Введение
Маленький островок Кижи еще в XV веке был центром большого округа - Спасского Кижского погоста[1]. 1538 годом помечен документ, где упоминается Кижский погост, Спасский Кижский погост значится и в писцовой книге 1563 года, принадлежащей перу Андрея Лихачева. В состав погоста входили деревни на множестве окрестных островов и на самом Заонежском полуострове. Очень давно здесь уже стояли высокие церкви - предшественники существующих построек. Они были видны из далека и своей внушительностью и подчеркивали значение села.
Кижи - одна из увлекательных и самобытных страниц в истории нашей национальной культуры. На территории музея-заповедника сосредоточены уникальные произведения деревянного зодчества. Широта хронологического охвата представленных памятников народного искусства, их видовое разнообразие, художественная и познавательная ценность делают экспозицию привлекательной не только для самых широких кругов людей, стремящихся глубже познать русскую историю, познакомиться с выдающимися памятниками отечественной культуры, но для специалистов: историков, этнографов, архитекторов, исследователей прикладного искусства и живописи.
Искусство каждой эпохи познается глубже при знакомстве с породившем его временем, его особенностями и устремлениями.
Отчетливо выраженное мирское начало - определяющая особенность храмового зодчества Русского Севера. Строительство храмов стало здесь всенародным делом. В нем наиболее полно проявились лучшие стороны народной архитектуры - монументальность, чувство линии и пропорции, щедрость декоративного убранства.
Ведущим типом северно-русского храма была шатровая церковь, видом своим напоминавшая дозорные вышки деревянных крепостей. Со временем именно этот тип постройки достиг на севере поразительного совершенства, вылившись в создание такого памятника мирового зодчества, как Успенская церковь в Кондопоге. Постепенно происходит усложнение архитектурной формы: получают распространение "крещатые" здания - имеющие в плане форму креста. Появляются ярусные композиции, позволяющие достигать большой высотности, неотделимой в сознании зодчих от понятия красоты.
Обращение к истории показывает, какую роль играл здесь человек и как повлияла история на его формирование. Памятники зодчества - это лишь одно из проявлений по истине высокой культуры древнего Заонежья, которые созданы в условиях феодального гнета, не сломившего духа народа, вопреки всем невзгодам.
Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви (1714г.), малой Покровской (1764г.) и стоящей между ними колокольни (1874г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам и общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом, не превратился в механическую сумму разновременных сооружений. Все три здания образуют художественное целое.
I. Преображенская церковь
1.1. Прошлое и настоящее
Сегодня Преображенская церковь - прежде всего памятник, одухотворенный народным гением, находившим силы творить даже в самых тяжелых условиях дореволюционной России, под игом феодалов и верной их сподвижницы - церкви. Для духовенства не существовало уникального памятника: в противном случае как можно объяснить назойливую тягу церковнослужителей к искажению первоначального облика? Затронуло это не только уничтожение старого тяблового[2] иконостаса. В XIX веке дощатая обивка закрыла наружные стены; лемех[3] был безжалостно уничтожен, а главки и бочки[4] закованы в листовое железо. Вот такой, искаженной до неузнаваемости в угоду церковнослужителям, церковь простояла долгие годы. Вторым рождением памятник обязан советским исследователям и реставраторам. В 1926 году в Кижи прибыл советский ученый И.Э. Грабарь. Свои первые исследования он провел совместно с архитектором - реставратором П.Д. Барановским. С 1949 года ведет исследовательскую работу архитектор А.В. Ополовников, по проекту и наблюдению которого в 1946 - 1959 годах памятнику был возвращен облик, близкий первоначальному. В 2014 году Преображенской церкви исполнится 300 лет. Почти три века она противостоит разрушительной стихии дождя, ветра, мороза. Но, к сожалению, дерево - материал недолговечный. И состояние уникального памятника вызывает тревогу и требуется его конструктивное укрепление. В 2004 году церковь снова была закрыта для посетителей, а на просушке находятся бревна, которыми позже заменят уже отслуживший свой срок венцы.
1.2. Особенности постройки
Преображенская церковь - смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения.
Преображенская церковь по своему назначению - церковь летняя. Службы здесь проводились по особо торжественным праздникам, да и то лишь в течение короткого северного лета. В этом смысле её значение как храма, предназначенного для церковных обрядов, сведено к минимуму. Зато необыкновенно высока её мирская, общественная роль. Будучи своеобразной архитектурной доминантой, видимой за множество верст, обладая большой силой эмоционального воздействия, она как бы призывала под свою сень народ для обсуждения общественных дел.
Так Преображенская церковь и была задумана, о чем свидельствуют, в частности, малые, в отличие от других храмов, размеры алтаря и высокое крыльцо - трибуна, у которого постоянно собирались шумные мирские жители.
Основу этого, казалось бы очень сложного сооружения, составляет мощный восьмигранный сруб. Подобная конструкция церквей известна издавна, она давала возможность сделать церковь высокой и вместительной. Венчалась такая конструкция шатром. Новое время диктует новые идеи. Мастер увеличивает высоту основного объёма церкви, ставя на него два последовательно уменьшающихся восьмигранника, которые завершаются центральной главой. С четырех сторон света к основному срубу прилегают четыре прируба[5], которые обеспечивают устойчивость сооружения и увеличивают объем помещения - церковь посещало большое число прихожан.
Прирубы имеют ступенчатое покрытие. Каждая ступень заканчивается бочкой. В месте сопряжения основного восьмигранника с меньшим, который поставлен на него, каждая грань основания венчается таким же покрытием. Второй восьмигранник в месте сопряжения с третьем окаймляет пояс из четырёх бочек с главками. С восточной стороны к основному прирубу сделан алтарный прируб[6], который также завершается главкой. С запада церковь опоясывает обширная трапезная[7].
Завершения из двадцати двух глав придало сооружению торжественность и величие, выразительный, чёткий силуэт. Купала расположены ярусами, которые поднимаются к центральной главе. Первый и второй ярусы - на уступках боковых прирубов, третий - на главном, большом восьмиграннике, четвёртом - на следующем, среднем, восьмиграннике, и, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленной на маленький верхний восьмигранник. Дополнительная, двадцать вторая глава помещена над алтарем.
В облике здания нет и намёка на хаотическое нагромождение дробных форм. Все элементы согласованы и подчинены единой архитектурной идее. Каждая часть постройки подчеркивает динамичность общей композиции. Ступенчатость, пирамидальность заключается уже в соотношении основных объёмов: красота частей постепенно нарастает от двух ступенчатых боковых прирубов к центральным восьмигранникам. Устремлённость ввысь подчеркнута и заострёнными бочками. Ощущения движения достигает предельной силы в ярусах главок, словно взбегающих по уступам крыш. В ребристых поверхностях срубов храма всегда можно найти детали, ранее незамеченные , которые создают общую гармонию сооружения. Есть такие детали, которые обнаруживаются только при тщательном изучении. Например, для создания оптической иллюзии, которая зрительно увеличивает высоту отдельных элементов и церковь в целом, зодчие решились на отклонение от вертикали северного и южного прирубов при этом уклон от правильного отвеса достиг 15 сантиметров. Такой же прием обнаружен и при измерении диаметра барабана центральной главы: внизу на семь сантиметров шире. Конечно же, все отклонения абсолютно не уловимы для глаз, потому что их действия лежит не в сфере мер длины, но в арсенале средств художественной выразительности, где нет и быть не может ни чего случайного и не значительного и где за частую не постижимое разумом «чуть-чуть» играет важную роль в создании выдающегося образа.
Архитектура Русского Севера необыкновенно связана с природой. Сооружения как бы гармонируют с окружающей местностью, и иногда кажется, что некоторые элементы заимствованы из природы, как бы подсказаны природой. Издалека, если посмотреть на церковь, то она похожа на огромную ель - чешуйчатые главки похожи на еловые шишки, бочки напоминают вздыбленные волны, и подобное сходство не случайно. Природа подсказала мастерам эту оптимальную конструкцию и наиболее обтекаемые формы, так как это способствует долговечности сооружения.
1.3. Убранство куполов
Купола (главки) церквей привлекают внимание своей нарядностью. Но вычурное украшение чуждо народному зодчеству. Покрытие главок чешуйками - лемехом продиктовано целесообразностью и многовековым опытом. Лемех изготавливался из осины, так как ее легко обрабатывать топором. Осиновый лемех не коробится под дождем и солнцем и таким образом обеспечивает надежность покрытия. Обшивку лемехом вели рядами, начиная снизу. При этом каждый последующий ряд закрывал стыки между дощечками предыдущего. Самые миниатюрные дощечки лемеха подведены под основания крестов. Все детали, одетые лемехом, чутко реагируют на освещение - то золотятся во время грозы, то становятся багряными на закате. Зодчими давно была подмечена особенность осины менять свой окрас в зависимости от освещения. Чтобы оценить работу кижских кровельщиков, надо приять во внимание, что количество лемеховых пластинок на бочках и главах Преображенской церкви достигает более тридцати тысяч. И каждый лемех вытесан топором, и в каждом чувствуется теплота рук и души мастера.
1.4. Внутри Преображенской церкви
Внутрь, в трапезную ведет широкая, двухстворчатая дверь, которая обрамлена массивными косяками. Помещение трапезной делится на два крыла объемом западного прируба. Сложенный из массивных бревен, он придает ей суровый облик. Тому же впечатлению способствует сдержанное освещение: редкие небольшие оконце отдаленно напоминают бойницы крепостных сооружений.
Строгость внутреннего убранства трапезной смягчена лавками, встроенными по периметру внешних стен. Края лавок украшены контурной порезкой, от чего они получили название «опушенных»[8].
Очень высок перепад высот между экстерьером и интерьером трапезной. Благодаря подклету[9], расположенному в нижней части придела, помещение притвора кажется более камерным. Подклет сближает его с высотой крестьянских домов. Сделано это не без тонкого умысла: трапезная готовит восприятие интерьера церкви, по высоте своей столь несоизмеримого с внешней грандиозностью здания. Поэтому, будучи сравнительно невысоким, основное помещение производит впечатление стройного столпообразного объема, что подчеркивается и удачным ярусным членением иконостаса, и потолочным сводом, составленным из полотен трапециевидной формы, создающих иллюзию глубокой перспективы.
Емкости центрального помещения соответствует и его световая насыщенность. Свет падает сюда сквозь окна прирубов и концентрируется не величественном иконостасе, прекрасно выявляя его своеобразие. Первая особенность иконостаса - его форма, полностью соответствующая особенностям планировки крестообразного в плане сооружения. Центральная часть иконостаса отсекает от главного помещения всю площадь восточного прируба; так образуется алтарь. Крылья иконостаса, северное и южное, облегают сначала стены восьмигранника, а затем и смежные грани северного и южного прирубов.
Важное значение для восприятия интерьера имеет ярусное расположение икон в иконостасе. Основанием его служат широкие, наибольшие по величине, иконы местного ряда. Их сменяет поставленный выше праздничный ряд, продолговатые доски икон которого служат переходом к деисусу. Иконы последнего, пророческого, ряда выполняют роль декоративного фриза.
Резной иконостас поражает техникой исполнения, сложностью и выразительностью орнамента, пышностью позолоты, чем выделяется на фоне простого и скромного убранства церкви. Первоначальный тябловый иконостас, с его тонким травяным орнаментом, был созвучен с интерьером, где достойным аккомпанементом живописи служили смолистые, гладко обработанные топором стены храма. Однако художественные достоинства, как это нередко случалось, принесены в угоду требованиям официальной церкви, погубившей в своем стремлении к благолепию немало подлинных шедевров народного искусства.
К сожалению, первоначальное убранство Преображенской церкви искажено. Во время Великой Отечественной войны погибли огромные треугольные иконы потолка – «неба». Сохранились лишь узкие доски-тяблы, обрамлявшие эти иконы. Иконостас переделан в середине XVIII века. Тогда же выполнена пышная золоченая резьба. Древние иконы стояли на простых деревянных полках, прикрытых узкими расписными досками, подобным тяблам потолкам. Помимо иконостаса, убранство церкви состоит из двух филенчатых, позднего происхождения клиросов. Рядом со средними воротами («царскими»), ведущими в алтарь, стоит группа старинных подсвечников. Умело исполненные, с росписями, стилистически близкими травному узор балок-тябл потолка, выдержанные в мягкой цветовой палитре, они красноречиво свидетельствуют о том, насколько тонко чувствовал своеобразие интерьера деревянной церкви работавший над их созданием мастерами.
У левого клироса укреплен большой восьмиконечный крест. Свое место он занял как уникальный памятник народной деревянной скульптуры. Крест привезен из Марциальных Вод, где стоял у дороги с 1737 года.
Очень неожиданны в церковном помещении лавки, сделанные по образцу и подобию встроенных скамей трапезной. Эти скамьи - убедительное свидетельство того мирского начала, которое положено в основу общего решения церкви. Высокое крыльцо, пристроенная трапезная и само церковное помещение служили местом для обсуждения мирских вопросов, даже иногда не связанных с отправлением религиозного культа. Для примера из истории можно вспомнить эпизоды изгнания кижанами неугодных священников, события Кижского восстания.
1.5. Преображенская церковь - памятник инженерного искусства
Преображенная церковь не комбинация традиционных форм и мотивов. Она «рождена» своей эпохой. Многие признаки связывают памятник с русским зодчеством конца XVII - начала XVIII века. Это и его ярусное построение, и особенно нарядность и живописность общего облика. Щедрое обилие форм, напряженные изгибы сложных пересекающихся линий, глубокие контрасты цвета и теней на ее стенах, уступах кровель и чешуйчатых главках; художественный ритм в размерах куполов, подчеркивающий их движение к центральной главе и исключающий впечатление монотонного повторения; хрупкие очертания крестов, придающих ажурность строгому контуру постройки и смягчающих замкнутость общего силуэта; динамика композиции - все это напоминает архитектуру барокко в ее своеобразном древнерусском варианте.
Помимо исключительных художественных достоинств, Преображенская церковь - уникальный памятник инженерного искусства России начала XVIII века. Именно эта ценностная сторона памятника заслуживает внимания, но зачастую воспринимается примитивно и сводится к лишенным серьезного основания толкования о безгвоздевой конструкции церкви. Срубы здания сложены в основном способом «в обло»[10], в отдельных случаях применена кладка венцов «в шип»[11]. Подобным образом и даже лет двадцать назад сооружались большинство деревянных построек, причем венцы сруба никогда не соединялись гвоздями. В этом смысле Преображенская церковь ни чем не отличается от современной рубленной постройки.
Возводя Преображенскую церковь, строители думали не только о красоте ее форм, но и конструктивно технической стороне, он которой зависела ее сохранность и долговечность. Повалы, бочки, полицы[12], причелины[13], подзоры[14] - все это создано для защиты здания от разрушающего действия осадков. Церковь, которая была открыта для всех ветров, даже при косом дожде быстро продувалась и высыхала.
Кроме этого, основной восьмигранник представляет собой как бы аэродинамическую трубу, в которой в зависимости от разницы температуры внутри и снаружи помещения постоянно циркулируют воздушные потоки.
Все бревна, уложенные в сруба, несут на себе отчетливые следы обработки топором. неизгладимое впечатление оставляют рубленные торцы бревен: при их обработке действительно не применялась пила, вошедшая в плотницкий обиход только в XIX веке. Но Русский Север не был отсталым в техническом прогрессе. Оказывается, что при поперечной рубке древесины поры ее накрепко забиваются и становятся недоступными для влаги. Давно уже было подмечено, что здания «рубленные» сохраняются лучше и дольше. Преображенская церковь - лучший этому пример.
Ценность Преображенской церкви многозначна. Это блестящий синтез архитектуры, живописи, прикладного искусства и инженерной мысли Русского Севера начала XVIII века. И как всякое гениальное творение, созданная руками северных мастеров, она стала ярким памятником всей русской культуры. Как гениальное творение, она принадлежит не только своему времени, но близка нам, живущим в XXI веке.
II. Покровская церковь
Прошло всего полвека, и рядом с Преображенской церковью поднялось многоглавие Покровской церкви. Сложность при ее построении было в том, что нужно было не столько возвести новый храм, но и сделать ее составной частью будущего ансамбля. Покровская церковь меньше и проще Преображенской.
В основу композиции здания был положен объем основного церковного помещения - восьмигранник на четырехграннике, который связывает в единый комплекс придел алтаря, трапезную, крыльцо и сени.
В целом памятник отличается ясным, видимым с первого взгляда композиционным построением, в котором каждая из составляющих свободно реализует свои неповторимые выразительные средства - будь то фасонный излом бочечной кровли алтаря, нарядное многоглавие верха или гостеприимное крыльцо. В согласии образного языка отдельных частей сооружения велика роль ключевого элемента эмоционального воздействия - восьмигранника.
2.1. Особенности архитектуры
Восьмигранник играет важную роль в создании живописного силуэта: поставленный на мощный четырехгранник, обогащенный плавным расширением сруба в верхней части, повалом, окаймленный фронтонным поясом, он резка выделяется на фоне светлого северного неба. Ощутимая кряжистость его, несомненная мощь сильно контрастируют с легкостью венчания, и от этого все девятиглавие кажется невесомым, как бы парящим в воздухе. Контрастные построения - отличительная особенность архитектуры Покровской церкви - служат созданию ярко индивидуального художественного образа и играют существенную роль в образном стиле ансамбля в целом.
Центральный столп Покровской церкви традиционен для церквей подобного типа. Примером могут служить не сохранившаяся церковь села Деревянное 1683 года и Варлаамовская церковь Рыборецкого погоста 1693 года. Эти памятники стояли на западном побережье Онежского озера. Эти храмы венчались шатрами, и есть такие предположения, что и Покровская церковь первоначально была шатровой и лишь в последствии, ради создания более целостного ансамбля, ей было придано существующее ныне уникальное девятиглавие.
При восприятии Покровской и Преображенской церквей большое значение для понимания композиционного единства ансамбля имеют их крыльца. Они подняты высокого над землей, возвышаясь над оградой, они зрительно связывают воедино оба памятника, как бы прочерчивая линию горизонта.
По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровской церкви похоже на крыльца крестьянских домов - та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба в "обло", и высокий подклет, и безгваздевая крыша с потоками, причелинами и полотенцем[15].
Конструкция безгвоздевой крыши очень проста: бревна, образующие треугольные фронтоны противоположных стен, связываются попарно длинными продольными брусьями - слегами, в полученный каркас врубаются небольшого сечения перекладины с загнутыми кверху концами. На окончание этих перекладин укладывали квадратного сечения брус с глубоким пазом со стороны, обращенной к гребню крыши, в этот паз вставлялись нижние концы теса. Два ската, полученных таким образом, накрывались сверху массивным брусом с вырубленным заранее желобом, под которым и сходились кровельные плоскости. Верхний брус, получивший название шелома, предохраняет стык скатов от попадания воды и закрепляет тес.
Сруб здания возведен на сплошном фундаменте из местного камня в нижней части устроен высокий, достающий двух метров подклет. Покровская церковь была задумана как зимний храм. Поэтому желание максимально поднять над землей уровень пола внутренних помещений оправдано и рационально.
Сруб сложен по способу "в шип" и "в обло", причем последний прием нашел применение лишь при возведении несущих конструкций.
Как и в каждом из деревянных памятников, здесь создана надежная система водоотвода, продуманная в целом и в деталях. первоэлементом ее служит лемеховое покрытие барабанов и куполов. На стыках барабанов с восьмигранниками оснований выведены покатые воротнички полиц, служащие дополнительным водостоком. Восемь скатов кровли устроенные под углом, что способствует быстрому стоку воды. Крыша над восьмигранником, благодаря постепенному расширению сруба, далеко выноситься от сруба, защищая его от попадания влаги. Полицы над углами основного помещения и ската крыши над сенями и трапезной дополняют комплекс средств, предохраняющий сруб от губительного действия влаги.
Интерьер церкви построен наподобие анфилады, ибо внимание каждого, кто переступил порог сеней, уже приковано к виднеющемуся сквозь широкий портал трапезной живописному иконостасу. Таков и был, по-видимому, замысел строителей Покровской церкви. К сожалению, первоначальный облик интерьера подвергся значительным искажениям в XIX веке.
2.2. Прошлое и настоящее
Прежде всего, это значительные изменения коснулись «реконструкции» иконостаса. В 1865 году старые иконы с расписными карнизами были заменены новыми, напоминающие некачественно исполненные олеографии.
Тогда же были растесаны окна, разрушена стена между трапезной и церковным помещением, уничтожены лавки. Бревенчатые стены помещения были отштукатурены.
Все эти новшества резко противоречили первоначальному облику церкви, сводили выдающееся творение зодчих до заурядной культовой постройки, нелепо переделывали его согласно господствовавшему тогда духу безвкусицы. Поэтому вполне естественным было решение при реставрации памятника не только не восстанавливать дошедший до нашего времени обветшавший иконостас 1865 года, но и вовсе исключить его из интерьера.
Ныне здесь восстановлен присущий деревянным церквям тябловый иконостас; оно составлен из икон, собранных в деревнях Заонежья. Разновременность их написания и определенное стилевое различие позволяют проследить эволюцию в развитии иконописи в период XVII – XVIII веков.
При реставрации церкви, по мимо восстановления иконостаса, во внутренних помещениях была удалена штукатурка, восстановлена старая планировка, заменены детали кровли и снята тесовая обшивка в наружных стен церкви. Тщательно было реставрировано крыльцо. Работы по восстановлению памятника велись в течении 1956-1959 годов, согласно проекту архитектора А.В. Ополовникова.
Первоначальный осмотр памятника был осуществлен И.Э. Грабарем совместно с П.Д. Барановским в 1926 году. В 1945 году исследовательские работы продолжили архитекторы Л.М. Лисенко, А.Н. Буйнов, И.К. Рыбченко. В 1976 году закончились работы по химической пропитке древесины, проподимые под руководством доктора технических наук С.Н. Горошина.
В 2004 году Покровская церковь была открыта для посещений.
III. Колокольня
По свидетельствам формулярных ведомостей о церквах Кижского погоста петрозаводского уезда за 1852 год, существовавшая в то время колокольня изрядно обветшала. К постройке новой приступили в 1862 году. Но, согласно другому документу, «Сведения о состоянии Кижского прихода по указанию предметов ежегодного донесения», старую колокольню срыли и, заложив фундамент, в том же году построили новую. Однако это соорудение выглядело столь негармонично рядом с существующими церквями, что вскоре колокольню решено было перестроить.
Работа была передана «на подряд крестьянину Повелецкого уезда Пудожского общества Сысою Осипову, который все плотничьи и столярные работы произвел добросовестно и прочно»[16].
Перестройка была завершена в 1874 году. Возводя новую колокольню, мастера – плотники существенно изменили объем и пропорции ее предшественницы.
Каждый из памятников ансамбля отмечен печатью своей эпохи. Черты, свойственные деревянной архитектуре конца XIX века, связались на облике кижской колокольни. Однако она несет не себе не только печать времени, в основе ее – традиционные приемы, сложившееся в народном зодчестве в предшествующее время. Об этом, в частности, свидетельствуют и выбор места для возведения нового сооружения, безошибочно определенный еще в начале XVIII века при постройке колокольни-предшественницы, и издавна излюбленная плотниками композиция «восьмигранник на четырехграннике» с шатровым венчанием. Уже одно это говорит о ценности памятника и ставит его в ряд многочисленных, но, к сожалению, не дошедших до нашего времени сооружений подобного типа, ассоциирующихся с суровыми сторожевыми башнями рубленных деревянных крепостей.
Высота кижской колокольни – 27 метров. Будучи хорошо увязана шатровым венчанием с общей пирамидальной композицией Преображенской церкви, с подчеркнуто столпообразным объемом Покровской церкви, она через 160 лет после постройки Преображенской церкви завершила формирование ансамбля.
Возводя новую колокольню, мастера-плотники не повторили пропорций ее предшественницы. Четырехгранник, лежащий в основании, пришлось сделать выше, что бы согласовать его размеры с основными объемами церквей, а высоту восьмигранника – уменьшить, что бы звонница не поднялась выше главной церкви погоста.
Еще сравнительно недавно на звоннице висели колокола, среди которых выделялся один, изготовленный в Голландии в 1559 году. По словам старожилов, он обладал красивым «малиновым» звоном (в числе других этот колокол был утрачен во время Великой Отечественной Войны).
С площадки звонницы открывается величественная панорама, озватывающая местность на десятки километров в округе. Как на ладони видна вся территория Кижского погоста и прилегающей территории. От сюда модно детально рассмотреть конструкцию храмов – их ребристые срубы, чашуйчатые главы, причелины, полицы водостоков – все, что создает единую гармонию красоты.
Обследование памятника проведено в 1945 году архитекторами Л.М. Лисенко, А.Н. Буйновым, И.К. Рыбченко, частичная реставрация по проекту А.В. Ополовникова завершена в 1954 году.
В 2004 году колокольней можно было любоваться только стоя у ее подножья.
Заключение
Кижский погост стог и прост, по сравнению с живописными и затейливыми панорамами Суздаля, Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры. В нем нет красочности ансамблей центральной Руси с пестрой толпой многочисленных построек, с разноцветными стенами, с сияющими на солнце куполами их церквей. Его потемневшие от времени здания, высящиеся над холодным озером, производят более суровое впечатление, подобно всем деревянным церквям русского Севера.
Знакомство с историей Заонежья позволяет лучше понять и оценить те своеобразные условия, в которых формировался духовно-нравистенный облик людей этого края. История Заонежья тесно связана с историей России, с культурой русского народа. В настоящее время большую известность получили созданные в Заонежье памятники деревянного зодчества, исключительные по своей художественной ценнсти. Удаленные от крупнейших культурных центров страны, даже лишенные своего привычного окружения - деревень, поселков, они даже кажутся нерукотворными, вечными .
Список использованной литературы
1. И.П. Тюриков, А.И. Фролов. Кижи/ «Карелия», Петрозаводск, 1988г.
2. Э.С. Смирнова. По берегам Онежского озера/ «Искусство», Ленинград, 1969г.
3. www.museums.karelia.ru
4. www.culture.karelia.ru
5. Фото – www.archi.ru/photo/
[1] Термин "погост" употреблялся в двояком значении. Так называют место, на котором стояла церковь с прилагающим к ней кладбищем, но было и другое значение этого слова. Оно обозначало сельский административный округ, группу деревень, связанных общим управлением. В центральном селении погоста возвышалась церковь.
[2] Тябло – карниз иконостаса.
[3] Лемех – деревянная черепица, чаще основная, для покрытия криволинейных кровель.
[4] Бочки – вид кровли, имеющей килевидное, заостренное в верхней части, сечение.
[5] Прируб – дополнительный сруб, непосредственно связанный с основным помещением.
[6] Алтарь, алтарный прируб – обращенная на восток часть церковного здания, отделенная от основного помещения иконостасом.
[7] Трапезная - закрытая галерея непосредственно примыкающая к церковному помещению.
[8] Опушенных – от слова «опушить» - украсить, оторочить резьбой.
[9] Подклет – нижняя часть основного объема строения.
[10] В обло – вид соединения бревен в углах, при котором образующиеся выпуски выходят за пределы стен.
[11] В шип – способ соединения древен в срубе, при котором по углам не делается выпусков.
[12] Полица – нижняя пологая часть крыши.
[13] Причелина – резная доска, закрывающая торцы горизонтальных бревен, служащих основанием крыши (слеги).
[14] Подзор – узорная доска, применяемая с декоративными целями.
[15] Полотенце – резная деталь фронтона, закрывающая торцы слег и стык причелин.
[16] В церковной летописи Кижского погоста за 1874 год указано имя подрядчика – Сысой Осипович Петрухин.