В духовной жизни Афин утверждение демократического строя совпадает с расцветом греческого театра и творчеством Эсхила, Софокла и Еврипида. Весной 534 г. до н. э. в Афинах на празднике Великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Ее автором был первый трагический поэт Афин Феспид. Это было предположительно 27 марта, поэтому теперь этот день отмечается как день рождения мирового театра. С тех пор постановка трагедий, а немного позже и комедий прочно вошла в жизнь афинского государства.
Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все коллизии и дает на них ответ в последней инстанций. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили основы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения.
( История мировой культуры С. Корпушина, В. Корпушин. С. 127) Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматурги отражали наиболее важные явления того времени.
Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений — все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии — вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан!
Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом — ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э.
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацией драматических представлений заведовали специальные должностные лица — архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега — богатого гражданина, который соглашался нести все расходы, связанные с подготовкой спектакля. Театральные представления устраивались три раза в год, во время праздников, посвященных богу Дионису. Подобно спортивным соревнованиям, которые сопровождали праздники в честь Диониса, театральные представления тоже приняли вид состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию — три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт — одну комедию. Имена победителей — актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы. древние театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, например, вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе — 44 тмс. человек, до нашего времени сохранилось много античных театров, где и сейчас устраиваются прёдставления (например, театр в Эпидавре). д В первых трагедиях партии хора чередовались с партией единственного актера. Но по мере роста интереса к отдельному человеку, его внутреннему миру возникает потребность показать героев с разными характерами, по-разному решающих важные жизненные проблемы. Это привело к введению второго, а затем третьего актера. действие, таким образом, оживилось, стало динамичнее. диалоги героев увеличились, а партии хора сократились. Но хор все равно оставался обязательным участником действия. Итак, число актеров не превышало трех. действующих же лиц было больше, поэтому каждый ак- тер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры пользовались в Греции большим почетом. Зрители требовали от них высокого мастерства. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща — короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах трагических актеров была специальная обувь на высокой (до 27 см) подошве — котурны. Маска, костюм и котурны увеличивали рост актера, делали его фигуру величественной. Трагический хор состоял из 12—15 человек (комический — из 24) и выступал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла тяжелого впечатления безысходности. Наоборот, страдания и мужество героев вызывали восхищение зрителей, учили их спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска часто была его шаржированным портретом. Костюмы комических актеров тоже должны были вызывать у зрителей смех. Острые комические ситуации, состязания в острословии — все придавало комедии веселый и живой характер.(Энциклопедия Том 12 Искусство Сысоев П.М. )
Первым великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафоне, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персьт».
На состязании трагических поэтов Эсхил выступил впервые в 500 г. до н. э., первую победу одержал в 484 г. до н. э. Впоследствие еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Эсхил (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Эсхил превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию — драматически действие, в основе которого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Эсхил в «Орестею», по примеру Софокла, 3-ю актера. Всею Эсхил написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных большую часть в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значительное количество фрагментов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472 г. до н. э), «Семеро против фив» (467 г. до н. э) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию. «Молящие» («Просительницы») обычно относили к раннему периоду творчества Эсхил После открытия в 1952 г. папирусною отрывка дидаскалия к трилогии «Данаиды» (в состав которой входили «Молящие) большинство исследователей склонны датировать ее 463 г. до н. э., одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о творчестве Эсхила в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; ею стил. черты говорят скорее в пользу поздней датировки.
В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности человека перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом случае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не прощают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судьбы. Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был призыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным людям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Особое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут.
СОФОКЛ (496 — 406 гг. до н. э.) — др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афинском пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности — хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444 гг. до н. э.), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом Софокл не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые Софокл принял участие в состязании трагических поэтов в 470 г. до н. э.; написал свыше 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. до нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопьтты» и значительное число фрогментов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в хронологическом порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442 гг. до н. э.), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдипь (429 — 425 гг. до н. э.), «Электра» (420 — 410-е гг. до н. э.), «Филоктет» (409 г. до н. э.), «Эдип в Колоне» (пост. посмертно в 401гг. до н. э.).
Софокл ставит в своих трагедиях вечные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и государства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было столкновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психологической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению. В трагедиях Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступлений, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»).
ЕВРИПИД(ок. 484 — 406 гг. до н. э.) — древнегреческий драматург. Родился и часто жил на острове Саламин. Впервые выступил на афинском театре в 455 г. до н. э., первую победу в соревнованиях трагических поэтов одержал в 441 г. до н. э В дальнейшем не пользовался признанием современников: при жизни завоевал 1-е место всего 4 раза, последняя, 5-я победа была присуждена ему посмертно. После 408 Еврипид переехал в Македонию, ко двору царя Архелая, где и умер.
Еврипид написал 92 драмы; до нас дошли 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп> и множество фрагментов в т. ч. папирусных, указывающих на огромную популярность Еврипид в эпоху эллинизма. 8 трагедий Еврипид датируются вполне надежно:
В трагедиях Еврипида появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступлений, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»).
АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 гг. до н. э.) — др.-гр. драматург, «отец комедии». Происх. из афинского дема Кидафина. Впервые выступил на драмат. состязаниях в 427. Написал не менее 40 комедий, из к-рых сохранились полностью 11: «Ахарняне» (425г. до н. э.), .аВсадники» (424г. до н. э.), «Облака» (423г. до н. э.), «Осы» (422г. до н. э.), «Мир» (421г. до н. э.), «Птицы» (414г. до н. э.), «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорийi (411), «Лягушки» (405г. до н. э.), «Женщины в народном собрании» (392г. до н. э., «Плутос» («Богатство») (388г. до н. э От остальных дошли ок. 1000 фрогментов. Написанные после 388г. до н. э. еще 2 комедии передал для постановки своему сыну Арароту, тоже драматургу.
9 из 11 комедий Аристофана поставлены в годы Пелопоннесской войны и, принадлежа к жанру «древней» аттичной комедии, с присущей ей политической остротой, отражают нарастание кризисных явлений в гос. строе и мировоззрении афинской демократии. В «Ахарнянах» и «Всадниках» Аристофана протестует против войны, разоряющей сел. хозяев Атгики, не останавливается перед нападками на самого влиятельного из вождей демократии, выступавших за войну, — стратега Клеона, который в 424 г. до н. э. находился на вершине полит. влияния.
Комедии Аристофана над которыми в конце 5 в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на современное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Вавилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим правам.
Греция 5 в. до н. э. поражает обилием талантов. В Галикарнасе родился великий жизнеописатель, отец исторической науки Геродот (485 — ок. 425 гг. до н. э.). Он подробно описал войну греков и персов и историю народов всего восточного Средиземноморья этого времени. В своих блестящих повествованиях с глубоким историческим анализом событий он вышел далеко за рамки греческого мира и стал родоначальником мировой исторической науки.
История мировой культуры С. Корпушина, В. Корпушин. С. 127-129.
Античная культура (словарь-справочник) Под ред. В.Н Ярхо С.48,115-116,282,353.