Содержание
1. Роль внешнеэкономического потенциала в развитии экономики государства
2. Этапы формирования внешнеэкономической политики и развития внешнеэкономических связей Беларуси
3. Объем, структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь
4. Задачи
Список использованной литературы
1. Роль внешнеэкономического потенциала в развитии экономики государства
Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами, т.е. это совокупность всех экономических ресурсов (продукции, услуг и т.д.), которые могут быть использованы во внешней торговле.
Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Занимая в Европе по территории 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15% и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической, и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства и картофелеводства. Основу внешнеторгового потенциала составляет промышленность (более 66% ВВП), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ Республика Беларусь уверенно держит лидирующие позиции по производству тракторов, грузовых автомобилей, химических нитей и волокон; первое место по производству обуви, телевизоров, холодильников, мяса, молока, картофеля, яиц на душу населения.
Кстати, по экспертным оценкам промышленный потенциал государств участников содружества составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов – около 25%.
В то же время структура экономики республики долгое время складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда, и имеет ярко выраженный характер удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и т.д. В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах более, чем на 60%, потребляя при этом более 70% промышленного производства республики.
Экономика страны ориентирована на внешние рынки. Доля экспорта в ВВП по итогам 2007 года составила более 60%. Беларусь в основном экспортирует продукцию обрабатывающей промышленности:
- 90% произведенных тракторов, грузовых автомобилей, мотоциклов, шин;
- 80-90% калийных удобрений;
- 70-80% металлообрабатывающих станков, холодильников, морозильников, химических волокон и нитей, полупроводниковых приборов и интегральных микросхем;
- более 50% телевизоров, различных товаров легкой промышленности.
Включению республики в систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По ее территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой.
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 160 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Основные внешнеторговые партнеры страны – Россия, Украина, Польша, Латвия, Германии, Литва, США и др. Страновыми приоритетами для Республики Беларусь являются страны бывшего социалистического лагеря, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка, Ближний Восток и страны Персидского залива, юг Африки.
Расширение участия Беларуси в международных экономических связях возможно в различных отраслях и, особенно, в таких, как:
ü машиностроение – увеличение экспорта тракторов, дорожно-строительных машин, холодильников, дерево- и металлообрабатывающих станков при условии совершенствования выпускаемой продукции и организации послепродажного обслуживания;
ü химический комплекс – азотные и калийные удобрения, полиэтилен, автомобильные шины;
ü строительная промышленность – цемент, стекло, кровельные материалы, расширение экспорта которых сдерживается из-за недостатка собственных ресурсов по отдельным компонентам;
ü деревообрабатывающая промышленность – ДВП, мебель.
Следует отметить, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16% и 4% соответственно). В республике имеются благоприятные возможности для развития молочно-мясного скотоводства, для поставки на мировой рынок высококачественной продукции изо льна, керамики, стекла, хрусталя, а также традиционно национальной продукции из местного сырья, не имеющей аналогов в мире (изделия из глины, льна, соломки).
2. Этапы формирования внешнеэкономической политики и развития внешнеэкономических связей Беларуси
Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества.
Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно-консультационные, информационные услуги и т.д.
Внешнеэкономическая деятельность – это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических связей с хозяйствующими субъектами других государств.
Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.
Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).
В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.
Внешнеэкономическая деятельность в Беларуси регламентируется целым рядом законов, среди которых важное значение принадлежит Закону «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», принятому Верховным Советом 25 октября 1990 года и введенному в действие с 1 января 1991 года.
В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов. Осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетных, кредитных и других банковских операций, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:
Ø разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
Ø установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
Ø заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
Ø установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
Ø защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;
Ø установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
Ø определение зон свободного предпринимательства;
Ø установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
Ø участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.
Отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.
Закон также предоставил право осуществления внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.
Республика Беларусь может учреждать свои представительства за рубежом на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово-экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно-производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.
3. Объем, структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь
По данным Национального банка Республики Беларусь, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за 2006 год составил 45882,6 млн. долларов США, в том числе экспорт – 22009,2 млн. долларов, импорт – 23873,4 млн. долларов. Начиная с 2000 г. наблюдается значительный рост объемов внешней торговли (табл. 1.), причем как со странами СНГ, так и со странами вне СНГ (в 2006 г. по сравнению с 2000 г. внешнеторговый оборот со странами СНГ возрос почти на 120%, а со странами вне СНГ – на 234%).
