Реферат по предмету "Медицина"


Частота зубочелюстных аномалий

Частота зубочелюстных аномалий Здесь рассматривается частота аномалий зубочелюстной сис­темы, к которым относят аномалии количества, формы и положения зубов, неправильное строение зубных рядов, нарушение размера и положения челюстей и связанные с ними нарушения смыкания зубных рядов.
Наряду с морфологическими изменениями наблюдается нарушение функции мышц челюстно-лицевой области, ВНЧС, пародонта зубов, неправильное глотание, дыхание, нарушение речи и функции мимичес­ких и жевательных мышц. При неправильном развитии зубочелюстной системы затрудняется откусывание, разжевывание пищи, а следователь­но, адаптация к внешней среде. При нарушении внешности всегда снижается социальная адаптация ребенка и в последующем — взрослого. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области. По данным Е.В. Удовицкой с соавт. (1983), функциональные и морфологические отклонения обнаружены у 75% трехлетних детей и по распространенности превы­шают частоту кариеса и других стоматологических заболеваний в этом возрасте. По данным Т.Ф. Виноградовой с соавт. (1987), у детей 3 лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48% случаев. Частота морфологических нарушений зубочелюстной системы у школьников составляет около 50%. Пороки развития зубочелюстной системы, в том числе расщелины твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка, выявляются с частотой 1:1000 у новорожденных, и отмечается тенденция к их увеличению. Данные о распространенности зубочелюст­ных аномалий часто различны, а иногда противоречивы. Некоторые исследователи считают, что их частота выше у дошкольников, но боль­шинство отмечают их увеличение с возрастом (Каламкаров Х.А. с соавт., 1973). По данным Г.А. Туробовой, наиболее распространены аномалии окклюзии (61,6%), второе место занимает нарушение зубных рядов (28,3%); аномалии отдельных зубов составляют 10%. Ряд исследовате­лей, напротив, считают наиболее частыми - неправильное положение зубов. Среди аномалий окклюзии самой распространенной, по мнению большинства стоматологов, являются дистальная окклюзия и резцовая глубокая дизокклюзия (глубокий прикус). По мнению некоторых ученых, первое место по распространенности занимает мезиальная окк­люзия. Относительно редкой является, по наблюдениям отечественных авто­ров, вертикальная резцовая дизокклюзия (т.н. открытый прикус): 1,3 -7,5%, а также перекрестная окклюзия - 1,3%. Часто обнаруживаются сочетанные нарушения окклюзии в двух и трех направлениях, а также в сочетании с аномалиями зубов и зубных рядов. Различие показателей частоты аномалий зубочелюстной системы может быть связано с изучением разных возрастных групп детей, экологической особенностью данной территории, особенностями пи­тания и др. Выявлено, что у детей с молочными зубами одно из первых мест по частоте встречаемости занимает дистальная окклюзия и глубокая резцо­вая дизокклюзия (до 42% - по данным разных авторов). Практически не встречаются в этом возрасте аномалии количества и положения молочных зубов. По мнению ряда авторов, частота аномалий увеличивается с каждым годом жизни. Особенно заметно их увеличение с началом смены зубов. Но частота ( удельный вес ) различных видов аномалий смыкания с возрастом изменяется не одинаково. Частота дистальной окклюзии возрастает у 9-12-летних детей более чем в 2 раза по сравнению с ранним периодом смены зубов. Однако в дальнейшем она вновь снижается, оставаясь, однако, выше, чем у детей 7-8 лет. Частота глубокой резцовой дизокклюзии с возрастом умень­шается почти вдвое. У детей с молочными зубами она равна 34,9%, в сменном прикусе только 17,8% (Гришина А.П., 1983). Изменчивость частоты аномалий окклюзии зубных рядов отметил СИ. Криштаб (1970). По его наблюдениям, дистальная и мезиальная окклюзии встречаются в раннем возрасте редко. Наиболее часто отмечается глубокая резцовая дизокклюзия (16,6%), тогда как дис­тальная окклюзия составляет только 3%. После 13 лет дистальная окклюзия составляет 2,9%, а глубокая резцовая дизокклюзия - 4%. Другими исследователями отмечено уменьшение с возрастом распро­страненности мезиальной окклюзии. Претерпевает изменение частота вертикальной резцовой диз­окклюзии. По данным М.М. Руденко с соавт. (1990), ее распростра­ненность в 6 - 7 лет равна 1,4 - 2,7%, снижаясь к концу смены зубов до 0,5 - 1,3%. Изменение ее частоты в начале смены зубов авторы объясняют часто неполным прорезыванием резцов в этом возрасте. Аналогичным является уменьшение частоты выявления диастемы с возрастом. Частота обнаружения диастемы у 6 - 13-летних детей в среднем довольно постоянна и равна 48% среди обследованных школь­ников. Она зависит от количества прорезавшихся постоянных фронталь­ных зубов: у детей с наличием только постоянных центральных резцов она обнаружена в 76%, после прорезывания боковых резцов - в 49%, а после прорезывания клыков только в 17% (Камышева Л.И. с соавт., 1977). Подобная тенденция отмечена другими авторами. В противоположность аномалиям окклюзии в период смены зубов возрастает количество аномалий зубов. Если аномалии размеров, количества, положения молочных зубов — чрезвычайно редкое явление, то эти же аномалии постоянных зубов встречаются часто. Неправильное положение зубов, согласно данным литературы, со­ставляет 60-89%. Чаще других вестибулярно прорезываются клыки. Сверхкомплектные зубы составляют, поданным СВ. Радочиной (1970), 2—7% среди других аномалий и располагаются в области центральных резцов (64%), в области боковых резцов (25%) и очень редко в области клыков (3,7%). Врожденное частичное отсутствие постоянных зубов в сменном и постоянном прикусе встречается, по различным данным, у 5-23% людей. После зубов мудрости второе место занимают боковые резцы, третье — вторые премоляры нижней челюсти. Существует также аномалия размеров зубов — они могут быть увели­ченными и уменьшенными. Некоторые зубы, чаще зубы мудрости, реже клыки и центральные резцы верхней челюсти не прорезываются. Такие зубы называются ретенированными, зачатки их иногда расположены неправильно. Воз­можно сочетание различных аномалий: преобладает неправильное про­резывание зубов и нарушение строения зубного ряда; одновременное неправильное формирование зубных рядов и окклюзии. Значительно меньше изучена частота функциональных нарушений челюстно-лицевой области. Однако установлены некоторые закономер­ности, например, при аномалиях окклюзии функциональные нарушения круговой мышцы рта наблюдаются в 68%, при физиологической окк­люзии - лишь в 12,4% случаев (Шаровецкий Г.Г., 1990). К функциональным нарушениям относятся дискоординация мышеч­ной системы у детей с аномалией окклюзии (Персии Л.С., 1974; Аболмасов Н.Г., Разумовский Л.А., 1981; Панкратова Н.В., 1991; и др.). На примере дистальной окклюзии установлено повышение тонуса жева­тельных мышц, а их сократительная способность и амплитуда ЭМГ снижены, в то время как сократительная способность надподъязычных мышц повышена. Одновременно биоэлектрическая активность круго­вой мышцы рта снижена, но повышена активность мышц языка (Персии Л.С., Косырева Т.Ф., Куроедова В.Д. и др.).
Функциональные нарушения могут проявляться в медленном пере­жевывании пищи. Установлено, что у детей 5-7 лет при отсутствии трем между зубами пережевывание происходит медленнее, чем при правильном размере зубных рядов. Изучение распространенности и нозологических форм зубоче­люстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследова­ний используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализирован­ной лечебной помощи.
В 20—40-х годах научные исследования в области эпидеми­ологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значитель­но большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций. Для определения распространенности зубочелюстных ано­малий целесообразно применять медико-географическую мето­дику исследования, предложенную Центральным научно-ис­следовательским институтом стоматологии (ЦНИИС), с уче­том научно-практических рекомендаций по применению мето­да эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий, разработанного стоматологическим отделом штаб-квартиры ВОЗ и Комиссией по эпидемиологии стоматологических болезней Международной стоматологической ассоциации (форма ВОЗ/ МСА). Эпидемиологическое изучение проводят по определен­ной схеме, позволяющей максимально полно и в краткой форме зарегистрировать стоматологический и ортодонтический статус. Для подготовки ортодонтической информации к машинной обработке и последующего статистического анализа введен цифровой шифр в виде колонок около каждого признака. В карте для эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий регистрируют следующую информацию: 1) паспортные и демографические данные; 2) стадию формирования зубных рядов; 3) аномалии числа, формы и величины зубов; 4) аномалии положения зубов; 5) аномалии прикуса — в области передних и боковых сег­ментов зубных дуг в вертикальном, дистально-мезиальном и трансверсальном направлениях; 6) другие выраженные аномалии; 7) необходимость лечения и его разновидность; 8) замечания. Большинство зубочелюстных аномалий подлежит ортодонтическому или комплексному лечению. Некоторые из них вы­ражены настолько слабо, что не приводят к существенным функциональным и эстетическим нарушениям. Нуждаемость детского и подросткового населения в ортодонтической помо­щи колеблется от 35 до 42% По данным Ю. М. Малыгина, определение фактической нуж­даемости в ортодонтической помощи важно для решения воп­роса о выборе способов медицинского обслуживания населения. В течение года ортодонт должен отработать 289—290 рабочих дней и обеспечить 3625 посещений. На его участке среди 10 000 детей — около 3000 больных с зубочелюстными аномалиями (33,7%), и каждому в течение года ортодонт может дать 1,3 посещения. За это время невозможно не только вылечить, но и детально обследовать больного. По данным ряда авторов, средняя продолжительность лечения различных зубочелюстных деформаций составляет 30—40 мес (2,5—3,5 года). В настоящее время имеются сведения о средней продолжитель­ности ортодонтического лечения (в месяцах) и объеме лечебных мероприятий (в посещениях) в зависимости от степени выражен­ности морфологических и функциональных