План.
1.Введение.
2. Основная часть. -
2.1. Наука и техника. -
2.2. Искусство.
3.3. Философия.
4. Заключение.
5. Список литературы.
1.Введение.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия.
2. Основная часть.
2.1. Наука и техника.
При господстве ручных орудий труда и накопленных в процессе практики ремесленных приемов в технике древнего ремесла отмечаются и изменения. Вводятся новые орудия труда: токарный станок для обработки дерева, коловорот.
У римских авторов встречается первое определение машины, еще очень далекое от нынешнего. В античных государствах были известны некоторые сложные приспособления, предназначенные для размола руды или зерна, выжимания масла и т. д.
В V в. до н.э. у греков появился примитивный плуг. Для обработки почвы пользовались железными мотыгами. Созревший урожай жали железными серпами. Зерно перетирали в муку с помощью зернотерок и мельниц. У римлян начало применяться трехполье. Много внимания уделялось удобрению полей. Римляне усовершенствовали плуг, который продолжал существовать в эпоху средневековья. Труд жнецов заменила примитивная жнейка.
Для молотьбы использовались трибулы – приспособления из досок, у которых на одной стороне укреплялись острореберные камни. В I в. до н.э. для получения виноградного сока стали использовать усовершенствованный давильный пресс. Римляне выводили новые породы деревьев, различные сорта фруктов (54 сорта груш и 27 сортов яблок). К этому времени относится изобретение водоподъемного винта. В животноводстве в сер. I в н. э. была выведена порода мериносов, распространившаяся по всей Европе и в Америке.
Значительное развитие получила выделка стали и сталистого железа. Ряд районов Греции получили известность (c VI в. до н. э.) своими сортами стали. В Риме производство стали претерпело дальнейшее усовершенствование (стали содержали больший процент углерода). Успехи достигнуты в области литья из меди, бронзы и медных сплавов. При отливке больших статуй был изобретен способ полого литья по восковым моделям. Замечательный пример – статуя бога Солнца на острове Родос в III в. до н.э. высотой 35 м. В VII в до н.э. впервые были выпущены металлические монеты (небольшие слитки металла неправ. формы, имевшие с одной стороны оттиснутые штампом изображения). Усовершенствования относятся к применению техники золочения серебряных и медных предметов путем амальгамирования. При обработке металлов стал шире применяться токарный станок. В кузнечном деле изобретена гвоздильная доска, улучшены кузнечные мехи с сильным дутьем.
В эллинистический период имели место зачатки стандартизации производства художественной керамики. Причем одними и теми же матрицами и штампами нередко пользовались мастерские, расположенные в разных районах Средиземноморья. В Древней Греции широкое развитие получило производство черепицы. Римляне стали производить кирпич, керамические трубы для обогревания стен, полов и др. После просушки сформованных изделий их обжигали в гончарных печах.
В римскую эпоху изобретена выдувная трубка и способ варки прозрачного бесцветного стекла. Это изобретение легло в основу большого достижения римского ремесла - изготовления оконных стекол уже в I в. н.э.
Вершиной камнетесного дела было сооружение арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. В III в. до н.э. в строительной технике римлян было сделано очень важное открытие – применение пуццоланового раствора, изготовлявшегося из измельченной породы вулканического происхождения. Вскоре на этом растворе стал изготовляться римский бетон.
Бурное строительство городов Римского государства, мощный приток и скопление населения в них, густая застройка улиц – все это вынудило городские власти ввести правила уличного движения.
В античную эпоху практиковалась передача известий посредством сигнальных огней – ранняя предшественница оптического телеграфа. Особенно заметные успехи сделала военная техника. Для осады крепостей греческий механик Деметрий Полиоркет изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были специальные укрытия от метательных снарядов – черепахи для земляных работ, черепахи с таранами. Значительным сооружением была гелепола – движущаяся башня пирамидальной формы высотой до 35м на восьми больших колесах. Греки изобрели громоздкие военные машины типа артиллерии – монанкомн, баллиста, катапульта, полибола.
В III в до н.э. Ктесибий усовершенствовал водяные часы (клепсидру). В его часах вода через трубку медленно наполняла резервуар с поплавком. Фигурка на поплавке указывала время по делениям, нанесенным по вертикальной шкале. Герон Александрийский создал театр автоматов-марионеток, которые приводились в движение гирями посредством сложной системы зубчатых колес, рычагов, шнуров. Герон изобрел также автомат для продажи "святой воды" храмовыми жрецами. При опускании в автомат монеты из него вытекала определенная порция воды, после чего кран закрывался. Еще одним изобретением Герона стал годометр (измеритель пути). В настоящее время такие приборы называются спидометрами и таксометрами.
О научных знаниях крито-микенской и гомеровской эпох мы практически не располагаем достоверной информацией, с VII в. до н. э. с возникновением философии, научные знания включаются в состав философии (в нее входит математика, физика, метеорология). И только в эпоху эллинизма можно говорить о существовании относительно самостоятельных научных дисциплин. Причем это уже не простой набор эмпирических знаний и приемов решения конкретных задач, а именно попытка теоретического осмысления мира, что сыграло решающую роль для дальнейшего развития мировой науки.
Самой утешительной стороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научное движение, которое никогда ни до, ни после не было таким стремительным. Содействовало ему в значительной степени создание новых научных центров. Образцами послужили те, которые возникли в Афинах IV века до Р. Х.: Академия Платона и Лицей Аристотеля; к ним присоединились к концу этого века "сад" Эпикура и Стоя Зенона. Благодаря Деметрию Фалерскому (ученику Аристотеля), который в 317 – 380 годах до Р. Х. управлял Афинами в качестве наместника македонского царя Кассандра, Лицей получил значение так называемого "юридического лица", т. е.: право владения имуществом как учреждение. Деметрий Фалерский, будучи в 308 году изгнан Деметрием Полиоркетом, принял приглашение Птолемея I Сотера поселиться у него в Александрии; он внушил ему мысль основать и у себя научное учреждение наподобие афинских. Так возник александрийский Мусей ("святыня муз"), совмещавший в себе современные академию, университет и библиотеку. Благодаря щедротам первых двух Птолемеев этот Мусей далеко оставил за собой афинские учреждения. Особенно славной была его библиотека, в которой насчитывалось уже при Птолемее II Филадельфе без малого пятьсот тысяч "книг"; в I веке при Клеопатре число книг достигло семисот тысяч.
Математика, зародившаяся в школе Пифагора и развитая еще в IV веке до Р. Х. Евдоксом Книдским, получила своего первого систематизатора в Александрии в лице Евклида, члена Мусея еще при Птолемее I Сотере; его "Начала" в XIII книгах стали для всей древности руководством элементарной математики, его "аксиомами" и "теоремами", его терминологией и методами доказательств мы пользуемся и поныне. Насколько он сам продвинул науку, этого мы, за неимением сочинений его предшественников, определить не можем; во всяком случае, он был основателем александрийской математической школы, из которой вышли Эратосфен, систематизатор теории чисел, и величайший математик древности – Архимед Сиракузский. Архимед изобрел цифровую систему, давшую ему возможность выразить какое угодно число ("число песка морского", … как он шутливо его назвал в сочинении того же названия); он же первый, определив отношение окружности к диаметру (число π), построил на его основании стереометрию круглых тел. Аполоний Пергский создал теорию конических сечений; за ними Гиппарх открыл сферическую, а Герон - плоскую тригонометрию.
Успехи математики не замедлили отразиться на пограничных дисциплинах естественных наук, прежде всего математической географии и астрономии. Попытку, очень несовершенную, определить окружность земли сделал еще перипатетик Дикеарх; ее возобновил с решающим успехом вышеназванный Эратосфен…
Что касается космографии, то уже пифагорейцы оставили геоцентрическую систему в пользу гипотезы центрального очага, но так как эта гипотеза не имела научного основания, то Аристотель вернулся к геоцентризму как наиболее убедительному при состоянии астрономической науки в его время. Но уже его ученик Гераклид Понтийский, открывший также вращение земли вокруг своей оси вследствие наблюдений над путями планет, пришел к заключению, что Меркурий и Венера – спутники Солнца, а не Земли; путем более точных вычислений Аристарх Самосский убедился, что Земля вращается вокруг Солнца, то есть он впервые сделал то открытие, которое через 1800 лет вторично сделал Коперник и подтвердил Галилей. Сходство состояло в том, что и Аристарх был обвинен в безбожии… Но разница времен сказалась в том, что это обвинение не произвело никакого действия, и Аристарх продолжал свои гениальные работы в обсерватории александрийского Мусея. Там же столетием спустя Гиппарх, величайший астроном Античности, путем наблюдений над фазами Луны и затмениями Солнца вычислил расстояние Земли от обоих светил и составил первый научный звездный атлас, в котором нашло свое место до тысячи звезд…
Для физической географии IV век был очень плодотворным: путешествия Пифея Массалийского познакомили греков с северным побережьем Европы; походы Александра и сопутствовавшие им ученые экспедиции и исследования – со всей передней Азией и ее сказочными морями. Эти последние подтвердили гипотезу Анаксимандра о кругоземном океане; когда поэтому полководец Селевка, Патрокл, предпринял по его поручению путешествие по Каспийскому морю, он не достиг его северного берега, будучи заранее убежден, что это море – залив кругоземного океана. Результаты подвел для начала III века до Р. Х. Дикеарх, автор первого научного сочинения о географии; его усовершенствовал позднее Эратосфен, заключивший знакомый грекам мир в изобретенную им систему меридианов и параллелей – ту же, которой пользуемся и мы. Третьим в числе великих географов был Гиппарх.
Придатками географии были, во – первых, геология, интерес к которой был создан особенно вулканическими явлениями. Их Посидоний Родосский (I век до Р. Х.) объяснял сжатыми под земной корой газами. Затем зоология и ботаника: Птолемеи заводят в Александрии первый зоологический сад; Александр Великий интересуется флорой завоеванного им мира и посылает ее экземпляры в Лицей, где ими воспользовался Теофраст. Но в дальнейшем зоологическая система Аристотеля и ботаническая Теофраста не были превзойдены, если не считать успехов Фармакопеи, нераздельной с медициной…
С математикой граничит и физика, для которой Стратон из Лампсака установил важность эксперимента. Пограничную область мы называем механикой. Основание ей положил еще Аристотель, открывший закон параллелограмма сил; но своего расцвета она достигла в лице гениального Архимеда Сиракузского, открывшего центр тяжести и систему рычагов ("Дай мне точку опоры и сдвину землю", - говорил он), механическое значение наклонной плоскости ("Архимедов винт"), гидростатику и удельный вес (венец Гиерона и знаменитое "эврика"). Эти открытия и дали ему возможность изумлять осаждавших Сиракузы римлян все новыми и новыми "машинами". Открытую Архимедом гидростатику развил столетием спустя Ктесибий, изобретший гидравлический орган (первообраз духового), водяные часы и пожарный насос; его современник Герон, прославившийся также своими автоматами, открыл давление воздуха и пара, что дало ему возможность изобрести сифон и паровую турбину… До локомотива уже было недалеко, и он был бы изобретен, если бы не упадок наук, начинающийся с I века до Р. Х.
Из прочих отраслей физики акустика была основана еще Пифагором, коренной закон, что проводником звука является воздух, был открыт Аристотелем. В дальнейшем своем развитии акустика переходила в теорию музыки, которую особенно тщательно обработал ученик Аристотеля, Аристоксен. Из отделов оптики наиболее симпатичной грекам, вследствие своей математической ясности, была катоптрика, то есть учение об отражении лучей; ее главный закон о равенстве углов падения и отражения известен уже Евклиду, а Архимед открыл теорию кривых зеркал – даже если считать легендой сообщаемое нам об его исполинских кривых зеркалах, посредством которых он зажигал римские корабли. Диоптрика не нашла себе такого же гениального исследователя: зажигательное стекло (лупа) было известно уже в V веке до Р. Х., но им пользовались для фокусов.
Химия существовала издавна в виде металлургии, то есть чисто прикладного умения добывать чистые металлы из руд и сплавов.
2.2. Искусство.
Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство V-IV вв. до н. э. справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Греческая скульптура, прежде чем стать совершенным образцом, претерпела ряд изменений. В архаический период скульптурные изображения были еще далеки от совершенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью образа. Так выглядели архаические Аполлон – куросы ("юноши") и архаические статуи – коры ("девушки"). В VI-V вв. до н. э. греческие скульпторы научились преодолевать статичность в изображении человеческого тела. Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых особо выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Величественная 14-метровая статуя грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколюбия. Она причислялась к семи "чудесам света" и известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет прославились изображением скульптурных образов атлетов – победителей. Наиболее известен из них "Дискобол" Мирона, сохранившийся в римской копии. Среди других скульпторов, прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская); Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тоже сохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного Аполлона Бельведерского.
Величие римской культуры также проявляется в скульптуре. Исторические рельефы прославляют подвиги римских воинов, мудрость правителей, достойно украшают триумфальные арки. Однако ведущее место в римской скульптуре занимает портрет.
Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции – не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр – смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно – от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами до религиозной покорности судьбе к V в. н. э.
В отличие от греческой скульптуры, в римском портрете появляются некоторые черты самоуглубленности, утонченности, даже усталости, характеризующей умирающую эпоху. Уместно вспомнить конную статую Марка Аврелия, о которой немецкий историк искусств Винкельман писал: "Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе". Доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью раскрывающего внутренний мир человека, - это, несомненно, достижение римской культуры.
Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня. Как справедливо замечает швейцарский ученый – эллинист А. Боннар, "Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости и любви к красоте во времена юности его народа".
Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили много квартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Еще в эпоху архаики сформировались основные принципы греческой архитектуры. В VII в. до н. э. возникла система ордеров как особой организации соотношения несущих и несомых частей здания в блочно – стоечной конструкции. Известны несколько ордеров: дорический, ионический, коринфский. Дорический ордер, распространенный в Южной Греции, был самым массивным, с тяжеловесными колоннами, простой и строгой капителью. Ионический ордер – более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму, как рога барана (волюты). Коринфский ордер – более пышный, со сложной капителью, похожий на цветочную корзину. Римляне предпочитали коринфский, тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим. Но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ионические волюты.
Ордерная система позволяла придать особую выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами. Здание с одним рядом колонн называли периптером, с двумя – диптером. Примером дорической постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионического – храм Артемиды в Эфесе в Малой Азии (одно из "чудес света"). Знаменитый Парфенон, посвященный богине Афине – Деве, сочетал дорический и ионический стили. Парфенон, богато украшенный скульптурами (из более 500 фигур ни одна не повторяет другую), стал частью великолепного архитектурного ансамбля Афинского акрополя – одного из символов античной Греции.
Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.
Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра - Колизея, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов. В нижнем ярусе были полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем – ионического, в третьем – коринфского.
Еще во II в. до н. э. римские строители изобрели бетон, что способствовало распространению арочно – сводчатых конструкций, которые стали характерным элементом римской архитектуры, как, например, триумфальные арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок – аркады применялись при строительстве многоярусных каменных мостов, внутри которых находились трубы, подающие воду в город. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги.
Одним из наиболее оригинальных творений римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения, развлечения.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которые в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставались основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин – туника и тога, у женщин – туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово – купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены – апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально – этические, воспитательную, гуманистическую. В Афинах V в. до н. э„ ставших центром литературного, поэтического творчества, расцвелитрагедия и комедия. Трагедия — прямой перевод «песня козлов» — возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утвержден общегосударственный праздник Великих Дионисий.
Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по – своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в "Поэтике", определяя трагедию, говорит о том, что она "посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей", вызывает катарсис (очищение).
Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.
С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода ("Теогония", "Труды и дни"). Одним из лучших римских лириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавице Клодии. Однако "золотым веком" для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). В "век Августа" жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Незаконченная "Энеида" Вергилия прославляла величие Рима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение в его знаменитом "Памятнике", которому подражали многие поэты, в том числе и А. С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики является творчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, как поэмы "Метаморфозы", "Наука любви" и др.
Воспитатель Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
С развитием литературы в Древнем Риме была тесно связана риторика. Она оказывала определяющее влияние на литературу и лежала в основе образования каждого римского гражданина. Своим возникновением риторика обязана широко развитой общественной жизни в греческих полисах, где основные вопросы решались в народном собрании и на судебных заседаниях. О роли публичного слова в Афинах дают представление дошедшие до нас речи Лисия, Исократа, Демосфена и других ораторов. Наследие выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона – его судебные речи, сочинения по ораторскому искусству – является золотым фондом античной культуры, предметом изучения до сегодняшних дней.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовало развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм – писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии.
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитыеОлимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия — роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась и тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов — бег с факелами.
3.3. Философия.
Античная философия послужила фундаментом всего последующего развития общественного сознания Европы, определила направления религиозной проблематики философии средневековья (номинализм и реализм) и Нового времени (эмпиризм и рационализм).
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал.С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа получила название элейской. Они понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорейцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству беседы. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу – Лицей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего.
Полный отказ от социального активизма в этике встречается у знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов. Как и большинство греческих мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось, как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией.
4. Заключение.
Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного "замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.
Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.
В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.
О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие. Из того, что в этом перечне опущено, более всего выражает сущность античного вклада термин "школа". Античность была для современной цивилизации школой, притом такой, уроки которой непреходящи. Обращаясь каждый раз к, казалось бы, античным элементарным учебникам типа созданного Евклидом, мы, к своему удивлению, обнаруживаем много такого, до понимания чего ранее не доросли.
Человечество несет на себе античность, как драгоценную раковину, из которой оно вышло. И трудно себе представить, что когда – нибудь с ней придется расстаться. И дело здесь не только в прочности самой структуры, постоянно обновляемой и наращиваемой в результате археологических открытий, но в том, что античность благодаря неповторимой соотнесенности понятий "природа" и "культура" навсегда останется неповторимым идеалом.
5. Список литературы.
1. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки. –М.: Просвещение, 1993. – С. 110 – 156.
2. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для ВУЗов. –М.: Юрайт, 1999. – С. 224 – 226.
3. История и культурология: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Н. В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – С. 96 – 100.
4. Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1998. – С. 112 – 117.
5. Немировский А. И. и др. Античность: история и культура. –М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – С.298 – 299.