ЭПОХА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХЛЮДЕЙ , ОПИСАННЫХ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В конце царствования Николая Iстрана буквально задыхалась в тисках полицейского режима во всех российскихуниверситетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живойрусский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества.
Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, былосужден церковным судом за то, что перевел на русский язык несколько книгБиблии и использовал эти переводы на занятиях со студента ми. В этой удушливойатмосфере окончательно сложились основ ные направления русской общественноймысли и получил послед нюю закалку политический и идейный радикализм, которыйсо всей решительностью заявил о себе при Александре П.Вопросом,неизменно волновавшим просвещенное русское обще ство, было отношение
к религии.В 40-е годы в русскую гуманисти ческую мысль, которая шла по путисекуляризации, то есть обособ ления от религии и Церкви, входит идеясоциализма. Именно эта идея впоследствии выступила в качестве заменителярелигиозного мировоззрения. Когда в русской жизни произошел сдвиг в сторонудемократизации освобождение крестьян в 1861 году , различные течениясекуляризма становятся более смелыми и активными. Од нако, даже принимая формыбогоборчества, эти движения связаны с напряженными духовными исканиями,
спотребностью удовлетво рить религиозные запросы масс без христианства, или,по край ней мере, без Церкви. В 1848 году 20-летний Чернышевский запи сывает всвоем дневнике Что, если мы должны ждать новой рели гии? lt gt оченьжаль мне было бы расстаться с Иисусом Христом, который так благ, так мил своейличностью, любящей человечест во . Но уже несколько лет спустя на страницахсвоего романа он предается возвышенным грезам о грядущем
Царстве Добра и Спра ведливости,где нет никакой религии, кроме религиозно окрашен ной любви к человеку Идеи Фурье, Сен-Симона и прочихфранцузских социалистов-утопистов пользовались в то время огромнойпопулярностью. Ими был увлечен и Чернышевский, описавший в романе Чтоделать? жизнь коммуны, созданной Верой Павловной под влиянием фа ланг и фаланстер Фурье. Однако кроме кружка петрашевцев , мирно изучавшихпроизведения
Фурье в этот кружок входил До стоевский , уже формировались идругие, более радикально настро енные группы молодежи из разночинцев. Посленеудачной войны 1854 1855 годов, всколыхнувшей все русское общество, эта моло дежьзаявила о себе в полный голос и заговорила языком, которого до сих пор неслышали в России. Яркий образец этого языка мы видим в творчествеЧернышевского, типичного представителя ново го поколения борцов за свободу иискателей всеобщего счастья.
Он был их идейным вождем, и егомировоззрение, словно зерка ло, отражает черты новых людей , образы которых онобрисовал в своем романе, их учебнике жизни . Для нового поколения харак терно,что оно стоит в резкой оппозиции к предыдущему. Оно упре кает своихпредшественников в романтизме , смеется над культом искусства и любовью котвлеченному мышлению. Новое поколение защищает реализм , ищет опоры в точномздании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение точным наукам,особенно ес тествознанию.
К искусству разночинцы предъявляют совсем иныетребования оно должно указывать пути жизни и воспитывать об щество в духеновых, прогрессивных идей. Верховным принци пом морали становится у них верав личность и ее творческие силы, защита естественных движений души и наивнаявера в теорию разумного эгоизма , которой уделено столько серьезных рассужде нийв романе Что делать? .Трагическийпуть Чернышевского показывает основное проти воречие, раскалывавшее сознание новых людей
они были мечта телями и идеалистами, но хотели верить лишь в пользу они вдохновлялись верой в Идеал, а при этом готовы были свести кэлементарной физиологии все человеческие чувства. Им не хватало культурымышления, но они презирали его, считая мысль, не связанную с практическойпользой, бесполезной. Они отрицали вся кую религиозную веру, а сами святоверили в свои утопические мечты и, подобно Чернышевскому, приносили себя вжертву буду щему, отрицая само понятие жертвы
В стихотворении, посвящен номЧернышевскому, Некрасов написал Егопослал Бог гнева и печалиРабам земли напомнить о Христе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |