Реферат по предмету "Культурология"


Билеты по Имк

Проблемы культуры 19-20 веков в работах Хейзинги В тени завтрашнего дня. Повсюду царит сомнение в прочности общественного устройства, внутри которого мы живём, страх перед блестящем будущем, ощущение упадка культуры, грозящей человеку гибели. В эпоху Возрождения представлялось, что в возр знаний человек обретёт ключ, к чистым истокам веры, отныне на всей земле нет никаких преград, плоды – единение, гуманность и культура.
Просвещение: счастье еще остаётся вопросом простого самосознания и поворотом в умах, проблема в отказе от предрассудков, триумфе науки. В эпоху Ренессанса и Реформации – франц.революция – надежда на идеалыоказало гораздо значительное влияние на общее настроение в области культуры. Культура требует духовных и материальных ценностей, что создаёт предпосылки для развития состояния общества, которое расценивается всеми, как нечто большее и высшее, чем простое удовлетворение голой нужды и властолюбия. Для носителей культуры идеал – всегда означает благо. Черты культуры: 1) равновесие; 2) направленность; 3) господство над природой . Культура стремится в дальнейшем идти вперед, обогащая свой арсенал пробиваясь через всю неустойчивость и безвыходность нашего положения. В обществе с обязательным народным образованием, всеобщей гласностью и разделением труда средний индивидуум всё реже оказывается в условиях где от него требуется собственное мышление и самоправление. 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ ТОКВИЛЯ «Демократия в Америке». Итак, демократия – это социально-политическое явление, которое постоянно развивается. Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос про критерии демократии.Общепринятым и наиболее важным среди них является возможность граждан брать реальное участие в управлении, в решении как государственных, так и гражданских дел. Среди главных критериев демократичности общества есть наличие в нем фундаментальных прав и свободы человека. Конституционно закрепленные за гражданами права и свободы являются важными ценностями демократии. Одним из основных принципов демократии является принцип большинства. Важным принципом демократии есть принцип равенства. Непременным условием демократии является также необходимость обеспечения принципа гласности во всех сферах общественной жизни, ). В США существует демократический режим в президентской форме, иначе говоря, президентский режим. Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества, характеризуется диффузностью конфликтов, разнообразием пересекающихся противоречий и обусловленной этим обстоятельством необходимостью компромиссов. Плюралистическая демократия в Америке носит элитистский характер. Здесь правящий слой состоит из нескольких элит, ни одна из которых не верховенствует. В основе американской демократии лежат три принципа, пронизывающие все важнейшие документы государства: 1) равенство людей; 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности каждого и общества к совершенствованию. к демократии в США можно предъявить немало претензий, с точки зрения теории демократии, ее идеалов. Однако существующей разрыв между идеалами и политической практикой не мешает политической системе США быть в современном мире наиболее устойчивой. Французский историк А. де Токвиль в своем труде «О демократии в Америке» [3] создает «эгалитарный миф» об американском обществе на основе знакомства с условиями жизни в Америке в тридцатые годы XIX века. Судьба школ и других образовательных заведений в США были тесно связаны с историей формирования буржуазной экономики страны и общественно-демократическими процессами, происходящими в ней. Эта связь и определила специфику развития американских образовательных учреждений XIX столетия. Так как поселенцы были разной национальности и принадлежали к тому или иному религиозному направлению, то и школы в различных колониях складывались не по единому типу. Но и в этом многообразии преобладали школы английского типа. Как правило, школы функционировали на средства местных управлений или частных пожертвований. В конце XVIII века в США по-прежнему не существовало стройной системы образования. Оно носило в основном частный характер, и его выгодами могли пользоваться лишь богатые. Между начальной и средней школой не было достаточной преемственности. По мнению же Бурстина [6, 205], процесс демократизации образования в А мерике XIX века, с самого начала шел под влиянием различных факторов. Первое: неопределенность американского права и нечеткость различий между колледжами и университетами способствовали разрушению монополии в образовании. Второе: контроль извне сделал колледж частью обще­ства. Стало очевидным, что участие «мирян» в управлении колледжами в большей степени определялось объективными условиями и отсутствием в Амери­ке каких-либо институтов. В третьих, географическое расстояние, представители многочисленных и разнообразных колледжей, разделенных значительными расстояниями, никогда не были объединены в сообщества ученых людей и не осознавали себя таковыми. В четвертых, социальная и географическая мобильность. Колледжи, имевшие непрочное положение, конкурировали друг с другом, стараясь завоевать себе репутацию, обеспечить финансовую поддержку, и, самое главное, привлечь студентов. Преимущество американских высших школ заключалось в их количестве. По традиционным меркам, американцы были менее образованными. Но они создали новые критерии ценности образования. 3. Оргега и Гассет «Дегуманизация искусства» Рассматривать искусство со стороны социального эффекта – это как бы разговор не по существу дела, что то вроде попытки изучать человека по его тени. Поразительно внутреннее единство которое каждая историческая эпоха сохраняет во всех своих проявлениях. Единое вдохновение, один и тот же жизненный стиль, пульсирует в искусствах столь же несходных между собой. Эта общность художественного чувства поневоле должна привести к одинаковым соц.последствиям. Новое искусство встречает массу, настроенную к нему враждебно и будет сталкиваться с этим всегда. Оно не народно по своему существу, оно антинародно! Люба вещь рожденная им, автоматически вызывает в публике курьёзный социологический эффект, создаёт две антагонистические группы: 1) – меньшая (люди, кот настроены благосклонно); 2) большая – держится враждебно. Дело не в том, что большинству публики не нравится новая вещь, а меньшинству нравится. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает её. Новое искусстово разделяет публику на 2 класса: - тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, кто художниками не являются. Новое искусство – универсальный фактор, в искусстве любое повторение бесполезно. В новом искусстве действует странное иконоборческое сознание. 4. АНТИУТОПИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 20В. «МЫ» ЗАМЯТИНА.
* Мы» — роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над приро­дой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства». Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавшийся с войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда, выжила малая часть насе­ления, но это были лучшие, сильнейшие.
• Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое «я», и произошло страшное — они стали*., «нумерами». Есть О-90, Д-5ОЗ и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком го­сударстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, ; когда всем одновременно спать, когда работать или занимать­ся любовью. Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-государство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики в лужицах на асфальте. Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. На­ходится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благо­детелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возмож­ности Д-5ОЗ, строителя «Интеграла». С этой целью 1-330 со­блазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, снача­ла пугается, а потом соглашается помочь им. После посеще­ния Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда «все рину­лось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город». В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе. Читая «МЫ», понимаешь, как важно уметь разглядеть за лозунгами сущность происходящего в обществе. Важно всегда и везде оставаться личностью, не следовать сомнительным веяниям времени, оставлять за собой право сомневаться. В этом смысле фантастика Замятина для нас остаётся реальностью сегодняшнего во многом пронумерованного мира. 5. КУЛЬТУРА В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ. А . Хайек об истоках тоталитаризма ( Дорога к рабству). Книга X. «Дорога к рабству» ("The Road to Serfdom", 1944) явилась его атакой на социализм. Оперируя аргументами из области политики, X. адресовал ее обычному читателю. Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократическими целями. В то время как к монетарной политэкономии X. подтолкнуло его сопротивление кейнсианству, он обратил внимание и на политэкономию социализма. Его критика социализма основывается не на вере в эффективность капитализма (которую подчеркивает неоклассическая политэкономия благосостояния), а на убеждении, что централизованное социалистическое планирование никогда не сможет реагировать так быстро, как рыночный механизм, на постоянные колебания в уровнях спроса и предложения. Более того, согласно X., при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения X. (за исключением того, что происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла. 7. ШВЕЙЦЕР УПАДОК И ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. Кризис К. – это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и практики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой – высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований. 8. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, МАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ТОТАЛИТАРИЗМА (ПО РАБОТЕ ЯСПЕРСА ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ. Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. Причём это озарение не имеет ничего общего с интуицией Декарта, с озарением сатори в духе дзэн - буддизма. В этих случаях озарение наступает в результате долгих поисков ответа на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение происходит и с человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных и трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуации и в результате переоценки своих прежних идеалов.
Внушить человеку уверенность в сотрудничестве людей может 3 вещи: это прошлое, настоящее и будущее человечества. Настоящее - прежде всего страхом перед фашистской и коммунистической диктатурой. Ясперс имеет в виду страх, который не парализует волю человека, а, наоборот, побуждает к действию.
В прошлом человечества Ясперс указывает на время между VIII и II веками до н.э. Это начало осевого времени, которое знаменует собой продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое время - это продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До этого времени можно говорить только о раздельных культурно-исторических регионах - о Египте, Индии, Месопотамии, - каждый регион жил сам по себе, хотя и были какие-то контакты. Но в какое-то время в разных регионах выступают со своими учениями религиозные пророки, выступают нравственные учителя человечества. Они учат людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру и взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра, Лаоцзы, а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд завершает Иисус, а несколько позже в Аравии эти же ценности проповедует Мухаммед. С течением времени практически все народы нашей планеты принимают религии, в основе которых лежат общие принципы нравственности. То есть в прошлом человечества была заложена основа общей духовности. А что же в будущем? А будущее - в руках самих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто всё время твердит о неизбежности войны - работает на войну, ибо в глубине души желает прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и единения людей - работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и понятием философская коммуникация. Философская вера - это вера людей в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей, лежащих в основе общей духовности человечества. Коммуникация - это и есть единение людей на основе гуманистических общечеловеческих ценностей. Любая идеология, основанная на подчёркивании классовых, узкорелигиозных или национальных принципов, и может служить только разобщению людей. Философская коммуникация - это движение к взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны. На такое выделение способны, правда, в основном только образованные люди. Для большинства людей слишком значима обрядовая сторона религий, т.е. то, что отличает одну религию от других. Но образованное меньшинство - это прежде всего учителя школ и университетов, в их руках находится образование общества, в их руках души учеников. Если принципы общечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция, то философия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль своего рода интеллектуальной религии, которая сделает возможной коммуникацию человечества. В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом: '' Смысл и назначение истории'' (1949). Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во имеет ед истоки и общую цель. В развитии всемир ист Я. Выдел 4 периода: 1. Доисторическая эпоха; 2. Эпоха древних культур; 3. Осевая эпоха; 4. Новая научно-тех. Доисторическая(20 тыс.лет до н.э.): чел живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяя себя из природы и животного мира. В это время происх возник языков, изобрет орудий труда. Чел нач исп огонь. Формир мифологич картина мира и соответ ей правила поведения. Важным признаком К. эпохи Я. Счит тип коммуникации. В доисторич период Коммуник выполн практич роль. Доисторич период продолж до конца IV тыс. до н.э. В это время возник великие культуры древности: Шумерская, Египетская, Эгейская, Культура Доарийской Индии. Возник гос-во, письменность, начинает исп сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культ развит. – Историческому периоду. Между 800 и 200 гг. до н.э. происх культ переворот, кот Я. Назвал началом Осевого Времени. Он происх независимо одновременно в 3-х регионах: на Востоке, на Ближнем Востоке(Иран, Палестина), на Западе(Др. Греция). В это время происх переход от мифологич к рацион научному знанию, заклад основу научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формир категориальный аппарат, отвеч треб-м соврем науки. Вначале на путь осевого вр вступили лишь немногие этнические общ-ти, но в дальнейшем и др народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включ в историч развитие. В осевую эпоху происх изм-е мировоз-й чел. Он осознаёт бытий в целом, самого себя и свои границы. Осознание безгранич мироздания и своей собст незащ-и разруш непосредст, гармоничное отнош к миру. Это чувство Я. Наз историческим сознанием. Осознание собственного одиноч-ва порожд потреб общения с др людьми. Это дух общение Я. наз подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-тех эпоха: этот новый тип К. формир в эпоху Возрождения, утверж в Новое Время. Он основан на достиж науки и техники. Для соврем эпохи хар-но глобальное ед-во чел. Европейская К. оказ влияние на все др мировые К. Однако, Я. Полагает, что соврем Европ К. нельзя рассматр в качестве второй основ мировой истории, поскольку в основе истории, как ед процесса, должно лежать дух начало. Анологию соврем Европ К. следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Я. счит, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общ-ва. 9. НИЦШЕ «По ту сторону добра и зла» Ложность суждения ещё не служит для нас возражением против суждения – самый странный парадокс. Признать ложь за условие от которого зависит жизнь – рискованный способ сопротивляться привычному чувству ценности вещей, философия отважилась на это, ставит себя уже одним общим по ту сторону добра и зла. Независимость – удел немногих, преимущество сильных. И кто покушается не неё, хотя и с полным правом, но без надобности, тот доказывает, что он вероятно не только силен но и смел до разнузданности. Наша современная Европа представляет собой арену бессмысленных, внезапных опытов, радикального смещения сословий и следовательно расс, скуптична, поэтому на всех высотах и глубинах, обременена вопросительными знаками и часто ей до смерти надоедает собственная воля. Европа стремится к объединению. Есть мораль господ и мораль рабов. Люди знатной породы сдедуют принципу – Что вредно для меня, то вредно само по себе. Они создают ценности и чтут всё что знают в себе, такая мораль - вера в самого себя самопрославление. Мораль рабов – служит для облегчения существования страждущих. Всякого рода обиды легче преносятс низменной и грубой душой, чем знатной. Знатная душа – чтит сама себя. 10. ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ П. СОРОКИНА «КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ». По мнению Питирима Сорокина, состояние, в котором сейчас находится западное общество, представляет собой «трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы.
Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества. Первоначальная фаза – упадок чувственной культуры, общества и человека – это кризис. . Во время состояния кризиса участятся депрессии, материальный уровень жизни снизится, уменьшится безопасность жизни и имущества, самоубийства, психические расстройства и преступления начнут расти, и «скука поразит все более широкие слои населения, а покои в душе и счастье станут редкостью»18.
Следующая фаза – это катарсис. На этом пути «неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека»19. В условиях кризиса уже ничто не сможет помешать открыться глазам людей Запада «на пустоту уходящей чувственной культуры»20. Люди снова обернутся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям, пройдя очищение через трагедии и страдания. С достижением состояния катарсиса кризис закончится. Далее обществу, «очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать»21[i]– харизма, а вместе с ней – воскрешение и «высвобождение новых творческих сил»22. Таким образом, родится новая эра культуры Запада. Кризис-катарсис-харизма-воскресение – это фазы, через которые проходила большая часть предыдущих великих кризисов в Древнем Египте, в Вавилоне, в Индии и Китае. И зарождение и распространение великой христианской культуры средневековья произошло, пройдя кризис чувственной греко-римской культуры. «Впереди у нас – тернистый путь. Но в конце его смутно вырисовываются вершины новой культуры, поэтому творческая миссия западного общества и его культуры будет продолжена…»23. Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла»[1], когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции. В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных войн. «Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн, преступности и наказаний»[2]. Такие переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и зверства. К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина. Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие: 1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во (как совокуп взаимод лич-й); 3. Культура (знания, нормы, цен-и, кот владеют взимод лич-и). Сорокин отмечает, что не один из пунктов не может сущ в отсут-и 2 др. Главное в К. – цен-и. В качестве цен-й может выступ, как чувствен, так и сверхчувств начало, а также синтез того и др. В завис от этого С выдел 3 типа К.: 1. Идеоциональная; 2. Чувственная; 3. Идеалистическая. В идеоцион К. Бог, как сверхчувс начало, признаётся истинной реал-ю и высшей цен-ю. Эта К. по сути своей религиозна. К ней относят К. Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреч, Западноевроп средневековую, культуру Др Ср-ой Руси. Главная истина – истина веры, кот постиг путём мистического опыта, Божест интуиции и откровения. Чувственная К. явл противоположн идеоциональной (К. Античной Греции и Рима ). В Европе этот тип формир в эпоху Возрожд, продолж своё сущ в XXв. В чувст К. окруж-й чел мир признаётся объективным, реальностным, он постиг с помощью органов чувств. В ней получ большое развитие естеств науки. Резко возрост число науч открыт и технич изобрет. Матер ценности ставятся определ-и. На смену личным цен-м приходят временные. Своеобразие чувственного искусства – глав темы и персонажи искусства станов реал события и представители различ соц групп. Язык – натуралистичен, лишён всякой символики. Идеалистическая К. – промеж, переходная м/у идеоц и чувст. В ней гармонично сущ философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистич, символич и алигорические стили. Рассвет этой К. приход на Золотой Век Античности. Чередование этих типов К. подчин строгому закону: идеоцион смен идеалистич, а затем чувствен К. вновь продолж своё развитие в тех же типологич формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа К. к др общ-во переживает кризис. В подобном кризисном сост пребывает соврем Западная ц. В ней проихс переход от чувст к идеоциональной. Сорокин счит, что проявление кризиса В Соврем Западной К. наиболее очевидна в сфере морали. Он наз осн-е черты кризисной морали: 1. Утилитарность; 2. Геданизм (чел ценит лишь то, что доставл развлеч, удовольствие); 3. ''денежное сумасшествие''; 4. моральный релятивизм; 5. Господство силы и принуждения в соц жизни в отнош м/у людьми. Выход из кризиса К. С. видит неизбежном переходе к идеоциональной К. В 60-х гг. Сорокин разраб теорию Конвергенции ( Суть: осн-й тенденцией соврем эпохи явл сближение 2 противоположных систем ( капиталистич и соц), в дальнейшем их слияние в некое смешанное общ-во, кот будет соед лучшие черты каждой из них. 11. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 19-20 ВЕКОВ В РАБОТЕ ОРТЕГИ И ГАССЕТА ВОСТАНОВЛЕНИЕ МАСС Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука - знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации. Кризис - когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире. Внешний факт нашей эпохи, который бросается в глаза - сношение, скученность. То, что раньше было так просто - найти себе место, теперь становится вечной проблемой. Скученность возникла не случайно. Массы внезапно стали видны. Толпа - понятие количественное и видимое. Всякое общество - это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство - это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса - это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе - чисто психологический признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он - "точь-в-точь", как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный - тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим. Таким образом, деления общества на массы и на избранное меньшинство - это деление на типы людей. Поведение масс изменилось. Массы решили двинуться на авансцену социальной жизни, занять там места, использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим. Следовательно, масса захватывает место меньшинства, вытесняет его. Это знамение времени. Сегодня мы присутствуем при гипердемократии, когда массы достигают непосредственно, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы. Для нынешних дней характерно, что вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность и при чем повсюду. Масса давит все не похожее, личностное, избранное. Кто выглядит не так, как все, кто думает не так, как все, то подвергнется риску стать изгоем.
12. ШПЕНГЛЕР ЗАКАТ ЕВРОПЫ В этой книге впервые делается попытка предопреде­лить историю. Речь идет о том, чтобы проследить судьбу культуры, именно, единственной культуры, которая нынче на этой планете находится в процессе завершения, западноевропейско-американской культуры, в ее еще не истекших стадиях. Закат Запада — феномен, прежде всего о пространстве и времени, как и соответствует кат античности, оказывается, по всей очевидности философской темой, которая, будучи понята в своей значимости, заключает в себе все великие вопросы бытия. Книга Данил. «Россия и Европа» оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936 г.г.), основной труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, кот. никак не взаимодействуют между собой. Под кул-рой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой кул-ры лежит общественный идеал или степень кул-ры, кот. понятен лишь человеку принадлежащему данной кул-ре. Шпенглер выделяет 9 кул-р (егип., вавил., иранскую, индийскую, греко-римскую…). Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие кул-ры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой кул-ры укладывается в один и тот же временной интервал – тысячелетие. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития кул-ры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка кул-ры Шпенглер называет цивилизацией.
Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. кул-рой; в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру. Шпенглер критикует зап. цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями. Шпенглер – противник социализма, социального равенства. Он отрицает в зап. кул-ре все, что привело ее к социалистическому учению, выдвигает на первый план традиции дворянства и духовенства. Оригинальную концепцию исторического развития кул-ры предложил Л. Тойнби, англ. философ истории, автор 12томного труда исследования истории. Единицей истории у Тойнби является не национальное гос-во, не человечество в целом. По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни: экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цив-ций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цив-ций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная. Тойнби пытается ответить на вопрос, как происходит возникновение и развитие цив-ций. В отличие от Шпенглера Тойнби не исключает взаимодействие, взаимосвязи цивил-ций, он считает эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже формулирует закон о встречных цив-ций. Тойнби разработал теорию «вызова ответа». Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей найти и дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции – это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и соц-ные. По мнению Тойнби выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды – это функция творческого меньшинства, кот. выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных, он считает, что общество состоит из 2 взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом. Мимезис встречается как в понятийных обществах, так и в развитых цив-циях, но имеет противоположную направленность. В первобытном обществе объектом подражания является творческое меньшинство, т.е. мимезис обращен в будущее. Тойнби считает, что в период возникновения и расцвета цив-ции власть сосредоточена в руках людей обладающих дарованиями и заслугами, моральным авторитетом в обществе. Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цив-ции заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки. В период расцвета цив-ции массы подражают элите. В период ее надлома социальное единство общества утрачивается массой, и элита оказываются в разладе. Элита узурпирует власть, превращается в замкнутую касту, кот. опирается уже не на дарования и авторитет, а на материальные инструменты власти (силу оружия). Это приводит к тому, что значительная часть населения превращается в пролетариат, главным признаком кот. Тойнби считает не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности. Эта часть общества становится деструктивной силой, способствующей разрушению цив-ции. Упадок цив-ции включает фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель. Между надломом и гибелью могут проходить столетия и даже тысячелетия. Оценивая состояние современных западных цив-ций Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но он надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности. 13. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и ДУХ СИТУАЦИЯ В ЕВРОПЕ 19 в. Революция 1789-1794. Народное восстание в Париже положило начало восстания, которое распространилось в короткий срок по всей Ф. Благодаря активному участию народа революция двигалась по восходящей линии. Под воздействием народа Учредительное собрание в 1789 провозгласило отмену всех сословных привилегий, приняло декларацию прав человека и гражданина, издало декрет о конфискации церковных земель. Феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников. Революция 1848 привела к ликвидации июльской монархии и была провозглашена республика. Июньское восстание 1848 г было подавлено с беспощадной жестокостью. Президентом республики был Наполеон. А затем был провозглашен императором. Великая фр.револ. внесла глубокие изменения в организацию французской науки. Были основаны Политическая школа и Консерватория искусств и ремесел. Развитие техники и технических наук Важными факторами промышленного переворота стали изобретения : ткацкие и прядильные машины, фотографии, построен металлический мост через сену. Появилась первая железная дорога. Ученные (Бетанкур, Клайперон). 18. Культура АНГЛИИ Девятнадцатый век был веком расцвета Великобритании. Великобритания была политической империей, которая контролировала большие территории по всему миру. До последней четверти столетия она производила больше товаров, чем любая другая страна мира. Быстрый рост среднего класса частично был спровоцирован огромнейшим ростом населенияЛ Этот рост и перемещение людей из провинции в города изменили политический баланс, и к концу века большинство мужчин имели право голосовать./ Политика и государственные дела стали собственностью среднего класса. Аристократы и монархия к концу девятнадцатого века обладали совсем незначительным влиянием. Однако, рабочий класс еще не нашел своего места в обществе и делах государства.После 1815 года Великобритания хотела поставить себя на недосягаемую торговую позицию. Она хотела не просто расширить свою торговлю, но и контролировать мировые перевозки и мировые рынки. Однако, она не хотела колонизировать все земли. Были лишь некоторые территории, которыми Британия хотела обладать, но и то больше для, усиления политического влияния, а не для успешной торговли/ Заботы по поддержанию баланса в Европе и контролю мировой торгошга были главными задачами британской внешней политики столетия.
24. Кризис реалистического направ. Натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Натурализм. В изобразительном искусстве натурализм не был представлен как четко определенное течение, но присутствовал в виде натуралистических тенденций: в отказе от общественной оценки, соци­альной типизации жизни и подмене раскрытия их сущности внешней зрительной достоверностью. Эти тенденции обусловили такие черты, как поверхностность в изображении событий и пассивное копирование вто­ростепенных подробностей. Эти черты проявились уже в первой полови­не 19 века в творчестве П.Делароша и О.Верне во Франции. Натурали­стическое копирование болезненных сторон действительности, выбор в качестве тем всякого рода уродств определил своеобразие некоторых произведений художников, тяготеющих к натурализму.
27. РЕАЛИЗМ Во всех видах искусства естественным образом возникло направление реализма. Ведущие принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме “личность и общество”. Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображение действительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Реализм как стиль культуры и искусства возник вместе со становлением капиталистического спосо­ба производства. Это стиль отображения того, что есть на самом деле, или того, как это видится в соответствии с ценностями эпохи. А данными цен­ностями стали устремление общества к прибыли, к получению выгоды, к реальной пользе. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в., призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. В корне изменили передвижники характер исторической живописи. Картины на исторические сюжеты, которые раньше считались отвлеченными и условными, теперь звучали остро и современно, рождая споры и размышления. Более всего интересовала передвижников русская история, и особенно те события, которые позволяли ставить и решать актуальные по тем временам вопросы: о роли народных масс в историческом процессе, о значении личности в истории, об истоках и свойствах национального народного характера. Видное место в общем ряду достижений исторической живописи передвижников занимают картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван", "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Одна из самых интересных страниц в истории искусства передвижников - портретная живопись. Выдающиеся художники работали в этом жанре: Крамской, Перов, Ге, Репин, Ярошенко, Суриков и многие другие. Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа - писателей, ученых, художников, музыкантов, общественных деятелей. Портреты Толстого, Некрасова, Достоевского, Островского, Мусоргского, созданные Крамским, Перовым, Репиным и Ярошенко, не только воссоздают образы выдающихся современников, но и несут на себе печать раздумий художников о национальной типичности и народности их характеров. 29. РЕФОРМЫ БИСМАРКА. В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия "железом и кровью".
По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией. Германская империя объединила 22 германские монархии сохранившие автономию и три вольных города – Любек, Бремен и Гамбург. Самым крупным государством среди них была Пруссия – ее территория составляла две трети империи, а население 60%
В апреле 1871 года была принята конституция Германии, утверждавшая федеративное государственное устройство страны. Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующем дальнейшему развитию капитализма в стране. В конце XIX-начале XXв. В Германии усиленно росли промышленные предприятия тяжелой индустрии. Конкуренция привела к разорению в более слабых предприятий, число предпринимателей становилось меньше, концентрация производства приводила к образованию монополий. Монополистические союзы заняли господствующее положение во многих странах промышленности. Стали создаваться корпарации, при этом основными формами слияния становились картели и синдикаты. Германские предприниматели и банкиры вкладывали средства в строительство за границей железных дорог, промышленных предприятий. Примером может служить строительство Багдадской железной дороги. Малоземельные и безземельные крестьяне нанимались на работу к помещику. Крестьянский труд был низкооплачиваемым, и крестьяне в любой момент могли остаться без работы и жилья. Около 40% крестьян были “самостоятельными хозяевами” были среди них и зажиточные и бедные. В результате имущественного расслоения среди земледельцев, значительная часть крестьян уходила в город. К 1910году в городах уже проживало 60% населения страны, Германия стала индустриальной державой. 30. ВИКТОРИАНСТВО Добившись гегемонии в эконо-мической сфере, превратившись в сильнейшего финансисту, промы­шленника, торговца, Англия становится лидером, на которого ориен­тируются другие. Она начинает задавать тон в образе жизни, костюме (особенно в мужском). Все английское пользуется авторитетом, сла­вится своей доброкачественностью, добротностью, что особенно це­нилось в буржуазных кругах. «Ошеломляющее увеличение богатств» — лучшая рекомендация того времени. Период расцвета связан с долгим веком правления королевы Вик­тории (1837—1901), который стал эпохой накопления богатств и про­цветания английской буржуазии. Это было время Форсайтов: «В стра­не царила учтивость, для нищих строили закуты, бедняков вешали за ничтожные преступления .» Королева Виктория, выйдя замуж за принца Альберта, попала под влияние его немецких идеалов, по сути своей, буржуазных. К ним от­носились: долг, добропорядочность, трудолюбие, размеренный образ жизни. Придворный обиход совершенно переменился — воцарилась строгость нравов. Разведенные женщины не могли появиться при дворе, исчезла всякая фривольность, запрещалось курение, азартные игры по воскресеньям, обязательным стало посещение церкви162. Пу­ританизм королевы поддерживался средним классом, но не разделял­ся аристократией. Викторианство, подняв на щит традиционно буржуазные ценно­сти, шло в русле глобальных перемен своего времени. Кардинально меняется отношение к женщине. Эротическая тема отныне исключена из жизни общества, лю­бой намек на нее считается предосудительным. Люди становятся бесполыми, и отличаются друг от друга всего лишь костюмом. «Приличные люди всегда одеты», нагота, символизирующая бесстыдство, исчезает из обихода. Приличия господствуют надо всем. Из лексикона исчезают слова, обозначающие те или иные части тела.
33. Типологии культуры 19в. РОМАНТИЗМ. РОМАНТИЗМ - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв. Романтизм был детищем Французской Революции. В изобразительном искусстве в живописи и графике Романтизм наиболее ярко проявился, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
Главные представители Романтизма в России: в литературе - М.Н. Загоскин, К.Ф. РЫЛЕЕВ, В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР, А.С. Пушкин, в музыке - А.А. АЛЯБЬЕВ, М.И. ГЛИНКА, А.С. ДАРГОМЫЖСКИЙ. В творчестве композиторов ряда европейских стран в 1-й половине 19 в. утверждается романтизм (немецкая и австрийская М. - Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, французская - Г. Берлиоз, венгерская - Лист, польская - Шопен). Его характерные черты в М.: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также красочности (в гармонии и оркестровке), более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых (симфоническая поэма), стремление к синтезу М. с др. искусствами. 34. Культура Декаданса. Понятие Декадентства. Декаданс – явление связанное с различными направлениями в художественной культуре. Так же употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре 19-20в. отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Изменение мироощущения, отношения к действительности, поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий человека, причины возникновения декаданса в худ.культуре 19века. Кризисное состояние декаданса по отношению к породившим направлениям производятся новые формы , но не обеспечивается адаптация к ним. Старое уже перестаёт работать, а новое – общество не готово принять. К декаданству можно отнести Пейстан – роман «Наоборот» - жизнь вопреки естеству. Импрессионизм, футуризм, Экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм – это направления декаданса. Декоденство – направление в культуре декаданса, которое сложилось вокруг журнала Декодент. Любование мотивами разложения и смерти. Сочетание культа красоты с аморализмом, утонченной этики с любовью порока. Культура Декаданса оказала значительное влияние на дальнейшее развитие последующих культур. Это была культура подтверждающая ближайшее будущее, -август 1914 – новая эпоха переоценки ценностей. 36. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ДОМИНАНТА НТР В КУЛЬТУРЕ. Настоящее и будущее экономики любой страны зависит во многом от того, как новейшие достижения науки и техники внедряются во все сферы жизни. Поэтому важно выяснить, каковы а) сущность, б) этапы и в) перспективы НТР. Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Общепризнано, что эпоха НТР наступила в 40 - 50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства. Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно - лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др. Безмашинная технология многократно повышает производительность труда, поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и материалов на изготовление продукции. Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса . НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства . Одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей (типа “жить стало лучше”), а все оценивает в сравнение, и в связи с эти проблемы “расслоения” общества, вызванных процессами НТР, выглядит очень угрожающе. Расслоение происходит по нескольким признакам. Расслоение по имущественному признаку Расслоение по имущественному признаку, существовало с самого зарождения цивилизации, когда люди стали обладать частной собственностью, поэтому оно привычно. НТР лишь усилит его за счет, того, что все имеют разные стартовые возможности, а результатом НТР будем умножение начального капитала. Поэтому в абсолютных цифрах доход менее обеспеченного населения возрастет, а в относительных, в сравнении с более обеспеченным, станет меньше. Расслоение по возрастному признаку Проблема “отцов и детей” существовала всегда, просто под воздействием НТР она более обострилась. 37. Культура США Это самая молодая культура в мире. Для США характерно многообразие, стандартизация, основа для стандартизации – это размах в производстве и потреблении. Для соц.олитич. мысли важен индивидуализм. Именно протестантизм способствовал индивидуальному началу США. Сейчас в культуре США стремление к углублению принципов плюрализма. Для США – самое главное массовая культура. Потому,что в США не было единой национальной природы. Именно в это усматривается корни американской трагедии. В 20 в. –изменение в системе ценностей среднего человека. Дальнейшее развитие США считается утопиями. 42. Особенности быта,, нравов, искусства народов Латинской Америки. Латинская Америка явилась первым опытом колониального захвата и владычества. Она перестала быть переферией Европы. Типы – 1) противостояние 2) симбиоз – связан с сочетанием противоречивых тенденций с взаимоотталкиванием участников контакта. 3) синтез - понимается как процесс пораждения нового качества 4) особенность латино – Америк.начала заключается в её игровом начале, проективности, карновальности. 5) религиозный фактор имеет огромное значение. Существует мнение что Лат.Ам. – цивилизация пограничного типа. Предрасположенность поделиться своими культурами и освоению чужих культур. Факторы объединяющие Россию с Америкой: 1) геопрафический 2) этнический (неоднароден и для Р и для Ам) 3) духовный (для Р характерен, тяга к христианской вере). Культура 20 века этап самовыражения, свобода творчества, которая становится фундаментом для культурного плюрализма. Массовые культуры, телесериалы. Архитектура. 43. Кризис К. – это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и практики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой – высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований.
46. . ПОСТМОДЕРНИЗМ П – это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всём, спонтанность деятельности человека, игровое начало. В П- живописи, поэзии, театре стали предпочитаться и цениться неясные формы, бессвязные намёки, эзотерическая непроницаемость восприятия, стихийная страсть и свободная чувствительность. Постмодернистские писатели создают худ.произведения, в котором нет ни героев, ни личностей, ни лидеров. Постмодернистское искусство отреагировало на соц.запрос (удовлетворить потребности массового потребителя) идей двойного координирования, т.е. совмещение в одном произведении двух адресатов : кул.элиты и человека с улицы. Но смысловая и тематическая многослойность худ.произведения затрудняли процесс его восприятия. В поэзии бесконечная новизна творится с помощью игры со словами. Поэтому поэт, интерес которого направлен только на словесную ткань, а не на смысл, может творить бесконечно. П – как литературное течение в значительной степени был порожден и полемикой против модерна.
47. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВИДЫ И ЖАНРЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 СТОЛЕТИЯ. ГАВНЫЕ качества Массовой К – занимательность, дополнительность, востребованность. К. принято подразделять на массовую и элитарную. МассовАЯ культура связана с появл в европе. Литер-ре XVII-XVIIIвв. жанра приключенческого детективного романа. 3. Большое влияние на развитие массовой К. оказал принятый в 1870г. в UK закон о всеобщей обязанности грамотности. 4. В собственном смысле массовая К. появилась на рубеже X|X-XXвв в США. В этот период в Западных странах утвержд индустриал об-во, одной из главных хар-к кот становится всеобщ массовизация жизни. 5 осн-х значений термина масса: 1. массы, как синоним невежественности; 2. Массы, как недифференцированного множества; 3. Массы, как механизированное общ-во. 4. Массы, как бюрократизированное общ-во. 5. Массы, как символ толпы. Признаками чел-массы становится обезличенность, преобладание чувств над разумом, утрата личной ответственности. Важнейшие черты массовой К. : 1. Массовая К. носит коммерческий хар-р; 2. Ориентирована на широкую аудиторию потребителей; 3. Для распростр массовой К. широко исполз ср-ва СМИ и реклама. Массовая К. выполняет 2 главные функции: развлекательную и компенсаторскую. Обладает 2 осн-ми качес-и: имеет эффек-ю зрелищную форму и содержание. 4. Шаблонность, стереотипность, ориентирующая на средний и даже низкий уровень потребностей. Основат массовой К. считаются бизнесмены Голливуда. В дальнейшем создатели массовой К. пытаются учит интересы разных соц групп. Сама массовая К. неоднородна, исключая разные уровни сущ-я. Мидкультура (культура среднего уровня) пытается синтезировать объед-е образы высокого и популярного искусства. В 70-90гг. в Западных странах кол-но преобладала К. среднего уровня. Кроме массовой сущ элитарная К. Она определяет элиты. В Западной К. неоднозначно, но во всех случаях элита противопоставл массе. Вначале под элитой понималось творческое и интеллектуальное меньшинство, а под элитарным искусством – искусство для немногих, для избранных, для дух элиты. В 70-80 гг. возникла более мягкая версия теории элит и элитарного ис-ва. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элит иск-ом – иск-во, кот находит понимание у опред и достаточно узкого круга лиц. Культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. В современной Западной К. нет резкого противопоставления массовой и элитарной К. , кот была хар-на для первой половины 20 века. Достижения, идеи, худ приёмы элит иск-ва перенимаются массовой К-ой и подаются на широкую аудиторию в упрощённом виде. Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой. Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, “чиллер” (от англ. chill — дрожать от страха), фантастика, порнография. 48. ПОНЯТИЕ КОНТР КУЛЬТУРЫ Контркультура (панки и т.п.) – реакция на “массовую культуру” отдельных, часто вполне обеспеченных, слоев общества, большей частью молодежи, состоящая в желании выделиться на общем фоне через объединение в группы большей частью на основе и ради удовлетворения животных инстинктов, возможности легкого расслабления и снятия стресса. Контркультура критикует бездуховность наиболее богатой части людей, существующих социальных структур, общества потребления в целом, культ мещанского счастья и жизненного успеха. Но одновременно она отрицает также все или большинство духовных ценностей прошлого как в плане нравственности (пропагандируется почти полное снятие “нравственной закомплексованности” в смысле следования общим нормам морали и нравственности), так и в плане искусства, достижений научно-технического прогресса. В культурологии существует мнение, что контркультура – это результат задержки гражданского и личностного становления современной молодежи и его несинхронности с физиологическим созреванием. Контрк-ра выступ. в кач-ве тотализатора культ.-ист. процесса, содержит в себе возм-ти преобраз-я, обновл-я к-ры. Одной из контрк-р явл-ся молодежная, кот. проявила себя наиб. ярко в 60-70гг. в период масс. молод. движ-я на Западе. Возникн-е и существ-е молод. контрк-ры обьясн-ся целым рядом факторов: соц. и эк., недостатки в сис-ме образ-я, психологические причины, стремл-е молодежи созд. свой особ. мир ценн-й, обрести круг единомышленников, возм-ти самовыражения. Молод, контрк-ра 60-70гг. впитала в себя нигилизм и анархизм, романтическое мироощущение, увлечение вост. религиями. В совр. время проявл-ем контрк-ры явл-ся движ-е неоглобалистов, кот. выступ. против экон. и культ. глобализации, транснац-х компаний, разделение стран на богатых и бедных, резк. соц. поляризации в совр. мире. 49. Проблема диалога культур. Связана с различием социокульт.структур, несовпадением темпов и путей развития, отличия менталитета. Запад связан с частной собственнической активностью, выведение товаро-рыночных отношений на капиталистический уровень, а восток не знал всеохват.использования частно-собств.отношений. для запада характерна динамичность и продуктивность, для востока – репродуктивность, застылость. Для запада – Рациализм, востока – иррациализм, на западе – основа разум, на востоке чувственность. На востоке развита цикличность. Особенности природных условий позволяют много времени уделять чел.духу. Человек рассматривается как производитель высшего человеческого развития. На заподе развитие: 1) каменная душа,2) эфирное тело 3) астральное тело 4) менталитет (тело мысли разума) 5) кармическое тело (карма) 6) духовная душа 7) атма.
53. МОДЕРНИЗМ М – это совокупность направлений сложившихся в искусстве 20 века. Слово modern - значит Современный. Объединяя мн-во самостоятельных на­правлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм ( Пикассо), имажинизм, абст­ракционизм, и т.д.) М стал одним из глав. путей твор­ческих исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. тече­ний в иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созда­нием нов. форм, противо­поставленных гармониче­ским формам клас. иск-ва, а так же акцентировали вни­мание на субъективности м-кого миропонимания. Пер­вые м-сты были привер­женцами дух. революции. внутри М. направления был принцип историзма. М-сты пытаются возродить мифо­творческий метод. Идеи мистической “соборности” и “мифотворчества” отра­зились в символизм. Центры М – Франция, Германия, Италия, Россия.
АФРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА : СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА Официальный язык - французский и Sangho или Sango, которые используются для коммерческого и межплеменного общения. Старшее поколение не умеет ни читать, ни писать. Не учились в школе 73.5% населения страны, начальное образование имеют 22.8%, среднее техническое образование у 3.0%, высшее техническое образование имеет 0.6%, высшее гуманитарное образование у 0.1% населения. Эти данные приведены за 1975 год. ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ: Это: бананы, маниока, кофе, хлопок, алмазы, золото, земляные орехи, домашний скот, маис, просо, подорожник, сладкий картофель, древесина, уран. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: сельскохозяйственная, производство напитков, обувная, деревообрабатывающая, горнодобывающая, мыловаренная, текстильная. Центральноафриканская республика (ЦАР) лежит в центре Африканского континента. Климат на северо-востоке страны сухой, но на юго-западе влажный: там под тропическими ливнями буйно круглый год зеленеют джунгли. В дождливый сезон грунтовые дороги здесь превращаются в непроходимые потоки грязи. В стране нет железных дорог, поэтому все перевозки совершаются но рекам. Центральноафриканская республика находится в удалении от моря, так что идущие на экспорт товары переправляются через Конго по рекам или железным дорогам. В ЦАР добывают алмазы, а также обрабатывают плантации хлопка и маниока. В недавнем прошлом страна начала экспортировать строевой лес ценных пород. В основном местные жители занимаются земледелием и выращивают маниок, бананы, кукурузу и просо. В их рацион входят также некоторые виды насекомых и гусениц. Главным торговым партнером ЦАР является Франция, которая владела этими землями Экваториальной Африки с 1880-х годов. В 1960 году страна получила независимость. 14 лет у власти стоял Жан-Бедель Бокасса, который объявил себя императором и купался в роскоши. В 1979 году он был свергнут. В 1993-м в стране прошли демократические выборы. Политическое устройство - республика в составе 16 префектур. Глава государства и правительства - президент. Законодательная власть - двухпалатный Конгресс (Экономический и региональный совет и Национальное собрание).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.