Содержание.
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение
4.Список использованной литературы.
Данная работа преследует цель рассмотреть образ лирического героя в стихотворениях В. А.Жуковского, выявить основные черты его характера.
Основной метод - исследовательский, потому что именно он дает ключ к установлению характерных черт лирического героя Жуковского.
Проблема, поставленная в работе,- углубить представление о творчестве В.А Жуковского.
Ж И З Н Ь И П О Э З И Я - О Д Н О …
В.А.ЖУКОВСКИЙ
В в е д е н и е
Василий Андреевич Жуковский- крупнейший поэт русского романтизма.
В.Г.Белинский назвал лирику Жуковского “поэзией души и сердца”.[1]
Поэзия Жуковского – это поэзия грусти и недостижимой, вечной любви, тихого страдания, таинственности, прекрасной гармоничной природы и … смерти.
“Ватще дерзать в борьбу с необходимым: житейского никто не победит “,- вот суть жизненной позиции поэта, выраженная им самим в стихах к А.Н. Арбеневой.
Поэтому поэзия Жуковского не была исполнена духом борьбы с жизненными невзгодами, активностью и радостью. И все-таки, не смотря на некоторую односторонность содержания этой поэзии, А.С.Пушкин и В.Г.Белинский предсказали Жуковскому – поэту бессмертие: ”Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль”,- писал Пушкин в стихотворении “Жуковскому”. Причина этого то, что односторонность, при всей видимости ее отрыва от реальности, вполне реальна в человеке, по словам Белинского, “ в известный возраст жизни или в известном расположении духа".[2] Жуковский впервые в русской поэзии выразил эту односторонность с необыкновенной силой поэтического дарования. Отсюда у Белинского указание на “необходимость, оправдание и достоинство” односторонность поэзии Жуковского : он “первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь”.[3]
Не давая различного изображения индивидуального характера и чувства, поэзия Жуковского замечательна другим. В ней постоянно создается одно и то же душевное состояние - состояние воодушевления, сдержанного напряжения способностей человека реагировать на явление внешнего мира. Необычайное утончение его поэзии, при всем единстве отраженного в ней душевного состояния, вело к ее разнообразию.
Недаром Пушкин писал о Жуковском: “ Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его”.[4]
Тонкий анализ художественного метода В.А.Жуковского дал в соей книге “Пушкин и русские романтики” Г.А. Г у к о в с к и й. Он вслед за Белинским считал поэта романтиком за в высшей степени субъективный подход ко всему вокруг:”… в системе Жуковского лирическая правда индивидуального переживания и есть высшая , даже единственная истина , а объективный, вне индивидуального переживания пребывающий мир – это лишь эфемерная видимость , и логика суждения о нем – ложь. Жуковский выводит мир, действительность из души , из личного переживания… В человеке романтизм видит душу нации более, чем общечеловеческое право, которое видели люди классицизма”.[5]
Выбор темы данного реферата не случаен. Роль Жуковского в создании новой русской поэзии исключительна велика. Впервые в русской литературе он придал интимной лирике глубокий, зачастую философский смысл. Во многих отношениях Жуковский- предшественник А.С.Пушкина, который недаром называл себя его учеником: “ Я не следствие, а точно ученик его”.[6]
Мысль, ставшая переживанием, - в этом суть лирики Жуковского. Принцип этот был воспринят и Пушкиным и всей последующей русской поэзией.
Данная работа преследует цель рассмотреть лирического героя в стихотворениях В.А.Жуковского, выявить основные черты характера героя. Необходимо уточнить, что подразумевается под термином “лирический герой”.
Лирический образ – это эстетически значимое переживание; автобиографическое начало содержится в нем как бы в сжатом виде, и для нас важно как то, что именно данный поэт испытал данное переживание, так и то, что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах …
Поэтому в лирическом произведении в принципе всегда содержится начало художественного вымысла. Если нам и известно, что лирическое переживание не могло быть “автобиографическим”, оно сохраняет все свое художественное значение, поскольку оно могло быть испытано. В связи с этим … выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике”.[7]
Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта- реально существующего человека: читатель отождествляет создание и создателя, а это не всегда одно и то же. Лирический герой – это носитель сознания, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром. Внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, каково его отношение к миру и состояние, что с ним происходит”,[8] - считает Б.О.Корман.
Основная часть
Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. О своем раннем творчестве поэт писал:
… для меня в то время было:
Жизнь и поэзия - одно…
Эти слова с полным правом можно отнести ко всей поэзии Жуковского: она была тесно связана с жизнью поэта. Если знакомство с жизнью поэта необходимо для понимания его творчества, то к Жуковскому это относится в наибольшей степени.
Жуковский начал свой творческий путь как последователь Н.М. Карамзина. Как и все карамзинисты, Жуковский испытывает ”презрение к бурному миру”, поэтому его лирический герой ищет успокоения на лоне природы, в кругу друзей. В стихотворении “Стихи, сочиненные в день моего рождения” лирический герой отвергает “венцы вселенной “ и “ позлащенный чертог “ и мечтает об “ укромном уголке “ в тени лесов, где бы можно было свободно дышать и услаждать слух лирой.
Лирический герой Жуковского защищает высокие моральные ценности от натиска враждебных человеку сил, мечет громы против “ развратных и жестоких” властителей, “попирающих ногами невинность, доблесть и честь”, предостерегает “любимцев муз” от пагубности увлечения светской суетой, роскошью, “минутными успехами”, призывает их быть независимыми в своих мнениях.
В декабре 1802 года в 24-м номере карамзинского “Вестника Европы” было опубликовано “Сельское кладбище” Жуковского (это вольный перевод из английского поэта Грея) с посвящением Андрею Тургеневу. В строфах элегии с большой эмоциональной силой прозвучала мысль в несословной ценности личности. Тема “ Сельского кладбища” – смысл жизни человека, взаимоотношения его с окружающим миром. В этом стихотворении непосредственный, но искусно организованный поток чувств и мыслей конкретного человека
Элегия строится как размышление поэта – мечтателя, вызванное созерцанием кладбища. Лирический герой – это одинокий поэт, обреченный судьбой на раннюю гибель, не знавший ни славы, ни счастья, но “чувствительный душой” Эта “чувствительность “ составляет его единственное богатство: Дарил несчастных он, чем только мог – слезою. Эти слова могут вызвать улыбку. Однако следует вспомнить, что писал о Жуковском Белинский, которого не смущала повышенная слезливость: “Как бы то ни было, эти слезы были великим шагом вперед для общества: ибо кто может плакать не только о чужих страданиях, но и вообще о страданиях вымышленных, тот, конечно, больше человек, нежели тот, кто плачет, тогда только, когда его больно бьют”.[9]
Лирический герой этого стихотворения размышляет о жизни и смерти, о человеческих судьбах, о себе.
В дальнейшем образ поэта – мечтателя возвышенно мыслящего и чувствующего, остро воспринимающего противоречия окружающей его действительности, сочувствующего бедным труженикам, глубоко страдающего от неразделенной любви и предчувствующего свою близкую гибель, становится ведущим лирическим героем поэзии Жуковского.
Постоянно в лирику Жуковского проникает тема больших жизненных утрат, все чаще в ней начинает повторятся мысль о неосуществимости идеала в современном обществе. Эти настроения достаточно определенно выражены в элегии “Вечер “. Лирический герой здесь признается, что ему “ Рок судил… быть другом мирных сел, любить красы природы, творца, друзей, любовь и счастье воспевать “, но жизнь нарушила его безмятежное существование. Поредел круг друзей, о прежнем дружеском союзе остались только воспоминания. Лирический герой скорбит о гибели всего прекрасного на земле, у него появляются мысли о смерти.
В стихотворении “Певец” Жуковский представил читателю идеальный портрет лирического героя, образ которого, испытывая столкновение между мечтой и действительностью, осложняется.
Он дружбу пел, дав другу нежну руку, -
но верный друг во цвете лет угас:
Он пел любовь – но был печален глас,
Увы! Он знал любви одну лишь муку…
Эти строки вполне можно отнести и к самому В. А. Жуковскому. Его лирика как бы сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе этих тем лежат конкретные биографические факты: ранняя смерть лучшего друга – Андрея Тургенева и любовь поэта к Марии Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны матери девушки. Но этот лирический герой, эти строфы о “бедном певце “ не просто автобиографичны: в них зарождается типичный образ романтического героя – человека с “обманутой душою”, который “разлюбил жизнь”. Этот образ получит развитие в последующей литературе русского романтизма.
Романтическое восприятие действительности, наметившееся в «Вечере», еще более четко выразилось в послании «К Филалету». Разочаровании в жизни здесь более глубокое, оно затронуло самые чувствительные структуры души и сердца. Скорбь лирического героя безмерна. Он убеждается в крахе своих надежд на счастливую любовь:
Я в любви нашел одну мечту,
Безумный тяжкий сон, тоску без разделения.
Думы о смерти, как единственном выходе из тягостного состояния, принимают все более устойчивый характер:
Кончины сладкий час
Моей любимою мечтой становится.
Жизнь представляется лирическому герою Жуковского «бездной слез и страданий», он понимал всю «низость настоящего», уповал на лучшее:
О милое воспоминание
О том, чего уж в мире нет!
О дума сердца – упование
На лучший, неизменный свет!
Блажен, кто вас среди губящего
Волненья жизни сохранил
И с вами низость настоящего
И пренебрег и позабыл.
Мистический герой Жуковского не был борцом, и поэтому его жалобы никогда не перерастали в открытый протест. Гнусности и низости действительности он противопоставлял душевный порыв к неопределенному идеалу. Этот идеал находил выражение не только в упованиях на иной мир, но и в уходе от настоящего в прошлое, в атмосферу идеализированного и опоэтизированного средневековья. Отсюда обращение Жуковского к жанру баллады, которая наряду с элегией широко представлено в его творчестве. Герой баллад Жуковского по своему национальному, сословному, историческому облику в большинстве случаев условен. Но он конкретен в своей внутренней сущности. Его переживания, чувства и думы, радости и скорби для той поры современны. Это было новым в изображении человеческой личности. Уходя от социальных противоречий в идеализированное прошлое или потустороннее будущее, Жуковский все более и более пренебрегал предметной, объективной стороной действительности. Жуковский создавал в своей поэзии фантастический мир, противопоставленный реальному. Но было бы ошибочно представлять, что конкретно – историческая среда в ней полностью отсутствует. Она проявляется в картинах природы, в переживаниях и раздумьях лирического героя, в активных откликах на крупнейшие события современности. Основная проблематика баллад – вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом.
Добро и зло в резком противопоставлении фигурируют во всех балладах Жуковского. Борьба за душу человеческую, за ее спасении от погибели – основная тема баллад.
Уже в ранних своих произведениях Жуковский обнаружил преобладающий интерес к психологическому миру своих героев. В балладе «Людмила» психологическая обрисовка персонажей становится еще более глубокой и тонкой. Поэт стремится воссоздать все перипетии переживаний Людмилы: тревогу и грусть по милому, ожившие надежды на сладостное свидание и неудержимую скорбь, отчаяние, недоумение и радость, сменяющиеся страхом и смертным ужасом, когда любимый привозит ее на кладбище к собственной могиле. В этой балладе Жуковский развивает характерную для его элегий мысль о безрассудности и даже греховности ропота человека на свою судьбу, ибо любые горести и испытания ниспосылаются ему свыше:
Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец.»
Жуковский стремился раскрыть характер лирического героя через мысли и чувства, возникшие на почве определенной культуры. Так в средневековых рыцарских балладах Жуковский умело воссоздает исторический колорит, психологию коварных преступлений, жестокости, властолюбия и вместе с тем вечной, хотя и неразделенной любви, трогательной верности, нежной, но скорбной страсти.
Своей поэзией Жуковский отстаивал суверенность душевного строя личности, мыслящей себя внутренне самостоятельной и независимой. Такая личность (лирический герой) воспринимает историю и современность, прошлое и будущее сквозь индивидуально неповторимое сознание. Лирический герой в стихах Жуковского – прежде всего частный человек, противополагающий себя государству. Его душевный строй и весь духовный облик самоценны. Он не удовлетворен официальной казенной моралью и разочарован в ней, потому что она противоречит гуманным чувствам, которые он признает истинными.
Счастье лирического героя Жуковского отличается от счастья других:
Счастлив, кто от хлада лет
Сердце охранил,
Кто без ненависти свет
Бросил и забыл,
Кто делит с душой родной,
Втайне от людей,
То, что презрено толпой
Или чуждо ей.
Его отталкивает равнодушие, корысть, преходящие материальные блага, властолюбие:
Прочь низкое! Прочь злоба!
Ему по душе человечность в отношениях между людьми, любовь без расчета, бесхитростная дружба.
Лирический герой Жуковского любит свою Родину, ценит ее красоту:
О Родина! Все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой душою.
Душевный опыт лирического героя Жуковского неоткуда не выводим и ничем посторонним не обусловлен. Он – его собственное достояние, выполненное и выстраданное поэтом. Весь видимый человеком мир в поэзии Жуковского предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. Любое переживание, печаль или тоска, гражданское или патриотическое чувство утратило в стихах Жуковского риторическое, абстрактное выражение и приобрело задушевность и трогательность.
Например, патриотизм воспринимается у Жуковского («Певец во стане русских воинов») не внешним по отношению к человеку требованием, а его собственным, внутренним убеждением, неотъемлемым свойством его натуры.
Усилия Жуковского были направлены на создание неповторимого, индивидуального характера, проистекающего из душевных устремлений человека и определяющего его поступки и поведение. Этот характер поэт осмыслил неделимым, тождественным романтически освещённой собственной личности. Жуковский, подобно любому романтику, стремился жить так, как писал. Его лирика опиралась не на житейски точную биографию, а на избранные биографические факты, которые укладывались в его мыслимое, идеальное представление о своем уделе. В поэзии он строил свою особую биографию, далеко не всегда совпадающую с реальной, известной нам по документальным источникам. В ней и запечатлелся психологический облик Жуковского. Такого тесного и вместе с тем нетождественного единства между поэтом и его лирическим героем русская поэзия еще не знала. Единство авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности – вот то новое, что внес Жуковский в романтизм, в частности и в поэзию вообще. Жуковский обогатил русскую поэзию глубоко нравственным содержанием. Его лирика выражает неудовлетворенность господствующими моральными нормами, лирический герой в его поэзии разочарован в свете, ему отказано в любви и семейном очаге, его окружают равнодушные лица. Духовная опустошенность общества, в погоне за чинами и наградами, лесть, бессердечие – все это отвергается лирическим героем. Жуковский первый, связав жалобы человека на жизнь с собственной участью, придал им обобщенное содержание. Оно заключалось в нравственных представлениях поэта. Жуковскому свойственно религиозно - гуманистическое понимание человека. В стихотворении «Теон и Эсхин» Жуковский возвеличил человека:
С сей сладкой надеждой я выше судьбы,
И жизнь мне земная священна;
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою.
В стихотворении поэт задумался над тем, в чём состоит счастье личности. Эсхин искал его за пределами собственной души, во внешнем мире, в наслаждениях, но не нашел. Мудрец Теон тихо жил в родном краю и весь был погружен в заботы о своей душе. И хотя его постигло горе (умерла подруга), Теон обрел подлинное счастье. Он понял, что счастье – в его душе, во всем его человеческом существовании, и ничто – никакие человеческие блага – не могут его заменить.
Человек для Жуковского не средство для достижения каких – то посторонних ему целей, а сам цель исторического процесса. Поскольку между самосознанием личности ее реальными возможностями и положением в действительности лежала глубокая пропасть, то лирический герой в поэзии Жуковского принципиально одинок. Он находит понимание лишь среди людей, которым чужда мораль несправедливого общества. Но одиночество не отрицает человека то всего мира. Он принимает жизнь с её страданиями и печалями, потому что они умножают гуманные начала в человеке. Лирический герой верит, что в конечном итоге прекрасное и возвышенное в человеке победит, хотя бы и за пределами земного бытия.
Так в поэзии Жуковского возникает второй мир – идеальный и совершенный. Поэт устремляется в просторы чистого и светлого блаженства. Жуковский увлекает не изображением этого туманного и зыбкого второго мира, а вдохновенным порывом к нему, жаждой идеала, предощущением торжества гуманной мечты. Поэт уносит читателя в неведомую даль очарования и чтобы достичь её, побуждает сбросить груз земной суеты, прозреть мелкие интересы и оживить истинно человеческие свойства:
Приди, о Муза благодатная,
В венке из роз с цевницею златой;
Склонись задумчиво на пенистые воды.
И, звуки оживив, туманный вечер пой.
На лоне дремлющей природы.
Заключение.
Таким образом, лирический герой В.А.Жуковского – это человек глубоких чувств(чаще всего горестных), стремящийся от действительности в свой внутренний мир, в мир мечты.
Лирический герой поэта зачастую автобиографичен. Но историю своей жизни Жуковский чаще всего передает посредством традиционных лирических сюжетов и ситуаций. При этом тяжелый надрыв и отчаяние, через которые он прошел, оказываются просветленными. Эстетичность образов становится предметом созерцания, дарующего утешение.
И.М. Семенко писала: «Жизнь Жуковского была исполнена внешних и внутренних композиций, которые у поэта другого типа породили бы индивидуалистическое самоощущение. Но муза Жуковского смиренна. Ни «экзотичность» его происхождения, ни во многом из ряда вон выходящие личные переживания не использованы в его поэзии как источник художественного эффекта.»[10]
Между поэзией и личностью Жуковского тесная связь. В.Г.Белинский отметил это как явление новое для литературы: « До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею.»[11]
Своим творчеством В.А.Жуковский увлекает читателей к гуманизму, к совершенству и нравственной красоте.
Список использованной литературы.
1.Жуковский В.А. Избранное. Л.,1973.
2.Белинский В.Г.Сочинения Александра Пушкина. М.,1961.
3.Бессараб М.Я. Жуковский. М.,1983.
4.Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.,1975.
5.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1975.
6.Межвузовский сборник Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев. 1990.
7.Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
8.Шаталов С.Е. В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. М.,1983.
[1] В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с 127
[2] Белинский В.Г Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с 65
[3] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с72
[4] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1979, т 10. с. 117.
[5] Гуковский Г.А “Пушкин и русские романтики”. М., 1965. С. 51-52
[6] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1979, т10. с.117
[7] Краткая литературная энциклопедия. М., 1967, т.4. с.208-209
[8] Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов. // Межвузовский сборник ”Содержательность форм в художественной литературе”. Куйбышев. 1990. с 22.
[9] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961.с 69.
[10]Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. С.58
[11]Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.М., 1961. С.66.