Таблица 1 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Внешнеторговый оборот
17534,9
17720,6
19361,8
23918,9
33070,2
35895,8
45882,6
со странами СНГ
11102
11119,8
11528,4
14416,8
20202,1
19386,9
24410,4
со странами вне СНГ
6432,9
6600,8
7833,4
9502,1
12868,1
16508,9
21472,2
Экспорт
8329,3
8593,3
9361,8
11445,9
15520,9
17938,3
22009,2
со странами СНГ
4767,5
4912,2
4833,4
5951,8
7897,6
7742,6
9331,2
со странами вне СНГ
3558,8
3681,1
4528,4
5494,1
7623,3
10195,7
12678
Импорт
9208,6
9127,3
10000
12473
17549,3
17957,5
23873,4
со странами СНГ
6334,5
6207,6
6695
8465
12304,5
11644,3
15079,2
со странами вне СНГ
2874,1
2919,7
3305
4008
5244,8
6313,2
8794,2
Сальдо
-882,3
-534
-638,2
-1027,1
-2028,4
-19,2
-1864,2
со странами СНГ
-1567
-1295,4
-1861,6
-2513,2
-4406,9
-3901,7
-5748
со странами вне СНГ
684,7
761,4
1223,4
1486,1
2378,5
3882,5
3883,8
По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами в 2006 году составил 42061,7 млн. долларов, в том числе экспорт – 19738,5 млн. долларов, импорт – 22323,2 млн. долларов. Начиная с 2000 г. объем внешней торговли товарами возрос почти втрое, но наиболее сильный рост наблюдался в 2004 г. и 2006 г. (соответственно на 40,7% и 23,5%). В торговле товарами на протяжении всех лет наблюдается отрицательное сальдо, наиболее низкое значение которого, было зафиксировано в 2005 г. (-729 млн. долл.), а рекордно высокое наблюдалось в 2006 г. (-2584 млн. долл.). Причем в торговле со странами СНГ имеет место устойчивое отрицательное сальдо, а со странами вне СНГ устойчивое положительное сальдо (табл. 2).
Таблица 2 Основные показатели внешней торговли товарами Республики Беларусь за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Товарооборот
15972
15737
17113
21504
30265
32687
42061,7
со странами СНГ
10469
10291
10679
13484
19201
18202
23111,6
со странами вне СНГ
5503
5446
6434
8020
11064
14485
18950,1
Экспорт
7326
7451
8021
9946
13774
15979
19738,5
со странами СНГ
4399
4494
4384
5435
7318
7060
8614,8
со странами вне СНГ
2927
2957
3637
4511
6456
8919
11123,7
Импорт
8646
8286
9092
11558
16491
16708
22323,2
со странами СНГ
6070
5797
6295
8049
11883
11142
14496,8
со странами вне СНГ
2576
2489
2797
3509
4608
5566
7826,4
Сальдо
-1320
-835
-1071
-1612
-2717
-729
-2584,7
со странами СНГ
-1671
-1303
-1911
-2614
-4565
-4082
-5882
со странами вне СНГ
351
468
840
1002
1848
3353
3297,3
За период 2000-2006 гг. наблюдается равномерный рост оборота услуг и в 2006 г. по сравнению с 2000 г. объем услуг увеличился примерно на 144%, причем оборот услуг со странами вне СНГ значительно превышает оборот услуг со странами СНГ (табл. 3).
Таблица 3 Основные показатели внешней торговли услугами Республики Беларусь за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Оборот услуг
1562,9
1983,6
2248,8
2414,9
2805,2
3208,8
3820,9
со странами СНГ
633
828,8
849,4
932,8
1001,1
1184,9
1298,8
со странами вне СНГ
929,9
1154,8
1399,4
1482,1
1804,1
2023,9
2522,1
Экспорт
1003,3
1142,3
1340,8
1499,9
1746,9
1959,3
2270,7
со странами СНГ
368,5
418,2
449,4
516,8
579,6
682,6
716,4
со странами вне СНГ
631,8
724,1
891,4
983,1
1167,3
1276,7
1554,3
Импорт
562,6
841,3
908
915
1058,3
1249,5
1550,2
со странами СНГ
264,5
410,6
400
416
421,5
502,3
582,4
со странами вне СНГ
298,1
430,7
508
499
636,8
747,2
967,8
Сальдо
437,7
301
432,8
584,9
688,6
709,8
720,5
со странами СНГ
104
7,6
49,4
100,8
158,1
180,3
134
со странами вне СНГ
333,7
293,4
383,4
484,1
530,5
529,5
586,5
Во внешней торговлесо странами СНГ лидирующее положение занимает Россия, на долю которой ежегодно приходится примерно около половины всей внешней торговли, причем основную часть торговли составляет российский импорт (к примеру, в 2006 г. доля импорта во внешней торговле составила 90,3%). Также важными внешнеторговыми партнерами в рамках СНГ являются Украина, Казахстан и Молдова (табл. 4.).
Таблица 4 Внешняя торговля Республики Беларусь со странами СНГ за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
Экспорт товаров
Импорт товаров
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Всего
4399,2
4493,7
4384
5435
7318
7060
8615
6070
5797
6295
8049
11883
11143
14497
Азербайджан
6,8
5
4,5
8,7
14,9
28
34,5
6,7
3,5
2,2
1,7
1,2
2
2,7
Армения
0,7
1,2
2,9
7,3
8,8
12,9
19,5
1,6
1,7
2,1
2,3
2,1
2,1
4,1
Грузия
1,5
2,2
0,7
0,9
2,6
6,7
18,1
1,3
2,2
3
3,7
3,6
2,5
3,4
Казахстан
19,6
28,5
39,1
68,1
121,3
183,5
261,1
44,9
8,4
14,9
13
23,5
31,1
73,3
Кыргызстан
4
7,1
2,7
4,8
4,1
8,8
20
9,4
6,4
2,8
3,4
3,2
2
1,5
Молдова
38,4
43,8
43,2
55,9
73,5
102,2
95,7
33,6
38,6
43,4
48,1
68,5
72,3
81,1
Россия
3710,1
3962,7
3977
4880
6485
5716
6850
5605
5438
5922
7602
11219
10118
13084
Таджикистан
2,4
2,6
3
4,1
11,8
8,6
13,6
2,9
1,7
1,5
1,9
4,8
3,4
4,5
Туркменистан
45,3
2,2
20,6
39,7
16,9
43,9
14,5
0,7
1,4
0,4
0,04
0,4
1,1
1
Узбекистан
10,7
16,6
19
21,7
39,1
42,1
54,2
24
17,6
12
10,7
11,3
13,9
16,2
Украина
559,7
421,8
271,6
343,5
539,8
907,8
1234
340,6
277
290,7
362,1
545
893,9
1225
В товарной структуре экспорта лидирующие позиции традиционно занимают машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты, черные, цветные металлы, продукция химической продукции, текстиль и текстильные изделия, продукция пищевой промышленности и др. (табл. 5.). Причем, к примеру, значительный рост произошел в экспорте минеральных продуктов (в 2005 г. по сравнению с 2000 г. экспорт минеральных продуктов вырос на 26,7%).
Таблица 5 Товарная структура экспорта в % за 2000-2005 гг.
2000
2002
2003
2004
2005
Всего
100
100
100
100
100
в том числе
машины, оборудование и транспортные средства
25,2
25,9
24,6
23,2
20,3
минеральные продукты
20,2
21
22,7
27,4
35,4
черные, цветные металлы и изделия из них
7,2
8,3
8,7
8,8
7,5
продукция химической продукции, каучук (включая химические волокна и нити)
19,8
17,7
16,9
15,4
15
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
4,3
4,2
4,4
4,2
3,5
текстиль и текстильные изделия
6,4
6,1
5,8
5
3,8
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
0,7
1
1
0,7
0,5
продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства
6,9
7,9
8,4
8,3
8,3
прочие
9,3
7,9
7,5
7
5,7
Наибольший удельный вес в структуре экспорта и импорта в 2006 году составляли минеральные продукты, машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности и продовольственные товары (рис. 1.).
Рис. 1. Товарная структура экспорта и импорта в 2006 году (в процентах к итогу)
В товарной структуре импорта основными составляющими являются машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты, черные, цветные металлы и изделия из них, продукция химической продукции, продукция пищевой промышленности и др., причем с каждым годом наблюдается наибольший рост удельного веса минеральных продуктов (табл. 6.).
Таблица 6. Товарная структура импорта в % за 2000-2005 гг.
2000
2002
2003
2004
2005
Всего
100
100
100
100
100
в том числе
машины, оборудование и транспортные средства
18,9
23,6
23,9
24,4
22,9
минеральные продукты
30,6
26,3
26,9
27,9
33,6
черные, цветные металлы и изделия из них
11,2
11,1
11,9
13,6
11,4
продукция химической продукции, каучук (включая химические волокна и нити)
15,1
13,9
13,7
13,2
12,3
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
3,1
3,5
3,1
2,7
2,3
текстиль и текстильные изделия
3,3
3,3
3
2,5
2,2
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
0,7
1,2
1
0,7
0,5
продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства
12,9
13,5
12
10,6
10,7
прочие
4,2
3,6
4,5
4,4
4,1
В 2005 г. по сравнению с 2000 г. экспорт услуг возрос на 95,9% (табл. 7.). Основу в экспорте услуг составляют транспортные услуги, которые в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 109,7 %, среди них основную долю занимает перевозка грузов. Значительный рост в экспорте услуг также имеют компьютерные и информационные услуги (в 2005 г. по сравнению с 2000 г. произошел рост на 486,7%).
Таблица 7. Экспорт услуг за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Всего
1000,3
1142,3
1340,8
1499,9
1746,9
1959,3
страны СНГ
368,5
418,2
449,4
516,8
579,6
682,6
страны вне СНГ
631,8
724,1
891,4
983,1
1167,3
1276,7
Транспортные услуги
583,6
628,0
710,2
856,3
1025,5
1224,1
страны СНГ
150,7
152,6
160,7
193,8
223,1
270,5
страны вне СНГ
432,9
475,4
549,5
662,5
802,4
953,6
перевозка грузов
457,5
516,9
597,2
728,2
851,9
1019,7
страны СНГ
110,9
104,1
103,2
131,2
152,8
184,8
страны вне СНГ
346,6
412,8
494,0
597,0
699,1
834,9
перевозка пассажиров
94,5
60,6
60,7
71,8
92,4
92,5
страны СНГ
33,9
34,2
36,7
39,6
47,2
55,4
страны вне СНГ
60,6
26,4
24,0
32,2
45,2
37,1
прочие транспортные услуги
31,6
50,5
52,3
56,3
81,1
111,9
страны СНГ
5,9
14,3
20,8
23,0
23,1
30,3
страны вне СНГ
25,7
36,2
31,5
33,3
58,0
81,6
Поездки
93,2
211,4
233,5
266,9
270,0
253,1
страны СНГ
77,9
105,9
118,9
142,1
125,4
125,6
страны вне СНГ
15,3
105,5
114,6
124,8
144,6
127,5
Услуги связи
50,0
54,0
60,7
70,3
82,4
94,0
страны СНГ
27,8
32,6
37,0
44,8
54,1
57,2
страны вне СНГ
22,2
21,4
23,7
25,5
28,3
36,8
Строительные услуги
42,0
46,3
55,1
60,3
79,9
60,1
страны СНГ
37,7
36,8
48,1
49,7
72,8
48,7
страны вне СНГ
4,3
9,5
7,0
10,6
7,1
11,4
Страховые услуги
3,6
3,2
3,8
1,0
1,3
1,2
страны СНГ
2,0
0,9
1,5
0,4
0,3
0,4
страны вне СНГ
1,6
2,3
2,3
0,6
1,0
0,8
Финансовые услуги
2,1
3,7
2,6
1,5
2,6
2,8
страны СНГ
1,0
2,3
1,0
0,4
1,0
0,7
страны вне СНГ
1,1
1,4
1,6
1,1
1,6
2,1
Компьютерные и информационные услуги
4,5
6,7
12,3
17,4
17,5
26,4
страны СНГ
1,5
2,0
3,3
4,4
4,4
6,7
страны вне СНГ
3,0
4,7
9,0
13,0
13,1
19,7
Государственные услуги
11,6
18,6
24,3
22,8
20,9
17,4
страны СНГ
1,7
1,5
1,9
2,4
1,8
2,0
страны вне СНГ
9,9
17,1
22,4
20,4
19,1
15,4
Прочие деловые услуги
206,9
168,6
235,9
202,0
245,1
277,1
страны СНГ
67,5
82,9
75,8
78,0
95,7
169,7
страны вне СНГ
139,4
85,7
160,1
124,0
149,4
107,4
Другие услуги
2,8
1,8
2,4
1,4
1,7
3,1
страны СНГ
0,7
0,7
1,2
0,8
1,0
1,1
страны вне СНГ
2,1
1,1
1,2
0,6
0,7
2,0
В 2005 г. по сравнению с 2000 г. импорт услуг возрос на 122,0%, значительно превысив показатель роста импорта услуг (табл. 8.). Основу в импорте услуг составляют транспортные услуги, которые в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 182,6 %. Значительный рост в импорте услуг также имеют поездки (в 2005 г. по сравнению с 2000 г. произошел их рост на 148,3%), финансовые и государственные услуги.
Таблица 8. Импорт услуг за 2000-2006 гг. (в млн. долл. США в фактически действовавших ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Всего
562,6
841,3
908,0
915,0
1058,3
1249,5
страны СНГ
264,5
410,6
400,0
416,0
421,5
5023,0
страны вне СНГ
298,1
430,7
508,0
499,0
636,8
747,2
Транспортные услуги
109,5
124,7
136,1
191,0
248,6
308,8
страны СНГ
62,7
61,1
73,5
95,7
84,9
107,7
страны вне СНГ
46,8
63,6
62,6
95,3
163,7
201,1
перевозка грузов
55,1
57,4
66,4
94,5
135,7
185,2
страны СНГ
32,2
33,2
37,6
52,8
36,3
46,9
страны вне СНГ
22,9
24,2
28,8
41,7
99,4
138,6
перевозка пассажиров
31,1
32,1
33,5
36,9
50,1
68,3
страны СНГ
22,4
21,1
22,0
23,9
31,6
42,7
страны вне СНГ
8,7
11,0
11,5
13,0
18,5
25,6
прочие транспортные услуги
23,3
35,2
36,2
59,6
62,8
55,3
страны СНГ
8,1
6,8
13,9
19,0
17,0
18,4
страны вне СНГ
15,2
28,4
22,3
40,6
45,8
36,9
Поездки
243,2
501,2
558,5
473,1
537,8
603,8
страны СНГ
98,1
240,0
228,1
189,8
183,4
204,1
страны вне СНГ
145,1
261,2
330,4
283,3
354,4
399,7
Услуги связи
40,4
46,7
52,2
63,8
65,4
71,7
страны СНГ
25,2
28,9
34,7
41,4
44,3
43,3
страны вне СНГ
15,2
17,8
17,5
22,4
21,1
28,4
Строительные услуги
11,0
15,8
21,7
28,0
17,7
19,9
страны СНГ
5,6
4,8
4,8
8,1
9,3
13,9
страны вне СНГ
5,4
11,0
16,9
19,9
8,4
6,0
Страховые услуги
10,7
12,2
11,4
2,4
4,0
5,3
страны СНГ
1,0
1,9
1,1
1,0
2,5
3,4
страны вне СНГ
9,7
10,3
10,3
1,4
1,5
1,9
Финансовые услуги
3,2
3,6
3,5
4,9
12,4
18,4
страны СНГ
0,9
0,5
0,6
1,2
1,0
3,5
страны вне СНГ
2,3
3,1
2,9
3,7
11,4
14,9
Компьютерные и информационные услуги
4,4
5,8
9,6
7,0
13,6
12,5
страны СНГ
1,8
2,3
6,7
4,3
9,7
7,1
страны вне СНГ
2,6
3,5
2,9
2,7
3,9
5,4
Государственные услуги
11,2
11,9
15,9
20,8
27,9
36,8
страны СНГ
3,3
3,2
5,6
8,8
13,7
15,4
страны вне СНГ
7,9
8,7
10,3
12,0
14,2
21,4
Прочие деловые услуги
123,3
111,5
92,3
118,5
121,8
152,8
страны СНГ
63,1
63,8
41,4
63,0
69,2
100,3
страны вне СНГ
60,2
47,7
50,9
55,5
52,6
52,5
Другие услуги
5,7
7,9
6,8
5,5
9,1
19,5
страны СНГ
2,8
4,1
3,5
2,7
3,5
3,6
страны вне СНГ
2,9
3,8
3,3
2,8
5,6
15,9
4. Задачи
Задача 1
Базисное условие
FCA
Упаковка
Э
Погрузка на транспортное средство
Э
Доставка до основного перевозчика
Э
Экспортные формальности
Э
Страхование основной перевозки
И
Погрузка на основной транспорт
Э
Оплата основного транспорта
И
Выгрузка
И
Импортные формальности
И
Доставка от основного транспорта
И
Выгрузка на складе предприятия
И
Пример: ООО «Экспорт-сервис» заключило договор на поставку 50 тракторов на условиях FCA (в порт Вентспилс).
