Содержание
Введение
Глава 1. Условия и направления интеграции Украины в современную
международную экономическую систему
Глава 2. Отношения Украина-ЕС
2.1 Опыт формирования и развития интеграционных процессов в
странах ЕС
2.2 Перспективы вступления Украины в ЕС
2.3 Внешнеэкономические отношения со странами ЕС
Глава 3. Украина и Содружество независимых государств
3.1 Особенности сотрудничества Украины со странами СНГ
3.2 Отношения Украина-Россия
3.3 Отношения Украина – другие страны ЕАЭС
3.4 Отношения Украины с группой ГУУАМ
Глава 4. Украина в Черноморской зоне экономического сотрудничества
Заключение
Список литературы
Введение
Роль и место любой страны в международной экономической системе зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни.
Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяйственных процессов.
Существуют большое количество точек зрения относительно включения
Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.
Вся логика развития Украины в начале XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.
В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть
положено удобное географическое расположение Украины между технологически развитым севером и быстро развивающимся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг», включающем в себя несколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и другие инвестиционные проекты.
Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».
Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как
ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.
Вопрос интеграции Украины в международную экономическую систему актуален, потому что:
· Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике;
· Украина не тяготеет только к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ ;
· Сейчас формируется новое МРТ, основу которого представляют возможность удовлетворить сложные требования современной НТР, оперативно реагировать на быстрое изменение хозяйственных структур и др. Поэтому для Украины очень важен оптимальный поиск конкретного места в многогранном и мобильном МРТ, максимальное использование конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Целью данной курсовой работы является – рассмотреть возможные направления интеграции Украины в международную экономическую систему.
Объектом исследования является развитие отношений между Украиной и ЕС, странами СНГ, а также продолжение региональное сотрудничество со странами-участницами ЧЭС.
В курсовой работе использовались книги украинских и российских издательств, статистические данные Держкомстата, а также различные статьи по теме работы.
1. Объективная необходимость, условия и векторы интеграции
Украины
в современную международную экономическую систему
Современный этап развития международных экономических отношений определяется глобализацией мировой экономической жизни, углублением всемирного разделения труда, активизацией процессов интеграции экономик различных стран во всемирное хозяйство и мировой рынок. Процесс интеграции национальных экономик в современную систему мирохозяйственных связей на сегодня есть условием успешного функционирования этих экономик. Украина также направлена на полную интеграцию в мировое хозяйство и уже определила свою внешнеэкономическую стратегию.
Главным приоритетом для Украины является интеграция в структуры ЕС. Однако стране необходимо поддерживать баланс между европейским вектором и другими важными векторами. Прежде всего ей нужно найти правильный баланс относительно геостратегического треугольника «США – ЕС – Россия».
Сейчас формируется новое международное разделение труда, основу которого представляют не столько такие традиционные факторы, как природные ресурсы и рабочая сила, сколько возможность удовлетворить сложные требования современной НТР, оперативно реагировать на быстрое изменение хозяйственных структур и приоритетов социально-экономического развития отдельных стран.
Поэтому для Украины очень важен оптимальный поиск конкретного места в многогранном и мобильном МРТ, максимальное использование конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Становление новой модели развития мировой экономики требует глубокого переосмысления всех показателей, которые характеризуют положение Украины в мире, масштабы и эффективность ее участия во внешнеэкономических связях.
С середины 70-х лет особое место при определении позиций страны в системе мирохозяйственных связей занимали конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Конкурентные преимущества - это прежде всего факторы, которые положительно влияют на конкурентоспособность экономики страны во внешнеэкономических связях.
Среди конкурентных преимуществ Украины во внешнеэкономических связях необходимо отметить, в первую очередь, следующее:
1 территориальные и природные условия - расположена в Центральной Европе, благоприятный климат, омывается теплыми морями;
2 сырьевые ресурсы - занимая меньше 0,5% территории мира и меньше 1% население Украина имеет около 5% мировых сырьевых ресурсов;
3 значительный производственный потенциал - по производству чугуна, стали и т.д. на душу населения Украина занимает ведущие места в мире, отдельные области самолетостроения, энергетика, космическая промышленность и т.д. включают в себя использование новейших технологий на уровне лучших мировых достижений;
4 достаточно развитая инфраструктура;
5 наличие достаточно квалифицированной и в тот же время дешевой (по сравнению с развитыми странами мира) рабочей силы .
Следует отметить, что наличие конкурентных преимуществ еще не означает их автоматическую реализацию, в особенности в современных условиях жесткой международной конкуренции. Здесь на первый план выходит международная экономическая конкурентоспособность.
Конкурентоспособность можно определить и как способность страны или фирмы разрабатывать и вырабатывать соответствующие товары и услуги высшего, чем в иных странах качества, или же по ценам, более низким, чем у конкурентов.
Существуют различные подходы к определению критериев и показателей международной экономической конкурентоспособности отдельных стран. Так, Национальная ассоциация предприятий США выделяет шесть главных параметров конкурентоспособности страны:
1. Темпы экономического роста.
2. Стабильность цен (после гиперинфляции, начиная с 1996 г. этот показатель в Украине постепенно приближается к мировому уровню).
3. Уровень безработицы (учитывая скрытую безработицу, Украина значительно превышает по этому показателю предельно допустимые нормы);
4. Степень эффективности (в условиях глубокого кризиса во всех сферах общественной жизни, трансформации экономики Украины из центральноплановой в рыночную и т.д.).
5. Состояние баланса внешней торговли (несмотря на положительный баланс внешней торговли Украины, этот показатель не дает для Украины возможности повысить рейтинг конкурентоспособности – сырьевая направленность экспорта и его сравнительно небольшой объем).
Сразу после обретения независимости перед Украиной появилась задача четкого определения внешнеполитической стратегии в европейском направлении. Выбор Украины пал на европейскую интеграцию, так как она будет способствовать развитию государственной независимости, безопасности, политической стабильности, экономического роста, интеллектуального прогресса.
Европейский союз – наиболее мощная и развитая группировка современности, политический и экономический потенциал которого постоянно возрастает.
Для Украины вопрос о присоединении к Европейскому Союзу на современном этапе рыночной трансформации приобретает в особенности актуальное значение, поскольку членство в ЕС может обеспечить максимальную стабильность и самую большую эффективность достигнутых во внешнеэкономической деятельности результатов, а также положительно влиять на процесс вхождения Украины в мировое пространство.
С вступлением в силу Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве с 1 марта 1998 года отношениям между Украиной и ЕС была предоставлена не только юридическая закрепленность, а и задано принципиально новое измерение.
В долгосрочной перспективе Украина ориентируется на обретение полного членства в Европейском союзе. Желание Украины стать полноправным членом ЕС было провозглашено Президентом Украины 14 июня 1994 года в Люксембурге, при подписании Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Украиной и ЕС.
Тем не менее, учитывая существенную разность во внутреннем состоянии стран-членов ЕС и Украины, значительное несоответствие Украины за многими показателями требованиям ЕС, полноправное членство в ближайшее время фактически невозможно.
Согласно теории международной экономической интеграции, успешная реализация региональной экономической стратегии возможна при наличии двух обязательных условий:
· близости уровней развития экономик стран-партнеров.
· наличия высокоразвитых экономических связей между субъектами экономической деятельности интегрирующихся стран.
В этом аспекте следует отметить, что в Украине относительно ее европейского интеграционного вектора существуют значительные проблемы «экономической совместимости».
2. Украина - ЕС.
2.1 Опыт формирования и развития интеграционных процессов в
странах ЕС.
Опыт европейской экономической интеграции дает нам возможность выявить те необходимые предпосылки, из-за чего становится возможным использовать преимущества мирового разделения труда, что очень важно и для Украины, которая намерена интегрироваться с ЕС.
Первой такой предпосылкой является близость стран, которые интегрируются по уровню экономического и технологического развития.
Вторая предпосылка – завершенность формирования внутреннего рынка. "Завершенность" в понимании существования круга основных видов товаров для осуществления выгодных для всего общества экспортно-импортных операций.
Третья предпосылка - это однотипность государственного строя, а именно - господство в политической и экономической жизни стран-участниц демократического строя, что по своей сути определяет их позицию - партнерство равных на основе взаимной выгоды.
Четвертая предпосылка - это присутствие в регионе интеграции тенденции к выравниванию уровней экономического развития.
Начало объединения Европы было положено в марте 1957 г. подписанием Римского договора 6-ю государствами, которые создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в которое вошли ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. От даты подписания Римского договора ведет начало формирования Европейского сообщества, которое включило в себя Европейское объединение угля и стали (основанное в 1951 г.), и Европейское сообщество по атомной энергии (основанное в 1957 г.). К ЕЭС постепенно начали присоединяться и иные государства: Дания, Великобритания, Ирландия - в 1973 г., Испания и Португалия - в 1986 г.
Целью ЕЭС было создание Европейского "общего рынка", который должен был устранить все торговые барьеры и проводить единую сельскохозяйственную политику.
Подписание Маастрихтского договора, который начал действовать в 1993 г., положило начало возникновению Европейского Союза (ЕС). Дальнейшее расширение Союза продлилось вступлением в него в 1995 г. еще нескольких государств Европейской зоны свободной торговли - Австрии, Швеции, Финляндии. С марта 1995 г. получило действие Шенгенское соглашение, которое отменило пограничный контроль на общих границах. Соответственно Маастрихтскому договору Европейский Союз и его государства-члены стали проводить общую внешнюю политику и единую политику в области безопасности. В ЕС функционирует таможенный союз и единый внутренний рынок, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг и капиталов. Основано гражданство Европейского Союза, определены права граждан, а также порядок защиты этих прав.
Особое значение в развитии интеграционных процессов приобретает введение единой валюты в ЕС - евро. Конкретные действия по созданию экономического и валютного союза начались после подписания Маастрихтского договора.
Задача, которая стоит перед экономическим и валютным союзом, имеет грандиозные масштабы и очень непроста. Из 15 стран-членов ЕС к требованиям валютного союза оказались готовыми лишь несколько. В мае 1998 г. из круга ЕС основателями ЄЕВС вошли 11 стран. Великобритания, Дания и Швеция по политическим причинам изъявили желание войти в валютный союз позднее. Это внесло определенный раскол в Европейский Союз, который произошел между богатым северным клубом "твердых валют" и периферией нестабильных валют средиземноморского клуба, а также Великобританией, которая традиционно соблюдает более гибкую валютную политику.
Но бывшие аутсайдеры - Италия, Испания, Португалия - сумели преодолеть трудности, связанные с критериями конвергенции и вошли в этот престижный валютный союз. Лишь Греция не сумела справиться с условиями, поставленными договором и получила отсрочку до 2002 г.
25 марта 1998 г. Европейская Комиссия и Европейский Валютный Институт, предшественник нынешнего Европейского центрального банка, опубликовали отчет о ходе выполнения 15-ю странами-членами ЕС 5-и Маастрихтских критериев для вступления в ЕЭВС:
1 Стабильность цен: государства-члены ЕС должны достичь среднего уровня инфляции, что не превышает более чем на 1,5% показателей
3-х лучших кандидатов на вступление в ЕЭВС;
2 Стабильность обменного курса: страны должны соблюдать "нормальные" границ колебаний в рамках механизма регулирования валютных курсов, по крайней мере, на протяжении двух лет без девальвации против валюты любой с государств-участников Союза,
3 Стабильность процентных ставок; долгосрочные процентные ставки должны не превышать более, чем на 2% показатели 3-х лучших стран- кандидатов;
4 Поддержка государственной финансовой системы: дефицит бюджета должен быть не больше 3% ВНП за исключением временных и чрезвычайных обстоятельств;
5 Ограничение государственного долга: задолженность правительства не
должна превышать 60% ВНП или же соотношение долга и ВНП должно быстро уменьшаться и приближаться до 60%.
2.2 Перспективы вступления Украины в ЕС
На рубеже XXI ст. Европейский Союз вступил в новый, беспрецедентный этап своего расширения. Количество его членов за счет государств Центральной и Восточной Европы и Прибалтики увеличилось: в 2004 году присоединились Кипр, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Польша, Словакия, Словения и Чехия. В 2007 году членом ЕС стала Румыния.
Расширяясь восточнее, ЕС заметно наращивает свой ресурсный потенциал (территорию на 34%, население - на 29%), превращается в самый большой в мире рынок с 500 млн. потребителей, сохраняет пространственную динамику интеграции.
Создается политическое доминирование Европейского Союза на основной части территории Европы, что добавляет ему уже абсолютно иной международной вес, статус и позиции.
Экономика Украины в данное время не имеет всех необходимых возможностей для развития комплексной интеграции. Интеграционный процесс должен развиваться постепенно.
С одной стороны, существующий чрезвычайно высокий уровень хозяйственной зависимости Украины от стран СНГ и прежде всего России, утверждает, что последняя и в дальнейшем будет оставаться самым важным геополитическим приоритетом во внешнеэкономической стратегии нашего государства.
С иной стороны проблема экономической интеграции для Украины является одной из первоочередных, ведь это позволит в будущем стать мощной экономической страной.
Объективные условия вхождения Украины в ЕС обуславливают продолжительность этого процесса и необходимость значительных и целенаправленных усилий государства относительно развития экономического потенциала, реформирование экономики, создание правовой базы рыночных отношений.
Украина, которая желает вступить в ЕС, должна выполнить «Копенгагенские критерии», в соответствии с которыми она обязана:
1. Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;
2. Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;
3. Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
4. Существование юридических и административных структур, способствующих принятию и внедрению европейского права.
Только при условиях выполнения общепринятых «правил поведения» в указанных сферах экономики можно говорить о реальности интеграции украинской хозяйственной системы в европейскую.
Проводя собственную интеграционную политику, Украина должна определиться с соответствующими средне- и долгосрочными приоритетами.
Членами ЕС есть страны с развитыми экономическими системами и высоким уровнем жизни. Тем не менее неуместными являются безапелляционно- скептические оценки перспектив украинского сотрудничества с ЕС.
В программе "Україна-2010" отмечается, что Украина утвердилась как самая большая страна Центрально-Восточной Европы. Исторический опыт дал свидетельства, что она способна полноценно реализовать свои человеческие, интеллектуальные, экономические, цивилизованные и прочие потенциальные возможности путем интеграции в единое европейское пространство.
Внешняя политика Украины будет осуществляться по несколькими направлениям:
1. Обеспечение интеграции в европейские политические и экономические структуры, полноценное взаимоиспользование инвестиционных возможностей, современных технологий, достижение качественно нового уровня информационного и культурного обменов и взаимодействия. Достижение этой цели будет обеспечиваться выполнением Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и поступательным внедрением в жизнь положений Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз.
2. Активизация взаимодействия с Советом Европы с целью внедрения в Украине единых подходов и стандартов относительно верховенства права, в социальной и гуманитарной сферах, в частности с области обеспечения языковых, религиозных и культурных прав национальных меньшинств.
3. Усиление сотрудничества в рамках региональных и субрегиональных структур - Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС), Совета государств Балтийского моря (СГБМ), активное участие в деятельности еврорегионов и новых форм многостороннего трансграничного сотрудничества.
Развитие международных экономических связей Украины в целом и со странами ЕС в частности должно органично вписываться в общую стратегию преобразования украинской экономики, а именно: создание рыночной экономики, которая бы обеспечила преодоление отставания Украины от индустриально- развитых стран.
Это означает, что Украина должна синхронно реализовывать по крайней мере три задачи:
1 Построить рыночную инфраструктуру
2 Провести глубокую экспортно ориентированную структурную перестройку экономики
3 Провести радикальную модернизацию имеющих производственных мощностей.
2.3 Внешнеэкономические отношения со странами ЕС
Европейский рынок интересует Украину как источник валютных поступлений, долгосрочных капиталовложений, новых технологий и опыта функционирования рыночной системы. Вместе с тем, кризисное состояние украинской экономики, высокий уровень неопределенности относительно перспектив и направлений реформирования хозяйственной системы, нестабильность законодательства, ограниченность валютных средств большинства украинских предприятий, а также отсутствие любых гарантий относительно неприкосновенности частной собственности сдерживают европейский капитал от активного выхода на потенциально очень вместительный украинский рынок.
Современное состояние сотрудничества украинских и европейских фирм можно условно назвать «упрощенной» формой сотрудничества. Она имеет такие основные характеристики;
1. Сотрудничество между Украиной и странами ЕС сегодня имеет относительно ограниченный характер относительно номенклатуры товаров, форм экономических связей, влияния на украинскую экономику.
2. Украина, как и иные государства с переходной экономикой, выступает рецепиентом кредитов, грантов и иных средств на двух- и многосторонней основе, которые предоставляются на реализацию отдельных проектов развития рыночной инфраструктуры и удовлетворения потребностей в «критическом импорте». А это приводит к увеличению внешнего долга Украины и преобразования ее на страну-должника.
3. Товарная структура торгового оборота с странами ЕС практически такая же, как и структура украинской внешней торговли в целом .
4. В экономических связях между украинскими и европейскими фирмами сегодня преобладают простые экспортно-импортные операции, бартерный обмен, операции с давальческим сырьем. Европейские контрагенты пока что удерживаются от крупномасштабных инвестиций в украинскую экономику, хотя кое-где (табачная промышленность, например) масштабы капиталовложений достаточно заметные.
5. Сотрудничество проводится на двухсторонней основе, причем украинские и европейские бизнесмены заинтересованы не столько в сближении национальных законодательств и стандартов, сколько в конкретных соглашениях относительно взаимной защиты инвестиций и уклонения двойного налогообложения, возможностях для европейских предпринимателей воспользоваться национальным страхованием экспортных кредитов и заграничных капиталовложений.
Такая форма «упрощенного» сотрудничества сформировалась вследствие целого ряда объективных причин.
Во-первых, в Украине лишь начался процесс определения фирм и товаров, что будут составлять внешнеторговый профиль Украины
Во-вторых, кризисное состояние экономики Украины объективно тормозит выход на внешний рынок многих потенциально конкурентоспособных предприятий - которые зависят от поставок деталей и комплектующих узлов украинскими производителями и с стран СНГ.
В-третьих, интеграции Украины в европейскую экономику препятствует унаследованная от Советского Союза структура экономики (в бывшем народнохозяйственном комплексе Украина специализировалась преимущественно на производстве промежуточной продукции, тогда как мощности по производству товаров конечного потребления находились, обычно, за ее границами).
В-четвертых, европейский рынок очень насыщен продукцией металлургической и легкой промышленности, сельского хозяйства, а товары этих областей занимают главенствующее место в украинском экспорте из-за низких (сравнительно с европейскими) цены
В-пятых, украинским экспортерам недостает опыта операций на внешнем рынке, чересчур же если речь заходит об отстаивании своих интересов во время антидемпинговых расследований.
В-шестых, экономика Украины в дальнейшем тяготеет к связям с бывшими республиками СССР, что определенной мерой сдерживает развитие сотрудничества с иными регионами мира, в том числе с странами ЕС.
В этой связи возникает закономерный вопрос: какую же политику должно проводить правительство в переходный период относительно внешнеэкономических связей? По-видимому, что сегодня нет реальной альтернативы последовательной либерализации экспортно-импортных операций в контексте рыночной трансформации экономики.
Сегодня экономические барьеры различного сорта превращаются в своеобразный «защитный» барьер на пути влияния международного рынка на украинскую экономику. Поэтому, по-видимому, либерализация внешнеэкономической сферы должна предусматривать не только уменьшение или отмену ограничений на экспортно-импортные операции и тому подобное, а и создание стабильной макроэкономической среды деятельности национальных экономических агентов.
В 2006 году во внешней торговле товарами между Украиной и странами ЕС наблюдалось увеличение объемов как экспорта товаров из Украины, так и их импорта из ЕС. Одновременно происходило увеличение объемов внешнеторговых услуг .
Экспорт товаров в страны ЕС составил 10869,6 млн.дол., импорт – 15614,1 млн.дол. Сравнительно с 2005г. экспорт увеличился на 18,1%, импорт – на 31,5%. Отрицательное сальдо составило 4744,5 млн.дол. против отрицательного в сумме 2669,7 млн.дол. в 2005г. [8]
Рис.1 Внешняя торговля товарами со странами ЕС [8]
В общем объеме экспорта страны доля ЕС составляла 28,3%, импорта – 34,7% (в 2005г. соответственно 26,9% и 32,9%).
Главными партнерами, как в экспорте, так и в импорте товаров остаются Германия (1283,8 и 4267,6 млн.дол)., Италия (соответственно 2503,4 и 1465,2 млн.дол.) и Польша (1344,5 и 2109,1 млн.дол.). [8]
В 2006г. экспорт услуг Украини в страны ЕС увеличился на 28,5% и составил 2218,5 млн.дол., импорт – соответственно на 45,4% и составил 1867,1 млн.дол.; положительное сальдо внешней торговли составило 351,4 млн.дол. (в 2005г. – 441,9 млн.дол.). [8]
В общем объеме экспорта услуг страны доля ЕС составляла 29,6 %, импорта – 49% (в 2005г. соответственно 28,1% и 43,8%).
Главными партнерами, на которых приходилось больше половини объема экспорта, являются – Соединенное Королевство, Кипр, Германия, Бельгия, Венгрия, импорту – Соединенное Королевство, Кипр, Германия, Австрия.
Рис.2 Внешняя торговля услугами со странами ЕС [8]
Более успешному развития торгово -экономических связей Украины с
ЕС мешает ряд проблем, сред которых главными можно назвать:
1 структурные ограничения – отсутствие необходимых структурных преобразований в экономике Украины в условиях рыночной трансформации,
2 Невысокий уровень конкурентоспособности отечественных производителей, их товаров и услуг и экономики страны в целом,
3 Ограниченный характер доступа украинских экспортеров на отдельные сегменты рынка ЕС, в т.ч. из-за не предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой,
4 Отсутствие необходимой связи коммерческой деятельности с экспортом капитала в страны ЕС и привлечением капитала ведущих ТНК, которые базируются в ЕС,
5 Не урегулированность проблем миграции рабочей силы и свободы передвижения лиц (использование ограничений, которые происходят из Шенгенского соглашения),
6 Тенизация значительных объемов внешней торговли.
Структурная перестройка и интеграция украинской экономики в мировую требуют значительных прямых (техническое вооружение производства) и косвенных (структурная перестройка, создание соответствующей рыночной инфраструктуры) расходов, причем едва ли внешнее финансирование сможет отыграть решающую роль. При этом нынешнее состояние экономических связей между Украиной и ЕС, с одной стороны, Россией и иными бывшими советскими республиками, с другого будет отвечать условиям консервации существующей структуры и таким образом будет закладывать основу дальнейшего технологического отставания Украины.
На сегодня ЕС является наибольшим иностранным инвестором в Украине, который инвестирует больше , чем США и Россия вместе. Общий
объем вложенных инвестиций на 01.01.2007 из стран ЕС – 15924,0 млн. долл.
США, что составляет 75,2% общего объема инвестиций в Украину (на 01.01.2006 – 12069,9 млн.дол., 71,5%).
Рис.3 Прямые инвестиции [8]
Из прямых инвестиций наибольшие объемы вложены из Германии – 5620,7 млн.дол. (35,3% общего объема инвестиций из стран ЕС), Кипр – 3011,7 млн.дол. (18,9%), Австрия – 1600,8 млн.дол. (10,1%), Объединенное Королевство – 1557,2 млн.дол. (9,8%), Нидерланды – 1493,0 млн.дол. (9,4%).
Таблица
Совокупный объем ПИИ в Украину из ЕС (млн.$) [8]
Объемы прямых инвестиций на
01.01.2005
01.01.2006
01.01.2007
Всего по странам ЕС
4946,3
12069,9
15924,0
Австрия
361,1
1439,5
1600,8
Бельгия
42,6
45,2
35,8
Греция
16,4
19,3
71,9
Дания
106,0
130,4
140,2
Естония
26,2
28,5
52,8
Ирландия
46,2
45,9
72,2
Испания
40,1
42,5
47,8
Италия
103,1
117,4
132,8
Кипр
1101,4
1635,9
3011,7
Латвия
36,9
41,5
68,0
Литва
28,4
42,3
45,4
Люксембург
58,1
77,8
91,9
Мальта
8,6
8,8
12,4
Нидерланды
637,2
919,5
1493,0
Германия
653,7
5503,7
5620,7
Польша
194,7
225,5
366,0
Португалия
2,3
5,1
7,8
Словакия
93,3
93,8
96,9
Словения
3,4
3,5
2,6
Объед. Королевство
955,4
1174,8
1557,2
Финляндия
7,7
9,2
13,8
Франция
79,0
87,9
826,9
Чехия
46,9
46,8
53,8
Швеция
120,3
134,1
137,1
Оценивая сегодняшний уровень взаимодействия ЕС с Украиной необходимо отметить, что двухсторонняя заинтересованность и усилие Украины оказывали содействие созданию основ необходимой политико- правовой базы торгово-экономических отношений.
Даже если Украина станет членом ЕС только в далеком будущем, уже сегодня она может создавать предпосылки для того, чтобы интегрироваться в Европу, Украине надлежит убедить иную часть континента в том, что в ней господствует верховенство права, что созданы все институции, нужные для демократической рыночной экономики, иными словами, что она уважает ценности, которые лежат во главе угла ЕС.
3. Украина и Содружество независимых государств
3.1 Особенности сотрудничества Украины со странами СНГ
Главной особенностью отношений Украины со странами СНГ является их высокая зависимость от внешнеэкономических, чисто политических факторов. Вместе с тем целая совокупность факторов определяет этот регион как потенциально особенно важный для украинской экономики. Наиболее весомые из них – исторические традиции взаимодействия в рамках единого народнохозяйственного комплекса, относительная близость рынков сбыта продукции, возможность обмена продукцией, которая менее конкурентоспособна в других регионах мира, а также остатки бывшей производственной кооперации между предприятиями.
Вторая особенность отношений Украины со странами СНГ связана с медленным продвижением экономических реформ в этом регионе.
Еще одной особенностью сотрудничества Украины со странами этого региона является непропорциональное направление ее внешнеэкономических связей с доминированием одного партнера – России. РФ занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Украины – экспорт товаров - 770027,3 тыс.долл. в январе 2007 г. От торговли с РФ существенно зависит украинский экспорт и особенно импорт. При анализе украинско-российских экономических отношений обычным выводом является констатация того, что именно от России Украина получает преимущественную долю своего критического импорта (прежде всего энергоносителей и комплектующих для машиностроения) и только Россия (вместе с другими странами СНГ) в современных условиях способна приобрести неконкурентоспособные в других регионах мира украинские товары. Недостаточно внимания уделяется ряду других не менее важных факторов зависимости Украины от экономического сотрудничества с Россией.
Среди этих факторов необходимо указать на небольшие потенциальные возможности географической диверсификации внешней торговли Украины в рамках СНГ. В 2006 г. следующее место за РФ среди ее торговых партнеров занимала Белоруссия, сумма внешней торговли которой равна 88654,8 тыс.долл Далее идет Казахстан. На долю торговли Украины с шестью членами СНГ, не входящими в Таможенный союз – ЕАЭС, в 2006 г. приходились всего 13,7% торговли с этим регионом. Значительные трудности составляет и переориентация внешнеэкономических связей на других партнеров за пределами СНГ, которые позитивно относятся к расширению политического и экономического сотрудничества с Украиной. Ни в «Стратегии ЕС в отношении Украины», ни в других документах последнего саммита ЕС не идет речь об Украине как о возможном члене или хотя бы ассоциированном члене ЕС. Поэтому в региональном разрезе Россия в краткосрочном и среднесрочном периоде будет сохранят свою позицию как ведущий партнер Украины в сфере экономических отношений.
При оценке взаимодействия с этим партнером необходимо учитывать тот факт, что сейчас и в значительной перспективе на будущее Россия в отношении Украины выступает одновременно как рынок покупателя и как рынок продавца. Дело в том, что Россия имеет необходимые валютные резервы для закупки практически всех аналогов украинских товаров в других странах, в связи с этим может диктовать (как рынок покупателя) цены и условия импорта из Украины в свою пользу. Одновременно, поскольку Украина за период после развала СССР не смогла обеспечить себя альтернативными источниками получения товаров критического импорта, РФ (как рынок продавца) имеет возможность устанавливать выгодные для себя параметры торговых отношений с украинскими потребителями. Из трех вариантов таких отношений – на принципах независимости, взаимозависимости или зависимости партнеров – в российско-украинских отношениях преобладает именно последняя, наиболее невыгодная модель для Украины.
Таблица
Структура внешней торговли товарами со странами СНГ за январь 2007г.[2]
Экспорт
Импорт
Сальдо
Стоимость, тыс.долл.
Стоимость, тыс.долл.
Азербайджан
43432,9
2021,0
41411,9
Армения
88654,8
73419,4
15235,4
Белоруссия
11603,7
1775,7
9828,0
Грузия
26613,0
6025,8
20587,2
Казахстан
51855,7
194704,0
–142848,3
Киргизстан
4417,0
798,7
3618,2
Молдова
45046,3
7411,5
37634,8
Россия
770027,3
980192,3
–210165,1
Таджикистан
1734,8
508,3
1226,5
Туркменистан
8022,6
606148,4
–598125,8
Узбекистан
10567,5
10364,7
202,8
Всего
1061975,4
1883370,0
–821394,6
По совокупности геополитических факторов отношения Украины с СНГ можно сгруппировать следующим образом:
1 отношения с Россией, доминирующей в СНГ и в отношениях с Украиной;
2 отношения с другими членами ЕАЭС;
3 отношения с группой ГУУАМ, сформированной в апреле 1999 г. В Вашингтоне.
3.2 Отношения Украина-Россия
Экономические отношения Украины и России в долгосрочной перспективе должны строиться на равноправных основах, с учетом национальных экономических интересов обоих государств. Поэтому необходима соответствующая концепция украинско-российских экономических отношений, которая бы отражала проблемы и предпосылки формирования этих взаимоотношений, интересы и цели партнеров, приоритеты, направления и принципы стратегического экономического сотрудничества.
Фундаментом такой концепции сегодня является, прежде всего, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, Программа экономического сотрудничества до 2007 г., а также концепции национальной безопасности стран, которые содержат совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию обеспечения экономической безопасности стран.
В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией выражено стремление к согласованию финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов. Поэтому государства должны оказывать содействие формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции. Необходимо также предусмотреть взаимное обеспечение благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для предпринимательской и другой хозяйственной деятельности предприятий и организаций обеих стран.
Россия является самым большим торговым партнером Украины. На протяжении 1996-2006 гг. объемы внешней торговли товарами между Украиной и Россией постоянно возрастали.
Таблица
Внешняя торговля Украины и России в 2006 г. [1,2]
Экспорт
Импорт
Сальдо
Стоимость вмлн. долл.
в % к 2005г
Стоимость вмлн. долл.
в % к 2005г
Товары
8650,7
115,5
13787,2
107,4
- 5136,5
Услуги
3137,0
121,9
596,6
136,6
2540,4
Основными статьями экспорта Украины в Россию являются неблагородные металлы и изделия из них, черные металлы, электрические машины и оборудование, товары пищевой, химической и связанных с нею отраслей промышленности и другие.
Основными статьями импорта являются энергоносители, продукция машиностроения, металлургическая, химическая продукция, древесина, бумага, целлюлоза и продовольственная продукция.
В 2006г. темпы роста взаимной торговли замедляются. За первое полугодие 2006г. украинский экспорт в Россию увеличился на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, а импорт возрос на 8,7%. Отрицательное сальдо Украины в торговле товарами с Россией составило $5 млрд. долларов США.
Перспективы дальнейшего развития украино-российского торгово-экономического сотрудничества в значительной мере будут зависеть от способности сторон обеспечить:
· создание хороших условий и ликвидацию искусственных препятствий;
· согласование экономических и структурных преобразований для предотвращения неоправданных затрат при сооружении новых мощностей, предполагающих создание замкнутых технологических циклов;
· координацию действий сторон на рынках третьих стран в целях исключения взаимной конкуренции.
Для этого усилия сторон в первоочередном порядке целесообразно было бы направить на следующее:
1. Совершенствование и упрощение нормативно-правовой базы и механизмов экономического и внешнеэкономического регулирования, прежде всего, в сфере налогообложения внешнеэкономических операций, ценообразования, таможенной, финансовой и тарифной политики и т.п.
2. Внедрение в полном объеме межправительственного Соглашения о режиме свободной торговли между Украиной и РФ и многостороннего Соглашения о зоне свободной торговли государств-участников СНГ.
3. Разработку механизмов реализации заключенных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров в экономической сфере.
4. Реализацию совместных работ и проектов, предусмотренных Программой экономического сотрудничества Украины и РФ на период 1998-2007гг.
5. Развитие научно-технического сотрудничества.
6. Развитие межрегионального и пограничного экономического сотрудничества.
Решению перечисленных проблем могла бы способствовать работа межгосударственной украинско-Российской Комиссии “Ющенко-Путин”, ее Комитета по экономическому сотрудничеству и профильных подкомиссий.
3.3 Отношения Украина – другие страны ЕАЭС
Неоднозначно развиваются отношения Украины с другими членами ЕАЭС. Создав этот союз в 1995 г Казахстан и Беларусь перешли к дифференцированному подходу к условиям торговли между собой и другими членами СНГ, что негативно повлияло на динамику экономического сотрудничества с ними Украины.
