Тициан Вечелли. В 1508 годув художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. ХудожникДжорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья Фондако деи Тедески ,поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры,непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания,величавой обобщ нностью языка. Эти фрески, вызвавшие столь живое восхищениевенецианцев, принесли в город на лагуне дыхание новой
эпохи ВысокогоВозрождения. Но источники рассказывают, чтознатоки особенно хвалили росписи не главного, а бокового фасада Фондако. И они с удивлением узнали, что их автором был неДжорджоне, а его совсем юный помощник Тициан Вечелли из Кадоре. Так впервые прозвучало в Венеции имя, котороесоставило эпоху в искусстве Италии. Еготворческая жизнь охватывает почти три четверти трагического и бурногошестнадцатого столетия.
Тицианудовелось увидеть Италию и в годы наивысшего подъ ма е духовных сил, и в годыглубокого кризиса всей культуры Возрождения. Тициан не был уроженцем Венеции. Его родиной был маленький городок Пьеве ди Кадоре,затерявшийся среди крутых пиков живописных и суровых Доломитовых Альп на самомсевере венецианских владений.
Точно неизвестен даже год его рождения. Вероятно,художник родился около 1488-1490 годов. СемьяВечелли была одной из самых старинных и известных в городе. Представители семьи Вечелли из поколения в поколениезанимали видные посты в городском магистрате и были преданы Венецианскойреспублике. Тициан и его брат Франческо уже в детствеполучили широкое образование.
А в 9-10 лет родители отправили их в Венециюучится живописи. Тициан очутился в атмосфере сложной и блестящей культуры, большогоискусства. Венеция, с которой оказалась связана всядолгая жизнь Тициана, была центром яркой и своеобразной культуры. Богатейшая имогущественная венецианская республика вступила в эпоху
Возрождения позже, чемведущие центры итальянской культуры. В Венецию возрождение пришло стихийно без резкого переворота в культуре,без теоретического обоснования новогомировоззрения. Первым учителем Тициана был мозаистСебастьяно Дольче. Затем он учился у братьев Беллини. В 1507 году Тицианпоступил в мастерскую Джорджоне. Самая ранняя картина
Тициана Бегство вЕгипет около 1507 года . За годы совместной работы с Джорджоне Тицианприобщился к обобщ нному и мягкому языку Высокого Возрождения, его образыокончательно утратили застылость, приобрели тонкую, поэтическую одухотвор нность, мягче стала красочная гамма. Очень важным этапом формирования творческойличности Тициана было его пребывание в Падуе. Тициан переехал в 1511 году вэтот ближайший к
Венеции город на материке, спасаясь от эпидемии чумы. Падуяраскрыла перед Тицианом новый мир искусства. Фрески Джотто, росписи Мантеньиприобщили Тициана к большому стилю раннего Возрождения, к лаконическойсобранности языка великих монументалистов 14-15 веков, всему грандиозному духуих искусства, полного героической значительности.
В декабре 1511 года он закончил в Падуе трифрески в помещении братства св. Антония. Вышедший из школы, где традициимонументальной живописи были развиты мало, Тициан предста т перед нами какнастоящий монументалист. Вс в его фресках приобретает особую весомость,собранность, значительность. Композиции строятся на крупных, обобщ нных массах,фигуры героев придвигаются вплотную к зрителю, вырисовываются
на фоне пейзажа лаконичными,монументальными силуэтами. Эта монументальная обобщ нность языка сочетается счисто венецианской мягкостью цветовых сочетаний, придающий тицианским фрескамособую свежесть и привлекательность. Но, если в те же годы Рафаэль иМикеланджело воплощают в своих фресках некий синтез действительности, Тицианпереносит действие религиозной легенды в современность, создавая своеобразныеисторические картины.
Особенно значительна фреска Чудо сноворожд нным . Перед нами предстают полные величия и в то же время почтипортретные фигуры монахов, нарядных юношей, знатных дам. Они не соседствуютпассивно рядом друг с другом, а драматизмом события. Новорожд нный, котороговысоко поднимает упавший на колени святой Антоний, защищает своюмать горделивую белокурую венецианку.
Падуанские фрески показывают острый интересТициана к портрету, впоследствии ставшему одним из излюбленных им жанров. Великолепно полотно Любовь небесная иземная Рим, галерея Боргеде, около 1515 года . Название картины условно в 17веке е называли Красота приукрашенная и неприукрашенная . Было предпринятомного попыток расшифровать сюжет картины е считали и воплощениемнеоплатонической идеи любви, и изображением
Венеры и Медеи или Венеры и Елены,пытались связать е сюжет с античным мифом об Адонисе. О том, что картинасвязана с образом Венеры, свидетельствует и фигура Амура, вылавливающего цветыиз воды, и шиповник атрибут Венеры. На зел ной лужайке находится мраморныйсаркофаг, наполненный водой. Восседающие на н м прекрасные женщины золотовласаявенецианка в роскошном наряде и порывисто склонившаяся
к ней обнаж нная богиня,над плечом которой взметнулся вишн во-красный плащ. Величава природа долина, покоторой мчатся охотники, озеро с изрезанными берегами, небо с его широко ипривольно раскинувшимися облаками. В эти годы Тициан ещ не открыл всюэмоциональную и выразительною мощь красочной стихии он пишет ещ в тонкой ибережно сплавленной манере, сливая мазки в эмалевою поверхность, чисто испокойно прорисовывая контуры. Конец десятых начало двадцатых годов 16века является важнейшим
рубежом в творчестве Тициана. Это время завершенияпоисков ранних лет и начала творческой зрелости. Он становится признаннымглавой венецианской школы, получает должность официального художника республикисвятого Марка. Слава его уже распространилась за пределы Венеции. В 1516-1518 годах создана гигантская 6,9х3,6 м алтарная композиция Ассунта Вознесение Марии , знаменовавшаяпереворот в искусстве
Венеции. Написана картина маслом на доске. В ней нетвеличавого покоя, ощущения тихого счастья как в традиционных венецианскихалтарных картинах. Перед нами предста т мир титанов, полный бурного движения. Вцентре картины на тяж лой гирлянде облаков и ангелов плавно и царственновозносится к небу Мария. Картина Тициана ошеломила заказчиков монаховцеркви Фрари настолько, что они сначала не согласились его принять стольдерзко-кощунственной она им показалась.
Картина Динарий Кесаря Дрезденскаягалерея удивительно проста, но это лишь кажущаяся простота. Художниксопоставляет две фигуры. Фарисей, появляясь справа из-за рамы картины,протягивает золотую монету. Обернувшись к искусителю, Христос смотрит на неговнимательно и рассеянно. Фигура Христа излучает спокойствие и особую внутреннююсилу. Он надел н душевной тонкостью и подлинным благородством.
Лицо Христанаписано особенно бережно, легко и прозрачно, оно как бы светится изнутри.Христос Тициана это не испепеляющий своей духовной силой титан, а человек,полный душевной красоты. В фигуре Фарисея вс нарочно конкретно. Христоспринадлежит миру светлого идеала, Фарисей же принадлежит к миру реальнойдействительности. Стремление познать личность человека вовсей сложности и контрастах заставляет
Тициана более пристально вглядываться всовременников. Он ищет в облике героя неповторимость, личное начало. Вс этонаходит отражение в тицианских портретах 20-х годов. Колоссальное произведение Введение вохрам 3,46х7,95 м написанное в 1534-1538 годах переносит нас на площадьитальянского города. Вверх поднимаются громады пышного ренесанского дворца назаднем плане вздымаются
горные кручи и сизо-голубые вершины Доломитовых Альп.На первом плане современники Тициана светловолосые патрицианки, сенаторы,простолюдины, у подножия лестницы, по которой неторопливо и торжественно шествуетмаленькая Мария, сидит старая торговка. Но это далеко не жанровая картина.Фигуры героев полны величия. Маленькая, полная детской прелести
Марияестественно и величаво смотрится на фоне огромного здания. Картина Девушка с фруктами по традициисчитается портретом дочери Тициана Лавинии. Дочь свою он писал много раз.Молодая венецианка в золотисто-коричневом платье грациозно откинулась назад и,обернувшись к зрителю, смотрит через плечо. В поднятых руках она легко инепринужд нно держит серебряное блюдо с фруктами и цветами.
Золотистый тонплатья, золотая диадема в белокурых волосах Лавинии, огромный ж лтый лимон,написанный плотными, большими мазками вс это как бы пронизывает весь образдевушки нежным золотистым светом. Портрет полон полнокровной жизнью, здесьчувствуется дыхание молодости. За 10 лет до смерти Тициан написал свойпоследний автопортрет. Этот портрет исповедь, раскрывающая во всей глубинедуховный мир великого мастера.
Тициан почти всегда писал лица в своих портретахв три четверти, теперь избирает непривычную композицию, поворачивая фигурупочти в полный профиль и она приобретает особую отреш нность. Он как быотвернулся, отгородился от всего мира, целиком уш л в свои размышления. Лицоисполнено творческой мудрости, взгляд глубоко посаженных глаз полон духовнойсилы, зоркости, строгости. Этот величественный старец дал к от покорностисудьбе.
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднеетворчество. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великогохудожника. Именно Тициан полно раскрыл спецификуреалистических возможностей живописи.Список используемой литературы.И.А. Смирнова Тициан , Москва 1970М. Д. Акс нова Энциклопедия для детей.
Искусство , 1997 Шедевры живописи государственногоЭрмитажа , Москва 1989
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |