Реферат по предмету "Культурология"


Жизнь и творчество Сальвадора Дали

План: 1. Основная часть 2. Европейский период 3. Американский период 3.1. Конфликты в Америке
3.2. Творчество 3.3. Новое видение мира 4. Возвращение в Европу 4.1. Последние годы жизни 5. Список литературы 1. Основная Часть. Один из величайших гениев эпохи сюрреализма, Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Даменеч Куси Фаррес, или просто Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в городке Фигерас в Каталонии в семье адвоката дона Сальвадора Дали-и-Куси и его жены доньи Фелипы Даменеч. Детство Дали прошло в красивейшем уголке земного шара, на северо-востоке Испании. Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили его отца в гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать напротив – символом добра. Творческие способности проявлялись у него еще в раннем детстве. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребёнка старанием пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлёк образ Наполеона и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Одев на себя маскарадный костюм короля он получал огромное удовольствие от своего вида. Первую свою картину Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти он нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было предела. Талант гения рвался наружу. Дома всеми поощрялось увлечение мальчика искусством. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины. В Фигерасе Сальвадор брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса. Можно сказать, что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Сальвадора к рисованию. Когда Дали было почти 15 лет, его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании “Студиум” он публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо. Учась в Академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Эль Греко, Гойи. Учеба в Мадридской академии была для художника временем уплотненного и упорного постижения профессиональной культуры, освоения навыков ремесла и осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников. В начале 20-х годов Дали был восхищен работами футуристов, но все же он был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В это время у него появились новые друзья и знакомства. Среди них были такие выдающиеся и талантливые люди, как поэт Федерико Гарсиа Лорка и Луис Бюнюэль. В Мадриде Дали впервые оказался предоставлен самому себе. Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал обывателей. Это приводило самого Дали в неописуемый восторг. В 1921 году умирает мать Дали. В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранён от занятий в академии. В этот период интерес Дали был прикован к творениям великого гения кубизма Пабло Пикассо. В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма (“Молодые девушки” (1923)). 2. Европейский период В 1925 году, в год завершения учебы в Академии, была организована его первая персональная выставка в Барселоне. Работы имели успех. Ранние полотна художника отмечены удивительной отзывчивостью, строгой художественной дисциплиной и в то же время самостоятельной ценностью. Истинным кумиром, новой звездой мирового искусства для Дали был Пабло Пикассо, с которым в 1926 году он и встретился в Париже. Под впечатлением встречи, Дали создает свое произведение «Великолепие руки». Написанная маслом на деревянной доске композиция являет собой симбиоз стилистических тенденций, характерных для 20-х годов. Это был первый серьезный эксперимент раскрепощения своей фантазии. По большому счету, с этого произведения начался Дали таким, каким его обрел мир. В 1929 году художник совершает путешествие во Францию, после посещения которой решается попробовать себя в кинематографе. В начале 1929 года состоялась премьера фильма “Андалузский пёс ” по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бюнюэля. Сам сценарий был написан за шесть дней! После скандальной премьеры этого фильма был задуман еще один фильм под названием “Золотой век”. Роль Дали в создании двух фильмов не главная, но он упоминается всегда вторым как сценарист и актер. Работа в кинематографе сказалась и на живописи Дали, на безукоризненном построении многоплановых композиций, появлении неожиданных ракурсов. Тогда же он начал осваивать смешанную технику с использованием коллажа. И наконец в октябре 1929 года Дали знакомится с Галой Элюар. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Делувина-Дьяконова была личностью яркой, артистичной. Она заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. По словам самого Дали, появление Галы придало его искусству новый стиль. К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог жениться на ней. Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ей. В этот период он даже подписывает свои картины, как “Гала - Сальвадор Дали”, подчёркивая таким образом то, что они являются одним целым. С 1930 года начинается стремительное восхождение Сальвадора Дали как новой звезды сюрреализма. Дали агрессивно вторгается в жизнь общества, стремится возмутить человеческое сознание, вызвать активное сопротивление, разрушить догмы нравственности, добродетели. В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность (“Расплывшееся время”; “Постоянство памяти”). Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а так же мир сексуальных переживаний человека (влияние книг Зигмунда Фрейда). В начале 30 –х годов Сальвадор Дали вступил в некий конфликт на политической почве с сюрреалистами. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли в разрез с идеями Бретона. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности. В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма – “Золотой век”. Искусствовед Е. Гордон: “…Он изменил сам характер художественного творчества, превратив его из пассивной фиксации умозрительных идей в активный процесс визуального формообразования. Его фантастические образы, кажется, обладают способностью саморождаться, расти, видоизменяться и умирать прямо на глазах у зрителей…”. Его обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, говорили и писали об античеловеческой сущности его искусства. Редкий дар Дали не поддавался расшифровке, художник был непонятен для большинства критиков и зрителей, его произведения необъяснимы с точки зрения привычной логики. Нередко художник сам, пугаясь непредсказуемости своих чувств и мыслей, тиранящих душу, вынужден был маскировать их хитросплетениями фантазии и от самого себя. Вот почему подчас невозможно постичь подлинную суть его произведений. Образы, рожденные воображением художника, становятся все более мрачными, трагичными, напряженными, его живопись приобретает новые качества, как будто живет сама по себе. Дали создает мифологию будущего. Цвет, причудливые формы, само движение линий имеют у него свое, символическое значение. Он сочиняет чудовищные композиции. Дали интригуют проблемы взаимоотношения времени и пространства, бесконечно малого и бесконечно великого. В поисках истины, духовности Дали идет по пути соблазнов и искушений, будто проверяя самого себя, испытывая свою веру грехом. Художник терзается сомнениями в условности общепринятых реалий. Его искусство несет в себе особую, необъяснимую религиозность. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера - эти чувства в различных вариациях проступают в произведениях Дали, активно воздействуя на зрителя. Сальвадор Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще не полностью освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать – с той же целью. Его метод соответствует одному из приемов психоанализа: имеется в виду записывание сновидений как можно скорее после пробуждения. С изощренной изобретательностью он сочиняет сложнейшие сюжеты для картин, которые вызывают самые непредвиденные ассоциации. Терзавшие художника противоречия рождали в его воображении фантастические картины мира, толкали на путь умышленных мистификаций. Имитируя святотатство, он мучительно искал выход из плена эйфории, настойчиво пытаясь доказать возможность исцеления грехом. Обращаясь к шедеврам великих предшественников, он продолжает совершенствовать свое мастерство живописца. Честолюбивые амбиции Дали не дают ему покоя. Он стремится превзойти своих кумиров в виртуозности, оригинальности художественных решений. При этом использует, как правило, те же материалы – масляные краски и дерево.
Творчество мастера изобилует портретами его супруги, она была для него одной из немногих , близких реальных людей, воплощением второго “я” художника. “Портрет Галлы” 1935 г. примечателен во многих отношениях. Эта работа наименее загадочна среди работ Дали. Здесь художником решена задача создания картины в картине. Тридцатые годы были для Дали дорогой к мировому признанию. Этот предвоенный период стал для художника временем обретения самого себя, мучительного преодоления заблуждений и сомнений, на смену которым явились новые осеняющие открытия. Критик Вероника Прат писала: “…Его творческая энергия вырывалась наружу… Его неповторимая манера письма утверждается, завоевывает сторонников. Его произведения нравятся публике все больше и больше…”. Между 1936 и 1937 годом Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин “Метаморфоза Нарцисса”. Одновременно выходит его литературная работа под названием “Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема.“ Кстати ранее (1935 г.) в работе “Покорение иррационального” Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода. В 1937 году Дали посещает Италию с целью ознакомления живописью Возрождения.
3. Американский период Ему уже тесно в Европе и в 1940 году он уезжает в Калифорнию, в США. Именно там великий гений пишет, наверноe, одну из самых лучших своих книг “Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим.” Когда эта книга в 1942 году была издана, она немедленно навлекла на себя серьезную критику со стороны прессы и сторонников пуританского общества. В американский период, а это 8 лет, Дали много времени уделяет театру, выполняет декорации к балету, создает картины. В послевоенные годы в творчестве Дали вырисовывается идея поиска духовной истины, “…поиска жизни ради самой жизни”. Его картины уже не те, что были прежде, они становятся иными по содержанию, меняются и их размеры. Миниатюрные форматы большинства произведений довоенной поры вытесняются крупномасштабными полотнами. Быть может это связано с интересом художника к истории религиозной и светской. В его картинах в качестве главных действующих лиц присутствует Гала и сам Дали. Гала олицетворяет божественное начало. Она для художника и Мадонна и сам Христос – вот почему даже в лике Иисуса проступают ее черты. К числу программных произведений послевоенного периода относится полотно «Христос Св. Иоанна на кресте». Эта картина открывает заключительную и вместе с тем продолжительную главу творчества Дали. Фигура распятого Христа словно вознеслась над зрителями. Наклоненный вперед крест заслоняет нас от зловещей мрачной бездны, заполняющей всю верхнюю часть холста. Фигура Христа залита светом незримого источника. Здесь время словно встречается с вечностью, конечное – с бесконечностью. 3.1. Конфликты в Америке. Дали, во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений, моде и даже издавал газету в целях саморекламы (вышло всего два номера). Так как со временем число проектов росло, он казался скорее массовиком-затейником, чем серьезным художником, занятым исследованием выразительных средств. Хоть популярность его и росла, Дали начал терять, по крайней мере в Европе, поддержку художественных критиков и историков, от которых зависела репутация художника на протяжении его жизни. Из своей тихой гавани в Вирджинии, а затем в Калифорнии, Дали начал триумфальное покорение мира искусства нового континента. Американские друзья были готовы и дальше помогать художнику в его карьере. Одним из первых его заказов стало оформление павильона "Мечта Венеры" на Международной нью-йоркской выставке в 1939 году. Дали планировал построить бассейн внутри павильона, в который он намеревался поместить русалок. На фасаде же он хотел изобразить фигуру Венеры в стиле Боттичелли, но с головой трески или подобной рыбы. Дирекция выставки не утвердила эти планы, и павильон не был сооружен, но у Дали появилась возможность опубликовать свой первый американский манифест: "Декларация независимости воображения и прав человека на собственное сумасшествие". Случай с Бонуитом Тэллером произошел до инцидента с Международной выставкой. Дали заказали оформление витрин универмага Бонуита Тэллера в Нью-Йорке. Дали выполнил этот заказ в своем неподражаемом экстравагантном стиле, выставив черную атласную ванну и навес из головы буйвола с окровавленным голубем в зубах. Эта композиция привлекла столько публики, что было невозможно пройти по тротуарам Пятой авеню. Администрация закрыла композицию. Это так расстроило Дали, что он перевернул ванну, разбив при этом зеркальное стекло окна, и вышел через него на улицу, где его арестовала нью-йоркская полиция. Дали вынесли приговор с отсрочкой исполнения. Это привлекло столько внимания к его личности, что следующая его выставка в нью - йоркской галерее пользовалась безумным успехом. Такие случаи, иногда шокирующие, создали хорошую рекламу Дали среди обычной публики, которая видела в художнике воплощение свободы личности, которой так гордились Соединенные Штаты и которую, как он заявлял, можно найти только в Америке (то есть не в Европе). Когда некоторые журналисты усомнились во вменяемости Дали и целесообразности его кривляний, он принял вызов. Отвечая на статью в "Арт Дайджест", интересующуюся, просто ли он сумасшедший или обычный удачливый бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий, философствующий Дали и где заканчивается сумасшедший и абсурдный Дали. 3.2. Творчество. Все это было частью духа Нового Света того времени и сделало из Дали пользующийся спросом товар вне поля деятельности дилеров и художественных галерей. Он уже разрабатывал модели для Эльзы Скьяпарелли. Теперь же он начал изобретать более фантастические предметы моды, которые попадали на страницы "Вог" и "Харперз базар" и завоевывали ему популярность среди богатой и изысканной публики. Маркиз де Куэвас, основатель балета Монте-Карло, тоже ввел Дали в свой мир, заказав оформление сцены для "Вакханалии" с костюмами от Коко Шанель. Другими заказами на оформление сцены для балета от Маркиза де Куэваса были "Лабиринт" (1941) с постановкой хореографии Леонидом Массином, "Сентиментальный разговор, Китайское кафе" и "Разрушенный мост" (1944). В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин. К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, когда учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году. Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй мировой войны.
