СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Мировой опыт становления и развития торгово-промышленных палат.
1.1 Развитие Торгово-промышленных палат в Западной Европе
1.2 История развития Торгово-промышленных палат в России.
1.3 Краткая история становления ТПП в Пензенской области.
Глава II. Теоретические аспекты деятельности торгово-промышленных палат
2.1 Основные функции ТПП РФ и роль в ВЭД.
2.2 Характеристика услуг, предоставляемых ТПП пензенской области.
Глава III. Роль ТПП в организации деятельности ВЭД российских фирм.
3.1 Актуальные проблемы ВЭД российских предприятий, пути их решения
3.2 Вступление России в ВТО. Роль ТПП при организации данного процесса
Заключение
Список литературы
Введение.
«ТПП – уникальная общественная структура. Она «по вертикали» представляет интересы всех слоев бизнеса – малого, среднего и крупного. А «по горизонтали» охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства – промышленность, торговлю – внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.»
(из доклада
Президента ТПП РФ Е.М. Примакова
на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года[25])
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ – это негосударственная некоммерческая общественная организация, оказывающая содействие национальным производственным, коммерческим, иным предприятиям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнёрами; оказание им практической помощи в экспортной деятельности, использовании эффективных форм экономического сотрудничества.
Торгово-промышленная палата практически любой страны осуществляет следующие основные виды деятельности:
§ оказывает консультационные и информационные услуги своим членам по вопросам внешнеэкономической работы, маркетинга, охраны промышленной собственности, инжиниринга;
§ содействует в поиске партнёров и помогает устанавливать производственные и научно-технические связи национальных предприятий с зарубежными партнёрами;
§ развивает деловые связи с иностранными деловыми кругами и общественными организациями, участвует в работе международных организаций, прежде всего Международной торговой палаты;
§ проводит в стране и за рубежом рекламную работу;
§ выполняет работы, связанные с получением охранных документов на объекты промышленной собственности по поручению национальных и зарубежных граждан и организаций;
§ выполняет поручения национальных и зарубежных организаций на проведение экспертизы, контроля качества и количества экспортных и импортных товаров.
Торгово-промышленная палата России освоила и отработала процедуру предоставления основных видов услуг, приписываемых ей статусом. Принадлежность к всемирному институту торговых Палат дает ей возможность наследовать надежную деловую репутацию и высокий имидж[8].
Целью Торгово-промышленной палаты является всестороннее содействие развитию экономики страны через эффективное и всеобъемлющее содействие предприятиям всех форм собственности.
Основными задачами ТПП являются:
§ интеграция экономики Российской Федерации в мировую экономику через реализацию соответствующих программ;
§ содействие развитию межрегиональных и международных экономических связей российских предприятий и организаций, осуществление посреднической деятельности;
§ содействие развитию инвестиционной активности;
§ создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, путем поддержки соответствующих законодательных актов;
§ представление и защита интересов членов ТПП в органах государственной власти;
Целью данной работы является анализ ТПП как института, одной из важнейшей функций которого является посредничество при осуществлении российскими компаниями внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, представляется возможным выделить следующие задачи:
1. Проанализировать историю возникновения, становления и развития ТПП, а также провести данный анализ не только на региональном и национальном уровнях, но в международном разрезе.
2. Рассмотреть основные элементы деятельности ТПП, спектр оказываемых услуг, законодательную базу.
3. Проанализировать роль Торгово-промышленной палаты в организации внешнеэкономической деятельности российских фирм.
Глава I. Мировой опыт становления и развития торгово-промышленных палат.
1.1 Развитие Торгово-промышленных палат в Западной Европе
Первые попытки европейских предпринимателей создать свои общественные объединения для совместного отстаивания общих деловых интересов были сделаны 400 лет назад.
Развитие торговли и промышленности, произошедшее на развалинах средневекового строя, имело своим естественным следствием усиление конкуренции. Промышленная революция дала толчок развитию путей сообщения и активизации международной торговли. Осложнение экономических условий, формирование новых государств и межгосударственных отношений серьезно сказывались на положении предпринимателей, ставили их в условия непрерывных форс-мажорных обстоятельств. Желание снизить риски и как-то упрочить свое положение привело предпринимателей к необходимости объединения для защиты своих интересов и организации системы получения своевременной информации о ситуации на рынках и в экономической политике власти. Под влиянием этого стали возникать различные добровольные организации купечества и промышленников в виде союзов, ассоциаций, корпораций и т. п. Почти одновременно с данным процессом возникло стремление самой власти использовать эти движения предпринимателей для привлечения торгово-промышленного класса к сотрудничеству в правительственных мероприятиях. Для реализации своих интересов правительства разных стран добивались цели различными путями:
§ Учреждали наряду с добровольными купеческими организациями официальные органы (Германия);
§ Стремились поглотить возникающие частные организации, заменяя их государственными учреждениями со строго регламентированными правами и обязанностями (Франция);
§ Не посягая на характер организаций, как свободных обществ, допускали и поощряли посредничество этих организаций между предпринимателями и властью (Англия).
Претензии на первенство в создании первых торговых палат делят между собой такие европейские государства как Германия, Бельгия и Франция.
Германия обосновывает свое первенство многовековой историей Ганзейского союза, когда вольные города Любек, Гамбург, Бремен и другие организовали систему международной торговли от Лондона до Новгорода. В систему Ганзейского союза входили в разные периоды от 70 до 170 городов Европы. Однако по разным причинам Ганзейский союз распался[1].
Бельгия, претендуя на звание организатора первой палаты в мире, ссылается на эрцгерцога Максимилиана, который своим указом основал в 1485 году в Антверпене первую бельгийскую торговую палату, представлявшую только торговые интересы и просуществовавшую меньше года, не накопив ни опыта, ни практики своей деятельности.
И, наконец, последний претендент – Марсельская торговая палата во Франции, созданная в 1599 году, заложившая основу государственной и континентальной модели торговых палат, ни на один год не прекращавшая свою 400-летнюю деятельность, накопившая огромный опыт и ставшая образцом для образования палат во многих странах.
История разрешила этот спор в пользу Франции, которая, по существу, открыла миру сам институт торгово-промышленных палат и в течение двух веков была практически единственным обладателем этой системы.
Внедрение института торговых палат было «навязано» странам континентальной Европы Наполеоном I в начале XIX века, и поэтому их организационно-правовую модель принято называть «континентальной», а по сути – государственной. Модель предполагала обязательное участие в палате всех хозяйствующих субъектов, жесткое ограничение по территории их деятельности, но самое главное, палата была частью государственного аппарата: руководство не избиралось, а назначалось; финансирование палат регулировалось правительством; палате делегировались строго определенные функции, и она была подотчетна государственному аппарату[1].
В Англии отвергли континентальную модель, и пошли по пути добровольных объединений предпринимателей и отсутствия всякого законодательства, регламентирующего торговые палаты. Так родилась англосаксонская модель, которая была поддержана во многих странах, особенно эффективно ее использовали в США, где, по последним данным около 5 000 торговых палат, что составляет половину всех существующих в мире.
На сегодняшний день на планете действуют более 10 000 палат, палаты 130 стран представлены в Международной торговой палате на правах полноправных членов.
1.2 История развития Торгово-промышленных палат в России.
«За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес - сообществ, но Торгово-промышленная палата по-прежнему занимает среди них особое место. Я бы сказал – ключевое место. Причиной тому – и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом».
(из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина[5])
на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года)
Символом Торгово-промышленной палаты является золотой жезл бога торговли, призванный прекращать споры и мирить врагов, а в современном контексте примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия в международной торговле. Жезл Меркурия (кадуцей) имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, а на вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. В дореволюционной России кадуцей украшал дворянские гербы, гербы городов и губерний. Сегодня жезл является частью герба Таможенной службы России и официальным символом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Почти двенадцать лет, начиная с 1905 по 1917 год, биржевые комитеты совместно с правительством искали наиболее приемлемую формулу модели торгово-промышленных палата в России. Инициатива по реформированию исходила прежде всего от правительства, которое, изучив опыт работы торгово-промышленных палат в Западной Европе, подготовило в 1905 году законопроект «Организация торговли, промышленности и биржевой реформы», где торгово-промышленным палатам отводились функции представительных органов. Биржевые комитеты освобождались от представительских функций и должны были выполнять только свои прямые обязанности по организации торгов.
В ноябре 1909 года комиссия Министерства торговли и промышленности правительства России представила IV съезду представителей промышленности и торговли доклад «Желательная организация торгово-промышленных палат» Проект закона предусматривал принудительное образование торгово-промышленных палат на всей территории России. Палаты получали права направлять своих представителей во все государственные и общественные учреждения, предоставлять правительству «заключения по всем касающимся торговли и промышленности законопроектам». Палаты получили право составлять своды торговых обычаев, собирать статистические данные о состоянии местной торговли и промышленности, избирать коммерческих судей и вести третейское делопроизводство.
Февральская революция 1917 года привела к образованию в России новой государственной власти. Было издано много постановлений и ограничений, что привело к резкому снижению частной торговли. Министерство торговли и промышленности, обеспокоенное этим обстоятельством, в апреле 1917 года внесло законопроект «О торгово-промышленных палат в России», который должен был объединить предпринимателей в единую организацию и стать основой для развития свободной торговли. Среди целей создания торгово-промышленных палат, как самоуправляемых органов представительства торгово-промышленного класса, авторы проекта отмечали: объединение в округе палаты лиц, занимающихся торгово-промышленной деятельностью, а также представительство и обслуживание их общих интересов[24].
В связи с октябрьской революцией 1917 года этот закон не вступил в силу. Только во времена новой экономической политики (НЭП) советского государства, находящегося в экономической блокаде, возникла идея о возрождении торгово-промышленных палат, как инструмента для организации внешнеторговой деятельности и развития экономических отношений. Новая экономическая политика привела к возрождению целой сети коммерческих ярмарок и выставок, бирж и других торговых объединений, обеспечивших развитие, в том числе и внешнеэкономических связей. Экономика России требовала активизацию торговли традиционными экспортными товарами, восстановления утраченных деловых связей, но экономическая блокада стран Антанты не позволяла развивать межгосударственные экономические отношения. Тогда руководители нового государства стали искать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей.
Первой торговой палатой в России считается Северо-Западная областная торговая палата, которая была образована в 1921 году. Сначала палате были отданы функции регулирования торговли, затем перешедшие к органам комиссии по внутренней торговле в 1922 году. Используя связи с зарубежными палатами, Северо-Западная торговая палата изучала условия для экспорта советских товаров, систематизировала информацию о возможностях и перспективах зарубежных рынков, динамике цен и т.д.[24].
28 мая была организована Всесоюзная торговая палата, устав которой декларировал оказание содействия предприятиям в развитии внутренней торговли. Всесоюзная торговая палата получила статус общественной организации и могла выступать в гражданско-правовых отношениях как самостоятельно юридическое лицо, добровольно объединившихся предприятий для выполнения целей, предусмотренных уставом. В перечне целей указывалось содействие развитию деловых связей с иностранными торговыми и другими хозяйственными организациями, в первую очередь с торговыми палатами, экспортными компаниями, биржами, выставками, музеями, а также участие в международных съездах торговых палат; участие советских делегаций на международных выставках, конференциях; содействие продвижению советских товаров за границей.
Всесоюзная торговая палата устанавливала деловые связи с иностранными торговыми и хозяйственными организациями, проводила изучение мнений по вопросам развития внешней торговли; устраивала лекции, конференции, издавала периодический журнал, бюллетени, справочники и информационные материалы. Деятельность аппарата ВТП была полностью под контролем государства.
На основании постановления Совета Министров СССР, решением Президиума палаты в 1972 году Всесоюзная Торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР, что придало ей статус союзно-республиканского органа, и в 14 советских республиках были образованы республиканские торгово-промышленные палаты. ТПП СССР являлась юридическим лицом, обладала обособленным имуществом, со всеми, присутствующими при этом правовом статусе, правами. При ТПП СССР созданы Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.
