Реферат по предмету "Международное публичное право"


Дипломатическое и консульское право

СОДЕРЖАНИЕ: Введение ………………………………………………………. 4 1. Дипломатическое право ……………………………………. 5 1. 1.Понятие, система и источники дипломатического права …. ……… ………………. 5
1.2.Органы внешних сношений …… .………………… 5 1.3.Состав и функции дипломатического представительства …………………………………… 6 1.4.Начало и прекращение дипломатической миссии ………………………………………………… 7 1.5.Дипломатический корпус …………………………… 8 1.6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников ……………………………………… . 9 1.7.Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания …………………… 11 1.8. Дипломатическое право специальных миссий …………………………………. 11 1.9. Дипломатическое право международных организаций ………………………………………………… 13 1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций …………………. 15 2. Консульское право ………………………………………… . 17 2.1. Понятие и источники консульского права …………. 17 2.2. Установление консульских отношений …………… 18 2.3. Классы и персонал консульских учреждений ………. 21 2.4. Консульские функции ………………………………… 22 2.5. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала ……………………………… 24 Заключение …………………………………………….… . 26 Список используемой литературы …………………………. 27 Введение Современные международные отношения и меж­дународное право характеризуются большим разно­образием. Наличие в мире системы государств — объектив­ный факт. Государства не могут существовать, не вза­имодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную сис­тему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различ­ными отраслями международного права. В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную струк­туру. В нее входят различные связи государств: по­литические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и т. д. Дипломатические и консульские отношения призва­ны содействовать сотрудничеству в названных и дру­гих областях. Данная работа основывается на ознакомлении с особенностями консульских и дипломатических отношений, а также консульско­го и дипломатического права, основными понятиями и категориями. Она предполагает получение навыков работы с консульс­кими конвенциями, Венской конвенцией и другими международными дого­ворами. 1. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО 1.1. Понятие, система и источники дипломатического права Дипломатическое право— отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений, Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляе­мой делегациями на международных конференциях и сессиях орга­нов международных организаций, а также постоянными предста­вительствами государств при международных организациях. Дипломатическое право на протяжении долгого времени осно­вывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дип­ломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928 г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках)- В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным, договорным актом в данной области является Вен­ская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969, го­ду Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конфе­ренции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсально­го, характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов. 1.2. Органы внешних сношений Существует деление органов внешних сношений на внутриго­сударственные и зарубежные. К внутригосударственным относятся: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государст­ва: глава государства (коллегиальный или единоличный), кото­рый осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство инос­транных дел, которое является органом правительства по осущес­твлению внешней политики. Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным органам относятся дипломатические представи­тельства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делега­циина международных конференциях или в международных органах. К внутригосударственным относятся: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государст­ва: глава государства (коллегиальный или единоличный), кото­рый осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство инос­транных дел, которое является органом правительства по осущес­твлению внешней политики. Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным органам относятся дипломатические представи­тельства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делега­циина международных конференциях или в международных органах. 1.3. Состав и функции дипломатического представительства Установление между государствами дипломатических отноше­ний влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими пред­ставительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических пред­ставительств и их персонала. Каждому уровню соответствует оп­ределенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следу­ют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглав­ляемая поверенным в делах.
Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства. В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатичес­ким работникам. Они, как и дипломатические должности, уста­навливаются внутренним законодательством соответствующего государства. Ремонт квартиры, комнат, кухни: ремонт квартир. эротический массаж м шаболовская
Персонал дипломатического представительства подразделяет­ся на три категории: дипломатический, административно-техни­ческий и обслуживающий. Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относитель­но сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государ­ствами. К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступление от имени аккредитую­щего государства); защита интересов аккредитующего государст­ва и его граждан; ведение переговоров с правительством государ­ства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; кон­сульская функция; функция информирования своего правительст­ва о стране пребывания. Перечень функций дипломатического представительства, при­веденный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим. 1.4. Начало и прекращение дипломатической миссии Сразу же по достижении договоренности об обмене диплома­тическими представительствами и об их уровне возникает необхо­димость в практическом формировании дипломатического пред­ставительства. Назначение главы дипломатического представительства про­ходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на до­лжность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступ­ление в должность после вручения верительной грамоты. Обязанность запрашивать агреман, то есть согласие государ­ства принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства, — твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской конвенции 1961 года. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов. Без положительного ответа на запрос агремана предполагае­мый глава представительства не назначается на свою должность. Вступление главы представительства в должность связано с вручением им своих полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется. Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства инос­транных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обяза­тельных реквизитов: указание на орган, назначивший главу пред­ставительства, страну назначения и т.д. На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в стра­ну считаются приступившими к исполнению служебных обязан­ностей с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания. В отношении военных атташе многие государства придержи­ваются практики, являющейся по существу разновидностью за­проса агремана. Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении государствами поддержания официальных отноше­ний без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также иногда при социальной револю­ции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства. Функции члена дипломатического персонала могут прекра­титься в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипло­мата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции. 1.5. Дипломатический корпус В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредито­ванных в данном государстве. Дипломатический корпус в широ­ком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном госу­дарстве и членов их семей. Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено причинами протокольного характера; дуай­еном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций). Понятие дипломатического корпуса во втором значении объ­ясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитета и привилегии. 1.6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции го­сударства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преиму­ществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются чле­нам дипломатического персонала и членам их семей. Именноихиммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова. Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти друго­го, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство. В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипло­матического представительства и личные иммунитеты и привиле­гии членов дипломатического персонала и их семей. К первой категории относятся: неприкосновенность помеще­ний дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представитель­ства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии. Ко второй категории относятся: неприкосновенность личнос­ти, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции госу­дарства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных по­винностей. Допускаются три изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в ко­тором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право свободно передви­гаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Уведомительный по­рядок передвижения дипломатов, существующий в ряде стран,непротиворечит указанному выше правилу. Одним из наиболее распространенных видов связи дипломати­ческого представительства со своим центром и другими пред­ставительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция 1961 года предусматривает доставку дипломатической почты дипломатическими курьерами (штатны­ми и ad hoc) и бескурьерную (с помощью командира воздушного судна, который правами дипломатического курьера не пользует­ся). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помощью капитана морского судна и на основе соглашений меж­ду заинтересованными государствами через обычные каналы свя­зи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дип­ломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть за­держана и даже вскрыта.
Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность го­сударства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Гене­ральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международ­ной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница). В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство. Таможенные привилегии в отношении дипломатического ба­гажа заключаются прежде всего в том, что он не облагается тамо­женными сборами, пошлинами и т.д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатичес­кому представительству, дипломату или члену его семьи, пропус­кается на общих основаниях, с досмотром. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвен­ция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, за­прещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смог­ли доказать, что у них были для этого серьезные основания. В настоящее время в большинстве стран авиакомпании, ссыла­ясь на необходимость обеспечения безопасности гражданской авиации, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр. Необходимо отметить, что член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломати­ческими иммунитетами и привилегиями. 1.7. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания Венская конвенция 1961 года называет две основные обязан­ности дипломатического представительства в отношении государ­ства пребывания: использовать свои помещения только для офи­циальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соот­ветствующая договоренность. Обязанности сотрудников дипломатического представительст­ва состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государ­ства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания професси­ональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. 1.8. Дипломатическое право специальных миссий Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечается в Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которой зафиксированы между­народные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения опреде­ленных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распрос­траняя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими го­сударствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес. В ст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительст­ва, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем госу­дарстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практичес­ки Конвенция оставляет регулирование международных отноше­ний, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем. Четких границ иммунитетов и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в состав специальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет. Конкретизация соответствующих вопросов, особенно в протокольной области, осуществляется путем .согласования между заинтере­сованными сторонами. Можно, однако, констатировать, что указанные лица в подоб­ных ситуациях обладают практически полным иммунитетом не только от уголовной, но и от гражданской и административной юрисдикции. Таможенные привилегии также, судя по практике, предостав­ляются указанным лицам в полном объеме, хотя до настоящего времени спорным является вопрос о том, делается ли это на осно­вании международного обычая или вежливости. В тех случаях, когда в составе специальных миссий дипломати­ческого характера нет лиц высокого ранга, статус этих миссий в принципе аналогичен статусу соответствующих категорий персо­нала дипломатического представительства. Разумеется, функции специальной миссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны с задачами, которые перед ней постав­лены. Указанные вопросы обычно согласовываются между заинте­ресованными государствами. Эта практика получила отражение в Конвенции о специальных миссиях 1969 года. Вместе с тем в Конвенции закреплены некоторые неоправдан­ные ограничения иммунитетов и привилегий специальных миссий. В частности, в ст. 25, предусматривающей неприкосновенность помещений, занимаемых специальной миссией, допускается вступ­ление в эти помещения представителей местных властей в случае пожара или иного стихийного бедствия по существу без согласия главы миссии или главы соответствующего постоянного диплома­тического представительства. Именно это положение явилось од­ной из основных причин, по которым Советский Союз не подпи­сал Конвенцию.
Конвенция в ст. 31, посвященной иммунитетам от юрисдикции государства пребывания членов дипломатического персонала спе­циальной миссии, устанавливает, что указанным лицам могут быть предъявлены иски о взыскании убытков, причиненных в результате несчастного случая, вызванного транспортным средст­вом, используемым за пределами их официальных функций (наря­ду с теми случаями предъявления исков, которые допускает Венс­кая конвенция 1961 г. в отношении членов дипломатического персонала представительства).
1.9. Дипломатическое право международных организаций Для того чтобы международная организация могла нормально функционировать, она должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители государств — членов международной организации и ее должностные лица также долж­ны пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения ими своих функций. Эти положения, нашедшие отражение в ст. 104 и 105 Устава Организации Объединенных Наций и в уставных документах ряда других международных организаций, являются в настоящее время общепризнанными. В развитие положений ст. 105 Устава Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммуните­тах специализированных учреждений. Данная Конвенция приме­нима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусмотренных в особых прило­жениях, которые разрабатываются этими учреждениями с целью отражения их специфики. К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на террито­риях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на террито­рии которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Францией, ФАО — с Италией и т.д.). В этих соглашениях содер­жатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций. Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей госу­дарств в международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатически­ми представителями, в основе иммунитетов и привилегий предста­вителей государств в международных организациях и в органах этих организаций лежит прежде всего право государств на между­народное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными при­вилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатичес­ким или аналогичными им. Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от диплома­тических представителей, эти представители не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на между­народное представительство не перед ними, хотя в них и находят­ся, а в рамках международной организации. Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на между­народных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в международ­ных организациях и делегациям на конференциях соответствую­щие привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно. Из того факта, что эти представители не аккредитованы в го­сударстве пребывания, а представляют свои государства в между­народной организации (органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия: а) их назначение не обус­ловливается получением агремана от организации или государст­ва пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дип­ломатии; в) по отношению к ним государство пребывания не мо­жет применять принцип взаимности. Согласно ст. IV Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., представители госу­дарств-членов в главных и вспомогательных органахООН (деле­гаты,их заместители, советники, эксперты и секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и льго­тами, какими пользуются дипломатические представители, иногда, однако в некоторых соглашениях привилегии несколько сужены. Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН, призна­вая в принципе за представителями государств в ООН и в специ­ализированных учреждениях ООН право на дипломатические при­вилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглаше­нии оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствую­щим государством - членом, ООН (когда дело касается предста­вителя такого государства или члена его семьи) или после кон­сультации с Генеральным секретарем или главным должностным лицом специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах. 14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международны­ми организациями универсального характера. Конвенция предусматривает свободу назначения посылающи­ми государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных организациях и на международных конференциях, помещений постоянных представи­тельств, жилых помещений делегаций, а также почты представи­тельств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета постоянных представителей, постоянных наблюда­телей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на междуна­родных конференциях. Объем предоставляемых всем этим катего­риям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит поло­жения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии. 1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц между­народных организаций лежит теория функциональной необходи­мости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат су­дебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они ос­вобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственника­ми, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатичес­кие представители во время международных кризисов; имеют пра­во ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первона­чальном занятии должности в соответствующей стране.
Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, пос­кольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться до­лжностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.
Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: им­мунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный имму­нитет в отношении всего сказанного или написанного ими и со­вершенного ими при исполнении служебных обязанностей; непри­косновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дип­ломатическим представителям. В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими. Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному пра­ву дипломатическим представителям. В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предос­тавляются должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препят­ствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Гене­рального секретаря право отказа от имущества принадлежит Со­вету Безопасности ООН.
2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО 2.1. Понятие и источники консульского права Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих дея­тельность консульских учреждений и членов их персонала и опре­деляющих их статус, функции, права и обязанности. Исторически консульские отношения развивались как отноше­ния, связанные прежде всего с международной торговлей и торго­вым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощни­ки, призванные оказывать на территории иностранного государ­ства помощь и содействие отечественным купцам и другим част­ным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государ­ства как такового. С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их при­обретали все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, куль­турных и туристских, а в некоторых случаях и политических свя­зей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжа­ют определять их специфику и отличие от дипломатических. Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались главным образом на ос­нове обычая. В настоящее время международные обычаи продол­жают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления. Международные договоры по консульским вопросам заключа­ются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В современном консульском праве действуют три многосто­ронние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 го­да и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г. Большую роль в консульском праве играют двусторонние дого­воры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас их число во всем мире дости­гает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с други­ми государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 го­дах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Лит­вой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими странами. К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены ис­ключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулирова­нии случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других. Весьма важное значение имеют положения национального за­конодательства, определяющие статус, функции и структуру кон­сульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений. 2.2. Установление консульских отношений Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливать­ся и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отноше­ний. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой авто­матически разрыва консульских отношений. В настоящее время консульская практика знает два вида кон­сульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреж­дения. СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств. Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть раз­рыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отно­шений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахожде­нии, классе, территориальных пределах его деятельности в госу­дарстве пребывания. Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступ­ления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было на­значено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.
Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы на­значения своих и приема иностранных консулов входят в компе­тенцию ведомств иностранных дел. Консульское право не предусматривает обязательного получе­ния предварительного согласия принимающего государства. Од­нако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.
Для выполнения консулом своей миссии необходимо получе­ние консульского патента и экзекватуры. Консульский патент - это документ, выдаваемый компетен­тными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельно­го консульского учреждения. В нем указываются полное имя на­значаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания. По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консу­лом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функ­ций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего го­сударства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на кон­сульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения моти­вов. В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находя­щихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульс­ких отделов дипломатических представительств. Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониаль­ные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства. Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консуль­ского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотруд­ники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус тако­вых. Об их назначении извещаются власти государства пребыва­ния. При изменении пределов консульского округа или класса гла­вы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов пер­сонала консульства этого не требуется. Власти государства пребы­вания информируются об их назначении на соответствующую должность. Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консу­лов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государ­ственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консуль­ские функции. Нештатными консулами могут быть граждане пред­ставляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы. Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях: 1) отозвание консула представляемым государством; 2) аннулирование экзекватуры государством пребывания; 3) исте­чение срока консульского патента; 4) закрытие консульского уч­реждения в данном пункте; 5) прекращение консульских отноше­ний в целом; 6) война между государством пребывания и представляемым государством; 7) смерть консула; 8) выход терри­тории, где находится консульский округ, из-под суверенитета го­сударства пребывания. Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распростра­нен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государст­во пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзеквату­ра. Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен perso­na поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзеква­туры. В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государст­ве пребывания консулу третьего государства. 2.3. Классы и персонал консульских учреждений Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на тер­ритории иностранного государства в силу соответствующего меж­дународного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организа­ций. В современной международно-правовой доктрине и консульской практике употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское представительство». Последний термин правоме­рен, поскольку отдельные консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пре­бывания в пределах своей компетенции. Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные консульства; 2) консульства; 3) вице-консульства; 4) консульские агентства. Класс консульского представительства определяется по согла­сованию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглав­ляются заведующими. Они могут именоваться консулами или гене­ральными консулами и, так же как и сотрудники этих отделов, вхо­дят в состав членов персонала дипломатического представительства. В соответствии с классом консульского учреждения определя­ются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы; 4) консульские агенты. В некоторых государствах дипломатическая и консульская службы разделены и сотрудникам консульской службы присваива­ются специальные консульские ранги, наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных классов глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 го­да была объединена с дипломатической, и работникам консульс­кой службы с тех пор стали присваивать дипломатические ранги. Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.
Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой со­гласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреж­дений также определяется по согласованию между государствами.
Термин "консульское должностное лицо" в общем плане охва­тывает любое лицо, включая главу консульского учреждения, ко­торому поручено выполнение соответствующих функций (гене­ральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикоманди­рованное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). Членов персонала, выполняющих административно-техничес­кие функции или функции по обслуживанию консульства, имену­ют "сотрудниками консульского учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В ст. 1 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 года категория административно-техни­ческого персонала поименована как "консульские служащие". 2.4. Консульские функции Основными задачами консульского учреждения являются за­щита в государстве пребывания интересов представляемого госу­дарства, его граждан и организаций, а также развитие дружес­твенных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разно­образны. К ним относятся: •— информирование властей представляемого государстваоб экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания; — информирование находящихся на территории консульско­го округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; — учет соотечественников, находящихся на территории кон­сульского округа; — консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; — паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформлениевизлицам, направляющимся в представляемое государство; — выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий; — консульская легализация, то есть установление и засвиде­тельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих докумен­тов его законам и правилам; — выполнение соответствующих действий по истребованию документов; — охрана в государстве пребывания прав и интересов несо­вершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособ­ностью, которые являются гражданами представляемого государ­ства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства; — совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания; — выполнение поручений следственных или судебных орга­нов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, воз­ложенных на него представляемым государством, которые не про­тиворечат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согла­сия государства пребывания может быть возложено на консульс­кое учреждение. Международное право допускает также возможность выполне­ния консулом функций от имени и в интересах третьего государ­ства. Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов. Для выполнения своих функций консульские представительст­ва располагают определенными средствами. Весьма важное значение имеет свобода сношений консульско­го учреждения с центральными органами внешних сношений пред­ставляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сноше­ний предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо про­верки властями государства пребывания всей информации кон­сульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым приме­нением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик- и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разреше­ния властей государства пребывания. Работники консульского учреждения пользуются свободой пе­редвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности. В ходе осуществления своей деятельности консульские учреж­дения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и пра­вила. Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уваже­ние и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц. 2.5. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала Для успешного выполнения своих функций консульские учреж­дения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями. Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, "не для выгод отдельных лиц, а для обеспе­чения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств". История развития консульского института во многом объясня­ет существующие различия в консульских иммунитетах и приви­легиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на предста­вительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время на­блюдается и тенденция к должному учету представительных ас­пектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится поло­жение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пре­бывания "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Это отличает кон­сульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.
Неприкосновенностью пользуются также архивы и документа­ция консульского учреждения в любое время и независимо отихместонахождения. Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государ­ства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки кон­сульства.
Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульс­кие помещения, так и предметы их обстановки, средства передви­жения и все имущество. К числу привилегий консульского учреждения относятся: нало­говые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможен­ные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользо­ваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства. Иммунитета и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае со­вершения тяжких преступлений. В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной не­прикосновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о консульских сношениях, в других содержатся положения, максимально приближающие личную не­прикосновенность консульских должностных лиц к личной непри­косновенности дипломатических агентов. При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции госу­дарства пребывания, кроме некоторых гражданских исков. Но и здесь договорная практика весьма различна. Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут приме­няться никакие меры взыскания или наказания. В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользу­ются в этом отношении практически теми же правами, что и со­ответствующие члены персонала дипломатического представи­тельства. К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные приви­легии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения уста­навливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средст­вах и др. Анализ договорной практики многих государств подтвержда­ет вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и при­вилегий к дипломатическим представляет собой устойчивую тен­денцию прогрессивного развития консульского права. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Со временем будет еще более возрастать ин­терес иностранных государств к России, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие эко­номического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расшире­нию консульских и дипломатических отношений России с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и дипломатических уч­реждений на территории субъектов Российской Феде­рации. Поэтому знание основ консульского и дипломатического права бу­дет необходимо сотрудникам республиканских, крае­вых и городских администраций, работникам таможен­ных служб и правоохранительных органов. . СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение», «Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения, 2003. – 624 с. 2. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Международные отношения» и «Международное право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 208с. 3. Тункин Г.И. Теория международного права. –М.: Зерцало, 2004.- 398с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.