СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Этапы эволюции мировой финансовой системы
2. Содержание мировой валютно-финансовой системы
3. Международные валютные отношения – важный сегмент финансовой системы
4. Классификация валют и их конвертируемость
5. Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей
6. Международные кредитно-финансовые отношения
ВВЕДЕНИЕ
С углублением мирохозяйственных связей процесс глобализации движения валютных и финансовых потоков оказывает все более существенное влияние на экономику страны. Постоянно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, обслуживает процесс национального общественного воспроизводства и перелив денежного и финансового капиталов между странами.
Степень интегрированности страны, в том числе и России, в мировое хозяйство проявляется в обмене части ее национальных денег на иностранные валюты и обратно. При этом в каждой стране законным платежным средством являются ее национальные деньги. А деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.
В процессе обмена результатами деятельности между странами возникают международные валютные отношения, которые представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся между странами в процессе совершения международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операций.
С развитием внешнеэкономических связей сформировалась мировая валютная система как форма отношений, регулируемых национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.
Особенности мировой валютной системы и принципы ее построения находятся в тесной зависимости от структуры мирового хозяйства, соотношения сил и интересов ведущих стран.
В процессе эволюции мировой валютной системы видоизменились и совершенствовались ее основные элементы: функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы); условия взаимной конвертируемости валют; режимы валютных паритетов и валютных курсов; степень валютного регулирования и объем валютных ограничений; унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов.
1. ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Первая мировая валютная система (Парижская) была основана на золотомонетном стандарте. Для этой валютной системы были характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы.
Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост стран, которые сопровождались низким уровнем инфляции, относительной синхронностью экономических циклов, достаточно небольшими размерами государственных бюджетов.
Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная в 1922 году на Генуэзской международной экономической конференции, была основана на золотодевизном стандарте. В качестве девиза выступала иностранная валюта в любой форме. И хотя официально статус резервной валюты не был закреплен ни за одной из валют, английский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке.
Третья мировая валютная (Бреттон-Вудсская) система была основана на ряде структурных принципов:
введение унифицированной системы валютных курсов в соответствии с установленным паритетом;
официально установленные фиксированные паритеты валют к доллару США, который, в свою очередь, конвертировался в золото по фиксированному курсу;
определена официальная цена золота на 1 июля 1944 года на уровне 35 долларов за тройскую унцию золота или 0,88571 грамм золота за 1 доллар;
По своему характеру Бреттон-Вудсская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами.
Четвертая мировая валютная система (Ямайская) в которой формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы. Эти принципы, которые продолжают действовать и сегодня, заключаются в следующем:
с отменой официальной цены золота была узаконена демонетизация золота, то есть утрата им денежных функций, но тем не менее благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива;
золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, который формально объявлен основой валютных паритетов, но не практике не стал эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством;
вместо фиксированного валютного курса страны официально с 1973 года перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора фиксированного или плавающего валютного курса.
Европейская валютная система (ЕВС) предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенности интеграции западноевропейских стран определили структурные принципы ЕВС.
Был введен стандарт ЭКЮ – европейской валютной единицы, курс которой определялся как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись ссудно-депозитные операции банков.
Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за чет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и для осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.
Основой национальной валютной системы Российской Федерации является российский рубль, введенный в обращение в 1993 году взамен рубля СССР.
В начале девяностых годов стала формироваться институциональная структура валютного рынка России, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой, возглавляемой Центральным банком, который является органом валютного регулирования и контроля
Важную роль в организации российского валютного рынка выполняют валютные биржи. Формированию бюджетного валютного рынка предшествовали валютные аукционы Внешэкономбанка СССР в 1989 году, на которых на основе конкурса заявок осуществлялись покупка и продажа иностранной валюты предприятиями, имевшими валютные счета во Внешэкономбанке, но, по сути, это было перераспределение средств между валютными счетами предприятий.
Движение денежных потоков на валютном рынке России осуществляется через: валютные операции, валютно-кредитное и расчетное обслуживание покупки и продажи товаров и услуг, операции с ценными бумагами, зарубежные инвестиции.
2. СОДЕРЖАНИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
валютная международная финансовая кредитный
Мировая валютная система – это форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями.