нарушений и труд­ности их лечения (в баллах). Расчеты показали, что 1 ортодонт может вылечить за 1 год в среднем 130 больных, а нуждаются в лечении на его участке в среднем 2812. Становится очевидным, что при имеющемся количестве ортодонтов невозможно оказать помощь столь большому числу больных. Однако нельзя рассчи­тывать только на экстенсификацию, т. е. увеличение штатного ко­личества ортодонтов. Необходимо изыскивать внутренние резервы для интенсификации ортодонтической помощи. Один из путей — внедрение участково-территориального принципа организации ор­тодонтической и детской стоматологической помощи, разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтичес­кой диспансеризации. Цельюнашего исследования явилась необходимость оценить распространённость зубочелюстных аномалий и деформаций среди детей в период сменного и постоянного прикуса. С этой целью нами было обследовано 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обследование проводилось на базе школы №777 центрального района г. Н-ска. Дети были поделены на 2 группы: 50 человек со сменным прикусом, в возрасте 7-11 лет и 50 человек с постоянным прикусом, в возрасте 13-16 лет. На основании статистического анализа данных исследований, зубочелюстные аномалии в среднем встречаются в период сменного прикуса - у 70 % обследованных, в период постоянного прикуса, в возрасте до 16 лет - у 40 % обследованных. Также анализ результатов обследования дал нам возможность судить о частоте встречаемости тех или иных нарушений среди всех имеющихся видов зубочелюстных аномалий и деформаций. Итак, по нашим данным среди обследованных, имеющих зубочелюстные аномалии и деформации, последние составляют: 1. В период сменного прикуса: 20% - диастема, 19% - глубокий прикус, 17% - аномалии положения отдельных зубов, 15% - укороченная уздечка верхней губы, 11% - дистальный прикус, 7% - мезиальный прикус, 6% - сужение зубного ряда и 5%др. 2. В период постоянного прикуса: аномалии положения зубов – 39 %, глубокий прикус – 23 %, дистальный прикус – 20 %, мезиальный прикус – 13 % и 5% др. При обследовании уделялось внимание наличию сопутствующих стоматологических заболеваний. Так у детей, имеющих низкий и очень низкий уровни резистентности зубов к кариесу (по В.В.Недосеко) зубочелюстные аномалии встречались чаще, чем у детей со средним и высоким уровнями резистентности. Если число всех аномалий представить за 100%, то у детей со средним и высоким уровнями резистентности к кариесу частота аномалий составляла 30%, а остальные 70% приходились на низкий и очень низкий уровни резистентности зубов к кариесу. На основании полученных данных можно сделать выводы: 1. В настоящее время наблюдается высокая распространённость зубочелюстных аномалий среди детей от 7 до 16 лет. 2. В период сменного прикуса частота зубочелюстных аномалий возрастает по сравнению с временным прикусом (на основании данных, взятых из литературы), но постепенно уменьшается в период постоянного прикуса. 3. И в период сменного прикуса и в период постоянного основные виды зубочелюстных аномалий совпадают, однако, если в период сменного прикуса первое место занимает диастема, то в период постоянного прикуса её распространённость значительно снижается, и первое место в данном периоде занимает аномалии положения отдельно стоящих зубов, остальные виды аномалий распределены по частоте примерно одинаково.
4. Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастает у обследуемых, страдающих другими стоматологическими заболеваниями, а при наличии общих заболеваний организма ещё больше увеличивается. 5. В настоящее время необходимость в своевременной профилактике и лечении аномалий зубочелюстной системы сильно возросла. Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий и их своевременное лечение предупреждают стойкие нарушения прикуса и изменения лица, а также общие расстройства организма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литература - Патофизиология Воспаление Аллергия
Реферат Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи
Реферат The Cave Essay Research Paper Notes on
Реферат Загальний огляд країн Центральної Європи
Реферат Разработка автоматизированной информационной системы планирования работы
Реферат Сексология и медицина
Реферат Актуальность и принципы системы Л В Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших
Реферат Становление и развитие международного научного сотрудничества Академии наук БССР вторая половина
Реферат Сказуемое и способы его выражения (на материале рассказа И.С. Тургенева "Песнь торжествующей любви")
Реферат История появления и развитие преступлений в сфере высоких информационных технологий
Реферат Петербургская конвенция 1810
Реферат Poem Life Essay Research Paper LIFEWalking into
Реферат А основе сопоставления расчетных частот собственных колебаний с граничными значениями, полученными при натурных измерениях на более, чем 300 пролетных строениях
Реферат Повышение эффективности потребления энергии жилыми и общественными зданиями
Реферат Анализ инвестиционной привлекательности и кредитоспособности заемщика. Введение список использованной литературы