Содержание
Введение
Глава 1. Официальные документы по проблемам глобального изменения климата
1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата
2. Киотский протокол
Глава 2. Сложности ратификационного процесса
Глава 3. Киотский протокол, наконец, стал реальностью
Заключение
Список литературы
Введение
Не секрет, что парниковый эффект (стремительный рост концентрации так называемых “парниковых” газов) ведет к значительному изменению климата планеты. По оценкам, средний уровень моря к 2100 г. повысится на 20–90 см. Кроме глобальных эффектов, таких как засуха в умеренных широтах, наводнения, сдвиг поясов уверенного земледелия, это может вызвать катастрофические последствия для стран с территориями на уровне моря (Австралия, Нидерланды, Япония, отдельные районы США и т. п.).
Все больший интерес общественности вызывает судьба уже принятых международных соглашений, касающихся использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Все больше людей отчетливо понимают, что от их соблюдения зависит будущее планеты. Одним из наиболее значимых договоров на этот счет остается Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) и важнейшее приложение к ней — Протокол, регламентирующий выбросы парниковых газов в атмосферу, подписанный представителями почти всех стран — членов ООН в японском городе Киото в 1997 году.
Страны Европейского Союза обязались сократить выбросы в среднем на 8% от уровня базисного 1990 г.
Для того чтобы он вступил в силу в международном масштабе необходимо, чтобы протокол ратифицировали, по крайней мере, 55 стран, которые в 1990 году в совокупности выбрасывали в атмосферу 55% общего количества газов, вызывающих парниковый эффект. Однако после отказа США, на долю которых приходится 36,1 процента такого рода выбросов, ратифицировать Киотский протокол в 2001 году долгое время судьба его оставалась неясной.
Хотя Россия, отвечающая за 17,4 процента выбросов, 16 февраля 2004 года ратифицировала протокол, тем самым привела его в действие через 90 дней после её ратификации, проигнорировали соглашение наряду с США Китай и Индия, которые являются одними из крупнейших источников выброса парниковых газов в атмосферу.
Цель данной работы – ознакомится с международными документами, созданными для предотвращения процессов глобального изменения климата, проследить судьбу ратификации и введения в действие, в частности Киотского протокола, рассмотреть деятельность конференций, проходящих в рамках Конвенции ООН, и сделать выводы о результатах данных встреч и переговоров о дальнейших действиях.
Глава 1
Официальные документы по проблемам глобального изменения климата
1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) 1992 года была подписана более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, на всемирном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и вступила в силу 21 марта 1994 года на 90-й день после получения 50-й ратификационной грамоты. К середине 2004 года более 185 государств ратифицировали или ввели в действие Конвенцию. Россия ратифицировала ее в 1994 году.
Конечной целью РКИК является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата . и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе»[1]. Таким образом, сферой регулирования Конвенции являются только антропогенные выбросы и стоки парниковых газов.
Конвенция устанавливает общие принципы деятельности по достижению поставленной цели. В частности, предусматривается, что недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, если существует угроза серьезного или необратимого ущерба. Принцип «общей, но дифференцированной ответственности» отводит развитым странам ведущую роль в борьбе с изменением климата. В соответствии с этой ролью 39 стран, в том числе Россия, США и Европейский Союз, вошли в список стран, взявших на себя обязательства по принятию политики и мер с целью вернуть выбросы к 2000 году к уровню 1990 года.
Все Стороны РКИК взяли на себя ряд общих обязательств. Они готовят и представляют «национальные сообщения», содержащие инвентаризации антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; принимают национальные программы ограничения изменения климата и разрабатывают стратегии адаптации к этим воздействиям; сотрудничают по научно-техническим вопросам и вопросам образования и содействуют просвещению, информированию общественности и обмену информацией, связанной с изменением климата и пр.
Высшим органом Конвенции является Конференция Сторон (КС). Роль КС заключается в содействии осуществлению Конвенции и анализе результатов этого осуществления.
Институты, созданные на основе РКИК:
Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP) — верховный орган, собирающийся каждый год для рассмотрения воплощения положений конвенции, принятия решений по дальнейшей разработке правил конвенции и переговоров по новым обязательствам.
Два вспомогательных органа конвенции собираются не реже двух раз в год для подготовительной работы к проведению Конференции сторон.
Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (Subsidiary Body for Scientific and Technological Advice, SBSTA) — снабжает Конференцию советами по вопросам науки, технологии и методологии, включая руководства по улучшению стандартов национальных отчётов и регистров выбросов.
Вспомогательный орган по осуществлению (Subsidiary Body for Implementation, SBI) — помогает оценивать и пересматривать воплощение положений конвенции, например, анализируя национальные отчёты, предоставляемые сторонами конвенции. Он также занимается финансовыми и административными вопросами.[2]
На 1-й Конференции сторон (COP-1), состоявшейся в начале 1995 года в Берлине (Германия), был начат новый раунд переговоров с целью принять более твёрдых и подробных обязательств для развитых стран. Это решение впоследствии было названо «берлинским мандатом».
В декабре 1997 года после двух с половиной лет интенсивных переговоров на 3-й Конференции сторон (COP-3) было принято в Киото (Япония) значительное расширение конвенции, определившее юридические обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Киотский протокол очертил основные правила, но не предоставил подробностей по их применению. Он также требовал отдельного формального процесса подписания и ратификации перед вступлением в силу.
Новый раунд переговоров, начатый в ноябре 1998 года на 4-й Конференции сторон (COP-4) в Буэнос-Айресе (Аргентина), связал переговоры о правилах Киотского протокола с вопросами осуществления его положений — например, о финансировании и переносе технологий — под эгидой конвенции. Окончание переговоров по разработанному комплексу решений (названному Буэнос-Айресским планом действий) было намечено на время проведения COP-6 в Нидерландах в конце 2000 года.
Однако сложность технических и политических вопросов завело переговоры, прошедшие с 13 по 25 ноября 2000 в Гааге (Нидерланды), в тупик. В частности, особо противоречивыми были: предложение Соединённых Штатов о зачёте углеродных «стоков» в лесах и сельскохозяйственных угодьях, реализация этого предложения привела бы к зачёту посредством этого механизма большой части сокращений выбросов парниковых газов Соединёнными Штатами; разногласия насчёт последствий несоблюдения обязательств по снижению выбросов странами-участницами; сложности по получению развивающимися странами финансовой помощи для противодействия негативным эффектам изменения климата и выполнения своих обязательств по измерению и возможному сокращению выбросов. В последние часы конференции, несмотря на достижение отдельных компромиссов между США и некоторыми странами ЕС (в частности, Великобританией), Европейский Союз в целом под предводительством Дании и Германии отказался от достигнутых договорных позиций. Ян Пронк, президент COP-6, приостановил конференцию в надежде, что переговоры возобновятся позже. Было объявлено, что встречи в рамках COP-6 возобновятся в Бонне (Германия), во второй половине июля 2001 года. Следующая очередная встреча сторон конвенции — COP-7 — была назначена на октябрь—ноябрь 2001 года в Марракеше (Марокко).
На возобновившихся переговорах в Бонне были достигнуты политические договорённости — названные Боннскими соглашениями — которые позволили обойти противоречивые аспекты Буэнос-Айресского плана действий. Одновременно с этим Третий оценочный доклад МГЭИК[3] предоставил участникам переговоров наиболее обоснованные на тот момент научные доказательства глобального потепления планеты.
На Седьмой конференции сторон, начавшейся спустя несколько месяцев в Марракеше, её участники завершили очередной большой цикл переговоров на основе Боннских соглашений, приняв обширный пакет решений. Марракешские соглашения предложили более детальные правила Киотского протокола, а также более проработанные предписания по осуществлению положений конвенции и её правил.
11-я Конференция сторон конвенции (COP-11) прошла в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Впервые эта Конференция ООН по изменению климата предоставила площадку для проведения Первой встречи сторон Киотского протокола (MOP-1), вследствие чего с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1. На конференции были приняты Марракешские соглашения, определяющие механизмы применения ряда положений Киотского протокола, создана рабочая группа для незамедлительного начала обсуждений положений следующего периода (2013—2017) действия протокола, а также принято решение («Монреальский мандат») о начале переговоров по будущим обязательствам сторон конвенции на следующей конференции (COP-12).
2. Киотский протокол
Чтобы сообщить новый импульс деятельности по снижению выбросов парниковых газов, в декабре 1997 года на Третьей конференции сторон в Киото в качестве механизма реализации Конвенции был принят Киотский Протокол (КП). Согласно ему промышленно развитые страны должны сократить свои суммарные выбросы 6 парниковых газов не менее чем на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года к 2008-2012 гг. Наиболее высокие обязательства по снижению выбросов на 8% взяли на себя страны Европейского Союза, 3 страны (Австралия, Исландия и Норвегия) могут увеличить свои выбросы на 8, 10 и 1 процент, соответственно, Великобритания взяла на себя обязательство сократить выброс парниковых газов на 12,5 %. России и Украине достаточно сохранить свои выбросы на уровне 1990 года. Протокол не предусматривает обязательств по снижению выбросов для развивающихся стран[4].
Его реализация станет первым пробным шагом на этом пути.
Главная цель и смысл Протокола в том, что он придал количественным обязательствам стран по снижению выбросовдо окончания первого бюджетного периода 2008–2012 годов дифференцированный и юридически обязательный характер. Дифференцированный подход предопределил то, что обязательства по снижению/ограничению выбросов устанавливаются только за промышленно развитыми странами, экономическая активность которых в последние 200 лет привела к ускоренному росту концентрации парниковых газов антропогенного происхождения в атмосфере.[5]
Установлен полный список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться при оценке достижения показателей по снижению/ограничению выбросов. В него вошли: диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2О), а также три группы долгоживущих промышленных газов – гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6)[6].
Протокол конкретизировал имевшиеся и открыл новые возможности для международного сотрудничества в области снижения эмиссий ПГ в дополнение к национальным мерам, предусматривая такие “гибкие” механизмы кооперации, как торговля квотами на выбросы ПГ и проекты совместного осуществления по сокращению выбросов ПГ между промышленно развитыми странами и механизм чистого развития через финансирование проектов по сокращению выбросов в развивающихся странах.
Возможность использования гибких механизмов обоснована тем, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Их необходимость и целесообразность обусловлена тем, что они позволят странам, в которых затраты на меры по снижению выбросов высоки, снизить экономическую нагрузку, связанную с их выполнением, выполняя часть своих обязательств по снижению выбросов путем приобретения в рамках гибких механизмов КП соответствующие квоты на выбросы в странах, где подобные меры обходятся дешевле в силу разных причин. В свою очередь экономика этих стран получит дополнительные «углеродные» инвестиции, что стимулирует проведение ими мер по снижению выбросов ПГ и облегчит внедрение наиболее прогрессивных экологически чистых технологий в странах, предоставляющих квоты на выбросы.[7]
Протокол вступит в силу, когда его ратифицируют 55 стран, причем среди них должны быть страны, ответственные в совокупности не менее чем за 55% выбросов парниковых газов развитых стран и стран с переходной экономикой в 1990 году. К середине 2004 г. Протокол подписали большинство стран мира, включая все развитые страны, Россию и почти все страны СНГ, ратифицировали более чем 120 стран, в частности, все страны ЕС, Канада, Украина и Япония. Отказались участвовать в протоколе до 2013 г. только США.
Согласно документу, страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на выброс лишних парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду выше лимитов.
Глава 2
Сложности ратификационного процесса
Голос России, на долю которой приходится 17,4% выбросов парниковых газов, стал решающим для вступления Киотского протокола в силу. Закон о ратификации был принят Госдумой 22 октября и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент России подписал его 5 ноября 2004 года. Благодаря ратификации Протокола Россией он вступил в силу через 90 дней после передачи ею ратификационных документов в Секретариат Конвенции об изменении климата. Этой датой стало 16 февраля 2005 года.
Вступление протокола в силу было на грани срыва. Все то время велись горячие дискуссии по условиям протокола. Но принятие единодушия стран, подписавших протокол, никак не происходило. У каждого находились аргументы, которые не устраивали другое государство.
Попытки прийти к компромиссу по вопросу соблюдения протокола были предприняты в ноябре 2000 года в Гааге, но они закончились фиаско. Соединенные Штаты не собирались выполнять Киотский протокол по борьбе с глобальным потеплением.
Под протоколом стоит подпись бывшего президента США Билла Клинтона. По сообщению газеты "Вашингтон пост", Белый дом попросил Госдепартамент найти законные основания, по которым Соединенные Штаты могли бы снять свою подпись под соглашением.
Киотский протокол так и не был ратифицирован американским конгрессом. По мнению президента Джорджа Буша, требования соглашения - это тяжелая обуза для американской экономики. Соединенные Штаты возлагают ответственность за борьбу с глобальным потеплением на развивающиеся страны, такие, как Индия и Китай, чья экономика развивается куда более быстрыми темпами и которые, как говорят американцы, будут вскоре так же загрязнять атмосферу, как они сами.
Переговоры были приостановлены и перенесены на вторую половину июля 2001 года в Бонн.
Решение Буша отказаться от выполнения договоренностей, принятых на конференции в Киото вызвало бурную критику со стороны европейцев. В частности, такая позиция США чрезвычайно беспокоит Евросоюз. Член Европейской комиссии по вопросам защиты окружающей среды Маргот Вальдстрем заявила о намерении ЕС обсуждать эту проблему с США "открыто и серьезным образом". Вальдстрем надеется, что США сумеют понять, "что эта серьезная экологическая проблема не является второстепенной для ЕС и накладывает отпечаток на торговую, внешнеэкономическую и другие сферы"[8]. Европейский комиссар выразила сожаление, что США столь неуважительно отнеслись к такому базовому документу, как Киотский протокол, на который международное сообщество затратило годы труда.
Правительство Швеции, которая исполняла обязанности председателя Евросоюза в 2001 году, назвало действия Вашингтона ужасными и провокационными, а природоохранная организация "Друзья Земли" утверждает, что эти действий угрожают "климатической катастрофой"[9]. Министр по охране окружающей среды Франции назвал поведение Буша скандальным и безответственным. К критике стран ЕС присоединились Канада, Япония и Австралия. Канадский министр по вопросам окружающей среды Дэвид Андерсон сказал, что поражен этим заявлением, т.к. именно американцы больше всего загрязняют атмосферу, что ведет к парниковому эффекту. Правительство Японии заявляет, что потребует от Вашингтона ратификации Киотского соглашения, однако, по словам представителей Австралии, этот договор практически аннулирован.
Уже накануне конференции в Бонне голландский министр по вопросам окружающей среды Ян Пронк, возглавивший форум ООН по климатическим изменениям, представил компромиссное решение, призванное спасти Киотский протокол о мерах по предотвращению всемирного потепления. Необходимость компромисса вызвана позицией президента США Джорджа Буша, который в марте 2001 года сообщил, что его страна не будет соблюдать Киотское соглашение.
План, представленный Пронком, предусматривал большую гибкость в вопросе использования лесов и растительного покрова вообще для поглощения парниковых газов.
Он считал, что новые предложения отвечают интересам США. Вместе с тем Пронк был уверен в том, что на совещании по проблемам глобального потепления, которое прошло в июле в Бонне, США отвергнут новые инициативы. Тем не менее, голландский министр по вопросам окружающей среды надеется на то, что Вашингтон рано или поздно поставит свою подпись под новым договором, и что это произойдет до того, как через год истечет время, отпущенное на ратификацию протокола.
Участники конференции по борьбе с глобальным потеплением в Бонне объявили, что им удалось-таки спасти Киотский протокол 1997 года. Представители 178 стран урегулировали последний нерешенный вопрос - о штрафах в случае невыполнения какими-либо странами своих обязательств по протоколу. Сообщается, что участники согласились на ряд уступок Японии, которая против штрафов возражала. Проект, согласованный участниками переговоров, был затем одобрен на пленарном заседании. Таким образом, конференция открыла дорогу к вступлению в силу Киотского соглашения.
Компромисс, достигнутый в Бонне, дал странам возможность компенсировать выбросы парниковых газов за счет увеличения площади так называемых "поглотителей углекислоты", то есть лесов и лугов. Против такой лазейки активно выступали представители ЕС, которые в итоге сняли свои возражения в обмен на согласие других стран отказаться от права использовать инвестиции в атомную энергетику в качестве альтернативы сокращению выбросов.
Российским представителям удалось добиться значительных уступок для своей страны во время переговоров. Россия утверждает, что ее леса перерабатывают, по меньшей мере, 17 миллионов тонн углекислого газа в год, поэтому сокращать потребление угля и нефти она должна не в таких количествах, как другие участники Киотского протокола.
Корреспондент Би-би-си в Бонне сообщил, что меры, предусмотренные в компромиссном плане, приведут к существенно меньшему сокращению выбросов парниковых газов, нежели предусматривалось в Киото - вероятно, не более чем на 1.8%. Тем не менее, многие делегаты явно решили, что лучше договориться хоть о чем-то, чем просто похоронить Киотский протокол навсегда.
Все страны, входящие в Европейский союз, ратифицировали Киотский протокол о глобальном потеплении. 31 мая 2002 года представители всех 15 государств и Европейской комиссии - исполнительного органа ЕС - передали соответствующие документы юридическому совету ООН. Координатор Еврокомиссии по экологии Марго Уоллстром сказала, что "Европейский союз призывает Соединенные Штаты пересмотреть свою позицию. Действовать должны все государства, но вести остальных должны развитые страны"[10].
3 сентября 2002 года Китай ратифицировал Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Об этом объявил премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи, выступая на проходящем в Йоханнесбурге (ЮАР) Всемирном саммите по устойчивому развитию. По его словам, Китай, являясь пока развивающейся страной, не связан никакими рамками Киотского протокола по ограничению выбросов углекислого газа в атмосферу. Однако в будущем нормы документа, касающиеся развитых стран мира, могут быть распространены и на Китай, который в последние годы достиг высоких показателей экономического и социального развития, отметил премьер.[11]
До конца мая 2002 года страны, которые ратифицировали протокол (прежде всего, Норвегия, Чехия, Румыния), являлись источниками всего лишь 2,7 процента выбросов углекислого газа. На Евросоюз приходится 24,2 процента выбросов. На долю Японии, заявившей о ратификации 4 июня, приходится 8,5 процента.
Как было выше сказано, Россия ратифицировала протокол 5 ноября 2004 года, которая "отвечает" за 17,4 процента выбросов, что привело его в действие 16.02.2005. До этого момента документ ратифицировали 124 государства, совокупная доля которых в объеме выбросов составляет 44,2%. Не вошли в этот список США, отказавшиеся ратифицировать протокол.
Можно утверждать, что Россия никогда бы не задумалась ратифицировать Киотский протокол, если бы не отказ администрации Буша-младшего подписать его. По условиям соглашения, Россия - экономика которой развалилась в 1990-е годы, в силу чего ее квота существенно превышает фактический выброс газов в атмосферу - могла бы получить солидную прибыль, продавая странам с бурно развивающейся экономикой часть своей квоты. Но ее шансы на прибыль резко упали, когда США, которые могли бы стать крупнейшим покупателем для российской квоты, вышли из игры.
Киотский протокол имеет множество недостатков, однако на данный момент он представляет собой единственную реакцию мировой общественности на проблему глобального потепления и он, по крайней мере, создает приемлемую основу для коллективных действий.
Глава 3
Киотский протокол, наконец, стал реальностью
Почти через семь лет после заключения соглашения в Киото глобальный протокол по сокращению выбросов газов, способствующих глобальному потеплению, наконец, вступил в силу.
В самом Киото, столице средневековой Японии, вступление соглашения в силу было отмечено торжественными церемониями. Записанное заранее обращение генерального секретаря ООН Кофи Аннана гласит: "Это - огромный шаг вперед в нашей борьбе с одной из главных опасностей XXI века. Изменение климата - глобальная проблема и ей нужен скоординированный глобальный ответ".
Сторонники соглашения признают, что даже в случае его полного выполнения снижение температуры на планете к 2100 году не превысит 0,1 градуса. Однако они подчеркивают, что протокол Киото - лишь первое в целой серии общемировых соглашений, которые помогут предотвратить глобальные катаклизмы, связанные с климатическими изменениями.
К 2012 году к соглашению планируется присоединить ведущие страны "третьего мира". Весьма возможно, что к тому моменту Китай уже обгонит США по объемам вредных выбросов. Однако правительства в Пекине и Дели, а также власти Бразилии, уже заявили, что не намерены присоединяться к соглашению до тех пор, пока оно не будет ратифицировано в США.
Но пока что проблем хватает и у тех, кто уже обязан выполнять условия, определенные на встрече в Киото в 1997 году. Даже в Японии, неустанно призывающей к спасению климата от опасностей, связанных с потеплением, уровень выбросов на 8% превышает планку 1990 года. В Испании и Португалии по данным на 2002 год превышение составляло рекордные 40,5%, в Ирландии - 28,9%, в Греции - 26%. Даже у Канады, имеющей репутацию весьма ответственной в экологическом отношении страны, за последние годы выбросы углекислого и других вредных газов на 20% превышают определенный протоколом уровень.[12]
Страны, не справляющиеся с предусмотренным сокращением выбросов, смогут покупать условные тонны у государств, чей "потолок" на загрязнение оказался выше реального уровня выбросов. От этой схемы в первую очередь должны выиграть Россия и Украина, чей лимит на выбросы был рассчитан, исходя из объемов производства в СССР - более высоких, чем нынешние. Подсчитано, что в 2000 году превышение объемов вредных выбросов в странах ЕС, Японии и Канаде по сравнению с уровнем 1990 года составляло 130 миллионов тонн. Россия и Украина, однако, имеют "запас" выбросов в объеме 290 миллионов тонн.[13]
28 ноября-10 декабря 2005 г. в Монреале прошла очередная ежегодная конференция ООН по изменению климата. В ней приняли участие министры окружающей среды из 189 стран мира, подписавших Конвенцию ООН по проблемам изменения климата. Это первая подобная встреча с тех пор, как в феврале 2005 г. вступил в силу Киотский протокол.
Протокол, призванный регулировать объемы выбросов парниковых газов в атмосферу, истекает в 2012 году. Целью министров, чья встреча прошла в рамках конференции ООН по вопросам климата, была договориться о том, что делать с парниковыми газами после 2012 года.
Британские представители считали, что необходима гибкость при разработке соответствующих ограничений для развивающихся стран, таких страны, как Китай, Индия и Бразилия, экономика которых будет быстро развиваться в будущем. Представитель Индии Андимуту Раджа со своей стороны отметил, что обеспечение экономического роста и борьба с бедностью имеют более высокий приоритет, чем ликвидация последствий изменений климата[14].
По словам российских представителей, Москва заинтересована была в успешном завершении Монреальской конференции. Как указывают эксперты, Россия исходит из того, что Киотский протокол не только поможет бороться с изменением климата, но и будет способствовать решению проблем, связанных с экономией энергоресурсов.
Министр по вопросам окружающей среды Канады, председательствующий на конференции, пытался убедить США согласиться на широкие переговоры о начале долгосрочного общемирового сотрудничества в борьбе с глобальным потеплением, при этом не ставя себя в жесткие рамки - к примеру, такие, которые оговариваются Киотским протоколом. США как прежде не намерены были присоединяться к протоколу, действие которого истекает в 2012 году.
Однако под давлением американской прессы и после выступления на конференции экс-президента США Билла Клинтона, который активно высказывался в поддержку Киотского протокола, появились признаки того, что делегация США возобновит переговоры. При этом американцы дали понять, что не примут ограничений по выбросам.
Несмотря на все противоречия, имеющие место на конференции, в итоге делегаты окончательно согласовали свод правил для Киотского протокола, что позволило официально ввести его в силу после долгих лет переговоров и ратификации.
В последний день форума участники Киотского протокола решили продлить срок его действия, изначально ограничивавшийся 2012 годом.
Соглашения открыли путь официальным переговорам о целях, которые должны быть поставлены после истечения срока действия первой фазы Киотского протокола в 2012 году.
По словам нашего корреспондента, очень важным моментом явилось то, что теперь можно начать обсуждения о сокращении выбросов вредных газов в крупных развивающихся странах вроде Индии и Китая.
Достигнутая в Монреале договоренность дает 157 странам, подписавшим Киотский протокол, семь лет для согласования и ратификации новых мер.
Заключение
Принятые Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года (подписана более чем 180 странами мира и вступила в силу 21 марта 1994 года) и важнейшее приложение к ней — Киотский протокол, регламентирующий выбросы «парниковых» газов в атмосферу (подписанный представителями почти всех стран-членов ООН в 1997 году и вступивший в действие 16 февраля 2005 года) являются первым шагом мирового сообщества в борьбе с одной из мировых проблем – глобальным изменением климата. В результате упорной работы и более чем десятилетних переговоров было достигнуто долгожданное соглашение. 16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский Протокол. Это событие зависело от двух взаимозависимых факторов: его ратификации как минимум 55 странами и ратификации индустриально развитыми странами, выбросы углекислого газа которых составили в 1990 году как минимум 55 % . После выхода в 2001 году из процесса подписания протокола Соединенных Штатов, самой крупной страны, выбрасывающей газы с парниковым эффектом, вступление в силу протокола требовало, после его ратификации, в частности, странами Европейского Союза и Японией, ратификации и Россией.
Как отметил представитель МИД Франции, будущее вступление в силу Киотского протокола означает, что, начиная с настоящего момента:
1. Тридцать развитых стран, среди которых и Франция, в законодательном порядке будут стремиться к достижению снижения количественных показателей содержания выброса газов, обеспечивающих парниковый эффект.
2. Мировой рынок торговли углеродом, рынок, который позволит развитым странам продавать и покупать кредиты на выброс газов, станет законодательной практикой. Он улучшит эффективность и рентабельность снижения показателей выбросов.
3. Механизм экологически чистого развития (MDP) вступает в активную фазу, привлекая инвестиции в развивающихся странах, которые снижают свои показатели выбросов.
4. Фонд подготовки Киотского протокола, созданный в 2001 году, помогает развивающимся странам противостоять негативным явлениям климатических изменений. [15]
На конференции в Монреале после долгих дискуссий был согласован свод правил для Киотского протокола, что позволило официально ввести его в силу после долгих лет переговоров и ратификации. Срок действия протокола был продлен до 2018 года как второго этапа реализации протокола. Таким образом, казавшийся почти аннулированным, Протокол не только стал действующим, но и рассчитывает на свои будущие приложения и дополнения для дальнейшей реализации.
[1] http://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[3] Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК)была создана в 1988 году по решению ЮНЕП и ВМО для выполнения работы по оценке состояния имеющихся знаний о климатической системе и изменениях климата, экологических и социально-экономических последствий изменения климата и возможных стратегий реагирования, а также для разработки методических материалов для реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и Киотского протокола.
К 1996 г. МГЭИК разработала Пересмотренные Руководящие принципы проведения национальных инвентаризаций парниковых газов, принятые в качестве основы методики инвентаризации выбросов парниковых газов для первого бюджетного периода выполнения обязательств по Киотскому протоколу.
К 2001 году МГЭИК подготовила «Руководство по эффективной практике и анализу неопределенности в национальной инвентаризации парниковых газов», которое было одобрено COP-5. Это фактически дополненный и более детальный вариант расчета для значительной части источников выбросов, для которых за прошедшие годы удалось существенно продвинуться вперед.
В 2003 году появилось «Руководство по эффективной практике для систем землепользования и их изменения и лесопользования».
МГЭИК подготовила свой первый оценочный доклад в 1990 году. Этот доклад подтвердил, что имеющиеся научные данные свидетельствуют об изменении климата, вызванного с большой вероятностью человеческой деятельностью, и заложил основы для принятия Конвенции об изменении климата. В начале 2001 года МГЭИК завершила свой Третий оценочный доклад (ТОД) «Изменение климата-2001», который внес существенный вклад в развитие научного базиса в области изучения проблемы изменения глобального климата, в создание методологической базы для разработки и принятия мер по смягчению последствий этого изменения и по адаптации к нему. – http://www.climatechange.ru/russia/docrus.htm
[4] http://www.climatechange.ru/russia/docrus.htm
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] http://www.climatechange.ru/russia/docrus.htm
[8] http://www.utro.ru/news/200103291205026766.shtml
[9] http://www.foe.co.uk/
[10] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_2019000/2019484.stm
[11] http://www.podrobnosti.ua/power/2002/09/03/35287.html
[12] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4269000/4269411.stm
[13] Там же.
[14] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4515000/4515808.stm
[15] http://lenta.ru/