Турция продолжает рассматривать США в качестве главного стратегического партнера в политической, экономической, военной областях, а также в сфере безопасности. Это обусловлено зависимостью Анкары от американских поставок вооружений и военной техники, поддержки Вашингтона при получении кредитов МВФ и Всемирного банка на программу стабилизации национальной экономики, лоббирования администрацией США интересов Турции для ее интеграции в Европейский Союз и обещания Белого дома предоставить турецкому бизнесу выгодные проекты и контракты в процессе послевоенного обустройства Ирака. Анкара тесно связана с Вашингтоном обязательствами и в рамках блока НАТО, который она считает единственным отлаженным механизмом обеспечения глобальной и региональной безопасности с реальной возможностью применения силы в случае необходимости.
Вместе с тем в последнее время турецко-американские отношения существенно осложнились. Вашингтон выражает недовольство по поводу недостаточной поддержки Анкарой операции в Ираке, жесткой критики действий американской администрации в процессе его послевоенного обустройства, включая подготовку, проведение и результаты парламентских выборов. Раздражение американцев вызвали неуступчивость нынешнего турецкого руководства по реализации планов усиления авиационной группировки ВВС США на базе Инджирлик, что на Средиземноморском побережье Турции, а также дислокации 18 тысяч американских солдат в приграничных с Ираком районах. Администрация США не удовлетворена сдержанной реакцией руководства Турции на предложенный ею проект «Большой Ближний Восток», раздражена расширением отношений Анкары с Москвой, Дамаском и Тегераном.
В свою очередь Анкара указывает Вашингтону на непоследовательность его линии в курдском вопросе. Несмотря на признание американцами террористической организацией Рабочей партии Курдистана (РПК) (новое название – Народный конгресс Курдистана KONGRA-GEL), США фактически отказались от проведения обещанных ранее операций против ее боевиков на севере Ирака. Вашингтон, по мнению Анкары, по сути, занял примиренческую позицию в отношении курдских экстремистов, ограничившись политико-дипломатическим давлением на эту организацию. Более того, по данным турецких спецслужб, уполномоченные американской стороной представители ведут с курдскими руководителями сепаратные переговоры, о содержании и результатах которых турецкая сторона не информируется. В турецком руководстве полагают, что таким образом американцы намерены сохранить боевой потенциал организации для его возможного использования в зависимости от развития ситуации в послевоенном Ираке, в частности, на севере этой страны.
При этом уровень и глубина возникших разногласий позволяет, на мой взгляд, говорить сегодня не столько о некоторых естественных между союзниками и партнерами «нестыковках» в оценках глобальных и региональных проблем, сколько о четко обозначенной тенденции к росту недоверия в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.
Своеобразным катализатором усиления такой настороженности явились подготовка, проведение и последствия военной операции США против Ирака. В январе 2003 г. в разгар подготовки Вашингтона к силовой акции против Багдада Анкара настаивала на необходимости осуществления любых действий против режима Саддама Хусейна на основе решений СБ ООН и начала активную челночную дипломатию в регионе, целью которой являлось урегулирование иракской проблемы политическими средствами. В орбиту челночной дипломатии были включены Сирия, Иордания, Египет, Саудовская Аравия и Иран, а также Ирак. Был организован ряд встреч (первая из них по инициативе Турции в Стамбуле) на уровне министров иностранных дел и председателей парламентов этих стран, посвященных совместному решению иракской проблемы. Кроме того, государственный министр Турции Кюршад Тюзмен с личным посланием главы турецкого правительства посетил Ирак и имел двухчасовую беседу с Саддамом Хусейном. Примечательно, что в этот же период отмечалась активизация телефонной дипломатии между Анкарой и Москвой. В ходе телефонных переговоров на самом высоком уровне обсуждалось развитие ситуации вокруг Ирака, отмечались совпадение позиций России и Турции относительно путей урегулирования кризиса, необходимость координации действий двух стран по этой проблеме, значимость отношения стран региона к решению иракской проблемы.
В конце января 2003 г. в Анкаре впервые в заявлении лидера правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана прозвучала самая резкая оценка действий США в отношении Ирака. Элементарный анализ внутриполитической ситуации в Турции на тот период говорил о том, что именно Эрдоган в ближайшее время и на длительный срок возглавит турецкое правительство, учитывая имеющееся большинство представителей его партии в парламенте. Американская дипломатия, думается, из-за излишней самоуверенности недооценила этот факт, а потому не обратила должного внимания на это заявление. Эрдоган, выступая перед членами своей партии, подчеркнул, что акция, начавшаяся как борьба с международным терроризмом, вышла из всяких границ, и призвал США прислушаться к требованиям мировой общественности и сохранить мир.
Примечательно, что позицию высшего военно-политиче-ского руководства Турции относительно необходимости мирного урегулирования иракского кризиса активно поддержало население страны. Согласно результатам проведенных в тот период многочисленных социологических исследований, более 90% турецких граждан выступало против войны в Ираке. Представители 20 крупнейших общественных организаций Турции провели по всей стране массовые демонстрации и призвали США отказаться от военной операции против Ирака. Был сформирован «поезд мира», который отправился в провинцию Адана, где находится самая крупная военная база Инджирлик, используемая ВВС США и Великобритании для контроля над территорией Ирака. Председатель Великого национального собрания Турции Бюлент Арынч встретился с группой сторонников политико-дипломатических методов урегулирования ситуации вокруг Ирака. По итогам встречи он заявил, что турецкий парламент сделает все, чтобы страна не была втянута в военную операцию против Ирака.
Тем не менее, Вашингтон продолжал предпринимать попытки склонить Турцию к широкомасштабному участию в военной акции против Ирака. Возросла интенсивность двусторонних контактов и переговоров. Одним из важных этапов такой работы следует рассматривать визит в феврале 2003 г. в США министра иностранных дел Турции Яшара Якыша. К этому времени американские военные эксперты сделали окончательный вывод о том, что «только полномасштабная поддержка Турцией силовой акции против Ирака может оказаться решающим условием быстрого и полного успеха Пентагона». Важнейшим же компонентом такой поддержки должна была стать дислокация на турецкой территории воинского контингента США для открытия «северного фронта». В соответствии со статьей 92 конституции Турции вопросы объявления войны, направления войск за границу, а также дислокации на турецкой территории иностранных военнослужащих входят в прерогативу парламента республики. Об этом в одном из своих заявлений напомнил и президент Турецкой Республики Ахмет Недждет Сезер.
Переговоры Якыша в США были сложными. Американцам не удалось склонить турецкую сторону к выполнению своих требований, хотя в ходе переговоров Вашингтон задействовал мощный финансовый рычаг. Президент США Буш пообещал предоставить Анкаре безвозмездные субсидии в размере 6 млрд. долл. и гарантии коммерческих кредитов на сумму 20 млрд. долл. Тем не менее глава турецкого внешнеполитического ведомства по возвращении из США заявил, что прохождение решения о размещении американских войск на турецкой территории будет очень сложным.
Предложения Вашингтона были тщательно обсуждены на многочасовом заседании правительства Турции. Заместитель премьер-министра страны Мехмет Али Шахин, давая оценку состоявшимся дебатам, заявил, что Турция извлекла урок из войны в Персидском заливе 1991 г. и не желает снова быть жертвой в результате военной акции США против Ирака. Напомним, что поддержка в ней американцев обернулась для Турции только материальными убытками, в т.ч. в экологической сфере, на общую сумму в 50 млрд. долл. Вашингтон неоднократно обещал компенсировать потери, однако и сегодня, спустя 14 лет, обещания так и остались на бумаге. Наученная горьким опытом Анкара заявила о необходимости направления в этот раз США пакета условий, включающих политические, экономические и военные требования Турции. Только после получения на него определенного ответа в письменном виде турецкая сторона считала бы возможным для себя приступить к обсуждению вопроса о размещении на территории страны американских войск. Наряду с этим лидер правящей ПСР Р.Т.Эрдоган, выступая перед жителями черноморского города Ризе, заявил, что этот вопрос должен рассматриваться в рамках международного права и резолюций СБ ООН.
Однако, несмотря на целый ряд «осечек» в процессе подготовки Турции к принятию позитивного для США решения по вопросу дислокации своих войск на турецкой территории для участия в военной операции против Ирака, Вашингтон продолжал «лобовое» давление с целью добиться выполнения своих требований. В результате проект закона о разрешении на дислокацию американских войск на турецкой территории был внесен 1 марта 2003 г. на голосование в парламент. Законопроект не набрал требуемого в соответствии с конституцией страны для его одобрения абсолютного большинства голосов депутатов. О неожиданности для американской администрации такого итога голосования говорит тот факт, что ведущие телеканалы США CNN, MSNBC, Fox News после окончания дебатов в турецком парламенте, не дожидаясь окончательного объявления результатов, поспешили сообщить о «большом успехе команды Буша».
Крупнейшие турецкие средства массовой информации, в частности, газета «Миллиет», охарактеризовали голосование как «холодный душ для Вашингтона»1, назвав его историческим свидетельством того, что Турция умеет отстаивать свои истинные национальные интересы. Анкара, пожалуй, впервые в истории турецко-американских отношений заставила Вашингтон уважать себя как партнера и союзника по НАТО.
Вашингтон, официально заявив об уважительном отношении к решению турецкого парламента, не удержался все же от резких высказываний в адрес политического и военного руководства Турции. Первый заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц назвал большой ошибкой отказ в размещении на турецкой территории американских войск и запрет Пентагону использовать турецкие базы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по иракским объектам и добавил: «Нынешнее правительство Турции не знает, что делает». Турцию «неприятно поразило отсутствие понимания всей сложности ситуации, в которой она оказывалась в случае полного подчинения своих интересов интересам Вашингтона». Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ответ на заявление Пола Вулфовица разъяснил, что «Анкара не ошиблась в мерах, которые она выбрала для урегулирования иракской проблемы»2.
Более того, США не ограничились лишь заявлениями и резкими высказываниями. Несмотря на декларацию уважительного отношения к решению турецкого парламента и обещания не применять каких-либо санкций против Турции, Вашингтон все же не удержался от ответного «укола». Конгресс США 5 марта 2003 г. принял закон о снижении таможенных пошлин на импорт ряда товаров из Пакистана, а также утвердил обычные правила торговых отношений с Сербией и Черногорией. Иными словами, американские законодатели предоставили этим странам в торговле режим благоприятствования. В то же время в отношении турецких товаров Конгресс с подачи администрации не одобрил законопроект, суть которого сводилась к введению специальных пониженных таможенных пошлин на импорт товаров, произведенных в так называемых промышленных зонах Турции, хотя предварительная договоренность об этом уже имелась.
Наряду с этим специалисты обратили внимание на значительное падение курса турецкой лиры и главного индекса на крупнейшей в стране Стамбульской фондовой бирже. Был отмечен также ощутимый сброс западными инвестиционными фондами ценных бумаг турецких компаний. Ряд независимых турецких экспертов сделал вывод, и не без оснований, что против турецкой национальной валюты за неустраивающее Вашингтон решение парламента Турции началась акция финансового возмездия. Кто обладает необходимыми рычагами и возможностями, чтобы дирижировать подобной акцией в международных финансовых организациях, думается, понятно.
Кроме этого, в мае 2003 г. посол США в Анкаре Роберт Пирсон передал в турецкий МИД ноту, в которой отмечалось, что Вашингтон недоволен деятельностью руководства генерального штаба вооруженных сил Турции. В документе отмечалось, что расположенные в соответствии с предварительной договоренностью в Северном Ираке турецкие подразделения не оказывают помощи американским войскам. Раздражающими и недопустимыми, по мнению Пентагона, являются также постоянные требования к американскому военному руководству информировать турецкий генштаб о ситуации в Северном Ираке и напоминания об обязательствах Вашингтона по урегулированию курдской проблемы в этом районе. Начальник генштаба Турции армейский генерал Хильми Озкек, отвечая на критику Вашингтона, заявил, что приложит все усилия для сохранения стратегического партнерства с США. Вместе с тем он подчеркнул: «Наступили другие времена и условия, мир изменился. И это должны осознать наши партнеры».
Эксперты обратили внимание на массированную критику Вашингтоном правительства Турции, которое, по мнению американцев, «не знает, что делает», и турецких вооруженных сил, представители которых «излишне раздражают военное руководство США в Ираке». Они полагают, что это было связано с попытками Вашингтона продемонстрировать Анкаре возможные для нее тяжелые последствия несговорчивости высшего военно-политического руководства Турции в вопросе полномасштабной поддержки военных действий против Ирака и посеять, таким образом, напряженность в отношениях между правительством и армией Турции. В подтверждение такого вывода влиятельная британская газета «Financial Times» писала в те дни: «Потеря открытой поддержки со стороны США привела к росту напряженности между турецким правительством и военными страны». Чем может закончиться такой рост в Турции, пережившей три военных переворота, американские политтехнологи хорошо знают. Тем не менее попытка сыграть на возможных противоречиях политического и военного руководства Турции «и вставить страну, таким образом, в американскую колею отношений с Ираком» была Вашингтоном предпринята.
Конечно, в этот же период США и Турция на официальном уровне предпринимали попытки нормализовать свои двусторонние отношения. Был проведен ряд встреч и консультаций на уровне высокопоставленных сотрудников внешнеполитических и военных ведомств двух стран. Их главный итог – обещание США предметно консультироваться с Турцией по вопросам развития ситуации в Ираке. Однако все эти усилия были вновь «сведены на нет» американской стороной.
В июле 2003 г. в городе Сулеймания, что на севере Ирака, произошло неординарное событие. Впервые в истории НАТО американцы совершили вооруженное нападение на казарму с военнослужащими своего союзника по альянсу. В результате нападения американского спецназа на турецкую миссию связи, открытую в Северном Ираке по согласованию с Вашингтоном, были арестованы 11 турецких офицеров. Они с наброшенными на головы мешками находились в плену свыше 60 часов. По мнению политологов, это «нанесло туркам, которые относятся к своим военнослужащим с глубоким уважением, тяжелую и глубокую рану». Инцидент разбирался на самом высоком уровне, включая вице-президента США Д.Чейни. «Это совершенно отвратительно», – так охарактеризовал инцидент глава турецкого правительства Р.Т.Эрдоган. «Никто не смеет оскорблять честь Турции. В этой истории проигравшей стороной стали США, а не Турция. Вашингтон, которому необходима поддержка Турции, совершил большую ошибку. С освобождением наших военнослужащих это дело не завершилось», – заявил в жесткой форме на заседании парламента страны глава турецкого дипломатического ведомства Абдуллах Гюль. По Турции вновь прокатилась волна антиамериканских митингов.
Для расследования инцидента была создана специальная турецко-американская комиссия. Официальных извинений со стороны Вашингтона за безосновательные действия в отношении турецких военнослужащих не последовало, что еще более усугубило и без того высокий уровень негативного отношения к США среди населения Турции. Совместная комиссия ограничилась лишь заявлением о необходимости улучшения координации действий представителей США и Турции в Северном Ираке с целью избежать подобных конфликтов в будущем.
Турецкие эксперты, анализируя это очередное обострение турецко-американских отношений, пришли к выводу, что оно привело к печальному концу стратегическое партнерство между Турцией и США. Известный турецкий политолог и публицист Сами Кохэн считает, что «военная операция Вашингтона против Ирака уничтожила концепцию стратегического партнерства в турецко-американских отношениях. Инцидент в североиракском городе Сулеймания вбил последний гвоздь в гроб этого партнерства».
Дальнейшее развитие ситуации в Ираке, в частности, отказ США на условиях Турции использовать турецких военнослужащих в оккупированном Ираке, а также подготовка и проведение в этой стране парламентских выборов, показали, что наладить такое взаимодействие между Анкарой и Вашингтоном действительно так и не удалось. Так, в ходе формирования Переходного правящего совета Ирака американцы вычеркнули из его состава предварительно согласованную с турецкой стороной кандидатуру лидера Туркменского фронта Санана Ахмета Агу. А ведь эта организация представляет интересы почти полумиллиона этнически близких туркам иракских туркмен, проживающих в районе нефтяной столицы Северного Ирака города Киркук. Во время подготовки к парламентским выборам США неоднократно обещали турецкой стороне в соответствии с существующими договоренностями сохранить сложившийся в этом районе хрупкий этнический баланс между курдами, арабами, туркменами и самой малочисленной группой христиан-ассирийцев, а также до выборов предпринять конкретные меры по разоружению боевиков Народного конгресса Курдистана (KONGRA-GEL).
Однако договоренности Вашингтоном вновь не были выполнены. Это стало основанием для резких оценок турецкими руководителями действий американской администрации на иракском направлении. Турция не признала выборы справедливыми, указав на многочисленные нарушения в ходе их проведения, в частности, на ущемления прав туркменской общины. Глава турецкого правительства Р.Т.Эрдоган, выступая 1 февраля 2005 г. на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития, где была дана оценка выборам в Ираке, вновь подверг резкой критике политику США по послевоенному обустройству Ирака. По его словам, Анкара неоднократно обращала внимание Вашингтона на необходимость более серьезного и справедливого отношения к решению этнических, религиозных и национальных противоречий между основными общинами в Ираке, которые могут привести к расчленению этого государства. Белый дом же продолжает игнорировать предостережения своего союзника. По мнению премьер-министра Турции, «если такая политика Вашингтона будет продолжаться и далее, она станет причиной широкомасштабных столкновений и значительным препятствием на пути мирного решения иракской проблемы»3.
Рост антиамериканских настроений в Турции сегодня достиг такого уровня, что перестает быть временным явлением и становится скорее уже характерной чертой турецкого общества. Это подтверждают не только результаты многочисленных социологических исследований. Так, сегодня в Турции одной из наиболее продаваемых в истории республики книг является роман «Металлический шторм». (В оригинале «Metal firtma», прим. автора.) В ней описываются события 2007 г. После столкновения с турецкими войсками на севере Ирака американская армия организует неожиданное нападение на Турцию, которая обращается, в конце концов, за помощью к России и Евросоюзу. Сообща они отражают атаку Америки.
Разумеется, сюжет романа – художественный вымысел, но, по мнению известного обозревателя «Christian Science Monitor» Игаля Шлейфера, «предпосылки, на которых он основан, стали настолько важной частью общественных дебатов в Турции, что порой грань между вымыслом и реальностью кажется размытой»4. Как сообщил корреспондент влиятельной турецкой ежедневной газеты «Radikal» Мурат Йеткин, «книгу внимательно читают в МИДе и генштабе, есть она и у всех членов правительства»5. Книгу прокомментировали и другие журналисты, высказав предположение, что описываемое в ней столкновение между двумя союзниками по НАТО может стать реальностью. Редактор газеты «Aksam» – одной из крупнейших в Турции Сердар Тургут в своей статье представил как реальный факт одну из посылок «Металлического шторма», а именно – члены тайного общества «Череп и кости», в которое президент Буш вступил во время обучения в Йельском университете, захватили контроль над внешней политикой США. Он также предположил, что «американские военные разрабатывают технологию, которая позволит вызывать землетрясения и, в конце концов, она будет использована против Турции»6.
Один из американских дипломатов в Турции, пожелавший остаться неназванным, заявил: «Обычно ходким товаром является секс, а сейчас это антиамериканизм. К сожалению, над этим не стоит смеяться, потому что это действительно вредит национальным интересам как Америки, так и Турции. Мы из кожи вон лезем, пытаясь придумать, что с этим делать».
Авторы же популярного романа Бурак Турна и Оркун Учар, наоборот, полагают, что «Металлический шторм» – это их вклад в процветание Турции. Они не считают свою работу вымыслом. С их точки зрения, эта книга – больше чем роман, это философский и научный расчет.
Особенно впечатляющий момент книги, который много говорит о поразительных переменах в турецком общественном сознании, заключается в том, что Турцию от поражения в войне с США спасают Европа и Россия, к которым турки долгие годы относились с большой долей подозрения.
И такая тенденция, вызвав беспокойство в Вашингтоне, подтолкнула американские власти к принятию конкретных мер. Госсекретарь Кондолиза Райс в ходе своего рабочего визита в феврале с.г. в Турцию обратила особое внимание ее руководителей на рост антиамериканских настроений в турецком обществе. Серьезность обеспокоенности американской стороны подтверждает и тот факт, что по инициативе администрации США в феврале с.г. создан специальный Комитет по работе с Турцией. В его задачу входит изучение природы такого негативного отношения к США в обществе одного из основных союзников и выработка путей его преодоления. Для этой работы в США был приглашен Эгемен Багыш, депутат от правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР), председатель парламентской группы турецко-американской дружбы. Он считает, что непопулярная война в соседнем Ираке продолжает подогревать антиамериканские настроения в Турции, но они ничем не отличаются от неприятия политики Вашингтона на иракском направлении в других европейских и ближневосточных странах.
