Творчество народных певцов-композиторов Казахская музыка достигла расцвета во второй половине XIX в. Такие профессиональные певцы-композиторы, как Биржан Ко-жагулулы, Ахан серэ Корамсаулы, Мухит Мергалыулы, Ыбырай Сандыбайулы, Естай Беркимбайулы, Жаяу Муса Байжанулы, Мади Бапиулы, Асет Найманбайулы и Касымжан
Бабакулы, создали произведения высокого художественного уровня. Композитор, талантливый поэт, известный певец Биржан Кожагулулы (1834—1897) родился в ауле Кожагул Енбекшильдерского района Кокшетауской области. С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом, поэтом).
В Сарыарке у него сформировались песенные традиции. Его песни "ЛэйлЬм шырац", "Жанбота", "Кекек", "Темгртас", "Жамбас сипар", "Асыл", "Ацык" "Жайма шуац", "Адасцан", "Айтбай", "Hlidep", "
Ырлэн цыз", иАц серкеш", "Алтын балдах;", "Бурылтай", "Жалгыз арша", "Гашыгым", "Керкетл", "Б1ржансал" свидетельствуют о расцвете творчества композитора. Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в казахскую музыку и поэзию. Это событие в искусстве легло в основу оперы М. Тулебаева "
Биржан и Сара". Музыкальное наследие Биржан сала — лирические песни. В его любовной лирике изображается также прекрасная природа родной земли. Песенное наследие Биржан сала вошло в историю казахского музыкального искусства. Продолжателями песенной, композиторской и поэтической традиций Биржан сала являются Жаяу Муса, Ыбырай, Балуан Шолак.
Ахан серэ Корамсаулы (1843—1913) родился в ауле Каратау Айыртауского района Кокшетауской области. До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел песни на различных пирах. Темы песен Ахана связаны с его песенной и охотничьей жизнью.
Мелодичные песни поэта, композитора Ахана серэ из-вестны многим. Такие его произведения, как "Мацмацгер", "Ет жирен", в настоящее время исполняются часто как отдельными певцами, так и хором. Песня "Кулагер", появившаяся в связи со смертью его скакуна, участвовавшего в байге в тризне Сагыная в Ерейментау, явилась основой к известной поэме
И. Жансугурова "К¥лагеР"-Многие темы песенного наследия Ахана серэ посвящены быстротечности жизни, молодости, любви, красоте природы. Асет Найманбайулы (1867—1922) — поэт, певец, композитор, силач, охот-ник, разносторонне развитая личность. Найманбаев родился в Темиршинской волости Каркаралинского уезда. Родители, испытывая нужду, переезжают в Семипалатинск, а
Асет учится грамоте в медресе имама Зейнуллы в ауле Бакты Семипалатинской области. Асет считал: "Если вносишь в песню муд-рые слова, то преврати их в жемчуг и бисер". Он оставил после себя драгоценное наследие, песенную поэзию, в которой слова соответствовали мелодии, а мелодия — словам. Содержание песен Асета — наставления об образовании, воспитании, а также размышления о жизни и философские мысли.
Песни Асета "Инжу-маржан", "Еркем-ап", "Малике кыз", "Улкен Ардац", "Цоныр цаз", "Мацпал", "Цысмет" и многие другие — это произведения своеобразной музыкальной формы и выразительности. Продолжатель песен-ной традиции Асета Данеш Ракишев.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |