Реферат по предмету "Культурология"


Изменения в костюме, связанные с I Мировой войной

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЕННОМ КОСТЮМЕ, СВЯЗАННЫЕ С I МИРОВОЙ ВОЙНОЙ 1.1. Изменения в военном костюме России и Красной Армии, связанные с I мировой войной 1.2. Изменения в военном костюме Германии, связанные с I мировой войной
1.3. Изменения в военном костюме Франции, связанные с I мировой войной 1.4. Изменения в военном костюме Британской империи, связанные с I мировой войной 1.5. Изменения в военном костюме Италии и Австро-Венгрии, связанные с I мировой войной 1.6. Изменения в военном костюме балканских войск, связанные с I мировой войной Глава 2. Реакция гражданской моды на события Первой мировой войны 1.1. Женский послевоенный костюм 1.2. Изменения в мужском послевоенном костюме ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ В 1914 году началась I Мировая война. Женщины заменили в работе ушедших на фронт мужчин. Им понадобилась более простая и практичная одежда, не требующая многочасового одевания в сопровождении прислуги. Экономия и практичность – закон военного времени. Именно в это время появилась Коко Шанель и подарила работающим женщинам новую практичную элегантность: трикотаж, мужские шляпы и сумки на ремне. Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям, культивировавшим образ этого десятилетия – потерянного военного поколения. Романы Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках предыдущего десятилетия. Поколение, жившее со скоростью своих спортивных автомобилей, разрушившее вековые запреты, проповедовавшее неразбавленное виски, богемные вечеринки и однополую любовь. Женщина начала активно работать в тех областях, которые ранее считались чисто мужскими, начала заниматься спортом. Для этого была необходима простая удобная одежда. Ее и подарила женщинам Шанель. Она сделала трикотаж модной одеждой для леди из высшего общества, подарила миру знаменитые «Шанель №5», и в 1924 году изобрела маленькое черное платье – эталон элегантности и сегодня. Кроме этого, она сделала бижутерию приемлемой для ношения всеми слоями общества. Белье минимизировалось до короткой комбинации, штанишек и пояса для чулок. Самостоятельность женских путешествий ввела в моду пижаму; увлечение дансингом привело к укороченным вечерним платьям и туфлям с перепонками, в которых удобно танцевать чарльстон, рэгтайм и фокстрот… Появились женщины- вамп, с черными тенями и черной губной помадой. В нашей стране 20-ые определяет Лиля Брик на фотографиях Александра Родченко. До сих пор образ девушки в косынке с плаката «Лениздата» преследует нас. Итак, девушка 20-х - тонкая, с плоской грудью, вытянутым прямым силуэтом, любящая спорт и танцы. Они пользуется новой химической помадой и компактной пудрой. Брюнетки с короткой стрижкой «гарсон» или «буби-копф». Таких стрижек требовали модные шляпки-«колокольчики», закрывающие всю голову и уши. Часто носили косынки и маленькие чалмы на голове. Женская самостоятельность породила моду на курение в общественных местах, женщины демонстрируют длинные мундштуки, плоские портсигары и драгоценные зажигалки. Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом. Рисунки на тканях, под влиянием конструктивизма, предпочитались геометрические. Полосы, зигзаги, круги, квадраты и т.п. Особенно актуально это было в нашей стране. На ногах красавицы носили туфли-лодочки на устойчивом каблучке. Двадцатые раскрепостили женщин. Собственно, то, о чем поют ныне феминистки, было испробовано еще в далеких двадцатых: курение, работа, вождение автомобиля, делание денег… Все это дамы делали с присущей им женственностью и элегантностью. К элегантности их туалетов прибавилась деловая практичность. Но эта практичность зародилась в середине 1910-х как жесткая необходимость военного времени. Актуальность выбранной темы заключается в исследовании тех проявлений моды, которые связаны с Первой мировой войной. Изучить влияние войны на формирование военного и гражданского костюма – это главная задача работы. Обзор литературы, посвященной данной проблеме, показал недостаточную изученность реакции моды на события военного времени.
ГЛАВА I. ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЕННОМ КОСТЮМЕ, СВЯЗАННЫЕ С I МИРОВОЙ ВОЙНОЙ Для того, чтобы выявить те черты костюма и те веяния моды, на которые оказала влияние Первая мировая война (1914–1918), необходимо в первую очередь изучить стилистику военного костюма участвовавших в военных действиях противоборствующих сторон. Гражданская мода не могла не отозваться на такое значительное событие мировой истории как Первая мировая война. Очевидно было восприятие модой не только общей «атмосферы» военной ситуации, выражавшейся в значительном облегчении костюма, стремлении его быть более удобным, некрикливым, но и прямом заимствовании некоторых черт военного костюма (популярность защитных, темных цветов одежды; широкие, «под армейские» пояса; глухие воротники, «уши как у летчика» головных уборов и т.п.) 1.1. Изменения в военном костюме России и Красной Армии, связанные с I мировой войной Полевая форма защитного цвета появилась в русской армии еще в ходе боев русско-японской войны. Официально же это обмундирование было введено в 1907 г. Для офицеров оно представляло походный мундир в виде однобортного кителя и гимнастерки для нижних чинов. Пехота носила того же цвета шаровары и фуражки с кожаным лакированным козырьком зеленого цвета. Ремешки на фуражках полагались только в кавалерии и конной артиллерии, а у офицеров — во всех родах войск. Бриджи кавалеристов были традиционного серо-синего цвета, а казаки носили традиционные шаровары с лампасами. Первоначально кителя и гимнастерки шились из ткани цвета «шанжан», ткавшейся из желтых и голубых нитей на красно-бурой основе, затем этой ткани формально было присвоено название «материала зеленовато-серого цвета». Проводились эксперименты с двухцветными летними рубахами, ткань которых с одной стороны была окрашена в зеленый, а с другой в коричневый цвета. Рядовым вместо гимнастерки пытались ввести походный мундир (на манер офицерского), но он оказался неудобным и был заменен рубахой-косовороткой. Окончательный фасон солдатской гимнастерки ввели накануне войны в 1913 г. В связи с отменой цветных фуражек с номерами полков на околышах шифровки на погонах изменили с дивизионных на полковые. В 1912 г. ввели новую экипировку «желтой» кожи. «Кавказские» казачьи войска продолжали носить свою оригинальную форму, заменив цветное сукно на серое или светло-коричневое и т.п. В ходе Первой мировой войны в униформе русской армии появились естественные отступления от регламента. В 1915 г. офицеры все чаще носили френчи защитного цвета различных покроев, а полевые погоны заменяли, нарушая все приказы, галунными. В кавалерии наряду с серо-синим цветом штанов допускали черный и серый. Пехота начала носить ботинки с обмотками защитного цвета.
Вслед за летчиками, самокатчиками и автобронетехническими войсками в армии среди офицеров и особенно в кавалерии большой популярностью пользовалось кожаное обмундирование. В остальных войсках офицеры, как правило, носили кожаные краги. В 1916 г. в армии начали вводиться стальные каски французского образца, и в связи с этим в качестве головного убора, носимого под каской, ввели полевую шапку, прозванную «пилоткой», из-за того что первоначально этот головной убор появился у русских авиаторов[1]. (Илл.1)
В 1918 г. в России был объявлен конкурс на создание формы для Красной Армии. Молодой художник С.Г. Аркадьевский получил первую премию и право осуществления своего проекта. Аркадьевский, взяв за основу одежду древнерусского воина, создал форму -шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получивший название буденовки[2]. (илл. 2, илл. 3)

Илл. 2. Форма для Красной Армии
Илл. 3. Красноаармеец 1.2. Изменения в военном костюме Германии, связанные с I мировой войной В последние годы перед войной экипировка германской пехоты была значительно облегчена. Легче и меньше в размерах стали пехотные каски с характерным пикообразным навершием. В прусской армии была введена полевая униформа защитного цвета, покроем соответствовавшая парадной цветной, но с прорезными карманами на полах курток и отложными воротниками. В пехоте полевая униформа была серого цвета с красными выпушками (алыми в артиллерии и технических войсках). Цвет выпушек на серых погонах соответствовал цвету погон на парадной форме полков, а все номера и вензель на них были красного цвета. Каска с этих пор должна была покрываться серым чехлом с красным трафаретным номером полка (кроме гвардии). Базовым цветом полевой униформы егерских батальонов и гвардейских стрелков стал серо-зеленый. Прикладной цвет на полевой униформе в виде выпушек отныне стал зеленым (номера батальонов красными). Самыми распространенными элементами форменной одежды среди прусских офицеров были двубортные куртки-литовки и фуражки защитного цвета с цветным околышем, часто в полевых условиях покрывавшимся полосой ткани защитного цвета. С введением полевой униформы экипировку кавалеристов полностью заменили пехотной. Десять прусских кирасирских полков получили серую защитную полевую униформу с полковым галуном на стоячем воротнике и обшлагах. Все выпушки на куртках и околыши фуражек сохранили полковые приборные цвета. На погонах всех, непосредственно прусских, полков внутренняя выпушка была белого цвета, а внешняя также имела приборный цвет. Три полка саксонских кирасир носили аналогичную униформу, а в двух баварских все выпушки были красного цвета. Полевая униформа драгун отличалась от пехотной только обшлагами и закругленными спереди стоячими воротниками. Выпушки на их новой униформе имели полковые приборные цвета. Уланы и гусары сохранили в мундире характерные черты этого вида кавалерии. Уланские серые куртки были очень близки по покрою к цветным парадным, цвет выпушек на них соответствовал теперь цвету парадных лацканов. В униформе гусар полковой цвет присутствовал только на погонных шнурах и околыше фуражной шапки (последние — цвета парадной аттилы). С введением полевой униформы гусарские пояса и ташки сразу упразднили. Баварские, саксонские и прочие части, входившие в состав германской армии, носили униформу прусского образца и отличались лишь небольшими частными деталями[3]. (илл. 4) В 1915 г. прусская пехота начала носить каски со снятыми пиками. В конце года также была введена новая полевая униформа, общая для всех родов войск. Пехота получила блузы «полевого серого» цвета с отложными темно-серыми воротниками и упрощенными прямыми обшлагами. В тех полках, на униформе которых до сих пор полагались петлицы, их заменили на небольшие серые петлички. Погоны всех пехотных полков стали цвета блузы и обрамлялись белой выпушкой (цифры и вензеля на погонах — красные). Выпушки старых приборных цветов сохранились лишь в гвардейских да нескольких гренадерских пехотных полках. Вся кожаная экипировка теперь стала черного цвета. Общеармейская шинель серого цвета имела темно-серый отложной воротник без клапанов, с точно такими же погонами, что носили солдаты или офицеры на своей блузе. В это же время начали вводить стальные каски, окрашенные в серый цвет или покрытые чехлами. С введением новой полевой униформы все отличия пулеметных команд, имевших до сих пор особую униформу, отменили. Теперь пулеметчики должны были носить униформу тех частей, которым были приданы их команды. Блуза егерей и стрелков была серо-зеленого цвета с темно-серо-зеленым воротником. Выпушки на погонах егерей были светло-зеленого цвета, у стрелков — черные. Номера на погонах остались красными. Кавалеристы, как и пехотинцы, получили блузы «полевого серого» цвета. В кирасирских полках погоны на них были белого цвета с выпушкой приборного цвета полка и желтыми номерами, у драгун погоны василькового цвета с выпушками опять же приборного цвета. Гусары продолжали носить на новых блузах старые погонные шнуры. Уланы теперь должны были носить красные прямоугольные погоны с выпушками цвета полковых уланских шапок образца 1914 г. и желтыми номерами. Новые конно-егерские полки, появившиеся в 1913 г., имели только полевую униформу, подобную униформе пеших егерей. Головным убором у них служила драгунская каска, а также они носили драгунские короткие сапоги. Введение новой униформы образца 1915 г. продолжалось довольно долго, так что в течение последующих лет войны в армии встречались различные сочетания и модификации старых и новых деталей мундира и амуниции[4]. (илл. 5) 1.3. Изменения в военном костюме Франции, связанные с I мировой войной В Первую мировую войну французские войска вступили в цветной униформе, несмотря на то что защитная палево-зеленая униформа была экспериментально опробована еще в 1912 г., а следующая ее модификация из ткани цвета «блю оризон» к началу войны была изготовлена в огромном количестве и уже лежала на складах. Применять в действующей армии ее стали только с 1915 г. Первоначально воротник новых курток полевой униформы был украшен желтым клапаном с номером полка. Позже этот клапан стал такого же цвета, что и сама куртка. Одновременно были введены и кепи с темно-синим номером полка и стальные каски. Кожаная экипировка с этого времени стала натурального коричневого цвета. Стрелки, как и солдаты пехотных полков, в начале XX в. получили синие однобортные туники, сохранив свои традиционные цвета. Защитная же униформа в этих частях была введена только в 1930-х гг. После франко-прусской войны старшие офицеры, как и младшие офицеры, носили черные доломаны, потом туники, а с введением полевой формы — куртки и галифе серо-голубого цвета. Звания при этом обозначались звездами над срезом обшлагов. Старшие унтер-офицеры во французской армии носили офицерские туники со своими знаками различия.
С начала войны кирасиры носили каски и кирасы, покрытые чехлами цвета хаки. Каски получили и некоторые гусарские и конно-егерские полки (соответственно со звездой или рожком на латунной полосе вместо Гренады). Как и в пехоте, кавалерийские офицеры продолжали носить черные туники. С введением защитной формы цвета хаки драгунские и кирасирские куртки отличались синим цветом клапанов на воротниках. В моторизованных драгунских полках над номером на клапанах помещалась белая пятиконечная звезда. Сами номера были красными у кирасир и белыми у драгун.
Что касается гусар и конных егерей, то с начала войны они, как и пехотинцы, носили свои кепи зачехленными, а с введением защитной полевой униформы их отличием стали голубые (у гусар) или зеленые (у конных егерей) номера полков на синих клапанах воротников[5]. (илл. 6) 1.4. Изменения в военном костюме Британской империи, связанные с I мировой войной После 1914 г. старая традиционная цветная униформа английской армии в армейских полках была полностью упразднена, а введенная вместо нее полевая защитная униформа просуществовала, почти не изменяясь, вплоть до 1939 г. В 1908 г. амуниция рядовых стала болотного цвета, а у офицеров — коричневого. В 1916 г. в английской армии ввели стальную каску. У каждого полка был собственный значок на воротнике куртки и тулье фуражки. Значки, кавалерийских полков отличались огромным разнообразием. Полки «Лайф-гард» и Конной гвардии, например, имели кружок с королевским вензелем в центре, увенчанный короной (эти знаки, как и пуговицы, были чернеными у стрелков, желтого металла у пехоты и других родов войск), а также свою аббревиатуру на погонах. За исключением шотландских полков, продолжавших носить традиционные кильты и гольфы, полевая форма была предельно унифицирована. Так что кавалеристы отличались от пехотинцев только другими экипировкой и обувью. Инженерные войска носили мундир, идентичный пехотному, но их парадный мундир имел синий приборный цвет и «австрийские» узлы на обшлагах. На воротнике полевой формы располагался значок в виде гренадки. Другие специальные части также имели свои значки. Например, танковый корпус — значок в виде танка, увенчанного короной (вдобавок к этому отличием являлись вышитый танк на правом предплечье куртки и черный берет со значком на левой стороне), а корпус связистов — значок в виде овала, в котором был изображен Меркурий. Свою оригинальную униформу получили Королевские воздушные силы. Британские авиаторы носили короткие куртки с аббревиатурой их корпуса на груди и складные шапочки, напоминавшие русские пилотки. Войска из заморских владений Британской империи носили точно такую же униформу, что и войска метрополии, но иногда с элементами национального костюма. Примером могут служить чалма индусов или фески у северных африканцев. Австралийские части вместо фуражек носили широкополые шляпы с подогнутым левым полем[6]. (илл. 7) 1.5. Изменения в военном костюме Италии и Австро-Венгрии, связанные с I мировой войной Итальянская армия получила новые синие туники с прибором красного цвета у пехоты и по полкам у кавалерии. Туники были однобортными у нижних чинов и двубортными у офицеров. В 1903 г. полы туник были укорочены, они стали больше напоминать куртки, на которых уже не было никаких цветных выпушек. Каждая бригада имела теперь на воротнике клапан своего собственного цвета. Эта система расцветки сохранилась в итальянской армии вплоть до войны 1939—1945 гг. Для гренадер в 1903 г. были установлены полностью красные воротники и обшлага. В то же время во всей армии была введена черная кожаная экипировка. Офицеры носили куртки целиком синего цвета. Звания определялись по погонам. В 1908 г. в итальянской армии была введена серо-зеленая полевая униформа. Защитные куртки отличались от парадных своим стоячим воротником, украшенным цветными клапанами. Кожаная экипировка, введенная для полевой формы, была серо-черного цвета (позже она стала «полевого серого» цвета). На кепи располагался значок — эмблема соответствующего рода войск. Звания на полевой униформе обозначались серо-зеленой шелковой тесьмой по краю обшлагов у унтер-офицеров и такой же тесьмой по швам кепи у офицеров. Во время Первой мировой войны в итальянской пехоте были введены стальные каски французского образца. В кавалерии в то же время появились шлемы т.н. «тропического типа» со значком рода войск по центру передней части. Спустя некоторое время после начала Первой мировой войны все кавалерийские полки итальянской армии были сведены к двум уланским («лансьери») и трем легкоконным («каваллежьери») полкам, различавшимся по цвету воротника и цвету клапанов. В 1915 г. серо-голубой цвет полевой австро-венгерской униформы по германскому образцу был заменен серым. В 1918 г. были введены куртки нового типа с отложным воротником, по которому проходили две полосы полкового приборного цвета, по одной с каждой стороны. На погонах стали набивать трафаретные номера полков. В ходе войны во всей австро-венгерской кавалерии были введены новые серые подбитые мехом куртки, прототипом которым послужили «куртки-доломаны» драгун, удачно заменявшие шинель. С самого начала войны головные уборы кавалеристов, замененные потом стальными шлемами германского образца, покрывались серыми чехлами. Униформа легких частей отличалась от униформы пехотных только своим традиционным зеленым приборным цветом.[7]. (илл. 8) 1.6. Изменения в военном костюме балканских войск, связанные с I мировой войной Полевая униформа сербской армии, опробованная в 1912 г. и уже полученная большей частью армии в 1914 г., имела тот же покрой, что и цветная парадная форма, но была серо-зеленого цвета. Приборным цветом для всех пехотных полков остался темно-красный, для кавалерийских — синий, для артиллерии — черный и для инженерных войск — вишневый (пуговицы из белого металла). На защитных куртках офицеров воротники были цветными, тогда как воротники рядовых имели только цветные клапаны, на которых звездочками обозначались звания унтер-офицеров. Офицерские куртки имели цветные выпушки на обшлагах. Отличались офицеры и головными уборами, имевшими козырьки, кокарды и выпушку по верхнему краю (в кавалерии с коричневым подбородочным ремнем). Полевая униформа румынской армии была введена во всех войсках к 1916 г. Базовым цветом новой униформы стал иссиня-серый, сменившийся после 1917 г. на голубой. Роды войск должны были различаться по цвету фигурных клапанов и выпушек воротников, а также номерам на закругленных погонах. В пехоте этот цвет был красным. Кожаная амуниция стала коричневой. Офицерские куртки отличались четырьмя накладными карманами. По боковым швам серых штанов должна была идти выпушка приборного цвета. Полевая форма стрелков имела традиционный зеленый приборный цвет. На воротниках курток вместо клапанов пришивались зеленые рожки. В 1912 г. румынская кавалерия состояла из десяти регулярных полков («рошиори»), вооруженных с 1884 г. пиками, украшенными двухцветными флажками (верхняя полоса приборного цвета, нижняя красная). Парадная униформа румынской кавалерии была гусарского типа. Кавалеристы имели также шинели серо-зеленого цвета (как в пехоте, но двубортные). Воротники на этих шинелях должны были быть красного цвета с фигурными клапанами приборного цвета. Полевая униформа кавалерии отличалась от пехотной только полковыми цветами выпушек и клапанов. Румынские артиллерийские и инженерные войска носили полевую униформу с черным приборным цветом. В инженерных войсках черные клапаны на воротниках .окружены красной выпушкой. С 1916, г. в румынской армии стали вводиться стальные каски французского типа с королевским вензелем, увенчанным короной.
Защитная униформа, введенная в греческой армии в 1912 г., во многом напоминала английскую. Цвет выпушек на куртках и фуражках греческих солдат обозначал род войск. Красный цвет принадлежал пехоте и артиллерии, малиновый — инженерным войскам (с 1912 г. светло-синий). Звания обозначались на погонах звездами (у офицеров) и темно-синей тесьмой (у унтер-офицеров). Офицеры вместо солдатских фуражек носили кепи, обшитые по швам галунами темного цвета, также обозначавшими звание[8]. (илл. 9)

Глава 2. Реакция гражданской моды на события Первой мировой войны 1.1. Женский послевоенный костюм Война принесла большие изменения в женский костюм; она заставила женщин занять место мужчин в промышленности, конторах и госпиталях. Дома мод были закрыты и женщины сами создавали одежду таким образом, чтобы обеспечить необходимые условия в работе. За это время исчезли корсеты, трены и избыточные украшения. Влияние на моду оказала армия, не только европейская, но и колониальная, которая принесла экзотику прекрасного искусства Марокко и Туниса, Китая, Индии, арабских стран. Простота форм женского костюма часто компенсируется обильной отделкой[9]. Женщины заменили у станков заводов ушедших на фронт мужей, отцов, братьев. Мужские профессии вынудили женщин спрятать в чепчики длинные волосы, сузить широкие рукава и юбки. (илл. 10) На страницах журналов, отведенных моде, писали: "Непринужденность" означала желание освободиться от стягивающих и сковывающих форм, от сложного кроя и вытачек"[10]. Создавались туалеты из кусков ткани, соединенных прямыми швами. Рукава, лиф, юбки представляли собой прямые полотнища, собранные в сборки, складки или свободно спадающие. Корсеты в начале войны прежней формы, а к концу исчезают и приобретают большую свободу. Белье стало короче, просторнее и менее зажатым, в качестве домашней утренней одежды носили свободные широкие пижамы. Рубашка приобретает современную форму и слегка расширяется на бедрах. Очень модны комбинезоны, в которых рубашка составляла одно целое с панталонами. Платья в период первой мировой войны укоротились настолько, что стали видны башмаки вместе с голенищем. Они получили форму прямой рубахи с рукавами кимоно и поясом. Вырез горловины делали в форме каре или полностью открывали плечи. Рукава чаще всего были короткие, поэтому