Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.
Биографы Ломоносова большое внимание уделяют природным, культурным и экономическим условиям того края, где родился будущий гениальный учёный. Край, давший России Ломоносова, был необычным: ландшафт, климат и весь уклад жизни Северного поморья особыми условиями (близость Северного Ледовитого океана, отсутствие крепостной зависимости). В суровых условиях и сформировалась необычная тяга Ломоносова к знаниям. Благоприятными нельзя считать те условия, где нет никаких трудностей. Говорят, таланту, гению трудности необходимы.
Ломоносов – деятель универсального плана (человек, проявивший себя во многих областях деятельности)
Потребность в систематическом обучении Ломоносов ощутил как потребность самой жизни, это и заставило его покинуть родительский кров. Дальнейшее хорошо известно: прибытие в Москву, обучение в Спасских школах, в Петербурге, а затем – четыре с лишним года за границей. В Россию Ломоносов вернулся сложившимся учёным, личностью крупного масштаба. С 1741 по 1765 год он неустанно, подвижнически служил отечественной науке. Ломоносов – гениальный учёный.
Во-первых, он настойчиво добивался в Академии наук развития именно тех наук, в которых нуждалось отечество, промышленность.
Во-вторых, он с первых же дней появления в Академии начинает тяжёлую, изнурительную борьбу за открытие химической лаборатории, работает над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля), делает открытие в области атмосферного электричества, астофизики, объясняет природу северного сияния, создаёт “ночезрительную” трубу, обосновывает научную методику метеослужбы, предлагает действенные меры по охране лесных богатств.
В-третьих, именно Ломоносову принадлежат лучшие в XVIII веке пособия по горно-рудному делу и лучшие проекты географических экспедиций, а также предложения по освоению Североморского пути, реализация которых впоследствии дала большую выгоду нашему государству.
Химик, увлечённый проблемой создания “крашеных” и бесцветных стекол, необходимых науке и промышленности, он проделывает свыше 4.000 опытов в поисках нужных составов; когда рецепты найдены, добивается открытия специальной фабрики стекла; постигнув секрет мозаики, изготавливает большие партии разноцветных кусочков стекла; за отсутствием художников сам принимается набирать мозаичные картины, и его “Полтавская баталия” по сей день украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге.
“Я положил твёрдое и неколебимое намерение, чтобы за благополучие науки в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия”,- писал Ломоносов.
В-четвёртых, Ломоносов решается создать труд по истории нашего государства, основанный на объективном изучении древнерусских летописей, а также свидетельств авторитетных авторов древности. Создания им “Древняя российская история” (1754-1758) явилась крупным вкладом истории нашего народа и государства. Гениальность Ломоносова проявилась не только в естественно-научных открытиях.
О Ломоносове часто говорят как о деятеле универсального плана.
Особую важность имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В.Ломоносов создал “Российскую грамматику”, обосновал теорию «трёх штилей», разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о «трёх штилях», как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно. Откроем наугад первый попавшийся документ петровского времени: “Младый шляхтич, или дворянин, ежели в ексерциции (обучении - И.Щ.) своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с таким досуги прямым придворным человеком быть…”. Это один из пунктов знаменитой в своё время (первое издание – в 1717 году) книги “Юности честное зерцало”, заключившей в себе свод “правил”, которыми должен руководствоваться молодой дворянин, начинающий самостоятельную жизнь. Можно представить, каким был язык деловых книг, а тем более правительственных постановлений: реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. К выполнению этой ответственной задачи времени и приступил Ломоносов.
Он пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал «природную» красоту и силу народного языка, но и показывал всё это на примере собственной речи. “Карл Пятый, римский император, говаривал, - писал Ломоносов, - что ишпанским языком – с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”. Не правда ли, всё, о чём говорит Ломоносов, присутствует уже в самой его фразе? И крепость, и сила, поэтическая выразительность, и лёгкость по тем временам необычайная.
Преодолеть “слепоту” и “немоту” народную (и не только народную) без ямной и толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую “Российскую грамматику”, в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.
“Российская грамматика” открывала доступ к образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Учёный раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нём (и в выборе его) сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности. Значит, и относится к слову надо серьёзно, ибо “тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.
“Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”, – сказал А.С.Пушкин в “Путешествии из Москвы в Петербург”.
Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи и приложил немало усилий для создания школы русского красноречия. Сам он понимал толк в этом деле, прослыл “златоустом”, отсюда и желание его помочь соотечественникам в обращении с родными словами. Подготовленная им “Риторика” (1748) издавалась несколько раз, что свидетельствует о её большой популярности.
Работы Ломоносова в области филологии следует рассматривать как этапный момент в развитии всей нашей культуры, в первую очередь литературы и языка. Он “учился и научал, собирая, отыскивал в прахе старины материалы для русского слова, созидал, творил – и целым веком двинул вперёд словесность нашу. Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие – формами, тот и другие образцами”, – писал А.Бестужев.
Но русское стихотворство обязано Ломоносову не только “формами”, но и содержанием. Ломоносов в шутку именовал свои занятия поэзией “утехою” (в сравнении с физикой и химией “главным” делом). Вероятно, слово “утеха” употребляется больше в смысле “услады”, в смысле “восторга” души. Ломоносов – выдающийся поэт.