Задача 2
Показатели внешнеэкономической деятельности ОАО «Экспорт-сервис» за 2007 г.
Наименование показателя
Значение показателя
Выручка нетто от реализации продукции, млн. руб. (Вэ)
103,9
Затраты на производство и реализацию экспортной продукции, млн. руб. (Зэ)
77,6
Прибыль от реализации продукции на экспорт, млн. руб. (Пэ)
34,5
Затраты на приобретение импортной продукции, млн. руб. (Зи)
17,4
Общая прибыль от реализации продукции по предприятию, млн. руб. (Преал)
38,7
Общая выручка от реализации продукции по предприятию, млн. руб. (Вобщ)
153,8
Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. (Зобщ)
114,4
1. Показатели доходности внешнеэкономической деятельности
1.1. Показатели доходности экспортных операций
1.1.1. Экономический эффект от экспорта (Пд1). Он характеризует величину превышения валютных поступлений от экспорта над затратами по экспорту:
млн. руб.,
где Вэ - выручка нетто от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб., Зэ - затраты на производство и реализацию экспортной продукции (работ, услуг), млн. руб.
1.1.2. Рентабельность экспортных продаж: (Пд2). Характеризует долю прибыли, полученной предприятием от экспорта продукции, в выручке от экспорта:
,
где Пэ - прибыль от реализации продукции на экспорт, млн. руб.
1.1.3.Коэффициент соотношения внешнеторгового сальдо и выручки от экспорта (Пд3). Описывает сальдо внешнеторговой деятельности предприятия на 1 руб. выручки от экспорта:
,
где Зи - затраты на приобретение импортной продукции, млн. руб.
1.1.4.Рентабельность экспортной продукции (работ, услуг) (Пд4). Показывает сумму прибыли предприятия от реализации на экспорт продукции (работ, услуг) на 1 руб. затрат на производство и реализацию экспортируемой продукции (работ, услуг):
.
1.2. Показатели доходности импортных операций
1.2.1. Рентабельность затрат по импорту (Пд5). Характеризует сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на 1 руб. затрат по импорту:
,
где Преал - общая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по предприятию, млн. руб.
1.2.2. Коэффициент соотношения импорта и прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пд6). Он позволяет оценить окупаемость расходов по импорту и характеризует сумму импорта на 1 руб. прибыли от реализации продукции (работ, услуг):
.
1.3. Общие показатели доходности ВЭД предприятия
13.1. Коэффициент сбалансированности (Пд7) Показывает отношение сальдо внешнеэкономической деятельности к общей сумме внешнеторгового оборота:
.
1.3.2. Коэффициент соотношения внешнеторгового сальдо и выручки предприятия (Пд8). Характеризует отношения внешнеторгового сальдо предприятия к общей выручке предприятия:
,
где Вобщ - общая выручка от реализации продукции и услуг по предприятию, млн. руб.
1.3.3. Внешнеторговое сальдо (Пд9). Характеризует сальдо внешней торговли на уровне предприятия:
млн. руб.
2. Показатели деловой активности ВЭД предприятия
2.1 Уровень экспорта в объеме продаж предприятия (Пр1). Характеризует долевое участие экспорта в общем объеме продаж предприятия:
.
2.2. Уровень затрат на производство экспортируемой продукции (работ, услуг) в общей себестоимости реализованной продукции (Пр2). Характеризует долю затрат на производство и реализацию экспортной продукции (работ, услуг) в общей сумме затрат предприятия:
,
где Зобщ - суммарные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятии, млн. руб.
Список использованной литературы
1) Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Огровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 823 с.
2) Инкотермс 2000: Международные правила толкования торговых терминов. - М.: Изд-во деловой и учеб, лит., 2005. - 104 с.
3) Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М,: ИВЦ «Маркетинг», 1999. - 208 с.
4) Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Курс лекций. - Гродно: Изд-во «Гродненский филиал ИСЗ», 2004.-310 с.
5) Турбан Г. В Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - Мн,: Выш. шк., 1999. - 211 с.
6) Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. - М.: Инфра-М, 1998. - 496 с.