стали носить длинные перчатки. В 1921 г. на некоторое время вошли в моду рукава, плотно обтягивающие руки, а затем длинные рукава с большой подкройной ластовицей. Кроме того, оставались популярными рукава, собранные у запястья. Костюм этого времени постепенно приобретает спортивный характер. В первые годы войны костюмные юбки были короткими и широкими, жакеты - широкими, различной длины, с поясом, который сначала носили на линии талии, а потом несколько выше. Шили их из шерстяных тканей серого, синего, бежевого цветов, как гладких, так и в клепку и в полоску. В 1923 г. появился новый тип костюма, состоящий из юбки, цветной блузки типа казак и жакета на подкладке из материала блузки. Жакет и юбка выполнялись из материала гавана, а блузка и подклад — из кашемира с турецким рисунком. Блузки этого периода заканчиваются баской или поясом на бедрах. Вырез горловины был или очень большим, или оформлялся большим, лежащим на плечах воротником. Их шили из сатина, муслина, трикотажа, батиста, крепдешина и других тонких тканей. В целом, блузы сочетали в себе фантазийный и спортивный стиль и напоминали мужские рубашки. В период первой мировой войны получили широкое распространение теплые вязаные джемперы и свитеры ниже бедер. Модны были также длинные свитеры из шелкового трикотажа различных цветов. Пальто носили фалдящие, свободные или стянутые поясом, чаще всего с пелериной. Шили их из шерстяных тканей в полоску и в клетку. Пальто были длинные и короткие, могли быть отдельные дорожные пелерины и совсем короткие куртки. Элегантная верхняя одежда была или простой, или очень экстравагантной формы. (илл. 11)[11]. Она выполнялась из тонких бархатных или шелковых тканей. Очень модны были рубчик, гофрировка и плиссировка. Вечерние пальто имели высокие воротники, доходящие до ушей, даже до глаз. Вечерние платья были очень сборчатыми и драпированными, из шелковых тканей с разноцветным рисунком. Драпировалось платье чаще всего асимметрично, на бедре или на плече. Чулки стали подбирать в соответствии с цветом одежды. Вместо высоких ботинок все чаще носили низкие, до косточки. Туфли были в форме лодочки, часто с одной или двумя перепонками. Бижутерия не в моде - надевали одну цепочку или одну нитку бус. Появилось множество колец. Модными дополнениями были шали - вышитые и расписные, богато декорированные сумки и зонтики. Изменения коснулись и причесок. Пучок волос закрепляют на макушке или низко на шее, повязки стали шире и закрывали лоб. Модными стали челки, и в целом прическа надвигается на лицо. Шляпы стали скромнее. С костюмами надевали маленькие, похожие на мужские, шляпы с округлой головкой, большие береты рембрандт, шляпы, похожие на головные уборы сестер милосердия. Нарядные шляпы имели широкие поля, украшенные страусовым пером и большие соломенные шляпы.

Илл. 11. Вечерние платья с драпировками Цветовая гамма сначала была пастельной, постепенно становилась все ярче, а сочетание тканей все контрастнее. Чрезвычайно модным было сочетание белого с черным и теплая группа цветов - каштановый, бронзовый, цвета песка, черепахи и т.д. Орнамент был крупным, располагался полосами или произвольно. Таким образом, уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Появляются новые удобные и практичные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная одежда. Главной чертой моды этих лет становится свобода формы. Свободно висят на плечах блузки, рукава, пелерины. Их характеризуют силуэт — «бочонок», фантастическая отделка: широкие оборки, баски, пояса, не прилегающие к фигуре, неровные края низа юбок. Мягкие ткани маскируют естественные очертания фигуры (илл. 12)[12]. Обувь разнообразна по назначению: ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом — для торжественных случаев. 1.2. Изменения в мужском послевоенном костюме Мужской костюм во время первой мировой войны (1914—1918) изменяется очень мало, но испытывает влияние военной формы. Появляются закрытые пиджаки типа военного френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки галифе[13]. Из всего многообразия довоенных форм одежды, в быт России вошли лишь пиджак, пальто и толстовка. Эти виды одежды были приняты только по принципу простоты. Мужской послевоенный костюм в целом формировался на основе трех принципов: простоты, удобства и изящества.
В 20-х послевоенных годах и последующие десятилетия, когда вместе с нарождавшимся новым продолжало существовать отжившее старое, в искусстве и моде стран Запада не обошлось без революционных изменений. Мужской костюм в 20-е годы отличался простотой и целесообразностью[14]. Сюртук вскоре исчез из моды, зато пиджак стал пользоваться большим успехом, и его надевали почти во всех случаях.
Для костюмов периода 1915-1920 т характерен полуприлегающий силуэт пиджака с расширенными лацканами. Для пальто характерен прямой или расширенный силуэт укороченной формы. В 20-х гг. молодежная одежда отличалась прежде всего свободными формами и гораздо большим разнообразием расцветок. При короткой стрижке была модна мягкая фетровая шляпа с вмятиной на тулье. Мужской костюм находился также под влиянием массового развития спорта. Наряду с обычными прямыми брюками носят бриджи. Пальто характеризовалось простыми строгими линиями. Черты одежды спортивного стиля прослеживаются и в пальто. Прочно входит в моду пальто и плащ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование влияния Первой мировой войны на моду позволило сделать следующие выводы: 1. Война приводит к сокращению длины юбки и длины волос. Новая послевоенная мода – геометрична. Костюм намеренно разделяется на 2 части: лиф и юбку. Основу женского костюма составляют рубашка с двумя швами и одним пояском. Руки обнажены, бюстгалтер поддерживает и поднимает грудь. Нередки глубокие треугольные вырезы спереди и сзади[15]. Основные черты, которые приобретает женский послевоенный костюм, стремятся к большему удобству и простоте. Одежда подчеркивате мягкими линиями силуэт и умеренные объемы фигуры[16]. В женском костюме рождается новый тип одежды. Осуществилась реформа, за которую боролись все реформаторы женской одежды: исчезли корсеты, длина женского платья и длина волос наконец уменьшились. Ведущее место теперь занимает повседневный костюм, в котором женщина проводит основную часть дня. Широко распространяются блузка и юбка, иногда заменявшие нарядный костюм. В женской одежде появляется новое качество — конструктивность, ясность и простота покроя, расположение отделки на конструктивных линиях. Все это говорит о возникновении элементов нового стиля. 2. Мужской костюм развивается под влиянием военного костюма. Это находит отражение в новых видах одежды: появляются всевозможные куртки и брюки гольф, в повседневный бытовой костюм входят толстые шерстяные носки, применявшиеся для на велосипеде и мотоцикле, появляется закрытый пиджак типа френча с поясом и накладными карманами, краги, брюки галифе, мягкий плащ покроя реглан, пальто тренчкот на съемной теплой подкладке. Все эти виды одежды обогащают стандартизованный, унифицированный гардероб мужчины, расширяя его функциональность[17].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бердник Т. О. Дизайн костюма. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 256 с. 2. Герасимова Ю. Л. История костюма и моды. – Омск, 2003. – 244 с. 3. Голыженков И. Энциклопедия военного костюма за 300 лет. – М, 2001. – 506 с. 4. Дудникова Г. История костюма. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 288 с. 5. Каминская Н. М. История костюма. – М.: Искусство, 1986. – 423 с.: ил. 6. Картамышева Л. Н. Исторический процесс и эволюция одежды. – Саратов, 1998. – 201 с.: ил. 7. Кэссин-Скотт Дж. История костюма и моды. –М.: Д&К, 2002 –422 с. 8. Нанн Дж. История костюма 1200 – 2000. – М.: Терция, 2003. – 366 с. 9. Нерсесов Я. И. Мода. – М, 2002. – 321 с. 10. Пармон Ф. М. Композиция костюма. – М, 2000. – 418 с.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 1) Костюм русской армии времен I мировой войны. Цифрами обозначены: - 1. Летчик в чине прапорщика. 1914 г. - 2. Рядовой гвардейской пехоты. 1914 г. - 3. Рядовой армейского пехотного полка. 1916 г. - 4. Капитан 8-го гренадерского Московского полка. 1914 г. - 5. Корнет 1-го уланского Санкт-Петербургского полка. 1914 г. - 6. Казак Кубанского войска. 1914г. - 7. Донской казак. 1914г 2) Форма для Красной Армии: шинель, гимнастерка, буденовка (художник С.Т. Аркадьевский, 1918 г.). 3) Форма красноармейца. 4) Костюм немецких войск первой мировой войны. Цифрами обозначены - 1. Гренадер прусского 1-го гвардейского императора Александра I гренадерского полка. 1914г. - 2. Рядовой штурмовой команды. 1917—1919гг. - 3. Второй лейтенант 13-го пешего артиллерийского полка. 1916г. - 4. Рядовой егерского батальона. 1915 г. - 5. Рядовой 102-го пехотного (3-го Саксонского) полка. 1915г. - 6. Рядовой 3-го кирасирского (Восточнопрусского) полка. 1914 г. - 7. Рядовой 3-го гусарского (Бранденбургского) полка. 1914 г. - 8. Улан 18-го уланского (2-го Саксонского) полка 1914 г. 5) Костюм немецких войск Первой мировой войны. Цифрами обозначены: - 1.Рядовой роты горных стрелков. 1917 г. - 2. Рядовой 76-го пехотного (Гамбургского) полка. 1915г. - 3. Генерал. 1915г. - 4. Пулеметчик 11-й пулеметной команды. 1914 г. - 5. Рядовой 12-го вестфальского батальона ландштурма. 1915г. - 6. Трубач 2-го кон но-егерского полка. 1914г. - 7. Рядовой 8-го драгунского (Рейнского) полка. 1916г. 6) Костюм французских войск Первой мировой войны. Цифрами обозначены: - 1. Стрелок Польского легиона во Франции. 1919г. - 2. Пеший егерь в летней парадной форме с батальонным значком (фанъоном). 1914г. - 3. Рядовой 5-го пехотного полка в парадной форме. 1914 г. - 4. Рядовой 17-го пехотного полка в походной форме. 1914 г. - 5. Рядовой пехотного полка в полевой форме. 1916г. - 6. Бригадный генерал. 1917 г. - 7. Лейтенант 13-го кирасирского полка в полевой форме. 1914 г. - 8. Старший трубач унтер-офицер 2-го драгунского полка. 1914г. 7) Военный костюм войск Британской империи. Цифрами обозначены: - 1. Капитан корпуса королевских инженеров. 1914 г. - 2. Рядовой шотландского пехотного полка в шинели. 1916 г. - 3. Рядовой полка Королевских фузилеров. 1914 г. - 4. Рядовой пехотного полка. 1917 г. - 5. Рядовой и офицер кавалерийского полка. 1914 г. 8) Костюм итальянских и австро-венгерских войск. Цифрами обозначены: - 1. Рядовой 23-го пехотного полка в полевой форме. Италия. 1916 г. - 2. Капрал 49-го пехотного полка. Италия. 1915г. - 3. Рядовой пехотного полка. Австро-Венгрия. 1918г. - 4. Стрелок горных егерей. Австро-Венгрия. 1915г. - 5. Рядовой гусарского полка гонведа. Австро-Венгрия. 1916г. - 6. Офицер гусарского полка гонведа. Австро-Венгрия. 1916г. 9) Костюм балканских войск. Цифрами обозначены: - 1. Рядовой 20-го пехотного полка. Сербия. 1916г. - 2. Рядовой легкой пехоты. Румыния. 1914 г. - 3. Рядовой 1-го полка рошиори. Румыния. 1916 г. - 4. Рядовой 23-го пехотного полка. Румыния. 1916 г. - 5. Рядовой пехотного полка. Черногория. 1914 г. - 6. Рядовой 7-го пехотного полка. Греция. 1916 г. 10) Женский костюм, 1914 – 1916 гг.
11) Вечерние платья с драпировками 12) Женское послевоенное платье [1] Голыженков И. Энциклопедия военного костюма за 300 лет. – М, 2001. – С. 216 [2] Пармон Ф. М. Композиция костюма. – М, 2000. – с. 104 – 105 [3] Голыженков И. Указ. Соч. С. 218.
[4] Там же, с. 220 [5] Там же, с. 222 [6] Там же, с. 224 [7] Там же, с. 228 [8] Там же, с. 230 [9] Герасимова Ю. Л. История костюма и моды. – Омск, 2003. – С. 94 [10] Пармон Ф. М. Указ. соч. С. 104 [11] Герасимова Ю. Л. Указ. соч. С. 94 [12] Каминская Н. М. История костюма. – М.: Искусство, 1986. – С. 104-105 [13] Бердник Т. О. Дизайн костюма. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С. 408 [14] Пармон Ф. М. Указ. соч. – С. 104-105 [15] Нерсесов Я. И. Мода. – М, 2002. – с. 163 [16] Картамышева Л. Н. Исторический процесс и эволюция одежды. – Саратов, 1998. – С. 45 [17] Каминская Н. М. Указ. соч. – С. 107.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Acid Rain Essay Research Paper Acid RainThe
Реферат Учет затрат вспомогательного производства
Реферат "Инструменты оптимизации оперативной логистики. Механизмы развития логистической инфраструктуры Сахалинской области"
Реферат Проектування та дослідження механізму привода конвеєра
Реферат Анализ ситуации на рынке труда города дзержинска итоги 1 полугод
Реферат Ремонт та технічне обслуговування карбюратора Solex
Реферат Князь Олег 2
Реферат Семья как объект социально-педагогической деятельности \укр\
Реферат Chocolat Parallels Allegory Of Essay Research Paper
Реферат рефераты
Реферат Frankenstein 3 Essay Research Paper Frankenstein
Реферат Тема втраченого покоління у творчості Ремарка
Реферат Авторы программы; руководитель программы; адрес учреждения, представившего программы; телефон
Реферат Vermont 16001800 Essay Research Paper Indian InhabitanceFor
Реферат Образование и деятельность советской рабоче-крестьянской милиции в 1917 – 1930 гг.