Во-первых, формой воплощения новаторских филологических устремлений Ломоносова была, конечно, поэзия, в частности жанр оды. В годы Ломоносова почти все русские поэты оказывались “придворными” – либо не были поэтами вообще, то есть не имели другой возможности выразить себя, обнародовав плоды своих творческих горений. Ода – торжественная песнь – славилась своим придворным этикетом. Неудивительно, что каждую свою оду Ломоносов начинал и заканчивал восхвалением царствующих лиц, удивительно, что в этой “раме” ему удавалось провести свои мысли: прославить народ, науку, просвещенье, трудовые достоинства человека. Ломоносов создал непревзойдённые образцы этого жанра.
Во-вторых, до Ломоносова в русской поэзии образ Отчизны воспринимался в официальном значении: “держава царская”. Есть такое изображение Родины и у Ломоносова. Но именно у Ломоносова Родина предстаёт как место, где человек сделал первые шаги, изображены беспредельные просторы земли и мощь государства. Именно с приходом Ломоносова в поэзию тема России наполняется глубинным содержанием.
В-третьих, Ломоносов осуществил реорганизацию жанра оды, под его пером она стала средством художественного воплощения передовых общественных идеалов.
В-четвёртых, Ломоносов установил в русской литературе жанр – оды и создал его замечательные образцы. Но его творчество далеко не ограничивалось только торжественной лирикой. Он писал трагедии, басни, эпиграммы, переложения псалмов, героическую поэму и в каждом из этих жанров показал себя опытным мастером и пролагателем новых путей.
Ломоносов был одарён пылкой душой, способной остро воспринимать красоту окружающего мира. И поэт, и читатель испытывает некоторое смятение и даже растерянность, очарованный картиной ночного неба:
Открылась бездна
Звёзд полна,
Звёздам числа нет,
Бездне – дна.
Только гениальный человек, где в одном лице соединились поэт и учёный, мог осмыслить и воспроизвести то, что в его годы невозможно было представить при помощи слабых телескопов.
В-пятых, Ломоносов владеет музыкой слова, секретами фонетического благозвучия. Полагая, что звук «а» может способствовать изображению “великолепия”, “глубины и вышины”; а звуки «е», «и», «ю» усиливают нежность, певучесть, Ломоносов часто так подбирал слова, что они очаровывали читателя:
В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбивых пчёл,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сёл…
Поэзия Ломоносова приравнивается к самым значительным достижениям мирового искусства:
Се Пиндар, Цицерон, Виргилий – слава россов,
Неподражаемый, бессмертный Ломоносов,
В восторгах он своих, где лишь черкнул пером,
От пламенных картин поныне слышен гром.
Так писал о Ломоносове ещё Г.Р.Державин.
В 30-ые годы XVIII столетия была осуществлена реформа русского стихосложения В.К.Тридиаковский начал, а Ломоносов продолжил и фактически завершил её. Он глубоко и чётко разработал основные положения силлабо-тонического стихосложения и дал образцы поэтического искусства.
Насколько умело и точно Ломоносов ощущал различия стихотворных метров может показать следующий пример:
Кантемир
“О любви”
…Любовь, пришед к моим дверям,
Громко стал у них стучаться.
“Кто стучит там? – закричал я: -
И сну моему мешает?”
“Отвори, - Любовь сказал мне,-
Младенец я есьм; не бойся,
Весь обмокл в безлунной ночи,
С пути, бедной, заблудился”.
Сжалился я, то услышав,
И, свечу тотчас зажегши,
Отворил; я вижу, правда,
Крылата младенца с луком
И с тулом стрел за плечами…
Ломоносов
“Ночною темнотою”
…Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон.
“Кто так стучится смело?”-
Со гневом я вскричал.
“Согрей обмёрзло тело,-
Сквозь дверь он отвечал.
Чего ты устрашился?
Я – мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу”.
Тогда мне жалко стало,
Я свечку засветил,
Не медливши ни мало
К себе его пустил.
Увидел, что крылами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой…
Только благодаря Ломоносову стало ясно, какие возможности таит в себе русский стих.
А.С.Пушкин дал следующую характеристику гениальному учёному и выдающемуся поэту М.В.Ломоносову:
“Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первым углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка, даёт законы и образцы классического красноречия, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”. Пушкин перечисляет не всё из того, что сделано и открыто Ломоносовым. Но и того, что указанно, достаточно, чтобы получить представление о широте и масштабности деяний Ломоносова.
Заслуги в химии, физике, географии, астрономии, горном деле, минералогии, метеорологии, стекольном производстве, сельском хозяйстве, океановедении, филологии, поэзии дают возможность считать Ломоносова деятелем универсального плана, недаром Московский Университет носит имя М.В.Ломоносова.
Библиография:
1)С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, Москва «Русский язык» 1986 г.
2)И.П.Щеблыкин “Михаил Васильевич Ломоносов” Биография писателя,
Москва «Просвещение» 1993 г.
3)А.В.Западов “Поэты XVIII века ”, Издательство Московского университета
1979 г.
4)А.Морозов “ЖЗЛ” Ломоносов, Москва 1965 г.
5)В.И.Астафуров М.В.Ломоносов Москва 1985 г.
6)Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова, Москва 1961 г.
7)Т.С.Зепалова Литература в школе, Москва 1984 г.