Реферат по предмету "Менеджмент"


Выбор организационных форм инновационной деятельности

Выбор организационных форм инновационной деятельности 1. Учебные цели элемента Активная инновационная деятельность связана с раз­витием комплекса организационных форм. Поэтому пер­вая цель элемента — выделить и раскрыть комплексный характер совокупности организационных форм, взаимо­связанных друг с другом, обеспечивающих инноваци­онную деятельность на всех уровнях народного хозяй­ства.
Главное в инновационной деятельности — это деятель­ность непосредственно организаций, их внутрифирмен­ная инновационная активность, в которой все начина­ется с фигуры Новатора. В связи с этим вторая цель -показать сущность и многообразие роли специалистов б инновационной деятельности, способы аккумулирова­ния творческой энергии сотрудников, разнообразие внут­рифирменных организационных звеньев, решающих но­ваторские задачи. Третья цель — выявить различные формы малой инно­вационной деятельности полусамостоятельных иннова­ционных организаций, взращенных «инкубаторской системой», или инициативных организаций, вставших на путь самостоятельного развития. Изучение отношений межфирменного инновационного взаимодействия различных участников инновационного процесса, всевозможных альянсов и консорциумов со­ставляют четвертую цель элемента. Заключительная пятая цель состоит в демонстрации форм и возможностей региональных и федеральных иннова­ционных структур: научных центров, технопарков и технополисов. Исследуются их способность к созданию ин­новационных механизмов — организации спроса и пред­ложений на инновации. 2. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуще­ствляться на государственном (федеральном) и межгосу­дарственном уровнях, в региональных и отраслевых сфе­рах, местных (муниципальных) формированиях. Все участ­ники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения. Прежде всего следует рассмотреть многообразие внутрифир­менных организационных форм - от выделения участников инновационной деятельности внутри фирмы до создания специальных инновационных подразделений (слайд 5.1). Далее рассматривается фирменный и межфирменный, ры­ночный и отраслевой уровни, на которых возникают раз­личные организационные формы. У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и страте­гиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помо­щью специальных «инкубаторных программ». Такие орга­низации имеют форму «фирм-инкубаторов». Распространение новых сложных промышленных продук­тов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга». Реализация региональных научно-технических и соци­альных программ связана с организацией соответствую­щих объединений научных (университетских), промыш­ленных и финансовых организаций: различного рода на­учно-промышленных центров. В силу рискованности инновационных проектов возника­ют адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создате­лей новаций - рисковые инновационные фирмы. Федеральные программы особой важности, привлекаю­щие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических пар­ков, технополисов. Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многих продук­тов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий. Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей — изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости и др.Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма». Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников в решение воп­росов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культу­ра, которая служит своего рода «зонтиком» перестрой­ки традиционного управления. Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность. Блокирующие факторы • недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям; • необходимость множества согласований новых идей; • вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений; • незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; • контроль за каждым шагом новатора; • кулуарное принятие решений по новаторскому предложению; • передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; • возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов». Факторы, поддерживающие новаторство • предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; • ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»; • поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; • •углубление взаимопонимания работников. Факторы, усиливающие новаторство • поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию: • сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки; • возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях; • поощрение совмещения профессий; • преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями; • предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная; • проведение регулярных совещаний рабочих групп; • логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам. Корпоративное руководство признает необходимость диф­ференцированного подхода к новаторам. Теоретически в ос­нову такого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационного процесса. В результате выделя­ются типы работников (или определяется потребность в них), которые: • инициируют новые идеи как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств; • обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
• формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации. В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.
Выделяются такие типичные носители ролевых функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные привратники» и др. (слайд 5.2). «Антрепренер» - - ключевая фигура инновационного уп­равления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возмож­но, что и свои собственные, не боится повышенного рис­ка и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократичес­кие преграды. Антрепренер ориентирован на решение за­дач внешнего порядка: создание организации, действую­щей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому ант­репренер занимает такие посты, как руководитель под­разделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного. «Интрапренер» - - не менее важная фигура в инноваци­онном управлении. Интрапренсров в организации долж­но быть существенно больше. Это специалист и руково­дитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринима­тельство. В его задачи входит организация многочислен­ных «мозговых штурмов», первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инно­вационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом но­ваторской. Как правило, это руководитель группы, отли­чающейся повышенной творческой активностью. «Генератор идей* -- это другой тип новаторского персо­нала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число ориги­нальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, ква­лифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться орга­низационными решениями: выдающимся новаторам при­сваиваются титулы «генераторов идей» с соответствую­щими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение. «Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и пе­реносят специализированную информацию, контроли­руют потоки научно-технических, коммерческих и дру­гих сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организаци­онно-экономических изменений в фирме. «Деловые ангелы» - лица, выступающие в качестве инве­сторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в ка­честве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют накладных расходов. Практическая деятельность руководителей формирует в ос­новном четыре главных архетипа: «лидер», «администра­тор», «плановик», «предприниматель». Все они необходи­мы для успешной инновационной деятельности фирмы. «Лидер» играет свою специфическую роль в процессе раз­работки и реализации проектных инновационных реше­ний. Здесь особенно ценятся стремление к новому, пред­видение хода дела, умение общаться с людьми, способ­ность распознать потенциал каждого человека и заинте­ресовать его в полном использовании этого потенциала. «Администратор» занимается планированием, координа­цией и контролем реализации инвестиционного проекта. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении, что сегодняшние тенденции развития сохранятся в будущем), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы фирмы, а не на личностные качества. «Плановик» стремится к оптимизации будущей деятель­ности фирмы, концентрируя основные ресурсы в тради­ционных областях деятельности фирмы и направляя фирму на достижение поставленных целей. «Предприниматель», хотя и ориентирован на будущее, от­личается от «плановика» тем, что стремится изменить дина­мику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как «плановик» оптимизирует буду­щее фирмы в области ее сегодняшней деятельности, «пред­приниматель» ищет новые направления деятельности и воз­можности расширения номенклатуры продукции фирмы. «Вольный сотрудник» - статус сотрудника, являющегося новатором. Классический пример дает принятая фирмой IBM программа «Вольный сотрудник». В ней участвует примерно 45 «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чу­даков и гениев». Вольный сотрудник получает в сущности полную свободу действий на пять лет. У него совсем про­стая роль — сотрясать систему организации фирмы. «Золотые воротнички» - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных зна­ний. Абсолютное их большинство работает по найму в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах. «Научно-технические привратники или «информационные звезды» относятся к категории ключевых специалистов ла­бораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориен­тацией на внешние информационные источники. Они чи­тают гораздо больше других, в частности, более «труд­ную» литературу. Они поддерживают широкие долговре­менные контакты со специалистами в других организаци­ях. Такой сотрудник служит посредником между коллега­ми в своей организации и внешним миром, он эффек­тивно соединяет свою организацию с научной и техни­ческой деятельностью в мире в целом. «Альтернативный персонал» представляет собой внештат­ных временных сотрудников. Руководители предприятий давно прибегают к услугам временных работников, ис­пользуя их в периоды повышенной нагрузки или при не­хватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что, умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Напри­мер, в отделении полупроводниковых изделий фирмы Motorola привлечение внештатных сотрудников, число ко­торых в отдельные периоды превосходило количество по­стоянных работников, позволило избежать значительно­го сокращения штатов, характерного для периода спада.
В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно ска­зывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к ми­нимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие «нестандартные» сотрудни­ки называются не только альтернативным, но и допол­нительным или периферийным персоналом.
В период подъема организация может взять на работу вне­штатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов про­дукции, организация может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллек­тив неизменным. В настоящее время российские руководи­тели широко освоили эту практику. 3. Формирование инновационных подразделений В корпорациях создается мощная многоканальная система аккумулирования нововведений и их реализации. Главным звеном инновационной политики являются научно-иссле­довательские подразделения. Как организована система на­учных исследований в корпорации? Характер задач, деловые горизонты и распределение риска инновационных проектов различаются в зависимости от принадлежности научно-исследовательской организации к тому или иному корпоративному уровню (штаб-квартира, сектор, хозяйственное отделение). Центральные лаборато­рии заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных научных исследований. Прежде всего, это работы по сверхпроводимости, химии полиме­ров, оптоэлектронике, биотехнологии, искусственному интеллекту. На уровне научных центров секторов разраба­тываются базовые технологии для входящих в них органи­заций. Если определенные технологии потенциально при­менимы в разных секторах, то их разработкой занимаются специализированные межсекторные технологические цент­ры. На уровне хозяйственных отделений задачи лабораторий носят преимущественно прикладной характер. Это разработка изделий, программ качества, инженерно-техническое об­служивание предприятий и его совершенствование, сниже­ние издержек. В странах, где осуществляется не только сбыт, но и послепродажное обслуживание, научные центры отде­лений подключаются к изучению особенностей местного спроса, специфики рынка и готовят рекомендации для адаптации товаров. Соответственно дифференцируется и распределение от­ветственности за кратко-, средне- и долговременные инновационные проекты. Лаборатории на уровне хозяйственных отделений занимаются проблемами текущего бизне­са и «смотрят вперед» приблизительно на 3 года. Лабора­тории секторов разрабатывают базовые технологии с го­ризонтом до 10 лет. Центр НИОКР при штаб-квартире сосредоточивает внимание на перспективных качествен­но новых технологиях, отодвигая горизонт за отметку 10 лет. Конечно, указанные временные рамки не связывают жестко ученых и инженеров в их новаторских поисках. В центрах хозяйственных отделений занимаются долговре­менными разработками, а на уровне секторов - поиска­ми решений для текущего бизнеса. Компания, таким образом, создает глобальную сеть науч­но-исследовательских организаций, для которых главное -эффективная связь и отлаженный механизм передачи идей и технологий между научными подразделениями. Бригадное новаторство и временные творческие коллекти­вы представляют собой необходимый элемент организа­ции инновационного процесса. Возросший темп нововве­дений привел к сокращению как времени проектирова­ния, так и жизненного цикла продукции. Поэтому, что­бы создать новые изделия для удовлетворения будущих потребностей, разработчики должны развивать иннова­ционное искусство, которое превратит новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Разработчики, которые хотят добиться успеха, должны быть одновременно и исследователями рыночной конъюнктуры. Одной компетентности в технических вопросах недостаточ­но. Трудности создания нового в сочетании с растущей слож­ностью техники и технологии предопределяют бригадный метод работы. Ни один человек, действующий в одиночку, не в состоянии решить, что можно считать удачным изде­лием и когда его следует выпускать. На успех может наде­яться лишь новаторская и умелая бригада, каждый член ко­торой знаком с основами смежных дисциплин. Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабан­дное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содей­ствует активизации деятельности творческих работников. Рисковые подразделения компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно управляемые и специализированные производства. Принципиальное значе­ние имеет тот факт, что средства для их создания выделя­ются имеющими собственный бюджет* корпоративными подразделениями так называемого рискового финансиро­вания. На фирме Sharp рисковые подразделения имеют свою спе­цифику образования и функционирования. Из 5 тыс. работ­ников служб НИОКР фирмы было выделено 300 исследо­вателей, которые были разбиты на подгруппы по 10 чел. Ру­ководитель каждой подгруппы имеет право свободного под­бора людей, и никто из членов совета директоров или заве­дующих отделами не может воспрепятствовать его выбору. Корпоративный бизнес ориентирован на пять инноваци­онных ключевых параметров: • создание новых изделий; • обмен технологиями внутри фирмы; • передача технологий внутри фирмы; • самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности; • расширение полномочий новаторов в творческом поиске. Особенность реализации корпоративной стратегии заклю­чается в том, что организационная структура строится по принципу общности применяемых технологий. Например, корпорация ЗМ в своей деятельности опирается примерно на 100 базовых технологий. Непрерывный процесс инновационно-организационно­го развития предполагает создание новых отделений, ори­ентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В ЗМ имеются как эффективный механизм поддер­жки внутрифирменного предпринимательства и обособления новых подразделений, так и встроенные «иммун­ные» механизмы, противостоящие бюрократизации и излишнему разрастанию размеров подразделений ком­пании. Как правило, если объем продаж отделения пре­вышает 250-300 млн долл., то инициируется процесс его деления. Такие организационные формы, разумные по размерам, обладают необходимой подвижностью и вос­приимчивостью к технологическому прогрессу. В зависимости от успеха новшества меняется статус соот­ветствующего подразделения, его непосредственного руко­водителя и подчиненных. Ученые и инженеры работают над новыми идеями на своих рабочих местах, получая вознаг­раждение в пределах должностного оклада. Они могут выд­винуть принципиально новую идею. В случае поддержки нововведения формируется группа по созданию и реализа­ции пробной партии новой продукции. Когда продукт выхо­дит на рынок, инженер-новатор получает статус «инжене­ра по продукту». Если же объем реализации достигает I млн долл. в год, то новшество попадает в разряд освоенной про­дукции, и статус подразделения и его руководства снова меняется. При достижении объема реализации 5 млн долл. вновь происходит преобразование, а руководитель стано­вится «управляющим по продукту». Если уровень продаж превысит 20 млн долл., образуется независимый отдел для производства и сбыта под соответствующую продуктовую линию. Если же достигается уровень в 75 млн долл., форми­руется самостоятельное хозяйственное отделение с соответ­ствующим статусом его руководителей.
Несмотря на известную условность данной схемы, она дает общее представление о приверженности ЗМ динамичным организационным изменениям для реализации корпоратив­ной стратегии и стратегии отделений. Без механизма орга­низационного развития сложно эффективно реализовать инновационные стратегии и быстро реагировать на запросы рынка, технологические и продуктовые новшества.
4. Формы малого инновационного предпринимательства Малое инновационное предпринимательство связано с про­цессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ». Фир­мы-инкубаторы являются одной из организованных форм активизации инновационной деятельности. 4.1. Новые фирмы в рамках старых компаний Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компа­ний. Если в 1970-е и начале 1980-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходив­шими из фирм, то в настоящее время получил распрост­ранение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими талан­ты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Обычный способ действия компаний заключается в при­нятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы (остальное - в руках со­трудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директо­ров. Однако убытки от деятельности последней в началь­ном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтерс­кие книги материнской компании. В то же время субсиди­рующая компания не может получить 100 % прибылей фирмы-новичка; так как последняя не принадлежит ей пол­ностью. Чтобы обойти указанную проблему, некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, де­лают ее своей полной собственностью. В подобном вариан­те сотрудники-основатели молодой фирмы обычно полу­чают право приобретения в течение ряда лет акций по льгот­ной цене. По истечении нескольких лет материнская компания держатель контрольного пакета акций получает возмож­ность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала. 4.2. Венчурные фирмы — рискофирмы Рискофирма представляет собой организацию, создавае­мую для реализации инновационного проекта, связан­ного со значительным риском. Основание рискофирмы происходит следующим образом. Группа из несколвких человек, располагающих оригиналь­ной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для производ­ства, вступает в контакт с одним или несколькими инвес­торами (венчурными фондами). Этот контакт осуществля­ется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-тех­нической, сфере деятельности, но и в области производ­ства и реализации продукции. Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности в течение 3—7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития тре­бует расширения масштабов производства. По оценке экономистов в 15% случаев рискокапитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первона­чально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего несколь­ких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства. В 1986—1993 гг. доходы фондов рискового капитала в США в среднем в 10—20 раз превышали сумму вложен­ного капитала (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С.91). 4.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм Многие высокотехнологичные российские организации стро­ят свою стратегию выживания на основе «инкубаторных программ» и представляют собой «фирмы-инкубаторы». Под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, со­здаваемую местными органами власти или крупными ком­паниями с целью выращивания новых компаний. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкуба­торов. До 1980 г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за не­высокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридичес­ким вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов. Первый тип -- бесприбыльные. Они самые многочислен­ные. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фир­мы-инкубаторы субсидируются местными организация­ми, заинтересованные в создании рабочих мест и эконо­мическом развитии региона. Арендаторами могут быть про­мышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации. Фирмы-инкубаторы второго тина — прибыльные. Это част­ные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инку­баторы второго типа, как правило, не предлагают сни­женных тарифов на услуги, но они позволяют арендато­рам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить толь­ко за те, которыми арендатор фактически воспользовался. Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы выс­ших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффек­тивную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арен­дная плата может быть достаточно высокой, но она вклю­чает возможность пользоваться институтскими лаборатори­ями, техническим обслуживанием, вычислительной техни­кой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями. Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инку­батора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор долж­на достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специаль­ные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких рис­ковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепив­шие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследова­тельски-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инку­баторов является нетрадиционным методом организации так называемого нововведенческого процесса. 4.4. Бизнес-инкубаторы в России Интересный опыт создания и деятельности бизнес-инку­баторов в России накоплен в рамках Морозовского про­екта. Этот проект представляет собой широкомасштабную программу подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства.
В Морозовском проекте разработана целевая программа развития сети бизнес-инкубаторов, которая получила на­звание «БИНК». На основе концепции и программы бизнес-икубирования Морозовского проекта 1995-1996 гг. создано 12 бизнес-инкубаторов в регионах на базе учеб­но-деловых центров.
При создании бизнес-инкубаторов проводился анализ си­туации в регионах, распространялась информация о целях и задачах их создания, организовывалось взаимодействие за­интересованных государственных, общественных и коммер­ческих структур, был апробирован региональный франчайзинговый пакет бизнес-инкубирования, создан банк ин­формации об организационных, технологических, кадро­вых и методологических ресурсах. Организации, на базе которых создавались бизнес-инкубаторы, отбирались на конкурсной основе по следующим кри­териям: • опыт работы в сфере поддержки малого бизнеса и наличие способностей по организации процесса бизнес-инкубирования; • наличие государственной поддержки и возможность при­влечения дополнительных средств; • наличие бизнес-плана создания бизнес-инккубатора. Первые бизнес-инкубаторы были рассчитаны в основном на поддержку невысоких технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы, планируется все боль­шее внимание уделять поддержке инновационных орга­низаций. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается финансировать инновационную деятельность за счет других направлений работы бизнес-инкубатора и его малых оргструктур. 5. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия 5.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах С 70—80-х гг. в технически развитых странах стали активно распространяться различные формы совместного проведе­ния научно-исследовательских работ, направленных пре­имущественно на обеспечение крупных технологических прорывов. Решение таких задач требует организации слож­ных программ НИОКР и значительных финансовых, мате­риально-технических и людских ресурсов. Осуществляются программно-целевая форма организации научно-техничес­кой деятельности в автономных коллективах и проектное управление процессом НИОКР, а не административно-хо­зяйственная форма в рамках линейно-функциональных кор-порационных систем. Возникли межкорпорационные про­граммно-целевые кооперативные научно-технические орга­низации. Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на контрактной основе внешних исполните­лей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновацион­ных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную программу его исследований, создают орган управления. Таким образом были созданы Исследовательский институт электроэнерге­тики, Исследовательский институт солнечной энергети­ки и другие. Институты организуются на отчисления от продаж заин­тересованными корпорациями, причем многие из них из-за недостаточного собственного научно-технического по­тенциала никогда до этого не занимались НИОКР. Штат работников этих институтов относительно невелик. Его пер­сонал (ученые и инженеры, профессиональные управляю­щие, специалисты в области финансов) сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчи­ков, организации конкурсов среди потенциальных испол­нителей и на экспертизе. В меньшей степени они занима­ются проведением НИОКР собственными силами. Инсти­туты представляют собой по существу денежный фонд, из которого выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря целевому характеру субсидирова­ния НИИ могут охватить огромную массу специалистов, что недоступно отдельной корпорации. 5.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества В настоящее время практически все промышленные ком­пании развитых стран развивают межфирменные связи. Вы­деляют четыре основные формы межфирменного сотруд­ничества: • соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности; • создание совместных предприятий (СП); • соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологи и; • установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями. Альянсы. Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно-коммерческих задач глобального интернационального распрос­транения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы. Научно-технические альянсы подразделяют на научно-ис­следовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, со­здаваемые для разработки и производства новой продук­ции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Со­здавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государ­ственного регулирования. Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-техни­ческие альянсы. Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после дости­жения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организацион­ных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управле­ние осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом. Один из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой. Наиболее крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали аль­янс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд долл Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о на­чале реализации совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления электронными документа­ми. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы распоз­навания текстов (одни из лучших в России), разработан­ные при участии специалистов Института русского языка; фирма Oracle -- технологии управления базами данных; фирма Hewlett-Packard — полный набор оборудования для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как сборщик, наладчик, создатель конеч­ной системы, идущей непосредственно клиенту.