Функции палаты были значительно расширены, среди них: содействие развитию экспорта советских товаров; оказание консультационных услуг по всем вопросам деятельности предприятий; установление и развитие связей с иностранными деловыми и общественными кругами; осуществление связей с ассоциациями делового сотрудничества с зарубежными странами; содействие установлению прямых производственных и научно-технических связей с предприятиями других стран; представление советских предприятий в Международной организации труда (МОТ); приглашение и прием иностранных торгово-экономических и научно-технических делегаций; изучение, обобщение и распространение справочной и информационной литературы по экономике; удостоверение свидетельства происхождения товаров; контроль качества и комплектности, а также проверка количества экспортных и импортных товаров и многие другие функции. Впервые союзная палата получила право самостоятельно создавать, реорганизовывать и ликвидировать на территории СССР торгово-промышленные палаты городов, региональные отделения палаты, объединения, предприятия и другие организации. Уставом палаты расширен круг возможных членов. Важным положением устава являлось требование о том, что действительные члены торгово-промышленных палат союзных республик и городов одновременно являются действительными членами Торгово-промышленной палаты СССР, и это положение окончательно закрепило существование единой системы торгово-промышленных палат, которое традиционно сохранилось до настоящего времени.
В 1988 году на заседание Совета Министров СССР были рассмотрены вопросы совершенствования организационный структуры управления системой ТПП СССР. На основании этого постановления были приняты важные организационные решения. В январе 1990 года были ликвидированы отделения ТПП РФ на территории Российской Федерации и на их основе были созданы самостоятельные торгово-промышленные палаты. В 1991 году состоялся учредительный съезд Торгово-промышленной палаты РСФСР. В рамках новой системы предполагалась полная самостоятельность региональных палат, добровольность членства и возможность добровольного делегирования региональными палатами некоторых функций в национальную ТПП.
В 1993 году в соответствии с указом Президента РФ «О торгово-промышленной палате РФ» была сформулирована новая организационно-правовая модель торгово-промышленных палат. В последующем этот Указ был доработан и утвержден Государственной Думой в форме закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ». Цели и задачи палаты включали в себя защиту интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, организация взаимодействия предпринимателей с государственной властью, содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями и предпринимателями[4].
14 декабря 2001 года в Москве прошел четвертый внеочередной съезд Торгово-промышленной Палаты РФ. Ключевым событием съезда стало переизбрание президента ТПП РФ. Предложение занять эту должность принял Е.М. Примаков. В 2002 году работа ТПП РФ была реструктурирована: осуществлена перестройка в работе руководящих органов, избран новый состав Правления, отражающий существующую конфигурацию отечественного бизнеса и его общественных организаций, пересмотрен Устав ТПП. В соответствии с новой концепцией были определены основные задачи Торгово-промышленной Палаты, а также правила, определяющие отношения между ТПП России и региональными палатами[22].
19 июня 2002 года в своем выступлении на IV съезде ТПП РФ Президент ТПП РФ Е.М. Примаков определил следующие три основных задачи, стоящих перед Палатой:
Первая задача призвана отражать интересы крупного предпринимательства, и состоит в инвестировании основных средств, накопленных в сырьевом секторе, в обрабатывающие отрасли. Для решения этой задачи необходимо создание механизма возвращения капитала, вывезенного за границу, а также обеспечения четко работающей судебно-правовой системы.
Вторая задача состоит в создании лучших условий для малого бизнеса в России. Решение этой задачи состоит в упорядочении государственного регулирования малого предпринимательства, защиты предпринимателей от чиновничьего произвола и коррупции.
Третья задача состоит в содействии интеграции российского предпринимательства в мировое экономическое пространство, в частности, в подготовке России к присоединению в ВТО. В соответствии с концепцией ТПП РФ по присоединению к ВТО активно работают комитеты ТПП РФ, определяется совместная с ведущими учебными заведениями программа подготовки кадров с перспективой вступления России в ВТО.
1.3 Краткая история становления ТПП в Пензенской области.
Пензенская областная торгово-промышленная палата основана в 1993 году. В настоящее время она объединяет и представляет интересы более 130 ведущих предприятий и фирм области различных сфер промышленности и бизнеса.
Свою миссию Палата видит в содействии становлению Пензенской области как региона привлекательного для бизнеса, инвестиций и интересных проектов, посредством представления и поддержки интересов предприятий и предпринимателей.
Перечень услуг палаты постоянно расширяется, так с 1995 года количество услуг увеличилось в 4 раза. Сейчас Палата предоставляет более 60 видов услуг различного направления, начиная от предоставления деловой информации, заканчивая лоббированием интересов предприятий во властных и деловых структурах.
В штате Палаты трудятся 39 квалифицированных сотрудников разных специальностей: экспертов, оценщиков любых материальных и нематериальных активов, других специалистов в сферах экономики, менеджмента, рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности. Десятки высококлассных профессионалов сотрудничают с Пензенской ТПП на договорной основе[22].
Традиционными услугами для палат являются: экспертиза и оценка собственности, сертификация, выставочная деятельность, многочисленные информационные услуги и другие. Пензенская ТПП не исключение. Пензенская ТПП активно развивает внешние связи. Организует деловые миссии, бизнес - встречи в Пензе и за рубежом. Имеет большой опыт организации презентаций российских и иностранных фирм.
Глава II. Теоретические аспекты деятельности торгово-промышленных палат.
Система ТПП РФ - совокупность взаимодействующих организаций: торгово-промышленных палат и их членов, действующих на основании Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», однородных по своим целям и задачам, использующих согласованные технологические и методические принципы и организационно объединенных в единое целое, а также объединений предпринимателей, действующих на федеральном и региональном уровнях и являющихся членами палат[4].
Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, при наличии согласия ТПП России на создание палаты. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории одного или нескольких муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день система торгово-промышленных палат РФ является двухуровневой, т.е. все региональные ТПП подчиняются Торгово-промышленной палате РФ. Однако в связи с формированием федеральных округов представляется оправданной постановка вопроса о координации деятельности территориальных палат в рамках соответствующих округов, в том числе путём создания небюрократизированных органов из числа руководителей территориальных палат.
Сегодня система ТПП РФ - это:
§ 156 торгово-промышленных палат, 82 из которых - палаты субъектов Федерации, 73 - палаты муниципальных образований;
§ около 20 тысяч предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм - членов палаты;
§ 166 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей - членов ТПП РФ, действующих на федеральном уровне, около 400 объединений - членов территориальных палат, действующих на региональном уровне;
§ 23 комитета ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства; около 450 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований территориальных палат, представляющих различные сферы производства и предпринимательства;
§ 16 представительств ТПП РФ в 15 странах;
§ негосударственный Реестр надежных партнеров ТПП РФ, включающий около 70 хозяйствующих субъектов, около 300 предприятий, входящих в реестры территориальных палат;
§ 13 организаций, созданных с участием ТПП РФ, более 250 фирм, созданных со 100%-ным или долевым участием территориальных палат для оказания услуг и создания благоприятных условий для ведения бизнеса;
§ 22 территориальные торгово-промышленные палаты, прошедшие добровольную аккредитацию в ТПП РФ на соответствие и компетентность в выполнении ими функций и услуг, предусмотренных законодательством и уставными документами;
§ система «ТПП ЭКСПЕРТ», объединяющая 449 экспертов из 100 палат и 5 экспертных организаций;
§ 7 территориальных торгово-промышленных палат, имеющих в своем составе экспертные организации, аккредитованные в системе «ТПП ЭКСПЕРТ»;
§ 6 учебных центров подготовки и переподготовки экспертов по товарной экспертизе и 1 Региональный центр качества по подготовке менеджеров по качеству, аудиторов системы качества, преподавателей менеджмента качества;
§ система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, внесенная в базу данных Федерального фонда стандартов и включающая 56 введенных в действие стандартов;
§ система «ТПП ОЦЕНЩИК», включающая 71 специалиста из 41 ТПП;
§ Международный коммерческий арбитражный суд. Морская арбитражная комиссия. Ассоциация диспашеров, Третейский суд при ТПП РФ;
§ более 60 третейских судов, действующих при территориальных ТПП;
§ Фонд поддержки и развития торгово-промышленных палат, аккумулирующий средства, направляемые на финансирование межрегиональных и региональных проектов и программ развития;
§ более 5200 квалифицированных специалистов, работающих в территориальных торгово-промышленных палатах, в том числе около 3500 - на постоянной основе;
§ издания ТПП РФ и территориальных палат[15].
По наиболее характерным признакам (географическому, принадлежности к конкретной отрасли или виду деятельности, принадлежности к определённой социальной группе и др.) членские организации ТПП РФ можно представить следующим образом:
Общероссийские (имеющие свои отделения на территориях не менее половины субъектов
41%
Отраслевые
38%
Межотраслевые
15%
Социально-направленные
2%
“Союзы союзов” (имеющие в своём составе объединения, попадающие в разряд самостоятельных общероссийских или отраслевых)
4%
2.1 Основные функции ТПП РФ и роль в ВЭД.
В РФ деятельность ТПП регулируется двумя основными законами:
o Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 07.07.1993 N 5340-1, (ред. от 19.05.1995)
o Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят в июле 1995 г.)
Также одним из важнейших нормативных документов регламентирующих деятельность ТТП РФ является устав, на основании которого она действует.
Согласно законам и уставу ТПП РФ:
§ Оказывает российским организациям и предпринимателям содействие в их деятельности, представляет и защищает их права и интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей. Вырабатывает меры по развитию всех форм предпринимательства, включая малое предпринимательство.
§ Организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами участвует в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений, разрешении трудовых споров, работе органов социального партнерства.
§ Содействует привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации.
§ Организует работу в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов.
§ Проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по их совершенствованию[16].
§ Оказывает российским организациям и предпринимателям помощь в овладении современной деловой культурой и этикой, принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции. Проводит политику социальной ответственности предпринимателей и их объединений, поддерживает социальные инициативы организаций.
§ Содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает практическую помощь российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
§ Устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями; участвует в работе различных международных организаций, входит в состав и участвует в деятельности смешанных торговых палат и совместных деловых советов.
§ Ведет негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом, негосударственные реестры экспертов по товарной экспертизе системы «ТПП Эксперт» и экспертов по оценочной деятельности «ТПП Оценщик» и другие негосударственные реестры, определяет порядок их ведения, выдает регистрационные свидетельства и удостоверения.
§ Создает при ТПП России арбитражные институты (третейские суды) и иные специализированные органы, содействующие разрешению предпринимательских споров, и обеспечивает их деятельность, осуществляет координацию деятельности третейских судов при торгово-промышленных палатах и оказывает им методическую помощь.
§ Утверждает регламенты Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России, Морской арбитражной комиссии при ТПП России, положения и регламенты Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП России (в том числе специализированных), а также Ассоциации диспашеров; развивает сотрудничество в области международного коммерческого арбитража, рекомендует арбитражные оговорки для использования при осуществлении экономических, научно-технических и торговых связей с зарубежными странами; в случаях, предусмотренных соглашениями сторон, назначает арбитров и оказывает содействие в проведении арбитража, образуемого для рассмотрения отдельных дел[17].
§ Оказывает российским и зарубежным фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультативные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействует развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства в России и за рубежом.
§ Оказывает содействие российским и иностранным организациям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, а также содействует коммерческой реализации их прав на объекты промышленной собственности.
§ Участвует в выработке и реализации мер по пресечению изготовления и оборота контрафактной продукции, защите и охране объектов интеллектуальной собственности.
§ Участвует в выработке политики и координации выставочно-ярмарочной деятельности.
§ Организует российские и международные выставки.
§ Оказывает издательские и рекламные услуги.
§ Издает газеты, журналы, другие печатные материалы и электронные издания; создает и (или) участвует в создании программы на телевидении и радио для обеспечения предпринимательской деятельности.
§ Содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвует в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области[4].
§ Удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
§ Свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации.
§ Проводит по поручению российских и иностранных организаций и предпринимателей сертификацию, экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров, предотгрузочный контроль (инспекцию).
§ Выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, и обеспечивает предоставление иностранным фирмам и организациям (их представительствам) услуг, необходимых для осуществления их деятельности.
§ Осуществляет проведение независимой оценки различных видов собственности.
§ Выдает корнеты АТА - международные таможенные документы для временного ввоза/вывоза товаров, определяет порядок их оформления и выдачи.
§ Осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по основным проблемам экономики, развития предпринимательства.
§ Награждает за вклад в развитие предпринимательства в России.
§ Выполняет иные функции, соответствующие целям и задачам Палаты и не противоречащие действующему законодательству.
На сегодняшний день торгово-промышленной палатой Российской Федерации созданы и действуют представительства в следующих странах:
Австрия (г.Вена), Бельгия (г.Брюссель), Болгария (г.София), Великобритания (г.Лондон), Венгрия (г.Будапешт), Германия (г.Берлин), Греция (г.Афины), Индия (г.Дели), Италия (г.Милан), Китай (г.Пекин, Шанхай), Латвия (г.Рига), Турция (г.Стамбул), Чехия (г.Прага), Югославия (г. Белград), Япония (г.Токио)[20].
2.2 Характеристика услуг, предоставляемых ТПП пензенской области.
Согласно федеральному закону о «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации» на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований субъектов Российской Федерации образуются торгово-промышленные палаты. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Торгово-промышленные палаты становятся членами ТПП России после их приема в члены ТПП РФ на заседании ее Правления. Их основные функции поддерживают деятельность ТПП РФ. Они выражают и защищают интересы деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления; участвуют в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства; способствуют продвижению товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках; распространяют цивилизованные принципы ведения бизнеса; способствуют формированию позитивного делового имиджа российских производителей, товаров и услуг; проводят политику социальной ответственности предпринимателей и их объединений; поводят различные виды сертификации товаров и экспертизы качества; организуют арбитраж для разрешения споров по внешнеторговым сделкам; организуют и курируют выставки и т.д.
На территории Пензенской области функционирует своя торгово-промышленная палата. Она расположена по адресу: 440020, РФ, Пензенская область, г. Пенза, а/я 3388,(ул. Московская, д.56, офис 223)[22].
Она осуществляет следующие виды деятельности:
1. ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ
Контрактные экспертизы:
§ Проверка соответствия поступившей партии товара условиям контракта по количеству, качеству, упаковке, маркировке и другим показателям;
§ проверка уровня качества товара потребительским свойствам и (или) уровню дефектности и его соответствия действующим в РФ нормам;
Таможенная экспертиза (для таможенных целей):
§ идентификация товара и определение его таможенной стоимости;
§ определение страны происхождения товара;
§ расчет норм выхода продуктов переработки и расходования давальческого сырья и идентификация продукта переработки;
Страховые экспертизы (для страховых компаний):
§ предстраховая экспертиза и оценка реальной стоимости страхового имущества;
§ оценка причиненного страхователю ущерба в стоимостном выражении с учетом потери качества при наступлении страхового события (страхового случая);
Банковские экспертизы
§ определение количества, качества и стоимости имущества, передаваемого под залог (заклад);
§ определение ликвидационной стоимости имущества, отошедшего в стоимость банка в связи с не возвратом кредита.
Потребительские экспертизы
§ определение причин образования дефектов и заключение о возможности дальнейшего использования товара;
§ экспертиза на соответствие товара стандарту, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям к качеству товара;
§ расчет убытков, причиненных потребителю вследствие приобретения товара с недостатками.
Оценочная экспертиза
§ определение рыночной стоимости товара;
§ определение стоимости транспортных средств с учетом естественного износа, на основе фактического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности;
§ определение размера ущерба по величине затрат на восстановление транспортного средства, поврежденного в ДТП, при стихийном бедствии, в результате противоправных действий третьих лиц;
§ определение полной и остаточной восстановительной стоимости транспортного средства с учетом нормативного износа.
2. СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ
Сертификация происхождения товаров:
§ экспертиза происхождения экспортного товара для оформления сертификатов происхождения всех форм;
§ оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров, вывозимых из РФ в СНГ по форме СТ-1;
§ оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров, вывозимых из РФ в страны дальнего зарубежья кроме ЕС, США, Канады, Австрии, Чехии, Словакии;
§ оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения текстильных товаров, экспортируемых в страны ЕС;
§ оформление, удостоверение и выдача сертификата продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд.
Сертификация качества товаров:
§ экспертиза качества товара во время его изготовления, испытаний, подготовка партии на экспорт;
§ оформление, удостоверение и выдача сертификата качества товара.
Консультации
§ консультации участников внешнеэкономической деятельности по составлению контрактов;
§ консультации получателей и отправителей грузов по всем видам экспертиз;
§ консультации экспертов по сертификации товаров[22].
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
§ Предоставление справочной информации, полученной по каналам единой системы ТПП РФ, сети INTERNET;
§ Предоставление сведений о надежности российских и зарубежных партнеров. Поиск информации осуществляется из многочисленных информационно-аналитических российских и зарубежных источников.
§ Информация о крупнейших экспортерах и импортерах России.
§ Включение в Реестр российских предприятий, объединений и организаций - партнеров для эффективного взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества (Реестр надежных партнеров);
§ Разработка и создание WEB - страниц на двух языках;
§ Создание электронных представительств предприятий в Российской сети делового сотрудничества.
§ Разовые запросы, аналитические и маркетинговые исследования. Использование более 200 баз данных Российской сети делового сотрудничества и ТПП РФ.
§ Размещение деловых предложений в базе данных Российской сети делового сотрудничества.
§ Информационные ресурсы Российской сети делового сотрудничества на CD-ROM и дискетах (данные о производителях, товарах и услугах);
§ Ведение базы данных предприятий, фирм, организаций Пензенской области;
§ Передача коммерческих предложений по области, в другие регионы России и за границу, предоставление информации о мировых ценах на товары и услуги;
§ Информация о выставках и выставочных организациях в России и за рубежом.
4. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ
Пензенская областная торгово-промышленная палата создала центр по внедрению систем автоматической идентификации и штриховому кодированию продукции (товаров), который предоставляет следующие услуги:
§ оформление документов на присвоение и регистрацию штрихового кода на Вашу продукцию (товары) в международной системе EAN;
§ оформление перечня продукции (товаров) на присвоение штрих-кода;
§ изготовление мастер - фильма:
§ изготовление самоклеящихся этикеток;
§ дизайн и печать упаковки;
§ занесение идентификационного номера предприятия, штриховых кодов продукции в Депозитарий штриховых кодов при Пензенской ТПП;
§ поиск предприятий по значениям штриховых кодов систем EAN и UPC;
§ рассылка информационных материалов;
§ оповещение о семинарах, выставках, проводимых Пензенской ТПП и другими организациями по штриховому кодированию продукции;
§ подготовка подборок статей по интересующим Вас вопросам автоматической идентификации;
§ подбор оборудования средств автоматической идентификации;
§ опубликование статей и рекламных материалов предприятий - членов Депозитария штриховых кодов;
§ проведение учебных курсов и семинаров для членов Депозитария штриховых кодов;
§ предоставление нормативной документации и технических руководств по товарной нумерации, штриховому кодированию и электронному обмену данными EAN[22].
5. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Пензенская ТПП готова заключать с юридическими и физическими лицами договора на выполнение следующих работ по инвестиционному проекту:
§ подготовку исходной информации по проекту (договор, график работ, смета, исходные данные, начальные условия финансирования);
§ подготовка комплекта документов с разработкой предварительного бизнес-плана;
§ проведение предварительного финансового маркетинга;
§ проведение работ по отработке замечаний по проекту;
§ разработка полного бизнес-плана с необходимым комплектом документов;
§ разработка финансового плана проекта;
§ экспертизу проекта;
§ проведение работ по обеспечению проекта инвестициями;
§ оказание консалтинговых услуг в реализации проекта (разработка программы финансового оздоровления, маркетинг, организационный план и прочее).
Формы участия Пензенской ТПП в реализации инвестиционного проекта:
§ Организация финансирования на консорциальной основе.
§ Поиск и привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и кредитов.
§ Анализ проектных рисков и обеспечения.
§ Расчет потребности в финансировании.
§ Определение источников, структуры и стоимостных условий кредитов.
§ Подготовка информационных меморандумов инвестиционных проектов и их презентация потенциальным инвесторам и кредиторам.
§ Подготовка экспертных заключений, “комфортных” писем и т.п.
§ Оказание консалтинговых услуг на разовой и долговременной основе.
6. УСЛУГИ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ консультации по общим вопросам внешнеэкономической деятельности;
§ поиск партнеров для совместной деятельности внутри страны и за рубежом;
§ предоставление справок о надежности российских и иностранных партнеров;
§ предоставление реквизитов российских и зарубежных, представительств, посольств;
§ аккредитация инофирм и их представительств;
§ услуги по правовым вопросам внешнеэкономической деятельности (подготовка контрактов, консультации и т.д.);
§ организация презентаций, бизнес - визитов, торговых миссий, участие в межрегиональных и республиканских выставках/ярмарках, предоставление информации о них;
§ организация обучения индивидуальных и групповых стажировок за рубежом;
§ помощь в привлечении на предприятия иностранных консультантов и экспертов.
7. ПЕРЕВОДЫ
§ переводы устные и письменные с иностранных языков и на иностранные языки (с заверением содержания), в том числе заверенные переводы сертификатов качества, юридических документов и т.д.
§ обучение иностранным языкам в области коммерческой лексики и делового общения[22].
Глава III. Роль ТПП в организации деятельности ВЭД российских фирм.
3.1 Актуальные проблемы ВЭД российских предприятий, пути их решения.
Современный этап развития внешнеэкономических связей страны характеризуется рядом особенностей, которые в целом не являются благоприятными для активного включения предпринимательства в международное сотрудничество. Дело не только в кризисном состоянии российской экономики, отсутствии хозяйственной стабильности, нерешенности проблем налогообложения и правовой неурегулированности многих сторон деятельности бизнеса, в том числе как специфической сферы хозяйствования. Многие проблемы связаны с недостатками действующей модели регулирования внешнеэкономической деятельности.
Имеющиеся оценки показывают, что сегодня лишь 15% предприятий участвуют во внешнеэкономической деятельности. Действующий Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят в июле 1995 г.) с учетом проведенной либерализации этой сферы экономической жизни предоставил право участия в ней всем российским юридическим лицам, имеющим постоянное место нахождения в России, а также физическим лицам, имеющим постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей[12].
Большинство российских предприятий сегодня, как правило, не подготовлены для деятельности на внешних рынках, не имеют необходимых навыков, плохо разбираются в конъюнктуре конкретных товарных рынков, не обладают опытом контрактной работы. Продукция большинства предприятий к тому же неконкурентоспособна на зарубежных рынках. В этих условиях совершенно необходима системная поддержка внешнеторговой деятельности российских предприятий государством как внутри страны, так и за рубежом. При этом речь идет как о поддержке материальными ресурсами с целью освоения новых технологических процессов и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции, так и об информационном и организационном обеспечении, позволяющем предпринимателям получать исчерпывающую информацию о рыночных условиях, зарубежных партнерах и возможностях установления устойчивых связей. Решение этих вопросов связано с налаживанием тесного программного взаимодействия между предпринимательством, системой ТПП РФ и ведомством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, их загранаппаратами и структурами на местах[5].
Большое значение имеют меры по стимулированию внешнеэкономической активности малого бизнеса. С этой целью данному сектору экономики следует выделять определенную долю иностранных кредитов, предоставляемых по межправительственным соглашениям, и резервировать за этим сектором часть квот по каждому экспортному товару. Необходимо обеспечивать благоприятные условия объединениям малых предприятий и субъектам этой сферы для приоритетного участия в инвестиционных конкурсах с установлением для них соответствующих квот в общем объеме выделяемых инвестиций.
Целесообразно резервировать определенную долю заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров государственного назначения. Для поддержки и развития предпринимательства следовало бы установить льготную ставку по кредитам для фирм со сроком возврата кредитов исходя из специализации предприятий - не ниже 3 лет[13].
В данном направлении особенно важно завоевание рыночных ниш малыми предприятиями при поддержке усилий малых предприятий государством. Инструментами такой поддержки могут стать: создание специализированных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса; установление агентских отношений с коммерческими банками для осуществления мониторинга конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, кредитование их оборотного капитала и инвестиционных проектов под соответствующие гарантии правительства, банков, страховых обществ; отладка механизмов сертификации продукции и распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия, рыночной конъюнктуре и т.д.
Принятая в 1996 г. Федеральная программа развития экспорта (период действия Программы - до 2006 г.) при определении основ национальной экспортной стратегии обращает особое внимание на развитие экспорта различных видов услуг, развитие кооперации малых и крупных предприятий в деле улучшения потребительских характеристик продукции, потенциально конкурентоспособной на внешнем рынке. Программа также подчеркивает роль мобилизации собственных экспортных возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов[18].
Либерализация внешнеэкономической деятельности - одно из важнейших направлений рыночных преобразований в России. Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Последствия произошедших перемен, как для экономики России, так и для ее положения в мире носят далеко не однозначный характер.
Прежде всего, существенно возросла роль внешнеэкономического фактора в национальной экономике. Помимо дальнего зарубежья, внешнеэкономическими стали для России хозяйственные отношения и с бывшими союзными республиками. В результате заметно усилилась зависимость страны от внешних рынков.
Полностью понять сущность всех проблем, связанных с ВЭД, выработать позицию по этим проблемам и организовать их лоббирование на основе учета собственных интересов и интересов других секторов предпринимательства на всех уровнях государственной и законодательной власти вряд ли под силу по объективным причинам основной массе структур малого бизнеса. Именно поэтому здесь большая роль принадлежит общественным объединениям предпринимателей, которые как в России, так и в мировой практике, консолидируют разрозненные интересы предпринимателей и последовательно их защищают в ходе формирования внутренней и внешней экономической политики и последующей ее реализации.
К одной из важнейших задач в деятельности общественных объединений предпринимателей в этой области можно отнести создание благоприятного имиджа российских предприятий в глазах зарубежных партнеров и международных организаций, формирования их уверенности в надежности бизнеса России. Это будет способствовать привлечению иностранной технико-экономической и финансовой поддержки предприятий, продвижению отечественных фирм на мировой рынок, инвестиционному и торговому сотрудничеству, а также поможет государственным структурам в деле защиты внутреннего рынка РФ, в том числе от недобросовестной иностранной конкуренции.
В этой связи крайне важно активное привлечение предприятий разного профиля к деятельности ТПП РФ в связи с подготовкой переговорной позиции РФ по вступлению в ВТО[7].
3.2 Вступление России в ВТО. Роль ТПП при организации данного процесса.
Реально существующая потребность в проведении политики разумного протекционизма определяет целесообразность формулировки четкого и конкретного подхода к проблеме вступления России в ВТО. Полноправное членство в этой организации создаст для России возможность участвовать в многостороннем регулировании мировой торговли и поможет устранить преграды продвижению отечественных товаров на рынки других стран.
Необходимо отметить, что процесс дальнейшего открытия российского рынка может быть только поэтапным и постепенным и осуществляться после того, как будет пройден сложный период структурной перестройки, достигнуты устойчивые темпы роста экономики и стабилизации бюджета. "Плата" за вступление в ВТО должна быть соизмерима с выгодами и преимуществами, которые страна получит от членства в этой организации[15].
Особое положение складывается в связи с присоединением России в рамках ВТО к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), поскольку конкурентоспособность большинства российских секторов рынка услуг, где основная масса субъектов хозяйствования относится к малым предприятиям, находится на сравнительно низком уровне, законодательно они никак не защищены и открытие этих рынков приведет к их поглощению иностранным капиталом. Рассчитывать на адекватное расширение российского экспорта услуг в ближайшие годы также не представляется возможным.
Учитывая, что структуры ТПП РФ достаточно глубоко вовлечены в разработку проблем формирования национальных рынков важнейших видов услуг, и принимая во внимание значимость этих вопросов для развития широкого круга предпринимательских структур, представляется необходимым активное участие Палаты в разработке позиции по присоединению РФ к этому соглашению. Это тем более необходимо, поскольку в системе государственного управления нет органа, который в целом охватывал бы весь сектор услуг, куда, по классификации ООН, входят более 160 секторов деятельности.
В этой ситуации представляется важным создание Лиги предпринимателей сферы услуг при ТПП РФ, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить консолидацию позиций отечественных предпринимателей в важнейших сферах услуг с целью защиты национального рынка и предпринимательства в условиях постепенного открытия отечественного рынка услуг. Создание такого общественного союза имеет принципиальное значение для осознания предпринимательской средой реальных последствий вступления России в мировые экономические структуры и важности безотлагательного определения защитных мер и механизмов в условиях все расширяющегося взаимодействия с мировой экономикой.
В практике деятельности предпринимательских союзов других стран такие национальные союзы под названием "коалиции отраслей услуг" уже существуют. В ряде стран они созданы под эгидой торговых палат. Все эти союзы, представляющие сегодня 22 страны, объединены в Международную конференцию коалиций отраслей услуг, которая, тесно взаимодействуя с ВТО, старается апробировать подходы национальных объединений предпринимателей по конкретным секторам услуг в связи с ведущимся переговорным процессом по присоединению к ГАТС[17].
В своей практической деятельности ТПП РФ проводит последовательную линию на развитие сферы отношений с зарубежными партнерскими организациями деловых кругов, на создание совместных структур, расширяющих возможности взаимодействия предпринимателей России и других стран, что обеспечивает большие потенциальные возможности и организационные основы включения малого предпринимательства в международное сотрудничество.
Сейчас действует 78 соглашении о сотрудничестве между ТПП РФ и объединениями деловых кругов стран мира. В своей работе Палата последовательно прилагала усилия по содействию установлению прямых связей между членами ТПП РФ и иностранными партнерами, расширению экспорта продукции российских предприятий-членов ТПП РФ. Укреплялись межрегиональные связи территориальных ТПП с зарубежными партнерами. В России и за границей организовывались встречи, семинары, конференции для территориальных палат и их членов с участием иностранных предпринимателей.
21 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся семинар по вопросам присоединения России к ВТО «Россия и Всемирная торговая сеть». Семинар проводился совместно с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО[18].
Директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ М.Ю.Медведков заявил, что России остается завершить двухсторонние переговоры по присоединению к ВТО с семью странами. По его словам, переговоры не завершены с такими странами, как США, Канада, Австралия, Швейцария, Колумбия, Египет и Филиппины.
Медведков не скрывает, что России, особенно в последний год, пытаются навязать некоторые "дополнительные правила", не обязательные для других членов ВТО. Подобный избирательный подход главный переговорщик по ВТО назвал "процессом эрозии многосторонних правил торговли", дискриминирующим "новобранцев". К тому же, по его словам, если "некоторые из этих обязательств вполне невинны, мы и так их выполняем последние годы", то "другие довольно опасны". И "трудно представить себе, что произойдет через 15-20 лет".
Однако в целом Медведков уверен в способности российских переговорщиков свести к минимуму дополнительные обязательства по главным вопросам. Он убежден, что приемлемые договоренности для нашей страны и ее партнеров могут быть достигнуты совсем скоро. До завершения процесса двусторонних обсуждений, по мнению Медведкова, "остались месяцы, а не годы". Он рассчитывает, что к концу 2005 года все важные для российской экономики вопросы можно будет решить "без проблем"[18].
Так же следует отметить, что ТПП РФ становится своего рода форумом широкомасштабных встреч деловых кругов. Особое место в международных связях ТПП РФ занимали ее взаимоотношения с международными организациями. Представители Палаты принимают участие в работе руководящих органов Международной торговой палаты (МТП) и Международного бюро торговых палат (МПТП), семинаров и конференций, организуемых данными организациями, заседаниях комиссий и рабочих групп МТП и МПТП. ТПП РФ присоединилась к проекту МПТП "Всемирная сеть деловых предложений".
Представители ТПП РФ обеспечивают интересы России в Международном бюро выставок (МБВ), участвуют в работе экономических форумов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сессий органов ЮНКТАД, в том числе Международного торгового центра ЮНК-ТАД/ВТО, предпринимательской части российской делегации на сессиях генконференции Международной организации труда (МОТ).
Палата участвует в работе Правительственной комиссии по вопросам ВТО, межведомственных комиссий по вопросам отношений с организациями системы ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Обеспечена руководящая роль ТПП РФ в Национальном комитете Международного Венского Совета (МВС), а также в Российском национальном комитете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС) и Российским национальном комитете по черноморскому экономическому сотрудничеству (РНКЧЭС). Представители Палаты входят в состав ряда межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами[21].
ТПП РФ явилась инициатором проведения работы по подготовке проекта решения о присоединении России к конвенции о временном ввозе товаров (АТА). В настоящее время осуществляется работа по обеспечению выполнения Палатой функций гарантирующей ассоциации в соответствии с международными договоренностями, действующими в рамках системы АТА.
Палата всегда придавала серьезное значение совершенствованию деятельности своих представительств за рубежом.
В настоящее время функционируют представительства Палаты в 16 странах.
Палата ориентировала свои загранпредставительства на содействие привлечению иностранных компаний к участию в инвестиционных проектах в России. За период с 2004 г. с участием представительств за рубежом проведено более 50 конференций и "круглых столов" по различной тематике. При содействии представительств, как упоминалось выше, проводились презентации российских регионов за рубежом и национальные выставки зарубежных стран в России.
Значительную часть работы представительств занимали сбор и предоставление российским и зарубежным предпринимателям широкого спектра деловой информации через абонентские пункты, действующие в ряде представительств.
Представительства ТПП в зарубежных странах оказывали содействие территориальным палатам и отдельным российским компаниям и предприятиям прежде всего в подборе деловых партнеров, проверке надежности фирм и реализации сделок, а также предоставляли разного рода справочные материалы и готовили обзоры состояния рынков.
Палата стремилась не упускать из виду и такое приоритетное направление своей работы, как содействие в привлечении иностранных партнеров к реализации инвестиционных проектов в России.
Заключение.
Внешнеэкономические связи играют большую роль в развитии российской экономики. Мировая практика подтверждает важность приобщения бизнеса к международному сотрудничеству как с точки зрения возможного использования выгод и преимуществ международного разделения труда, так и с точки зрения освоения современных методов работы на рынке, включения в международные инвестиционные процессы, а также внедрения в хозяйственный оборот последних достижений технического прогресса. Торгово-промышленные палаты выступают как очень важный посредник, можно сказать координатор процесса установления внешнеэкономических связей.
Ориентация на активное участие предпринимательства в международном сотрудничестве необходима, в частности, и в связи с целесообразностью формирования широкого слоя современных малых предприятий, приспособленных для устойчивого производственного сотрудничества с крупными предприятиями. Экономическая целесообразность такого взаимодействия сегодня подтверждается практикой многих развитых государств. Она важна и в интересах формирования сферы венчурного предпринимательства, реализации проектов в области инновационной деятельности.
Торгово-промышленная палата в соответствии с Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", другими законами и Уставом ТПП РФ призвана содействовать всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран.
Можно сказать, что на сегодня ТПП едва ли не единственная организация такого уровня, выполняющая такой большой объем работ и при этом сохраняющая стабильно высокие показатели. Для многих фирм по всему миру торгово-промышленные палаты стали незаменимым звеном в процессе их жизнедеятельности.
Список литературы.
1) Внешнеэкономический словарь. / Под ред. И.П. Фаминского.- М.:ИНФРА-М, 2004, стр.548
2) Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года. – М.:ООО «СемПак», 2002.
3) Доклад Президента ТПП РФ Е.М. Примакова на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года / Внешняя торговля.-2002.-№2-3. стр. 25, 18.
4) Закон РФ № 5340-1 «О Торгово-промышленных палатах в Российской федерации» от 07.07.1993 г.
5) Черненко Е. «Актуальные проблемы ВЭД России» / Безопасность Евразии-2004.-№3. стр.521
6) Кувалин Д.Б. «Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы» / Проблемы прогнозирования-2004.-№5. стр.113
7) В.В. Путин об экономике и ВЭС России / ВЭБ-2004.-№4. стр. 3
8) Оболенский В. «Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции» / МЭиМО-2004.-№3. стр.17
9) Куцобин А. «Об основных направлениях деятельности ТПП РФ по созданию информационной поддержки предпринимательства» / РЭЖ-2004.-№11. стр. 82
10) Андреев С.Н. «Оценка результативности некоммерческих субъектов» / Некоммерческие организации России-2005.-№4. стр. 36
11) О ТПП / Закон и право-2005.-№4. стр. 67