Учреждение государственного совета 1 января 1810 года функции, состав Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802года не принесли желаемого результата. Слабость государственного аппарата передлицом внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числесамого императора, искать новые средства его усовершенствования. В этихусловиях Александр I приближает к себе молодого, ноуже опытного реформатора
М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществитьпрогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить инарод, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программалиберальных преобразований всей системы государственных органов. Она изложена вего работе Введение к уложению государственных законов . Наиболеепрогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся
Сперанскимсистемы государственных органов должны были стать представительные органы -местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать дляобсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на всевносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционноймонархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали всесобственники недвижимого имущества. Как утверждалСперанский, в его проекте вершину всей
государственной организации составлялане Государственная дума, а Государственный совет, который должен былпредставлять собой сословие, в коем всечасти законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношенияхсоединяются и через него восходят к державной власти . Госсовет предстает во Введении в качестве универсального, многофункционального, но совещательногооргана. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлсяего председателем.
Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе вглавных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия имелмного нового. Иной стала его структура - теперь наряду с общим собраниемсоздавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия. Вопреки логикезаписки О необходимости учреждения Госсовета и самому смыслу этой реформыпроект Образования госсовета не обсуждался ни в Сенате, ни
Непременномсовете, ни в каком-либо другом органе. Торжественнойцеремонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее собраниеГоссовета. На первом заседании выступил с речью, написанной Сперанским,Александр I. Он заявил, что всегда желал,чтобы благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен напостановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному изважнейших органов - госсовету. Коренныезаконы госсовета, изложенные
Сперанским еще во Введении к уложениюгосзаконов , вошли в Образование с незначительными изменениями. Образование пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам бытьпредседателями департаментов госсовета. В Образованиигоссовета было немало недостатков и противоречий, которые лишь частично моглибыть устранены при реализации всего плана преобразований Сперанского, однако нетолько
Госдума не была создана, на даже одобренная императором реформа Сенатане проводилась, и поэтому организация Совета, которая должна была по мыслисоздателя, упорядочить работу госаппарата и установить режим законности, напрактике привела не к разделению, а напротив, к смешению функций высшихгосударственных органов. Вместе с тем, как правильно заметил А. В.Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав самодержавной властисводилось на нет значение
госсовета как органа, устанавливающего порядок в делезаконодательства. Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре,продолжал оставаться универсальным совещательным органом, в котором такжепостепенно возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела. ОбразованиеГосударственного Совета по структуре представляет собой двуединый акт,состоящий из Манифеста и собственно Образования . В первом раскрываютсяпричины, вызвавшие создание
Госсовета, закрепляются основные законы,определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его первоочередныезадачи. Образование состоит из двух отделений, которые по содержанию и поформе существенно отличаются одно от другого. Текст первого отделения,названного Коренные законы госсовета , разделяется цифрами на 16 частей.Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8 разделов.
Некоторыеразделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения. По этомудокументу госсовет разделялся на 4 департамента законов, дел военных, делгражданских и духовных, государственной экономии. В департамент законов входитвсе то, что по существу составляет предмет закона. Законодательная комиссиядолжна будет вносить на рассмотрение этого департамента все законопроекты. В департаментвоенных дел входили предметы ведения военного и морского министерств.
В департаментгражданских и духовных дел Образование включало дела юстиции, духовногоуправления и полиции. А кдепартаменту гос экономии относились предметы общей промышленности, наук,торговли, финансов, казначейства и счетов. Возглавлялгоссовет его председатель. Он подписывал все документы, открывал и закрывалсобрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе госсовета долженбыл охранять порядок и единство предмета рассмотрения. Вдепартаментах так же были председатели.
Они возглавляли департаменты, открывалии закрывали заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела и т.п. тоже самое, что и у председателей госсовета . Государственныйсекретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью находилась точностьсведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их изложения, а такжеизготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем егособрании, так и по департаментам.
При каждомдепартаменте совета находился один статс-секретарь и несколько помощников. Ихобязанность состояла в собрании дополнительных сведений, нужных для слушаниядел. К компетенциигоссовета относились изменение илиотмена действующих законов дача разъясненийпо текущему законодательству внутренняяполитика гос бюджет налоги отчетыминистерств в управлении принадлежащих к ним частейВсе дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначалапоступали в департаменты.
Их могли направлять туда от министров. В них, путемголосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть госсовету.Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение госсовета.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |