Реферат по предмету "Международные отношения"


Китайско-японские отношения

Содержание Введение Глава 1. Основные исторические аспекты развития японо-китайских отношений. Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация. 2.1 Проблема исторического прошлого.
2.2 Территориальный спор. 2.3 Проблемы взаимовосприятия. 2.4 Военное соперничество Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений. Заключение Список используемой литературы
Введение.
Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего" . И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одними из ведущих экономически развитых стран в этой части света является Япония и Китай. Китай и Япония оказывали сильнейшее влияние друг на друга на протяжении более двух тысячелетий. Отношения между этими странами не всегда были безоблачными и представляют собой клубок сложных вопросов в межгосударственных отношениях. По уровню сложности их можно сравнить только с англо-французскими отношениями. Эти страны, как говорится, - «нации одной расы и одной культуры». Географическая близость двух стран; огромное воздействие, которое было оказано на японское общество в прошлом китайской культурно-исторической традицией; их культурно-расовая общность; «а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая) и, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай»; стремление Японии к западной цивилизации и концепция «отрыв от Азии и вход в Европу», возникшая в Японии - все это определило необычную судьбу взаимоотношений Китая и Японии. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в XXI в. Япония и Китай являются самыми мощными экономическими державами Азии, влиятельными игроками мировой и региональной политики. В текущем году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай перегнал Японию. От состояния отношений между двумя странами во многом зависит экономическая и политическая стабильность в Восточной Азии, влияют они и на мировую политику. Объект исследования: внешняя политика Китая. Предмет исследования: китайско-японские отношения. Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации китайско-японских отношений, выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его. Задачи исследования: -проанализировать основные аспекты истории китайско-японских отношений. -проследить тенденции развития отношений «соперничества - сотрудничества» Китая и Японии. -проанализировать отдельные достижения и трудности в китайско-японских отношениях по их основным направлениям: политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим. -наметить перспективы развития китайско-японских отношений.
Глава 1. Основные исторические периоды развития японо-китайских отношений.
При анализе современных отношений между Китаем и Японией интересно обратиться к прошлому и рассмотреть, какие представления друг о друге складывались у них в процессе длительного взаимодействия. Очевидно, что на формирование этих представлений оказывали влияние многие факторы, прежде всего характер общественных отношений в каждой из стран, характер отношений между странами, наконец, традиции. Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая), наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай, предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании. В эволюции китайско-японских отношений можно наметить три крупных периода: 1) период «традиционного общества» (условно от установления межгосударственных контактов до второй половины XIX в.); 2) период «переходного общества» в Китае, одновременно становления и развития Японии как империалистической державы (вторая половина XIX – первая половина XX вв.). Здесь можно выделить два этапа: от японо-китайской войны 1894-1895 гг. до предъявления Китаю «21 требования» в 1915 г. и от «21 требования» до разгрома Японии во второй мировой войне; 3) период послевоенного развития Китая и Японии (точнее от образования КНР до настоящего времени). В свою очередь здесь можно было бы наметить несколько этапов: пятидесятые годы; конец пятидесятых – начало семидесятых годов; со второй половины семидесятых до сегодняшнего времени. В представленной курсовой работе не будет заостряться внимание на первом периоде, а представится более объемно второй и третий периоды в предложенной периодизации. Рассмотрение китайско-японских отношений в рамках этого временного отрезка позволяет выделить противоречивый образ Японии, выявившийся на стыке XIX-XX веков, который в значительной мере сохраняет свои основные параметры вплоть до сегодняшнего дня, что дает возможность наметить перспективы китайско-японского диалога. В истории китайско-японских отношений период «традиционного общества» в Китае и Японии в целом характеризуется преобладающим влиянием Китая, находившегося на более высоком уровне общественного развития к моменту начавшихся на рубеже нашей эры контактов между двумя народами. Это влияние со стороны более высокой (китайской) цивилизации ограничивалось преимущественно сферой культуры. Япония с самого начала оказалась частью ареала, в котором, прежде всего распространялось сильное культурное влияние Китая, являвшегося одним из наиболее крупных очагов древней цивилизации. Благодаря китайскому влиянию японское общество имело возможность заимствовать отдельные элементы культуры других стран и народов. Ханьские императоры, например, претендовали на принятие даров от «народа во» (японцев), усматривая в этом выражение зависимости от Китая, но не стоили каких-нибудь планов военной экспансии на Японские острова. В этот период Япония не представляла большого интереса для китайских правителей, поддерживавших (вплоть до установления официальных государственных отношений в VII в.) лишь эпизодические связи с вождями японских племенных союзов. Временем наибольшего культурно-политического воздействия Китая на японский социум за всю историю китайско-японских отношений можно без преувеличения считать эпоху династии Тан. В процессе исторической эволюции в этом периоде наметились две противоречивые тенденции, действующие, условно говоря, в направлениях взаимного притягивания и одновременного отталкивания. С одной стороны, мощное влияние китайской цивилизации на Японию создали стереотип общности двух народов, который наряду с факторами и географической близости и принадлежности к одной расе имел достаточно прочную основу благодаря формированию представления об особых отношениях и общей судьбе двух стран. Параллельно со стереотипом общности существовали иные представления. Так, в восприятии китайской феодальной элиты эта общность была иерархической, при которой доминирующая, главенствующая роль принадлежала Китаю. Не трудно понять, что такое отношение было одним из источников зарождения чувства превосходства и высокомерия в отношениях Китая.
Вторая половина XIX в. стала переломным рубежом в развитии китайско-японских отношений. Этот перелом был теснейшим образом связан с вторжением западного капитализма в Китай и Японию. Уже в начале XX в. Китай стал полуколонией международного империализма, а Япония – империалистической страной, которая начала строить свои отношения с Китаем как объектом колониальной экспансии. Возник, таким образом, качественно новый тип взаимодействия двух стран. Хронологические рамки нового этапа китайско-японских отношений охватывают примерно пол столетия: от поражения Китая в японо-китайской войне 1894-1895 гг. до разгрома Японии во второй мировой войне.
До соприкосновения с западными державами Китай и Япония развивались в условиях абсолютного господства у них феодальных производственных отношений. Однако следует отметить, что за внешним сходством эволюции обеих стран накануне крутых перемен в их судьбах скрывались специфические внутренние и внешние различия. Столкнувшись вплотную с угрозой проникновения капиталистических держав, феодальные режимы Китая и Японии при всей своей специфике побудительных мотивов реагировали примерно одинаково – они прибегли к изоляции своих стран от внешнего мира. Крушение этой политики обнаружилось в 40-50-е годы XIX в., когда западные державы с целью втягивания Китая и Японии в складывающийся капиталистический рынок прибегли к их насильственному «открытию» и навязали обеим странам систему неравноправных договоров, ограничивающих их суверенные права. Это создавало перспективу включения Китая и Японии в мировую капиталистическую систему на положении зависимых от передового Запада стран. Япония, однако, сумела завоевать независимое место в складывающийся системе мирового капитализма, использовав единственную в тех исторических условиях возможность – быстрый и эффективный переход на тот же, что у Запада, уровень социально-экономического развития. В результате к концу XIX в. Япония превратилась в экономически развитое государство, освободившееся от неравноправных договоров с западными державами и ставшее на путь экспансионистской политики, жертвой которого стал Китай. Кардинальные различия в социально-экономической эволюции Китая и Японии во второй половине XIX в. не замедлили сказаться и на характере отношений двух стран. Первые японцы, посетившие Китай после краха политики изоляционизма, неожиданно для себя увидели совершенно иную картину - картину слабого и униженного Китая. «На земле мудрецов, которыми они восхищались, - пишет японский исследователь Это Синкити, - они встретились с мерзостью, отвратительным запахом, плывущими по реке трупами и гражданской войной».[1] На фоне динамично прогресса Японии первоначальное чувство разочарования быстро сменилось высокомерным презрением. 70-80-е годы XIX в. характеризовались нарастание внешнеполитического давления на Китай со стороны Японии. Первыми объектами ее колониальных поползновений становятся острова Люцю (Рюкю), Корея и Тайвань. В 1872 г. Япония, не считаясь с протестами Китая, объявила архипелаг Рюкю своим владением. Последующие два десятилетия (1875 – 1894 гг.) характеризовались резким обострением китайско-японских отношений, усиление позиций Японии в Корее и фактической утратой Китаем своего влияния в этой стране. Таким образом, 70 – 80-е гг. XIX в. характеризовались достаточно резким изменением китайско-японских отношений: инициатива все больше переходила к Японии. В 1894 году убийство в Шанхае Ким Оккюна – главного инициатора переворота в Корее в 1884 году – резко обострило и без того непростые японо-китайские отношения. В июне 1894 года по просьбе корейского правительства Китай направил в Корею отборные части Хуайской армии для подавления крестьянского восстания, поднятого религиозной сектой тонхаков, их конвоировали корабли Бэйянского флота. Япония также направила сюда свои войска, причём в троекратном количестве, чем китайские части, после чего потребовала от корейского короля проведения «реформ», означавших фактически установление в Корее японского контроля. В ночь на 23 июля японскими войсками в тыл организован правительственный переворот. Новое правительство 27 июля обратилось к Японии с «просьбой» об изгнании китайских войск из Кореи. Однако еще 25 июля японский флот уже без объявления войны начал военные действия против Китая. Официальное объявление войны последовало только 1 августа 1894 года. 26 августа Япония заставила Корею подписать договор о военном союзе, согласно которому Корея «доверяла» Японии изгнание китайских войск со своей территории. В 1894 г. японцы начали китайско-японскую войну против Китая и Кореи. Цинское правительство, боясь народных выступлений, запросило мира у японского правительства и подписало в итоге унизительный Симоносекский договор. По этому договору Китай уступал Японии обширную территорию, соглашался выплатить контрибуцию, предоставить Японии права вкладывать капитал и строить фабрики в открытых портах Китая. После окончания китайско-японской войны развернулось соперничество между империалистическими державами за раздел Китая на сферы влияния. На стыке ХIX и ХX вв. растерзанный и обобранный Китай подписал с империалистическими государствами протокол 1901 г. (известный как «пекинский протокол»), которым закреплялись все территориальные отторжения от Китая, произошедшие в 1890-х гг., а также гарантировалось не предъявление дальнейших территориальных притязаний к Китаю. Но Япония усилила политическое и экономическое давление на Китай с целью отторгнуть новые территории. В 1915 г. Япония выдвинула так называемое «21 требование», ставшее национальным унижением Китая, так как Япония фактически потребовала от Китая подчиниться своему влиянию. В 1932 г. Япония создала марионеточное государство на территории китайской Маньчжурии, а в 1937 г. развязала агрессию против Китая. После ухода Японии в 1945 г. из Китая там еще несколько лет шла гражданская война. В это время Япония, получая помощь от США, уверенно становилась экономически развитой державой, а японский истэблишмент рассматривал КНР государством третьего мира. В 1972 г., когда Пекин и Токио нормализовали двусторонние отношения, высшее руководство КНР ради будущего китайско-японских отношений признало, что ответственность за войну лежит на японской военно-политической верхушке. Япония согласилась с этой формулировкой, и в совместном коммюнике было зафиксировано, что японская сторона полностью признает ответственность за серьезный ущерб, нанесенный Японией китайскому народу и глубоко сожалеет об этом. Формально отказавшись от японских репараций, Пекин выиграл в конечном счете и в политике, и в экономике. В политике это выразилось в том, что своими действиями Пекин в определенной степени способствовал разрыву Токио с Тайванем и признанию Японией материкового Китая легитимным субъектом международного права. Экономическая же выгода состояла в том, что дети, внуки и правнуки тех, кто разрушал Китай, по-японски добросовестно оказывали помощь в его возрождении. Сегодня трудно оспорить тезис, что в становлении китайской экономики, очень важную роль сыграла японская экономическая помощь, которая начала оказываться с 1978г.
С 1979 по 2001 г. Япония предоставила КНР низкопроцентные кредиты (0,79-3,50% годовых) в объеме 3 млрд. дол. США (с рассрочкой по оплате до 40 лет), также передала КНР 1,4 млрд. дол. США в качестве безвозмездной помощи.[2] Необходимо отметить, что Япония инвестировала в Китай нечто большее, чем просто финансовые средства, - японские технологии, японскую концепцию научно-технической базы промышленности, высочайшую культуру производства. До немыслимого уровня для прежнего Китая была развита транспортно-коммуникационная сфера. Тем не менее КНР упрекала Японию за постепенное снижение японских инвестиций. Действительно, с 1991 г. доля японских инвестиций в китайскую экономику (от общего объема иностранных инвестиций) начала снижаться. Например, в 1993 г. она составила всего 4%, четвертое место после Гонконга, Тайваня и США. Причина в том, что, с одной стороны, развитые западные и некоторые крупные региональные страны наконец-то оценили инвестиционную привлекательность КНР и в 1994 г. и инвестировали в 7 раз больше, а в 2002 г. - в 11 раз больше, чем в 1991 г.[3]
С другой стороны, можно с уверенностью предположить, что здесь не обошлось без политических интересов. Еще в самом начале экономического содействия КНР в Японии неоднозначно воспринималась помощь коммунистической стране с ядерным потенциалом. После пекинских событий 1989г. и по мере прояснения направления развития КНР противников помощи стало еще больше. Япония пересмотрела критерии и условия оказания помощи другим странам. В свою очередь в Пекине сокращение объемов японского экономического содействия расценили как наступление «похолодания» в двусторонних отношениях. В 1998 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Японию, а в 1999 г. премьер-министр Японии Кэйдзо Обути - в КНР. Стороны определили рамки отношений дружбы, сотрудничества и партнерства, направленные на мир и развитие, подчеркнули приоритеты и направления активизации делового сотрудничества в разных областях и таким образом заложили прочную основу для развития двусторонних отношений в XXI веке. В 1999 г. объем торговли между КНР и Японией составил 66 млрд. долларов США. По состоянию на конец июня 1999г. КНР утвердила примерно 20 тыс. проектов инвестиций японских предприятий в КНР. Договорная сумма капиталовложений составила 37 млрд. долларов, а объем практических капиталовложений превысил 26 млрд. долларов США.[4] В мае 2000г. КНР посетила с визитом миссия из Японии для активизации культурных и дружественных связей между Японией и КНР. Председатель КНР Цзян Цзэминь лично присутствовал на торжественном собрании и выступил с важной речью об укреплении и развитии китайско-японской дружбы, которая вызвала позитивный отклик в народных массах двух стран. В октябре 2000г. Премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи побывал в Японии с официальным визитом, вел глубокую работу с японским правительством с целью укрепления доверия и расширения сотрудничества, что будет способствовать укреплению политического базиса в отношениях двух стран и продвижению развития отношений дружеского сотрудничества двух стран во всех областях. Так по итогам визита в КНР, в апреле 2003г. министра иностранных дел Японии Иорико Кавагути стороны сошлись во мнении о том, что китайско-японские отношения должны развиваться в духе “извлечения уроков из прошлого и обращения в будущее”. Однако, несмотря на положительную динамику развития отношений между КНР и Японией, существуют и противоречия. Между КНР и Японией существуют проблемы архипелага Дяоюйдао и нефтегазового промысла в Восточно-Китайском море. В политической сфере КНР (как постоянный член Совета Безопасности ООН) стремится противодействовать политическому возвышению Японии. В этом контексте Китай выступает если не открыто против, то негативно-выжидательно по отношению к идее вхождения Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Также КНР стремится к политическому и экономическому лидерству в АСЕАН, Южной Азии, Африке и Латинской Америке, противодействуя внешней политике Японии. В военно-политической области КНР открыто выступает против участия Японии в развертывании региональных систем противоракетной обороны. Также КНР в наступательной форме выражает озабоченность по поводу военных новаций Токио. КНР стремится нарастить свои «преимущества» как ядерной державы, реализуя программу развития и совершенствования национальных стратегических ядерных сил, а также модернизируя свои Вооруженные Силы. Несмотря на противоречия и шероховатости взаимоотношений КНР и Японии можно с уверенностью сказать, что продвижение "внешней политики доверия" является основным направлением развития внешней политики КНР в отношении Японии. Непрерывно укрепляется межправительственное понимание и доверие в политической сфере, активизируется двустороннее сотрудничество в международных и региональных делах. Торгово-экономическое взаимодействие между двумя странами получило большое развитие. По статистическим данным Японии, в 2008 году КНР, перегнав США, стал крупнейшим торговым партнером Японии. Постепенно расширяются культурные и персональные обмены между двумя странами. Углубление связей отвечает интересам обоих государств, защита здорового развития политических отношений между КНР и Японией весьма важна для продвижения двусторонних связей во всех сферах.
Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация. В XXI в. Япония и Китай выступают как влиятельные игроки в мировой и региональной политике. От состояния японо-китайских отношений в огромной мере зависит, будет ли стабильна военно-политическая и экономическая обстановка в Северо-Восточной Азии. При этом отношения между Японией и Китаем характеризуются противоречивостью и недостаточной сбалансированностью. Если торгово-экономические связи в структуре двусторонних отношений носят достаточно устойчивый характер, то в политической сфере периодически возникает напряженность. Торгово-экономические связи Японии и Китая развиваются весьма интенсивно. По статистическим данным Японии, в 2007 году Китай, перегнав США, стал крупнейшим торговым партнером Японии. В 2010 г. объем двусторонней торговли составил 230 млрд. долл., прямые инвестиции Японии в китайскую экономику – около 70 млрд. долл. На территории КНР действует более 25 тыс. компаний с японским капиталом.[5] По сути, активно идет процесс экономической интеграции двух стран, занимающих по экономическому потенциалу 2-е и 3-е место в мире. Факторы, стимулирующие интеграцию: 1. Высокие темпы экономического роста в Китае, стимулирующие спрос на японский экспорт в Китае и китайский экспорт в Японии. 2. Процессы либерализации торговли и вступление Китая в ВТО. 3. Масштабные японские прямые инвестиции в китайскую экономику, способствующие интеграции отраслей промышленности Китая в глобальные производственные сети Японии и расширению внутриотраслевой торговли между двумя странами. Сотрудничество между странами практически охватило все сферы деятельности (торговля, инвестиции, наука и техника, образование, культурные обмены и т.д.). Китайские мигранты и этнические китайцы составляют большинство среди местных жителей иностранных диаспор, а китайские туристы стали важным источником японского туризма.
Однако, в Пекине с большими подозрениями следят за стратегическими планами Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и ее действиями в области безопасности, направленными против Китая. После прекращения “холодной войны” Япония стала предпринимать энергичные шаги для повышения своего статуса в международных отношениях, стремясь занять место одной из ведущих политических держав и изменить подчиненное положение в военно-политическом союзе с США.
Одно из направлений японской дипломатии — улучшение ее отношений с крупнейшими странами мира. Например, Япония раньше всех прекратила экономические санкции против Китая, которые были введены после событий на площади Тяньаньмэнь. По мнению китайских аналитиков, многие японские политики очень недовольны теперешним положением Японии в ООН, которое не соответствует экономической мощи Японии и ее политическому статусу. Токио настаивает на том, чтобы Японию исключили из списка стран - бывших врагов Объединенных Наций (ст.107 Хартии ООН) и чтобы она получила место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Наибольшие опасения Китая вызывает стратегия Токио в Азии. В Китае многие считают, что Япония “постепенно возвращается в Азию”, другие же полагают, что она всегда уделяла Азии внимание и рассматривала этот регион в качестве своего “хозяйственного двора”. В Китае говорят, что, будучи единственной экономически развитой страной в Азии, Япония нередко выступала на международных форумах от имени всех стран Азиатского региона. Это связано с ее глобальными амбициозными планами. В течение нескольких последних лет Япония стремится организовать многостороннюю систему безопасности в АТР. В этом плане основным объектом действий Японии является АСЕАН. Китайские специалисты считают, что Япония преследует стратегические цели, сотрудничая с АСЕАН. С экономической точки зрения Японии нужны ресурсы и рынки стран АСЕАН. Наряду с этим, используя страны АСЕАН в качестве трамплина, Япония намерена проникнуть на новые перспективные рынки Индокитая, в первую очередь во Вьетнам. АСЕАН также будет играть важную роль в возглавляемом Токио экономическом сообществе стран Восточной Азии, которое будет соперничать с торговыми блоками Европы и Северной Америки. Китайские аналитики опасаются возможности использования Японией стран АСЕАН для “сдерживания Китая”. США и Япония намеренно распространяют в АТР слухи о якобы существующей “угрозе со стороны Китая”, что Китай якобы намерен заполнить вакуум власти в Азии, оставшийся от двух сверхдержав. Поэтому Япония может обратиться к странам АСЕАН с просьбой помочь ей “сдерживать притязания Китая”. Китай подозревает, что Япония пытается всячески помешать Пекину реализовать его планы на о. Тайвань в Тайваньском проливе, так как это один из «районов, окружающих Японию», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, Япония и США будут стремиться помешать воссоединению Тайваня с Китаем. За последние годы Япония вышла за рамки только экономического сотрудничества с Тайванем и стала пытаться установить политические контакты с руководством острова. Сотрудники спецслужб Китая полагают, что главная цель политики Японии в отношении Тайваня заключается в стремлении использовать “тайваньскую карту” для сдерживания Китая. Объединенный Китай, располагающий огромной экономической мощью и стратегическими преимуществами Тайваня, будет представлять для Японии в ХХI в. ни с чем несравнимую угрозу. Остается много нерешенных и других проблем, остановимся на главных из них.
2.1 Проблема исторического прошлого.
Китай еще с конца ХIX в. рассматривал Японию как главного обидчика и притеснителя, а также как помеху в реализации своих национальных интересов. В начале ХXI в. ситуация существенно не изменилась. Получив от Японии огромные средства на развитие, Китай превратился в сильную региональную экономическую и военную державу. Однако Япония вновь стоит (хотя и за спиной США) на пути укрепления Китая. В этих условиях для политической элиты (обеих стран) по-прежнему актуален исторический фактор, который легко можно использовать для разжигания межнациональной розни и сплочения своей нации без приложения значительных организационных усилий. События лета 2004 г., когда футбольная сборная Китая уступила команде Японии (матч проходил в Пекине) и за этим последовали массовые антияпонские выступления во многих городах Китая, показали, что подсознательно китайские народные массы не перестают воспринимать японцев через призму исторических событий и малейшего повода достаточно для проявления глубокой враждебности к японцам, их бизнесу в Китае. Представляется, что эту проблему следует разделить на три аспекта: 1) разногласия относительно трактовки исторических событий и, как следствие, проблема учебников истории; 2) негодование китайской стороны по поводу посещения официальными лицами высшего ранга Японии токийского храма Ясукуни (где канонизированы многие из японских военных преступников); 3) недовольство китайской стороны относительно форм извинений Японии за агрессию 1937—1945 гг. Первый аспект в отличие от двух других не ограничивается событиями японской агрессии 1937-1945 гг. и поэтому заключается не только в расхождениях в интерпретации исторических событий китайско-японских отношений, но и в значительном заряде взаимного недоброжелательства и негативизма. Эта тенденция существует как минимум с начала ХХ в. Так, Япония стала основным противником процесса реализации идеи большого и суверенного Китая с полноценной национальной самоидентификацией. Уже в первых учебниках по истории, напечатанных в Китайской Республике (образца 1912 г.), Япония определяется как враждебная страна. В 1915 г., а затем в 1919 г. Япония заявляет протесты китайским властям в связи с откровенной антияпонской направленностью образования в Китае. В 1932-1933 гг. в Лиге Наций даже была создана комиссия для анализа ситуации, сложившейся в Маньчжурии, и обострившихся отношений между Китаем и Японией. Одной из тем, которые исследовала комиссия, стала проблема учебников. Комиссия признала, что в обеих странах существует тенденция негативной подачи материалов друг о друге. Японская агрессия 1937-1945 гг. еще более усугубила ситуацию. Китай обвинял Японию в замалчивании, злонамеренном искажении исторических фактов, сознательной подмене формулировок, имеющих отношение к описанию японской агрессии в Китае. Необходимо пояснить, что единого учебника истории в Японии не существует. Министерство образования рекомендует школам (и вузам) учебники истории, которые могут быть использованы в учебном процессе. Тексты учебников проходят экспертную оценку Министерства образования, работа которого постоянно подвергается жесткой критике со стороны различных общественных организаций. Поскольку острая полемика разворачивается в открытой печати, в Китае также следят за ее ходом. Первый случай дипломатического скандала между Китаем и Японией из-за японских учебников по истории произошел в 1982 г. Это был год десятой годовщины установления китайско-японских дипломатических отношений. На фоне подготовки визита некоторые японские газеты и телевизионные каналы сообщили о распоряжении внести изменения в учебники истории. В частности, было предложено заменить в текстах слово «вторжение» на «наступление». МИД КНР выступило с нотой протеста. Вскоре выяснилось, что никаких распоряжений не было — репортеры с непомерной фантазией сделали «сенсацию», и скандал был улажен.
В мае 1986 г. произошел инцидент, касающийся учебников для школы высшей ступени (10-12-е классы). Министерская экспертная комиссия по учебникам истории одобрила текст, написанный группой японских историков националистических взглядов. Вновь были заявлены протесты КНР, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии.
Новый инцидент случился в 1997 г. Под неослабевающим давлением общественности и политических элит КНР и Южной Кореи в Японии в 1991 г. было проведено расследование в структуре Министерства иностранных дел по вопросу о публичных домах японской императорской армии, куда насильно рекрутировали китаянок и кореянок. Летом 1993 г. японское правительство распространило меморандум, в котором признало существование практики насильной вербовки женщин с оккупированных территорий Азии в публичные дома японской императорской армии и выступило с официальными извинениями. Это стало поводом для острой полемики между КНР и Японией и на дипломатическом уровне, и в общественно-политической прессе. Кроме того, в Японии развернулась не менее острая дискуссия по этому вопросу. Министерство образования Японии поддерживало идею освещения (в определенной степени) этой проблемы в школьных учебниках. Японская ассоциация учителей разделилась на два лагеря: нужно ли вообще говорить об этом в школе, и если да, то с какого возраста было бы уместно узнать это школьникам. Спустя несколько лет, в 1997 г. (скорее под дипломатическим давлением КНР, Южной Кореи и других стран Азии, чем в результате японской общенациональной дискуссии), в Японии было принято решение о внесении дополнений в учебники истории для школы средней ступени (7—9-е классы). Это вызвало бурю негодования со стороны японских национал-патриотов. Полемика внутри Японии по проблеме исторического прошлого в основном представлена двумя подходами: не признавать, будто ничего и не было, а если признавать (под влиянием других стран), то не акцентировать. В Китае очень болезненно реагируют на непрекращающиеся попытки некоторых японских политиков замалчивать или преуменьшать физический и моральный ущерб, нанесенный Китаю во время японской агрессии 1937—1945 гг. Главным пунктом в длинном перечне преступлений японских милитаристов в Китае является резня в Нанкине в декабре 1937 г. Исследователи этого вопроса уже несколько десятилетий не оставляют попыток хотя бы приблизительно уточнить число жертв трагедии в Нанкине. В некоторых японских учебниках истории для школы средней ступени указывается приблизительная цифра 200 000 погибших, взятая из документов Токийского трибунала. В КНР оценивают количество жертв в 300 000 (как зафиксировано в мемориале в память о жертвах резни в Нанкине). Некоторые китайские исследователи указывают гораздо большие цифры.[6] Еще одной болезненной темой в китайско-японских отношениях является проблема посещения высокопоставленными японскими официальными лицами храма Ясукуни в Токио. Синтоистский храм Ясукуни был построен в 1869 г. и до окончания Второй мировой войны, являясь главным синтоистским храмом страны и религиозно-идеологическим оплотом для пропаганды японского милитаризма, использовался для поминовения погибших в различных войнах граждан Японии (военнослужащих и гражданских) начиная с 1853 г. Имена жертв (приблизительно 2,4 млн.) занесены в символические книги памяти.[7] В 1979 г. высшие сановники храма канонизировали политических и военных деятелей императорской Японии, признанных виновными в военных преступлениях Токийским трибуналом (1946-1948 гг.) и военно-полевыми судами сил антияпонской коалиции (проходили с 1945 г. в течение нескольких лет). Это вызвало возмущение КНР и других азиатских стран. 15 августа 1985 г. — в день 40-й годовщины окончания Второй мировой войны премьер-министр Ясухиро Накасонэ совершил первый за 40 лет официальный визит в Ясукуни. Это событие было встречено в КНР, Корее и других странах с негодованием. Обоснованно возникли сомнения в искренности прежних заявлений японского руководства о покаянии за преступления прошлых поколений. Общественность Японии также была взбудоражена, и вновь полемика поляризовала страну. Под влиянием критики извне и внутри Японии премьер-министр Ясухиро Накасонэ был вынужден отменить практику официальных визитов в Ясукуни. Ситуация повторилась через 20 лет. С 2001 по сентябрь 2006 г. в Японии на должности премьера находился Дзюнъитиро Коидзуми, который возобновил практику ежегодных официальных визитов в Ясукуни. Сторонники посещения храма выдвигают разнообразные доводы для оправдания. Например такой, что на военных преступников была возложена ответственность за войну и геноцид, они понесли суровое наказание — свыше 900 человек были казнены, поэтому их души теперь заслуживают покоя и поминовения.[8] Другие считают, что посещение храма 15 августа — это дань памяти невинных жертв — мирного населения и военных, не имевших отношения к виновникам развязывания войны. Распространено также мнение, что раз уж Коидзуми настроен посещать храм Ясукуни, то пусть делает это неофициально, как частное лицо или в другой день. Есть и такие, кто считает, что, отказавшись от посещения Ясукуни, японское руководство уступит Китаю, чего делать нельзя в принципе. Необходимо также отметить, что император Хирохито (отец нынешнего императора) ежегодно посещал храм 15 августа, но после канонизации военных преступников прекратил посещения, а его сын — император Акихито, взойдя на престол, также перестал посещать Ясукуни. Вместо этого императорская чета участвует в поминальной церемонии 15 августа в другом месте. Тема посещения храма Ясукуни весьма резонансна, его название нет-нет да и мелькнет в мировых новостях. Однако в связи с этим знаковым религиозным учреждением практически не упоминается другое заведение — военно-исторический музей, находящийся совсем рядом с храмом. В отличие от духовно-спиритического воздействия храма музей дает конкретный заряд милитаризма и национального шовинизма Японии 1930-х гг., создает ощущение правоты и обоснованности войны в Азии. Особенно непримиримую позицию по данному вопросу Пекин занял в 2005 г. – 60-м юбилейном году победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Можно усмотреть в этом политическую кампанию по достижению нескольких целей. Во-первых, упрочение связей (насколько возможно в каждом отдельном случае) со странами-победительницами — Россией, США, Великобританией, Францией. Возможно, громкая реакция Пекина по историческому поводу должна подчеркнуть нежелание видеть Японию в Совете Безопасности ООН, куда Токио давно стремится. Во-вторых, не исключается, что кампания критики Токио направлена на отвлечение широких слоев китайского общества от проблем внутри страны: растущий разрыв материального положения города и деревни, недовольство крестьян, а также другие проблемы, связанные с быстрым экономическим ростом страны. Для консолидации многонационального государства, для внутренней политической борьбы Пекину удобно иметь внешний объект для критики. Еще одной проблемой из исторического «набора», влияющей на китайско-японские отношения, является вопрос ответственности Японии перед Китаем за агрессию 1937-1945 гг. Когда речь заходит об ответственности за войну, японская сторона вопрошает в недоумении: «Сколько еще раз Япония должна извиниться?» Однако Китай критикует Японию за то, что свои извинения Токио приносит в виде устных заявлений или в кулуарных беседах, а не в форме дипломатических документов. На фоне ситуации с посещением Ясукуни и японскими учебниками истории у Пекина имеется еще больше оснований критиковать Токио.
Этот вопрос осложняется еще одним обстоятельством. В 1972 г., когда Пекин и Токио нормализовали двусторонние отношения, высшее руководство КНР ради будущего китайско-японских отношений признало, что ответственность за войну лежит на японской военно-политической верхушке. Япония согласилась с этой формулировкой, и в совместном коммюнике было зафиксировано, что японская сторона полностью признает ответственность за серьезный ущерб, нанесенный Японией китайскому народу и глубоко сожалеет об этом.
Япония несколько раз приносила извинения за агрессию 1937 г. на самом высоком уровне: в 1972 г. – при заключении дипломатических отношений, в 1978 г. – при подписании китайско-японского договора о дружбе и сотрудничестве, в 1995 г. – при принятии официального решения премьер-министра Мураямы по случаю 50-летия окончания Второй мировой войны, в 1998 г. – в китайско-японской совместной декларации, в 2005 г. – на Азиатско-Африканском саммите в Индонезии премьером Коидзуми. Китайская сторона официально принимала эти извинения. Но всякий раз данная проблема возникает снова и снова. Таким образом, исторический вопрос в проблематике китайско-японских отношений, хотя и существует в значительной мере самостоятельно (т. е. как реальное историческое прошлое и его различные интерпретации), благодаря усилиям национальных элит еще долгое время будет тесно увязываться с политическими и экономическими аспектами двусторонних отношений и использоваться (при необходимости — обостряться) для достижения геополитических целей.
2.2 Территориальный спор.
В Восточно-Китайском море сталкиваются весьма существенные интересы Японии и Китая. Обе страны проявляют готовность их отстаивать, неохотно идя на компромисс. Это становится периодически причиной ухудшения двусторонних отношений. Как это происходит в настоящее время, после очередного инцидента в этом районе. Инцидент в Восточно-Китайском море. В сентябре 2010 г. вблизи островов Сэнкаку (по-китайски – Дяоюйдао), суверенитет на которые Японии Китай оспаривает, произошло столкновение китайского траулера с двумя патрульными катерами береговой охраны Японии. По утверждению японской стороны, капитан китайского судна намеренно осуществил таран японских катеров. Траулер был японскими властями задержан. После снятия показаний члены экипажа, кроме капитана, были освобождены. Дело капитана подлежало рассмотрению окружного суда г. Наха японской префектуры Окинава. С самого начала официальные лица КНР настаивали на том, что «всю полноту ответственности» за инцидент должна нести Япония. Добиваясь своей цели, Китай предпринял ряд мер воздействия на Японию. Было отменено проведение переговоров по вопросу заключения соглашения о совместной разработке месторождений природного газа в Восточно-Китайском море, был введен запрет на экспорт в Японию редкоземельных металлов, были ужесточены таможенные процедуры для экспортируемых в Японию и импортируемых из Японии товаров, что приводило к затягиванию сроков их доставки потребителям. Речь шла о фактическом нарушении правил ВТО. Также в качестве ответной меры на задержание китайского судна в КНР (провинция Хэбэй) были арестованы 4 служащих японской компании Фудзита, которые находились в Китае в соответствии с межправительственным соглашением о программе утилизации химических боеприпасов, оставленных японской армией в период войны в Китае (1937-1945 гг.). Под давлением Пекина японская сторона довольно скоро отказалась от судебного разбирательства действий капитана китайского траулера. Отношения не удалось вернуть в русло тех договоренностей, которые были достигнуты между Токио и Пекином в период 2006-2009 гг., когда на государственном уровне стороны согласились развивать «стратегические взаимовыгодные отношения». События, связанные с инцидентом, имели значительный общественный резонанс в Японии. Как показали данные опроса, проведенного газетой Иомиури, более 80% респондентов выразили крайнюю неудовлетворенность действиями кабинета министров по урегулированию ситуации. Одновременно серьезно пострадал в глазах японцев имидж Китая. Хотя в настоящее время можно говорить о том, что данный японо-китайский инцидент преодолен, тем не менее, вряд ли следует исключать повторения ситуации. Ведь в районе Восточно-Китайского моря сохраняется основной очаг возможного возникновения конфликта между Японией и Китаем. Острова Сэнкаку находятся в Восточно-Китайском море, в 420 км к западу от японской Окинавы, в 420 км от китайского порта Фучжоу и в 190 км к северо-востоку от тайваньского порта Цзилун. Острова необитаемы, среди них три относительно крупных, общей площадью 6,3 кв. кмВ настоящее время Япония реально владеет ими. Китай законность владения оспаривает. Территориальный спор вокруг Сэнкаку с середины 1990-х гг. стал подогреваться интересами сторон к имеющимся в районе газонефтяным запасам. Разногласия вокруг границы и ресурсов в Восточно-Китайском море. Вопрос о разграничении Особых экономических зон Японии и Китая со временем обрел высокую актуальность. При этом их подходы не совпадают. Китай проводит линию своей границы по кромке континентального шельфа. Она проходит гораздо восточнее (в 340 морских милях от побережья КНР, вплоть до «Окинавской впадины») той, которую признает Япония: та ее ведет по центральной линии, равноудаленной от континента и Окинавы. С 2005 г. японские компании получили разрешение своего правительства на ведение поисковых работ в этом районе. Китайская сторона расценила это как провокацию. Возникшая с этого времени эскалация напряженности в этом районе продолжалась до 2006 г., когда стало возможным начать переговоры руководства двух стран с целью нормализации обстановки. Была даже достигнута договоренность (носившая, скорее, декларативный характер) о совместном освоении ресурсов Восточно-Китайского моря. Но согласовать позиции сторон не удается. Китай считает, что проблемы принадлежности островов Дяоюйдао (по-японски - Сэнкаку) и демаркации японо-китайской границы в Восточно-Китайском море следует решать «в одном пакете». Япония не готова принимать такого подхода, вообще не заинтересована обсуждать территориальную принадлежность островов Сэнкаку. Анализ событий вокруг японо-китайского инцидента у островов Сэнкаку в сентябре 2010 г., а также позиций Токио и Пекина по всем спорным вопросам в Восточно-Китайском море дают основание полагать, что здесь в ближайшие годы сохранится потенциальный очаг напряженности, угрожающий стабильности военно-политической обстановки в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
2.3 Проблемы взаимовосприятия.
По оценке китайских исследователей, взаимопонимание между китайцами и японцами пока не изменилось к лучшему. Главные причины такого положения - националистический консерватизм японского населения и повышенная чувствительность китайского населения к своему историческому прошлому. Очень показательно отношение представителей Китая к японской культуре. По опросам 2001 г. почти 3/4 опрошенных отказали Японии в том, что она имеет замечательную историю и культуру. В данном случае важную роль сыграло более чем негативная оценка китайцами исторического пути Японии. Многие жители Китая считали, что «экономический гигант» является «культурным карликом», т.к. «Япония хорошо воспринимает культуру, но не способна передавать и внедрять свои собственные ценности за рубежом».[9] Если брать более широкое понятие культуры, то в него входят и язык, и национальная кухня и т.д. Опрос, в частности, показал, что китайские студенты весьма неоднозначно относятся к японскому языку (около 40% опрошенных заявили о своих симпатиях к нему, примерно столько же высказали противоположную точку зрения.) Лишь около 20% опрошенных высоко оценили японскую классическую литературу, в то время как около 50% затруднились ответить.[10] Подобные результаты опроса относительно японской литературы связаны с тем, что лишь немногим китайским студентам хорошо знакомы труды японских классиков (т.к. «культурные круги Китая избирательно снабжаются информацией» о зарубежных деятелях). Что же касается японского языка, то многие китайцы придерживаются о нем невысокого мнения из-за некоторых характерных особенностей, неприятных жителям Китая (в частности, японский язык признается слишком многословным, чрезмерно насыщенным пустыми формализмами, произношение – неприятным для уха и т.д.) В целом же опрошенные негативно оценили японскую культуру. Общая аргументация была такова: история Японии слишком коротка, чтобы сформировалась полноценная национальная культура (нужно помнить, это мнение китайцев, считающих историю своего народа тысячелетиями), культурная основа японцев неглубока, история японского народа насыщена вторжениями (то есть по своей природе агрессивна), японская культура представляет собой синтез заимствований из китайского наследия и воспринятого от западной цивилизации, японская культура содержит многочисленные феодальные пережитки и т.д. Несомненно, подобная оценка японского культурного наследия порождала некоторое высокомерие и отчасти презрительное отношение Китая к соседу.
Согласно результатам опроса, опубликованным в 2009 г. в Пекине, японо-китайские отношения, однажды охарактеризованные как «холодная» политика, «горячая» экономика», теперь вступили в новую фазу под названием «горячая» политика, «холодное» общество». «Genron», неправительственная японская организация, и «China Daily», государственная китайская газета, выходящая на английском языке, совместно провели опрос общественного мнения касательно взаимоотношений между Японией и Китаем.
Опрос проводился в мае-июне этого года среди 1000 японцев и 1589 китайцев из пяти городов, включавших Пекин, Шанхай и Сиань. Около 71% опрошенных китайских респондентов описали текущие японо-китайские отношения как «очень хорошие» или «относительно хорошие», что на 17 пунктов выше по сравнению с 2008 г., тогда как аналогичным образом ответили 15% (на 2 пункта выше по сравнению с предыдущим годом) опрошенных японцев. Между тем, 65,2% китайских респондентов заявили, что они имеют «негативные» или «относительно негативные» впечатления от Японии. Среди опрошенных японцев подобным образом к Китаю относятся 73,2%. Проведенный анализ показывает, что в оценках взаимовосприятия между китайцами и японцами прослеживается двойственность, обусловленная противоречивым характером взаимоотношений между двумя государствами.
2.4 Военное соперничество.
С географической точки зрения юго-западные острова Японии (острова Нансэй) - это цепочка маленьких и очень маленьких клочков суши, протянувшихся между Тайванем и Кюсю. При взгляде на карту они отчасти напоминают Курилы, которые точно такой же цепочкой тянутся на севере от Хоккайдо к Камчатке. Самый западный из островов этой группы - Ёнагуни - находится всего в 125 километрах от Тайваня. Японские стратеги констатировали недостаточность обороны в данном регионе - ряд островов никак не защищен от возможного внезапного нападения. В ходе учений планируется отработать их защиту от возможных атак диверсантов и в случае ракетного удара. Условный противник, разумеется, не назван, но в общем ни у кого не вызывает сомнений, что на данном направлении основным соперником и гипотетическим военным противником Японии является Китай. История взаимоотношений Японии и Китая полна столкновений, но в последние несколько десятилетий китайская угроза рассматривалась в качестве второстепенной. Этому немало способствовала как слабость военно-морских и военно-воздушных сил КНР, не позволявшая проводить масштабные операции на большом удалении от своих берегов, так и "северная", антисоветская направленность китайского военного планирования 1960-1980-х годов. В 1990-е годы ситуация начала меняться: во-первых, нормализовались отношения между Пекином и Москвой, во-вторых, начали расти возможности ВВС и военно-морского флота Китая, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с Россией. Сегодня очевидно, что КНР строит флот, способный действовать на значительном удалении от своих баз, а также располагает внушительным парком современных боевых самолетов с большой дальностью полета, и еще крылатыми ракетами разных типов. В сочетании с усиленным развитием военной инфраструктуры на юге-юго-востоке КНР это вызывает опасения - и у Японии в том числе. В свою очередь Китай и ряд других стран с большой настороженностью относятся к военным приготовлениям Японии, чьи силы самообороны также усиливаются, которые уже сейчас насчитывают 240 тыс. чел. (без гражданского персонала) и являются одними из мощнейших в регионе, превосходя как в численном, так и в техническом отношении нашу группировку на Дальнем Востоке.[11] Особенно это касается военно-морских сил, в состав которых на сегодняшний день входит свыше 250 боевых кораблей, вспомогательных судов и катеров. Из них четыре - "флагманские" корабли, эсминцы-вертолетоносцы, выполняющие роль авианесущих и десантных единиц. И мощная группировка из 40 эсминцев.[12] Более того, Токио готовится к созданию полноценной морской пехоты - "мобильных десантных подразделений", применяемых для захвата прибрежной полосы вероятного противника. Фактически можно констатировать, что сегодня в регионе ведется "гонка вооружений", в первую очередь - военно-морских и авиационных, в которой Япония и Китай задают тон. С учетом того, что наращивание военной мощи идет и в других странах региона, Дальний Восток постепенно становится одним из самых "вооруженных" районов планеты. Изменения японской оборонной стратегии не прошли незамеченными - в китайских газетах начали появляться материалы, выражающие озабоченность положениями новой оборонной программы страны-соседа. Констатируя планы Токио по усилению военного присутствия на юге, китайская армейская газета "Цзефанцзюньбао" высказывает мнение, что подобное развитие "вызывает лишь усиленное волнение у соседних стран в Азии. Само это для Японии вряд ли является положительным делом". Усиление японской военной мощи отнюдь не означает отказа Токио от сотрудничества с традиционными союзниками, главным из которых остается США. Совместно с США Япония продолжает создавать систему противоракетной обороны, направленную, прежде всего, на отражение возможного удара со стороны Северной Кореи и, видимо, Китая: обе эти 1страны располагают внушительным арсеналом баллистических ракет средней дальности, способных поражать цели на территории собственно Японии. США являются для Японии также очень важным источником ноу-хау, как инженерно-технических, так и организационных. Это позволяет Японии выпускать современное вооружение и готовить свои силы самообороны на уровне, сравнимом с американским. Кроме того, Япония налаживает сотрудничество с другими странами региона - в том числе Южной Кореей, Индией, Австралией и другими странами, либо дружественными по отношению к США, либо их прямыми союзниками. Анализируя картину в целом, можно говорить о возникновении своеобразной "демократической дуги безопасности", объединяющей страны, союзные США, и так или иначе опасающиеся растущей мощи Китая.







Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений.
Пекин как бы по аналогии с проводимой Вашингтоном политикой «вовлечения» КНР в глобальные дела начинает целеустремленно выстраивать курс на вовлечение Токио в политическое сотрудничество с Китаем по широкому кругу вопросов. Об этом свидетельствует, в частности, аналитический доклад «Китайско-японские отношения и политика Китая в отношении Японии в грядущем десятилетии», подготовленный специалистами Института исследований Японии Китайской академии наук. Авторы этого документа трактуют «стратегические взаимовыгодные интересы» Китая и Японии следующим образом: - По сравнению с японо-американским альянсом «стратегические взаимовыгодные интересы» представляют собой более низкий уровень сотрудничества: отсутствуют общая идеология и стратегия в сфере обеспечения безопасности. К тому же китайско-японские отношения не строятся на принципе «суверен - вассал», как между США и Японией.
- По сравнению с китайско-японскими отношениями периода 1972-1998 гг. «стратегические взаимовыгодные интересы» носят относительно более прохладный характер, они ориентированы на более прагматичные и равноправные отношения. В то же время на фоне китайско-японских отношений 1998­2006 гг. «стратегические взаимовыгодные интересы» стали шагом к преодолению порочного круга, в котором определяющими с китайской стороны выступает «историческая память» (об интервенции милитаристской Японии в Китай в 1931 - 1945 гг.), с японской - интересы обеспечения безопасности.
Однако авторы доклада не исключают и возможности возникновения в будущем конфликтов в отношениях между двумя странами, поскольку между ними сохраняются серьезные противоречия как стратегического, так и структурного характера. В их числе выделяются следующие: Конфликты, в основе которых лежат коренные интересы. Они проявляются, прежде всего, в подходе к таким проблемам, как демаркация границы в Восточно-Китайском море и спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Конфликты, имеющие исторические корни, достаточно серьезны, но менее значимы, поскольку они не связаны с современными интересами Китая. Конфликты на эмоциональной почве. По оценке китайских исследователей, взаимопонимание между китайцами и японцами пока не изменилось к лучшему. Главные причины такого положения - националистический консерватизм японского населения и повышенная чувствительность китайского населения к своему историческому прошлому. В разделе доклада «Направленность политики Китая в отношении Японии» говорится: общая стратегическая цель будущих китайско-японских отношений – способствовать развитию психологической совместимости двух народов, продвижению двух стран от мирного сосуществования к совместному развитию, от взаимных стратегических интересов к стратегическому сотрудничеству. Основные положения этого раздела сводятся к следующему: - для устойчивого развития китайско-японских отношений крайне важно обеспечить сбалансированное развитие отношений в политической и экономической областях; - возникновение стратегической конфронтации между двумя странами маловероятно. Однако, если не удастся взять под контроль и эффективно разрешить главные проблемы в отношениях, нельзя исключить возможности стратегической конфронтации низкого уровня. По мнению китайских исследователей, принципиально важно, чтобы две наиболее серьезные спорные проблемы – демаркация границы в Восточно-Китайском море и принадлежность островов Дяоюйдао – решались в одном пакете; - хотя разрешение тайваньской проблемы и осуществление мирного воссоединения – внутреннее дело Китая, Япония является одним из факторов, который невозможно игнорировать в этом процессе. Пока США не изменят своей политики на тайваньском направлении, политика Японии также не изменится; - в связи со стремлением Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН китайская сторона уже выразилась в поддержку более весомой роли Японии в ООН. Хотя Китай и не располагает пропуском для Японии в Совбез ООН, обе страны вполне могут вести конструктивный диалог по вопросу реформирования ООН; - Китаю и Японии недостает взаимного доверия в вопросах обеспечения безопасности. Целесообразно продвигать сотрудничество в этой сфере, идя от отношений «не друзья и не враги» к подлинно партнерским отношениям, к созданию структур и механизмов региональной безопасности, к образованию Восточноазиатского сообщества безопасности. Одной из задач, требующих скорейшего решения, в докладе названо создание механизмов предотвращения кризисов и управления кризисами с тем, чтобы избежать эскалации трений и конфликтов. Предлагается также развивать сотрудничество азиатских стран по обеспечению безопасности основных морских коммуникаций – от Суэцкого канала до Тайваньского пролива, а также стимулировать создание в регионе Сообщества взаимовыгодной поддержки и обеспечения стабильности экономического развития, в рамках которого решались бы и проблемы обеспечения энергетической безопасности. Китай и Япония, говорится в докладе, должны прилагать усилия по решению проблем региональной безопасности, по созданию системы многосторонней безопасности. Обеим странам следует способствовать стратегическому диалогу Китай - Япония - США. Двум странам предлагается действовать совместно по преодолению финансового кризиса. Они должны стимулировать придание регионального характера двустороннему соглашению о взаимном обмене валют, выстроить региональный механизм финансового контроля, активизировать тесные консультации, координацию и сотрудничество по развитию региональных рынков капитала, по учреждению Фонда азиатских валют. Подчеркивается необходимость объединить усилия по заключению Соглашения о свободной торговле и Соглашения об экономическом партнерстве, чтобы координировать стратегию и политику в сфере экономики, совместно формировать пространство свободной торговли Восточной Азии в рамках Восточноазиатского сообщества. Признается и наличие у Китая и Японии серьезной общей проблемы - зависимости от зарубежного спроса, прежде всего спроса в США, на который негативно повлиял мировой финансово-экономический кризис. Две страны должны использовать возможность для корректировки своей экономической структуры, расширить и задействовать внутренний спрос для оздоровления своих экономик. С целью укрепления сотрудничества в энергетике и экологии в докладе предлагается создать Китайско-Японский фонд по энергосбережению и защите окружающей среды, совместно финансируемый правительствами двух стран. В докладе китайских исследователей значительное внимание уделено развитию культурных контактов и улучшению имиджа КНР в Японии. Так, предлагается: - Улучшать имидж Китая и способствовать восприятию КНР японцами как дружественного государства. Изучение китайского языка – важный и очень эффективный путь к пониманию Китая. Отмечая постоянный рост числа изучающих китайский язык в Японии, авторы указывают на необходимость активно поддерживать эту тенденцию. - Содействовать индивидуальным контактам и расширению круга лиц, которым Китай близок. Особое внимание предлагается уделить молодежному обмену и тем лицам, которые изучали китайский язык, а также исследователям, занимающимся проблематикой Китая, Японии, японо-китайских отношений. Выдвигается идея учредить с помощью правительства Фонд обменов с тем, чтобы спонсировать японских ученых, исследующих Китай, оказать помощь образовательным учреждениям, в которых изучается китайский. Это позволило бы расширить в Японии круг лиц, знающих Китай и относящихся к нему с личной симпатией. - Откликаясь на возрастающий интерес японцев к Китаю, широко использовать Интернет для создания у них правильного представления о КНР, что может помочь преодолению все еще распространенного среди японцев недоверия к Китаю. - Активизировать культурную пропаганду на Японию, в этих целях поддержать 4-5 японских компаний с целью производства культурной продукции, которая привлекла бы внимание японцев. В то же время необходимо углублять знания о Японии у китайского населения, культивировать у него дружественное отношение к этой стране.
- Формирование ВАС - историческая тенденция. Китай и Япония должны энергично изучать, организационно выстраивать и культивировать общую культуру. Авторы напоминают, что многовековый культурный обмен двух стран сформировал во многом общую культуру, в основе которой лежат китайская письменность, конфуцианство, китайская разновидность буддизма и т.д.
Совместно исследовать историю. От того, как понимать и оценивать историю японской агрессии против Китая, возможно, будет зависеть и будущее китайско-японских отношений. Прошлое не должно стать препятствием развитию этих отношений и установлению доверия между двумя народами и формирования Восточноазиатского культурного сообщества, считают авторы доклада. Таким образом, Китай стремится вовлечь Японию в более глубокое и широкое сотрудничество на двустороннем и региональном уровне, о чем свидетельствует разработанная китайскими учеными программа развития китайско-японского «взаимовыгодного сотрудничества, основанного на общих стратегических интересах» до 2020 г. В то же время на пути развития китайско-японских отношений, «основанных на общих стратегических интересах», стоит немало трудностей и проблем. Между двумя странами сохраняются существенные противоречия, в основе которых лежит несовпадение интересов двух крупных соперничающих держав. Кроме того, Токио вынужден тщательно взвешивать свои шаги навстречу Китаю, учитывая свои обязательства перед США в рам­ках японо-американского договора безопасности и заинтересованность Вашингтона в том, чтобы Япония оставалась в орбите его влияния. От того, как КНР и Японии удастся выстроить свои отношения в будущем, во многом зависят безопасность, стабильность и экономическое развитие всей Восточной Азии.
Заключение.
В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них - территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь -- прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой - расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР. Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой на пути развития отношений в тех областях, где интересы двух стран более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем. По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние годы негативные настроения в отношении друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев в ходе опроса 1999 г. отрицательное отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й - 34,9%), положительное - 47,7 (1995-й - 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й - 37,8%). Таким образом, политического сближения между двумя партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству пока не происходит. И нынешнее положение, как представляется, может сохраняться долго. В обозримом будущем японо-китайские отношения, скорее всего, еще более усложняться, для них останется характерным сочетание сотрудничества с соперничеством. На пути к политическому сближению Японии и Китая остается не одно препятствие. И такое положение имеет шансы сохраняться долго. До тех пор, пока, как представляется, между двумя странами не будет выработана согласованная модель политического взаимодействия. Этой моделью вряд ли можно считать декларированное сторонами в 1998 г. "партнерство на основе сотрудничества в XXI веке". При этом - в таком взаимодействии должна возникнуть и заинтересованность у Вашингтона. Вероятнее всего японо-китайские отношения останутся достаточно сложными, поскольку строятся на противоречивой основе: в сочетании сотрудничества с соперничеством, при непреодоленном недоверии друг к другу и наличии нерешенных проблем.
Список используемой литературы.
1. Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность . М.: Флинта, Наука, 1997 г. 2. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М., 1990 г. 3. Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М: Институт комплексных стратегических исследований, 2007 г. 4. Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В. Китай – Япония: любовь или ненависть?. М: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001 г. 5. Михеев В.В. Китай – Япония: конкуренция за лидерство М., 2007 г. 6. Потапов М. Китай и Япония: партнеры и конкуренты в Восточной Азии// Проблемы Дальнего Востока. 2007 г. № 6 7. Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. 8. Семин А. Китай - Япония: лед тронулся// Азия и Африка сегодня. 2010. №9 9. Толстой В. История китайско-японских отношений в конце ХIX — второй половине ХX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу//Журнал международного права и международных отношений. 2007 г. № 3 10. LI R. Partners or rivals? Chinese perceptions of Japan`s security strategy in the 11. Балмасов С. Япония в окружении… спорных территорий// [1] Eto Shinkiti. Evolving Sino-Japanese Relations // The Journal of International Affrairs. 1983. v.37, № 1. С.51. [2]Ikeda, M. Sekai-no Naka-no Nitchu Kankei // Tokyo: Horitsu Bunkasha, 1998 С.199. [3] Ван, М. Экономика Китая. Пекин: Интерконтинент. изд-во Китая, 2003. С. 37.
[4] Азат Душебаев Взаимоотношения Китайской Народной Республики и Японии // http://www.easttime.ru/reganalitic/3/236.html [5] К.Идэ. Модернизация Китая и вклад Японии // Доклад в Институте Дальнего Востока РАН. 2011 С.8. [6] Hata, I The Nanking Atrocities: Fact and Fable // Japan Echo. 1998. С.53.
[7] Виталий Толстой История китайско-японских отношений в конце ХIX — второй половине ХX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу // http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1219&Itemid=188 [8] Виталий Толстой История китайско-японских отношений в конце ХIX — второй половине ХX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу // http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1219&Itemid=188 [9] Yong Deng Chinese Relations with Japan: Implications for Asia-Pacific Regionalism // Pacific Affairs. 1997. Vol. 70, № 3 С.23. [10] М.И. Струкова, Е.А. Щелконогова Стереотипы восприятия Японии жителями Китая в контексте современных отношений двух стран // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. С. 192. [11] Сергей Балмасов Япония сразится с китайским драконом // http://journal-neo.com/?q=ru/node/3464 [12] Там же // http://journal-neo.com/?q=ru/node/3464


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.