Реферат по предмету "Культурология"


Храм Христа Спасителя: Разрушение и восстановление

Содержание I.
Возникновение идеи постройки Храма Христа Спасителя II. Первый конкурс III. Закладка Храма IV. Строительство храма V. Второй конкурс Проекты строительства храма на Воробьевых горах Проект А.И. Мельникова Проект А.С. Кутепова Проект В.П. Стасова Проекты строительства храма в центре Москвы Проект Ф.М. Шестакова Проект И.Т. Таманского Проект О.И. Бове Проект Е.Г. Малютина Проект К.А. Тона, утвержденный Николаем I VI. Построение храма VII. Разрушение VIII. Этапы воссоздания Храма Христа Спасителя IX. Храм Христа Спасителя сегодня Библиография " . взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России" Владимир Солоухин "Последняя ступень"
I. Возникновение идеи постройки Храма Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря, когда еще последний воин Наполеоновской армии не покинул пределов России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви в имя Христа Спасителя и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». По замыслу государя, в древней столице, которая была в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение весной памяти того беспримерного усердия, верности и любви в Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа . . Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!». Идея строительства храма-памятника принадлежала М.А. Кикину, генералу армии, которая и была передана Императору через адмирала А.С. Шишкова. Манифест о строительстве храма получил поддержку во всех слоях русского общества. 18 век оставил немало памятников победам русского народа: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которая первой получила название Отечественной, ее ход и окончание напрямую зависело от общенародного движения требовала другого памятника, и им мог стать только храм. Идея возведения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна со времен до нашествия татаро-монгол: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. После Куликовской битвы было построено множество храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы[1]. В память о павших на берегах Непрядвы и Дона был воздвигнут храм Всех Святых. Храм Василия Блаженного (собор Покрова на рву) сооружен по указу Ивана IV Грозного в честь победы над Казанским Ханством и собор во имя Казанской иконы Божьей Матери, в память о подвиге русских воинов XVII века и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
II. Первый конкурс В 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника. Среди архитекторов, принявших в нем участие, были такие знаменитые архитекторы того времени, как А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Л. Витберг, А.Д. Захаров, А.И. Мельников. О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. К зиме 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов будущего храма, но Император утвердил проект, представленный Витбергом[2]. Что же представлял собой этот проект? Масонство Витберга (имел несколько орденских знаков) и дружба с некоторыми членами общества «Беседа любителей русского слова» (Г.Р. Державин, Н.А. Львов), кто отличался глубокой религиозностью, несомненно, оказало влияние на ход его мыслей, связанных со строительством храма-памятника, структуру и композицию проекта. Но Витберг был объективен, поэтому его программа не содержала никаких специфических масонских идей и масонской символики, его проект основывался на идеях христианства. Объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя и Манифест Императора произвели в душе художника переворот и сильно изменили его дальнейшую жизнь. Витберг полностью оставляет занятия живописью и посвящает все свое время созданию проекта будущего храма. Главные мысли Витберга о храме сводятся к следующему: он (храм) соответствовал величию России, имел стиль строгой оригинальной архитектуры, все его части выражали идею живого храма, а не бездушную массу камней. Александр Лаврентьевич предложил воздвигнуть будущий храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах[3]. Почему именно это место и было выбрано для постройки? Во-первых: Император хотел построить храм именно за городом, во-вторых: удачное географическое расположение (с Девичьего поля храмом можно любоваться хоть и издалека, но целиком) и высокий берег Воробьевых гор воспринимается архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения, в-третьих: психологическое воздействие на прихожан: французская армия вошла в Москву по Смоленской дороге, а отступала по Калужской.
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). 1825 год.
Первоначальный проект Витберга представляет собой центрическое квадратное, а затем крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на барабане или без него. Он находится в постоянном поиске более выразительных вариантов, проектирует перед каждым фасадом колоннаду. Появляются и более сложные ярусные композиции в виде двух поставленных друг на друга кубовидных объемов, верхний из которых увенчан куполом на барабане или, в другом варианте, увенчанный бельведером купол без барабана.
На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма, то есть « . храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един». И эта идея тройственности становится главной в проекте Витберга. Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Витберг проектирует Храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены: - подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб. Это место предназначалось для проведения панихид. - крестообразный наземный во имя Преображения Господня. Он символизирует смешение света и тьмы в душе человека, а также добра и зла в человеческой жизни. - круглый верхний во имя Воскресения Христова.
Проект храма Христа Спасителя. Разрез. 1817 г. Архитектор А. Витберг Эта идея тройственности храма и то, что сумел Витберг вложить в классические формы смысл, выражающий национальную идею, помогает ему выиграть конкурс. Поскольку Храм Христа Спасителя сооружался в память о войне 1812 года, в результате чего возникло еще одно сравнение – подвига павших за Отечество русских воинов с искупительной жертвой Христа. Желание увековечить память всех погибших принципиально отличает проект Витберга от некоторых предложений других архитекторов с поименным увековечиванием только офицеров. Предложенная Витбергом мысль в то время выражала глубокий переворот в общественном сознании, начало процесса разрушения сословных перегородок и признание, хоть и посмертное, равенства всех павших за Отечество воинов. Другие проекты, представленные на конкурс были однородными, в том смысле что мысли архитекторов того времени находятся в строгих рамках определенных понятий ампира. Все представленные проекты были схожи с проектами, представленными на конкурс постройки Исаакиевского собора[4]. Все архитекторы, при создании собственных проектов Храма Христа Спасителя, базировались на трех образцах: - Собор святого Петра в Риме (1506-1614), возведен в Ватикане. Размеры здания, огромный купол, опирающийся на квадратные столбы, его ребристая форма, колоннада криволинейной формы перед главным фасадом – это основные элементы здания, вошедшие в архитектуру в эпоху классицизма. - Пантеон – один их великих памятников архитектуры Древнего Рима. В плане круглый объем, завершенный полусферическим куполом, выделенный мощным портиком главный фасад – все эти элементы положили основу в последующее создание надгробных часовен, мавзолеев и храмов-памятников. - Образное восприятие эволюции стиля «классицизм», его поздней ампирной фазой, и в частности, с особенностям трактовки главного стилеобразующего элемента системы – ордера. И все это выразилось в отказе от ориентации на архитектуру Древнего Рима, в пользу наследия Древней Греции – Эллады. Причем, преимущественно к ордеру греческой архаики, к храмам Пестума и их характерными дорическими колоннадами, гладким поверхностям, сдержанному применению декора. Большинство проектов первого конкурса тяготеет к стилистке собора Святого Петра в Риме, в том числе и проект Витберга. При подведении итогов конкурса в 1815 году Император с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, что бы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни». Александр I, бывший в юности либералом и к вопросам веры относившейся равнодушно, покровительствует Витбергу. Война 1812 года пробудила в Императоре религиозное чувство, он впервые прочитал все книги Нового Завета. Закладкой храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с 12-ти колонными портиками под треугольном фронтоном.
Проект Храма Христа Спасителя Общий вид со стороны реки, 1825 г. Архитектор А. Витберг Возросли высота и значение верхнего храма. Здание предполагалось поставить в центре прямоугольной, окаймленной колоннадой площади. На ее главной оси, со стороны въезда от Калужской дороги были запроектированы ворота с двумя звонницами-колокольнями. Витберг отказался от закрывающей подножие храма колоннады и преобразовал ее в торжественную, отмечающую границы площади ограду.
Проект, представленный Джакомо Кваренги (1744-1817гг.)
В проекте, представленном Кваренги прослеживалось большое сходство с Пантеоном, особенно его главного фасада с 8-ми колонным портиком и торжественной лестницей перед ним.
Проект Храма Христа Спасителя. Архитектор Д. Кваренги. Главный фасад. 1815 год. В соответствии с требованиями православных канонов, портику западного фасада соответствует восточная алтарная часть в виде аспиды прямоугольной формы. К восточному фасаду ведет такая же торжественная лестница, как и к западному, его украшает такой же увенчанный треугольным фронтоном 8-ми колонный портик. В интерьере величественный кессонированный купол, перекрывающий почти все внутреннее пространство храма, опирающийся на колоннаду, образующую кольцо. В композиции Кваренги преобладает тема круга: она повторяется в разных вариантах (отверстие купола, сам купол, его основание, колоннада и т.д.) и это не было случайностью. Круг – символ Бога, и таким образом символика Пантеона в проекте Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм подчеркивала мемориальный характер здания, практически лишенного признаков русского православного храма.
Проекты, разрабатываемые А.Н Воронихиным (1759-1814гг.) Проекты Воронихина был отмечены, как наиболее оригинальные проекты. В представленных проектах различаются не менее семи вариантов, которые можно объединить в две основные группы. Первая группа: проекты зданий, где использованы основные композиционные принципы Пантеона и собора Святого Петра - это круглое в плане сооружение с огромным куполом, перекрывающим основную часть пространства храма, 8-ми колонные портики относятся в древнеримскому прототипу, а ребристый купол – к ренессансному. Но переосмыслены они в духе характерной для русской архитектуры, отвечающих традиционному принципу расположения храма в центре площади.

Собор Святого Петра в Риме
Пантеон в Риме Вторая группа: проекты пятикупольных, крестообразных в плане сооружений. В этих проектах крест является внутренней формой, – он вписан в круг. Над пересечением ветвей креста возвышается ребристый купол, формы напоминающий купол Собора Святого Петра, но увенчанный типично русской с луковичной главкой. Вместе с древнерусскими и древнеримскими формами архитектор использует и формы, напоминающие готику – стрельчатые проемы и декоративные элементы, характерные для западноевропейского средневековья.
Проект храма Христа Спасителя. Архитектор А. Воронихин. Главный фасад. 1813 год Воронихин в своих проектах открыл своеобразную трактовку пятиглавия, совмещающую в себе две версии венчаний христианского храма – русскую и западноевропейскую. Сочетание пятглавия с большим куполом на широком барабане становится возможным благодаря превращению боковых малых куполов в беседки-колокольни.
Проект храма Христа Спасителя. Архитектор А. Воронихин. Главный фасад. 1813 год Это не влияет на композицию интерьера, но возрождает на совершенно новой основе тип древнерусского храма-колокольни. Среди всех архитекторов, принимавших участие в создании проектов храма-памятника на конкурс, Воронихин единственный обратился к наследию древнерусского зодчества. Он сумел переплести в своих проектах композиционные формы и схемы классицизма и создать целостную и оригинальную композицию, ярко представляющую идею создания национального храма-памятника. Но, к сожалению, проекту Воронихина не суждено было воплотиться, даже не из-за смерти архитектора, не успевшего его доработать, а больше из–за того, что его проект не выражал общепринятое, а фиксировал зарождение нового.
III. Закладка храма
1 сентября 1817 года, пятилетие со дня вступления французских войск в Россию, на Воробьевых горах на месте будущего заложения храма был водружен деревянный крест, на следующий день, место будущего храма было окроплено и начали рыть фундамент. 13 сентября Витберг положил крестообразно первые четыре камня, и начали делать бут. Церемония закладки состоялась 12 октября 1817 года. Сама церемония была величественной и торжественной - только священнослужителей разных рангов присутствовало на церемонии более 600 человек, помимо этого торжество проходило на глазах у 50-ти тысячного войска[5] и более 400 тысяч жителей. По окончании Литургии в Тихвинской церкви к месту заложения двинулся Крестный ход во главе с духовенством. В подготовленный гранитный камень, выдолбленный внутри, была положена покрытая позолотой медная крестообразная доска с памятной надписью. После закладки архиепископ Дмитровский Августин произнес торжественную речь, затем Крестный ход по той же дороге по мостам вернулся к Тихвинской церкви, где все и закончилось по истечении необходимых для того времени церемоний отдании чести Императору. ТЕКСТ ЗАКЛАДНОЙ ДОСКИ храма Христа Спасителя на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга "В лето 1817-е, месяца октября, в 12 день, повелением Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Елисавете Алексеевне, при матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Феодоровне, при Благоверном Государе и Великом Князе Николае Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Феодоровне, при Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Павловиче, при Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и супруге Ее, при Благоверной Государыне, Королеве Виртембергской Екатерине Павловне и супруге Ее, при благоверной Государыне Великой Княгине Анне Павловне и супруге Ее, заложен сей храм Господу нашему Спасителю Иисусу Христу во славу Пресвятого имени и в память неизглаголанных милостей, какие благоволил явить нам, даровав спасение любезному отечеству нашему в 1812-е лето и прославив в нас крепкую десницу Свою, сокрушающую брани. При заложении храма благоволил присутствовать Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Александр Павлович, супруга Его Благочестивейшая Государыня Императрица Елисавета Алексеевна, Матерь Его Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна, Благоверный Государь Великий Князь Николай Павлович, супруга его Благоверная Государыня Великая Княгиня Александра Феодоровна и Его Королевское Высочество Прусский принц Вильгельм. При сем священнодействовал управляющий московскою митрополиею архиепископ Дмитровский Августин. План и фасад храма сочинял академик Карл Витберг, коему и производство строения Высочайше поручено. Господи Спасителю наш! призри с высоты святые на место сие, избери его в жилище Себе и благослови дело рук наших".[6]
Кроме вызолоченной доски в тот же гранит были положены семь камней из белого сибирского гранита, каждый с надписями: на первом: Александр первый, Император Всероссийский; на втором: Императрица Елисавета Алесеевна; на третьем: Императрица Мария Феодоровна; на четвертом: Принц Прусский Вильгельм;
на пятом: Великий Князь Николай Павлович; на шестом: Великая Княгиня Александра Феодоровна; на седьмом: управляющий московской митрополией Преосвященный Августин.
IV. Строительство храма На постройку храма было отпущено восемь лет. Одновременно с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. На все это ушло три года. Помимо занятий строительными вопросами, Витберг занимается и экономической стороной проекта. В 1820 году представленный им «Экономический проект» сооружения храма был утвержден Императором. По приказу Императора собирается Комиссия по построению храма. Несмотря на все опасения и возражения Витберга, ему, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, Александр I поручает возглавить строительство. В 1821 году Комиссия по построению храма дает разрешение на начало земляных работ и в 1823 году началась заготовка камня (в деревне Григово Верейского уезда), а также начались работы по соединению верховьев Волки и Москвы-реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовал указ Императора о соединении обеих рек для доставки камня храму, но вывезти большие партии камня не удалось, так как не смогли поднять уровень воды в Москве-реке до нужного уровня. Руководить строительством Витбергу было трудно. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был до конца исследован, не было точных данных об устойчивости фундамента. В провале по доставке камня, что стоило казне 300 тысяч рублей, Витберг винил зложелателей самой идеи постройки храма. И это толкает его на поездку в Санкт-Петербург на доклад Императору, и в это же время он предлагает Комиссии приостановить действия до того момента пока Император не даст дальнейшие указания. Получив докладную Витберга, Александр I перепоручил заниматься делами строительства храма Аракчееву, но тот вскоре заболел и был отстранен от дел, а через два месяца умер Император и, следовательно, Витберг остался без покравительства. Новый Император России, Николай I, приказал приостановить все работы по возведению храма. Николай I, не разделявший мистических увлечений своего брата, был православным и поэтому проект Витберга, отличающийся глубоким символизмом, был неприемлем для него из идейных соображений. Но вопреки этому, новый Император был человеком твердым в исполнении религиозного долга и стремился выполнить обет, данный Александром I. Император рескриптом от 4 мая 1826 года создает «Искусственный комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Перед вновь созданным комитетом стояло три основных вопроса: 1. Возможно ли на месте, выбранном Витбергом, строить храм по его проекту? 2. Возможно ли на том же месте выстроить храм по другому проекту? 3. Не перенести ли место строительства храма по проекту Витберга со склон Воробьевых гор, только их площадку? В результате проведенных исследований и сделанных чертежей разреза Воробьевых гор, московские специалисты пришли к однозначному выводу, который заключается в том, что постройка Храма Христа Спасителя на склоне Воробьевых гор из-за неустойчивости почв, не целесообразна, а вот на вершине имеется просторная площадка, на которой можно выстроить огромное здание. И, исходя их этих выводов, было дано новое задание: рассмотреть возможность построения Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор. Для этого были проведены новые исследования, в результате которых был сделан вывод о возможности строительства храма по утвержденному Александром I проекту на поверхности гор, исключая нижнюю часть здания с первой церковью, была сделана оговорка, что все сделанные выводы касаются только прочности грунта, а не возможности исполнения проекта в соответствиями с правилами архитектуры, а также материалов, необходимых для строительства такого огромного здания. К докладной записке было приложено особое мнение полковника Яниша, который писал, что многочисленные ключи на склоне гор (явное свидетельство песчаного грунта) исключают возможность возведения огромного храма на склоне, а так же и на вершине из-за возможных неравномерных осадок почв. Это и решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с величественным размахом, закончилось для Витберга трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Затем последовали рескрипты на имя Н.Б. Юсупова и указ Сената от 11 мая 1827 года, который гласил, что комиссию по сооружению в Москве храма – закрыть, а ее дела, дела чиновников и документы строения, заготовленные материалы и все казенное имущество передать в ведение тайного советника князя Юсупова и московского генерал-губернатора. В добавок ко всему, так сказать «поставили точку», Витберга обвиняют в растрате казенных сумм. Начавшийся процесс, в котором было полно несостыковок, подтасовки фактов, уничтожение документов, фиктивные экспертизы, а настоящие виновники были не при чем, длился очень долго и он «сделал свое дело». Летом 1835 года все, которые были под судом признаны виновными в совершении противозаконных действий, причинивших ущерб казне. В покрытие государственного долга все имущество осужденных было конфисковано и продано с торгов. В этом же году Витберга отправляют в ссылку в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить. В 1836 году он отправляется в ссылку под надзор полиции. V. Второй конкурс 19 февраля 1830 года министр императорского двора объявляет приказ Императора, о том что бы московский генерал губернатор собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, то выбрать подходящее место и объявить конкурс на лучший проект. Все присутствующие на собрании архитекторы согласились возводить храм на поверхности Воробъевых гор. Вот некоторые архитекторы, которые принимали участие в конкурсе: А.А. Михайлов, В.П. Стасов, А.И. Мельников, К.А. Тон, А.П. Брюллов, А.С. Татищев, А.И. Бове, В.А. Риеппи. Некоторые архитекторы (О.И. Боре, Ф.М. Шестаков, И.Т. Таманский, К.А. Тон) отказались от составления проекта храма на Воробьевых горах. Все проекты можно разделить на две группы: «на Воробъевых горах» и «прочие». Проекты строительства храма на Воробьевых горах Проект А.И. Мельникова Проект, представленный Мельниковым типичен для классицизма – пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-ми колонными портиками. Проект храма Христа Спасителя. Западный фасад. Архитектор А.И. Мельников. 1831 год
Проект А.С. Кутепова Проект, представленный Кутеповым, представляет собой соборного типа пятиглавую церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Архитектор спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру типичными питерскими домами.
Проект храма Христа Спасителя. Главный фасад и прилегающая к нему площадь. Архитектор А.С. Кутепов. 1831 год Проект В. П. Стасова В проекте Стасова дается собственная интерпретация идеи тройственного храма в проекте Витберга. Проект Стасова возрождает в классической модификации схему многоярусного русского храма конца XVII – начала XVIII века. Первый ярус – квадратный в плане, с 4-х колонными портиками в центре каждого фасада. Объем первого яруса служит подножием колоколен, окружающих второй ярус – круглый объем – подиум. На нем возвышается окруженная колоннадой глава купола – третий ярус композиции, вытянутой по вертикали. Проекты строительства храма в центре Москвы Проект Ф.М. Шестакова Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой площади между Тверской заставой и Бутырским валом. План храма, овальная форма площади и расходящаяся по сторонам каждого закругления овала трухлучия вновь прокладываемых улиц – признак ориентации архитектора на опыт ренессансного и барочного Рима. Проект И. Т. Таманского Таманский предложил выстроить храм на Царицыном лугу, в непосредственной близости к Кремлю. Его проект основывался на примере Казанского собора – полуциркульная площадь, с колоннадой перед главным фасадом. План овальной площади, на которую выходит второй продольный, обращенный в противоположную от Кремля сторону фасад храма, опирается на несколько прототипов. Это площадь собора Петра в Риме, а также планы типичных для Древнего Рима сооружений – ипподромов, колизеев. Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом архитектор предлагал воздвигнуть конный памятник Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала – триумфальные ворота. Обелиски или пирамиды, стоящие внутри овальной площади, архитектор предлагал украсить барельефами с надписями. Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу. Архитектор И.Т. Таманский. 1829 год Проект О.И. Бове Бове предлагает построить храм на Швивой горке. Он предлагает соорудить храм на вершине горы, обратив ансамбль к Москве-реке, сделав его неотъемлемой частью панорамы Кремля и Китай города. Проект Е.Г. Малютина По его проекту предлагалось выстроить храм в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, на площади, простирающейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади Храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем. Этот проект был ярким примером настойчивых стремлений архитекторов связать зрительно и планировочно новую святыню, Храм Христа Спасителя, с исторической, Кремлем, - и благодаря своим гигантским размерам, уровнять их значения.
Профиль храма Христа Спасителя со средним сводом. Разрез. Архитектор Е.Г. Малютин. 1829 год Но этот проект Император даже не рассматривал, так как пятикупольный храм, выполненный в традициях казаковской школы, выглядел бы в послепожарной Москве анахронизмом. Но в проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план, близкий аналогичным планам храмов нарышкинской архитектуры конца XVII - начала XVIII веков. В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Император вызывает к себе Константина Андреевича Тона и поручает ему проектирование храма Христа Спасителя. Но, к сожалению, никаких документов, объясняющих такой выбор Императора и утверждение проекта, нет. Возможно, на такой выбор Императора повлиял покровитель архитектора – вице-прзидент Академии Художеств Оленин[7]. Проект К.А. Тона, утвержденный Николаем I Работая над проектом храма архитектор предложил Императору на выбор три варианта размещения Храма Христа Спасителя: - за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (схожий проект был представлен Бове); - на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня это Пушкинская площадь; схожий проект был представлен Шестаковым); - у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последний вариант. Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега. На этом подобие места на Воробьевых горах и места около Кремля заканчивается. Различий гораздо больше. Сооруженный около Кремля храм вошел в исторически сложившуюся систему вертикалей московских храмов и панораму ее парадного ансамбля. Наряду с Кремлем и собором Василия Блаженного Храм Христа Спасителя становился одной из доминант городского центра. К его мощному объему тяготеет окружающая застройка. Огромный храм высотой около 100 метров был поставлен достаточно далеко от Кремля, что бы не выглядеть его придатком и не утратить самостоятельности, но настолько близко, что бы восприниматься с разных точек зрения в прямой связи с ним. Все предложения Тона о выборе мета для будущего храма обладали одной общей чертой: он предлагал соорудить храм на месте уже существующих церквей и монастырей. Принимая во внимание, что символика Храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал вид, открывающийся от храма на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого. Храм Христа спасителя стал первым церковным сооружением большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличающиеся от классицизма. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рожденную академическим классицизмом.
Храм спроектирован по образцу восходившего к византийским образцам, наиболее величественного и одновременно традиционного типа древнерусской соборной церкви. Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть храма получала прямое выражение на фасадах в виде криволинейного завершения. Вместе с этим Тон воспроизводит и ряд второстепенных особенностей древней архитектуры, которые имели важное символистическое значение и ассоциировались с совершенно определенными прототипами. Некоторые элементы были свойственны московским храмам XV-XVI веков (Благовещенской собор и церковь Ризположения).

Главный фасад храма Христа Спасителя. 1832 год. Архитектор К. Тон. Форма главного купола и боковых глав-колоколен также восходит к древнерусским прототипам. Все они имеют характерную для московских храмов XV – XVI веков луковичную форму. Тон придал Храму Христа Спасителя еще одну характерную для древнерусского храма соборного типа особенность – опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. В древнерусских храмах она устраивалась более низкой, чем основной объем, придавая тем самым церкви ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции. В проекте Тона галерея двухярусная, в ней архитектор как бы соединил сразу два разновременные, но одинаково распространенные в древнерусском зодчестве элементы – галереи и хоры. Нижний коридор (галерея) предназначался для описания сражений Отечественной войны. Принцип записи был следующий: название сражения, дата, имя командующего, участвующие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число погибших и раненых нижних чинов. Это было полной противоположностью того, что предлагал Витберг (увековечить память ВСЕХ погибших воинов, не смотря на их погоны). Тон посвящает главный алтарь храма Рождеству Христову, а его приделы – Николаю Чудотворцу (связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел своего брата) и Александру Невскому (соотносился с именами трех Императоров: Александра I, ему принадлежала идея создания храма; Александра II, пари нем было завершено строительство и Александра III, в его царствование храм был освящен). В плане храм представляет равноконечный крест, называемый еще греческим. Крестообразность достигалась не за счет пристройки портиков к прямоугольному или квадратному в плане объему храма, как в проекте Витберга и как вообще в храмах, созданных в стиле классицизма. Крест – символ крестной муки, принятой павшими во имя спасения Отечества. Подвиг павших воинов сравнивается с искупительной жертвой Христа. Крестообразные в плане церкви встречались, но не часто в древнерусской архитектуре. Такой план в стиле барокко имеет собор Смольного монастыря. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады, но различаются они только тематикой расположенных на их поверхности скульптурных композиций. Основные особенности архитектурного облика храма определились уже в 1832 году. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения, которые сводятся, по большой степени, к увеличению сходства с наиболее известными московскими историческими памятниками. Первым в 1840-е годы появляются опоясывающие фасады на уровне окна небольшие арки, опирающиеся на колонны (аркатурный пояс). Он (пояс) воспроизводил характерную особенность фасадов Успенского собора Московского Кремля, который в свою очередь строился по подобию храма древнего Владимира. В то же время главам боковых колоколенок придается ребристая форма, напоминающая главы малых столпов собора Василия Блаженного. В 1851 году Тон вносит в проект еще ряд изменений: окна барабана главного купола окружаются аркадой, такой же как и на главных фасадах, а главному куполу придается такая же ребристая форма, что и малым куполам (ранее на этих куполах предполагалось изобразить звезды). Самым важным дополнением становится украшение раковинами кокошников центральной главы. Этот элемент в соединении с другими уподоблял Храм Христа Спасителя группе главных храмов Соборной площади Кремля, как бы уравнивая новый храм с историческими предшественниками, подчеркивая его важность, как национального памятника, связь новой истории России с древней, укорененность ее в прошлое и верность традициям. Таким образом, в Храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 года памятником русской национальной истории и главным храмом России. Но в композиции храма присутствуют признаки классицизма, массивный кубовидный объем, относительная грузность пропорций. Прототипом Исаакиевского собора была форма пятиглавия: купол на широком барабане и относительно небольшие боковые главы-колокольни. Тон не случайно ориентируется на некоторые особенности Исаакиевского собора: Храм Христа Спасителя пытается «встать» вровень с собором в Санкт-Петербурге, потому как Исаакиевский собор своими размерами, месторасположением, значением превращался в символ новой европеизированной России. Храм Христа Спасителя становится антиподом Петербургского собора, так как он символизирует иную концепцию российской истории, связанную в своих истоках с древней Русью и Византией. Основным композиционным элементом интерьера храма становится подкупольное пространство, главенство которого было выражено не только центральным положением, но и высотой, которая больше чем в два раза превосходила высоту примыкающих к подкупольному пространству ветвей креста. Нижняя восьмигранная в плане подкупольная часть с помощью парусов естественно «перетекала» в круглые формы барабана и купола. В процессе работы оформление интерьеров храма претерпело еще большие изменения чем оформление фасадов. Переработка их проектов идет в том же направлении что и переработка внешнего облика здания: с усилением черт национальной художественной традиции. Первоначально проектом предусматривалась только скульптурная отделка, выполненная в стиле классицизма. В процессе переработки стены храма внутри украсили сюжетные и орнаментальные росписи.
Разрез по линии (вариант). Архитектор К. Тон Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имеющего аналогов в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков. Таким образом, появившееся в интерьере своего рода храм в храме подчеркивал уникальность Храма Христа Спасителя, его высокое значение своеобразного Храма Храмов.
Непрерывная переработка проекта в течение долгого строительства позволяет рассматривать Храм Христа Спасителя как памятник искусства, воплотивший наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отдельные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830-1850гг.) связан с фасадами. Украшающие их скульптуры – наиболее поздний этап (1846-1863гг.). Поздний этап (1860-1880гг.) соответствует росписи, церковная мебель и утварь – 1870-начало 1880гг.
Проект К.А. Тона возрождает древнюю, средневековую отечественную художественную традицию. Он стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания Храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительства церквей в русском стиле. VI. Построение храма Император Николай Павлович полагал строить храм из лучших материалов, лучшими работниками, без лишних затрат и не теряя лишнего времени. Витберг был отвергнут не только потому, что его проект был слишком дорог для казны, но и потому что сам архитектор не мог пресечь казнокрадства. Новый порядок, предложенный московским генерал-губернатором князем Д.В. Голицыным и утвержденный Императором, делал руководство постройки коллективным. В комиссии для построения храма ответственность разделилась: за архитектурную, строительную, инженерную и технологическую части отвечали главный архитектор и его помощники – распорядитель и производитель работ, занимавшиеся проектированием и непосредственным надзором. Финансами, заготовкой материалов, торгов и подрядов отвечали профессиональные чиновники. Кроме того, при комиссии был учрежден Совет из не участвующих в строительстве известных художников и опытных чиновников. Деньги на строительство включались в общую смету государственных расходов по ведомству путей сообщения и публичных зданий. Сумма для первоначальных работ была определена в 1405825 рублей. К разряду «долгостроев» Храм Христа Спасителя отнести нельзя, так как работы не прерывались ни на один день. Строительство фундамента и стен было осуществлено за умеренные по тем временам сроки. Медлительность же отделочных работ объяснялась незначительностью ежегодно выделяемых средств. Русская строительная индустрия была хорошо отлаженным механизмом, но государственной казне не всегда удавалось в полной мере обеспечить ее финансами. 27 июля 1838 года началась закладка фундамента. Архитектор Тон проявил себя талантливым инженером - по деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня легко спускались на положенное место, без дополнительной передвижки. Для спуска известкового раствора устроили закрытые шлюзы, в которых известь смешивалась с песком. В результате раствор получал двойную твердость. Закладка состоялась 10 сентября 1839 года и, хотя не была столь пышной, как на Воробьевых горах за двенадцать лет до этого, но тоже вызвала не малый интерес москвичей. После окончания торжественной закладки храма работы были продолжены. Приступили к сооружению основных стен и четырех несущих пилонов. Одновременно котлован постепенно засыпался битыми кирпичами и землей. Упорные пилоны укрепили способом опрокинутой арки, благодаря чему весь громадный груз равномерно распределился по площади фундамента. То, что позднее храм не дал при усадке ни малейшей трещины, говорит о блестящем инженерном расчете Тона (Исаакиевкий собор в Санкт-Петербурге до сих пор дает множество трещин). Кирпичные и каменные работы продолжались более десяти лет. В 1840 году началась отделка мрамором цоколя здания, а затем и стен. Мрамор для отделки нашли в селе Протопопове Коломенского уезда Московской губернии. Он прекрасно полировался, был пригоден для изготовления скульптуры. В 1840 году закончили кладку свода большого купола, исполненную без кружала (деревянная форма по которой выполняется кладка арки или свода) и восхитившую современников,- это был крупнейший купол в России. В 1850 году завершены стены и своды малых куполов, а через три года окончены работы по внешней облицовке здания и начата установка металлических крыш и глав. Во время облицовки мрамором изготовлялись горельефы для арок порталов и большие многофигурные композиции для установки в угловых частях Храма. Сюжеты их выбирал преосвященный митрополит Московский Филарет (Дроздов) - выдающийся богослов. Изготовление рельефов поручили профессорам Императорской Академии художеств Н.А.Рамазанову, А.В.Логановскому и барону П.К.Клодту. Основная часть мрамора осталась неполированной, беловато-матового оттенка, схожего с белым камнем - излюбленным материалом древнерусских зодчих, чьим традициям старались следовать создатели Храма В 1860 году практически все внешние отделочные работы были исполнены, и с Храма сняли леса. В 1862 году на крыше устроили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. В Храм вели 12 дверей - по три с каждой стороны. Их также изготовили техникой гальванопластики из темной бронзы по моделям выдающегося русского скульптора, рисовальщика, медальера, вице-президента Императорской Академии Художеств графа Ф.П.Толстого. В 1859 году приступили к внутренней штукатурке здания, продолжавшейся два года: темп работы сдерживала сырость стен, для нейтрализации которой применили относной способ штукатурки - на стене костылями и проволокой укреплялась металлическая сетка, а на нее наносился раствор. Работы начались в верхнем ярусе и в главном куполе, дабы подготовить их к росписи. Такой способ ускорил и удешевил работы, но пагубно сказался на сохранности живописи. Предполагавшаяся мозаика была бы значительно долговечнее, хотя и дороже. Внешняя отделка храма осуществлялась исключительно русским камнем, однако в интерьере пришлось применять иностранные сорта мрамора, так как найти в России отделочный камень соответствующего качества было очень трудно, а за границей для этих целей имелись давно разрабатываемые месторождения. Как Исаакиевский собор принято было называть минералогическим музеем, так и Храм Христа Спасителя имел основание считаться таковым по разнообразию и богатству использованных в интерьере отделочных материалов. Для пола и стен, где не было росписей, использовались лабрадор темно-зеленого цвета, добываемый в Киевской губернии, шокинский порфир, добываемый в Олонецкой губернии, и итальянский мрамор пяти сортов. Камнем были облицованы стены до хоров. Двенадцать яшмовых колонн украшали порталы храма. С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг храма. Весной 1912 года в сквере возле храма соорудили памятник Александру III[8] - произведение профессора архитектуры А.Н.Померанцева и скульптора А.М.Опекушина.
Площадка с постаментом, оставшимся после разрушения памятника Александру III

Памятник Александру III. Открытка. Здание храма располагалось на обширной площади в центре города. Со временем площадь эта была засажена деревьями и цветами, так что вокруг храма образовался своеобразный парк, столь любимый москвичами. Размеры храма поражали своей грандиозностью. Неизгладимо было впечатление от его интерьера - Тон был блестящим мастером наполненных светом композиций. Высота храма до вершины креста - 103,48 м. В нем мог бы свободно поместиться "Иван Великий". Высота от карниза до маковки шара - 27,73 м, длина креста - 8,5 м. Диаметр главного купола равен 29,87 м. Поверхность свода - то есть главы - 2909,58 кв. м. Этот свод был выполнен без кружала и являлся подлинным шедевром русского строительного искусства. Кубический объем Храма равен 101 992 куб. м. Внешняя его площадь была 6829,3 кв. м, внутренняя - 3990 кв. м. Он был рассчитан приблизительно на десять тысяч человек. Толщина наружных стен здания равна была 3,2 м, внутренних - 1,4 м. Между ними по примеру древних христианских храмов располагался коридор шириной 4,2 м.
Панорама Храма Христа Спасителя и окрестностей VII. Разрушение История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III. Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. .". Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России. Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха шального наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. Повсюду жгли костры из книг и икон. На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь .". [9] 1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать . В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". "Мы ставим задачу, - писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, - добиться закрытия церквей и других молитвенных домов г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов ." И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов. Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник "Человекобогу". К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов. 16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".
18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Совмещенный рисунок Дворца Советов и Храма Христа Спасителя Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам". Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.
Демонтаж скульптур 18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Сначала были сняты четыре малые главы храма, затем настала очередь центральной. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Около храма можно было увидеть надломленную верхушку главы, лишенной позолоченной облицовки, с покосившимся крестом; гигантский металлический остов купола; упавшая на землю от собственной тяжести колокольня с умолкнувшими навеки колоколами; огромные каменные блоки; лишившиеся ступеней лестницы; валяющихся на земле скульптур с затянутыми на шее канатами; мраморные доски, содержащие летопись Отечественной войны 1812 года, выломанные из стен и подготовленные к отправке. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола. Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России. Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины
Взрыв Храма Христа Спасителя Руины Храма Христа Спасителя Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны. После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма". Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".
И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот, например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму: Прощай, хранитель Русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал! По гениальной мысли Тона Ты был в величии простой, Твоя гигантская корона Горела солнцем над Москвой. С тобой умолкли отголоски Великого Бородина, Исчезли мраморные доски И с ними храбрых имена. Кутузов и Барклай-де-Толли, Граф Витгенштейн, Багратион - Не мог сломить на бранном поле Вас даже сам Наполеон! Давыдов, Фигнер и Сеславин, Тучков, Раевский, Багговут - Кто вам по храбрости был равен Пускай подобных назовут! Мне жаль художников и зодчих, Большой сорокалетний труд; И помириться мысль не хочет, Что храм Спасителя снесут. Над этой гордостью московской Трудилось много мастеров: Нефф, Верещагин, Логановский, Толстой, Бруни и Васнецов. Клодт, Семирадский, Ромозанов, Маковский, Марков - это те, Кто разукрасил образами Храм в несказанной красоте. Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что "шапка золота литого" Легла на плаху под топор! Прощай, хранитель Русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал! Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания. VIII. Этапы воссоздания Храма Христа Спасителя В феврале 1990г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. 5 декабря 1990г. на Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин. 16 июля 1992г. президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ "О создании фонда возрождения Москвы", где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значится Храм Христа Спасителя. 31 мая 1994г. Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. 7 сентября 1994г. состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Председателем Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На этом же заседании был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. 30 сентября 1994г. начата разборка конструкций бассейна "Москва". В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г. 7 января 1995г. на праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя. 23 апреля 1995г. на Пасху состоялось первое Богослужение - торжественная Пасхальная Вечерня на "нулевой" отметке - на уровне пола возводимого Храма. 19 августа 1995г. в Праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя состоялось торжественное Богослужение с традиционным освящением плодов. 7 января 1996г. состоялось открытие первых двух мемориальных досок с именами жертвователей и закладка трех последних кирпичей в стену главного входа Святейшим Патриархом Алексием II, Президентом Российской Федерации и Мэром Москвы. 14 апреля 1996г. на Пасху Святейший Патриарх Алексий II в присутствии Президента России, руководителей Федерального и Московского Правительств совершил первое Богослужение под сводами Храма - Пасхальную Вечерню. 19 августа 1996г. Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви, после чего в нем по воскресным и праздничным дням начали совершаться регулярные Богослужения. 7 сентября 1997г. в день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств. После торжественного молебна на площади Храма Святейший Патриарх Алексий II освятил стены Храма Христа Спасителя. С этого времени начинается воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя: установка на фасады скульптурных изображений Святых и воссоздание росписи Храма. 2 апреля 1999 г. первые художники начали роспись в куполе Храма. Декабрь 1999г. - полностью закончены росписи Храма. 31 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.
Панорама Храма Христа Спасителя и Собора Василия Блаженного IX. Храм Христа Спасителя сегодня 31 декабря 1999 вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя. Храм имеет 3 престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).
Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Второе отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия). Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма - более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом. Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли. Библиография 1. Эйгель И. К истории построения и сноса храма Христа Спасителя // Архитектура и стр-во Москвы. - 1988. - № 7. 2. Споров Б. Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве // М.: Столица, 1996. 3. Славина Т.А. Константин Тон //Л.: Лениздат, 1982.- (Зодчие нашего города). 4. Славина Т.А. Константин Тон. //Л.: Стройиздат, 1989.- (Мастера архитектуры). 5. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в./ВНИИ искусствознания //М.: Наука, 1979. 6. Алексин А. Как взрывали совесть .: Из кн. "Главы воспоминаний"// Вечер. Москва. - 1990. 7. Армеев Р. Годовщина позора и скорби // Известия. - 1991. 8. Бекетов М. Время собирать камни // Клуб. - 1990. 9. Белякова Г. Преступление перед нацией // Мол. гвардия. - 1991. - № 8. 10. Дубов В. Как храм превращали в бассейн //Воздушн. трансп. - 1990. 11. Лебедева В. О сносе храма Христа Спасителя //Лит. Россия. - 1992. 12. Хан-Магомедов С. К истории выбора места для Дворца Советов// Архитектура и стр-во Москвы. - 1988. - № 1 13. Шамаро А. Смерть храма // Неделя. - 1989. - № 29. 14. В.Козлов. Исчезнувшая Москва. Москва безбожная // Московский журнал, 1991, №3 [1] Празднование Рождества Пресвятой Богородицы выпало на день сражения русского войска с армией Мамаем. [2] Александр Лаврентьевич Витберг (1787-1855) - до принятия православия (24.12.1817г.) Карл Магнус. Родился 15.01.1787г. в Петербурге в семье «лакировальщика швецкой нации». В 1802 году Витберг принят в Академию Художеств, учился у Г.И Угрюмова. В 1806 году емы присудили малую и большую серебряные медали, а в 1807 – малую и большую золотые, но своим правом, данным большой золотой медалью (пенсионная поездка за границу), он воспользоваться не мог из-за сложной международной обстановки и был оставлен для совершенствования в искусстве живописи при Академии в качестве помощника Угрюмова. [3] Император Александр I Воробьевы горы называл «короною Москвы». [4] Исаакиевский собор также проектировался как храм-памятник. Он был посвящен Исаакию Долматскому. В день празднования этого святого родился Петр I. Именно по этому Исаакиевский собор задумывался как храм памяти Императора, создателя новой России и ее новой столицы. [5] В параде участвовали: гвардейский отряд пятого пехотного корпуса, 8-я, 9-я, 10-я и 23-я дивизии, 23-я артиллерийская бригада. Войска были расположены от Кремля до Воробьевых гор в четыре ряда, по одной стороне; парадом командовал генерал от инфантерии граф Толстой. [6] Храм Христа Спасителя. Печ. по кн.: Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве / Сост. закл. части "Воссоздание" Б. Споров. - М.: Столица, 1996. [7] А.Н. Оленин уже однажды обратил внимание Николая I на Тона. К.А. Тон победил в конкурсе на проект церкви Святой Екатерины у Калинкина моста в Санкт-Петербурге. [8] Этот памятник просуществовал всего шесть лет и был низвергнут в 1918 году. Постамент его простоял еще 13 лет и был разрушен вместе со всем комплексом Храма. [9] В.Козлов. Исчезнувшая Москва. Москва безбожная. Московский журнал, 1991, №3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.