и оригинальным на мой взгляд является определение Питера Ф.Друкера, по мнению которого управление представляет собой особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. [4, c.48] В процессе решения управленческих проблем возникает понимание того, что управление одновременно является процессом взаимосвязанных функций. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П.Голубков выделяет такие функции, как: определение целей и задач деятельности организации; планирование; организация; мотивация; координация и регулирование; учет, анализ и контроль. [10] В свою очередь М.Мескон и другие относят к функциям управления следующие виды деятельности: стратегическое планирование; планирование реализации стратегии; организация взаимодействия и полномочий; построение организаций; мотивация. В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные. Таким образом, к основным функциям управления можно с полным основанием отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений. Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров, благодаря чему возможно успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие. [10] Далее я подробнее рассмотрю основные функции управления, акцентируя внимание на наиболее для меня значимых. Итак, первой и одной из самых важный функций является планирование и прогнозирование. Все мы планируем постоянно. Как мне попасть из дома в институт? Собрав информацию и подумав (т.е. проведя прогнозирование), я понимаю, что имеется целый ряд возможностей: - можно пойти пешком (на прогулку уйдет полтора часа, но не понадобится тратить деньги); - можно поехать на метро, а оставшуюся часть пути пройти; - можно поехать на метро, а потом две остановки на троллейбусе; - можно поехать на такси, и т.д. Какую возможность выбрать? В зависимости от обстоятельств. Если надо срочно быть в институте - придется ехать на такси, хотя этот вариант гораздо дороже остальных. Если погода хорошая, а дел у меня немного, можно пойти пешком. Но в типовой ситуации я решаю ехать на метро и покупаю месячный проездной билет. Если автобуса нет на остановке, иду пешком, а если есть - новая возможность выбора: что сэкономить - время или деньги? Мы все время планируем - на час, день, месяц, год или на всю жизнь. Мы решаем, взять ли на обед котлету или сосиску, поступать в НГУ или в НЭТИ, оставаться на прежней работе или искать новую. Только цена этих решений разная. Правильно вы выбрали обед или неправильно - забудется к вечеру, а последствия других решений вам придется расхлебывать годами, а то и всю жизнь. Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Самое главное назначение планирования – это ресурсное обеспечение, которое должно быть заранее подготовлено, т.е. должно быть. [2] Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: - по степени охвата (общее и частичное), - содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), - предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), - сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы), - охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), - срокам (кратко- , средне- , долгосрочное), - жесткое и гибкое. [1]
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования): - полнота (требуется учесть все), - детализация (глубина ее определяется целью планирования), - точность, - простота и ясность, - непрерывность, - эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность), - выравнивание при планировании (учет "узких мест"), - экономичность. [1]
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко определить: - объект планирования (что планируется), - субъект планирования (кто планирует), - период (горизонт) планирования (на какой срок), - средства планирования (например, компьютерное обеспечение), - методику планирования (как планировать), - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях). [1] Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: - общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), - стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала), - тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.), - оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период). [1] В качестве заключения по данному вопросу, я приведу сравнение отношения западных и русских менеджеров к планированию. «Среди русских менеджеров мне неоднократно приходилось слышать следующее выражение стратегии компании: “Надо надеяться на лучшее, а готовиться к худшему”. Когда я попытался выяснить, как к такому варианту относятся западные менеджеры, то оказалось, что здесь используется совсем иная методика. Мне было сказано, что “вообще-то говоря, у нас есть план на случай неудачи, но он серьезно не прорабатывается по причинам мотивации”». [7] С целью повышения производительности труда на западе чаще используется метод напряженных планов (это несколько напоминает пятилетние планы коммунистического прошлого страны). При таком подходе в план закладываются заведомо нереальные показатели. Но эти показатели таковы, что большинству могут показаться реальными (планы, выполнение которых требует серьезного напряжения сил). Главная задача такого планирования – мотивационная. Цель - заставить большинство сотрудников работать напряженно, стремясь выполнить плановые показатели. В случае неудачи сотрудники все равно получают небольшую премию в связи с ростом производительности труда. Однако достижение плановых показателей будет пусть приятной, но неожиданностью для высшего руководства компании. В связи с этим различается и реакция населения на отсутствие достижений или невыполнение планов. При серьезных неудачах западное население (психологически не подготовленное к неудачам) активно реагирует, выступает, устраивает шествия и митинги. В отличие от западного населения россияне, как правило, готовы к худшим вариантам развития. И если худший вариант все же случается – граждане России реагируют на это спокойно. [7] Следующая функция менеджмента – организация или организовывание. Чтобы намеченные планы были реализованы, каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленьких организациях менеджер может сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого человека ограничены - психологи установили, что число непосредственных подчиненных у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если больше - деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические системы управления - рядовой работник действует под началом руководителя группы, тот имеет дело с руководителем отдела. Руководитель отдела подчиняется одному из директоров, а те - генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия (менеджера, генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по производству (технический директор или главный инженер), по финансам (финансовый директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу ( директор по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник управления кадров, директор по кадрам). Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, цехов и иных структур. [8] Организационную структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только скелет рукотворный - его создает и меняет главный менеджер. В некоторых фирмах работники по всем вопросам обращаются к начальнику, и только он принимает решения. В такой ситуации подчиненные перекладывают часть своей работы и ответственности на начальника, который получает удовлетворение от чувства собственной незаменимости. Однако эффективность такой организации труда невелика. Начальник задыхается среди мелочей и не может найти время для той работы (например, по выбору стратегических приоритетов фирмы), которую только он может выполнить, а сотрудники полубездельничают, ожидая визита к начальству. Более рациональна система "делегирования полномочий", при которой процесс принятия решений распределен по всей иерархической структуре управления. Задачи, стоящие перед организацией, разбиваются на более мелкие задачи, за решение которых отвечают те или иные подразделения и отдельные сотрудники. При этом каждый из них: - "знает свой маневр", т.е. четко знает, за выполнение какой работы отвечает; - знает, какими ресурсами может распоряжаться самостоятельно, в каких случаях имеет право обращаться за помощью к руководству; - знает, что результат его работы оценивается по тому, как он делает свое дело, и имеет представление о величине и способе вознаграждения за труд. Таким образом, происходит "распределение полномочий" между менеджерами различных уровней. Важно, что работа каждого оценивается самим выполняемым этим менеджером делом, в частности, не зависит от личных взаимоотношений с начальством. Поэтому известный отечественный менеджер и публицист Ю.И.Мухин [3] называет такую систему распределения прав и обязанностей "делократией". После того, как провела я планирование, организовала людей и даже распределила полномочия, следующим моим шагом должен быть ответ на вопрос, как побудить моих подчиненных эффективно выполнять свою работу. Проще говоря, каким образом сделать так, чтобы и я и мои работники остались довольны. В системах управления, которые функционируют на предприятиях или проходят апробацию, обязательным компонентам предшествует соответствующая этой системе модель мотивации, которая призвана обеспечить эффективность функционирования этой системы в целом. Модель мотивации представляет собой набор принципов и факторов, тесно взаимосвязанных между собой, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом. В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности (первичные, вторичные, ближней, дальней мотивации). Изучение моделей мотивации не позволяет с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Результаты изучения человека и его поведения в процессе труда дают некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Из всех многочисленных разработанных учеными - управленцами мотивационных моделей можно выделить наиболее жизненные и оправдавшие себя на практике. Ниже приводится классификация, моделей мотивации широко используемая фирмами ряда стран. Это такие модели, как: · кнута и пряника;
