Реферат по предмету "История"


Типологические характеристики первобытного человека

Типологические характеристики первобытного человека Проведенные комплексные междисциплинарные исследования многослойных палеолитических памятников на территории Север-ной Евразии, показали: на памятниках вскрыты многометровые тол-щи плейстоценовых отложений, представленных наслоениями древ-них уровней обитания первобытного человека времени среднего и верхнего палеолита. Комплексный характер исследований с приме-нением новейших методов фиксации, датирования и интерпретации


археологических и естественнонаучных данных позволил просле-дить становление, конкретное проявление и дальнейшую трансфор-мацию палеолитических культурных традиций, дать подробную ха-рактеристику взаимоотношений экологии и культуры первобытных сообществ в полном хронологическом диапазоне верхнего плейсто-цена. В северной части Монголии, в районе среднего течения р. Се-ленги обнаружено 19 новых местонахождений каменного века, пред-ставляющих широкий хронологический


диапазон – от среднего па-леолита до неолита. Наиболее информативной является многослой-ная стоянка Толбор-4, в плейстоценовых отложениях которой зафик-сировано 7 горизонтов обитания первобытного человека. Археоло-гические материалы стоянки относятся к переходному периоду от среднего к верхнему палеолиту и демонстрируют различные техни-ческие традиции. В одном комплексе зафиксирована ярко выражен-ная пластинчатая индустрия при значительном использовании ле-валлуазской технологии, а материалы другого комплекса отражают


непластинчатый характер индустрии. На территории Алтая проведе-ны комплексные исследования многослойных палеолитических стоянок в пещерах (Денисова, Каминная, Усть-Канская) и на откры-той местности (Усть-Каракол-1, Ануй-2, Ануй-3) и др. На этих объ-ектах изучены стратиграфические колонки среднего и верхнего плейстоцена, которые соответствуют развитию культуры первобыт-ного человека и окружающей природной среды от средней


до заклю-чительной стадии палеолита. Материалы алтайских комплексов, свидетельствуют, что в пе-риод от 50 до 40 тыс. лет здесь путем последовательной трансфор-мации среднепалеолитических культурных традиций формируются индустрии ранней поры верхнего палеолита. Для этой эпохи харак-терны индивидуальные особенности каменного инвентаря, которые позволяют проследить культурную дифференциацию алтайских ин-дустрий начала верхнего палеолита на две линии развития: усть-


каракольскую и кара-бомовскую. В усть-каракольской традиции для первичного расщепления камня используются приемы серийного снятия удлиненных заготовок с призматических, конусовидных и торцовых нуклеусов, в т.ч. клиновидной формы. Наиболее показа-тельны т.н. ориньякские формы: концевые скребки на пластинах; скребки высокой формы, оформленные микропластинчатыми сня-тиями; срединные многофасеточные резцы, крупные пластины с ре-гулярной ретушью по продольному краю, а также микропластины с притупленным краем.


Характерным признаком этих индустрий слу-жат орудия с двусторонней обработкой. Принципиально важным моментом для этого круга индустрий является присутствие в кол-лекции Денисовой пещеры набора костяных орудий и персональных украшений. Технические особенности карабомовского варианта развития носят отчетливо выраженный пластинчатый характер. Большая часть нуклеусов имеет параллельную огранку и предназначена для полу-чения удлиненных сколов.


В орудийном наборе заметное место при-надлежит зубчато-выемчатым формам. В этих индустриях отмечены также отдельные ориньякские элементы, единичные образцы бифа-сиальных изделий и украшений из зубов животных, однако они не образуют устойчивых технико-типологических сочетаний. В целом облик кара-бомовского индустриального варианта определяется прежде всего серийным производством крупных пластин и орудий на их основе. Среди стратифицированных палеолитических объектов, иссле-дованных


на территории Кыргызстана, наиболее перспективным яв-ляется многослойная стоянка Юташ-Сай. На этой стоянке вскрыта толща плейстоценовых отложений мощностью 5,5 м, в которой вы-делено 28 уровней обитания палеолитического человека. Для науки имеет важное значение вопрос о путях распростра-нения различных явлений культуры. Картографируя элементы куль-туры одновременно существовавших групп человечества на различ-ных территориях, европейские археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые


при этом различия связаны с этническими, соци-альными или хозяйственно-экономическими общностями и что часто за археологическими культурами скрываются создавшие их древние племена и народы. Это привело к попыткам изучения происхожде-ния народов. В целом, в результате экспедиционных работ получен много-численный археологический материал эпохи среднего и верхнего палеолита, позволяющий проследить как общие закономерности древнего культурогенеза, так и


его отличительные особенности на территории Северной Евразии. Во время раннего палеолита существовали первые люди, жи-вущие стадом. Для их общества были характерны нерегулируемые половые отношения, приводящие к кровосмесительству и физиоло-гической деградации. Орудия труда были примитивны. Они уже соз-давали некие произведения искусства – наскальные рисунки.


