Реферат по предмету "Менеджмент"


Теоритические основы анализа финансового положения предприятия

1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы финансового анализа на предприятии. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа принятия решений.
Анализ финансовой деятельности предприятия необходим для определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Анализ (от греч. analisis) - это детальное расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, присущие данному объекту, с целью изучения и выявления тенденций изменения под влиянием различных факторов. Полученные зависимости и закономерности синтезируются, т.е. объединяются в одну систему, для того чтобы вскрыть ее свойства, отличные от свойств элементов [1]. Основной целью финансового анализа является получение ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов и т.п. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. По А.Д. Шеремету методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: ¨ Анализ финансовых результатов деятельности предприятия; ¨ Анализ финансового состояния предприятия; ¨ Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Основными функциями финансового анализа являются: ¨ Объективная оценка финансового состояния объекта анализа; ¨ Выявление факторов и причин достигнутого состояния; ¨ Подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; ¨ Выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.[2] Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия, можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи. К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производственного и финансового характера. Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяют: собственники предприятия, кредиторы, поставщики и покупатели, служащие компании, аудиторские службы, государство консультанты по финансовым вопросам, законодательные органы и т.д. Информационной базой для финансового анализа являются следующие формы бухгалтерской отчетности (в соответствии с Законом РФ о бухгалтерской отчетности, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (от 06 июля 1999 г. № 43н) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)): ¨ Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; ¨ Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; ¨ Форма № 3 «Отчет о движении капитала»; ¨ Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; ¨ Форма № 5 «приложение к бухгалтерскому балансу» ¨ «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния; ¨ Итоговая часть аудиторского заключения. Составление финансовой отчетности в условиях рынка основано на ряде принципов, которые делают ее достаточно эффективным инструментом финансового управления. К ним относятся: ¨ полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций; ¨ правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности а Российской Федерации; ¨ тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на проведения годовой инвентаризации; ¨ соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементы финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах В се элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых основными являются Баланс и Отчет о прибылях и убытках. Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие: ¨ горизонтальный анализ; ¨ вертикальный анализ; ¨ трендовый анализ; ¨ метод финансовых коэффициентов; ¨ факторный анализ. Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе, принимаемом за 100 %. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателей. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой либо базой. 1.2 Анализ финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.[3]
Методика анализа финансового состояния включает следующие блоки анализа: ¨ Общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; ¨ Анализ ликвидности баланса; ¨ Анализ деловой активности и платежеспособности предприятия. Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют основу анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ производится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключения банкротства. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятия и оценки структуры их балансов были подготовлены и утверждены «Методические положения по оценки финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса» (Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 агуста 1994 г. № 31-р. (в редакции от 12 сентября 1994 года). Для оценки финансового состояния, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих: ¨ наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования; ¨ оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска; ¨ оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска; ¨ оптимальность структуры источников формирования оборотных активов; ¨ платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия; ¨ риск банкротства (несостоятельности); ¨ запас финансовой устойчивости. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Основные задачи анализа: 1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. 2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. 3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Один из создателей балансоведения – Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за отчетный период. Обязательными показателями сравнительного аналитического баланса являются: абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода; удельные веса статей баланса в валюте баланса на начало и конец периода; изменения в абсолютных величинах; изменения в удельных весах; изменения в % к величинам на начало периода (темп роста статей баланса); цена 1% роста валюты баланса и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.[4] Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы: ¨ Показатели структуры баланса; ¨ Показатели динамики баланса; ¨ Показатели структурной динамики баланса. Для общей оценки финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия, который в более упорядоченном виде удобно проводить по следующей форме (табл. 1). Таблица 1 Группировка статей актива и пассива АКТИВ ПАССИВ Имущество Источники имущества 1.1 Иммобилизованные активы 1.1 Собственный капитал 1.2 Мобильные, оборотные активы 1.2 Заемный капитал 1.2.1 Запасы и затраты 1.2.1 Долгосрочные обязательства 1.2.2 Дебиторская задолженность 1.2.2 Краткосрочные кредиты и займы 1.2.3 Денежные средства и ценные бумаги 1.2.3 Кредиторская задолженность Чтение баланса по таким систематизированным группам ведется с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. Активы предприятия состоят из внеоборотных и оборотных активов. Поэтому наиболее общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле
kо/в = оборотные активы / внеоборотные активы (1) Значение данного показателя в большей степени обусловлено кругооборотом средств анализируемой организации. Предварительный анализ структуры активов проводится на основе данных таблицы, в которой представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период. Более конкретный анализ структуры активов и ее изменения проводится в другой таблицы отдельно в отношении каждого укрупненного вида актива. В ходе анализа выясняются статьи активов, по которым произошел наибольший вклад в прирост общей величины укрупненного вида актива. Пассивы организации (т.е. источники финансирования ее активов) состоят из собственного капитала и резервов, долгосрочных заемных средств, краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности. Обобщенно источники средств можно поделить на собственные и заемные. Структуру пассивов характеризуют коэффициент автономии, равный доле собственных средств в общей величине источников средств предприятия kа = реальный собственный капитал / общая величина источников средств организации, (2) и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, вычисляемый по формуле kз/с = (скорректированные долгосрочные пассивы + скорректированные краткосрочные пассивы) / реальный собственный капитал, (3) При расчете данных коэффициентов следует брать реальный собственный капитал или чистые активы. Для получения реального собственного капитала организации, который определяется в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 5 августа 1996 г. № 71 и Федеральной комиссии по рынкам ценных бумаг РФ № 149, необходимо итог раздела IV «Капитал и резервы» пассива баланса увеличить на сумму по статьям «Доходы будущих периодов» и «Фонды потребления» из раздела VI «Краткосрочные пассивы» и уменьшить на сумму итога раздела III «Убытки», величину балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров[5], величину задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал[6] и сумму по статье «Целевые финансирование и поступления»[7]. Соответственно при расчете коэффициента автономии общая величина источников средств организации образуется как разница итога баланса и суммы итога раздела III «Убытки» актива баланса и величин балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Нормальное ограничения для коэффициентов: kа ³ 0,5, kз/с £ 1 означают, что обязательства организаций могут быль покрыты собственными средствами. Сначала проводится предварительный анализ структуры пассива аналогично анализу структуры активов, затем детализированный анализ структуры пассивов отдельно по каждому укрупненному виду пассивов. В результате анализа определяются статьи пассивов, по которым произошло наибольшее увеличение общей величины источников средств. Так же вычисляются коэффициент накопления собственного капитала: kн = (резервный капитал + фонд накопления + нераспределенная прибыль – убытки) / реальный собственный капитал, (4) показывающий долю источников собственных средств, направляемых на развитие основной деятельности. Коэффициент использования собственного капитала на социальные цели kс.ц. = (фонд социальной сферы + фонд потребления) / реальный собственный капитал, (5) отражает отвлечение собственного капитала из основной деятельности в социальную сферу. Учитывая, что долгосрочные кредиты и займы способствуют финансовой устойчивости организации, полезно наряду с коэффициентом соотношения заемных и собственных средств рассматривать также коэффициент соотношения краткосрочных пассивов и перманентного капитала, вычисляемый по формуле: kк.п/п.к = скорректированные краткосрочные пассивы / (реальный собственный капитал + скорректированные долгосрочные пассивы), (6 ) Отношение заемных и собственных средств может превышать единицу при условии, что отношение краткосрочных пассивов и перманентного капитала не превышает единицы, т.е. kз/с > 1 допустимо, если kк.п/п.к £ 1. 1.3 Анализ эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее полно финансовая устойчивость предприятиямо­жет быть раскрыта на основеизучения соотношений между статьями актива и пассива баланса. Как известно, между статьями актива и пассива баланса су­ществует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет своиисточники финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов, как правило, является собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Не исключаются случаи формирования долгосрочных активов и за счет краткосрочных кредитов банка. Оборотные (текущие) активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заек средств. Желательно, чтобы они были наполовину сформированы за счет собственного, а наполовину - за счет заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга. В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотных средств) принято делить на части: а) переменную, которая создана за счет краткосрочных обязательств предприятия; б) постоянный минимум текущих активов (запасов и затрат), который образуется за счет собственного капитала. Недостаток собственного оборотного капитала приводи к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения. Собственный капитал в балансе отражается общей суммой в I разделе пассива баланса.Чтобы определить, сколько его используется в обороте, необходимо от общей суммы по I и II разделам пассива баланса вычесть сумму долгосрочных (внеоборотных) активов. Сумму собственного оборотного капитала можно рас­считать и таким образом: из общей суммы текущих акти­вов вычесть сумму краткосрочных финансовых обяза­тельств (III раздел пассива). Разность покажет, какая сумма текущих активов сформирована за счет собственного капитала, или что останется в обороте предприятия, если погасить однов­ременно всю краткосрочную задолженность кредиторам. Рассчитывается также структура распределения соб­ственного капитала, а именно доля собственного оборотного капитала и доля собственного основного капитала в общей его сумме. Отношение собственного оборотного капитала к общей его сумме получило название «коэффициент маневренности ка­питала», который показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент дол­жен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в ис­пользовании собственных средств предприятия.
Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость, является обеспе­ченность материальных оборотных активов плановыми ис­точниками финансирования, к которым относится не только собственный оборотный капитал, но и краткосроч­ные кредиты банка под товарно-материальные ценности, нормальная (не просроченная) задолженность поставщикам, сроки погашения которой не наступили, полученные авансы от покупателей. Она устанавливается сравнением суммы плановых источников финансирования с общей суммой материальных оборотных активов (запасов).
Излишек или недостаток источников средств для формиро­вания запасов и затрат (постоянной части текущих активов) яв­ляется одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия. А.Д.Шеремет[8], В.В.Ковалев[9] выделяют четыре типа финансовой устойчивости. 1. Абсолютная устойчивость финансового состояния, если запасы и затраты (З) меньше суммы плановых источников их формирования (Ипл): 3 (7) а коэффициент обеспеченности запасов и затрат плановыми ис­точниками средств (Ко.з) больше единицы Ко.з. = Ипл / З > 1 2. Нормальная устойчивость, при которой гарантируется платежеспособность предприятия, если 3 = Ипл, (8) Ко.з = Ипл / 3 = 1 3. Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность, восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свобод­ных источников средств (Ивр) в оборот предприятия (резервного фонда, фонда накопления и потребления), кредитов банка на временное пополнение оборотных средств, превышения нор­мальной кредиторской задолженности над дебиторской и др.:
3 = Ипл + Ивр, Ко.з = (Ипл + Ивр) / З = 1 (9) 4. Кризисное финансовое состояние (предприятие нахо­дится на грани банкротства), при котором 3 > Ипл+ Ивр, (10)
Ко.з = (Ипл + Ивр) / З 1. Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспе­чивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссу­дам банка, поставщикам, бюджету и т.д. Устойчивость финансового состояния может быть вос­становлена путем: а) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота; б) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норма­тива); в) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников. Наличие собственных оборотных средств отражают следующие коэффициенты указанные в таблице 2 (см. Приложение 2) Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчи­вость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возмож­ность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости. Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств (см таблицу 3 в Приложении 3). Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику платежеспособности предприятия при разной степени учета ликвидных активов, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Указанные коэффициенты и их ограничения установлены «Методическим положением по оценки финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса», утвержденного распоряжением № 31-р от 12.08.94 г. Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Для прогноза изменения платежеспособности предприятия «Методическим положением…» установлен коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, вычисляемый по формуле: kв.у.п = [(коэффициент платежеспособности на конец периода) + (период восстановления (утраты) платежеспособности)/продолжительность отчетного года) х (изменение коэффициента платежеспособности за отчетный период)] / нормативное значение коэффициента платежеспособности, (11) В качестве коэффициента платежеспособности, по которому осуществляется прогноз, выступает коэффициент покрытия. В качестве периода восстановления платежеспособности берется 6 месяцев, в качестве периода утраты платежеспособности – 3 месяца. Коэффициент восстановления платежеспособности, имеющий значение больше 1, свидетельствует о наличии тенденции восстановления платежеспособности предприятия в течение 6 месяцев. В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереилизационных операций. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.[10] Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2. В процессе анализа необходимо учесть состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребляемые ресурсы за анализируемый период. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции работ и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объем реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средне реализационных цен и величины прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции можно представить в следующем виде: Таблица 4 Расчет факторных влияний на прибыль № Наименование фактора Условные обозначения Формула расчета 1 Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции D Р D Р = Р1 – Р0 2 Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию D Р1 D Р1 = N1 – N1,0 = å p1 q1 - å p0 q1, 3 Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции D Р2 DР2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 – 1) К1 = S1,0 / S0 4 Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции D Р3 D Р3 = Р0 (К2 – К1), К2 = N1,0 / N 0 5 Расчет влияния на прибыль Экономии от снижения себестоимости продукции D Р4 D Р4 = S1,0 - S1, где, Р1 – прибыль отчетного года, Р0 – прибыль базисного года, N0 – реализация в базисном году, N1 = å p1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p – цена изделия; q – количество изделий), N1,0 = å p0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года, К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года, S0 - себестоимость базисного года, S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года, K2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам. Чистая прибыль предприятия определяется как разница между прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли следующие: отчисления в резервный капитал, образования фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, в акционерных обществах – выплата дивидендов. Информация о распределении прибыли содержится в формах № 2 и №3 в расчете отчислений в фонды. На основании этих источников производится анализ фактического распределения прибыли, выявляются отклонения и причины их возникновения. С этой целью составляется аналитическая таблица. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: 1. показатели рентабельности капитала (активов); 2. показатели рентабельности продукции; 3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И): Rз = Прп / И, или Rз = ЧП / И. (12) Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Rрп = Ппр / ВР, или Rрп = ЧП / ВР. (13) Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (å К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. Rк = БП / åК; Rк = Прп / åК; Rк = ЧП / åК. (14) Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности по А.Д. Шеременту можно использовать трех- или пятифакторную модель. В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение: R = Р/К = Р/ (F + Е) = (P/N)/ (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = (1 – (U/N + M/N + A/N)) / (F/A x A/N x E/N), (15) где , R – рентабельность активов (капитала); P – прибыль от реализации; К – средняя за период стоимость активов; F – средняя за период стоимость внеоборотных активов;
Е – средние остатки оборотных активов; S/N – затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости; U/N – зарплатоемкость продукции; M/N – материалоемкость продукции; A/N – амортизациемкость продукции;
F/N – фондоемкость продукции по внеоборотным активам; E/N – фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов). Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеобортных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам. Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности, получаемые при различных вариантах знаменателя относительного показателя в таблице 5 (см. Приложение 4) Используя данные коэффициенты за прошлый и отчетный год можно проанализировать эффективность хозяйствования предприятия. Выявить изменения в финансовых результатах, произошедших за отчетный период. Изложенную выше методику анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия можно применить на практике на примере филиала ЗАО «Москомплектмебель» Медынской мебельной фабрики [1] Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: «Юрист», 2000 [2] Шеремет. А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2001 [3] Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: «Юрист», 2000 [4] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1997 [5] Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» стр. 252 разд. II. [6] Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» стр. 244 разд. II [7] Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» стр. 460 разд. IV [8] Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1998 [9] Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. – Изд. 3-е исправ., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999 [10] Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: «Юрист», 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономические обоснование стоимости туристского продукта на примере Турции
Реферат Ценовая политика в индустрии гостеприимства
Реферат Чешская республика 2
Реферат Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма
Реферат Шварценеггер Арнольд - Новая энциклопедия бодибилдинга
Реферат Приемы ведения беседы. Запрещенные приёмы. Партнёрская беседа. Темперамент. Лидерство и руководство
Реферат Экономическое обоснование создания предприятия в туризме
Реферат Этикет
Реферат Черногория как объект туризма
Реферат Характеристика туристских формальностей для Египта
Реферат Меры ответственности за неподписание либо невыполнение обязательства по предупреждению коррупции
Реферат Характеристика Хорватии как туристского региона
Реферат Экологический туризм 4
Реферат Экономическое пространство социально культурной сферы и туризма
Реферат Щука. Все способы ловли