Реферат по предмету "Менеджмент"


Управленческое воздействие менеджера на подчиненных

Управленческое воздействие менеджера на подчиненных I) Управленческое воздействие как элемент труда руководителя II) Основные способы управленческого воздействия, их структура I) Управленческое воздействие как элемент труда руководителя 1) Сущность управленческого воздействия и основные концепции
Управленческое воздействие относится к категории психологического воздействия. Психологическое воздействие –рассматривается как компонент общения, представляет собой проникновение одной личности в психику другой личности. Цель данного воздействия –изменение взглядов, мотивов, поведения человека. Управленческое воздействие –форма психологического влияния, оно применяется в системе руководитель-подчиненный, и имеет два уровня: когнитивный и эмоциональный. 1. На когнитивном уровне происходит познание субъектов друг другом –менеджер должен выявить особенности личности работника (темперамент, тип личности и т. п.) и выбрать наиболее эффективный прием воздействия на человека. 2. На эмоциональном уровне люди стремятся почувствовать друг друга. Как правило, эмоциональный уровень бывает важнее когнитивного –если менеджер добьется положительного отношения, доверия со стороны подчиненного, тогда становится легче применять административные, дисциплинарные меры воздействия. Выделяют различные концепции управленческого психологического воздействия: 1. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). Суть в следующем: у человека активно познающего мир, деятельностного часто возникает чувство диссонанса (несоответствия) между его видением дела и реальным состоянием, требованиями внешней среды, руководителя, коллег по работе. Чтобы уменьшить диссонанс, работник меняет поведение, повышает уровень знаний, приспособляется. Исходя из этой теории, менеджер, желающий изменить поведение, отношение работника к своим обязанностям, может провести две последовательные операции: сначала он нарушает равновесие работника (диссонанс) своим обращением, тоном речи, приказами, т. е. создает напряжение, «доводит до ручки», а затем, когда человек теряет опору, его защитные механизмы разрушаются, менеджер предлагает ему путь, способы восстановления равновесия, мотивирует человека к действию, изменению поведения, ставит перед работником новые, четкие ориентиры. 2. Концепция психологии среды. Она заключается в том, что определяет параметры окружающей человека социальной среды (предприятие, отдел) вызывают определенные модели поведения. То есть можно создавать у себя в коллективе специфическое поведение, нужное руководителю, если специально организовать соответствующую специфическую ситуацию (приказы, правила, нормы, контроль). В этом случае индивидуальные различия работников теряют свою остроту, все выравниваются и приспособляют свое поведение под требования организации. Это состояние получило название экологическая система (индивидуальная среда). 3. Концепция использования возможностей человека как объекта и субъекта управленческого воздействия. Согласно данного подхода выделяют две группы методов и технологий воздействия: а) методы саморегуляции и самопрограммирования –они совершенствуют, мобилизуют возможности, развивают потенциал работника (аутогенная тренировка, медитация, психотерапия и т. д.) б) методы внешнего воздействия (вербального и невербального) на сферу бессознательного, что позволяет целенаправленно изменять поведение работников. Например, сочетание легкого давления со стороны менеджера с методом «нога в дверях» –менеджер просит подчиненного выполнить небольшое поручение, передает ему необременительную функцию, а затем постепенно нагружает работника другими, связанными с первым поручениями, в итоге человек, сам того не замечая, оказывается вовлеченным в длительную и трудную деятельность. Это техника заманивания –сначала уступает незначительной просьбе, а затем вынужден уступать постоянно. Приемы втягивания работников очень просты: написать обязательства, составить план, определить сроки –это делает работника активнее, беспокойнее (он смотрит вперед) + конфетка, предложение работникам привлекательных условий, за которыми в начале не видно, насколько сложна работа. 2) Условия эффективности управленческого воздействия По этому вопросу имеются многочисленные исследования. Можно выделить йельские исследования К. Ховланда, который выделяет комплекс условий. Выделяются следующие практические условия: 1. Менеджер должен казаться экспертом в своей области 2. Менеджер умеет убедить подчиненных в том, что его действия направлены на успех дела, коллектива, а не на его личную выгоду 3. Менеджер действует подобно пауку, плетущему сети, т. е. воздействует на работников не тараном, агрессивно, а постепенно, мягко 4. Авторитет менеджера 5. Апелляция руководителя к положительным и отрицательным эмоциям подчиненных + логическая аргументация 6. Должна быть создана доверительная, доброжелательная, деловая обстановка Следует учитывать теорию Х. У. Мекгрегора, который поделил работников на две группы, выделив два стиля поведения руководителя. Если менеджер воздействует на подчиненных с низким образованием, культурным уровнем необходимо использовать четкую, одностороннюю аргументацию. Если воздействует на работников со средним и высоким культурным, образовательным уровнем –двусторонняя аргументация, преподнесение альтернативных точек зрения и их логическое опровержение. Йельские исследования позволили выделить ряд эффектов психологического управленческого воздействия: 1. Инокуляционный эффект (inoculatio-прививка) –если менеджер не сумел произвести на работника положительного впечатления, если его первое сообщение абсолютно не понравилось подчиненному, тогда он не будет воспринимать и все последующие действия и сообщения руководителя. 2. «Эффект первичности» –работник больше склонен выполнять то решение, распоряжение менеджера, которое было высказано первым, нежели чем второе, если между ними небольшой временной промежуток (это касается альтернативных распоряжений). 3. Эффект недавности –второе альтернативное распоряжение менеджера будет более результативным если между двумя воздействиями временной промежуток больше. II) Основные способы управленческого воздействия, их структура Внушение –способ психологического воздействия преимущественно эмоционально волевого характера, основанного на некритическом восприятии и принятии индивидом информации от руководителя. Выделяют основные закономерности процесса внушения: 1. С опытом и возрастом работника эффект снижается 2. Эффект влияния зависит от психофизиологического состояния индивидов: легче всего внушать людям утомленным, ослабленным; труднее тем, кто уверен в себе, самодостаточен, бодр. 3. Авторитет руководителя создает дополнительный эффект воздействия, доверие Также можно выделить следующие условия: - информационный вакуум или чрезвычайная противоречивость текущей информации - блокирующая психическая напряженность (гнев, страх, безнадежность)
- положительные ожидания и установки - жесткая категоричность заявлений и требований - повторяемость, ритмичность подачи информации - особая эмоциональность сообщения Все эти условия создавать и задействовать сам менеджер, только ему необходимо знать ситуацию и особенность восприятия работников.
Заражение –способ психологического воздействия, основанный на бессознательной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне. Лучше всего на заражение работника какими-либо идеями воздействует коллективная установка, когда большинство работников согласны с мнением менеджера; также важен эмоциональный настрой (радость, сияние –для вовлечения работника; гнев, ужас –для того чтобы спровоцировать на немедленное выполнение задания). Положительное заражение действует эффективнее с точки зрения производительности и качества труда. Способностью к заражению подчиненных обладают эмоциональные лидеры, неформальные лидеры, авторитеты. Подражание –принятие и воспроизведение индивидом черт и образцов поведения какого-либо человека. Лорд Честерфильд говорил, что человек создает свой неповторимый облик благодаря, более чем наполовину, подражанию. Французский психолог Г. Тард выделил определенные законы подражания, как способы управленческого воздействия: а) подражание идет от внутреннего к внешнему (т. е. человек ориентируется лучше на душевное, эмоциональное, если чувства совпадают с внешним образом, тогда возможно подражание) б) низшие по социальной лестнице подражают высшим в) для людей самодостаточных подражание должно иметь сложные формы, и здесь главную роль играют не чувства, а внешний реальный образ. Убеждение –интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации, которая должна быть принята добровольно и осознанно. Процедура убеждения включает три вида убеждающих воздействий: информирования, разъяснения, доказательств и опровержения. Информирование –это непростой процесс, он требует подготовки. Можно избрать два пути информирования работников: дедуктивный или индуктивный. Дедуктивный путь предполагает последовательное рассмотрение фактов, после чего менеджер делает обобщение. Индуктивный путь –это изложение общих положений, а уже затем подкрепление их фактами. Первый путь выбирают, если работают с неопытными, малоквалифицированными работниками. Существует четыре вида разъяснения: 1. инструктивное –применяют для того, чтобы подчиненный усвоил, запомнил сообщение (четкий, ясный язык, короткие фразы) 2. повествующее –это рассказ, в ходе которого излагаются факты, а работник должен сам прийти к определенным выводам 3. рассуждающее –беседа путем постановки перед подчиненным ряда вопросов, это логические рассуждения помогают менеджерам –так человек легче усваивает и понимает суть задания 4. проблемное –то же, что и предыдущее, но менеджер не дает (предлагает) ответ подчиненному –все сам Можно выделить некоторые основные характеристики, которые помогают усилить убеждающее влияние менеджера на работников: - уверенность и прямой подход менеджера к проблеме; - «эффект бескорыстия» (когда менеджер, отстаивая что-либо, приносит в жертву личные интересы); - правильное использование стиля сообщения: как правило, образованная и заинтересованная аудитория более восприимчива к рациональным аргументам, менее образованная и равнодушная аудитория –к эмоциональным аргументам; - «эффект хорошего настроения» – лучше передавать информацию, выбрав удобный момент, благоприятную атмосферу; - образная подача информации; - необходима стимуляция мышления подчиненных (риторические вопросы, ненапряженная поза менеджера, многократные повторения наиболее важных деталей, наличие коммуникативного помощника)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.