· первичной и вторичной потребности; · внутреннего и внешнего вознаграждения; · факторная модель стимулирования; · справедливости; · ожидания; · социальной справедливости и др. [10] Так как мотивационных моделей великое множество, я рассмотрю лишь 2 из них. В мировой практике хорошо известна мотивационная модель иерархии потребностей Маслоу, содержание которой приводится ниже (рис. 1). Самовыражения вторичные Уважения Социальные Безопасности и защищенности первичные Физиологические Рис. 1. Иерархия потребностей (модель Маслоу) Попытаемся объединить потребности в три группы: · социальные; · потребности в уважении личности; · потребности в самоуважении. Социальные потребности можно разделить на несколько составляющих: 1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками. 2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели. 3. Регулярное участие в принятии решений. 4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации. 5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности. Потребности в уважении личности: 1. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации. 2. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений. 3. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий. 4. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице. 5. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение. Потребности в самовыражении: 1. Создание условий для развития творческого потенциала и его использования. 2. Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи. Проблемам мотивации отдельных индивидов и групп работников посвящены труды многих ученых-управленцев западных стран и России. Анализ научных источников по данной проблеме наглядно показал, что пальма первенства, по праву принадлежит ученым западных стран (В. Зигерт, Могия Ланг, Дж. Шоннеси, С. Керролл, Генри Тоси, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклеланд, В. Врум, К. Левин, Д. Макгрегор и многие другие). В настоящее время вызывает повышенный интерес у ученых и практиков модель мотивации В. Врума, которую, по праву можно отнести к модели ожидания. В 50-х гг. нашего столетия была апробирована на практике мотивационная модель Ф. Герцберга, которая включила в себя две группы факторов ("гигиенические факторы" и "мотивационные факторы"), которые, по его мнению, достаточно эффективно воздействуют на результаты труда работников фирм (рис.2.). Гигиенические факторы Мотивирующие факторы Заработная плата интересная работа увлекательная постановка вопросов Социальные блага многосторонность, возможность повышения звания Условия работы: физические, внешние самостоятельность и полномочия Статус свой участок работы Климат на предприятии, рабочая атмосфера, обстановка возможность добиться ощутимых результатов Отношение к начальству и коллегам признание достижений выражается в увеличении: · дохода; · полномочий; · степени трудности поставленных задач; · профессионального обучения и повышения квалификации. Рис. 2. Мотивационная модель Ф. Герцберга Каждая из перечисленных работ указанных авторов и предложенных ими моделей мотивации имеет полное право для детального изучения и использования на практике. Главная задача в данном случае состоит в том, чтобы при правильной организации управления найти согласие интересов. Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. Например, надо регулярно - раз в день, неделю или месяц - возвращаться к плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного. Систему контроля за принятым решением можно подразделить на несколько видов контроля: · предварительный; · текущий; · заключительный; · с обратной связью; · по стандартам; · по показателям результативности; · по показателям допустимых отклонений. [10] Контроль представляет собой непрерывный процесс, направленный на достижение целей и задач предприятия, который способствует не только обнаружению, но и устранению возникающих в управлении проблем. Контроль в управлении объективно необходим для успешного функционирования системы, так как его отсутствие приводит к самым непредвиденным социально-экономическим последствиям. Деятельность руководителей прежде всего направлена на предупреждение возникновения возможных неопределенностей и критических ситуаций. Поэтому успех системы контроля зависит от правильности выбранного направления деятельности предприятия, наиболее предпочтительного для достижения поставленной цели. Эффективность контроля зависит от многих факторов, но прежде всего, от временного аспекта, на стадии которого осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль, и диапазона контроля, предполагающего организацию контроля по всем фазам управленческой системы контроля (планирование, разработка оргструктур, мотивация и т.д.). В соответствии с данным выше делением системы контроля на отдельные виды контроля направленность и целесообразность проведения предварительного контроля продиктована следующими обстоятельствами: Основными функциями предварительного контроля можно считать разработку процедур и правил поведения работников в процессе реализации принятых планов. Обязательное выполнение этих правил условие для всех работников при осуществлении контроля во всех областях деятельности по управлению материально-сырьевыми, финансовыми ресурсами и живым трудом.
Предварительный контроль в управлении живым трудом (людьми) состоит в анализе деловых качеств работников, их профессионально-квалификационных качеств, необходимых для выполнения конкретных функциональных обязанностей. Предварительный контроль в области управления материально-сырьевыми ресурсами предусматривает предварительный входной контроль всех материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие для осуществления производственной деятельности как внутри страны, так и за рубе-жом по действующим стандартам, тогда как предварительный контроль в области финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния через бюджет, который предусматривает предельные ассигнования по статьям затрат.
Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной деятельности, по всей цепи иерархии управления и направлен на предупреждение возможных отклонений в производственном процессе и возможных трудностей. В системе контроля важное место занимает система обратной связи, которая позволяет менеджерам всех уровней управления своевременно выявить непредвиденные ситуации и корректировать свои действия, чтобы максимально избежать нежелательных отклонений. По мнению М.Мескона, все системы контроля обратной связи состоят из 5 главных элементов: · имеют цели; · используют внешние ресурсы; · преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования; · следят за значительными отклонениями от намеченных целей; · корректируют эти отклонения. Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется по результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена и нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми. Для процесса контроля необходима разработка определенной процедуры, т.е. выработка стандартов и критериев, анализ реальных результатов и корректирующих мер. Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Согласно [2, стр.7], "одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе"(т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др). "Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки" (в том числе компьютерной) "основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений" [2, с.8]. Таким образом, развитие менеджмента в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов. Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления. Принятие решений является всего лишь одной из задач, стоящих перед управляющим. Этот процесс занимает весьма незначительную часть его времени. Однако принятие решений - это типично управленческая задача и поэтому заслуживает специального рассмотрения в рамках анализа эффективности управляющего. Только начальники принимают решения. Действительно, положение управляющего и его уровень знаний предполагают, что именно он должен принимать решения, имеющие важное значение для всей организации в целом. От эффективных управляющих ждут эффективных решений. Они систематически и в определенной последовательности принимают такие решения. Но процесс этот на удивление не похож на то, что во многих книгах представлено как "принятие решений". Весь процесс принятия эффективного решения распадается на элементы. 1. Первый вопрос, который должен задать руководитель, желающий принять эффективное решение, будет такой: "Является ли эта ситуация характерной или это исключение из правил?" или "Характерно ли это для большинства событий или это лишь исключение и поэтому необходимо принимать соответствующие меры?" Ответы на проблемы общего характера должны выливаться в правила или принципы. Отдельные же случаи должны восприниматься только как исключения, и не более того. 2. Вторым важным элементом в процессе принятия решения является четкое определение того, чего мы хотим достичь данным решением. Каковы цели наших решений? Ставим ли мы перед собой какой-то минимум задач? Какие условия должны удовлетворять наши решения? В науке эти условия известны как "пограничные". Для того чтобы решение было эффективным, оно должно удовлетворять пограничным условиям и быть адекватно цели. Чем более покаты и четко сформулированы пограничные условия, тем больше вероятность того, что решение будет эффективным и отвечать требованиям. Наоборот, серьезные погрешности в определении пограничных условий почти наверняка лишают решение эффективности, каким бы блестящим оно ни казалось. 3. Надо начинать не с того, что кажется приемлемым, а с того, что представляется верным. Это положение основывается на том, что на конечной стадии каждого действия обычно появляется необходимость компромисса. Но если имеет место нечеткое представление условий, которые необходимо удовлетворять, становится невозможным отличить правильный компромисс от неправильного. Зачастую все это заканчивается выбором последнего. 4. Активизация решения является четвертым основным элементом процесса принятия решения. В то время как анализ пограничных условий - это наиболее трудный этап в процессе принятия решения, то превращение его в эффективное действие требует больших затрат времени. Ни одно решение не может быть эффективным, если с самого начала в нем не заложены возможности реализации.[6] Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой (рис.3). Рис. 3. Схема информационного процесса[1.] Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы: ничего не делать с информационной системой. модифицировать существующую информационную систему создавать новую информационную систему. В чем состоит ответственность руководителя в части информационной системы организации? 1. Понимание своего бизнеса и места в нем своей организации через информационные потребности (В чем состоит ваш бизнес? Реальный взгляд на будущее организации и создание идей на продажу. Какова среда конкурентного предпринимательства в Вашей области? Какая информация нужна для ответа на предшествующие вопросы, какова частота ее получения? и т.д.).
2. Понимание возможностей современных автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем и технологий (Каким образом нужно руководить Вашим отделом информационных систем? Необходимость планирования информации и информационной архитектуры организации. Установление вероятностных характеристик частей системы. Увеличение технологического потенциала фирмы. Каковы задачи служащего главного информационного офиса? И т.д.).
3. Умение определить стратегию развития информационных систем (Какова цель развития информационной системы? Какую концепцию развития Вы выбрали? Что и в какой последовательности мы будем делать? и т.д.). 4. Умение работать в современной информационной среде. (Какими практическими навыками работы в информационной среде Вы обладаете? Знаете ли Вы и работаете ли с базовыми инструментальными средствами деловой информатики (крупноформатными электронными таблицами, текстовыми процессорами, СУБД, графическими пакетами, средствами коммуникации и обмена данными? и т.д.)). [5] z Источники: 1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: конспект лекций. http://www.aup.ru/books/m26 2. Кувшинова М.А. Лекции по курсу «Основы менеджмента» 3. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. - 368 с 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с английского. - М.: Дело, 1998. – 800 с. 5. Годин В.В. Информационные технологии и требования к менеджеру 21 века. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» № 2 2001 г 6. Питер Ф. Друкер «Эффективный управляющий» http://www.ek-lit.agava.ru/druc006.htm 7. Фирсов А., Фирсов Ю. «Особенности российского и западного менеджмента». Журнал «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru/management/rus_and_west_management.shtml 8. http://antorlov.nm.ru 9. http://www.hrm.ru/db/hrm/0762F6992A8E4673C3256A63003396D1/category.html 10. http://www.dcn-asu.ru/book/kokorev/chap3.5.ru.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.