Ее определяющие основные элементы:
– национальные и коллективные резервные валютные единицы;
– состав и структура международных ликвидных активов (валютных средств и золотых резервов);
– механизм валютных паритетов и курсов;
– условия взаимной обратимости валют;
– объем валютных ограничений;
– формы международных расчетов;
– режим работы международных валютных рынков и мировых рынков золота;
– статус межгосударственных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения.
В условиях современного государственно-монополистического капитализма валютная система функционирует на основе взаимодействия частных компаний и государственных институтов. Капиталистическая собственность порождает рыночные процессы в валютной сфере. Государственное вмешательство, межгосударственные отношения, деятельность международных валютно-кредитных организаций направлены на то, чтобы в определенной степени ослабить стихийность этих процессов, регулировать частный международный платежный оборот. Государственное и межгосударственное регулирование валютных отношений находит свое выражение в валютной политике.
Валютная политика представляет собой совокупность экономических мер, проводимых в жизнь государственными органами и межгосударственными учреждениями в соответствии с их программными целевыми установками. В валютной политике на мировом капиталистическом рынке переплетаются две противоположные тенденции – координация действий и межимпериалистические противоречия, возникающие вследствие использования валютного механизма в интересах отдельных стран. С одной стороны, правящие круги стран Запада стремятся к тому, чтобы согласовать меры по регулированию международных расчетов, деятельности валютных рынков и таким образом достичь главных целей своей экономической политики - обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнего экономического обмена и валютного оборота. С другой стороны, валютная политика зачастую подчиняется интересам конкурентной борьбы монополистических групп данной страны против их соперников. Борьба идет за рынки сбыта товаров и услуг, источники сырья и энергии, сферы вложения капиталов, за установление выгодных пропорций внешнеэкономического обмена (например, импортных и экспортных цен), за получение резервных фондов международных платежных средств, которые расширяют возможности экономического и политического маневрирования на мировой арене.
Важной основой стабильности международных валютных отношений является их подкрепление золотовалютными поступлениями на мировой рынок.
Золото поступает на мировой рынок по следующим каналам:
– из новой добычи;
– в виде золотого лома;
– из государственных резервов;
– из частных накоплений (детезаврация);
– из других источников (форвардные продажи, хеджирование, кредиты в золото).
Первый канал – источник первичного металла, реализация которого увеличивает общий объем накапливаемой массы золота в мире. Остальные - источники вторичного металла. который попадает на рынок в порядке пере распределения накопленных фондов ("поставки из наземных запасов").
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ВАЖНЫЙ СЕГМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Все экономические активы по классификации ООН состоят из двух основных групп: нефинансовые (материальные) и финансовые (денежные), которые по своему объему должны быть равновеликими и дополнять друг друга.
При регистрации операций с финансовыми активами в СНС и в платежном балансе используется единая классификация таких активов, выделяющая из них следующие важнейшие группы:
1. Монетарное золото и специальные права заимствования.
2. Валюта и депозиты (счета в банке).
3. Ценные бумаги, кроме акций.
4. Акции и прочие виды акционерного капитала.
5. Займы.
6. Страховые технические резервы.
7. Дебиторская и кредиторская задолженность.
Монетарное золото состоит из золота, принадлежащего государственным денежно-кредитным учреждениям и хранящегося как финансовый актив-компонент иностранных резервов страны. Оно состоит из золотых слитков и монет.
Специальные права заимствования (СПЗ) – это международные резервные активы, учрежденные МВФ и распределенные между его членами для пополнения имеющихся у страны резервных активов, они хранятся в МВФ для случаев пополнения средств их официальных держателей – центральных банков стран, когда у них не хватает средств для расчетов.
Валюта и депозиты – основные расчетные средства, используемые при всех видах взаимных расчетов. В этой группе выделяются национальная и иностранная валюта и депозиты.
Ценные бумаги – документы, удостоверяющие по определенной форме имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при их предъявлении.