В ос-новном тема этих рисунков – животные. Таким образом, первобыт-ный человек как бы магически привлекал добычу. Позже стал во-прос продолжения рода, ибо из-за кровосмесительства началось вы-мирание. Повысилась роль женщины, в результате чего возникает культ женщины-матери. В самых различных местах найдены стату-этки женщин – «палеолитические Венеры». В них нет ни проблеска духовности, даже лица – оно не интересовало как предмет изобра-жения.


«Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, огромны-ми мешками грудей – сосуд плодородия и не более того. Мужчины в этом обществе – только рабочая сила и добытчик. Орудия труда со-вершенствовались. Появилось огородничество. Позже началось сближение племен, у мужчин появился выбор и постепенно произошел сдвиг в патриархат. В наскальных рисунках появилась сюжетная живопись – в основном сцены охоты.


Человек научился добывать огонь, обжаривать пищу. Начало зарождаться идолопоклонничество, возникают ритуалы, жертвоприношения. Община - это естественно сложившийся коллектив, возникший одновременно с возникновением самого человеческого общества и сохранявшийся затем на протяжении тысячелетий. Археологические материалы помогают увидеть общину в исторической перспективе, охарактеризовать этапы


ее развития, вплоть до превращения перво-бытной доземледельческой общины в раннеземледельческую. И здесь мы становимся свидетелями одной из величайших революций в истории человечества, которая начинается едва заметными сдви-гами в хозяйственной деятельности первобытных охотников, а за-вершается коренным преобразованием всего общества. Культура охотников и собирателей состоит из двух крупных комплексов. Первый включает все многообразие культурных явле-ний, обусловленное различием природных и исторических


сред, вто-рой - единую социальную структуру, свойственную всем этим обще-ствам. Каковы же те универсальные явления, что сближают между со-бой общества охотников и собирателей? В ходе исследования выяс-нилось, что социальная структура этих обществ строится из не-скольких обязательных компонентов - общины, семьи, хозяйствен-ной и целевой групп. Совокупность хозяйственных групп и есть са-ма форма существования первобытной общины.


Основной ее функ-цией всегда является деятельность в качестве ведущего производст-венного коллектива. Коллективизм в добывании и распределении пищи, традиции взаимопомощи сочетаются с самораскрытием лич-ности, ее неповторимого индивидуального облика. Первобытному обществу свойственна социальная неоднородность, выражающая различия не только в половозрастной структуре, но и в способностях и личной одаренности; половозрастное разделение труда сочетается в нем с индивидуальной специализацией в сфере материального


и духовного творчества. Объективным критерием различения стадий становления структуры эстетического сознания и эстетической деятельности в формирующихся эстетических отношениях палеолитического чело-века является развитие технических навыков обработки камня. При этом процесс образования орудий органично (гармонично) связан с их содержательной и функциональной целесообразностью и целена-правленностью. Содержательной основой стадиального развития эс-тетического


сознания является практическая деятельность формиро-вавшихся людей, ее ядро – труд, в частности, становление орудий-ности в нижнем палеолите. Отсюда, утверждая идею совершенствования древних орудий, мы делаем вывод: а) неизбежность улучшения качества (технологии) древнего труда коренится в самом развитии произведенных орудий; б) совершенствование организации орудийной деятельности исторически изменчиво и связано не только с материальными, но и духовными (эстетическими) потребностями человека.


Можно предположить, что начальной стадии существования первобытного человека было свойственно использование необрабо-танных каменных орудий, галек, дерева. Это был период использо-вания инстинктивным человеком в рефлекторной форме естествен-ных орудий без выбора необходимой направленности, без использо-вания прямых объективных свойств предметов природы. Наши предки оставили первичные орудия – эолиты, которые были повсюду сходные характером. Они представляли собой слу-чайные кремневые сколы с острыми краями,


иногда подправленны-ми последующими ударами. У творцов еще не сформировался прин-цип соотношения частей. Отличительный признак поздних орудий: целесообразность, определенность формы, наличие отбивной по-верхности (волнистость, ударный бугорок). Древнейшие орудия первочеловеческих действий из грубо об-работанной гальки были найдены в Танганьике, Уганде, в долине р.Ваал, в Восточной Африке (Олдовейское ущелье), а также в си-бирских местонахождениях: в пещере


Усть–Канская на Алтае, на р.Улалинка, в Зейской долине и в Филимошках. Характерными чертами орудий “галечной культуры” являются: а) примитивность; б) разнообразие случайных форм, отсутствие по-вторяющихся стандартов. Функционально–морфологические характеристики целостности изделий человека нижнего палеолита обосновывают появление спе-цифических эстетических качеств выразительности их форм.


В дальнейшем происходит формирование искусственной пре-образованной среды обитания, создание эстетики техносферы. Тем самым через эстетическую деятельность в ее историческом про-странстве и времени древние люди находили благоприятные условия (гомеостаз) для своего становления. Именно формирование предметно–практических способностей людей эпохи нижнего палеолита (навыков обработки камня, умений, наблюдений, широкого опыта) образуют основу для возникновения и развития духовно–практических


способностей (в историческом пла-не – магии, мифов, традиций, обычаев, верований, табу, форм обще-ния), которые, в свою очередь, являются исходной социально уни-версальной программой для возникновения и развития художествен-ных и теоретико–познавательных способностей (практически–духовных способностей). Эти базовые условия способствовали раз-витию целенаправленных действий человека по изменению предмет-ного мира, по преобразованию и развитию системы значений и на-выков.


В целом появление эстетического способствовало уходу от стихийной случайности в человеческой жизнедеятельности, утвер-ждению человечности в человеке и человеческой разумной упорядо-ченности! Ведь древний человек овладевал опытом эстетических пе-реживаний и наслаждения не только в сфере орудийной деятельно-сти. Постепенно у него развивалось чувство эстетической дистанции от утилитарной полезности, изменяется соотношение праксиологи-ческого и аксиологического подходов.


В социальной структуре древних обществ приведены много-численные факты, свидетельствующие о не менее широком их рас-пространении в сфере культов и первобытного искусства, причем эти факты почерпнуты не только из фольклорного и культурно-исторического материала, но и из разработки лингвистических дан-ных. Для древнейшего человека характерно мифологическое созна-ние. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать тво-рения своей фантазии как творческий вымысел,


но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Че-ловеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "сни-зу" и мифологическим – "сверху". Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.


Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллекти-ва равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёс-ка, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоп-леменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым вхо-дящим в него "


я". Нерасчленённое, целостное мышление первобыт-ного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фанта-зии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления. Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый


мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благо-даря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобыт-ной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, нераз-рывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловно-го принятия данной системы идей,


чувствований и их передачи в не-прикосновенном виде из поколения в поколение. В силу прочного единства всех видов деятельности первобыт-ная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкрети-ческим культурным комплексом, где все виды культурной деятель-ности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства.


Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество лю-бого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симмет-рии, правильной формы. В различных школах и направлениях в качестве источника ве-рований назывались


различные сферы; основными из них признава-лись: - познавательная деятельность (Э. Тэйлор и вся последующая антропологическая школа, выводившая религиозные феномены из неправильных обобщений непосредственного опыта, например, из наблюдений над явлениями сна, болезни, смерти и т.д.); - эмоционально-волевая сфера (В. Вундт, Р. Маретт, А. Фир-кандт и др сюда отчасти можно отнести и последующие психоана-литические концепции); - сфера "коллективных представлений", навязываемых челове-ку его социальным


окружением через воспитание, общественное мнение, обычаи, различного рода стереотипы поведения и т.д. (со-циологическая школа Э. Дюркгейма). Своего рода синтезом последних двух подходов стала в свое время концепция Л. Леви-Брюля. Он выделил целый ряд признаков, по которым можно распознать коллективные представления: они пе-редаются из поколения в поколение; они навязываются отдельным личностям общественной средой; они не отделены от эмоций и воле-вых актов, а, напротив, включают их в себя; они мистичны в смысле


веры в таинственные силы и в общение с ними. При господстве кол-лективных представлений восприятие мира ориентировано совер-шенно иначе, чем наше восприятие: мы стремимся к объективности познания, а там, напротив, преобладает субъективизм. Поэтому в коллективных представлениях оказываются смешанными реальные предметы и представления о них (например, не различаются снови-дения и реальность, человек и его изображение, человек и его имя, его тень и т.д.). Мир для первобытного человека представляется не пустым или неодушевленным,


но изобилующим жизнью. Эта жизнь проявляется в личностях - в человеке, звере и растении, в ударе грома, во вне-запной тени, в жуткой и незнакомой лесной поляне, в камне, неожи-данно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. В любой мо-мент он может столкнуться с любым явлением не как с "Оно", а как с "Ты". В этом столкновении "Ты" проявляет свою личность, свои качества, свою волю.