Однако, украинский экспорт в Казахстан увеличился с 117,6 млн. долл. в 2001 г. до 828,8 млн. долл. в 2006 г., и импорт из этой страны вырос со 452 млн. долл до 620 млн. долл. [2]
Экспорт Украины в Беларусь по сравнению с 2005 г. вырос почти в 1,5 раза (составлял 1 222,7 млн.долл) в основном за счет реэкспорта украинских товаров белорусскими фирмами в Россию. Импорт Украины из Беларуси за этот период увеличился почти вдвое. Вместо активного сальдо в торговле с этими странами Украина в 2006 г. имела пассив размером около 0,3 млрд. дол. [2]
Украина, однако, может рассчитывать на перспективу существенного расширения транспортных услуг для Казахстана и экспорта для него продукции машиностроительной, трубопрокатной и легкой промышленности – как компенсацию за поставки энергоресурсов, а также на увеличение казахстанского импорта после роста в ней валютных резервов.
Что касается, Беларуси, то не смотря на конкуренцию со стороны российских производителей, уровень поставок таких товаров, как прокат, продукция химической, машиностроительной промышленности, АПК и т.д., в Беларусь можно было б существенно увеличить. Однако, этот вариант усиления взаимного сотрудничества возможен только при условии реального использования режима свободной торговли, соглашение о которой было подписано еще 17.12.1992 г., однако не реализованное в полном объеме в первые годы и фактически отложенное после заключения Таможенного союза от 6.01.1995 года.
С двумя другими членами союза – Кыргызстаном и Таджикистаном - Украина имеет ограниченные по объемам и мало диверсифицированы экономические связи. В 2006 г. доля Кыргызстана и Таджикистана составляла соответственно 0,1% и 0,8% ее внешнеторгового оборота со странами СНГ. Однако, здесь тоже существуют неплохие перспективы. Таджикистан исторически является участником кооперации между производителями алюминия, т.е. основой экспорта в эту страну являются поставки с Николаевского комбината глинозема, из которого в Таджикистане выпускают полуфабрикаты для России.
Таблица
Внешняя торговля Украины и стран ЕАЭС в 2006 г. [1,2]
Экспорт
Импорт
Сальдо
Стоимость вмлн. долл.
в % к 2005г
Стоимость вмлн. долл.
в % к 2005г
Товары
Белоруссия
1222,688
137,2
1255,184
133,6
–32,495
Казахстан
828,008
124,1
965,678
518,0
–137,669
Кыргызстан
38,008
120,1
5,353
94,0
32,654
Таджикистаном
39,793
84,9
4,258
80,1
35,535
Услуги
Белоруссия
57,9
122,6
27,0
113,1
30,9
Казахстан
33,3
156,1
13,0
145,3
20,3
Кыргызстан
2,3
222,2
0,5
98,4
1,8
Таджикистан
1,6
21,2
0,1
114,3
1,5
3.4 Отношения Украины с группой ГУУАМ
Одним из перспективных направлений внешнеэкономических связей Украины является ее сотрудничество в рамках ГУУАМ. В 2006 г. торговля с Молдавией составляла – 1,7%, с Узбекистаном – 2,3%, Азербайджаном – 0,5%, Грузией – всего 0,4% общего товарооборота со странами СНГ. Со всеми этими странами, кроме Узбекистана Украина имеет активное торговое сальдо.
В перспективе можно прогнозировать усиление значения для Украины торговли с Узбекистаном и особенно с Азербайджаном. Идет речь не только об этих странах как об альтернативных поставщиках энергоносителей и химических продуктов, а Узбекистана – многих видов сырья (цветных металлов, хлопка и т.д.). С ростом валютных поступлений от экспорта на мировой рынок будут динамично расти их потребности в импорте средств производства и предметов потребления, особенно труб и других видов проката, нефтеперерабатывающего, энергетического, химического оборудования, некоторых видов машиностроительной продукции. Пока на этих рынках довольно слабо представлены конкуренты украинских производителей, и при соответствующей господдержке они могли бы уже сейчас закрепиться на этих рыках.
Наименее скромные перспективы отмечаются о отношении торговли Украины с Грузией. Невысокий потенциал внутреннего рынка, особенности структуры экспорта, в котором интерес для Украины представляют исключительно такие позиции , как цветные металлы, чай и фрукты являются
тому причиной. Однако, нельзя не учитывать важную политическую роль, которую играет Грузия в рамках СНГ, ГУУАМ, ЧЭС, а также ее ключевое положение на трасе транзита азербайджанской нефти обновляемого «Великого шелкового пути».
Специфический характер имеют торгово-экономические отношения между Украиной и Молдовой. При небольшом объеме внутреннего рынка и ограниченных экспортных ресурсах Молдавии принадлежит четвертое место в ВТО Украины, в том числе четвертое – в украинском экспорте.
Существующий дисбаланс в торговле Молдавии с Украиной можно было бы преодолеть путем расширения производственной кооперации в отраслях легкой промышленности, АПК, машиностроения, созданием СП для экспорта на рынки третьих стран.
Армении принадлежит последнее место, 11-е в торговле Украины со странами СНГ – только 0,1% в товарообороте с этим регионом. В среднесрочной и вероятно долгосрочной перспективе Россия останется основным экономическим партнером Украины, хотя доля этого государства в совокупном объеме торговли уменьшится за счет более высокой динамики связей с альтернативными партнерами по критическому импорту и экспортных поставок украинских производителей. СНГ – уникальная по мировым параметрам организация, где на одного участника – Россию – приходится 80% совокупного ВВП, 60% промышленного, 50% с/х производства, 44% совокупного ВТО.
4. Украина в Черноморской зоне экономического сотрудничества
Крупные центры мировой экономики формируются, как правило, на контактах физико-географических районов. Особенно отчетливо эта закономерность территориально - производственного комплексообразования проявляется в природно -хозяйственной контактной зоне “суша-море” в связи с внешнеторговой и морехозяйственной деятельности и развитием совместного предпринимательства.
В последнее десятилетие XX века начали совершаться шаги в направлении укрепления и углубления дружеских отношений и взаимообогащение народов с расчетом таких факторов, как географическая близость, совместная история и культурные ценности, взаимодополнение национальных экономик для общего процветания. Как историческая закономерность рассматривается мировым сообществом создание организации Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), так как черноморский регион политически и экономически занимает сердце Евразии, но его деятельность, безусловно, воздействует на Азию, Европу и Запад.
ЧЭС – международная экономическая организация. Целью одиннадцати членов Черноморской региональной группировки, является достижение длительного мира, стабильности и процветания в процессе экономического сотрудничества, благодаря межправительственным связям и взаимодействию с международными и региональными системами.
В нынешней политической и экономической обстановке актуальной становится проблема Черноморской зоны экономического сотрудничества. ЧЭС является крупнейшим в Восточной Европе районом по масштабам развития морехозяйственной деятельности. При этом актуальной задачей черноморской интеграции является создание свободных портов и припортовых экспортно-промышленных зон.
За последние годы под руководством Генерального секретаря Постоянного Международного Секретариата ЧЭС организация свое внимание сосредоточила на утверждении своих позиций и места в общей системе международных связей. В настоящее время финансирование ЧЭС вносит свой вклад в повышение экономической прибыли участников. Организация фокусирует свое внимание на выборе, разработке и внедрении конкретных проектов, позволяющих бизнесменам и предпринимателям улучшить торговые операции за границей, созданию новых типов отношений и нового политического климата в регионе. При этом основная задача ЧЭС – улучшение экономического и интеграционного процессов, торговых отношений стран-участниц.
ЧЭС - это единственная международная организация экономического сотрудничества, которая существует в Черноморском регионе, которая имеет диверсифицированную структуру, рабочие группы, комитеты и соответствующими учреждениями и органами, такими как Парламентская Ассамблею, Деловой Совет, Черноморский Банк Торговли и Развития (расположен в Греции), Центр Черноморских исследований. Штаб-квартира Постоянного Международного Секретариата (основан в 1994 г.), расположенная в Стамбуле служит символом ЧЭС, потому что действует как мост между Европой и Азией.
Формирование региона причерноморского экономического сотрудничества обуславливается современными тенденциями мировых хозяйственных связей. В пределах Европы в последнее время возникают новые региональные образования, ставящие целью активизацию экономического взаимодействия входящих в них стран.
Примером является выступление президента Турции в конце 1990 г. с политической инициативой, направленной на создание так называемого Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС) с целью активизации сотрудничества Причерноморских государств и прилегающих к этому региону стран.
Эта инициатива нашла свою реализацию в подписанной 25 июня 1992 г. Стамбульской Декларации про Черноморское Экономическое Сотрудничество (ЧЭС), которая определила общие рамки деятельности этого межгосударственного объединения.
Декларацию подписали 11 стран: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция и Украина. В процессе развития в ЧЭС получили статус наблюдателей: Польша, Деловой Совет ЧЭС (1992 г.), Тунис, Израиль, Египет, Словакия (1993 г.), Италия, Австрия (1995 г.), Франция, и Германия (1999 г.). Заявки на присоединение к ОЧЭС подали четыре страны: СРЮ (20.03.96), Македония (10.04.96), Иран (25.10.96), Узбекистан 917.09.96). Заявки на приобретение статуса наблюдателей в ОЧЭС подали следующие 9 стран: Хорватия (19.04.96), БиГ (18.04.96), Иордания (21.04.96), Кипр (22.04.96), Словения (24.04.96), Казахстан (15.07.96), Беларусь (08.02.99), Югославия (24.03.99), Чехия (30.12.99). Подобные заявки пришли также от ряда международных неправительственных организаций.
Во время Ялтинского саммита глав государств/правительств стран-участниц ЧЭС, который состоялся 5 июня 1998 г., был подписан Статут Организации Черноморского Экономического Сотрудничества, который введен в действие 1 мая 1999г.
Предложенная в Статуте модель экономического сотрудничества ориентированная, прежде всего, на возможности предпринимательства при широкой поддержке развитию деловых связей на государственном уровне путем обеспечения условий для свободного передвижения товаров и услуг, осуществление инвестиций и основание Черноморского банка для внешней торговли и инвестиций.
Страны-участницы ЧЭС представляют регион с территорий приблизительно 20 млн. кв. км и населением 330 млн. человек.
Целями ЧЭС являются:
· содействие и поощрение индивидуальной и коллективной инициативы, как важного фактора достижения заданий, предусмотренных Декларацией 1992 г.;
· внесение в развитие конкурентоспособности рыночной экономики в регионах Черного моря;
· увеличение потенциала, инновационной возможности предприятий и создание благодаря этому нового производственного потенциала для двухсторонних и многосторонних деловых контрактов;
· превращения Причерноморья на зону мира, стабильности и процветания, содействие укреплению добрососедских отношений между странами.
Действующая организационная структура ЧЭС включает межправительственные, межпарламентские, деловые финансовые и научные составляющие.
В 1993 г. парламенты 9 стран-участниц ЧЭС (Албании, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Румынии, РФ, Турции и Украины) создали Парламентскую ассамблею ЧЭС (ПАЧЭС), задание которой содействовать обеспечению законодательно поддержки для достижения целей и принципов ЧЭС и политической стабильности в Черноморском регионе. В 1995 г. к Парламентской ассамблеи присоединилась Греция.
Текущую работу ПАЧЭС осуществляет международный секретариат, который непосредственно подчинен главе ЧЭС.
В 1992 г. был основан Деловой совет ЧЭС, который стал первой организацией, которой присвоили статус наблюдателя в ЧЭС. Деловой совет ЧЭС ведет свою деятельность через секретариат в Стамбуле, который возглавляет генеральный секретарь.
Развитие торговли и экспорта – одна из наиважнейших зон сотрудничества в рамках ЧЭС. Страны-участницы договорились про размещение и развитие совместных торгово-экономических отношений, основанных на принципах и нормах ГАТТ/ВТО.
Для увеличения инвестиционных потоков стран-участниц ЧЭС содействуют расширению информационного обмена в сфере национальной инвестиционной политики и обговаривают предложения разработки региональных механизмов, содействуя и защищая инвестиционную активность в регионе.
Одним из основных заданий ЧЭС является развитие транспортной сети, повышение эффективности и безопасности систем транспорта и коммуникаций в регионе Черного моря.
Рабочая группа создана также в сфере туризма, телекоммуникаций, энергетики, устранения последствий природных катастроф и промышленных аварий, охрана здоровья и фармацевтики, науки и технологий.
Развитие всестороннего сотрудничества с государствами Черноморского региона является одним из важных направлений внешней политики Украины.
Украина располагает благоприятными предпосылками для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это определяется ее геоэкономическим положением: Украина занимает обширную территорию на юго-востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции.
Для активного включения в интеграционные процессы Украине необходимо развивать региональное сотрудничество, базирующееся не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и на налаживании производственно- кооперационных и научно-технических связей.
Применительно к Украине причерноморское сотрудничество необходимо рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – это сотрудничество территорий, непосредственно выходящих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. В широком смысле – это включение в сотрудничество всего экономического пространства Украины. Важно отметить, что базисом для данного уровня регионального сотрудничества является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей Украине.
При определении значения черноморской зоны экономического сотрудничества для Украины необходимо отметить, что эта организация является единственным региональным международно-экономическим союзом, в который входит Украина. Поэтому она может обеспечить и политические выигрыши, например, выходить с инициативами по решению межгосударственных и внутригосударственных конфликтов.
Председательство Украины в ЧЭС состоялось в период с 29 апреля до 22 октября 1997 г. В основу утвержденной Кабинетом министров Программы председательство Украины в ЧЭС было заложено ряд мероприятий политического, экономического и делового смысла, а также семинары и конференции по актуальным вопросам регионального сотрудничества.
На 10-м Совещании министров иностранных дел стран-участниц ЧЭС 22 октября 1997 г. в Киеве Президент Украины высказал инициативу касающуюся проведения в Украине Саммита ЧЭС для подписания Статута Организации ЧЭС.
К числу основных направлений причерноморского сотрудничества следует отнести:
· создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов;
· формирование инфраструктуры бизнеса;
· сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры;
· развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества;
· комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря;
· сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, агропромышленном комплексе, пищевой и перерабатывающей промышленности, техническом перевооружении металлургических предприятий;
· развитие современной системы телекоммуникаций;
· участие в конверсии оборонной промышленности;
· сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов приватизации, предпринимательства, укреплении малого и среднего бизнеса.
Важно отметить, на примере каких интеграционных объединений (ЕС, НАФТА, ЭКО, АСЕАН) наиболее вероятным будет развитие Черноморской зоны экономического сотрудничества. В этой связи важным представляется то, что подписания соглашения на многосторонней основе с участием всех стран-участниц ЧЗЭС достичь не удается, однако реализация двухсторонних соглашений между странами Черноморского региона является реальным процессом предоставления этому соглашению многостороннего характера.
В заключение необходимо отметить, что будущее Украины будет определяться реализацией ее транзитных и рубежных функций между Западом и Востоком, Севером и Югом, между различными этнокультурными регионами. В этом большая роль принадлежит эффективному функционированию Черноморской зоны экономического сотрудничества.
Заключение
Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-партнерам и говорить с ними на одном языке бизнеса, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину.
С целью вхождения в мировое экономическое пространство Украина
обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последовательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию. Украине, как внешнеэкономическому партнеру, присущи ряд положительных характеристик: благоприятные территориальные и природные условия, сырьевые ресурсы, значительный производственный потенциал, достаточно развитая инфраструктура, наличие достаточно квалифицированной и в тот же время дешевой рабочей силы.
На данном этапе развития, главным приоритетом для Украины является интеграция в структуры ЕС. Однако экономика Украины не имеет всех необходимых возможностей для полной интеграции. Для страны этот факт является стимулом для действий по развитию экономического потенциала, реформирование экономики, создание правовой базы рыночных отношений.
Украина должна реализовать по крайней мере три задачи:
1. Построить рыночную инфраструктуру
2. Провести глубокую экспортно ориентированную структурную перестройку экономики
3. Провести радикальную модернизацию имеющих производственных мощностей.
Сейчас Украина находится на стадии тесного сотрудничества со странами ЕС в области торговли товарами и услугами, инвестиций, культуры. За последнее время внешнеторговый оборот между странами ЕС и Украиной вырос, однако более успешному развитию торгово-экономических связей мешает ряд проблем, сред которых главными можно назвать: структурные ограничения, невысокий уровень конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, ограниченный характер доступа украинских экспортеров на отдельные сегменты рынка ЕС, не урегулированность проблем миграции рабочей силы и свободы передвижения лиц.
Совсем другая ситуация в отношениях Украины складывается со странами СНГ, которые издавна сотрудничают друг с другом. Главным партнером Украины является Россия, куда экспортируется и импортируется большая часть товаров и услуг страны. На втором месте – Белоруссия, экспорт Украины в которую с каждым годом растет, в большинстве случаев за счет реэспорта. С другими странами СНГ отношения складываются неоднозначно и не так положительно: экспорт составляет незначительную долю в общем объеме, а перспективы сотрудничества видны не с каждой страной. Возможны улучшения с такими странами, как Казахстан, за счет экспорта для него продукции машиностроительной, трубопрокатной и легкой промышленности. Так же возможны улучшения торговли с Узбекистаном и особенно с Азербайджаном. Речь идет о поставках из этих стран энергоносителей и химической продукции.
Одним из направлений внешней политики Украины является сотрудничества с государствами Черноморского региона.
Украина располагает благоприятными предпосылками для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это определяется ее геоэкономическим положением: Украина занимает обширную территорию на юго-востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции.
ЧЭС играет важную роль для Украины, поскольку является единственным региональным международно-экономическим союзом, в который входит Украина.
Одной из главных задач Украины в развитии регионального сотрудничества является расширение экспортной базы, ориентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производственно-кооперационных связей и научно-технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением гражданам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу. Направление потоков украинских «коммерческих туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран.
Список литературы
1. Географічна структура зовнішньої торгівлі послугами за 2006 рік.
© Держкомстат України. – 2006
2. «Географічна структура зовнішньої торгівлі товарами за 2006 рік».
© Держкомстат України. - 2006
3. Голуб Н.В., Клiмкiн П. А. «Україна та мiжнароднi органiзацiї» . - М. : Кондор, 2003.
4. Договор о Европейском Союзе, ст. 6, ст. 49 «Условия для получения членства в ЕС"
5. Пирожков С.И., Губский Б.В., Сухоруков А.И. «Украина-Россия: проблемы экономического взаимодействия» - К.: НИУРО, 2000.
6. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу /Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998.
7. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. Киев: Логос, 1998.
8. «Стан зовнішньоекономічних відносин з країнами Європейського Союзу за 2006 рік». © Держкомстат України. - 2006
9. Средин В. СНГ и мировое хозяйство: перспективы и трудности взаимодействия // Пробл. теории и практики упр. - 1999. - N 6. - С.8-11.
10. Устав ЧЭС от 5 июня 1998 г
11. «Україна - Європейський Союз : зовнішньоекономічна діяльність і перспективи співробітництва» : Київ 1995
12. Шагалов Г.Л. Проблемы интеграции России и других стран СНГ в мировое хозяйство. Препринт. - М.: ИПР РАН, 2000.
13. Шинкаренко Т. Європейский союз: заснування та становлення.- К.,2001
14. Экономические известия, 19 сiчня 2007 . Валерій Чалий «Сотрудничество Украины и России в экономической сфере: почему не сбылись прогнозы В. Черномырдина?» .
15. Гальчинський А. Геополітичні аспекти євроінтеграційного курсу України. Політика і культура.- 2002. – m 42.
16. Губский Б. Перспективы евроинтеграции Украины. Стратегическая панорама. – 2002/- m 3.
17. Гринберг Р.С., Вашалов В.А. и др. Новый подход к экономическим отношениям России и Украины. – М., 2006. – 28с.
18. Мантусов В.Б. "Интеграционные образования в рамках СНГ"// ВЭБ, 2001, №12;
19. Покровский В.А. "Некоторые экономические аспекты сотрудничества стран СНГ". // ВЭБ, №1 2003г.;
20. Рыбалкина "Мировые экономические отношения" //Москва 2003г.