В силу особой значимости и наибольшей ликвидности (то есть возможности быстрой реализации во всех операциях на финансовом рынке) валютные средства образуют специфический сегмент финансового рынка, выделяемый на национальных и на мировом финансовом рынках. Правила операций в этом сегменте выработаны МВФ на основе многолетней практики стран и обобщения наиболее общих принципов и правил операций с валютой. В частности, был использован опыт финансовых органов Великобритании, Франции и США, финансовый капитал которых доминировал в мире. Их финансовые системы перераспределяли и продолжают перераспределять накапливаемые средства между странами, содействуя финансированию развития внутренней экономики многих стран, оказывая им разнообразные расчеты, посреднические, страховые и иные услуги, реализуя государственные займы и т. д.
Валютный сегмент мирового рынка сформировался на базе валютных бирж стран, на которых клиенты обмениваются валютными средствами в форме операций по купле-продаже валюты за обмениваемые товары и услуги. На этих биржах устанавливаются котировки валют стран исходя из результатов операций на этих биржах, которые учитываются центральным банком при установлении значения официального обменного курса национальной валюты. Официальным курсом руководствуются все коммерческие банки страны при расчетах между странами на мировом рынке.
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 года как специализированное учреждение ООН, тогда он объединял 49 стран-членов; в настоящее время число его членов увеличилось до 186 стран, в том числе Россия (с 1996 года). Эта международная организация проводит кредитные операции только с официальными финансовыми учреждениями стран-членов (с центральными банками, казначействами и стабилизационными фондами), которые правомочны распоряжаться валютными средствами стран, особенно при взаимных расчетах между ними.
Сложившаяся в мире валютно-финансовая система служит определению общих объемов денежных расчетов между странами по всем видам международных связей и их взаимному урегулированию. Она позволяет также вырабатывать рекомендации для мирового сообщества, чтобы погашать возникающие нарастания сумм задолженности по кредитам, взятым отдельными странами. Примером такого посредничества могут служить переговоры по урегулированию долговых обязательств российского правительства перед Парижским и Лондонским клубами финансистов, возникших по кредитам, предоставленным этими организациями бывшему СССР и непосредственно России после 1990 года.
Обширная статистическая информация по большинству стран, а также по их группам и в распределении по континентам позволяет выявлять и характеризовать состояние финансов, масштабы валютных операций на мировом финансовом рынке, а также составлять прогнозы и определять требующиеся объемы валютных средств для нормального воспроизводства в мире при урегулировании взаимных расчетов между странами.
Специалисты МВФ и ВБ подготавливают регулярные отчеты с анализом происходящих изменений, их закономерностей, а также составляют прогнозы возможного развития таких операций в мире.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТ И ИХ КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ
Важным условием интегрирования экономики страны в мировой рынок является степень обратимости национальной валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые валюты.
Конвертируемость валюты имеет значение для сохранения поддержания конкурентной альтернативы между внутренними и внешними рынками, когда в условиях открытости экономики внутренняя экономика функционирует как часть мировой экономики, а мировая экономика оказывает непосредственное влияние на внутренний рынок.
Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса.
Постепенный переход к конвертируемости всегда связан с реализацией валютной политики, которая нацелена на сужение государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, то есть частичной конвертируемости.
Учитывая это обстоятельство, МВФ признает конвертируемыми валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из статьи VIII Устава, предусматривающее, что "ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам. Другими словами, Международный валютный фонд признает возможность введения обратимости валют только по текущим операциям платежного баланса. К таким операциям относят платежи, обслуживающие внешнюю торговлю и услуги, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерческого характера и т. п.
Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется либо когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями либо регионами.
Платежная система страны, валюта которой считается внешнеобратимой, имеет две характеристики: средства в этой валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту, а все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеобратимой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынках.
Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают.
При внешней конвертируемости право осуществлять свободный обмен денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам.
Коллективное введение обратимости означало выбор того механизма конвертируемости валют, который обеспечивал бы более эффективное развитие экономики каждой страны и создание на этой базе экономического и валютного союза.
К мотивам предпочтения перехода к конвертируемости с внешней обратимостью валюты можно отнести:
стимулирование активности иностранных инвесторов, решение проблемы репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей;
более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение стран;
создание и укрепление престижа валюты в глазах мировой деловой общественности;
сокращение расхода валюты, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.
К этому можно добавить, что снимается такая важная проблема, возникающая, как правило, после введения внутренней конвертируемости, как долларизация экономики, то есть широкое использование резидентами иностранной валюты во внутреннем платежном обороте наряду с национальными деньгами или вместо них.
Следствием внутренней обратимости валюты можно считать и создание комфортных условий для бегства накоплений населения и предприятий за границу, которое усиливается с ростом инфляции и при неблагоприятном инвестиционном климате. Это заставляет расширять меры по валютному контролю, усиливать валютные ограничения и увеличивать вмешательство государства.
Тем не менее, целый ряд стран с переходной экономикой при осуществлении рыночных реформ выбрали введение внутренней конвертируемости валют.
Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимости валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую очередь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к импортным товарам.
Введение обратимости валют для стран с переходной экономикой в условиях отсутствия концепции и программы обоснованной макроэкономической политики обострило проблему инфляции, привело к долларизации экономики, к бегству капиталов потенциальных инвесторов, затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. Следствием быстрого перехода к конвертируемости для некоторых стран стало снижение конкурентоспособности национального производства. Поддержание стабильного курса национальной валюты в условиях внутренней конвертируемости осложнило формирование валютных резервов из-за оттока валюты за границу. А для стран с сырьевой структурой экспорта в условиях падения цен на мировых рынках сырья ухудшение структуры платежного баланса не только сокращает валютные поступления в официальные резервы, но и усложняет поддержание режима конвертируемости национальных денежных единиц.
Требование МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО) отменить все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это означает отмену валютных ограничений при платежах не только по текущим операциям платежного баланса, но и по операциям, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов.
При режиме полной обратимости все владельцы валюты, как резиденты, так и нерезиденты, независимо от источников их получения имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране и за границей путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые денежные единицы.
5. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей страны тесно связан с ее валютной политикой. В условиях дерегулирования мировых валютных рынков либерализация валютной политики стран с развитой рыночной экономикой, с одной стороны, учитывает произошедшие структурные изменения в мировой валютной системе, а с другой стороны, обеспечивает комплекс мер, направленных на оперативное управление валютным курсом, деятельностью валютного рынка и международной валютной ликвидностью.
Механизмом реагирования на изменения, произошедшие в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование, которое представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, разрешать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики.
Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, с большей эффективностью использовать все преимущества от участия в мирохозяйственных связях, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, приостанавливать бегство национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.
Важное место валютного регулирования в экономической политике страны определяется следующими целями валютной политики, которые могут быть с его помощью достигнуты:
1) поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;
2) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;
3) обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;
4) создание условий для сбалансированности платежного баланса;
5) формирование золотовалютных резервов страны.
Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. В той степени, в какой меры валютного контроля и валютных ограничений заставляют участников валютного рынка поступить так, как предписано регулирующими органами, и изменить направление движения валютных и финансовых потоков, на внутреннем и на мировом валютных рынках, валютный контроль носит регулирующий характер.
В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:
обеспечение экономической безопасности;
стимулирование развития внешнеэкономических связей;
формирование валютных резервов стран;
выполнение международных обязательств стран.
Для выполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе контроля, которые меняются в связи с направлениями валютной политики.
Важным условием функционирования валютно-финансового механизма внешнеэкономических связей являются достаточные объемы официальных валютных резервов, без которых невозможно финансирование государственных закупок за рубежом и решение задач валютной политики:
обеспечение платежей по обслуживанию внешней задолженности;
поддержание стабильного курса рубля.
В условиях дестабилизации денежной системы страны для укрепления национальной валюты некоторыми странами был использован особый валютно-финансовый механизм реализации валютной политики, получивший название валютного управления (currency board, иногда называемое политикой "валютного совета").
Условием валютного управления является такой высокий уровень резервов, что эмитируемая валюта должна стать совершенно надежной. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того, чтобы они были обеспечены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Некоторые активы могут приносить доход (например, векселя, облигации Казначейства США), но большую их часть должна составлять валюта, к которой привязаны отечественные деньги. Объем денежной массы может увеличиваться только с ростом валютных резервов. Эта политика вводит запрет на операции центрального банка на открытом рынке, а при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются возможности центрального банка оперировать косвенными инструментами – маневрировать процентными ставками и в целом выполнять свои регулирующие функции.
Еще одним условием стабильности эмитируемой валюты является независимость эмиссионного института, в первую очередь от правительства.
К числу стран, где валютное управление позволило снизить инфляцию, относятся, во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса текущих операций может финансироваться за счет притока иностранного капитала в экономику в виде прямых инвестиций. Примером является Эстония, валюта которой была привязана к немецкой марке, а проведение жесткой макроэкономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 году до 29% в 1995 году. В Литве политика валютного управления позволила снизить инфляцию с 390,2% в 1993 году до 72% в 1994 году. Следуя их примеру, в 1997 году ввели валютное управление такие страны, как Болгария, Босния и Герцеговина. Ко второй группе стран можно отнести такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия. Этим странам удалось провести подготовительные меры благодаря существенной финансовой подпитке от МВФ, хотя сокращение социальных программ как части государственных расходов потребовало больших социальных жертв.
К положительным результатам относится то, что валюта страны, в которой введено валютное управление, не может быть девальвирована, что получило подтверждение во время кризиса в Мексике, когда убегающие капиталы из экономики латиноамериканских стран оказали влияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине, проводившей политику "валютного совета", изъятие депозитов и вложение денег в наличные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активом с нулевой доходностью по сравнению с банковскими депозитами, бегство капиталов из банков быстро сменилось их притоком.
Однако политика "валютного совета" не может защитить открытую экономику стран от финансового кризиса в других странах. Кризис мексиканской экономики в конце 1994 года вызвал кризис доверия к банкам и экономике Аргентины. Замедлился приток инвестиционных капиталов, упал курс государственных ценных бумаг и акций аргентинских предприятий. Были существенно ослаблены позиции банков с большой долей государственных обязательств, а многие банки должны были разориться.
Наряду с положительными результатами валютное управление имеет и слабые стороны. Девальвация мексиканского песо в 1994 году привела к бегству иностранных капиталов из Латинской Америки, в том числе и из Аргентины. В условиях валютного управления аргентинский Центральный банк не мог оказать поддержку банкам, страдающим от бегства капиталов и от обесценивания государственных бумаг.
Вводя валютное управление, страна практически устанавливает зависимость национального денежного обращения от валюты иностранного государства, снижение курса которой будет оказывать понижающее влияние на национальную денежную единицу, ставит экономику в зависимость от политики другого государства и ведет к потере национального экономического суверенитета.
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Кредитно-финансовые отношения – это экономические отношения между кредитором и заемщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.
В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У одних – импортеров – ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций – экспортеров – недостает средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной) торговли;
кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;
кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
кредитование банков по расчетным операциям;
иные формы кредитования.
В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Международные кредитно-финансовые институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие:
1. Международный валютный фонд (МВФ). Цели создания:
1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
2) предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;
3) предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основные задачи: стимулирование экономического развития стран – членов МБРР; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.
Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантии их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства.
3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк). В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и развитии инфраструктуры.
4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Цели создания: поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран – членов Европейского сообщества; финансирование развития остальных регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий.
5. Международная финансовая корпорация (МФК). Цели создания:
1) развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
2) участие в формировании капитала частных предприятий;
3) предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.
6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС). Цели создания: предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран – членов ЕФВС; укрепление Европейской валютной системы.
7. Банк международных расчетов (БМР). Задачи банка: облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам; содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Банк международных расчетов выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Финансы: Учебник / под ред. д. э. н., проф. В.П. Литовченко. – 2-е изд., перераб. и испр. – М. Издательско-торг. корпорация Дашков и Кº, 2007. – 588 с.
2. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева, под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Т.К. Велба, изд-во Проспект, 2007. – 632 с.
3. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.П. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575 с.
4. Международные финансы // Финансы и кредит. – Т: 2006
5. Нешитой А.С. Финансы. Учебник – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº", 2007. – 512 с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, ответств. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. – М.: ТК Велба, Изд-во Проспект, 2007. – 720 с.
7. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация" Дашков и Кº",2006.-572 с.
8. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие / А.И. Деева.- 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство &quo
t;Экзамен" 2004.-416 с.