1. Возникновение и развитие понятия Инн-ия.
В н 20-в понятие Инн-ия стало обоз-я для тех-их нововведений. Понятие ввел Шумпетер в работе «Теория эко-го развития»(1911). Тогда еще не говорилось об иннов-ях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии.
Шумпетер выделил 5изменений: 1исп-ие новой техники, новых технол-их процессов и нового рыночного обеспеч-я произ-ва, т.е купля-продажа. 2.внедрение продукции с новыми св-ми. 3.использование нового сырья. 4.изменения в организ-и произ-ва и его материально-технического обеспеч-ия. 5.появление новых рынков сбыта.
В 30-е г. Ш. уже исп-л понятие Инн-ии- это изм-ие с целью внедрения и использ-ия новых видов потреб-их товаров, новых произ-ых и транспорт-х средств, рынков и форм организации в промышленности.
Первое специфич-е инновац-е наблюд-е были сделано советским эконом-ом Кондратьевым в 20-е г 20 в. Он сделал анализ, избранных эк-их показ-й в рамках 50-60 летнего периода налич-е повторяющихся циклов развития или длинных волн. Эти циклы образуются от базового нововведения и представляют собой множество вторичных соверш-й. В более позд-х раб-х Ш. выводил теорию длинных волн именно из тех-х изменений, придавая им главную роль.
В период с 30-60 гг 20в. проблем-ка инн-й оставалась в стороне основ-го потока эконом теории и ее прим-я в прак-тике. В 60-х г. Ситуация измен-сь благодаря ученому Брайту, который обратил внимание на труды Ш, Самуэльсона, происх-т рост в этой области. В нашей стране об Иннов-и как инструменте и методе соц-эконом развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носилы соц-й характер.10 лет проблемы инн-й рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг исслед-я в области инн-й активизировались. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной эк-ке Р как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновац-ая деят-ть", "инновац-ый процесс", "инновац-ое решение" и т. п.
2. Взгляды различных авторов на определение понятия инновации. В науч литературе насчит-ся более сотни опр-ий понятия инновац-и. Разл-ные авторы, в основном заруб-ные (Н. Мончев, И.Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э.,Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист опр-ет Инн-ию как процесс, в кот-ом изобретение или идея приобр-ют эконом-кое содержание. Ф. Никсон считает, что Инн-ия – это совок-ть тех-их, произ-ых и коммерч-их мероп-ий, привод-их к появлению на рынке новых и улуч-ных промыш-ых процессов и оборудования.
Австр-ий ученый Шумпетер в 30-е г ввел понятие Инн-ии и трактовал его как измен-ие с целью внедрения и использ-ия новых видов потреб-их товаров, новых производ-ых и транспорт-х средств, рынков и форм организации в промыш-ти.
Соколов, Титов, Шабанрова под инн-ей понимают итоговый результат создания и освоения нового или модиф-ого новшества, удовлетворяющего конкретные потреб-ти.
Морозов под инн-ей понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, орга—тех-их и соц.-экон-их решений производ-го, финанс-го или иного характера.
Хучек рассматривает инн-ию, как внедрение чего-либо нового (вещи, новинки, реформы).
Завлин, Казанцев, Миндели считают, что инн-ия - использование в той или иной сфере общества результатов интилект-ой (научно-технической) деят-ти, направленных на совершенст-ие процесса деят-ти или его результатов.
Фатхутдинов. Инно-ия - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, соц-го, научно-технич-го эффекта.
3. Инновация и новшество: сходства и различия.
Новшество – оформленный результат фундамент-х прикладных исслед-ий, разработок или эксперимент-ых работ в какой-либо сфере деят-ти по повыш-ю эффект-ти. Новшества могут оформ-ся в виде: открыт-й, изобр-й, патентов, ноу-хау, понятий и т.п. Для разраб-ки новшества необход-мо провести маркетинг исслед-я, НИОКР, орг-тех подготовку произ-ва, произ-во и оформ-ть рез-ты.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом-го и другого вида эффекта.
Новшества могут быть покуп-ми или собст-й разраб-ки, предназ-ми для накопления, продажи или внедрения в выпуск-ю фирмой прод-ю, т.е. превращ-я в форму инновации.
В соотв-и с м/унар-ми стандар-ми Инн-я – конечный рез-т новшества. С этой позиции любая Инн-я – это прежде всего измен-я, связ-е с введением новых элемен-ов, поэтому одним из главных истор-ки первых смыслообр-х критериев инновации яв-ся новизна.
Критерии инновации:
1. Новизна.
2. Товарность.
3. Рыночная востребованность.
4. Эффект-ть
5. Наукоемкость.
С пом. критериев м. объяснить феномен Инн-ии, обеспеч-й эконом рост, как конечный результат осущест-я инновац-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориент-ная на полож-ый эффект.
4. Инн-я как экономич-я категория, критерии Инн-и.
Фокторы произ-ва и инновац-и, то, на что в большей степени ориентир-на наша эконом-ка, д.б. не целью фукц-я большенст-ва российских соц-эконом систем разных уров-й, а сред-м их роста коллич-ва и эффектив-ти. Коммерч-ий аспект опр-ет Инн-ию как эконом-ую необходимость, осознанную ч/з потреб-ти рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" Инн-ии, изобретений и разработок в новые тех-ки совершенные виды промыш-ой прод-ии, средства и предметы труда, технологии и организ-ии произ-тва и "коммерциализацию", превращ-ую их в источник дохода.
В соотв-и с м/унар-ми стандар-ми Инн-я – конечный рез-т новшества. С этой позиции любая Инн-я – это прежде всего измен-я, связ-е с введением новых элемен-ов, поэтому одним из главных истор-ки первых смыслообр-х критериев инновации яв-ся новизна.
Критерии инновации:
1. Новизна.
2. Товарность.
3. Рыночная востребованность.
4. Эффект-ть
5. Наукоемкость.
С пом. критериев м. объяснить феномен Инн-ии, обеспеч-й эконом рост, как конечный результат осущест-я инновац-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориент-ая на полож-ый эффект.
5. Инн-я, инновац-я деят-ь, инновац-ое предприним-во, Инн-ый климат.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом и другого вида эффекта.
Новшество – оформленный результат фундамент-х прикладных исслед-ий, разработок или эксперимент-ых работ в какой-либо сфере деят-ти по повыш-ю эффект-ти. Новшества могут оформ-ся в виде: открыт-й, изобр-й, патентов, ноу-хау, понятий и т.п. Для разраб-ки новшества необход-мо провести маркетинг исслед-я, НИОКР, орг-тех подготовку произ-ва, произ-во и оформ-ть рез-ты.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом и другого вида эффекта.
Инновация – это изменение, связанное с введением новых элементов, следовательно одним из главных критериев является новизна.
Инновация обеспечивает эконом рост, как конечный результат осуще-ия Инн-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная «+» эффект.
Инновационная деятельность – это процесс, в рез-те которого новый наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарности.
Инновационное предпринимательство – д-сть, направленная на мониторинг потребителей рынка в инновац-х целях, на освоение и формирование рынка для результатов, полученных в результате Инн-й деят-ти.
Инновационный климат – комплекс эконом-х, организ-ых, социальных, политических, исторических и культурных условий для осущ-ия инновац-ой деят-ти или инновац-го предприн-ва.
6. Классиф-ые подходы к групп-ки и организации Инн-й.
7. Классиф-ия Инн-ий по структурной характеристике инно-го изменения.
1 По месту на п/п: а)Инн-ии на входе в п/п как в систему, речь идет о целевых качеств-х или количест-х изменениях в выборе и использовании ресурсов; б) Инн-ии на выходе из п/п в результате деят-ти; в)Инн-ии структуры п/п, как системы (ее отдел-х элем-ов и их взаимос-й)
2.По сфере деятельности: а)технологические; б)производ-ые; в)экон-ие; г)торговые; д)соц-е; е)в области управления.
3.От глубины вносимых изменений: а)радикальные (базовые); б)улучшающие; в)модификационные (частные).
4.По новизне: а)новые для отрасли в мире; б) новые для отрасли в стране; в)новые для п/п.
5.Взависимости от технологич-х параметров: а)продуктовые; б)процессные. Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:1. По месту в производ-ом цикле: * сырьевые * обеспечивающие (связывающие) * продуктовые2. По преемственности: * замещающие * отменяющие * возвратные * открывающие * ретровведения3. По охвату: * локальные * системные * стратегические4. По инновационному потенциалу и степени новизны: * радикальные * комбинаторные * совершенствующие
8. Классиф-ия Инн-ий по интенсивности инно-го изменения.
Выделяют порядки инно-й от 0 до 7 предполаг-ие качест-е, количест-е целевые изменения.
0-регенирирование первонач-х свойств (восстановление). Целевое изменение сохраняющее и обновляющее ф-ии производ-ой системы или ее части. 1-изменение количества. 2-перегрупировка или организационное изменение. 3-адаптауионное изменение. 4-новый вариант (начало кач-х измен-й). 5-новое поколение (меняется большинство первоначальных свойств системы, но базовая структура сохраняется). 6-новый вид (качественное изменение функциональных св-в производ-й системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется). 7-новый род (коренное изменение в функциональных св-в произ-ой системы которая меняет основной функциональный принцип).
9. Инно-й процесс.
Инно-й процесс – это деятельность в результате которого новый продукт приобретет статус интеллектуальной собственности и товара. Различ-т три логических формы Инн-ого процесса: простой внутриорганизац-ый (натуральный), простой межорганизац-ый (товарный) и расширенный. Простой ИП предпол-ет создание и использование новшества внутри одной и той же организ-и, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производ-ляновшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный ИП прояв-ся в создании все новых и новых производ-ей нововведения, нарушении монополии производ-ля-пионера, что способствует ч/з взаимную конкуренцию совершенст-ию потреб-их свойств выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действует как минимум два хозяйственных субъекта: производ-ль (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технолог-им процессом, его производ-ль и потребитель могут совмещаться в одном хоз-ом субъекте.По мере превращ-ия ИП в товарный выдел-ся две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения.А), в основном, вкл-ет послед-ные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного произ-ва и сбыта, организ-ию коммерческого произ-ва. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.На второй фазе общественно-полезный эффект перераспр-ся м/у производ-ми нововведения (НВ), а также м/у производ-ми и потреб-ми.Субъекты ИП делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хоз-их субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хоз-ие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
10.Основные этапы ин. процесса и фазы жизненного цикла.
ИП - процесс преобраз-ия научного знания в инновацию, состоящий из взаимосвяз-ых и взаимообусловленных элементов, образующих единое комплексное целое.
Составные части ИП называют фазы ИП (стадии):
1.наука. 2.исследование. 3.разработока. 4.производство .5.потребление.
На стадии фундаментальных поисковых исследований происходит зарождение технической идеи, концепции возможного использования новых научных результатов.
Фундаментальные исследования-это базис всех ИП. Прообраз технич. и технологич. инновации форм-ся на поисковой стадии.
Стадия прикладных исследований и разработок вкл-ет НИР и НИОКР. Рез-ми ин д/ти на предварит-ном этапе (до выхода на рынок) явл, как правило, новые научно-техн-е знания.
По запад.терминологии их разделяют на:
-базовые(фундаментальные знания)
-технологии
Технолог-и отн-ся к завершениюстадии ОКР. Принципиальным их отличием от научно-техн идеи и фунд-х знаний явл-ся их товарная природа, наличие потреб-ой стоимости, определяемой спросом; наличие конкурент-ти и признаков принадлежности собственнику.
В зависимости от формы структуризации этого спец продукта рез-ты ин д/ти на этом этапе м.б. представлены в виде техн. документации или объектов пром собст-ти.
Распред-е рез-тов ин д/ти, получ-х на предварит этапе происходит путем трансфера технологий, осущ-го в 2-х формах:
1.Диффузии знаний
2. Коммерциализация технологий
Трансфер технологии-процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью орг-цию произ-ва конкурент-ой продукции.
Коммерциализация технологий - элемент трансфера при котором потребитель выплачивает вознаграждение владельцу (кот. м.б. разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах опр-х договорными условиями.
К коммерч. формам передачи технологий отн-ся лицензион. соглашение, контракты на проведение совместных НИОКР.
Диффузия знаний - некоммерч. элемент трансфера научно-техн достижений. Этот процесс имеет двоякую природу:
-элемент промышл. шпионажа
-элемент м/унар-го научного обмена
Практическая реализация ин д/ти осущ-ся на рын.этапе основным содержанием которого явл.организация массового производства и освоение рынка. Здесь инновация как товар проходит стадии жизненного цикла:
-внедрение на рынок ; расширение; зрелость; спад
Положительный выход от фунд-х исследований =5%
85-90 НИР дают рез-ты, приг-е для дальнейш-го практ-го исп-я
ОКР 95-97 зак-ся полож-но
Полностью все фазы процесса инновации проходит только в случае крупных качест-х ин изменений.
При частичных а также комбинир-х изменениях ИП вкл-ет только те фазы, кот-е необходимы для обеспечения конкр-х инноваций.
11. Сущность и содержание инновационного менеджмента.
ИМ – разновидность функц-го менеджмента, объектом которого являются инновации, ИП.
ИМ имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий использование специальных форм и методов управленч-го воздействия.
Использ-ие научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны, а для России – выживания.
Инн-й М. рассматр-ся в 3 аспектах ( ).
1. Как наука и искусство управления инновациями.
2. Вид деят-ти и процесс принятия управ-их решений.
3. Аппарат управления иннов-ми.
1. – ИМ базируется на теорет положениях общего менеджмента. Теорет и практич опыт в области ИМ в отечест эконом-ой литературе и официальных документах отражен в работах посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, управления НТИ и разраб-ми.
2. – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технолог-ую схему управления инновац-ми, состоящую из отдельных направлений управ-ой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновац-ой системы и условий ее функц-ия.
3. – Структурное оформление инновационной сферы (1.Система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из спец-ых органов управления; 2.Институт менеджеров, выступающих субъектами управления).
12. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние.
Выд-ют 4 относит-но сам-х этапа ИМ:
1. Факторный подход – рассмотрение науки и техники как важнейших факторов развития экономического потенциала страны.
2. Функциональная концепция – рассмотрение ИМ как совокупности управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.
После установ-я функций созд-ся несколько альтер-х объектов для вып-я этих функций и выбир-ся тот из них, который требует минимум сов-х затрат за жизненный цмкл объекта на ед-цу полез-го эффекта. Цепочкаразвития объ-та: потреб-ти – функц-и – показ-ли буд-го объекта – измен-е струк-ры системы.
3. Системный подход – рассмотрение инновац-го п/п как сложной организац-ой системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутр) и экзогенных (внеш) факторов.
4. Ситуационный подход – синтез достижения предыдущих этапов для конкретных инновац-х ситуаций. Поскольку сущ-ет такое обилие факторов как в самой системе так и во внешн среде, не сущ-ет единого лучшего способа управ-ть объектом. Самым эффект методом в конкр ситуации яв-ся метод, который более всего соотв данной ситуации, макс адаптирован к ней.
Примен-е ситуацион-го подхода основано на альтенат-ти достижения одной и тойже цели во время принятия или реализ-й управ-го решения, учете непред-х обст-в.
13. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента.
Конечная цель ИМ для п/п состоит в обеспечении его долговрем-го функционир-ия на основе эффективной организации инновац-х процессов и росте конкурентоспособ-и инновац-ой продукции.
Критерии эффективности организации ИП являются эконом-ие параметры, соизмеряющие затраты на иннов-ю деят-ть и доходы от реал-и иннов-й прод-и.
Основная целевая задача ИМ – гармонизация развития инновационного п/п, которая имеет эндо- и экзогенные аспекты.
По содержанию и временным параметрам гармонизация имеет стратегическую и оперативную формы и пред-ет решение опр-х свойств-х каждой фирме конкр-х задач.
Функции ИМ:
1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновац-ой деят-ью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.
2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации).
14. Основные (предметные) функции инновационного менеджмента.
Функции ИМ:
1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.
2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации).
15. Обеспечивающие функции инновационного менеджмента.
1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.
2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации).
16.Менеджеры в ин сфере.
Все проблемы, возникающие в системе урп-я любыми объектами реш-ся людьми.
Рук-ль(менеджер) как субъект управл-я д. проан-ть ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать операт. упр-е по ее реал-ции. исполнитель как объект упр-я д. реализовать упр-е реш-е , принятое рук-лем.
Главными условиями, пред-и степень управл-я яв-ся профес-м, организованность и педантичность рук-ля. Рук-лю в своей д/ти прих-ся решать проблемы из любой сферы, оэтому он д. рук-ся след. принципами:
1.Упр-я экономикой (воспр-во системы жизнеобесп-я; правовая реглам-я упр-я; Сохран-е собст-х сырьевых рес-сов ;организованность упр-х процессов; сохран-е и развитие конкур-х преим-в.)
2.Рацион-е сочетание методов упр-я
3. Построение псих-го портрета лич-ти
4.Построение системы мен-та соц-но-эк-х и произв-х объектов
5.Уважение личности
6Стимулир-е труда подчин-х
7Единоначалие
8Корпоративный дух
9.Упр-е конфликтами и стрессами
10.Обесп-е морально-псих-го климата в колликтиве
Треб-я к проф-й компетенции менеджера след:
-понимание природы управл-го труда и процессов мен-та
-знание должностных и функ-х обяз-тей
-умение использовать соврем-ю информац-ю технологию и ср-ва коммуникаций , необход-е в упр-ком процессе
-Владение искусством упр-я чел-ми рес-ми
-владение искуством налаживания внешних связей
-способность к самоооценке.Умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.
Чтобы выполнять свои сложные и ответст-е функ-ции менеджеры д. иметь спец. знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по упр-ю п/п-ем
17.Ин мен-т и научно-техн-я политика п/п-я
Ин мен-т призван формировать НТП с учетом всей сов-ти реалей и прежде всего ур-ней, опред-щих НТП п/п-я и ин мен-та. Выд-ют 4 ур-ня:
1.Суперглобальный (мировой, наивысший)-ур-нь , на котором функ-ют сверх сложные объекты, действуют в совокупности эк-х гиперциклов, либо циклы очень большой длит-ти.
С позиции этого уровня ин мен-т д. ориентир-ся на то, что:
а)техника в дальнестратегич-ком плане меняет свою функ-ю направленность.
б)техника усложняясь, качественно меняет свою стр-ру.
2.Глобальный-предпол-ет изуч-е проблем, связ-ных с длит-тью 50-100 лет и методы ин мен-та д. базир-ся на функцион-ном подходе, который предпол-ет рассмотрение объекта исслед-я с т.зр. связи с окр. средой и с т. зр. внутр-го строения, и Инн-й менедж д. строить динамич-е модели.
3. Локальный- ур-нь фирмы ,п/п-я, пр-ва.
4. Индив-й –личностный, простейший , предпол-ет изучение степени подгот-ти конкр-й личности к осущ-ю ин д/ти. (проблемы ин культуры, которые ин мен-т рассматр-ет в 2-х плоскостях:
а)самомен-т
б)мен-т кадров(создание обстановки и методы обуч-я).
20. Организационные структуры в управлении инновационными процессами.
Орг структуру п/п м. опр-ть как совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функц-ия системы менеджмента.
Основные факторы, определяющие тип, сложность, иерархичность орг структуры, роль и место в управлении иннов-го процесса яв-ся:
1. Масштаб произ-ва и объема продаж.
2. Номенклатура выпускаемой прод-ии.
3. Сложность и уровень унификации произ-ва.
4. Уровень специализации.
5. Степень развития инфраструктуры региона.
6. М/ународная интегрированность организаций.
21. Основные виды организационных структур.
1. Линейная – прямые вертикальные связи, высокая степень централизации, план-е работы и контроль ее выполнения. План-ие и контроль по вертикали от руководителя к производ-ым подразд-ям. Подавление творческой активности, инициативы, быстрой реакции на нетрадиц-ые идеи.
2. Функциональная – функциональная специализация на всех уровнях управления, которая обычно используется при выполнении четко структурированных отдельных заданий. План-ие и контроль осущ-ся функц-ми подразделениями, работы выполняются производ-ми по каждой функции. Специфика – координация различных видов деят-ти, возникновение дискуссий при решении комплексных заданий, что характерно для процесса внедрения инноваций.