Тем временем за картины Дали выкладывали крупные суммы. Их популярность объяснялась отчасти тем, что они выглядели как работы старых мастеров, старательно и на совесть сделанные. Важно было и то, что их написал человек, хоть иногда и эксцентричный во время своего появления на публике, но симпатичный, воспитанный, хорошо одетый и, скорее всего не революционер и не коммунист. Такая значительная работа Дали как "Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера", написанная в 1940 году, была наполнена отголосками последних европейских картин. Картина похожа на сцену с полуобнаженной Галой в левом нижнем углу. Она смотрит на группу персонажей на фоне разрушенного здания. Среди фигур выделяются две женщины в голландских платьях, которые, благодаря великолепному умению художника создавать двойственные образы, являются также бюстом Вольтера работы скульптора Гудона. Позади них изображенные в темных тонах рабы, о которых и говорится в названии картины. Они свидетельствуют о настроении Дали, полного вольтеровского самосомнения, до того как влияние Галы придало ему свободу и уверенность в себе. Другая картина, свидетельствующая о том, что Дали не чувствовал себя совершенно свободно вдали от привычного ландшафта Коста Брава, называется "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". На этой картине, написанной в 1944 году, Дали изобразил Галу лежащей на каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии, написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба. Все это - типичный для Дали кошмар. Вся картина кажется немного легковесной, как рекламная графика. Картина наводит на мысль о том, что Дали временно потерял связь с подсознательным слоем своего вдохновения. Однако вскоре она была восстановлена, когда художник принял участие в конкурсе на лучшую картину для фильма "Бель Ами", организованном Лоев Левин Студиоз. Предметом картины должно было быть искушение святого Антония. И хотя в конкурсе победил Макс Эрнст, у художника появились новые идеи, отразившиеся в новой серии картин. В "Искушении святого Антония" (1946) Дали поместил святого в левый нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Их длинные, болтающиеся, похожие на ходули ноги делают их похожими на воздушные шарики. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Видимо, художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Теперь значение не так трудно понять, ведь для Дали секс был сродни мистике. Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слитие духовного и светского. Таким образом, "Искушение святого Антония" является ключом, открывающим космос Дали, так как эта картина подтверждает растущий интерес художника к миру духовности и материи. Корни этого лежат в семейном воспитании Дали в провинциальном Фигерасе.
3.3. Новое видение мира. Новое видение мира, как утверждал Дали, родилось во вспышке просветления, явившейся еще одним последствием, кроме грохота и радиоактивного свечения, взрыва атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945 года. Дали искал мистический ответ в черных тучах, поднятых взрывом. Абсолютное видение значения всего этого должно быть даровано, как он считал, Божьей милостью и милостью правды. Идея Божьей милости была взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Что же касается правды, то художник рассчитывал найти ее в открытиях современной физики. Хоть представления Дали о жизни, Боге и современной науке начали созревать в мозгу художника еще в Соединенных Штатах и стали проявляться в его работах того периода, они окончательно созрели и стали приносить плоды лишь после возвращения на родину в Кадакес в 1948 году. 4. Возвращение в Европу. В 1948 году ностальгия по родине берёт свое, и художник возвращается в Испанию. Находясь в Порт-Льигате Дали обращается в своих творениях к религиозно-фантастической тематике. В течение 1951 – 1955 годов Дали создает цикл из 102 акварелей по мотивам «Божественной комедии» Данте. Одновременно готовит иллюстрации к книгам. Его удивительная фантазия рождает произведение ювелирного искусства, посвященное Гала, выполненное в золоте и украшенное рубинами. и получившее название «Королевское сердце». В это время Дали пишет много трактатов и эссе. Художник продолжает интригующую воображение интеллектуальную игру с самим собой, со своими случайными поклонниками и критиками, игру в сверхреальную жизнь. Его искусство далеко от нравоучительной проповеди, оно скорее закодированный тест на гуманизм, на способность к покаянию и очищению. Образный мир Дали подобен лабиринту в который даже заглянуть отважится не каждый. В 1955 году Дали создает одну из самых знаменитых своих работ – «Тайную вечерю», которая обладает тайным магнетизмом, завораживающим действием. Здесь присутствует и определенная космичность мировосприятия художника. Дали с завидным упорством и энергией продолжает осуществлять свои фантастические, мистико-аллегорические замыслы и, естественно, по своему истолковывать, интерпретировать религиозные сюжеты, сочинять их. Он всегда противился законченной, абсолютной формуле, постоянно заставляя сомневаться в правомерности той или иной жесткой трактовки созданных им образов. Поэтому никто не может с полной определенностью сказать, что же означают его символы, аллегории, метафоры, какой на самом деле смысл вкладывал он в них. Какое мистическое значение им придавал. Зритель не перестает удивляться и задумываться, а это, по-видимому, и было одной из целей, которые преследовал всю жизнь этот гениальный выдумщик и выдающийся мастер искусства ХХ века. Путь Дали к познанию таинств бытия пролегал не только в недрах его интуиции и воображения, но и на уровне научных изысканий. Свидетельством тому стали опыты, проводимые в области оптики. Результаты этих экспериментов активно использовались Дали в живописи. Одна из работ, созданная в 1966-1967 г. “Лов тунца”, отражает увлечение художника оптическими эффектами. На этой картине видим совмещение времен. Здесь соседствуют персонажи античного и современного мира. В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали сходить на нет. По просьбе Галы, Дали был вынужден отдать ей свой замок, где она много времени проводила в обществе молодых людей. Остаток их совместной жизни представлял собой тлеющие головешки, бывшие когда-то ярким костром страсти. В 1973 году в Фигeрасе был открыт “Музей Дали”. Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой ретроспективу жизни великого художника В конце 60 - х, начале 70 - х годов Дали продолжает плодотворно работать и искать себя в разных видах и жанрах искусства. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие"). С успехом реализует свои замыслы в архитектурном дизайне, занимается моделированием одежды, декоративно-прикладным искусством, иллюстрацией и, конечно, живописью. Одно из лучших полотен Дали этих лет – «Дали, рисующий Галу со спины, с шестью запечатленными добродетельными оболочками глаз, условно отраженными шестью настоящими зеркалами». Эта маленькая картина осталась незаконченная, но художник сумел воплотить в ней идею многомерного, стереоскопически объемного пространства, добиться иллюзии осязаемости. Особое внимание заслуживает графика Дали. Графические произведения художника представляют не менее значительный интерес, чем живопись. Именно в графике видна личность виртуоза, личность раскрепощенная, свободная от условностей. Штрих и линия, пятно и блик в его работах словно наполнены энергией самой жизни, бесконечными вариациями эмоциональных состояний самого автора. Графика Дали разнообразна и по сюжетам и по технике исполнения. Рисунки с натуры, полет фантазии, портреты, натюрморты, пейзажи. Обилие тем и приемов. Гениальность свою Дали осознает с леностью порой головокружительной. Это глубокое внутреннее ощущение собственной гениальности служит мощнейшим стимулом его творчества. Родители дали ему имя Сальвадор, Спаситель, ибо он самой судьбой был предназначен стать спасителем живописи от той смертельной опасности, которая грозила ей со стороны абстрактного искусства. Творческое наследие Сальвадора. Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать, раздражать и волновать многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: “Бежать впереди истории гораздо интереснее, чем описывать ее”.
4.1. Последние годы жизни. Ближе к 80-м годам у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко потрясла и испугала Дали. Являясь патриотом он не мог спокойно переживать перемены в судьбе Испании. Врачи подозревали у Дали болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда - то стала смертельной для его отца.
10 июня 1982 года умерла Гала. Хоть их отношения уже нельзя было назвать близкими, Дали воспринял ее смерть как страшный удар. К концу 1983 года его настроение, как казалось, несколько поднялось. Он стал иногда гулять по саду, начал писать картины. Но это продолжалось, увы, не долго. Старость брала верх над гениальным разумом. 30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18 % кожи. К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете “Паис”. Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом “сердечная недостаточность”. Великий мастер умер 23 января 1989 года в возрасте 84 лет. Его тело забальзамировали, как он просил, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. Тысячи людей приезжали, что бы простится с великим гением. Сальвадора Дали похоронили в центре его музея под не чем не обозначенной плитой. Жизнь этого человека была по настоящему яркой и гениальной. Жизнь Дали – грешника и праведника, мистификатора и мятежника – была долгой, но не вечной, однако произведения художника сделали его имя бессмертным. Сальвадора Дали можно смело назвать неповторимым величайшим гением сюрреализма 20-го века! Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: “ Сюрреализм - это Я”.

Список литературы: Сальвадор Дали….”Дневник одного гения” М., “Искусство”,1997г. Е. Завадская………”Сальвадор Дали. Живопись, скульптура, графика”. , М., “Просвещение”, 1999г. К. Рохас……… .”Мифический и магический мир Сальвадора Дали”. М., “Республика “, 1998г. Сальвадор Дали….”Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем”. Перевод Н. Малиновской. М., “Сварог и К.”, 1998г. Марко Ди Капуа…”Сальвадор Дали: жизнь, творчество”. М., “Спика”, 1997г. Мас Пейнадо Р… ”Вселенная Дали: 30 маршрутов по жизни и творчеству Сальвадора Дали.”, С.-П. “Библион”, 2004г. 7. А. Рожин…………”Сальвадор Дали: миф и реальность”. М., “Дрофа”, 2001г. 8. А. Якимович……. "Сюрреализм и Сальвадор Дали". М., "Искусство", 1991г. Интернет – ресурсы: 1. http://daliworld.narod.ru 2. http://artdali.ru 3. http://salvadordali.by.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.