Психогении (от греч. psyche — душа и gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении Психогении существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.
НЕВРОЗЫ - наиболее распространенный вид психогений (болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов); они характеризуются парциальностью психических расстройств (навязчивые состояния, истерические проявления и др. ), критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений.
Развитие неврозов происходит по-разному. Наряду с кратковременными невротическими реакциями нередко наблюдается и затяжное течение их, не сопровождающееся, однако, выраженными нарушениями поведения. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего). Наряду с психогенными воздействиями важная роль в генезе неврозов принадлежит конституциональному предрасположению.
Выделяют три типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия.
Неврастения (астенический невроз). На первом месте в клинической картине стоят астенические проявления: повышенная психическая и физическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, потребность в длительном отдыхе, не дающем, однако, полного восстановления сил. Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие бодрости, энергии, на пониженное настроение, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. Повышенная психическая истощаемость сочетается с чрезмерной возбудимостью (явления раздражительной слабости), гиперестезией. Больные несдержанны, вспыльчивы, жалуются на постоянное чувство внутреннего напряжения; даже телефонные звонки, мелкие недоразумения, ранее проходившие незамеченными, теперь вызывают бурную эмоциональную реакцию, быстро иссякающую и нередко завершающуюся слезами. К наиболее частым неврастеническим симптомам относятся также головные боли, нарушения сна, многообразные соматовегетативные расстройства (гипергидроз, нарушения функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, половой функции и др. ).
Невроз навязчивых состояний проявляется многочисленными навязчивостями (см. Навязчивые состояния}, хотя картина каждого конкретного невроза обычно относительно мономорфна. В круге обсессивно-фобических расстройств преобладают агорафобия, клаустрофобия, боязнь транспорта, публичных выступлений, нозофобии (кардиофобия, канцерофобия и др. ) Невроз навязчивых состояний по сравнению с другими неврозами обнаруживает значительно более выраженную тенденцию к затяжному течению. Если при этом не происходит значительного расширения симптоматики, то больные постепенно приспосабливаются к фобиям, приучаются избегать ситуаций, в которых возникает страх; заболевание, таким образом, не приводит к резким нарушениям жизненного уклада.
Истерия. В большинстве случаев клиническая картина определяется двигательными и сенсорными расстройствами, а также расстройствами вегетативных функций, имитирующими соматические и неврологические заболевания (конверсионная истерия). К группе двигательных расстройств, с одной стороны, относятся истерические парезы и параличи, а с другой - гиперкинезы, тики, ритмический тремор, усиливающийся при фиксации внимания, и ряд других непроизвольных движений. Возможны истерические припадки (см. Истерический синдром}. К расстройствам чувствительности относятся анестезии (чаще возникающие по "ампутационному типу" - в виде "чулок", "перчаток"), гиперестезии и истерические боли (наиболее типична головная боль, определяемая как "обруч, стягивающий лоб и виски", "вбитый гвоздь" и др. ). К неврозам относятся некоторые формы нервной анорексии,заикания, энуреза.
При неврозах в отличие от психозов всегда сохраняются ощущение чуждости болезненных расстройств, стремление им противостоять. Неврозоподобным состояниям, наблюдающимся в рамках эндогенных психозов, свойственны больший полиморфизм проявлений и тенденция к дальнейшему расширению симптоматики, абстрактное, причудливое, а подчас и нелепое содержание страхов и навязчивостей, немотивированная тревога.
Лечение неврозов комплексное, включает терапию психотропными препаратами, психотерапию, имеющую целью разрешить конфликтную ситуацию, общеукрепляющие средства, физиотерапию. Показано также санаторно-курортное лечение; при стойких невротических состояниях, сопровождающихся аффективными (депрессивными) расстройствами и резистентных к амбулаторной терапии, показана госпитализация.
При медикаментозной терапии неврозов наиболее эффективны транквилизаторы [диазепам (седуксен), сибазон, реланиум, оксазепам (тазепам), хлордиазепоксид (элениум) по 10-50 мг/сут, феназепам по 1- 3 мг/сут, мепротан (мепробамат) по 200-800 мг/сут]. В более тяжелых случаях (стойкие навязчивости, массивные истерические расстройства и др. ) показано внутримышечное, а в стационаре - и внутривенное капельное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид) или назначение нейролептиков в небольших дозах [этаперазин - 4-12 мг/сут, хлорпротиксен - 15- 20 мг/сут, тиоридазин (сонапакс) -10-50 мг/сут, неулептил (проперициазин) - 10-20 мг/сут, эглонил - 100-400 мг/сут], а также препаратов пролонгированного действия [фторфена-зин-деканоат(модитен-депо)-12,5-25 мг, флуспирилен- 2-4 мг 1 раз в 1-2 нед]. У больных с преобладанием астенических проявлений эффективно сочетание транквилизаторов с пирацетамом (ноотропилом) или аминалоном. При выраженных аффективных (депрессивных) расстройствах показана комбинация транквилизаторов с антидепрессантами (амитриптилин в сочетании с хлордиазепоксидом и др. ). В случаях со стойкими нарушениями сна назначают нитразепам (эуноктин, радедорм) по 5-15 мг, реладорм, фоназепам по 0,5-1,5 мг, терален по 5-10 мг, хлорпротиксен по 15 мг. Невротические реакции в большинстве случаев обратимы.
Профилактика неврозов включает ряд социальных и психогигиенических мероприятий, в том числе создание благоприятных семейно-бытовых и трудовых условий, рациональная профессиональная ориентация, предупреждение эмоционального перенапряжения, устранение профессиональных вредностей и др.
Приступ паники (далее - ПП) обычно возникает на фоне психогении (кульминация конфликта, острые стрессовые воздействия), а также биологических (гормональная перестройка, начало половой жизни, аборты, прием гормональных средств) и физиогенных (алкогольные эксцессы, первый прием наркотиков, инсоляция, физическая нагрузка) факторов. ПП, однако, может возникнуть и аутохтонно, при отсутствии предшествовавшего эмоционального и физического напряжения, на фоне повседневной деятельности больного. Симптомы ПП возникают неожиданно, приступ развивается быстро, достигая своего пика за 10 минут. Обычная длительность ПП 20-30 минут, реже - около часа. Большая длительность приступа заставляет усомниться в правильности квалификации ПР (это может быть, например, меланхолический раптус в рамках депрессии). Частота приступа варьирует от ежедневных до одного в несколько месяцев. Обычно у больных возникают 2-4 приступа за неделю.
Приступ характеризуется следующими группами расстройств: 1) вегетативными, 2) психическими, к которым относятся аффективные расстройства, фобии, деперсонализационно-дереализационные нарушения, истеро-конверсионная симптоматика и сенестопатии.
Вегетативные расстройства представлены картиной симпатикотонического криза, реже смешанного или вагоинсулярного. Наиболее выражены нарушения в дыхательной системе: отмечается затрудненное дыхание, чувство нехватки воздуха с одышкой и гипервентиляцией (возможно рефлекторное апноэ, что является еще одним фактором усиления стресса). Нарушения в сердечно-сосудистой системе представлены дискомфортом и болями в грудной клетке, сердцебиением, пульсацией, ощущением перебоев, «замиранием» сердца. Реже наблюдаются желудочно-кишечные расстройства, такие как тошнота, рвота, отрыжка, неприятные ощущения в эпигастрии. Как правило, в момент криза наблюдаются головокружение, потливость, тремор с чувством озноба, «волны» жара и холода, парестезии, похолодание кистей и стоп. В завершающей стадии приступа наблюдается полиурия (чаще) или частый жидкий стул. Объективно определяются изменение цвета лица, частоты пульса, колебания АД, причем нередко обнаруживается диссоциация между субъективной регистрацией вегетативных нарушений больными и их выраженностью при объективном осмотре.
Психические составляющие ПП включают в себя в первую очередь эмоционально окрашенные фобии (страх смерти, страх катастрофы с сердцем, инфаркта, инсульта, падения, неловкой ситуации). Возможны также дисфорические проявления (раздражительность, обида, агрессия); а также депрессивные с тоской, подавленностью, безысходностью, жалостью к себе. В то же время наблюдаются ПП, при которых отчетливых эмоциональных нарушений выявить не удается. Истеро-конверсионные расстройства при ПП представлены чаще всего «чувством кома в горле», афонией, амаврозом, мутизмом, онемением или слабостью в конечностях; также отмечаются атаксия и вытягивание, «выворачивание», «скрючивание» рук. Наблюдаются также дереализационные и деперсонализационные расстройства: «дурнота» в голове, «сноподобное состояние», чувство «отдаленности и отделенности» окружающего (т.н. «невротическая» или «истерическая» деперсонализация). Следует, однако, отметить, что, по мнению отечественных психиатров, массивные дереализационные и деперсонализационные феномены в структуре ПП, а также страх сойти с ума, потерять свое «Я» (лиссофобия, маниофобия), относящиеся к т.н. «острой деперсонализации», по своим характеристикам приближаются к симптомам в большей степени свойственным «большой психиатрии», чем неврозам. Они являются подозрительными в плане возможной диагностики эндогенной депрессии или процесса.
Признаки формирования патологической реакции горя – реактивной депрессии, посттравматического стрессового расстройства - обнаруживаются уже на начальных стадиях психогении. Так, при развитии посттравматического стрессового расстройства имеют место неспецифические истерические, различные диссоциативные нарушения (“отчуждение”, эмоциональный паралич, галлюцинации воображения и пр.). Люди импульсивно высказывают, например, свое желание “соединиться с умершим” с демонстрацией суицидальных намерений. В дальнейшем чаще всего развивается депрессия по типу дистимии (хронически сниженного настроения), причем происходит амальгамирование (“сплавление”) аффективной и личностной патологии, вследствие чего человек фактически становится другим. (Посттравматические стрессовые расстройства являются отдельной темой). При формировании затяжной реактивной депрессии подавленность, нарушения сна, аппетита становятся стойкими, нарастают; в течение длительного времени нарушается поведение, социальное функционирование пациентов. В этих случаях требуется психофармакотерапия с учетом общих принципов лечения аффективных расстройств.
Опыт ликвидации последствий различного рода стихийных бедствий и катастроф свидетельствует о том, что наибольшие затрудения возникают при организации 1-й медицинской и доврачебной помощи пострадавшим психиатрического профиля. Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия лиц, оказывающих помощь, имеют особенно большое "успокаивающее" значение для той части населения, у которой будут иметь место субшоковые (субаффективные) психогенные реакции. Эффективность 1-й медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью мед. персонала и наличием необходимых медикаментозных средств.
Следует помнить ряд важных особенностей обращения с пораженными, имеющими нарушения психической деятельности. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность для самого больного и окружающих его лиц. В связи с этим необходимо ликвидировать обстановку растерянности, паники, нездорового любопытства. Необходимо убрать от больного колющие, режущие предметы. Не следует привлекать к помощи большое количество людей - это приводит к суете. Каждый помогающий должен быть проинструктирован и четко знать свои обязанности. Окружающие не должны проявлять страх перед больным; отношение к нему должно быть заботливым, спокойным и в то же время решительным и твердым. Подойти к больному нужно вплотную, лучше сбоку, усадить его и во избежание неожиданного удара как бы невзначай положить свои руки на его кисти. Нужно мягко и участливо его успокоить. При резком возбуждении попытки словесного успокоения больного могут не дать результата. Если больной не подпускает к себе, вооружившись какимлибо предметом, к нему подходят с нескольких сторон одновременно, держа перед собой одеяла, подушки и т.п. Чтобы удержать больного, прижимают его ноги и руки, причем ноги удерживают давлением на бедра, а руки - на область плечевого сустава. Серьезную ошибку допускают те медработники, которые наступившее успокоение больного принимают за выздоровление - успокоение не должно усыплять бдительность медперсонала. Необходимо помнить основное правило психиатрического надзора - он должен быть тщательным, непрерывным и действенным.
Учитывая, что пострадавшие с психогениями отрицательно реагируют на меры стеснения, с ним следует прибегать только в крайних случаях (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям). Ограничить меры стеснения можно путем введения медикаментозных препаратов: 2,5% аминазин 2-3мл, 2,5% тизерцин 2-3мл, 0,1% феназепам 2мл, 0,5% диазепам (реланиум) 2-3мл. Лучше назначать указанные препараты в различных комбинациях, например: 2,5%-3,0 аминазина + 1%-1,0 димедрола (димедрол потенцирует нейролептическое действие аминазина); 2,5% 3,0 аминазина + 25%-10,0 магния сульфата (магния сульфат наряду с седативным эффектом обладает дегидратационными свойствами, что важно при закрытой травме головного мозга).Инъекции седативных средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20-30 минут перед эвакуацией возбужденных больных в психоневрологический стационар.
При купировании психотических состояний важно помнить, что введение нейролептиков может привести к таким грозным осложнениям,как развитие нейролептического синдрома, падения сердечно-сосудистой деятельности. Поэтому необходимо вводить медикаментозные препараты для устранения побочных эффектов (сердечно-сосудистые и дыхательные аналептики, корректоры - циклодол); лучше следует пользоваться транквилизаторами.
Основная масса пораженных психиатрического профиля будет представлена лицами с реактивными состояниями, а также с обострением хронических психических заболеваний (развитие острых психозов при шизофрении, МДП, учащение судорожных приступов при эпилепсии). В связи с особенностями данного контингента пораженных потребуется значительное число персонала для их удержания и наблюдения за ними в связи с тем, что данные пораженные по своему психическому состоянию будут представлять опасность как для себя, так и окружающих.
Реактивные психозы представляют собой разнообразные расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм, превышающих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. В случаях чрезвычайных ситуаций наиболее частыми могут быть аффективно-психогенные шоковые реакции, которые могут проявляться как гипокинетическим вариантом (эмоционально-двигательная заторможенность с явлениями общего "оцепенения"), так и гиперкинетическим (острое психомоторное возбуждение, которое развивается на фоне быстро нарастающей тревоги и страха, обусловленных психотравмирующими переживаниями).
При реактивных депрессиях пораженные могут совершать суицидальные попытки, в связи с чем необходимо уделить им внимание при наблюдении. Не только для себя, но и для окружающих могут представлять пораженные с реактивными параноидами, учитывая, что в данном случае содержание галлюцинаций всегда аффективно окрашено. Пораженные слышат голоса детей и родных, которые просят о помощи, и часто возникает так называемый бред без вины виноватого