Реферат по предмету "Культурология"


Культура предреформенной России 1 половины 19 века

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. УСИЛЕНИЕ СОСЛОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ. СОСТОЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ 2. УСПЕХИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение В начале XIX века продолжалось сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернантками; в ''высшем обществе'' говорили по-французски, увлекались французскими романами и театром. Социокультурная пропасть между высшими и низшими классами в России была огромной. Главная причина заключалась в существовании крепостного права. Тем не менее, восприятие европейской культуры содействовало развитию вкусов и смягчению нравов. Крестьянское сословие оставалось верно старым обычаям, понятием, преданиям. Грамотность очень медленно распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская культура, которая выражалась в песнях, танцах, сказаниях. Раздвоение господствовало в образе жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались старых обычаев, класс мелких чиновников старался подражать в образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и привычку жить не по средствам. Сразу после воцарения Александр I начал осуществлять широкую программу развития просвещения в России. Реформа народного образования была проведена в 1803-1804 годах. Вводилась преемственность учебных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй – уездное трехклассное училище, третьей – шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей – университет, который был поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей. Были открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский (1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г., вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к университетскому уровень знаний давали лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445. Огромное влияние на культуру России первой половины XIX века оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Следствием победы в войне 1812 года стал рост национального самосознания, который во многом определили прогресс и достижения отечественной культуры и науки. С ростом национального самосознания появился интерес к отечественной истории. ''История государства Российского'' Н.М. Карамзина стала первой книгой по истории, которую стала читать публика. Восстание декабристов в 1825 г. стало важным событием в общественно-культурной жизни страны. А.И. Герцен писал, что декабристы ''пробудили душу у нового поколения''. Активизировалось духовная жизнь интеллектуальных слоев общества, появились новые ориентиры в официальной идеологии. Развитие просвещения, его демократизация дали и нежелательные для правительства результаты, привели к быстрому росту оппозиционных настроений. Усилена была цензура. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. Усилилось гонение на передовую журналистику и литературу. Запрещалось все, что, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, ослабить почтение к государственной власти. В социально-экономической жизни страны во второй четверти XIX века обозначились процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада. Массовое применение техники стало новым качественным моментом в развитии производительных сил России. Зарождалось отечественное машиностроение, на заводах изготовлялись паровые двигатели, машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 году открылся новый завод по изготовлению сельскохозяйственных машин. Появился первый пароход. С конца 30-х годов началось строительство железных дорог. Первое железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой открылось в 1851 году. Но все же в первой половине XIX века главным видом транспорта оставался гужевой и водный, а основными путями сообщения – грунтовые дороги и реки.
1. Усиление сословности в образовании. Состояние просвещения Уже в последние десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В университетах вводился курс богословия. В начальных школах было запрещено изучение книги ''О должностях человека и гражданина'', из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. Главной задачей образования стало воспитание нравственности, основанной на религиозности. В этот же период усиливается сословность в системе образования, т.е. знания даются по состоянию учащегося. Теперь в приходских школах обучались дети самых беднейших слоев общества. В этих школах изучались только закон божий, грамота и арифметика. Дети купцов и ремесленников и им подобные обучались в уездных трехклассных училищах. Они изучали русский язык, историю, географию, арифметику и геометрию. Дети дворян, чиновников, богатых купцов обучались в семиклассных гимназиях. С развитием экономики требовалось все больше и больше грамотных образованных людей. Появились ведомственные школы, общественные школы и комитеты грамотности. Задачей комитета грамотности являлось распространение грамотности среди селян на религиозной основе. Большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX века в начальных училищах обучалось от 3 до 5 % всех жителей. Основной формой высшего обучения являлись университеты, но существовали и другие учебные заведения: духовные, военные, медицинские академии, многие из которых носили закрытый характер обучения. При гимназиях и училищах открывались реальные классы, фабричные школы. Открылось первое сельскохозяйственное учебное заведение – Земледельческая школа. Обучение преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений производилось в университетах и специальном учебном заведении – Главном педагогическом институте в Петербурге. Быстро росло число любителей чтения. Карамзин, в статье, опубликованной в 1802 г. в ''Вестнике Европы'', отмечал: число любителей чтения ''едва ли в какой земле…так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные подписываются и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель''.
Увеличился спрос на книги и журналы. Открылось много книжных лавок, появились крупные книгоиздатели (братья И.И. и К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин), расширялась книжная торговля. Впервые стал выплачиваться гонорар автору за сочинительство.
Возникло много библиотек. Они, как правило, образовывались благодаря общественности, без помощи правительства. Библиотеки стали важными культурными центрами в городах России. В середине 40-х годов XIX века открылась городская почта, были выпущены первые почтовые марки. В столицах устраивались всероссийские промышленные выставки, они освещались в печати.
2. УСПЕХИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В начале XIX века в связи с развитием капитализма в России появлялись новые открытия в науке и технике. Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. Б.С. Якоби работал по созданию электродвигателя и основ гальванотехники. П.Л. Шиллинг в 1832 году сконструировал линию электромагнитного телеграфа. П.П. Аносов сделал много открытий в области металлургии высококачественной литой стали. В 30-х годах крепостными механиками Е.А. и М.Е. Черепановыми был построен паровоз. Много открытий было сделано в области медицины хирургом Н.И. Пироговым. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операциях на поле боя, неподвижную гипсовую повязку; способствовал созданию новой формы медицинской помощи (служба сестер милосердия). Атлас Н.И. Пирогова ''Топографическая анатомия'' получил мировую известность. Быстрое развитие текстильной, хлопчатобумажной промышленности содействовало успехам в химии. С именем А.М. Бутлерова связано создание отечественной химической школы, давшей много известных талантливых ученых. Химик-органик Н. Зимин внес большой вклад в теорию органического синтеза (искусственное получение органических веществ из простейших исходных соединений). Сделаны важные географические открытия. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие. В 1821 г. в ходе научной экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева была открыта Антарктида. Н.И. Лобачевский открыл новую геометрическую систему (неевклидова геометрия). Академик Ленц открыл закон взаимного превращения механической, химической и других видов энергии. В 1832 г. П.Н. Демидовым был учрежден фонд премий для ученых за научные изобретения и работы в различных областях знаний.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Для развития художественной культуры первой половины XIX века была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В классицизме на первом плане был гражданский долг героя и служение его Отечеству, в романтизме же усиливается внимание к человеку, его чувствам, внутреннему миру, стремление противопоставить реальной действительности идеальный образ. Ярко был выражен интерес к национальной самобытности, отечественной истории. Многие писатели, поэты, композиторы обращались в своих произведениях к отечественной истории. Например, А.С. Пушкин в таких произведениях, как ''Борис Годунов'', ''Арап Петра Великого'', ''Медный всадник'' описывал исторические события России. У основ русского исторического романа стояли А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников. В.А. Жуковский занимался переводом произведений античных и современных зарубежных писателей (Гомера, Шиллера, Байрона). Он также написал много баллад, исполненных гуманностью и человеческим достоинством. Последние годы перед реформой характеризовались движением от романтизма к реализму. Это связано с именами Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского. ''Евгений Онегин'' А.С. Пушкина стал первым реалистическим романом, действительно народным произведением. В творчестве М.Ю. Лермонтова ярко выражено неприятие поэтом окружающей действительности. Его роман ''Герой нашего времени'' стал одним из первых произведений критического реализма. В творчестве таких писателей, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров описывается жизнь простого ''маленького человека'', его нелегкая судьба. В творчестве А.Н. Островского ярко описан мир купечества, его понятия и нравы. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова ''Горе от ума'', в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти писатели выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете. Грибоедов в своей комедии ''Горе от ума'' изобразил пустоту интересов и мелочность современного московского ''света''. Крылов в форме коротких и чрезвычайно остроумных басен метко оттенял разнообразные стороны русского быта. Он подражал французскому баснописцу Лафонтену, но внес в свои басни столько оригинального русского духа, что остался самобытным поэтом. Гоголь в главных своих произведениях (поэма ''Мертвые души'' и комедия ''Ревизор'') воспроизвел яркие черты мира русских чиновников и помещиков. Юмор Гоголя поражает читателя неистощимой веселостью, хотя в глубине своей отзывается скорбными чувствами. Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, А.В. Кольцов. Театр, несмотря на строгую цензуру, играет все более заметную роль в общественной жизни, правда, в основном в столицах и крупных губернских городах. В 1825 году архитектором О.И. Бове было построено здание Малого театра, и труппа бывшего Петровского театра разделяется на драматическую и балетную. Теперь Большой театр предназначен только для оперных и балетных спектаклей, а Малый театр – для драматических произведений. Также в Петербурге открывается в 1832 году Александрийский театр, построенный архитектором К.И. Росси. В это же время на сценах театров появляется много талантливых актеров – М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов. На сценах театров ставят произведения писателей-реалистов – А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. В русской архитектуре начало XIX века характеризуется стилем русского ампира. Создаются монументальные ансамбли Петербурга, Формируются площади – Дворцовая, Сенатская и другие. Яркими представителями стиля русского ампира являются зодчие А.Д. Захаров, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, О.И. Бове. Начинается строительство доходных домов и зодчество приобретает более функциональный характер. В то же время приобретает популярность ''русско-византийский'' стиль. Яркими произведениями этого стиля являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная Палата в Кремле (архитектор К.А. Тон). В живописи развитие романтизма, а затем и реализма дало толчок к переменам. Постепенно идейно-художественные законы академизма уступали место новым романтическим, философским, а затем и бытовым жанрам в живописи.
Ярким представителем романтизма в живописи является К. П. Брюллов. Его знаменитые картины – «Последний день Помпеи», «Всадница», «Автопортрет». Художник А. А. Иванов стремился выразить в своих картинах веру в духовное возрождение человечества. Над картиной «Явление Христа Народу» он трудился 20 лет, и она стала главным делом его жизни.
Бытовой жанр связан с творчеством А.Г. Венецианова. Большим открытием стали его картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Он показал красоту повседневного труда и жизнь крестьян, основал художественное училище в имении Сафонково, которое способствовало быстрому распространению бытового жанра в искусстве. Еще одно знаменитое имя связано с рождением критического реализма в изобразительном искусстве России – это П.А. Федотов. В таких его картинах, как ''Свежий кавалер'', ''Сватовство майора'' впервые критиковались отдельные стороны общественной жизни. На музыку первой половины XIX века большое влияние оказала война 1812 года. Композиторы создали много героико-патриотических произведений (опера К.А. Кавоса ''Иван Сусанин''). Возникновение русской музыкальной классики тесно связано с именем М.И. Глинки. Он создал русскую интеллектуальную музыку, русский национальный романс, русскую оперу. Большую популярность у многих композиторов, поэтов, писателей и художников имели музыкальные вечера в салонах у А.А. Дельвига, З.А. Волконской. На летних концертах в Павловске под Петербургом неоднократно выступал ''король вальсов'' И. Штраус. Реализм и народность присутствовали в творчестве композитора А.С. Даргомыжского (оперы ''Русалка'', ''Каменный гость''). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности.


4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ Заметные изменения происходили в первой половине XIX века в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали застраиваться большими каменными домами. Обширное Зарядье в центральной части Москвы, сгоревшее дотла в 1812 г., оказалось застроенным двух – и трехэтажными домами. Начало одеваться камнем и купеческое Замоскворечье. К середине XIX века каменные дома имелись в большинстве городов. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием транспорта, торговли, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. В Москве популярными местами отдыха стали Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном саду устраивались спектакли ''воздушных театров''. Петровский парк славился своим ''вокзалом'' где давались концерты. Шумные пасхальные гулянья собирали представителей разных сословий на обширном пустыре, где в будущем был разбит Новинский бульвар. Любили шумные гулянья и жители Петербурга. Здесь они обычно устраивались на Сенной площади, на Царицыном лугу или Екатерингофе. Толпа поражала пестротой нарядов, это порождалось смешением традиционной и новой одежды. Многие стремились следовать европейской моде. Костюм русского горожанина XIX века сохранял традиционные элементы, но постепенно приближался к среднеевропейскому. Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые влияния проникали и в нее. Зажиточные крестьяне стараются подражать горожанам. В городах и деревнях широкое распространение получило чаепитие. Россияне не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, без добавок. Также приобретает популярность и кофе. Новым явлением в быту россиян стало потребление картофеля. К середине XIX века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания. Необходимым церемониалом званых обедов становятся французские блюда. Рацион богатой части русского общества в середине XIX века насчитывал 376 различных блюд и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь. В быт проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX века считалась предметом аристократическим. Все отмеченные новации являлись следствием происходивших в данный период социально-экономических и культурных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из этапов в историко-культурном процессе, основным содержанием которого было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм, гражданственность и интерес к ''маленькому человеку'', открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов. На культуру России первой половины XIX века не мог не повлиять глубокий кризис феодальной системы и начавшие складываться новые капиталистические отношения. К сознательной жизни начал стремиться простой народ, который был разбужен восстанием декабристов. Надежды, возлагавшиеся на реформы Александра I, не оправдались. Передовое русское общество входило в конфликт с царским правительством, отрицало идеи служения власти, которая строится на угнетении крепостного люда. Лучшие писатели и критики России были одновременно просветителями, борцами за народное освобождение, революционерами. Искусство также прониклось передовыми идеями, становилось средством борьбы, нравственного воспитания. К концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявлялось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. Были весьма ограничены средства народного просвещения и культурная жизнь, в основном, была разнообразна только в крупных городах России, а провинция находилась еще в глубокой спячке.
список литературы 1.Шульгин В.С., Кошман Л.В, Зезина М.Р Культура России. М.: Простор, 1996. 2.Балакина Т.И История русской культуры. М.: Издательский центр АЗ, 1996. 3.Савицкая Л.К Русское искусство XI-XX веков. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. 4.Мартюшов Л.Н. История России: вторая половина XIX-XX в. Курс лекций под редакцией проф. Личмана Б.В. Екатеринбург: УрГТУ, 1995. 5. Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М.: Центр, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль организаций социальной защиты в защите проституток
Реферат Учёт денежных средств в кассе и на расчётном счете 2
Реферат Отчет производственной практике ЗАО Казань Торгпром
Реферат Афганская проблема в ирано-пакистанских международных отношениях в 90-ых гг. XX – начале XXI вв.
Реферат О статье М.П. Погодина "Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала"
Реферат Правовое положение и содержание сторон в гражданском процессе
Реферат Употребление фигур речи в современных СМИ
Реферат Балки подкрановые стальные для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т
Реферат Роль орфографии в развитии литературного языка нации
Реферат Технология возделывания горчицы
Реферат Тарас Бульба Николая Васильевича Гоголя
Реферат Филологический анализ рассказа И.А. Бунина "Тёмные аллеи"
Реферат Социальная реклама
Реферат "Идиот" Достоевского. Роман как фотография
Реферат Сергей Николаевич Булгаков