ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2. Понятие культуры
3.Культура как способ социализации личности
4.Культура родового общества
5. Чёрные острова
6. Папуа — Новая Гвинея.
7. Австралия.
8. Самая древняя цивилизация в мире.
9. Время выживания.
10. Список используемой литературы
1. Введение
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "некультурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей
2. Понятие культуры
В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ
Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом
Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным
Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру
3.Культура как способ социализации личности
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура - это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Но если культура - это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Рассматривая эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всего необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания и т.д. Но тогда и можно сказать, что культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации. Все это так. Но, акцентируя внимание на интегративной по отношению к человеку и обществу роли культуры, в то же время необходимо увидеть, что акцент в сторону человека приводит к развитию антропологии (культурологии), т.е. к изучению конкретных культурных норм и образцов, представляемых в характерной для данного общества символике, а акцент в сторону общества - к социологии (социальной теории).
Другое дело, что культурная антропология сужает понятие культуры, и задача состоит не в том, чтобы отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей - слава, почести, богатство и т.д. Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение - это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру.
4.Культура родового общества.
Рассмотрим, что входит в основу культуры родового общества. Что составляет костяк повседневной жизни племени, с чего начинается и на чем держится культура племени.
Процесс становления культуры начался с . облавной охоты на крупного зверя – основы хозяйственного бытия и всей жизни родового общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого “зова будущего” и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на застойное длительное существование – ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.
Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.
В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды – одинаковые. Короче, “я” растворено в “мы”. В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира. Миру просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.
Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.
Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!). Следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе собственных общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.
В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.
В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики, живописи.
Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались естественные возможности для его расширения. С течением времени, с развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не только культура скотоводческих племен ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Рассмотрим на примере аборигенов новая Гвинея и аборигенов Австралии нравы, обычаи, традиции и быт, племен которые по сути живут еще в первобытно- общинным строем причудливо переплетаясь с временем настоящим.
5. Чёрные острова
Меланезия, или Чёрные острова, — это Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новые Гебриды, архипелаг Бисмарка, Новая Каледония, Фиджи, острова Санта - Крус, Банкс и множество иных, более мелких клочков суши. Их коренное население состоит из двух больших групп — меланезийцев и папуасов.
Меланезийцы живут на побережье Новой Гвинеи, а папуасы — во внутренних частях других больших островов. Внешне они необычайно похожи, зато различаются по языкам. Хотя меланезийские языки входят в большую малайско-полинезийскую семью, люди, на них говорящие, не могут общаться между собой. А папуасские языки не только не родственны никаким иным языкам мира, но очень часто даже друг другу.
Кроме меланезийских и папуасских народов в малодоступных горных районах Новой Гвинеи и на многих больших островах живут малорослые пигмейские племена. Однако и их языки изучены пока недостаточно.
6. Папуа — Новая Гвинея.
В восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых островов расположено государство Папуа — Новая Гвинея. В XVI в. эти земли были открыты португальцами. С 1884 г. территорией владели Великобритания и Германия, а в начале XX в. она контролировалась Австралией. Хотя в 1975 г. страна стала независимой, она входит в Содружество и формальной главой государства является королева Великобритании. В стране добывают медь, золото и цинк. Выращивают кофе, какао и кокосовую пальму.
Папуа — Новую Гвинею часто называют “раем для этнографов, но адом для любого правительства”. Это выражение было придумано еще колониальными чиновниками, однако оно не менее справедливо и для наших дней. Почему “рай” — понятно: мало найдётся на Земле мест с таким разнообразием языков, обычаев и культур. С одной стороны — чиновники, бизнесмены, рабочие столичного города Порт-Морсби, носящие европейскую одежду и получившие образование. С другой — не вышедшие из каменного века горные племена, ведущие войну друг с другом и не понимающие языка людей из соседней долины. Они могут радушно встретить приезжего учёного, но убить человека из ближайшей деревни. Поэтому для правительства это “ад”, ведь ему приходится “впрягать в повозку” государственного устройства не только “вола и трепетную лань”, но еще “лебедя, рака да щуку” в придачу.
Правительство страны попыталось укрепить в сознании папуасов и меланезийцев то, что они принадлежат к одному народу — найми Папуа — Новой Гвинеи. Для этого нужен прежде всего общий язык, ведь количество языков в стране никем не подсчитано. В сущности, общий язык имелся, к тому же понятный во всей Меланезии. В Папуа — Новой Гвинее его называют “ток-писин”. Он возник из английских слов и меланезийской грамматики среди завербованных на плантации батраков из разных племён, которым нужно было между собой общаться. Англичане этот язык называли “пиджин-инглиш” (от англ. pigeon — “голубь”); произношение папуасов и меланезийцев напоминало им воркование голубей. Очень быстро язык распространился, достигнув самых отдалённых горных деревень: его приносили вернувшиеся с заработков мужчины или бродячие торговцы. Почти все слова в нём английские. Хотя территорией Папуа долго владели немцы, от их языка осталось лишь два слова (одно из них “пасмалауф” — “заткнись”).
Если по-английски “вы” — “ю”, а “мне” — “ми” (в ток-писин это означает “я”), то сочетание “ю-ми” (“ты-я”) даёт местоимение “мы”. “Кам” — “прийти”, “кам - кам” — “пришёл”; “лук” — “смотреть”, а “лук-лук-лук” — “смотреть очень долго”. Наиболее распространённым словом является “фела” (от англ, “парень”); так обращались плантаторы к батракам.
В сущности, ничего странного в языке ток-писин нет: возникли же французский и румынский, испанский и португальский из принесённой римскими колонизаторами латыни, которую покорённые народы изменяли на свой лад! Надо только развить язык, чтобы издавать газеты, говорить по радио и т. д. Поэтому ток-писин преподают во всех школах Папуа — Новой Гвинеи. А главный лозунг страны — “Ю-ми ван-пела пипал!” (“Мы один народ!”).
Интересно то, что папуасы и меланезийцы не только считают ток-писин своим языком, но и знают, что есть ещё другой английский, настоящий. Его называют “ток-плес-билонг-Сидни” — “сиднейский язык”. Ведь Сидней — ближайший крупный город, населённый белыми. Поэтому тот, кто хочет получить образование, должен владеть “сиднейским языком”.
Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.
Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на лесных расчистках папуасами Новой Гвинеи в большинстве своем плодовые или клубневые растения, и в отличие от зерновых культур их нельзя хранить долго. Поэтому общину всегда подстерегает опасность голода.
Существуют некоторые принципы взаимоотношений между людьми. Этнографы, отдавшие годы изучению обществ с примитивной экономикой, неоднократно подчеркивали, что людям здесь далеко не чужда романтическая любовь. В то время как основные принципы семейного устройства не регламентированы сколько-нибудь жесткими правилами и допускают широкую свободу выбора, сравнительно малозначимые, на наш взгляд, детали поведения женщины находятся под строжайшим контролем традиций и обычаев. В основном речь идет о предписаниях негативного характера. У папуасов Новой Гвинеи женщина не имеет права входить в мужской дом, играющий роль деревенского клуба, участвовать в праздничных трапезах, прикасаться к возбуждающему напитку кеу. Ей не только не разрешено присутствовать при игре мужчин на музыкальных инструментах, но настоятельно рекомендуется стремглав убегать прочь при одних только звуках музыки. Жена не может есть из той же посуды, что и ее муж, а во время еды ей, как и детям, обычно достается то, что похуже. В обязанности женщины входит доставлять овощи и плоды с огорода, чистить их, приносить дрова и воду, разводить огонь. На муже лежит приготовление пищи и распределение ее между присутствующими, причем лучшие куски он берет себе и предлагает гостям.
Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому, прежде всего магические операции относятся к ней. Так называемая “промысловая магия” сохранилась у современных отсталых народов. Папуасы Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.
В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины 19 в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере, номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии – лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.
Население страны по этническим и лингвистическим критериям всегда делилось на множество групп, часто весьма незначительных по численности. Отдельную группу образуют папуасские племена на южном побережье Новой Гвинеи.
Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни практически не изменился за последние несколько сотен лет.
Папуасы верят в своих языческих богов, но с приходом ночи появляются и злые духи, которых они крайне боятся. Они точно следуют обычаям своих предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Например, племя Дани Дугум считает, что их древние предки были птицами, и "птичья" тематика присутствует в их танцах и экзотической нательной раскраске. Некоторые традиции туземцев Папуа могут показаться нам шокирующими, например: они мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых испытаний; туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди.
Большинство папуасов-мужчин (а мальчишки лет по 8-16 практически все) ходят постоянно с луком и стрелами, а также с большим ножом (с его помощью быстро выстругивают новые стрелы), и стреляют по всему, что движется (птица ли, зверь ли). Реакция у папуасов просто великолепная.
Многие папуасы-мужчины ходят абсолютно голыми, но с трубочками, привязанными спереди.
7. Австралия. Коренные жители материка — австралийские аборигены — вместе с метисами (потомками от смешанных браков) составляют около 3% населения страны. В антропологическом отношении они представляют особую австралоидную расу. У этих людей коричневый цвет кожи; волосы чёрные, скорее непокорные, чем вьющиеся; темные глаза. Считается, что австралийские аборигены живут на материке около 40 тыс. лет. Никто не знает точно, сколько коренного населения жило на бескрайних просторах континента к моменту его колонизации европейцами. По некоторым подсчётам — примерно 0,5 млн. человек. Многочисленные племена были разбросаны по огромной территории, говорили на разных языках, вели кочевой образ жизни, так как только перемещаясь с места на место, могли выжить во время периодических засух. Они не имели постоянных поселений и жилищ, домашних животных и обходились небольшим количеством домашней утвари.
Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.
Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире. Все рисунки выполнены в очень причудливой манере.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдалённых пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались. Только в 1967 г. коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение. Часть племён сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.
В стране развита национальная культура: среди коренных жителей есть известные писатели и художники. Многие аборигены перенимают европейскую культуру. Они живут в городах, работают, учатся или изготовляют и продают сувениры, за небольшую плату обучают туристов бросать бумеранги.
В 60—70-х гг. XX в. в стране были обнаружены залежи железной руды, каменного угля, железного марганца, свинцово-цинковых руд, бокситов, урана, никеля, висмута, золота и других полезных ископаемых. Благодаря этому Австралия оказалась на одном из первых мест по минеральным богатствам и превратилась в крупнейшего производителя и экспортёра минерального сырья
8. Самая древняя цивилизация в мире.
Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей “аборигенами”, от латинского “aborigene” — “от начала”. Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле цивилизаций. И одна из наименее изученных. С ХIХ века они считаются наиболее примитивной культурой на планете, эдаким живым воплощением предков современного человека. На самом же деле, австралийские аборигены обладают развитой и многогранной культурой, которая и формирует их деликатный и в то же время динамичный и насыщенный образ жизни.
В течение многих тысячелетий аборигены были единственными обитателями австралийских просторов. В тропических лесах восточного побережья аборигены вели относительно оседлый образ жизни. Мужчины охотились на кенгуру и ящериц с помощью копий и двух видов бумерангов. Тот, который возвращался назад, служил для загона птиц в сети. Другой, более тяжелый и опасный, был способен убить большого кенгуру. Женщины занимались сбором различных растений и мёда. Их основным орудием была палка, с помощью которой они откапывали лягушек, полных воды, накопленной в период засухи, и больших личинок с медовым вкусом и богатых протеином, которые водились у корней деревьев. Среди аборигенов существовала самая сложная в мире система родства. В племени, которое насчитывало от 100 до 1500 человек, все были связаны родственными узами. У них не было вождя в нашем понимании слова, все были равны.
9. Время выживания.
Первый крупный шаг был сделан в 1967г., когда аборигены получили гражданство
Прибывшие в 1788 г. колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Но, начиная с 1963 г. некоторая часть австралийского общества стала выступать на стороне коренного населения. Первый крупный шаг был сделан в 1967 г., когда аборигены получили гражданство.
Аборигены определяют себя как нацию и выбирают флаг – желтый круг на двух широких горизонтальных полосах красного и черного цветов. Это символизирует черный народ, проживающий на красной земле под солнцем надежды. Несмотря на возврат земель, на немалые усилия, прикладываемые федеральным правительством, аборигены, живущие в городах, - единственный нуждающийся класс в Австралии. Самая большая проблема – это безработица и, как следствие, алкоголизм. Основная причина – отсутствие необходимого уровня образования и профессиональных навыков. Большинство аборигенов не хотят интегрироваться в систему белых, чей лозунг – “Единственная религия белого человека – работа” - им не подходит.
10. Быстрое зрение.
Известно, что австралийские аборигены не могут смотреть обычное кино, поскольку у них особое зрение: на экране они видят лишь сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо “быстрее” остальных людей. Зато картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам видится какой-то авангард. А на самом деле это типичный реализм. Аборигенам обидно. Поэтому они устроили в Сиднее выставку, чтобы все могли попрактиковаться и научиться видеть их картины “правильно”.
Список используемой литературы:
1.Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.
2.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. М., 1997.
3. Энциклопедия. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации / Главн. ред. М Д Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.
4. Советский Энциклопедический Словарь / Главн. ред. А М Прохоров – М.: “Советская энциклопедия”, 1990
5. Е.Н. Панов Статья “На острие социальной эволюции: “я” — “мы” — “они””
6. Кист А. “Австралия и острова Тихого океана.” М., 1980
7. Океания. Справочник. М., 1982.
8. Рубцов Б.Б. “Океания.” М., 1991.