СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Характеристика рынка труда
Особенности формирования рынка труда в РФ
Перспективы становления рынка труда
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход российской экономики на рыночные рельсы для рынка труда ознаменовался кардинальными изменениями — рабочая сила перестала быть дефицитом и, наоборот, появился существенный недостаток вакантных рабочих мест.
В последние годы резко усилились процессы сокращения промышленно-производственного потенциала, в том числе рабочих мест. С начала девяностых годов сокращение физических рабочих мест в большинстве отраслей превышало ввод новых. Только за 1992—1995 годы численность занятых в отраслях народного хозяйства сократилась на 5 млн. человек, то есть почти на 7%. При этом общее число рабочих мест сократилось на 8563.3 тыс. единиц, в том числе в 1993 году — на 2187,0 тыс. единиц, в 1994 году — на 4097,3 тыс. в 1995 году — на 2279,0 тыс. единиц. Наибольшее сокращение рабочих мест приходится на промышленность (59,6% от общего количества выбывших рабочих мест), сельское хозяйство и строительство.
Этот процесс в условиях проведения структурной перестройки был бы вполне закономерен, если бы в результате ликвидации рабочих мест структура производства и занятости менялась в сторону высокотехнологичных и прогрессивных отраслей. Пока же преобразования в производстве и занятости в промышленности носят ярко выраженный регрессивный характер. По-прежнему растет доля (а в некоторых случаях и абсолютная численность) занятых в сырьевых отраслях, прежде всего в топливном и металлургическом комплексах, сокращается (абсолютно и относительно) занятость в высокотехнологичных подотраслях машиностроения, прежде всего в приборостроении и электротехнике. В структуре рабочей силы в материальном производстве возросла доля рабочих, занятых на ремонте и обслуживании простаивающих мощностей. Так, доля занятых в добывающей промышленности возросла с 9% в 1992 г. до 14% в 1996 г., а удельный вес работников обрабатывающей промышленности сократился с 92 до 86%. Эти тенденции сохраняются на протяжении всего периода реформирования экономики.
В 1996 г. общая ситуация на рынке труда продолжала оставаться сложной. Продолжалось, хотя и более медленными темпами, сокращение численности занятых в экономике Российской Федерации: за 1996 г. численность сократилась на 1% (в 1995 году — на 2%). Численность выбывших работников по-прежнему преобладала над численностью принятых на работу. Однако интенсивность движения кадров снизилась. Если в 1995 году доля лиц, принятых на крупные и средние предприятия и выбывших с них, составляла соответственно 23 и 26% от среднесписочной численности работающих, то в 1996 году эти показатели уменьшились, по оценке Госкомстата РФ, до 20 и 25%.
Развитие негативных процессов на национальном рынке труда Российской Федерации во многом было вызвано проеданием национального богатства. Общеизвестно, что воспроизводство и технологический уровень рабочих мест в первую очередь зависят от инвестиционных возможностей экономики. В предшествующий же период инвестиции в экономику снизились почти на 70%, а в производственное строительство почти на 75%. Это, в свою очередь, приводит к сокращению уровня фондовооруженности — важнейшего фактора экономического роста и преобразования системы рабочих мест.
В этих условиях количество рабочих мест в экономике постоянно сокращалось, что привело к существенному сокращению численности занятых, образованию достаточно высокого уровня открытой безработицы и накоплению экономически неоправданного слоя неполно занятых.
Ограничение политики занятости только рамками программ трудоустройства безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует основное условие занятости — наличие рабочих мест.
Дальнейшее сокращение рабочих мест в Российской Федерации может иметь своим следствием как серьезнейшие
макроэкономические, так и социальные проблемы. Поскольку рабочее место — это доход работающего, платежеспособный спрос населения и источник инвестиционных накоплений, это наполнение социальных фондов и бюджетов всех уровней, это социальная стабильность и условие дальнейших экономических и политических преобразований.
Регулирование российского рынка труда следует рассматривать в контексте общей социально-экономической политики государства. Только взаимоувязка всех компонентов позволит добиться эффективного результата в области стабилизации и повышения занятости населения.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
Рынок труда - это система экономических отношений, которые складываются между субъектами, формирующими рабочие места, и субъектами, претендующими на них. В социально-рыночной экономике третьим партнером является государство, регулирующее отношения на рынке труда и обеспечивающее необходимое социальное равновесие.
Рынок труда в узком понятии - это соотношение предлагаемых рабочих мест и субъектов, претендующих на них.
Рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главные социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы, а следовательно, и косвенное установление ее цены.
На государственном уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет права работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и др.
Государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. ему отводится решающая роль в формировании рынка труда.
Факторы движения рынка труда - инвестиционная активность и уровень доходов населения.
Признаками существования конкурентоспособного рынка труда являются: ориентация на потребителя; жесткая сбалансированность факторов рынка труда (которая просматривается по всем блокам социально-трудовых отношений); установление цены товара после его реализации.
В соответствии с положениями современной экономической теории существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:
· множественность независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
· рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
· экономическая свобода (или свобода выбора) для субъектов на рынке труда;
· высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;
· общая рыночная (конкурентная среда) в экономике.
Рынок труда - это специфический рынок, так как на нем наблюдается неоднородность товаров, неопределенность информации (например, о качестве товара), длительность использования ресурсов, а кроме того, труд является фиктивным товаром (изначально он не предназначен для продажи).
Спрос на труд зависит от спроса на продукт: чем выше спрос на продукт, тем выше спрос на труд. Спрос на труд также зависит от цены капитала, так как это взаимозамещающиеся ресурсы. Чем ниже цена капитала, тем меньше издержки (эффект масштаба), и возникает эффект замены труда на капитал, т.е. спрос на труд увеличивается и напротив. Совокупный спрос и совокупное предложение труда в сумме формирует емкость рынка труда. Неудовлетворенное совокупное предложение и неудовлетворенный совокупный спрос образуют текущий рынок труда (движущуюся часть в поиске рабочих мест).
Особенность рынка труда заключается в том, что объектом купли-продажи на нем является право использования рабочей силы наемного работника, что подразумевает необходимость учитывать все психофизиологические и социальные потребности человека. Поэтому необходимо обеспечить такое соотношение спроса и предложения товаров и услуг, при котором цены на основные потребительские товары и услуги были общедоступны. Можно выделить по крайней мере три обстоятельства, характеризующие соотношение товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой:
· объемы предложения товаров и услуг на рынке должны полностью удовлетворять платежеспособный спрос и быть весьма близкими или даже выше рациональных норм душевого потребления;
· уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей;
· антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).
Методы, с помощью которых прогнозируют рынок труда, следующие:
· экспертный, основанный на выявлении субъективных мнений специалистов(наиболее популярный);
· экстрополяционный, базирующийся на прогнозировании тенденций, которые сложились в ретроспективном периоде по отдельным составляющим рынка труда;
· аналитический, объединяющий широкий класс разнообразных приемов исследования;
· балансовый.
Один из компонентов рынка труда - это предложение рабочих мест. За этим всегда стоит работодатель, создающий рабочие места, рассматривающий перспективу их увеличения под определенным углом зрения: как это повлияет на размер получаемой им прибыли. Однако в цивилизованном обществе наряду со стремлением к прибыли существует и потребность в нормальном функционировании общественной системы.
Безработица не устраивает не только безработного, но и все общество, так как, во-первых, такой индивид не участвует в создании национального дохода, во-вторых, он не предъявляет спроса на производственные товары, чем также нарушает стабильность общественной системы, в-третьих, безработный - это всегда потенциальный возмутитель общественного спокойствия. Кроме того, безработный не навсегда выведен из сферы занятости, он может быть снова востребован, следовательно, в настоящий момент общество должно нести расходы по его поддержанию в жизнеспособном состоянии.
Существует несколько видов безработицы:
1. фрикционная, связанная с несоответствием наличия рабочих мест предложению рабочей силы в отдельных регионах, отраслях, видах производства;
2. структурная, связанная с сокращением старых поризводств и развитием новых;
3. циклическая делится на два вида долговременную и сезонную:
долговременная – связана с изменением циклов в развитии экономики любой страны;
сезонная – связана со сменой времен года (пчеловодство, лесозаготовка и т.д.)
4. застойная – каждый индивидуум находится в нерабочем состоянии более года. Когда удельный вес безработных не снижается, а даже имеет тенденцию роста на промежутке времени более пяти лет.
Профилактическими мерами по снижению роста и длительности безработицы являются прогнозирование, профподготовка и переподготовка кадров, подлежащих увольнению.
Из структурной и фрикционной безработицы складывается ее естественный уровень. Он зависит не только от структурных изменений в экономике и стремления самих трудящихся к "перемене мест", но и от эффективности рыночных механизмов содействия занятости. В результате формируется тот общественно приемлемый уровень безработицы, который не противоречит понятию полной занятости.
В классификации безработных первое место занимают лица, длительное время не имеющие работы, что может быть вызвано рядом причин: спадом производства, структурными изменениями, половозрастными характеристиками самих безработных, типом поведения работников на рынке труда и т.п. Ко второй категории безработных относятся лица, потерявшие работу не по своей воле. Подавляющее большинство из них - работники, высвобожденные в связи с сокращением производства и его структурной перестройкой. В основном они входят в кадровый состав предприятий, имеют специальность и, как правило, были заняты полное рабочее время и получали высокую зарплату плату. Третья категория безработных - взрослые работники от 25 лет и старше. Этот показатель охватывает тех, кто имеет законченное образование и обладает специальностью. Четвертая категория безработных – те, кто ищет работу на полное рабочее время. Пятая категория безработных характеризует общий уровень безработицы, то есть отношение численности безработных ко всей рабочей силе.
ОБОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ.
Правительство России, объявив о мерах по переходу к рыночной экономике, приступило к демонтированию системы планирования, освобождению цен, поощряя конкуренцию и приватизацию государственных предприятий. Правительство сочло необходимым создание мер социальной поддержки незащищенных слоев населения.
Одним из факторов, тормозящих развитие рынка труда, является то, что слабые предприятия продолжают получать значительные кредиты на выживание.
Существует ошибочное представление о том, что рынок труда формируется в результате высвобождения работников с предприятий и роста безработицы. Сам рынок труда часто отождествляется с безработицей, предложение труда – с незанятым населением, ищущим работу, а спрос на труд – с вакантными рабочими местами. Это приводит к неправильной оценке сложившейся ситуации в области занятости.
Переход к рыночной экономике в России связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствия безработицы.
Безработица – один из факторов рынка труда. Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
С конца 80-х гг., и особенно в последние годы, наметилась тенденция сокращения занятости населения. Ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. Общий уровень безработицы увеличился в 1996 г. с 8,8% до 9,3 (в 1995 г. соответственно - с 7,6 до 8,8), а регистрируемой безработицы - с 3,2 до 3,4 (в 1995 г. соответственно с 2,2 до 3,2%). Это обусловлено как усилением действия сезонных факторов ослабления напряженности на рынке труда, так и изменениями в порядке регистрации безработных (в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), а также уменьшением возможностей этой регистрации из-за дефицита бюджета Государственного фонда занятости населения в большинстве регионов.
Увеличилась доля длительно безработных (состоящих на учете более года) с 14 до 17% и время продолжительности безработицы. Если в начале года она составляла 6,3 месяца, то к концу года - 7 месяцев. Обострилась конкуренция на рынке труда. Разрыв между количеством рабочих мест, заявленных в органы службы занятости, и численностью граждан, претендующих на них, вырос в 1,3 раза (в 1995 г. - 1,6 раз). В начале 1996 г. показатель напряженности (численность зарегистрированных незанятых в расчете на одну вакансию) составлял 8,2 человека, а к концу года - 10,8 человека.
В нашей стране существует следующая система пособий по безработице: рабочие имеют право на 75% их предыдущей месячной заработной платы на первые три месяца безработицы, затем пособие снижается до 60% далее еще - до 45% на период до 12 мес. При этом пособия по безработице не могут быть ниже минимальной заработной платы.
Пособия выплачиваются из Фонда занятости, который формируется за счет обязательных выплат предприятиями обязательных отчислений из заработной платы работников на страхование от безработицы и т.п. Местные власти могут вносить свои дополнения в федеральную схему выплат пособий по безработице.
В России организация, которая призвана следить за проблемами в сфере занятости на государственной уровне, - это Федеральная служба занятости (ФСЗ). Функции службы занятости следующие:
· методическое руководство работой профконсультантов службы занятости;
· апробация и распространение методических документов, аттестация используемых методик;
· определение потребностей профконсультантов в специальной технике, программном обеспечении и приобретении;
· подготовка и распространение информационных материалов по профессиям, профессиограмм, слайдов, аудио- и видеозаписей;
· разработка систем профотбора и выработка критериев оценки подбора специалистов;
· разработка блоков для составления характеристик психологических профилей, резюме и др.;
· проведение стажировок, целевых семинаров, организация обучения, повышения квалификации специалистов Госкомитета России, занимающегося профориентацией;
· аттестация специалистов службы занятости на право ведений индивидуальных консультаций.
В настоящее время наблюдается такая ситуация в сфере организованного трудоустройства, когда происходит уменьшение доли лиц, успешно трудоустраеваемых. Это происходит в основном из-за сокращения числа и разнообразия вакансий, регистрируемых предприятиями в службе занятости.
У Федеральной службы занятости существует и ряд других проблем.
Чтобы лучше учесть потребности незанятого населения и работодателей, Федеральная служба занятости строит свою стратегию на использовании программ интерпретирующих закон о занятости в терминах политики и выработке системы мер, соответствующих текущей ситуации на рынке труда.
Местные и региональные центры разрабатывают одногодичные или двухгодичные программы, которые на основе оценки особенностей рынка труда данной территории формулируют очередные задачи, определяют приоритеты и исполнителей. Программы обычно разрабатываются в процессе консультаций с заинтересованными сторонами.
Закон о занятости допускает существование частных агентств занятости, но предполагает, что они могут действовать, только после получения лицензий от Государственной службы занятости.
Массовое высвобождение рабочей силы - одно из наиболее сложных последствий экономического и технического развития общества. Оно выполняет определенную экономическую функцию и необходимо при осуществлении большинства технологических и организационных преобразований. Отказ от своевременных сокращений на предприятиях в конечном итоге чреват снижением социально-экономической эффективности производства (непродуктивным использованием всех видов ресурсов, удорожанием продукции, сокращением спроса на нее и др.).
Массовое сокращение персонала возможно на любом этапе развития экономики. Свертывание производства, перестройка хозяйства характерны как для стадии экономического подъема, оживления, так и для периода общего спада. Вместе с тем, массовое высвобождение затрагивает целый комплекс социальных и экономических проблем, требует значительных затрат со стороны общества, предприятий и отдельных граждан. Основное бремя падает на лица, подлежащие увольнению. Одновременное появление на локальном рынке труда значительного числа незанятых снижает вероятность найти подходящую работу для каждого из них.
Структурная перестройка качественно изменяет спрос на рабочую силу. Вновь создаваемые рабочие места требуют специалистов с принципиально новыми трудовыми характеристиками. Квалификация, навыки, трудовая культура попавших под сокращение в большинстве случаев не пользуются спросом на рынке труда.
Для России данная проблема особенно острая так как кардинальные структурные преобразования, приватизация государственной собственности, банкротство нерентабельных предприятий неизбежно приведут к массовому высвобождению рабочей силы.
В России массовое высвобождение как явление и принципы его регулирования регламентируются Постановлением Правительства России от 5 февраля 1993 г. "Об организации работы по содействию в условиях массового высвобождения", специальными методическими рекомендациями Федеральной службы занятости, отраслевыми и региональными тарифными соглашениями, коллективными договорами. В соответствии с этим постановлением к массовому высвобождению в России относят: ликвидацию любого предприятия с численностью занятых свыше 15 чел.; сокращение численности иди штата предприятия в количестве 50 чел. и более в течение 30 календарных дней, 200 чел. и более в течение 60 календарных дней, 500 чел. и более в течение 90 календарных дней; увольнение 1% работников от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением штате в течение 30 дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс.чел.
На первом этапе реформирования вплоть до конца 1992 г. массовое высвобождение имело ряд особенностей. Сокращение коснулось всех отраслей хозяйства, даже тех, где традиционно существовал дефицит рабочей силы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь). Другой отличительной чертой массового высвобождения стала его нацеленность на лиц, имеющих ограниченные возможности для приложения своего труда в общественном хозяйстве в силу демографических, профессионально-квалификационных, психологических и других особенностей. Это прежде всего женщины, лица предпенсионного возраста, работники со средней квалификацией.
С конца 1992 г. процесс сокращения штатов приобретает новые черты. Меняется тип высвобождаемого работника, повышается удельный вес лиц молодого возраста, мужчин, нередко без работы остаются профессионалы высокого уровня. К началу 1993 г. высвобождение начинает приобретать черты сезонности, т.е. к лету высвобождение уменьшается, а к осени вновь набирает силу. В целом по России в 1993 г. зафиксировано более 350 случаев массового высвобождения, которое затронуло свыше 35 тыс.чел. Подавляющая часть высвобождений приходилась на промышленные предприятия. Однако показатели частоты высвобождений на транспорте, в строительстве, тор-говле, науке также довольно высоки.
В 1993 г. уменьшилась доля потерявших работу в результате массовых высвобождений в общей численности высвобождаемых. Это связано с тем, ^то в канун лета отложили высвобождение с крупных предприятий, и одновременно пик трудностей переживали обслуживающие отрасли, где невозможны сокращения значительного масштаба.
Откладывание высвобождения, сохранение дотаций из госбюджета некоторым отраслям и предприятиям, резкое уменьшение масштабов инвестиционной активности, и как следствие этого, сдерживание структурной перестройки приводит к увеличению скрытой безработицы.
Факторы, которые обуславливают огромное высвобождение рабочей силы, в настоящее время в России, следующие:
· спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
· искусственно созданная неплатежеспособность предприятий;
· резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестирования у большинства юридических и физических лиц;
· частичная остановка экологически опасных производств;
· сокращение численности вооруженных сил;
· конверсия военного производства;
· изменение форм собственности;
· усиление миграционных процессов и др.
Специфической особенностью российского рынка труда в настоящее время является неспособность многих работников к предпринимательству. Они не привыкли проявлять инициативу, а следовательно, и неконкурентоспособны на рынке труда.
Первыми жертвами безработицы стали не наиболее слабые работники, как иногда принято думать, а наиболее слабы отраслевые структуры народного хозяйства.
Высокая доля лиц с высшим образованием среди безработных и тенденция к росту продолжительности безработицы среди них, как правило, связаны не с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а с объективными процессами, происходящими в народном хо-зяйстве.
Различные группы населения вырабатывают свои способы адаптации к условиям кризисной ситуации, но в основном они ориентированы просто на выживание, на формирование самообеспечивающегося домашнего хозяйства и т.п.
Изменить сложившуюся ситуацию может только радикальное изменение структуры занятости, адекватное оздоровлению и становлению рыночной экономики. Пока же нужна материальная поддержка безработным, финансовое содействие в открытии ими собственного дела, развитии малого бизнеса, предоставление налоговых льгот предпри-нимателям перспективных секторов экономики при создании дополнительных рабочих мест.
Главным условием эффективного трудоустройства служит всемерное развитие производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребительский спрос, для чего необходимо снять все ограничения на пути предпринимательской инициативы, базирующейся на различных фордах собственности. Активная политика выходит за рамки социальной защиты и предполагает предвосхищение негативных последствий экономических реформ и создание таких условий, которые позволяли бы людям больше зарабатывать, полностью используя и развивая свои способности. А это требует от общества осуществления особой социальной политики.
Во-первых, должны быть созданы нормальные условия воспроизводства рабочей силы как качественного товара. Для этого определяется минимальная потребительская корзина и, соответственно, минимальный потребительский бюджет, что требует установления гарантированной обществом нижней границы заработной платы, обязатель-ной для всех форм собственности. Верхнюю границу будут диктовать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Ее предел не ограничивается, в случае, если она чрезмерно высока, то ее регулируют через налогообложение доходов.
Во-вторых, государство должно обеспечивать социальные гарантии тем, кто может и хочет работать, но временно не имеет работы. Рынок труда уже узаконен и имеет прочные экономико-правовые гарантии. Определен статус безработного и установлен размер пособия по безработице исходя из возможностей общества с учетом прожиточного минимума.
Для общества опасна не столько сама безработица” которая становится на рынке труда постоянно действующим фактором, такой же суровой реальностью, как рост цен и инфляция, сколько отсутствие надежной системы регулирования рынка ^руда и социальной защиты от'
угрозы и последствий безработицы. Должна быть разработана конкретная программа по созданию рабочих мест и системы переподготовки кадров. Заведомо можно предположить, что из приблизительно 40% избыточных и малорентабельных предприятий, существующие в отече-ственной экономике, половина не выдержит рыночных условий и занятые на них останутся без работы.
Главная социальная гарантия для трудящегося человека - возможность работать и получать средства на жизнь именно таким способом. Пособия требуются в условиях временного, вынужденного отсутствия работы, но общество обязано заранее сделать все, чтобы предотвратить массовую безработицу. В то же время все работодатели должны иметь свободу найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства. Необходимо поощрять территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы, обучение и переобучение (в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям), использование нестандартных видов занятости (частичной, временной, на дому, индивидуальной трудовой деятельности).
Требуется четко налаженная система учета незанятого населения и имеющихся вакансий, прогнозирования спроса и предложения рабочей силы в отраслевом, профессиональном и территориальном разрезах, а также организация службы предоставления информации по этим вопросам на разных региональных уровнях.
На многих предприятиях России существует проблема несвоевременной выплаты заработной платы, в результате чего значительно ухудшается материальное положение семей. В условиях падения реальных доходов вполне понятно стремление людей найти себе дополнительный к основной работе приработок. Мужчины в этом стремлении гораздо активнее женщин. Определял, где подрабатывать, женщины предпочитают не менять свою профессию или по крайней мере работать там, где не нужна профессиональная подготовка. Несмотря на то, что тяжелое материальное положение характерно для половины респондентов, многие не собираются искать приработок по причине усталости от основной работы и трудности поиска места приработка.
Решить свои проблемы радикальным способом - изменением места основной работы - собираются 10% женщин и 26% мужчин.
Таким образом, женщины в целом более тяжело переживают современные трудности. Они пессимистичнее относятся к будущему; их активность в преодолении неблагоприятных тенденций ниже, чем у мужчин. Они чаще мирятся с ухудшением своего социально-экономического положения. Полученные данные свидетельствуют что реальных возможностей для улучшения этого положения у них меньше, чем у мужчин.
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНЯ РЫНКА ТРУДА
Активная политика на рынке труда предполагает создание дополнительных рабочих мест, в том числе путем стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в перспективные отрасли производства, организацию общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, а также облегчение миграции. Для решения этих проблем в 1996 г. наряду с другими реализовывались две государственные целевые программы:
I. "Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы",целями которой являются “…повышение уровня и изменение структуры занятости населения РФ на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики”.
Основными задачами Программы являются:
-обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для создания и
сохранения рабочих мест, раэвития кадрового
потенциала;
-регулирование складывающегося национального
рынка труда и повышения конкурентоспособности
отечественной рабочей силы;
-формирование эффективной структуры занятости
населения;
-повышение качества создаваемых рабочих мест;
-развитие профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы;
-создание благоприятных условий для повышения
уровня жизни за счет стимулирования трудовой
активности населения, усиления роли и
ответственности участников социально-трудовых
отношений в сфере занятости
населения;
-предотвращение роста неполной занятости
и массовой безработицы;
-развитие системы общественных работ
II. "Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 - 1997 годы"
При этом были проведены социальные экспертизы проектов федеральных целевых программ, определены отраслевые и региональные приоритеты, обеспечивающие развитие и сохранение рабочих мест, разрабатываются нормативные акты, направленные на стимулирование производства отечественной продукции. В результате реализации данных программ в 1996 г. было трудоустроено 2,3 млн. человек (в 1995 г. - 2,2 млн. человек), или каждый третий из числа ищущих работу и состоящих на учете в органах службы занятости.
Для развития альтернативных возможностей трудоустройства органы службы занятости содействуют самозанятости и расширению предпринимательской инициативы. Благодаря этому более 86 тыс. безработных были обеспечены работой. Однако основным сдерживающим фактором в этой сфере является несовершенство законодательной базы, в том числе и налогообложения.
Значительным фактором увеличения безработицы является сокращение ВПК и вооруженных сил. Необходимо разработать специальные программы развития и диверсификации районов с высокой концентрацией военных предприятий, обеспечить финансирование инвестиций в конверсию из государственного бюджета за счет сокращения военных расходов, создать льготный налоговый режим для частных инвестиций в этих районах. Требуется также заблаговременно подготовить программы переориентации производства и перераспределения рабочей силы в районах, где сосредоточены предприятия, которые будут подвержены структурной перестройке.
Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда. Значительному уменьшению безработицы могли бы способствовать и меры по повышению межотраслевой и территориальной мобильности рабочей силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы формирования российского рынка труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы
2. В. Кострюков. Вопросы занятости.
-Экономист,1998.-№8.-с57-62
3. Б.С.Лисовик. Труд и рынок.-СПб.:изд. С.-Петербургского Университета,1991
4. И.Ф.Симонова, А.В.Кпадони. Особенности формирования рынка труда России.
-М.:ЦНИИТЭнефтехим,1995
5. И.Ф.Симонова. Проблемы совершенствования государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка.
-М.:ЦНИИТЭнефтехим,1995