Содержание
Введение
Основная часть
1. Историческая справка
2. Экономико-политическое сотрудничество России со странами Латинской Америки
3. Торгово-экономическое сотрудничество
Заключение
Интернет-источники
Введение
Латиноамериканские страны вступили в XXI век в обстановке глубоких сдвигов во всех без исключения областях общественной жизни. Знаковые перемены происходят в экономике, неузнаваемо (по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия) меняется внутриполитическая ситуация, серьезными подвижками отмечена международная деятельность основных государств региона. Все это в совокупности создает весьма неординарную ситуацию, трансформирует облик Латинской Америки, открывает перед ее народами новые альтернативные перспективы, но, одновременно, рождает и дополнительные вызовы, на которые латиноамериканские элиты и общества в целом должны дать убедительные ответы.
Регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) последовательно укрепляет свои позиции как один из центров влияния и хозяйственного роста в формирующемся многополярном мире. Речь идет о 33 суверенных государствах с общим населением, приближающимся к 600 млн. человек, суммарным ВВП – более 2 трлн. долл., объемом внешней торговли – свыше 1,2 трлн. долл. и долей промышленной продукции в экспорте, составляющей порядка 65%.
Разумеется, на сегодняшний день ни одна из стран Латинской Америки не входит в группу мировых лидеров первой линии, но в совокупности регион оказывает существенное влияние на глобальную политику и экономику благодаря растущему хозяйственному потенциалу, значительному населению и огромным природным ресурсам. Новый имидж Бразилии как одной из восходящих стран-гигантов (по оценке ЦРУ, Бразилия станет великой мировой державой к 2020 г.), мощная внешнеторговая экспансия Мексики, мировой вес АПК Аргентины и энергетического сектора Венесуэлы, общепризнанные экономические успехи Чили – все эти и другие факторы «работают» на повышение удельного веса Латинской Америки на международной арене и придают ей высокую глобальную значимость.
Человечество сегодня не может обойтись без экспортируемого Аргентиной и Бразилией продовольствия, без латиноамериканской нефти, меди, сои, кофе, тропических фруктов и многих других товаров, поставляемых странами ЛАКБ на мировой рынок.
Ощутимо возрастает и внешнеполитическая роль Латинской Америки, степень ее самостоятельности в международных делах. Еще совсем недавно, в последнее десятилетие ХХ века, большинство стран региона однозначно ориентировались на США, декларировалось даже установление так называемых «кровных отношений», что позволило Вашингтону прочнее «привязать» к себе южных соседей, в частности, путем учреждения под своей эгидой интеграционных группировок и подписания серии соглашений о свободной торговле. 1 января 1994 г. была образована Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Окрыленный успехом Белый дом уже в декабре того же года на Саммите Америк в Майами добился единодушного одобрения амбициозного мегапроекта – создания к 2005 г. Зоны свободной торговли Америк (АЛКА) с участием всех латиноамериканских государств от Рио-Гранде до Огненной земли. Тем самым вашингтонские стратеги планировали закрепить южную часть Нового света в качестве неисчерпаемого экономического резерва американского бизнеса и обеспечить свои ТНК весомыми и долгосрочными преимуществами в острейшей глобальной конкуренции с европейскими и азиатскими корпорациями.
Однако принятая «дорожная карта» формирования АЛКА не была выполнена, и события в Латинской Америке на рубеже веков стали развиваться по другому сценарию. Группа ведущих государств региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла) взяла курс на преимущественное развитие не панамериканской, а латиноамериканской интеграции, в частности, на основе расширения Общего рынка юга – МЕРКОСУР[1] – и на диверсификацию экономических и политических связей за пределами Западного полушария. Интенсифицировались контакты с Европейским союзом, резко возрос товарообмен со странами Азии, в первую очередь с Китаем, который выдвинулся в число крупнейших потребителей латиноамериканских продуктов. Мексика, Перу, Чили приняли активное участие в развитии многостороннего сотрудничества в рамках АТЭС[2]. Все чаще государства Латинской Америки проявляют твердость в отстаивании своих интересов и своей самостоятельности. Характерный пример – отказ Мексики и Чили в 2003 г. поддержать в Совете Безопасности ООН позицию США по проблеме Ирака.
В последние годы в условиях ревалоризации природных ресурсов и повышения цен на многие виды сырьевых и продовольственных товаров стратегическая ценность Латинской Америки растет. Латиноамериканцы открывают для себя новые возможности на международной арене, демонстрируют серьезную геоэкономическую и геополитическую перекомпоновку своих приоритетов. В этом – одно из главных объяснений повышения роли латиноамериканских стран в мировой экономике и политике.
Выбор данной темы исследования обусловлен интересом к данному региону. Рассматриваемая проблема весьма актуальна ввиду того что это по-настоящему новое направление для России: диалог резко увеличился, чего не наблюдалось в советское время. С обеих сторон в последнее время предпринимаются активные визиты, достигаются взаимопонимания.
Целью данной работы является анализ комплексного и многовекторного сотрудничества России со странами Латинской Америки.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задания:
- проанализировать условия, характер и трудности установления дипотношений между Россией и Латинской Америкой
- проследить развитие и степень российско-латиноамериканских экономических и политических отношений, предсказать их перспективы;
- выявить общие точки соприкосновения России со странами Латинской Америки;
Работа базируется на ключевых современных политических исследованиях Тепермана Вадима Александровича, заместителя директора Института Латинской Америки РАН, автора свыше 130 печатных работ, специалиста в области исследований макроэкономических реформ, бюджетной и валютной политики стран Латинской Америки, российско-латиноамериканских экономических отношений.
Существенно дополняют исследование проблемы оценки Яковлева Петра Павловича – кандидата исторических наук, директора Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН.
1. Историческая справка
В 2010 году страны Латинской Америки отмечают 200-летие освобождения от испанского колониального владычества. В 1810 году в испанских колониях вспыхнуло восстание, в результате которого они в конечном итоге обрели свободу.
Одновременно происходило освобождение английских колоний в Северной Америке. На территории североамериканских колоний образовалось мощное государство – Североамериканские Штаты. Иначе складывалась ситуация на южном континенте, где на месте бывших колоний появилось множество самостоятельных государств. Сегодня территория Латинской Америки простирается на тысячи километров от Техаса до архипелага Огненная Земля.
Почему «южане» не создали единого государства по аналогии с северным соседом? Главная причина – разница в колониальных моделях Северной и Южной Америки. В Северной Америке доминировала Англия, развитая капиталистическая страна, в Южной Америке – Испания, которая в XVIII веке была отсталым феодальным государством. В североамериканских колониях бурными темпами развивались промышленность, появлялись биржи, однако в южноамериканских очень многое оставалось едва ли не на уровне начала XVI века, когда испанцы завоевали эти территории. Их экономика носила сугубо сырьевой характер. Испанцы вывозили оттуда в метрополию драгоценные металлы, то есть основная промышленность была добывающей. Огромные сельскохозяйственные владения, латифундии развивались по экстенсивному пути, зачастую применялась рабская сила.
Другая причина – формировавшийся долгое время менталитет. Североамериканцы в поте лица зарабатывали деньги, чтобы, прежде всего, вкладывать их в дело, вести современный бизнес. А их южных соседей отличал другой настрой: тратить имеющиеся средства. Такое положение стало меняться лишь с 1930-х годов, с развитием капиталистических отношений и в Латинской Америке.Немаловажно, что испанская колониальная модель была более коррумпирована и бюрократична, чем британская.
На долгое время, опять-таки во многом из-за отсталой экономики, попали в зависимость от Запада, прежде всего были вотчиной США, их аграрно-сырьевыми придатками. Но в настоящее время явно доминирующей державы в этом регионе нет. Влияние Штатов ослабло, что особенно наглядно демонстрируют режимы антиамериканиста Чавеса и его союзников.
Тем не менее, обособление этих стран способствовало сохранению национальной индейской культуры в отличие от Северной Америки, где единое государство уничтожило целые племена. В Боливии многие индейцы сохранили "доколумбовский" уклад жизни.Более того, в отличие от США южноамериканские государства сразу после обретения независимости избавились от рабства.
латинский америка сотрудничество россия
2. Экономико-политическое сотрудничество России со странами Латинской Америки
Важно отметить, что Латинская Америка освоена Россией хуже, чем другие регионы развивающегося мира. Если с Египтом или Алжиром в Африке, с Индией в Азии (1950-60 гг.) сотрудничество было установлено, то в Латинской Америке, если не считать советско-кубинские отношения (июль, 1902 г.), связи были маленькие. В те далекие времена всё основывалось на диалоге, регион считался, правда, последние десятилетия не совсем справедливо, вотчиной США. И как следствие, интерес к нему был не большой.
Достаточно сказать, что не только ни один президент или советский премьер, не принимая во внимание Кубу, даже министры иностранных дел туда не ездили.
Первым, кто открыл Ю. Америку, помимо традиционной Кубы, был Э. Шеварднадзе (конец 80-х годов).
Представления, которые тогда сформировались, бытуют до сих пор. Хотя Латинская Америка очень изменилась как в экономическом, так и в политическом плане.
В политическом плане – это уже давно не диктатуры, не «гориллы»[3]. Последний переворот там был в 1994 году в Гаити, самой отсталой в экономическом плане стране. Это демократические страны. Но такая страна как Уругвай, которую называют «латиноамериканской Швейцарией», на много очков опережает Россию. Смысл заключается в том, что там любое важное решение выносится на референдум. Например, если народный референдум не пожелал приватизации телефонной сети, то есть она осталась государственной, то государство, получив мандат доверия, должно было со своей стороны качественно улучшить работу сети. То есть там активизирован компромисс власти и общества.
В экономическом плане – это не те «банановые республики», о которых привыкли говорить. Конечно, тут наблюдается большой разброс: 33 страны, есть действительно очень бедные и слабые страны – Гаити, Боливия, Гайана. Но там есть даже не индустриальные, а постиндустриальные гиганты, такие как Бразилия и Мексика, страны с современными технологиями, современным производством. Известно, что Бразилию славит не столько её футбол, сколько её самолёты. Ведь Бразилия – это 3-ий в мире производитель самолётов после Северной Америки (США) и Европы (Германия). Сначала они ограничивались выпуском региональных самолётов примерно на 50 пассажирских мест. Бразилия – главный конкурент России в авиационной промышленности: когда Россия только создавала Super Jet (2008 г.), у бразильцев он уже был запущен. Статистика утверждает, что в 2008 году у бразильцев был план продать 195-200 самолётов, они же перевыполнили план, несмотря на кризис, продав за 3 первых квартала 145 самолётов. Эти цифры на порядок выше, чем производство гражданских самолётов в России.
Если рассматривать политические отношения, то тут у России складываются благоприятные отношения со всеми странами. Эти страны раньше рассматривались как агенты США. Действительно, малые страны (Гондурас, Парагвай, Гватемала, дипотношения с Россией сложились только в начале 1990-х гг.) с Советским Союзом и Россией очень долго не поддерживали дипотношений. Но, например, Панама (29 марта 1991 г.) с Советским Союзом и Россией очень долго не поддерживала дипломатических отношений. Она боялась, что скажут США. Хотя обе страны, Россия и Гватемала, установили дипломатические отношения в апреле 1945 года (19 апреля), первый посол Гватемалы прибыл в Москву лишь в декабре 1994 года. Сейчас у России со всеми странами Латинской Америки имеются дипотношения.
Политический диалог очень успешный и интенсивный. И тут у нас есть одна общая позиция: то, что мы выступаем за мировой новый порядок, основанный на многополярном мире как нигде, в Латинской Америке воспринимается положительно. Потому что страны Латинской Америки десятилетия жили в однополярном мире, ориентируясь только на США.
И здесь нет зависимости. Ну, Чавес – понятно, аниамериканист, но приведём такие страны как Мексика и Чили. У них прекрасные дружественные отношения с США, хорошие экономические связи. Но их лидеры говорят: «Да, мы друзья с Соединёнными Штатами, но мы против гегемонизма». И по каким-то вопросам они как раз на нашей стороне, а не на стороне Соединённых Штатов. Например, когда было голосование по Ираку в ООН в 2003 г., от Латинской Америки было 2 непостоянных члена – Мексика и Чили. То есть не Куба и Венесуэла, дружественные с Россией, а Мексика и Чили, дружественные с США, голосовали так, как мы голосовали.
С Бразилией у России – тесные политические связи и много общих точек соприкосновения. У них есть неосвоенная малонаселённая Амазония, в таком же положении Сибирь – в России. Как кто-то сказал: «Страна не может освоить такую гигантскую территорию, поэтому это должно быть достоянием человечества».
Диалог между странами резко увеличился, чего не было в советское время. В.В. Путин ездил в Латинскую Америку, премьеры, начал М.М. Касьянов, затем М.Е. Фрадков, а министр иностранных дел отправляется с визитами в страны Латинской Америки 3-5 раз в год.
С их стороны также наблюдаются активные визиты и взаимопонимания. Всегда, как пишется в коммюнике, так оно и есть: «полное совпадение или близость позиций по основным международным вопросам».
Однако экономическое сотрудничество отстаёт. Потому что и для нас Латинская Америка – это меньше 2 % в товарообороте России, и Россия для стран Латинской Америки: у кого-то она занимает 1,5 %, у кого-то – 1 %, у кого-то ещё меньше.
Для сравнения уместно сказать, что Китай за последние 7-8 лет прорвался в торговом сотрудничестве: является вторым торговым партнером Кубы, Перу, Бразилии. Китай действует куда более активно, чем Россия. С распадом СССР Москва на долгие годы оставила этот регион без прежнего внимания. Образовавшуюся нишу тут же стал занимать Китай. Имеет место конкуренция России с Китаем на Кубе. Скажем, на Кубе когда-то автомобили, приемники, телевизоры, холодильники – все это было советского производства. Теперь там, в основном китайские товары. Китай гибко действует в политическом плане. Если Россия говорит: «Мы великая держава в Латинской Америке, Европе и др., то Китай – «Мы развивающаяся страна, как и вы. У нас общие проблемы, и мы вместе должны бороться». Барбадосу, маленькой стране с населением 30 тыс. чел., слышать о себе как равной стране – это как бальзам на раны.
Цель визита Д.А. Медведева 22 ноября 2008 г. была подтолкнуть, так как жизнь показывает, чтобы проекты, соглашения о намерениях перешли в конкретный проект, необходимо проявление воли. Приведу конкретный пример поездки: в Перу много вертолётов советского производства и приходит время их модернизировать. Раньше гнали в Россию (выполнялось несколько контрактов). Необходимо создать центр по обслуживанию там, что выгодно и нам, и перуанцам. Приехал Д.А. Медведев, подписал соглашения, и российская сторона открывает в Перу сервисные центры обслуживания военной техники. 27 ноября 2008 г. Дмитрий Медведев и президент Венесуэлы Уго Чавес подписали договор о сотрудничестве в атомной энергетике, предполагающий строительство в Венесуэле атомного реактора. Встреча Чавеса и Медведева подтолкнула на сотрудничество с этой страной. Таким образом, был достигнут вполне конкретный результат. Там не хватает электроэнергии: из-за сильной засухи в Венесуэле уровень воды в водохранилищах резко снизился и ее не хватает для нормальной работы гидроэлектростанций. Период с декабря по март традиционно самый засушливый в Венесуэле. Поэтому атомная электростанция там не лишняя.
У России такие соглашения есть с Чили, Перу и Бразилией. Техническое сотрудничество есть, но России ведь выгодно строить, поставлять высокотехнологическое оборудование, технологии. И здесь как раз будет та форма взаимодействия, которая и нам, и Венесуэле весьма выгодна.
3. Торгово-экономическое сотрудничество
Торгово-экономические отношения России со странами Латинской Америки развиваются достаточно быстрыми темпами. Взаимный товарооборот по результатам 2007 года приблизился к 13 миллиардам долларов.
Помимо сотрудничества в области энергетики и оборонной промышленности, между странами есть другие точки соприкосновения. С Бразилией у нас общее направление – космос. И это исключение, потому что ни Никарагуа, ни Боливия, страны с низкими экономическими показателями, никаких космических исследований не ведут. В Бразилии оно активно развивается последние 7 лет. Недавно их собственный ракетоноситель потерпел катастрофу, в результате которой были человеческие жертвы. Были приглашены российские специалисты с целью выяснить обстоятельства и причины крушения. Но на этом мы не остановились. В октябре 2008 г. было подписано соглашение с Бразилией об оказании последней технической помощи в создании бразильского геостационарного спутника, что важно с точки зрения наблюдений. Также была достигнута договорённость о том, что спутниковая система ГЛОНАСС будет передаваться в Бразилии. В 1990-е гг. наши ракеты запускали аргентинские, чилийские и мексиканские спутники. Можно сделать вывод, что латиноамериканские страны заинтересованы в российских технологиях.
Еще одно направление – военно-техническое. Главный партнер здесь — Венесуэла, тратящая на закупки нашего оружия миллиарды долларов. Кроме того, на венесуэльской территории происходит сборка «Калашниковых». Продаем мы его и другим странам региона. Правда, пока объемы там куда скромнее, измеряются десятками миллионов долларов.
Российские энергетические компании интегрированы в латиноамериканский рынок углеводородов. Российская компания «Лукойл» работает в Колумбии. Недавно две российские компании (2005 и 2007 гг.) выиграли торги (тендер) на разведку и, если найдут, на добычу в Перу.
Еще одно направление, где достигнуты существенные результаты, – это добыча бокситов, производство глиноземов. В России этого сырья очень мало, а в Латинской Америке находятся крупнейшие мировые производители. Тут наиболее активно действует «РУСАЛ», три года назад он приватизировал одну из крупнейших бокситовых компаний в Гайане, и гайанские бокситы уже поступают в Россию.
Ведутся переговоры о возобновлении сотрудничества в области рыболовства с Кубой, Аргентиной и Перу. Неплохие возможности открываются в геологоразведке. Наши основные партнеры – это Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Перу и Куба.
Между Россией и Кубой заключено соглашение о поставке на Кубу локомотивов и автобусов.С Бразилией у России – 2 проекта, которые уже реализуются. Первый проект: наши русские автобусы на базе Газ создали СП с бразильской фирмой «Марко Поло». Запущено производство. Первое направление – микроавтобусы, второе – туристические автобусы. В этом направлении строятся грандиозные планы: в 2011 г. ежегодно собирать 3 тыс. микроавтобусов и 1 тыс. туравтобусов.
В Калининградской области работает предприятие по переработке мяса на российский рынок. Компания «Садия», которая только поставляла бразильское мясо в Россию, вложила 45 млн. $ и сейчас перерабатывает.
России необходим бразильский опыт в финансовой сфере. Ведь бразильская финансовая банковская система намного надёжней российской из-за наличия там целенаправленных программ. В России если банк оказался неплатёжеспособным, у него отбирают лицензию. А банкротство – дорогая процедура. В Бразилии же действует целенаправленная программа санации, что 260 банков (более 1000 в России) – это слабые банки. Необходимо создать стимул, чтобы здоровые банки покупали маленькие и выплачивали их долги.
Но есть две проблемы. Во-первых, Россия больше покупает в Латинской Америке, чем продает туда товаров. 90% того, что мы ввозим из Латинской Америки, – это продовольствие. Мы у них очень крупные покупатели. В Бразилии мы покупаем мясо: и свинину, и говядину, и мясо птицы. В Аргентине, Парагвае, Уругвае – тоже мясо, кроме того, в Уругвае еще и сливочное масло, ячмень. Сахар, естественно, вывозим с Кубы. Для Аргентины мы самый крупный покупатель фруктов – это яблоки, груши, черешня. Бананы – это Эквадор и Колумбия. Цветы тоже эквадорские и колумбийские.Во-вторых, мало поставляется из России машин и оборудования. Основу нашего экспорта составляют минеральные удобрения.Для того чтобы решить эти две проблемы, необходимо развивать инвестиционное и научно-техническое сотрудничество со странами региона. Традиционно Россия, а раньше Советский Союз, поставляли энергетическое оборудование в латиноамериканские страны. Но в конце 80-х годов Россия, по существу, ушла с латиноамериканского рынка. И вот, в 2002-2003 году вновь наша известная компания – «Силовые машины» – вернулась на латиноамериканский рынок.
Заключение
Российско-латиноамериканские отношения в настоящий момент находятся на подъеме.
В основе этого явления – объективно сложившаяся взаимодополняемость экономик, близость и даже совпадение подходов по многим актуальным мировым проблемам, обоюдное стремление ощутимо укрепить собственные международные позиции за счет диверсификации и углубления внешних связей, участия в глобальных процессах на более выгодных для себя условиях: не в качестве пассивных объектов, а в роли активных и суверенных акторов. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в большинстве стран Латинской Америки международный имидж России существенно лучше, чем, скажем, в Европе и США. Латиноамериканцы рассматривают наше государство как великую державу, способную выдвинуть и реализовать альтернативные варианты экономического и политического взаимодействия на мировой арене, и не склонны предъявлять нам необоснованные претензии, граничащие с вмешательством во внутренние дела. Крайне важно использовать имеющийся позитивный климат в двусторонних отношениях, не растерять накопленный потенциал и обеспечить дальнейшее продвижение хозяйственных и политических интересов России в Латинской Америке.
Будущее двусторонних отношений, их перевод на более высокий уровень напрямую зависят от широкого выхода на латиноамериканские рынки лидеров отечественного бизнеса – ведущих энергетических, машиностроительных, металлургических, химических, военно-технических и других предприятий. Этот процесс уже начался. Причем речь идет не только об экспорте. Присутствие в Латинской Америке таких компаний, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть», РУСАЛ, «Автоваз», «Рособоронэкспорт» и др., означает масштабные инвестиции, создание совместных предприятий, обеспечение наших производителей новыми источниками сырья, расширение географии российского бизнеса и укрепление в целом его международных позиций.
В качестве примера можно привести деятельность РУСАЛа. В Гайане эта корпорация учредила дочернюю фирму, приобретшую государственную горнодобывающую компанию и поставившую под контроль огромные запасы бокситов. Тем самым РУСАЛ обеспечил стабильные поставки высококачественного сырья для загрузки дополнительных мощностей своих предприятий. Такого рода факты свидетельствуют: в латиноамериканском регионе (в том числе при политической поддержке Кремля) складываются благоприятные возможности для экономической экспансии России, и они должны быть использованы в полной мере.
Рассматривая исторические страницы возникновения государства, современные аспекты развития этих стран, следует обратиться к национальному характеру людей, населяющих этот регион. Прежде всего хочется отметить такую положительную черту латиноамериканцев как готовность прийти на помощь, их открытость. Но вместе с тем им присуща необязательность. Подкупает их доброе отношение к нашей стране: главный тезис Латинской Америки «Россия – великая держава».
В Бразилии находится одно из 7 чудес света – величественная статуя Христа Искупителя. Не меньшими по своей грандиозности являются бразильские карнавалы. Карнавалы отмечает начало 40-дневного Великого поста перед Пасхой. Бразильский карнавал – это пять дней праздничных шествий, пиршеств и танцев под музыку самба.
[1]«MercadoComundelConoSur» – cубрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Боливия и Чили – ассоциированные члены.
[2]Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества.
[3] Так в Латинской Америке называют генералов-диктаторов.