В дописьменных обществах для выражения своих верований использовались пиктография и различные условные системы (заруб-ки, узелки и тому подобные знаки-указатели), область применения которых, однако, очень мала. Существует представление, что звери "сами идут" под выстрел хорошего охотника. "Хорошим", впрочем, считается в данном случае тот, кто "хорошо обращается" с добытыми животными: дает мор-скому зверю пресную воду (которую тот другим способом, кроме как "придя"


на сушу к людям, не может "получить"), ласково при-нимает и угощает добытых зверей у себя в доме с тем, чтобы "в сле-дующий раз" (т.е. в следующем цикле охоты как взаимодействия с партнером-охотником) они "захотели бы" снова "прийти в гости" и привели бы с собой своих зверей-"сородичей". Обычно эти действия рассматриваются как "обрядовые" или "магические". Между тем, они не предполагают веры в сверхъесте-ственные свойства пресной воды


или угощения, а, скорее, расцени-ваются как действия, способные привлечь животных именно теми средствами, которые наиболее соответствуют ожиданиям и намере-ниям самих зверей. И в этом отношении эти средства мало чем от-личаются от приманок, наживок и других вполне "рациональных" приемов охоты. Блесны в виде блестящих рыбок популярны до сих пор; похоже, что в качестве своего рода "приманок" использовались и деревянные рыбки, помещавшиеся, однако, на берегу, головой в том


направлении, куда должна была идти рыба. Эти изображения и композиции их размещения могут быть поняты как средство своего рода дистанционного коммуникативного воздействия, когда один из партнеров (люди) передает второму партнеру (рыбе) программу по-ведения в расчете на ее выполнение. Одной из наиболее ранних форм религии был фетишизм, осно-ванный на представлении, что физические предметы, природные стихии обладают сверхъестественными силами, которые люди при помощи особых магических ритуалов


способны использовать для то-го, чтобы предотвратить катастрофическое воздействие окружающей среды. В рамках той же тенденции выделяют и анимизм — веру в самостоятельное существование души человека, время от времени покидающей его тело, а также духов отдельных сил природы, расте-ний, животных, умерших предков. Древнейшей формой религии яв-ляется и тотемизм — представление о мистической связи между че-ловеческим родом и конкретным видом животных или растений — его могущественных предков, требующих особого


почитания. Охотничьи фетиши оказываются своего рода посредниками (медиаторами) между миром людей и миром природы: находясь в жилище охотника и получая там "пищу", "одежду" и т.д они при-званы, как свидетельствуют многочисленные этнографические дан-ные, "привлечь", "притянуть", "привести" к охотнику других живот-ных. Охотник в качестве владельца фетиша оказывается "отмечен-ным" (т.е. выделенным из числа других,


обращающим на себя вни-мание духов или самих животных) лицом, "фартовым" человеком, обладающим способностью к удачной охоте. Сходным образом дело обстоит и с амулетами-охранителями, тотемами. Жертвоприношение - не менее распространенная и универсальная форма знакового по-ведения, призванного спровоцировать выгодную ответную реакцию. Для первобытной общины характерна замечательная устойчи-вость, приспособляемость к нередко экстремальным условиям.


Не-достаток технической вооруженности общество компенсирует соз-данием прочной и вместе с тем гибкой, пластичной социальной ор-ганизации. Чтобы сохранить себя как целое, община непрерывно из-меняет количественные и качественные свои параметры. В этом па-радоксальном сочетании противоположных тенденций и скрыт ис-точник ее устойчивости, а вместе с нею и устойчивости самого пер-вобытного общества. Исторически наиболее прочными, наиболее приспособленными к любым условиям оказываются социальные структуры


наиболее гибкие и пластичные, способные, при необхо-димости, эффективно, динамично перестраивать свою внутреннюю организацию. И, напротив, окостеневшие социальные структуры ис-торически обречены. Таков один из главных итогов моего исследо-вания - и один из главных уроков, извлекаемых из изучения истории человеческого общества, начиная с глубочайшей древности. Первобытная община - центр микрокосмоса, отдаленные гра-ницы которого, в сознании ее членов, постепенно


размываются и ис-чезают подобно линии горизонта. Вершиной, с которой человек пер-вобытного общества видит и оценивает мир, является его община. Мир этот социоцентричен; самоопределение человека, система его этических оценок имеют групповой характер, принадлежность к об-щине определяет их. К представителям других, чуждых обществ прилагаются иные, нежели к своему, критерии и оценки, на них не распространяются моральные нормы, обязательные в своем общест-ве.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :