Реферат по предмету "Международные отношения"


Организация и регалирование международного обмена объектами интеллектуальной собственности

Содержание: Введение 1. Организация международного обмена объектами интеллектуальной собственности 1.1. Общая характеристика международного обмена объектами интеллектуальной собственности 1.2. Анализ мирового рынка лицензий
1.3. Формирование внешнеторговой цены 2. Анализ законодательства, регулирующего международный обмен объектами интеллектуальной собственности 3. Выбор иностранного партнера 3.1. Выбор страны-партнера 3.2. Выбор фирмы-партнера Заключение Список литературы Введение. Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. В 60—70-е гг. отечественная внешняя торговля значительно рас­ширилась и усложнилась. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико-экономическое и науч­но-техническое сотрудничество, специализацию и кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзит­ные перевозки иностранных грузов, а позднее — прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное пред­принимательство, оказание многих видов услуг и выполнение работ, что выходило за рамки обычной внешней торговли. Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функ­циях и практической деятельности соответствующих органов государст­венного управления, специализированных внешнеэкономических орга­низаций, отраслевых производственных объединений и предприятий. Наряду с государственными предприятиями (среди них ведущую роль играли крупные производственные и научно-производственные объединения) большую заинтересованность в проведении внешнеэко­номических операций сразу же проявили вновь созданные кооперативы, затем различные хозяйственные общества, а также индивидуаль­ные предприниматели. В 90-е гг. участниками ВЭД стало множество юридических и физических лиц. ВЭД приобрела массовый характер. Эти процессы стимулировали широкий интерес к изучению специ­фики ВЭД, основывающейся на современных реалиях с учетом поло­жительного опыта, накопленного в предыдущие десятилетия. Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшиф­ровано сравнительно недавно, а имен­но в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая про­изводственную кооперацию, в области международного обмена това­рами, информацией, работами, услугами, результатами интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВЭД, одним из которых является интеллектуальная собственность. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуаль­ной собственности российским лицом иностранному лицу либо ино­странным лицом российскому лицу. В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исклю­чительное право собственника распоряжаться результатами своей ин­теллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами ин­теллектуальной деятельности иначе называются товарами духовного производства. К ним относятся научно-технические изобретения и от­крытия, новые технологии, «ноу-хау», программные продукты, произ­ведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патен­тов, авторских прав. Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятель­ность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внеш­неэкономические операции, а также содействующих им организаций. Темой настоящей курсовой работы была выбрана международная торговля лицензиями. В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнёрами, т.к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. В настоящее время участниками международной торговли лицензиями являются практически все страны мира. Степень этого участия определяется в первую очередь экономическим развитием и научно-техническим потенциалом этих государств. Не случайно на долю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 процентов мировой торговли лицензиями. Вместе с тем нельзя не замечать и новых условий для развития международной и формирования внутренней лицензионной торговли, которые складываются в результате проводимых в Российской Федерации реформ в области внешнеэкономической и патентно-лицензионной деятельности. Принятие Указа президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г. и Патентного закона Российской Федерации, вступившего в силу 14 октября 1992 г., создало принципиально новую законодательную базу для прямого участия в международном обмене лицензиями практически всех юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве участников предпринимательской деятельности на территории России. Вместо ограниченного числа специализированных внешнеторговых организаций, осуществлявших ранее практическую деятельность в сфере международной торговли лицензиями на основе государственной монополии внешней торговли, в настоящее время участниками лицензионных сделок согласного законодательству фактически могут стать все владельцы объектов промышленной собственности и заинтересованные в них предприниматели. Цель данной курсовой работы – рассмотреть международную торговлю лицензиями как сферу экономических отношений в обществе. В данной работе будет рассмотрена общая теория торговли лицензиями, расчет цены и прибыли, а так же проанализировано законодательство, регулирующее технологический обмен. На примере нидерландской компании «Endemol» будет показана не только практика проведения сделок по обмену объектами интеллектуальной собственности, но и российско-нидерландской сотрудничество в целом. 1. Организация международного обмена объектами интеллектуальной собственности 1.1. Общая характеристика международного обмена объектами интеллектуальной собственности В международной экономике технологии обычно рассмат­риваются как развитой фактор производства, отличающий­ся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» (technology) трактуется как совокупность на­учно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг. Технология совершенствуется по мере того, как новые на­учные и иные достижения находят применение в производстве товаров и услуг. Это означает изменения в уровне и состоянии знаний о различных способах, которые могут использоваться при выпуске продукции. Если технологии совершенствуются, то при том же фиксированном наборе производственных ре­сурсов становятся возможными увеличение объема производ­ства продукции или освоение выпуска улучшенных либо но­вых видов изделий.
Ускорение научно-технического прогресса привело к со­зданию во второй половине XX века нового мирового рын­ка — технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Материальной осно­вой возникновения и функционирования этого рынка явля­ется международное разделение технологий, которое пред­ставляет собой исторически сложившееся или приобретен­ное сосредоточение этого товара в отдельных странах.
Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между от­дельными странами. Поэтому на рынке появляется специфиче­ский товар—технологии, международное перемещение кото­рого сглаживает технологические различия между странами. Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, «ноу-хау» и т. д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где техно­логии материализованы в технологически емких видах про­дукции, квалифицированных работниках, высокотехнологи­ческом капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей си­лы и капитала. Важнейшей предпосылкой возникновения и функциониро­вания технологического рынка является правовая защита на­учно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Правовая защита призвана обеспечить ученым, изобретателям, разработчикам новых технологий исключительное право рас­поряжения результатами своего пруда на определенный срок и исключить возможность безвозмездного использования этих результатов третьими лицами. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патен­ты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка. Патент (patent) является документом, выдаваемым ком­петентным государственным органом изобретателю, кото­рый удостоверяет его авторство и приоритет, а также предо­ставляет ему монопольное право на использование новше­ства в течение определенного времени (обычно 15-20 лет). Владелец патента в случае нарушения своих прав может обра­титься в суд и взыскать с виновной стороны причиненный ему ущерб. Лицензия (license) — это разрешение лицензиара, т. е. вла­дельца технологии или прав промышленной собственности, независимо от того, защищены они патентом или нет, кото­рое выдается лицензиату, т. е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и установленное вознаграж­дение. Такое разрешение позволяет лицензиату организовы­вать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, являющихся предметом выданной лицензии. Авторские права на мировом рынке технологий наряду с патентами и лицензиями защищает копирайт (copyright), что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защи­щает от копирования главным образом произведения искус­ства и литературы — книги, фильмы, радиопередачи и т. д. И, наконец, инструментом правовой защитытехнологий выступает товарный (фирменный) знак или марка (trademark), обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиату­ры, графического изображения и т. д. Товарный знак регис­трируется (как по месту нахождения компании, так и за ру­бежом), и его запрещено использовать другими фирмами без официального разрешения. Как уже отмечалось, технологии, как фактору производ­ства, присуща высокая степень международной мобильно­сти. Опыт показывает, что издержки передачи технологий внутри национальных хозяйств заметно меньше, чем при пе­редаче технологий иностранным фирмам. В связи с этим можно было бы ожидать, что реализация технологий на внут­реннем национальном рынке будет превосходить их прода­жу на мировом рынке. Однако на практике наблюдаются пря­мо противоположные процессы. В большинстве развитых стран крупные компании охот­нее продают технологически применимые знания иностран­ным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки техно­логий значительно превосходят внутренние. Причины это­го, на первый взгляд, противоречивого явления достаточно многообразны. Во-первых, на пути международного перемещения техно­логий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению сдвижением товаров и капиталов. Во-вторых, многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, чем независимым фирмам, пусть даже и отечественным. В-третьих, реализация технологий за рубеж часто сопро­вождается дополнительными поставками сырья, оборудова­ния, полуфабрикатов и т. д. В-четвертых, часто только путем продажи новой техноло­гии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Заинтересованность продавца совпадает с заинтересован­ностью покупателя, так как на международном технологи­ческом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на ос­нове лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения (licensing agreement) собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения мо­гут быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструк­ции, схемы, торговые марки, франшизы, программы и т. д. При этом соглашение обычно обязывает лицензиара (продавца тех­нологии) предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиата (покупателя) - использовать полученные права. В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензи­онным соглашением покупателю и продавцу, различают про­стую, исключительную и полную лицензии. Простая лицен­зия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предо­ставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В слу­чае полной лицензии продавец полностью лишается права ис­пользовать объект лицензии. Передавая права, фирма-продавец в большей или мень­шей степени утрачивает контроль над новой технологией. В связи с этим возникает ряд потенциальных проблем, которые должны быть учтены при составлении лицензионного согла­шения. В их числе условия, при которых контракт может быть прерван или приостановлен, если стороны не выполняют установленных требований, а также проверки качества, тер­риториальная область применения новшества. Как показы­вает практика без точной фиксации подобных условий воз­можны конфликтные ситуации, когда, например, низкое ка­чество изделия, производимого в одной стране, будет под­рывать репутацию аналогичного изделия, выпускаемого в других странах, затруднять его сбыт. Особо следует выделить проблему конфиденциальности, которая возникает в связи с тем, что ценность многих техни­ческих новинок снижается, если информация о них становит­ся доступной. Поэтому условие сохранения в тайне конфи­денциальной информации традиционно является непремен­ным пунктом лицензионного соглашения.
Права на активы передаются за определенную плату. Условия и размер выплат вознаграждения лицензиару за ис­пользование предмета соглашения лицензиатом могут быть различными и определяются в ходе переговоров заинтересо­ванных сторон по каждому контракту в отдельности. На раз­мер вознаграждения влияют такие факторы, как достоинства новой технологии и ее ценность для лицензиата, способ при­менения лицензии, особенности законодательства и уровень конкуренции, умение вести переговоры. Каждая из сторон определяет для себя верхний и нижний пределы цены, а реаль­ная цена контракта определяется в результате переговоров. Возможность и необходимость торговаться друг с другом определяются тем, что ни одна из сторон не знает предельной цены своего партнера и строит свои расчеты на ожиданиях[1].
Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в процесс ценообразования, ограничи­вая верхний предел цены по лицензионному соглашению. Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего это вознаграждение выплачивается в виде роялти (royalty), т. е. периодических отчислений (обыч­но поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии. Для того чтобы лицензиар не сомневался в правильности опреде­ления суммы вознаграждения, платежные документы сопро­вождаются согласованными данными бухгалтерского учета. Ставки роялти могут колебаться в довольно широких пре­делах в зависимости от того, что принято в количестве базы для расчета вознаграждения. В ряде случаев используются гибкие ставки роялти в зависимости от продолжительности лицензионного соглашения, объемов производства, рыноч­ной цены и других факторов. Применение роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает обоюдную заинтересован­ность в эффективном использовании объекта лицензии. Од­нако сумма вознаграждения в виде роялти может колебать­ся, иногда довольно значительно. В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Иногда паушальные пла­тежи осуществляются путем разбивки на несколько выплат в соответствии с этапами практической реализации лицен­зии — после подписания лицензионного соглашения, завер­шения поставок оборудования, предоставления ноу-хау и т. д. Но в любом случае паушальные платежи устанавливают­ся заранее на основе экспертных оценок возможного эконо­мического эффекта и ожидаемой прибыли. К такой форме расчетов партнеров подталкивают разно­образные факторы: неуверенность в возможности осуществ­ления периодических переводов за границу, желание избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, плохое знание положения дел у партнера, свя­занность технологии с конкретным набором оборудования и т. д. При этом, как свидетельствует практика, сумма пау­шального платежа, как правило, оказывается меньше сум­мы вознаграждения, если бы последнее осуществлялось по условиям роялти. Наряду с названными видами расчетов по лицензионно­му соглашению, иногда практикуется получение вознаграж­дения в виде участия в прибыли или участия в собственно­сти. В первом случае продавцу отчисляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором — продавец получает вознаграждение в виде час­ти акций фирмы, использующей новую технологию. Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании техни­ческих услуг, подготовке кадров и повышении их квалифика­ции, управлении предприятием за определенную плату и т. д. По существу, продавец и покупатель в этом случае дей­ствуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией пред­приятия, стандарты и контроль качества продукции. Франчайзинг быстро распространяется по всему миру. Широкое применение находит следующий способ проник­новения франшизера в другую страну: в качестве главной франшизы выбирается местная фирма, которой передаются права no использованию торговой марки. На путях международного перемещения техноло­гий, равно как и других факторов производства, существует немало барьеров и ограничений. Рынки технологий отлича­ются высокой степенью государственного вмешательства. Каждая страна стремится ограничить сферу распростране­ния новейших технологий национальными рамками, осозна­вая, что монопольное владение такими технологиями созда­ет конкурентные преимущества на мировом рынке. Ограничивая методами государственной политики экс­порт новых технологий, страны, ставшие научно-техниче­скими лидерами, стремятся сохранить свое относительное преимущество перед другими странами в производстве техно­логически емкой продукции. Однако проведение такой поли­тики сопряжено с большими расходами на поддержание па­тентов и лицензий, оплату высококвалифицированного тру­да специалистов. 1.2. Анализ мирового рынка лицензий Купля-продажа патентов и лицензий свидетельствует о существовании рынка прав интеллектуальной собственности. Уникальность практически всех сделок по передаче прав интеллектуальной собственности создает большие сложности по разработке стандартов при оценке интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности, как и любые другие объекты собственности, выступают на рынке не сами по себе, а в виде прав на них, дробящихся в случае необходимости на более мелкие и необязательно принадлежащие одному лицу. Т.о. современное понимание собственности, в том числе интеллектуальной отличается от классического подхода, подразумевающего владение, пользование, распоряжение. Например, решение предоставить эфир тому, кто больше заплатит за право вещания, не соответствует представлению об обмене материальными благами, но вполне укладывается в схему обмена прав. Рынок прав интеллектуальной собственности является наиболее ярким подтверждением того факта, что в современных условиях объектом собственности в рыночных отношениях являются практически права или пучок (комплекс) прав. Сформировавшийся во второй половине XX столетия мировой рынок лицензий сходен с традиционными товарными рынками и по масштабам, и по своей роли в мирохозяйственных связях современного общества. Несмотря на специфику, мировой рынок лицензий отвечает всем критериям, присущим товарным рынкам. Одно из условий рынка — однородность его товаров, на первый взгляд чуждая изобретениям, которые в силу своей уникальности, различия характеристик, принципов действия, сфер применения могут представляться чрезвычайно разнородными и сугубо индивидуальными. Однако при всём различии внешних признаков товары-изобретения имеют общие существенные признаки своей потребительной стоимости, а именно: новизну, изобретательский уровень, промышленную применимость. Указанные признаки позволяют им революционизировать технические процессы труда, выступать носителями научно-технического прогресса и обеспечивать их владельцам дополнительную прибыль.
Международный рынок лицензий в полной мере отвечает и другим признакам товарных рынков. Он имеет отраслевую и географическую структуру, включает национальные рынки, имеет свои правила и обычаи, определяющие взаимоотношения продавцов и покупателей в сфере обращения. Существуют свои формы рекламы, методика расчёта цен, правовые нормы, базисные разновидности лицензий. Что касается скорости развития, то темпы торговли запатентованными технологиями в настоящее время в среднем превышают темпы развития торговли традиционными товарами в 3-4 раза.
Товарная масса рынка лицензий — это громадное число объектов промышленной собственности, рассредоточенных в государственных и полугосударственных организациях, на крупных и мелких фирмах, у частных владельцев изобретений. Современные международные информационные системы, созданные на базе вычислительной техники, позволяют объединить и обрабатывать в единых центрах огромный объём информации об имеющихся в мире предложениях на научно-технические достижения, а также о поступающих на них запросах. В сфере лицензионного обслуживания возникла разветвлённая сеть посреднических организаций, агентских фирм и брокеров, специализирующихся как в предоставлении упомянутой информации, так и продаже лицензий. Статистические данные по лицензионной торговле позволяют оценить ёмкость рынка лицензий в границах отдельных стран и в мировом масштабе, определить закономерности и тенденции его развития. Существующая неполнота этих сведений нередко затрудняет проведение такого анализа, но она не останавливает объективный процесс общественного разделения труда в области научно-технических исследований и разработок, процесс развития рынка лицензий в период происходящей научно-технической революции. Анализ закономерностей и движущих сил лицензионного обмена показывает, что на международном рынке лицензий, как и на других товарных рынках, сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена. Характерная особенность товарного рынка лицензий — его универсальность, органическая связь со всеми отраслями производства. Но его развитие происходит не в равной мере во всех сферах экономики, а избирательно, преимущественно в прогрессивных наукоёмких отраслях промышленности под воздействием научно-технической революции и процессов международной специализации производства. Это определяет отраслевую направленность развития международной торговли лицензиями, формирование отраслевых рынков лицензий. По аналогии с традиционными товарными рынками, можно дать определение мирового рынка лицензий, который представляет собой систему международных экономических отношений между продавцами и покупателями научно-технических достижений, обладающих общим свойством революционизировать средства и процессы труда в сфере производства и имеющих единую лицензионную форму их движения в сфере обращения. В структуру мирового рынка лицензий входят национальные рынки отдельных стран, где осуществляются внутренние лицензионные операции между национальными собственниками научно-технических достижений и заинтересованными предпринимателями. Национальные рынки находятся в постоянном взаимодействии с международным рынком лицензий и отражают происходящие на нём процессы. Специфика лицензионной торговли в стране до принятия нового патентного закона Российской Федерации состояла в том, что при унитарной планово-распределительной системе ведения хозяйства отсутствовала внутренняя торговля лицензиями и не существовал национальный рынок лицензий. Отечественные заинтересованные организации осуществляли операции по закупке и продаже лицензий только на международном рынке. В международной статистике нет данных, свидетельствующих о размерах производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за исключением лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям некоторых видов продукции. Для характеристики мирового рынка лицензий несомненный интерес представляет его отраслевая структура. Формирование отраслевых рынков определяется тенденциями развития и структурными изменениями в мировой экономике, специализацией производства и концентрацией НИОКР и изобретательской деятельности в наукоёмких отраслях производства, где производятся товары с высокими потребительскими свойствами. Взаимосвязь объёмов и направлений вложений средств на НИОКР с состоянием и направлениями развития отраслевых рынков лицензий нетрудно проследить путём анализа имеющихся статистических данных, хотя воздействие НИОКР на лицензионную торговлю проявляется, как правило, не сразу, а через период (3-5 лет), необходимый для освоения и использования изобретений его владельцами, выхода на рынок и внедрения новой технологии у покупателя лицензий. К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий относятся концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами. Современное значение мирового рынка лицензий для разных стран мира состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими достижениями науки и техники между конкурирующими предпринимателями. Его формирование обеспечивает качественные изменения в характере и путях использования нововведений в мировом хозяйстве. В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране. 1.3. Формирование внешнеторговой цены Мировой рынок характеризуется множественностью применяе­мых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют: 1. цены по обычным коммерческим сделкам с платежом: в свободно конвертируемой валюте, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; 2. цены по клиринговым соглашениям; 3. цены по программам в рамках государственной помощи и др. При этой множественности цен под собственно мировыми пони­маются цены, по которым производятся крупные экспортно-импорт­ные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. При этом операции должны: 1. осуществляться на регулярной основе, поскольку цены сделок, носящих случайный, эпизодический характер, не являются предста­вительными; 2. носить раздельный коммерческий характер, т.е. не учитываются операции встречной торговли, поставки товаров в рамках государст­венной помощи и т.п., «связанный» характер которых существенно влияет на цены; 3. выполняться в условиях свободного торгово-политического режима, т.е. в качестве мировых не могут служить, например, цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»);
4. осуществляться в свободно конвертируемой валюте. Нет универ­сального, точного метода определения стоимости нематериаль­ных активов, поскольку каждый из них настолько индивидуа­лен, что невозможно создать математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости рассматриваемого нематериального актива.
Кроме того, на стоимость нематериальных активов влияет множество самых разнообразных факторов. Тем не менее, прак­тикующим экспертам-оценщикам необходимо знать о теоре­тических разработках в этой области и по возможности исполь­зовать результаты этих исследований в своей практической работе. Сложность оценки объектов интеллектуальной собственно­сти обусловлена, в первую очередь, трудностями количествен­ного определения результатов коммерческого использования данного объекта, находящегося на той или иной стадии разра­ботки, промышленного освоения или использования, в силу влияния многих, порой разнонаправленных по своему воздей­ствию факторов. Как свидетельствует практика, из 100 охра­няемых объектов промышленной собственности (т. е. из тех, на которые получены соответствующие патенты или свиде­тельства) лишь 2-3 при их коммерческом использовании дейст­вительно оказываются ценными и приносят высокие прибыли и до 10 позволяют восполнить затраты на их разработку. Ос­тальные охраняемые объекты промышленной собственности — убыточные. Для практической оценки стоимости нематериальных акти­вов специалисты рекомендуют затратный, доходный и комбинированный подходы, обычно используемые в оценке других видов активов. Доходный подход основан на определении текущей стоимости будущих доходов. Первый метод – метод избыточных прибылей - используется для оценки гудвилла (деловой репутации). Задача оценщика – определить ось вокруг, которой колеблется цена предстоящей сделки. Оценка ведется по принципу «большого котла», т.е. все преимущества соединяются и усиливают друг друга. Метод освобождения от роялти используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти). Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Согласно данному методу стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущие стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Размер роялти определяется на основании анализа рынка. Формула стоимости патента или лицензии на базе роялти имеет следующий вид: РE = SI=T Vi * Ri* Zi * K¶ , где I=1 Vi – объем определяемого выпуска продукции по лицензии в i-м году (шт., кг, м3); Ri – размер роялти в i-м году, усл.ед.; Zi – продажная цена продукции по лицензии в i-ом году, усл.ед.; T – срок действия лицензионного договора, лет; i – порядковый номер рассматриваемого периода действия лицензионного договора; K¶ - коэффициент дисконтирования. Метод дробления прибыли применяется при оценке лицензии. Этим методом стоимость лицензии определяется как доля лицензиара в дополнительной прибыли полученной в результате применения ОИС право на использование, которого передается при заключении лицензионного договора. Рлиц = SI=T(Пр1 – Пр2)i* Vi* Дл-р * Kд, , где I=1 Рлиц - стоимость лицензии, SI=T (Пр1 – Пр2)i - дополнительная прибыль на единицу продукции, I=1 Vi - объем продаж в физических единицах, Дл-р - доля лицензиара, Kд - фактор текущей стоимости, T - количество прогнозных лет. В мировой практике при заключении лицензионных договоров доля лицензиара устанавливается в пределах от 10 – 30%. Для определения доли лицензиара учитывают пять ценообразующих факторов: 1. Показатель территории. 2. Показатель объема прав по лицензии. 3. Показатель правовой охраны. 4. Показатель патентной чистоты 5. Показатель объема передаваемой документации. Метод преимущества в прибылях часто применяется при оценке стоимости изобретений. Стоимость изобретения определяется тем преимуществом в прибыли, которое ожидается получить от их использования. Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, обусловленная оцениваемым объектом интеллектуальной собственности. Она равна разности между прибылью, полученной при использовании изобретений, и той прибылью, которую производитель получает от реализации продукции без использования изобретения. Это ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода его получения. Таким образом стоимость изобретения можно рассчитать по формуле: Рлиц = SI=T (Пр1 – Пр2)i * Vi * Kд, , где I=1 Рлиц - стоимость лицензии, SI=T (Пр1 – Пр2)i - дополнительная прибыль на единицу продукции, I=1 Vi - объем продаж в физических единицах, Kд - фактор текущей стоимости, T - количество прогнозных лет. Для расчета дополнительной прибыли в рамках данного метода может быть использована методика метода освобождения от роялти (модификация вторая). Рыночный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы аналогичного типа. Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, кото­рой должен достичь нематериальный актив на конкурентном и открытом рынке с соблюдением всех условий справедливой торговли, сознательных действий продавца и покупателя, без воздействия незаконных стимулов. Комбинированный метод сочетает в себе как методы доходного, так и затратного подходов и используются преимущественно для оценки объектов интеллектуальной собственности, вносимых в уставный капитал предприятия. Базовая формула: Соис = [(Зр +Зпо+ Зм) * (1 + Ретабельность/100) * Кмс * Ктэз * Аr*роялти] * Rриски, где Соис – стоимость объекта интеллектуальной собственности, ден. ед.; Зр - приведенные затраты на разработку, ден. ед; Зпо - приведенные затраты на правовую охрану, ден. ед; Зм - приведенные затраты на маркетинг, ден. ед; Кмс - коэффициент морального старения; Ктэз - коэффициент технико – экономической значимости; Аr - приведенная величина в выручке от реализации продукции, произведенной с помощью объекта интеллектуальной собственности в рамках прогнозного периода; Rриски – коэффициент распределения вероятности от уровня внедрения лицензионной технологии. На практике используют несколько видов расчетов за лицензии: - периодические процентные отчисления («роялти») от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции; - одноразовые вознаграждения («паушальные платежи») - определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.
Паушальный платеж может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого-либо риска.
При продаже форматов дистрибьюторам обычно фиксированная цена невелика, чаще всего деньги делаются на роялти (ниже будет показан пример расчета роялти). И, как правило, покупается только лицензия, а производство оплачивается спонсорами. Разброс цен на форматы – гигантский. Все зависит от трех факторов: успеха шоу за рубежом, населения в стране и объема рекламного рынка[2]. В среднем цены на «затяжные» сюжетные реалити-шоу (такие как «Большой брат» и «Фабрика звезд», в которых около 100 серий) колеблются в пределах от $3 тыс. до $5 тыс. за серию, а малосерийные шоу (например, «Последний герой», состоящий из 13 эпизодов) обходятся примерно $50 тыс. Если формат «долгоиграющий» (нет начала и конца, а каждый выпуск программы представляет собой законченное произведение), то платить надо за каждый снятый по импортной технологии эпизод. От $5-7 тыс. «комиссионных» за серию среднерейтинговой передачи (типа «Свидания вслепую») до $70 тыс. за эпизод суперуспешных проектов (вроде «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Форт Байярд», где арендуется еще и место действия). Самыми дорогими считаются уже названные выше сюжетные реалити. Доход шоу в стране-производительнице (данном случае России) в настоящее время приносят спонсоры, реклама в перерывах и SMS-голосования. Один только сезон реалити приносит более $1 млн. на SMS­-голосованиях и телефонных звонках. В целом, средний доход шоу на российском рынке за сезон колеблется от $1 млн. до $4 млн. От покупателей «Endemol» просит от 4 до 8 % от стоимости производственных затрат[3]. В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует «разумной компенсации» или «разумных роялти» в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности. Роялти (англ. royalty) - периодические отчисления в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются организацией-лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. В международной практике размер роялти определяют эмпирически — путем установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной статистики на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные ставки роялти. В связи с этим возникает, например, проблема обоснования отдельных экономических показателей при расчете цены лицензии применительно к нашим рыночным условиям. Один из наиболее общих способов, которым оценивается компенсация - это «разумные роялти», которые, как определяет суд, должны быть уплачены ответчиком патентовладельцу, как если бы тот первоначально представил добровольную лицензию. При этом специалисты считают, что не существует каких либо определенных формул или точных правил, в соответствии с которыми патентное ведомство или суд могли бы принять справедливое решение о том, какое вознаграждение «разумно». В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии («Лицензиата») в пользу продавца лицензии («Лицензиара»). Наиболее широко в международной лицензионной торговле используются два основных метода расчета цены лицензии: 1. на основе размера прибыли Лицензиата; 2. на базе роялти. При расчете цены лицензии на основе размера прибыли Лицензиата исходят из того, что размер выплат Лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой Лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом доля Лицензиара колеблется в довольно широких пределах от 10 до 50% прибыли Лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными из которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность патентной охраны и размер прибыли. При этом считается, что если объект лицензии еще не готов к промышленному или коммерческому использованию, а основную ценность представляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то тогда доля Лицензиара в прибыли Лицензиата составляет 20%, если объектом является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то, при исключительной лицензии (при передаче всех прав), доля Лицензиара может составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (Лицензиату передается только право на использование с сохранением прав у Лицензиара) 20 - 30 %. При расчете цены лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и, соответственно, размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (Лицензиару) традиционно определяют как определенный процент отчислений («Роялти») в зависимости от стоимости произведенной и реализованной продукции по лицензии. В лицензионных соглашениях ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции. Как правило, она исчисляется по формуле где Ср - ставка роялти, R - годовая сумма роялти; S - годовая стоимость чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин, и составляет 2-10%. Тогда цена лицензии определяется по формуле: где Vi – объем выпуска продукции Zi – цена единицы продукции Ri – размер роялти Т – расчетный срок заключаемого соглашения В практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не расчетным путем, а эмпирически - путем установленных в мировой практике для различных отраслей промышленности усредненных размеров роялти - так называемых «стандартных» роялти. Расчет роялти по величине рентабельности производства и доли в прибыли лицензиата. В соответствии с теорией К. Маркса цена промышленной продукции (товара), производимой и реализуемой по лицензии, может быть определена по формуле: (1) Ц - общая цена всей произведенной и реализованной Лицензиатом продукции по лицензии, руб.; С - производственная себестоимость производства и реализации продукции по Лицензии, руб.; Пр. л-та - прибыль Лицензиата от производства и реализации продукции по лицензии, руб. Рентабельность промышленного производства и реализации продукции по лицензии можно определить как отношение величины прибыли Лицензиата (Пр.л-та) к себестоимости производства и реализации продукции по лицензии (С) по формуле: (2) где Рент. - рентабельность производства и реализации Лицензиатом продукции по лицензии; После преобразования формулы (2) выражение прибыли Лицензиата Пр.л-та можно представить следующей формулой:
(3) В то же время величину прибыли Лицензиара (Пр л-ра) можно также выразить через часть (долю) от общей прибыли Лицензиата (Пр л-та), получаемой им от производства и реализации продукции по лицензии по формуле:
(4) где: Д - доля (часть) прибыли Лицензиара (Пр. л-ра) в общем объеме прибыли Лицензиата (Пр. л-та) от производства и реализации продукции по лицензии, %. По определению роялти представляет собой отношение величины отчислений в пользу Лицензиара (Пр. л-ра) к величине общей стоимости произведенной и реализованной Лицензиатом продукции по лицензии (цене продукции, Ц), что может быть выражено следующей формулой: (5) где: Роялти - ставка роялти как отношение отчислений Лицензиару (прибыли Лицензиара) от общего объема произведенной и реализованной продукции по лицензии (цены продукции по лицензии). Подставляя в формулу (5) выражение прибыли Лицензиара Пр л-ра из формулы (4) и выражение цены продукции по лицензии Ц из формулы(1), получим: (6) Подставляя в формулу (6) выражение прибыли Лицензиата (Пр.л-та) из формулы (2), получим: Таким образом, численное значение величины ставки роялти можно рассчитать как отношение произведения рентабельности (Рент.) и доли Лицензиара в общей прибыли Лицензиата (Д) к сумме единицы и значения рентабельности производства и реализации продукции по лицензии (1 + Рент.). (7) Доля Лицензиара в прибыли Лицензиата от производства и реализации может быть выбрана в зависимости от объема передаваемых прав, степени готовности объекта лицензии и наличия патентной охраны, которые в конечном итоге должны отражать предпринимательские риски коммерческого успеха при организации промышленного использования интеллектуальной собственности, выпуска и реализации продукции по лицензии. Анализ функциональной зависимости величины роялти от величины рентабельности производства продукции по лицензии по формуле (7) объясняет тенденцию снижения значений величин роялти для материалоёмких и ресурсоёмких производств, в которых повышенная величина себестоимости производства и реализации продукции по лицензии приводит к увеличению себестоимости производства продукции и к снижению значения рентабельности для одной и той же массы прибыли. При этом становится объяснимым также увеличение значений величин роялти для новых наукоемких технологий, поскольку передовые наукоемкие научно-технические разработки способствуют (за счет использования новых материало- и ресурсосберегающих технологий) снижению себестоимости производства продукции, что, соответственно, увеличивает норму рентабельности при одной и той же массе прибыли. 2. Анализ законодательства, регулирующего международный обмен объектами интеллектуальной собственности Государственное регулирование лицензионной торговли в капиталистических странах имеет цели: 1) создать оптимальные условия для прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных фирм объектов промышленной собственности; 2) обеспечить доступ в страну передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных предпринимателей от зарубежных монополий. Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются: национальное правовое законодательство, финансирование и государственное регулирование патентно-лицензионного обмена. В сфере международных отношений регулятором выступает международное право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом международных конвенциях, договорах и соглашениях. Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче технологии законы, постановления, правила, административные решения, которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать, дополнять и изменять. В российском законодательстве есть одна заповедная зона, куда не только обычные граждане, но и юристы заходят с большой осторожностью. Эта зона – право интеллектуальной собственности. Как отмечают юридические деятели, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются. Действующее же законодательство является излишне усложненным. Так только законодательство в сфере информации охватывает свыше 500 нормативно-правовых актов. Незавершенность законодательства об интеллектуальной собственности подчеркивает и то, что до сих пор ведутся дебаты о проекте раздела об интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации. И все это на фоне того, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше и больше объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, одной из ключевых проблем современной России является правовое и социально-экономическое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальный труд существовал всегда. Однако юридическое закрепление этой категории происходит далеко не с самым зарождением правовых норм, а ее совершенствование продолжается и в настоящее время. В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991-92 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности, основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: «Патентный закон Российской Федерации»; Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем». В 1993 г. был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст.44 Конституции. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (ст.71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994 г., имеются отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г., Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией. Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами.
Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (ст.138 Интеллектуальная собственность), устанавливающий общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако ГК РФ отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.
В качестве источников правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении, тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Анализируя современную систему источников правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что они образуют четыре относительно самостоятельных группы источников, опосредующих отношения в областях авторского и смежных прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, и в основании которых положены нормативно-правовые акты, имеющие характер общезначимых и принципиальных для всех институтов интеллектуальной собственности. В тоже время важно подчеркнуть, что в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового акта, призванного отразить вслед за Конституцией РФ ведущие начала нормотворчества в данной сфере общественных отношений. Поэтому одним из направлений совершенствования современного законодательства об интеллектуальной собственности является принятие кодифицированного нормативного акта. В настоящее время не существует специальных кодифицированных норм направленных на защиту объектов интеллектуальной собственности в общем (возможно этот вопрос будет решен с принятием раздела об интеллектуальной собственности части третьей ГК РФ), однако применимы общие правила ГК РФ о защите нарушенных прав, а также соответствующие нормы специальных законов. В юридической литературе выделяют две формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. К неюрисдикционной форме относиться предусмотренная ст. 14 ГК РФ самозащита. В соответствии с законом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Выбирая юрисдикционную форму защиты, лиц, чьи права нарушены или оспариваются, прибегает к помощи правоохранительных органов. Основным нормативным актом, содержащим правила о защите прав на объекты интеллектуальной собственности в настоящее время является Закон «Об авторском праве и смежных правах» (раздел V). Ст.18 Закона закрепляет: за нарушение… авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон говорит о гражданской, уголовной и административной ответственности и отсылает к нормам соответствующих отраслей законодательства. Вообще, фактически для каждого объекта интеллектуальной собственности присущи наличие разноотраслевых способов защиты нарушенных прав. Так, способы защиты прав владельцев средств индивидуализации могут быть гражданско-правовыми и уголовно-правовыми. Кроме того, применяются также общие меры гражданской ответственности, предусмотренные ГК РФ. В частности, поскольку нарушение этих прав является деликтом, применимы нормы общих положений о возмещении вреда (ст. 1064-1083 ГК РФ). Применимы также общие нормы о защите гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). По общему правилу, защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. При этом автор освобожден от уплаты гражданско-правовой пошлины. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор может быть разрешен в арбитражном суде. По соглашению спорящих сторон возникший между ними спор может быть передан также на рассмотрение третейского суда. Нарушение исключительных прав может произойти как в рамках заключенного договора, так и вне рамок договора. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. В системе государственного регулирования лицензионной торговли важное место занимает экспортный контроль над передачей технологии, являющейся составной частью национального законодательства о контроле за экспортом. В основе этого контроля – так называемая «критическая технология», передача которой иностранным государствам, по мнению контролирующих органов, может привести к потере научно-технического приоритета и нанести ущерб стратегическим целям страны. Регулирование экспортного контроля осуществляется на национальном и международном уровне. Принятое Постановление правительства Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров, исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений, ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной техники. Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам. В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» отказался от конструкции авторства юридических лиц на произведение. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Верховного Совета РФ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепередач, в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав. По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных законом пределах. Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. Условия и порядок применения мер административной ответственности за нарушение авторских прав в Российской Федерации устанавливаются ст. 48—49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г., Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению с Всемирной конвенцией. Для каждой из областей интеллектуальной собственности Соглашение ТРИПС определяет минимальные стандарты защиты, обязательные для всех стран, которые являются членами данного соглашения, учитывающие прежде всего требования, закреплённые конвенцией, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Парижской конвенции по охране интеллектуальной собственности и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Кроме того, соглашение сдержит положения, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, которые не регулируются упомянутыми выше Бенской и Парижской конвенциями. ВОИС - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций - занимается развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества между государствами и выполнением различных международных договоров, относящихся к правовым и административным аспектам интеллектуальной собственности. Для защиты интеллектуальной собственности во всем мире ВОИС способствует заключению новых международных договоров и модернизации национальных законодательств, поощряет административное сотрудничество между странами, оказывает техническую помощь развивающимся странам и содержит службы, облегчающие международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству предоставляет услуги для урегулирования споров частным лицам и компаниям. С 1999 года Центр предоставляет услуги по урегулированию споров, возникающих в связи с регистрацией и использованием наиболее распространенных типовых названий доменов в Интернете. Значительная часть деятельности ВОИС и ее ресурсов направлена на налаживание сотрудничества. ВОИС предлагает развивающимся странам свои разносторонние услуги для использования международных патентов, регистрации товарных знаков и депозитов промышленных образцов. Она поощряет развивающиеся страны в полном объеме использовать интеллектуальную собственность для развития творческой деятельности внутри своих стран, для приобретения иностранной технологии и использования литературных и художественных произведений иностранного происхождения, а также облегчения доступа к научно-технической информации, содержащейся в миллионах патентных документов. Осуществляемое ВОИС сотрудничество выражается в основном в консультациях, обучении и предоставлении документов и оборудования. Консультации предоставляются персоналом и консультантами ВОИС в ходе международных встреч, организованных ВОИС. В обучение входят организация курсов, проведение семинаров и практических занятий, а также подготовка кадров по индивидуальным программам[4]. 3. Выбор иностранного партнера 3.1. Выбор страны-партнера После принятия стратегического решения об экспорте (импорте) определенного товара встает задача поиска и подбора наиболее вероят­ных покупателей (продавцов) за рубежом. Первоочередное внимание на этом этапе подготовки сделки обычно уделяется выбору страны про­дажи (покупки) товара из возможной группы стран. При этом необходимо исходить из наличия и характера международных обязательств России, вытекающих из торгово-экономических соглашений с соот­ветствующими государствами. При выборе страны продажи экспортного товара учитываются та­кие факторы, как существующие в конкретных странах торгово-политические, социально-экономические, валютно-финансовые условия, таможенно-тарифные и технические требования, текущий и потенци­альный спрос на данный товар, емкость рынка и условия сбыта товара, специфические требования потребителей к качеству товара, его упа­ковке, оформлению технической документации, сложившуюся систе­му продвижения товара к потребителям, фирменную структуру данно­го рынка и, конечно, уровень внутренних цен. Этими факторами в ко­нечном итоге определяется возможность и степень эффективности реализации экспортного товара в той или иной стране. Наряду с выбором страны продажи или покупки чрезвычайно ва­жен выбор конкретных иностранных контрагентов: при экспорте — покупателей российского товара, а при импорте — продавцов ино­странного товара[5]. Я выбрала Нидерланды по нескольким причинам: во-первых, это одна из наиболее развитых стран мира, во-вторых, Россия и Нидерланды давно и относительно успешно сотрудничают и, в-третьих, фирма «Endemol», которую я выбрала, находится именно там.
Торгово-экономические отношения России и Нидерландов имеют длительную историю. Особой вехой в этих отношениях явилось «Великое Посольство» Петра I, прибывшего в Голландию в 1697 г. для изучения кораблестроения. Однако интересы русского царя оказались гораздо шире. Амстердамский бургомистр Николас Витсен ввел его в круг ученых, промышленников, ценителей искусства, многие из которых затем по приглашению Петра отправились из Голландии в Россию для передачи опыта и развития двусторонней торговли. Осенью 1703 г. в Петербург прибыл первый голландский корабль, доставивший особо ценные грузы - соль и вино - до этого голландские корабли заходили только в порт Архангельска. В честь такого события царь Петр принял решение в духе торгового либерализма: разрешил продавать привезенные товары без уплаты пошлин. А спустя год - в 1704 г. - в Москву из Голландии были привезены два часовых механизма, установленных позже на башнях Кремля. Развивались в то время и первые инвестиционные проекты: в 1719 г. был издан указ Петра о постройке в Петербурге пивоварни по голландскому образцу[6].
Торгово-экономические отношения России и Нидерландов характеризуются стабильностью, интенсивным и позитивным развитием. Сегодня Нидерланды являются крупнейшим прямым инвестором в экономику России и вторым по значимости (после Германии) торговым партнером. Голландская торговая политика в отношении России характеризуется бесконфликтностью и позитивными тенденциями. В целом в Нидерландах существует доброжелательное отношение к России, интерес к ее истории и традициям. Возникающие проблемные вопросы двусторонних отношений в значительной мере решаются в рамках двусторонней Смешанной Комиссии по экономическому сотрудничеству, очередное заседание которой прошло в декабре 2003г. в Гааге. Успешно развивается межрегиональное сотрудничество. В 2004г. в Нидерландах состоялись презентации Свердловской и Московской областей, после чего прошла торгово-экономическая миссия Нидерландов в эти регионы. В мае 2005г. в Амстердаме состоялась презентация инвестиционных возможностей Калужской области. Наряду с динамичной внешней торговлей успешно развивается российско-голландское инвестиционное сотрудничество. Нидерланды входят в число стран, постоянно осуществляющих значительные инвестиции в российскую экономику. В 2005 году получила дальнейшее развитие позитивная динамика российско-голландского инвестиционного сотрудничества. Совокупный объем нидерландских капиталовложений в российскую экономику к 1 июля 2005 года составил 14,2 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции 11 млрд долларов. По этому показателю Голландия занимает второе место после Кипра. В России имеется более 200 представительств голландских фирм, а число предприятий с участием голландского капитала, по данным Минэкономразвития, превысило 800. Общий объем товарооборота в прошлом году составил 22,5 млрд долларов. Как заявил накануне Путин, в этом году эта цифра может достичь 30 млрд долларов. Доля Нидерландов во внешнеторговом обороте России составила 8,1%. Нидерланды поддерживают процесс присоединения России к ВТО. Как отмечают в МЭРТ, голландские компании не выступают инициаторами антидемпинговых процедур или каких-либо других ограничительных мер, вводимых в ЕС в отношении российских товаров. Нидерланды вошли в число трех западно-европейских стран, инициировавших повышение кредитного рейтинга России. Одним из важнейших направлений развития торгово-экономических отношений между Россией и Нидерландами является сотрудничество в области энергоресурсов. Нидерланды являются для России ключевым западноевропейским пунктом распределения своих экспортных сырьевых товаров, таких как сырая нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы (никель, алюминий, медь, цинк), древесина. В свою очередь, расширение сотрудничества с Россией в этой области предоставляет Нидерландам определенную независимость от поставок нефти и природного газа из стран ОПЕК. Имеются благоприятные возможности для сотрудничества в области высоких технологий. Россия заинтересована в совместном с голландской стороной создании венчурных фондов, предоставляя им доступ к новейшим российским разработкам[7]. 3.2. Выбор фирмы-партнера Исключительно важное значение придается выбору государства для зарубежного предпринимательства. Принятию решения об организации заграничного филиала в какой-либо стране предшествует изучение условий потенциальных принимающих стран в четырех главных аспектах: рыночном, экономическом, специфики местных условий и конкурентоспособности. К благоприятным факторам в рыночном аспекте относятся: объем рынка, высокие темпы роста спроса на предполагаемые к выпуску из­делия или намечаемые к предоставлению на местном рынке услуги, наличие крупных потребителей, продолжительность жизненного цикла интересующих иностранного инвестора товаров и услуг, поло­жительное восприятие его рекламы местными потребителями, возмож­ность интернационализации сбытовой сети, включая использование каналов сбыта респектабельных фирм, занимающих прочные позиции на исследуемом рынке. На положительное решение о выборе той или иной страны в каче­стве принимающей в экономическом аспекте влияют такие факторы, как сокращение издержек производства и сбыта в результате увеличе­ния размаха предпринимательской деятельности в международном масштабе, возможность получения научно-технической и коммерчес­кой информации из широкого круга источников, сокращение затрат на НИОКР в расчете на единицу выпускаемой продукции. К местным условиям предпринимательской деятельности относятся обычаи принимающей страны: законодательство, включая таможен­ный тариф, импортные и экспортные квоты, местные нормы и стан­дарты, процедуры, связанные с импортом товаров и услуг, условия патентования товарного знака и знака обслуживания[8]. Я выбрала компанию «Endemol N.V.», головной офис которой, как уже было сказано выше, находится в Нидерландах. Активно работая в 24 странах, на пяти континентах, «Endemol» является мировым лидером в развлекательном телевидении. Основная задача компании заключается в поддержке и расширении лидирующей позиции в развлекательных программах на мировой арене коммерческого сетевого телевидения. Политика компании заключается в создании новых концепций и генерации идей развлекательного телевидения, творческая деятельность ведется непрерывно. «Endemol» достигла мирового лидерства благодаря правильному управлению и знанию мирового рынка, а также созданию высококачественной продукции, фирменный стиль которой узнаваем во всем мире. Успех, по большей части, обусловлен следующими действиями: 1. Творческая и интеллектуальная собственность: в компании работают исключительно профессионалы; для полного развития творческой деятельности имеются особые условия для персонала. 2. Производственный опыт: производственные возможности отвечают высоким требования и тем самым отличают компанию от многих конкурентов, в том числе помогают в защите от подделок. Благодаря большому опыту работы, «Endemol» может производить один формат сразу в нескольких странах.
3. Вещание на весь мир: сеть компаний в 24 странах на 5 континентах позволяет филиалам приносить прибыль как от производства самих форматов, так и от географического и экономического положения страны. Филиалы первоначально сфокусированы на своем внутреннем рынке, но также иногда сотрудничают, они обмениваются продукцией, ноу-хау и передовой практикой.
4. Предпринимательское управление: особенности управления позволяют лучше сосредотачивать внимание на внутреннем рынке и в тоже время осуществлять наиболее полный контроль за деятельностью филиалов. Наша продукция – это контент для вещателей. В линию производимых программ входят: 1. ТВ, не заданное сценарием: от игровых до реалити-шоу (например, «Кто хочет стать миллионером?», «Большой брат», «Фабрика звезд»); 2. сценарное ТВ: субжанры, такие как драматические и сентиментальные постановки; 3. цифровое вещание. Творческие группы не только разрабатывают новые идеи, но и занимаются адаптацией известных форматов для каждого рынка. В настоящее время библиотека «Endemol» содержит более 900 не заданных сценарием форматов и свыше 150 форматов сценарного телевидения (для примера, база всех форматов в России состоит из 600 наименований). Компания имеет сильную позицию в сценарном вещании в Италии, Испании и в Нидерландах и полагает дальнейший рост и на других рынках. Сценарное вещание обычно потенциально более прибыльно, чем не сценарное, благодаря большему жизненному циклу. Платформы цифрового вещания представляют собой использование уже известных торговых марок и производство новых программ для сети Интернет и сотовых телефонов. На данном этапе развития практически нет прибыли, но рост ожидается с включением в вещание интерактивного вещания (т.е. участие зрителей в формировании контента). Также, компания недавно вышла на новый уровень производства – заказная продукция для цифрового вещания. Краткая справка на фирму[9]: № параметры Содержание 1 Полное и сокращенное наименование фирмы Endemol N.V. 2 Почтовый адрес фирмы Bergweg 70, 1217 SC PO BOX 678, 1200 AR Hilversum, The Netherlands Tel: +31 (0) 35 53 99 999 3 Почтовый адрес представительства в России Москва, 10100, Большой Златоустинский пер., № 1/1, оф. 100 Тел.: 8 495 926 5746 4 Владельцы Telefónica S.A. 5 Схема и организация структуры аппарата управления Joaquim Agut Bonsfills, президент Peter Bazalgette, креативный директор Tom Barnicoat, исполнительный директор 6 Состав руководящего совета Santiago Fernandez Valbuena Luis Badia Almirall Gert Smit 7 Место фирмы на мировом рынке Занимает лидирующую позицию 8 Величина акционного капитала 125000000 акций номиналом €0,10 каждая 9 История развития Появилась в 1994 году слиянием 2-х продюсерских центров, с 2000 г. является частью испанской компании Telefónica S.A., на сегодняшний момент является лидером в своей области 10 Основные товары, работы, услуги Продукты творческой деятельности и интеллектуальная собственность 11 Ассортимент Более 900 форматов реалити-шоу и более 150 форматов сериалов 12 Важнейшие фирмы-конкуренты Sony Pictures Television International Celador Productions Ltd. Fox World Fremantle Media Enterprises, Ltd. 13 Связи с другими фирмами или организациями Возможно сотрудничество и/или обмен технологиями с другими фирмами и вещательными центрами 14 Правовое положение фирмы Открытая торговая компания (АО) 15 Характер собственности Является частью Telefonica S.A. В настоящее время «Endemol» продала лицензии на российский медиарынок на такие форматы, как: «Большой брат», «Фабрика звезд», «Кто хочет стать миллионером?», «Танцы со звездами», «Фабрика красоты», «Фактор страха», «Слабое звено», «Своя игра», «Последний герой», фильм «Знаки любви» и другие. Заключение Обращаясь к понятию интеллектуальной собственности и его содержанию, необходимо отметить, что данная категория обладает достаточно длительной историей своего развития, обязанный своим появлением общим закономерностям развития общества, имеющим доминантой эволюционный путь. Этапы развития института интеллектуальной собственности объясняются прежде всего экономическими условиями и правовыми традициями каждой конкретной страны и обусловлены ими. Россия в этом отношении не является исключением. Итак, была рассмотрена одна из наиболее быстро развивающихся областей международной торговли – торговля нематериальными активами, т.е. технологиями и ноу-хау. Акцент был сделан на торговлю лицензиями, т.к. это наиболее перспективный и наиболее эффективный способ передачи технологии. В настоящее время можно говорить об экспоненциальном развитии высоких технологий, больших затратах на научно-исследовательскую работу в целом в мире и постоянно увеличивающемся обороте нематериальных активов предприятий, т.е. знаний и ноу-хау, права на которые закрепляются патентами и распространяться при помощи торговли лицензиями. В настоящий момент в каждой экономически развитой стране оборот торговли лицензиями увеличивается, т.к. все понимают, что от этого зависит благосостояние страны в будущем.
Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.
Восприятие интеллектуального продукта (изобретения) как категории собственности, введение специального ее обозначения в мировой практике как промышленной собственности, понимание необходимости ее охраны и защиты стало значительным шагом в развитии общества, позволило законодательно регулировать правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием изобретений и других интеллектуальных продуктов. В данной курсовой работе была рассмотрена международная торговля объектами интеллектуальной собственности (в частности лицензиями) как сфера экономических отношений в обществе. Показаны примеры расчета роялти, т.к. основная прибыль исходит именно от этих платежей, а также проанализировано законодательство, регулирующее технологический обмен. На примере нидерландской компании «Endemol» была рассмотрена эта сфера деятельности более подробно. Список литературы: 1. Овчинников Г.П. Международнаяэкономика: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999 2. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник, 2е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001 3. Международная торговля: учеб. пособие / Е.В. Вавилова, Л.П. Бородулина. – М.: Гардарики, 2006 4. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – 2-е изд., с изм. – М.: Экономистъ, 2005 5. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева – М.: Финансы и статистика, 2001 6. Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2000 7. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.12.2004) 8. «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.2002 № 3517-1 (ред. от 07.02.2003) 9. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском праве и смежных правах» 10. Официальный сайт издательства «Коммерсантъ»: http://www.kommersant.ru 11. Официальный сайт журнала «Профиль»: http://www.profile.ru 12. Материалы сайта «ВнешМаркет – внешнеэкономическая деятельность»: http://www.vneshmarket.ru 13. Материалы сайта «Российский деловой портал Альянс Медиа»: http://www.allmedia.ru 14. Официальный сайт компании «Endemol N.V.»: http://www.endemol.com 15. Информационно поисковая система «Экспортные возможности»: http://www.exportsupport.ru 16. Официальный сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org [1] Овчинников Г.П. Международнаяэкономика: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999 [2] Официальный сайт издательства «Коммерсантъ»: http://www.kommersant.ru [3] Официальный сайт журнала «Профиль»: http://www.profile.ru [4] Официальный сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org [5] Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – 2-е изд., с изм. = М.: Экономистъ, 2005 [6] Материалы сайта «Российский деловой портал Альянс Медиа»: http://www.allmedia.ru [7] Материалы сайта «ВнешМаркет – внешнеэкономическая деятельность»: http://www.vneshmarket.ru [8] Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2000 [9] Официальный сайт компании «Endemol»: http://www.endemol.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.