Интернационализация инновационных проектов представ­ляет собой положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный выигрыш опреде­ляется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким распространением передовых технологий, бо­лее рациональным размещением ресурсов, создание бо­лее благоприятного инвестиционного климата.
Консорциум. Консорциум представляет собой доброволь­ное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупно­го проекта. В него могут входить предприятия и организа­ции разных форм собственности, профиля и размера. Уча­стники консорциума сохраняют свою полную хозяйствен­ную самостоятельность и подчиняются совместно выб­ранному исполнительному органу в той части деятельно­сти, которая касается целей консорциума. После выпол­нения поставленной задачи консорциум распускается. Исследовательские консорциумы, например, в области радиоэлектроники функционируют в двух формах: коор­динационного центра (секретариата); межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ). В консорциуме образуется секретариат, который представ­ляет собой организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и пра­вительственными лабораториями. Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лаборато­риях участников консорциума (в отдельных случаях при­влекаются и другие организации), координирует и контро­лирует выполнение этих работ в соответствии с планом. От­личительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР вы­полняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом. Консорциумы, созданные по типу межфирменного на­учно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют соб­ственную научно-исследовательскую базу. В центрах рабо­тают либо постоянные сотрудники, либо ученые, коман­дируемые участниками консорциума. Секретариаты и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе. В рамках консорциума для их участников стало возможным: • выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска; • распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками; • объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР. Совместные предприятия По данным статистики, 55% соглашений о кооперации -это соглашения о создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100 млн долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме организовано около 40% зарубежных филиалов аме­риканских и английских международных монополий, свы­ше 50% зарубежных западногерманских и итальянских фи­лиалов, 70% французских и почти 90% японских. Мотивы создания совместных предприятий могут быть раз­личны, о чем свидетельствует опыт Японии (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развигия. С. 148) (таил. 5.1). Таблица 5.1 Мотивы создания совместных предприятий № МОТИВЫ Число фирм % 1 Получение передовой технологии производства 290 44 2 Получение права на использование товарного знака 164 24 3 Стимулирование экспорта 93 14 4 Получение сырья и оборудования 43 6 5 Восполнение недостатка финансовых средств 27 4 6 Получение опыта в управлении 26 4 7 Другие 24 4 ИТОГО ОПРОШЕННЫХ ФИРМ 664 100 Международное совместное предприятие может быть оп­ределено как институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которос пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает зна­чительный и продолжительный вклад со стороны парт­неров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разде­лена между фирмами-партнерами. Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предпо­лагающие полный внутрифирменный контроль за деятель­ностью по производству и разработке продукта; продажа тех­нологии посредством лицензирования. Сотрудничество между фирмами разных стран имеет ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между деля­щими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фир­мы; субподрядные отношения, распространяющиеся на раз­работку продукта и его производство; партнерство в марке­тинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой. Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП: • сотрудничество между фирмами только в исследованиях; • обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты. Эти СП особенно известны в мировой микроэлсктронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования; • совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии); • сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма. Международные СП, связанные с разработкой и ком­мерциализацией технологии, основаны на отношениях об­мена, которые охватывают товары, не участвующие в ли­цензировании или экспортных операциях. Некоторые типы сотрудничества позволяют зарубежным фирмам объеди­нить технологические возможности в едином продукте без слияния всех своих видов деятельности в едином кор­поративном объединении. Другие формы сотрудничества также способствуют обмену технологиями через продук­ты. В большинстве таких случаев участники кооперацион­ных структур являются одновременно конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках. Существуют и СП, сочетающие технологические возможности одной фирмы с активами в сфере маркетинга или реализации другой фирмы для создания единого продукта. Подобно­го рода компании чаще включают фирмы, не являющи­еся прямыми конкурентами.
Причин возросшей популярности совместных предприятий несколько. Среди них можно назвать следующие. • Часто возникает положение, когда возросшие технологические возможности зарубежных фирм повышают средикомпаний данной страны спрос на иностранных партнеров в СП. Зарубежные фирмы сегодня в большей мере, чем ранее, могут осваивать и использовать развитые технологии, например, американских компаний в отраслях, где сохраняется существенный технологический разрыв между американскими и иностранными фирмами.
• Стоимость исследований и разработок, необходимых для доведения нового продукта или процесса до рынка, во многих высокотехнологичных отраслях существенно увеличилась за последние 20—30 лет. Возросшие издержки разработки накладывают строгие ограничения на способность фирм выдерживать дорогие программы НИОКР и повышают значение проникновения на зарубежные рынки для обеспечения коммерческого успеха. Фирмам в некоторых отраслях требуются рынки значительно большие, чем национальные. • Другим источником давления на программы НИОКР со стороны издержек является технологическая конвергенция. Технологии, которые прежде по своей значимости являлись периферийными по отношению к коммерческой и исследовательской деятельности фирм, теперь стали центральными с точки зрения обеспече­ния конкурентных преимуществ в ряде технологичес­ки интенсивных отраслей. Технологическая конверген­ция означает, что фирмы должны быстро приобретать опыт в освоении более широкого спектра технологий и научных дисциплин, все более напрягая бюджет НИОКР и человеческие ресурсы. • Сокращение продолжительности жизненных циклов продуктов во многих высокотехнологичных отраслях повысило настоятельную необходимость быстрого про­никновения на глобальные рынки с новыми продук­тами. Одновременное представление продукта во мно­жестве промышленно развитых стран сегодня суще­ственно для коммерческого успеха. Такое быстрое про­никновение может потребовать совместного производ­ства или сотрудничества с фирмой, уже располагаю­щей необходимой системой сбыта. • Важность контроля за техническими стандартами для до­стижения коммерческого успеха делает быстрое проник­новение нового продукта на многие рынки особенно значимым в микроэлектронике, производстве компью­теров и телекоммуникационного оборудования. Установ­ление продукта в качестве фактического стандарта или доминирующей модели может обеспечить прибыльную основу для представления других связанных с ним про­дуктов или последующих поколений данной модели. • Существенным фактором, объясняющим нынешний рост внутреннего и международного сотрудничества, явля­ется центральная роль относительно небольших начина­ющих фирм в коммерциализации новых технологий. Малые фирмы являются более важным источником новых коммерческих технологий более в США, чем, например, в Японии или Западной Европе, где уже утвердившиеся компании играют значимую роль в со­здании новых продуктов электроники или биотехно­логии. • Увеличивает стимулы американских фирм к поиску за­рубежных партнеров также рост числа случаев примене­ния нетарифных торговых барьеров. 6. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп 6.1. Региональная инновационная политика Чтобы проводить инновационную политику региона (слайд 5.3), необходимо сформировать систему монито­ринга инновационного потенциала, создать региональную систему поддержки и развития инновационной деятель­ности, а также совместно с федеральными учреждения­ми решать вопросы координации деятельности организа­ций, занятых инновациями в регионе. При этом следует всемерно развивать инфраструктуру поддержки иннова­ционной деятельности в регионе как составной части це­лостной государственной системы, обеспечивающей со­здание рабочих мест для высококвалифицированных спе­циалистов. Чтобы защитить региональный рынок науко­емкой продукции и услуг в научно-технической сфере, необходимо уделять внимание интеллектуализации реги­она, защищая интересы товаропроизводителя. 6.2. Региональные научно-технические центры Учредительский центр представляет собой новую организа­ционную форму инновационной деятельности, территори­альное сообщество вновь созданных организаций, в основ­ном обрабатывающей промышленности и производствен­ных услуг, которое имеет общие административные здания, систему управления и консультирования. В ФРГ в настоящее время насчитывается несколько десятков таких центров, ве­дущими учредителями которых являются, как правило, ком­муны, далее следуют промышленно-торговые палаты, бан­ки, частные фирмы, экономические союзы, университеты. Управление учредительским центром осуществляется в по­ловине случаев коллективными органами (советами), в других случаях -- управляющими (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочно­го технико-экономического развития. С. 110). Центр нововведений проводит совместные исследования с фирмами, обучение студентов основам нововведений, организует новые коммерческие компании. Инновационные проекты, осуществляемые в центре, представляют собой прикладные исследования с высокой вероятнос­тью успеха, для которых .затраты на предоставление тех­нических и коммерческих консультаций не превышают 5 тыс. долл. Если же проект доведен до стадии, когда доказана целесообразность внедрения полученных ре­зультатов, он финансируется по программе, конечной целью которой является организация новой компании, Наряду с научно-технической помощью центр берет на себя финансирование новой компании на стадии ее становления, а также подбор управляющих. Центр промышленной технологии имеет целью содействие внедрению нововведений в серийное производство. Это дос­тигается путем проведения соответствующих экспертиз, на­учных исследований и оказания консультаций промышлен­ным фирмам, особенно мелким, а также единичным изоб­ретателям при освоении научно-технических нововведений. Университетско-промышленный центр создается на средства Национального научного фонда США (ННФ) и образует­ся при университетах для соединения финансовых ресурсов промышленных фирм и научного потенциала (кадрового и технического) университетов. Такие центры проводят в основном фундаментальные исследования в тех областях, в которых заинтересованы фирмы-участницы. Промышленный двор представляет собой территориаль­ное сообщество расположенных в одном комплексе зда­ний преимущественно мелких и средних организаций, уп­равляемых головной фирмой. Инженерные центры (ИЦ) при университетах создаются на базе крупных университетов США при финансовой под­держке правительства для стимулирования разработки но­вых технологий. Они выполняют две основные функции, | Первая функция направлена на исследование фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерно- ' го проектирования принципиально новых, не существую­щих в природе искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую к внедрению раз­работку, а теорию в рамках определенной области инже­нерной деятельности, которая затем может быть примене­на для решения конкретных производственных задач. Дру­гая функция имеет целью подготовку нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалифи­кации и широким научно-техническим кругозором.
Опыт созданных ИЦ показывает, что одним из наиболее действенных способов их укрепления является установле­ние долговременных деловых контактов между сотрудника­ми центров и инженерами, работающими в промышлен­ности. Финансирующие фирмы в обязательном порядке на­правляют в центры на постоянную или временную работу своих специалистов. Организационная структура центров пре­дусматривает не только творческое сотрудничество инже­неров непосредственно на каждом этапе работы, но и уча­стие представителей бизнеса в управлении на всех уровнях.
Финансово-промышленные группы. Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с госу­дарственной стратегией в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических орга­низаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обес­печившей в свое время высокие темпы роста национально­го дохода и укрепления обороноспособности страны. Перевод экономики России на рыночные условия хозяй­ствования и возросшая конкуренция со стороны иностран­ных товаропроизводителей весьма остро выявили необходи­мость глубокой реорганизации сложившихся организацион­ных структур в промышленности в направлении диверси­фикации производства, его демонополизации. Способ при­влечения инвестиций на эти цели найден в создании фи­нансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих со­хранение научно-технического потенциала, обороноспособ­ности страны и рабочих мест. К основным принципам со­здания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промыш­ленных организаций, что обеспечивает улучшение управля­емости, снижение издержек производства, солидарную от­ветственность по контрактам и стабильность поставок. Динамика развития ФПГ, прослеживаемая с 1993 г., сви­детельствует об их постоянном росте (свыше 70% к нача­лу 1998 г.). В них занято более 4 млн человек, они обеспе­чивают 10% ВВП страны. В 1997 г. объемы производства у основной части ФПГ возросли на 5%, реализации продукции - на 40%, экспорта товаров -- на 28%, инвести­ций в обновление основных производственных фондов - на 250%. Ключевыми факторами успеха организацион­но-экономического взаимодействия участников ФПГ с финансовыми учреждениями были установление и раз­витие холдинговых и трастовых (доверительных) отно­шений, а также предотвращение негативных монополис­тических тенденций в связи с концентрацией капитала. Одним из основных направлений деятельности ФПГ яв­ляется, как отмечалось выше, обеспечение условий монопродуктовым промышленным организациям для углуб­ленной диверсификации производства путем инвестиций в инновации. Интеграция научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций как субъектов основной де­ятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционированию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход позволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воз­действию внешних и внутренних дестабилизирующих фак­торов. Экономическое обоснование проектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эффек­тивности будущей совместной деятельности объединяе­мых организаций, оценке рынка продукции, занятости, экологической безопасности. Результативность ФПГ не­посредственно зависит от уровня риска при создании на­укоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учрежде­ния, что позволяет квалифицированно управлять имею­щимися рисками в инновационной деятельности в дос­таточно крупных организационных формированиях. 6.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне Научный парк (НП) - новая форма сотрудничества про­мышленных фирм с университетами. Идея: промышленные компании создают близ университетов свои научно-иссле­довательские организации и предприятия, которые привле­кают для работы над заказами фирм персонал университе­тов. В свою очередь, научные работники имеют возможность практически применять результаты своих исследований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки по­зволяет создавать новые рабочие места. Первый НП возник в Великобритании в 1972 г. близ университета в Кембридже. В настоящее время при этом университете действуют 2 парка, в которых участвуют свыше 80 фирм, представляющих в основном производство автоматизированных систем и дру­гие сферы деятельности. В Манчестере городской совет, университет города и 4 мес­тные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с уни­верситетом. Для их реализации также используется научный персонал университета. Он оказывает фирмам консульта­ции не только по научным проблемам, но и по вопро­сам маркетинга и управления. Технологический парк (ТП) - одна из наиболее распрост­раненных в США и Западной Европе форм функциони­рования разработчиков новых технологий, с рискофирмами. В качестве образца технологического парка во мно­гих странах принята модель научно-производственного цен­тра (НПЦ), созданного на базе Стэнфордского универси­тета в Калифорнии. Этот технологический парк сосредото­чивает около 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190—200 тыс. чел. В Японии недале­ко от Токио на базе нового университетского центра воз­ник целый научно-производственный городок Цукуба. В Западной Европе такие НПЦ имеются в Великобритании (Cambridge Phenomeri), Нидерландах (Markant) и ФРГ. Среди большого многообразия отчетливо выделяются три главных пути возникновения ТП. • В качестве мелких и средних предпринимателей часто выс­тупают сотрудники университетских и научно-исследова­тельских центров (НИЦ), стремящихся коммерциализирошть результаты собственных научных разработок (в ряде ТП эта категория предпринимателей составляет более 50%). • Создание собственн ых специал изированных мелких фирм научно-техническим персоналом крупных промышлен­ных объединений, покидающим свою фирму, чтобы от­крыть собственное дело (иногда совместно с коллегами по лаборатории или КБ). Как правило, крупные фирмы не препятствуют, а напротив, содействуют развитию это­го процесса (широко известна подобная деятельность концерна Siemens), поскольку они получают возможность впоследствии подключаться к производству новейшей продукции, если она окажется перспективной. • И, наконец, мелкие и средние фирмы в ТП возни­кают в результате преобразования уже действующих предприятий, намеренных воспользоваться льготны­ми условиями, существующими для ТП в соответствии с государственным законодательством. Например, в ФРГ ТП возникают следующим образом, От 10 до 30 новых мелких предприятий размещаются на единой территории в зданиях, которые, как правило, пре­доставляются для этой цели по льготным арендным став­кам правительствами земель или органами городского са­моуправления. Центрами ТП служат хорошо оборудован­ные и обеспеченные квалифицированным персоналом бюро, в которых выполняются организационные, управ­ленческие и секретарские функции для всех фирм, входящих в состав парка. В отдельных проектах в качестве важ­ного условия предусматривается создание ТП в непос­редственной близости от университетов. Во всех без ис­ключения проектах предпочтение отдастся недавно создан­ным предприятиям, специализирующимся в таких перс­пективных областях, как микроэлектроника и др.
Таким образом возникают территориально замкнутые цен­тры, где молодые предприятия ведут НИОКР, в результате которых создаются и доводятся до стадий практического ис­пользования новые товары или технологии. Длинный и трудный путь от разработки нового изделия до' его серийного производства в условиях ТП значительно об­легчен. В частности, фирмам предоставляется на льготных условиях необходимое помещение, в их распоряжении име­ются оборудованные всем необходимым машинописные бюро, конференц-залы, секретариаты, а также мастерские для изготовления прототипов, лаборатории и прочие по­мещения для ведения НИОКР. Они могут получить требуе­мую консультацию в области производства, маркетинга, финансов, патентную информацию. Устанавливается тесная кооперация с отделами фундаментальных и прикладных ис­следований при вузах, а также с находящимися в данном районе исследовательскими институтами, не говоря уже о связях с другими предприятиями того же ТП. Кроме того, им предоставляются более выгодные условия кредитования, а также облегчаются контакты с крупными производствен­ными фирмами is регионе и потенциальными заказчиками (Менеджмент организации. Учебное пособие/Под ред. З.П. Ру­мянцевой, НА. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 102-103).
Технополис — наиболее продвинутая форма интефации на­уки с производством. Технополисы в Японии были узако­нены в 1980 г. В 1982 г. был опубликован список довольно жестких требований к соискателям (префектурам), удовлет­ворение которых дает им право создать у себя технополис («город техники»). Каждый технополис должен был состо­ять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2—3-х самых передовых отраслей промыш­ленности (производство оптических волокон, интегральных схем, медицинской электроники, информационных систем и др.); мощной группы государственных либо частных уни­верситетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современ­ными домами, развитой сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных центров. Кроме того, технополис дол­жен соседствовать с достаточно развитым городом с насе­лением не менее 200 тыс. человек, а также с крупным аэро­портом или железнодорожным узлом, откуда в течение од­ного дня можно совершить поездку в Токио и обратно. Создание каждого технополиса обходилось в 1,25—2,5 млрд долл. (к середине 90-х сумма существенно возросла). При­мерно половина программы «технополизации» оплачивает­ся из государственных средств. В 1984 г. 9 префектур после конкурсного отбора получили разрешение приступить к ре­ализации проектов, опираясь на помощь правительства. Уп­равление экономической деятельностью технополиса нахо­дится полностью в руках местных органов власти. В Японии считают, что технополисы сыграют роль «би­лета» в XXI век. Основные компоненты запланированных технополисов должны быть созданы к 2000 г.
Выводы Множественность организационных форм инновацион­ной деятельности на государственном, региональном и других уровняхявляется одной из особенностей управле­ния инновациями. К внутрифирменным организацион­ным образованиям относят бригадное новаторство, вре­менные творческие коллективы, рисковые подразделения, связанные с корпоративным бизнесом. Процесс форми­рования инновационных подразделений направлен на под­держку внутрифирменного предпринимательства и явля­ется важным условием его активизации, в частности, когда внутри старых фирм создаются филиалы с прогрессив­ными идеями инноваций. Кроме того, такого рода малое инновационное предпринимательство может осуществ­ляться на основе создания венчурных рискофирм в кон­такте с венчурными фондами. Высокотехнологичные организации РФ строят стратегию инноваций через участие в инкубаторных программах, на­пример, в рамках Моро зове ко го проекта. При этом бизнес-инкубаторы создаются на конкурсной основе и являются прогрессивной формой поддержки инновационных органи­заций. Установлено, что крупные технологические прорывы в об­щественном производстве целесообразно осуществлять на основе межфирменной научно-технической кооперации, которая высокоэффективна. Межфирменная кооперация ха­рактерна для альянсов, консорциумов, совместных пред­приятий (СП). При этом создание СП тесно связано с уси­лением международного сотрудничества при реализации крупных инновационных проектов, ростом прямых зару­бежных инвестиций в современные технологии. Организация региональных инновационно-технологичес­ких центров (ИТЦ) в РФ направлена на более эффективное использование научно-технического потенциала ре­гионов, которые создают наукоемкую продукцию в ин­тересах своих товаропроизводителей, взаимодействуя при этом с федеральными органами управления инновация­ми. В свою очередь местные власти могут через ИТЦ оп­ределять собственную инновационную программу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.