3. Линейно-функциональная – присуща большинству п/п, имеет традиционно широкое применение и опирается на плюсы функциональной специализации. Планирование работ осуществляет функциональное подразделение, выполняет – производ-ое. Все подчиняются руководителю.
4. Матричная – хар-ся добавлением к Л-Ф менеджеров по проектам, которые отвечают за конкурентоспособность системы. В случае крупных проектов функцию руководителя берет на себя координирующий орган. Эта структура дает возможность руководству быстро, квалифицированно и неформально принимать решения. Снижает бюрократию, создает лучшие условия для творческой работы.
5. Дивизиональная – для многономенклатурных концернов, подразделяющихся на произ-ва по типам продукции (дивизионы). Функциональные подразделения имеются как у производства, так и у концернов в целом.
22. Программно-целевые и гибкие организационные структуры.
В теории и прак-ке упр-я Инн-ми встреч-ся широкий спектр модиф-и орган-х структур.
Виды программно-целевых орг структур:
1. Программно-целевые (централизованные) – хар-ся полным подчинением всех участников проекта единому органу линейного руководства. Эти стр-ры имеют прием-во при реал-и отдел-х проек-ов (более, чем на 1 п/п).
2. Координационные – возникают в рамках Л-ф структур, когда туда вкл координац-ые органы. Основная их задача – использование горизонт-ых связей для выполнения работ, включ-х в различные инновац-ые проекты (интегрированное управление).
В случае возникновения большого количества координационных связей эффект-ым оказывается использование матричных структур, которые и являются модификацией программно-целевых структур координационного типа.
Параллельно с формальной орг структурой (как правило лин-функц типа) в целях быстрого освоения и внедрения инноваций могут использоваться гибкие структуры (временные рабочие группы, венчуры).
24.Творчество в инновац-м менеджменте.
Творчество - это деят-ть, порожд-щая кач-но новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Такая деят-ть предполагает творца как субъекта деят-ти. Любое нововведение начинается с творческой идеи.
Творческий процесс трудно спланировать, но инновац-й менеджер м. и должен обеспечить:
1)адекватность творч-х возможностей в организ-ии на всех уровнях
2)оценку творческого потенциала всего персонала
3)анализ того, насколько каждая работа открывает возможности для творчества
4)максимально возможное соответствие задач и решающих их специалистов 5)создание обстановки, где творческие идеи воспринимаются открыто и не отвергаются сразу, поощряются творческие решения в рамках продолжающихся проектов.
В творческом процессе невозможно точно определить как генерир-ся идеи. Некоторые авторы помогают нам понять это:
1)новое сочетание или концепция существ-их знаний, источником кот-ой явл-ся воображение или методы системного анализа.
2) объединение идей, часто из отдаленных областей знаний, способных дать толчок новой концепции
3)творческие решения, вытекающие из новой формулировки проблемы.
Сложно оценить творческий потенциал работника. Главные показатели потенциала: 1)порог знаний 2)предшествующая творческая деятельность 3)приверженность убеждениям(настойчивость).
Сущ-ют 2 группы методов творческого решения проблемы: 1.аналитические (основаны на применении логического мышления в рамках формально структурированной информации). Разраб-ся с целью обнаружения новых подходов к проблемам или новые комбинации посредством систематизир-го поиска. 1.1 Анализ характеристик. Перечисл-е характеристик позволяет лучше выявить свойства рассматриваемого объекта, > вер-ть того, что вообр-е подскаж-т идею для прак-го исп-я 1.2 Морфологический анализ. Позвол-т соед-ть главные параметры или функции, определяющие проблему с различными путями реализации каждого параметра или функции (каждая комбинация-потенциальное решение) 1.3 Изучение потребности (изучение науки и техники – научно-тех-й мониторинг м стать ист-м разв-я Инн-х идей.
2.Неаналитические – т.е те, которые систематизируют образное мышление. «Мозговая атака», «Объединение».
25.Классификация инновац-х организаций (ИО).
Методической основой классиф-ции явл-ся профиль деят-ти, уровень специализации, кол-во стадий жизненного цикла новшества, на которых работает ИО и др.
1. По уровню специализации ИО выд-ют: 1)Ио, специализированные на отд-й стадии жизненного цикла товара или новшества; 2) специализировааные на отд-й проблеме 3)комплексные, объединяющие несколько стадий ЖЦТ.
2.В зависимости от отрасли знаний, в которой работает ИО: 1)естественные науки 2)технические 3)гуманитарные 4)общественные науки.
3. В зависимости от отрасли народного хозяйства, в которой работает Ио: 1)наука и образование 2)информатика 3)промышленность 4)строительство 5) транспорт и т.д
4.В зависимости от вида новшества, с которыми работает ИО:1)продуктовые 2)ресурсные 3)процессные 4)документальные
5.В зависимости от сферы применения новшества: 1)внутреннего применения 2)на продажу, обмен
6.В зависимости от типа стратегии ИО:1)виолентная 2)патиентная 3)коммутантная 4)эксплерентная
7.В зависимости от вида эффекта, на который ориентировано ИО 1)экономический (коммерческий) 2) научно-технический (открытие, изобретение) 3)экологический 4)социальный и т.д
8.В зависимости от источника финансир-я ИО: федеральный, региональный, местный бюджеты, смешанное финансирование и частные источники.
9.От размера ИО: малые, средние, крупные.
10. в зависимости от периода действия ИО: постоянные и временные. И.т.д.
Основное назначение классификации - координирования Ио для автоматизации их информационного поиска и др.целей.
26. Особенности деятельности ИО разных типов.
Научная организация - это организация, для которой научные исследования и разработки - осн. Вид деятельности. Они м.б.основной деятельностью для подразделений, которые нах-ся в составе организации. Наличие подразделений не зависит от принадлежности организации к какой-либо отрасли экономики, от организац-правовой формы собственности. В России научные организации делят на (по секторам):государственные, предпринимательские, частные некоммерческие организации, высшее образование.
Среди орг.структур инновац-го менеджмента важная роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимать и генерировать новые идеи. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры,новаторы. Широко распространены в США, Западной Европе, Японии. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных исследований. Венчурные фирмы неприбыльны т.к. не занимаются организацией произ-ва продукции, а передают свои разработки другим фирмам-эксплерентам, патиентам, коммутантам
Фирмы-эксплеренты работают в рамках этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Научно-технические разработки имеют приоритетное значение, хотя инновац-й бизнес не является занятием чисто наукой или изобретательством. Когда будешь писать - помни: преподаватель не спит, а только делает вид. Фирмы-эксплеренты невелики по размерам.
Фирмы - патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под давление моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к кач-ву и объему продукции связаны с проблемами завоевания рынка. Эти фирмы прибыльны. Т.к. есть вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису на фирмах необх-ма должность постоянного инновац-го менеджера.
Фирмы-виоленты - обладают крупным капиталом и высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющие средние запросы к кач-ву. Виоленты работают в рамках максимума выпуска продукции. Прибыльны. Прибылность - непременное условие деятельности.
Фирмы-коммутанты - занимаются средним и мелким бизнесом, ориентированным на удов-е местно-национ-х потребностей. Действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их науч-тех-я политика требует принятия решения о своевременной постановке продукции на произ-во, о степени технологической особенности изделия, целесообразных изменения в них согласно требованиям потребителей.
27. Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций.
К малым фирмам относят те фирмы, которые занимаются предприн-кой деятельностью. В РФ создан комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (следит за размещением на малых предприятиях не менее 15% гос.заказов). Для малого предпринимательства устанавливается ряд льгот. Большое значение для развития инновационного предприн-ва имеет ФЗ "Об упрщенной с\с н\обложения, учета и отчетностидля субъектов малого предпринимат-ва", ФЗ " о внесении изменений и дополнений в закон РФ " о наголе на прибыль предприятий и организаций"". Первостепенное значение для развития инновационного предприн-ва имеет включение расходов на НИОКР в себестоимость продукции.
Главные отличия малых фирм от крупных организаций:1) малые фирмы функционируют под влиянием определенных факторов (а)внедрение микроэлектронной техники, которые не требуют большие производственные площади и стартовые инвестиции; б) принятие законодательных актов по налоговым др. льготам малому предприним-ву; в) гос поддержка рискового венчурного бизнеса; г) чем меньше с\с, тем проще управление; д)повышение интеллект-го уровня научных сотрудников и их стремление к свободе; е) более высокая эффект-ть конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрая отдача инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями.2).наличие сдерживающих факторов (большой риск инвестирования, связанный с малой номенклатурой выпускаемых товаров; отсутствие производственного потенциала и т.д.), которые вынуждают их влияться в более крупные организации, либо расширяться, либо закрываться.3). основная масса инновац-х малых фирм работ-т на стадии НИОКР.
Фирма с численностью до 100 чел-к осущ-ет в 4 раза больше нововведений, чем фирма с числ-тью от 100 до1000 чел-к и в 24 раза больше, чем компания с числ-тью свыше 1000.
По состоянию развития малые предприятия бывают: 1.на начальной стадии иннов-го процесса ( их продукт нах-ся на уровне идеи) 2.на стадии развития инн-го процесса.
28. Венчурные фирмы.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры-новаторы. Широко распространены в США, Западной Европе, Японии. Создание венчурных фирм предполагает наличие:1)идеи инновации- нового изделия технологии 2) предпринимателям, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму 3) рискового капитала для финансирования. Венчурные фирмы м.б. 1)собственно рисковый бизнес 2) внутренние рисковые проекты крупных корпораций. Венчурное финансирование осущ-ся в 2-х формах - путем приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии и в акции. Данная форма инвестирования предполагает: 1.долевое участие инвесторов в капитале компании. 2. Предоставление средств на длительный срок 3.Активную роль инвестора в управлении финансируемой фирмой. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных исследований. Венчурные фирмы неприбыльны т.к. не занимаются организацией произ-ва продукции, а передают свои разработки другим фирмам-эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы м.б. дочерними у более крупных фирм.
29. Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития орг-ции.
Основу выработки иннов-ой стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют след-е типы иннов-х стратегий: 1) наступательная- характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предприн-ой конкуренции (свойственна малым иннов-м фирмам); 2)оборонительная -направлена на удержание конкурентных позиций фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии явл-ся оптимальное соотношение "затраты-результат" в иннов-ом процессе. Требует интенсивных НИОКР. 3) имитационная- используется фирмами, которые имеют сильные рыночные и технологические позиции.
30.Последовательность выбора и реализации инновац-й стратегии.
Стратегия развития п/п определяет и ориентирует стратегию управления инновациями, т.е.создает основы ее формирования и сущность. Логическая последовательность выбора и реализации инновац-й стратегии включает 4 этапа: 1.Этап постановки цели
1.1 Устанавливается миссия предназначения, миссия ориентации, миссия политика организации, в которых подчеркивается приверженность именно инновац-й деят-ти и инновац-й стратегии.
1.2 Формируется цель развития организации.
2. Этап стратегического анализа
2.1 анализируется внутренняя среда оргнизации и оценивается инновац-й потенциал 2.2 анализируется внешняя среда, дается оценка инновац-му климату
2.3 определяется инновац-я позиция организации.
3.Этап выбора инновац-й стратегии
3.1 устанав-ся базовые стратегии развития и их инновац-я составляющая
3.2 осущ-ся выбор и оценка альтернативных инновац-х стратегий
3.3 осущ-ся выбор и формулир-ся предпочтит-я инновац-я стратегия
4.Этап релизации инновац-й стратегии
4.1 разраб-ся стратегический проект (состав стратегич-х изменений и мероприятия по их осущ-ю) и план реализации проекта. Особо учит-ся инновац-й хар-р преобразований.
4.2 организуется стратегический контроль процесса раелизации проекта
4.3 оценивается эффективность процесса реализации и проводится необх-я корректировка проекта, стратегии, цели, миссии.
31.Подходы разных авторов к классификации инновац-х стратегий.
Водачковы Лео и Ольга:
1.Активно-наступательная. Означает постановку целей стать первым ведущим предпринимателем с т.з. инноваций на определенном сегменте и в опред-ом регионе. Обеспечивает высокую рентабельность на рынке наиболее передовых потребителей.
2.Умеренно наступательная. Обеспечивает позиции «второго самого лучшего производителя». Круг более широк, чем в первом. Примен-ют крупные фирмы в некотор-х видах деят-ти. Обходится не дешево, сложна с точки зрения управления. Основная цель: безопасная торговая политика. Ориент-ся на широкого потреб-ля.
3.Оборонительная. ориентированна на сохранение позиций среднего предприятия, в некоторых случ-х такого, которое не сталкивается с трудностями сбыта (н-р монополия). Экономия на исследованиях и разработках. Размер прибыли зависит от того, насколько оперативно предприятие м. использовать выгоду других предприятий.
4.Остаточная- стремление прижиться на уже освоенном рынке со средними или устаревшими в инновационном отношении изделиями. Применяется, когда выходит из игры ведущий производитель.
Юданов, затем Фатхутдинов:
1.виолентная стратегия(силовая). Характерна для фирм, действ-х в сфере крупного стандартного производства. Массовое производство продукции хорошего кач-ва по низким ценам. "дешево, но прилично"
2.Коммутантная стратегия (соединяющая). Преобладает при обычном бизнесе в мелких или локальных масштабах. Конкретный клиент.Повышаем потребительскую стоимость не за счет сверх высокого кач-ва, а за счет индивидуализации услуги."вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы"
3.Патиентная стратегия(нишевая). Типична для фирм с узкой специализацией, с ограниченным кругом потребителей. " дорого, зато хорошо".
4.Эксплерентная стратегия ( пионерская). Связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Принципиальное нововведение, первоначальное присутствие на рынке. "лучше и дешевле, если получится".
33. Сущность и понятие инновационных проектов(ИП).
Понятие инновац-й проект м. рассматриваться как:
1)форма целевого управления инновац-ой деятельностью. Ип - это с\с взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей(задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
2) процесс осуществления инноваций. ИП - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, финансовых, производственных мероприятий, приводящих к инновациям.
3) как комплект документов, ИП - это комплект технической, расчетно-финансовой, организационно-плановой документации, необходимой для реализации целей проекта.
Учитывая эти три аспекта ИП - это комплект документов, определяющих с\с научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновац-ых процессов в пространстве и во времени. Научная обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту, применением современных методов.
34. Элементы инновационного проекта.
Инновационный проект -это комплект документов, который определяет с\с научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.
Инновационный проект любого уровня д. включать следующие разделы:
1) содержание и актуальность проблемы ( идеи)
2) резюме руководителя проекта
3) дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы
4) с\с мероприятий по реализации дерева целей проекта
5)комплексное обоснование проекта
6) комплексное обеспечение реализации проекта
7) характеристика научно-технического совета
8) экспертное заключение проекта
9) механизм реализации проекта и система мотивации. Механизм реализации проекта д. включать структуру инновационной рг-ции, положение о её подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения задач и целей проекта.
35. Виды и содержание инн проектов.
Классификация инн проектов осущ-ся на основе классификации инн-ций. По уровню утверждения, финансирования и реализации: межгосударственные, федеральные (гос), региональные, отраслевые и отдельного предприятия. Инн проект любого уровня должен включать след разделы:
- содержание и актуальность проблемы (идеи);
- резюме рук-ля проекта;
- дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований;
- система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
- комплексное обоснование проекта;
- комплексное обеспечение реализации проекта;
- характеристика научно-технического совета;
- экспертное заключение проекта;
- механизм реализации и система мотивации.
Механизм реал-ции проекта должен включать структуру инн орг-ции, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы упр-ния проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, целей, задач проекта.
37. Стадии инн проекта.
Разработка инн проекта завершается подготовкой проектной документации.
Порядок завершения проекта включает сдачу проекта и закрытие договора.
Сдать инн проект – установить соответствие решений, принятых заказчиком при разработке концепции проекта, полученным при его реализации результатам. Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором.
Закрытие договора осуществляется в следующие этапы:
- проверка фин отчетности;
- паспортизация;
- выявление невыполненных обязательств;
- завершение невыполненных обязательств.
Проверка фин отч-ти относится к отч-ти заказчика и орг-ций-исполнителей. Проверка фин отч-ти исполнителей вкл-т:
- проверку платежей поставщикам и соисполнителям;
- соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
- поиск просроченных платежей поставщику;
- подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных фин отчетов по проекту.
Паспортизация – важный элемент организации закрытия договора. Она вкл-т:
- исполнители разделов предоставляют отчеты в головную орг-цию по разделу;
- головная орг-ция предст-т итоговый отчет на научно-тех совет по разделу;
- НТС по разделу принимает отчеты и оформляет акты;
- головная орг-ция готовит отчет по проекту в целом и направляет генеральному заказчику. Договор закрывается.
38.Участники инн проекта.
Руководство разработкой и реализацией инн проекта осущ-т рук-ль проекта и научно-тех совет (НТС). В состав НТС входят ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие отв-сть за выбор решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. Организуют комплексный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов. Руководитель проекта – юр лицо, кот заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту. Состав полномочий опр-ся контрактом с заказчиком. Команда проекта – специфич орг стр-ра, возглавляемая рук-лем проекта и создаваемая на период осущ-я проекта с целью своевременного достижения плановый пок-лей. Состав и ф-ции команды зависят от масштаба, сложности и др. хар-к проекта. Для выполнение части своих ф-ций разработчик может привлечь специализир орг-ции. К поддерживающим проект стр-рам относятся инн центры, фонды поддержки программ и проектов, консалтинговые фирмы, организации независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, выставочные центры, аудиторские фирмы.
39. Проблемы оценки эфф-ти инн-ций.
Новшества м б покупными и собственной разработки, а инн-ции как результат внедрения новшеств могут осущ-ся только в самой орг-ции. Эфф-ть д-ти орг-ции выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной системы не м б единой системы показателей. Каждый инвестор самостоят опр-т эту систему, исходя из особенностей инн проекта, профессионализма специалистов и менеджеров. К системе показателей предъявляются след требования:
- пок-ли должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
- должны формир-ся на перспективу (3-5 лет), на основе ретроспективного анализа д-ти орг-ции;
- должны опираться на данные по конкурентосп-ти конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
- д. б выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
- д. б состыкованы по всем разделам плана;
- должны отражать все аспекты фин д-ти орг-ции (доходы, расходы, страхование, ликвидность ц/б, налоги, эфф-ть использ-я ресурсов);
- проектирование окончательных пок-лей должно осущ-ся на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости фин д-ти.
Одним из основных пок-лей эфф-ти и стабильности функционирования орг-ции явл-ся пок-ль ее устойчивости.
40. Виды эффективности.
Внедрение новшеств дает 4 вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный, экологический. За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инн орг-ция осущ-т комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Экономический эффект разработки, внедрения у себя или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим, а научно-тех, социальный, экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. Если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инн д-ти можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь явл-ся: время получения фактич экономического эффекта и степень неопределенности его получения.
41.Методы оценки экономич эфф-ти инн проектов.
В зарубежной практике применяются следующие пок-ли оценки эфф-ти инн д-ти:
1) чистый дисконтированный доход
ЧДД = сумма (Rt – Зt)*1/(1+E)^t; сумма от 0 до Т, где Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта;
Rt – результаты, достигнутые на t-м шаге расчета;
Зt – затраты, осуществляемые на этом шаге;
Е – норма дисконта.
2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконтирования;
3) простая норма прибыли:
R = (NR + P)/I*100%, где NR – чистая прибыль; P – проценты на заемный капитал; I – общие инвестиционные издержки.
4) простая норма прибыли на акционерный капитал:
R = (NR + P)/Q*100%, где Q – акционерный капитал.
5) коэффициент финансовой автономности проекта:
Кфа = Сс/Z, где Сс – собственные средства, Z – заемные ср-ва.
6) коэффициент текущей ликвидности:
Кл = Оа/Z>=1, где Оа – сумма оборотных активов проекта.
7) коэффициент результативности работы:
r = Rc / ( сумма Qi – сумма (H2 – H1)), сумма i = 1 до N, Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым для освоения в серийном производстве; Q – фактические затраты на НИОКР за i-й год; N – число лет анализируемого периода; Н1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 – на конец анализируемого периода.
Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект:
То = I / Пч, где Пч – чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта.
42. Система показателей эффективности инн д-ти.
Экономический эффект:
- прибыль от лицензионной д-ти, от внедрения патентов, изобретений, ноу-хау;
- прирост объема продаж;
- улучшение использования производственной мощности;
- сокращение окупаемости инвестиций; сроков капитального строительства;
- улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Научно-тех эффект:
- Кол-во зарегистрированных авторских свидетельств;
- увеличение удельного веса новых информационных технологий; новых прогрессивных технологических процессов;
- повышение коэффициента автоматизации производства; организационного уровня производства и труда;
- рост кол-ва публикаций (индекса цитирования);
- повышение конкурентоспособности инн орг-ции и ее товаров на рынках промышленно развитых стран.
Социальный эффект:
- прирост дохода работников инн орг-ции;
- повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников;
- повышение степени безопасности работников; степени удовлетворения социальных и духовных потребностей;
- увеличение рабочих мест;
- повышение квалификации работников;
- улучшение условий труда и отдыха; продолжительности жизни работников и членов их семей.
Экологический эффект:
- снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных веществ;
- снижение отходов производства;
- повышение эргономичности производства; выпускаемых товаров;
- улучшение экологичности выпускаемых товаров;
- снижение штрафов за нарушение экологического законодательства.
43. Функции гос органов в инновац сфере
К основным функциям гос органов в инновационной сфере относят следующие:
· Аккумулирование средств на научные исследования и инновации
· Координация инновационной деятельности
· Стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение гос санкций за выпуск устаревшей продукции
· Создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности
· Кадровое обеспечение инновационной Дея-ти
· Формирование научно-инновационной инфраструктуры
· Институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях гос сектора
· Обеспечение соц и эколог направленности инноваций
· Повышение общественного статуса инновационной деятельности
· Региональное регулирование инновационных процессов
· Регулирование междунар аспектов инновационных процессов
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие отдел науки и образования аппарата Президента, а Совет по научно-техн политике явл консультаивным органом. Основными задачами Совета явл: разработка предложений о стратегии научно- техн политики и формировании приоритетных направлений в её реализации, подготовка предложений о заключении межгосуд соглашений по научно-техн вопросам
Основным органом координирующим деят-ть министерств и ведомств в инновационной области явл Правительственная комиссия по научно-техн политике. Осн функ-ми комиссии явл обеспечение согласованной работы фед органов исп власти, стимулирование реализации в производстве научно-техн достижений, определение путей реформирования научно-техн сферы в условиях рыночной экономики
Министерство промышленности , науки и технологий РФ: организация научно-технич прогнозирования, выбор и оценка приоритетных направлений развития науки итехники, разработка и применение организационно-эконом механизмов реализации выбранных приоритетов, создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности, формирование соответствующих систем экономического стимулирования орг структур
Минестерство экон развития и торговли РФ разрабатывает госуд инновац политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и её регионов, разрабатывает осн направления инвестиционной политики, организует разработку фед целевых программ по развитию приоритетных отраслей
Мин РФ осуществляет бюджетное обепечение инновационной политики и аудит исполизования финансовых ресурсов
44.Гос инновац пол-ка
Глав функция государства в условиях рыночных отношений -защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Для сохранения и развития научно-техн и инновац потенциала необходимо:
Реструктуризация научно-техн потенциала в разл отраслях экономики сучётом концентрации матер интеллект, фин рес-в
Создание фонда имущества науки инноваций за счёт объектов науки, яввл-ся федер собственностью и не используемых по назначению
Использова как эффективного рын механизма для субъектов инновационной деят-ти
совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятедьности
создание спец инновац центров . координирующих и реализующих инновационные проекты
формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-техн работников, учёных
формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финанситрование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, освоением инноваций
разработка предложений об изменении налогового законод-ва
Инструментами гос регулиров д. стать:
Соц-экон и научно-тех программы гос политики в области финансов, цен, ден обращ.
Госуд-административные, общезкономические и рыночные регуляторы
Федеральные и региональные программы, балансы и модели отимизации экон процессов
Гос заказы и совр контрактные системы
Российская практика гос воздествия на науку хар-ся устойчивым приоритетом методов прямой поддержки, основным среди которых явл прямое бюджетное финансирование. В тоже время наиболее рыночным инструментом гос регулирования сферы науки и технологий считаются налоговые льготы. Которые зарекомендовали себя как надёжный инструмент гос промышленной политики, обеспечивающий не только решение частных экономических задач, но ирост конкурентоспособности национальной экономики. Эффективное распределение ограниченных бюджетных ресурсов
45. Госуд. приоритеты в иннов-й сфере
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления разработок и исслед-й реализуются в идее крупн. межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в экономике, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России явл информационные технологии и электроника, произв технологии . новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование
Разработка перечисленных направлений ведётся в рамках гос-х научно-тех программ, программ гос научных центров, важнейших народнохоз программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
Механиэм государственного финансирования и стимулирования приоритетных направлений в иннов сфере предполагает:
§ Стимулирование накоплений и сбережений на основе стабильной и предсказуемой налоговой и финансовой политики,
§ Стимулирование превращения накоплений и сбережений населения в инвестиции в реальную экономику при помощи инвестиционных фондов
§ Формирование системы федеральных, межгосударственных и региональных программ по приоритетным напрапвлениям НТП
§ В связи с этим основными направлениями государственной поддержки инновационной политики явл:
§ Содейсвие повышению инновационной активности. Обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной прдукции на основе освоения научно-тех достижений и обновления производства
§ Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций
§ Сочетание государственньго регулирования инновационной дея-ти с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма
§ Содействие развитию инновационной дея-ти в регионах России
46. Прямые методы гос поддержки инновац деят-ти
Российская практика гос воздействия на науку хар-ся устойчивым приоритетом иетодов прямой поддержки. Объектом прямой гос поддержки явл фундаментальная наука, а также исследования и разработки, проводимые в областях традиционной ответственности го-ва. Государственное регулирование частного сектора науки и технологий может осуществляться посредством:
· Прямого финансирования работ, проводимых в промышленности для разработки коммерч продуктов, процессов и услуг
· Прямого парнёрства с частными организ-ми, напр-го на снижение рисков выполняемых ими проектов
· Финансирования исследований и разработок частного сектора
· Косвенного стимулирования инвестиций в сферу науки и технологий
Прямая поддержка инновационных разр-к(ИР) частного сектора более эффективна в тех случаях, когда это связано с реализацией рисковых проектов, имеющих потенциально высокую социальную экономическую значимость. Сохранение приоритета прямого бюджетного финансирования и слабость прочих рычагов гос воздействияобъясняется тем. Что экон реформы 1990-х огдов по существу не затронули собственно научно-технич сферу, структуру отношений собственности в ней. Вынудив её приспосабливаться к новым внешним условиям и факторам. Ставка на прямую бюджетную поддержку выглядит в этой ситуации неизбежной.
Сохранение и рост значимости и приоритета прямой гос поддержки науки в значительной степени обусловлены постепенной эволюцией системы косвенной поддержки, содержание этой эволюции можно свести к последовательной ликвидации льготи преференций, установленных ранее как для научных организаций, так и для отдельных видов деятельности
47. Косвенные методы гос поддержки инновац д-ти
Общей тенденцией в гос регулировании сферы науки итехнологий в целом, иособенно прикладных и предконкурентных иннов разр-к (ИР), сегодня явл переориентация спрямых методов на косвенные. Которые наиболее эффективны при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов. Всё множество косвенных методов стимулирования частных инвестиций в науку можно выделить в 3 группы:
· Налоговые льготы
· Льготное кредитование
· Финансовая поддержка процессов лицензирования гос научно-исследовательских организаций и вузов
Наиболее рыночным инструментом гос рег сферы науки и технологий считаются налоговые льготы, кот зарекомендовали себя как надёжный инструмент гос пром политики. Обеспечивающий не только решение частных эконом задач. Но и рост конкурентоспособности нац экономики. эффективное распределение ограниченных бюджетных ресурсов, привлечениев сферу науки и технологий внебюджетных средств.
Преимущества косвенного гос рег перед прямым можно свести к след:
· Косвенные методы гос поддержки обеспеч автономность частного сектора
· Не создают искусственно поддерживаемого государством рынка знаний и нововведений
· Соц и психолог преимущества косвен рег состоят в том , что получаемые компаниями льготы явл результатом их собств усилий.
Недостатками косвенного метода явл: изменения и дополнения, внесённые в последние годы в систему косвенной гос поддержки науки , в целом свелись к отмене значительной части льгот и преференций, действовавших ранее для научных организаций и к появлению норм, призванных стимулировать научн и инновац активность частного сектора, приток инвестиций в сферу науки и техноло
48. Правовое рег-е инновац деят-ти
Для развития инновационного предпринимательства необходимо правовое регулирование
Инновационной деят-ти. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и новаторов, механизм выработки и реализации научно-техничуской и инновац политики В этом аспекте важен закон РФ «О науке и гос научно-техн политике». Этот закон определил стратегию, принципы ипорядок формирования гос научно-технич политики, правовой статус научного работника, закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью. Взаконе определён порядок формирования и реализации гоа научно-техн политики. Основными целями которой явл развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технич потенциала.
Важное значение в повышении эффективности инновац де-ти имеет Российское зак-во в области обеспечения и сертификации качества: Закон «О защите прав потребителей». Приоритетным правом согласно данному закону явл право потреб-я на приобретение товаров надлежащего качества, получение информации о товарах и их изготовителях
Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной собственности закл в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Учитывая разнообразие объектов интеллект собственности итребований по их охране, правовое регудирование подразделяется на ряд самост функцион сфер: авторское право, промыш собственность, научная соб-ть(закон «Об авторском праве и смежных правах»; «Патентный закон», и т.д.
Среди большинства нормативных актов по правовому обеспечению инновационной деятельности следует отметить, что правовое обеспечение не подкреплено финансами, методиками, информацией. Также правовые вопросы должны быть увязаны с экономическимиЮ управленческими, экологическими, технич и другими вопросами.
49. Антикризисное управление инновац орг-ми
Устранение с рынка обонкротившихся предпринимательских структур- непременное условие эффкетивного функционирования рыночного механизма.
Антикр упр-оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы ивыработка стратегии предотвращения её несостоятельности. Банкротсво предприятия явл результатом одновр негативного действия внешних и внутренних факторов.
Признаками неблагополучия инновац орг-ии м.б.:
· Отриц реакция партнёров по бизнесу на какие-либо действия организации
· Задержки с предоставлением фин отч-ти
· Увеличение задолженности ИО поставщикам и кредиторам
· Уменьшение доходов и падение прибыльности
Основные фазы кризисного процесса:
· Стратег кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента
· Тактический кризис,
· Кризис недостаточной обеспеченности ИО ресурсами
· Неплатёжеспособностью ИО
· Реструктуризация ИО
· Банкротство и ликвидация ИО
Показатели для оценки удовлетворительности структуры предприятия:
· Коэ-т тек ликв(хар-т общую обеспеч-ть пр-я обор ср-ми и своевр погаш срочных обяз-в
· К-т оьесп-ти собств обор ср-ми( наличие собств обор ст-в у пр-я, необх-х для его фин уст-ти
· К-т вост-я (утраты) плат-ти
К предприятию- должнику примен-ся
· Реорганизация9 внешнее управление и санация)
· Ликвидация предприятия. Кот м.б. принуд по решению суда либо добровольной
· Мировое соглашение. Оно м .б. закл м/у должником и конкурсным кредитором
В случае реорганизации ИО сост план фин оздоровления
50. Инновац деят-ть росс-х пред-й в условиях рынка
Развитие организаций происх путём освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятел-ти орг-и
Инновациями явл любые технические, орг-е, эконом и управленческие измен-я, отличные от существующей практики в данной орг-и. Орг-и обладают разл восприимчивостью к инновациям. Инновации находятся с одной стороны, в противоречии со всеми консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны – нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение техникоэкономич эфф-ти деят-ти орган-и
Общие тенденции развития экон-и РФ неизбежно приводят организации к необходимости освоения современных достижений НТП. Сдерживающим моментом осуществления инновац-й дея-ти в условиях рынка явл то, что организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию, технологию. Инновации на частичную модернизацию оборудования и технологии произ-ва, снижение издержек производства связаны с незначительным риском и объявляются обяз условиями повышения эффек-ти произ-ва. Со значительно большим риском связано внедрение приципиально достижений науки и техники, существенно изменяющих техническую базу производства и организацию менеджмента. Восприимчивость организаций к инновациям сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производств. Чем больше объём производства, выше уровень выпускаемой продукции, тем труднее производство поддаётся перестройке.
Наибольшую восприимчивость к инновациям имеют небольшие узкоспециализиро-е орг-и. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости от характера итемпов развития промышленного производства.В рыночной ситуации внедрение новых товаров выступает в качетве кадёжного средства обеспечения преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу
Очередным сдерживающим фактором развития инновац деят-ти явл то что если предприятию присущи формализованные орг структуры, то происходит противодействие инновациям, активное сопротивление любым новым формам и методам менеджмента. Организационные структуры управления конкурентноспособных орг-й должны иметь высокий инновационный потенциал с хорошо развитыми структурными подразделениями.
В настоящее время существуют правовые, финансовые, орган-е иные недоработки в обеспечении процесса создания новых товаров на основе результатов исследований и разработок с которыми и сталкиваются российские пред-я. Существует необходимость совершенствования законодательства и применения всё более эффективных способов государственной поддержки инновационной деятельности