Однако американские представители не согласны с таким мнением. Заместитель госсекретаря США Марк Гроссман, выступая 10 февраля с.г. в Нью-Йорке на конференции Американо-турецкого общества, заявил о «тревоге и озабоченности степенью антиамериканских настроений в общественном мнении, политических кругах и средствах массовой информации Турции». Вашингтон, подчеркнул он, «ожидает от правительства Турции действенных мер по пресечению таких настроений»7.
А вот мнение демократа Строуба Тэлбота. В команде Билла Клинтона он был «вторым номером» в госдепартаменте США. В феврале Тэлбот побывал в Турции и имел ряд важных встреч, в т.ч. с заместителем премьер-министра, министром иностранных дел Абдуллахом Гюлем и начальником генерального штаба ВС, армейским генералом Хильми Озкеком. Цель встреч и переговоров – понять причину всплеска антиамериканских настроений в Турции и помочь коллегам-республикан-цам справиться с ними. Нам неизвестны рецепты, которые в этом плане предложил Белому дому Тэлбот, однако он откровенно признался, что уровень антиамериканизма в сегодняшней Турции, где он впервые побывал 32 года тому назад, поверг его в шок.
Примечательным фактом являются высказывания еще одного известного американского деятеля Ричарда Холбрука. В администрации президента Билла Клинтона он был постоянным представителем США в ООН, одним из архитекторов т.н. мирного решения проблем в Югославии, посредником в процессе кипрского урегулирования. Сегодня он политический обозреватель «Washington Post». Один из его рецептов нам стал известен. В одной из своих февральских статей он, на фоне озабоченности Вашингтона ростом антиамериканских настроений в Турции, вдруг дал оценку нынешним турецко-российским отношениям. По мнению Холбрука, «углубление отношений Москвы и Анкары, сближение России и Турции, в т.ч. в вопросах совместного решения региональных проблем, очень опасно и нежелательно для США»8. Он, не увязывая напрямую отношения Турции с США и Россией, прозрачно намекнул, что одной из причин антиамериканских настроений в Турции являются стабильно развивающиеся во всех областях опасные для Вашингтона российско-турецкие связи.
Ответ на подобные, мягко говоря, странные заявления – тема отдельной статьи. Сейчас же в качестве итога необходимо подчеркнуть, что США, без сомнения, были и остаются для Турции важным стратегическим партнером и союзником, как, впрочем, и Турция для США. Понятна и озабоченность сторон имеющими место разногласиями. Однако причину их все же надо искать не в Турции, которая, кстати, неоднократно доказывала верность своим союзническим обязательствам, и не в ее отношениях с другими странами.
А в Вашингтоне думают наоборот. При всей озабоченности ростом антиамериканских настроений в Турции Вашингтон все же никак не может отказаться от своего старого силового метода, который в случае необходимости применяется и в отношении союзников. В начале марта с.г. палата представителей Конгресса США по представлению Госдепартамента лишила в этом году Турцию выделенной ей ранее помощи в размере 1 млрд. долл., мотивировав это решение необходимостью использования этих средств в Ираке и Афганистане.
На наш взгляд, поможет найти источник растущего антиамериканизма хороший совет известного турецкого публициста и политолога Фикрета Била. В своем анализе нынешней ситуации в турецко-американских отношениях на страницах одной из самых влиятельных в стране газет «Миллиет» он отметил, что «причину антиамериканизма в турецком обществе надо искать не в Турции и ее руководителях, а в политике, которую проводит нынешняя американская администрация»9.
Список литературы
1. Миллиет, Турция, 02.03.2003.
2. Институт востоковедения РАН. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Турция в новых геополитических условиях. Материалы круглого стола, март 2004 года. М., 2004, с. 11.
3. Телевизионный канал NTV (Турция) 11 февраля 2005.
4. Миллиет, Турция, 08.02.2005.