План работы:
Введение
1. Лжедмитрий I
2. Восстание Ивана Болотникова
3. Польско-литовская интервенция
4. Народные ополчения. Изгнание поляков
5. Окончание смутного времени
Заключение
Библиографический список
Введение.
Во второй половине 16 века особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса в Московском государстве. Ливонская война, которая продолжалась 25 лет и окончилась полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 году значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592 – 1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек (вольный слуга, работник), проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла. Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр. В это же время польские и литовские феодалы старались использовать внутренние противоречия в России, чтобы ослабить Российское государство и поддерживали связи с оппозицией Борису Годунову. Они стремились захватить Смоленские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России католичества хотела пополнить источники доходов. Прямого же повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. Все это привело в итоге государство к серьезному кризису.
Цель данной работы показать какое влияние оказала Смута на дальнейшее развитие России.
Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития Смуты;
- оценить поведение русского народа в сложившейся ситуации.
Предметом исследования данной работы является временной промежуток конца 16 начала 17 веков в последствии названный Смутным временем.
Объектом исследования является история развития Смутного времени в России.
1. Лжедмитрий I.
После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор. В отличие от отца он обладал мягким нравом, был, по выражению современников, “кротким” царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве. Власть Бориса Годунова, помимо его личных качеств, главным образом держалась на родстве с женой царя. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий. Большую опасность для власти Бориса Годунова представляли бояре Нагие, родственники малолетнего царевича Дмитрия. Дмитрий был выслан из Москвы в Углич, который был объявлен его уделом. Углич вскоре превратился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федора, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени малолетнего царевича. Однако в 1591 году царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Следственная комиссия под предводительством боярина Василия Шуйского дала заключение, что это был несчастный случай. Но оппозиционеры начали усиленно распускать слухи о преднамеренном убийстве по приказу правителя. Позднее появилась версия о том, что был убит другой мальчик, а царевич спасся и ждет совершеннолетия для того, чтобы вернуться и наказать “злодея”.
В начале XVII века в стране разразился небывалый голод, последовавшие за голодом эпидемии унесли жизни сотен тысяч людей. Все это обострило и без того большие противоречия между народом и царем. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Именно в это время объявился первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Звали его Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монастыря и бежал оттуда к казакам. Там он приобрел нужную сноровку. Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди открыл тайну, что он – чудесно спасшийся царевич Дмитрий. Авантюра попала па нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь Дмитрию вернуть законный престол, тем более, что царевич наобещал с три короба и Мнишеку, и королю Сигизмунду III, и церковникам. Осенью 1604 г. самозванец, которого историки называют Лжедмитрием I, с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков неожиданно появился на юго-западной окраине России. В его войске было много беглых крестьян и холопов, которые толпами присоединялись к самозванцу. Они видели в “царевиче Дмитрии” своего “заступника”, тем более что самозванец не скупился на обещания. Присущая средневековому крестьянству вера в “хорошего царя” помогла Лжедмитрию I увеличить свое войско. Однако в первом же большом сражении с царским войском во главе с князем Ф. И. Мстиславским под Добрыничами самозванец был разбит и с немногими оставшимися сторонниками укрылся в Путивле. Большинство польско-литовских шляхтичей покинуло его. Однако на южной окраине уже разворачивалось широкое народное движение против Бориса Годунова. Один за другим южные города переходили на сторону “царевича Дмитрия”. С Дона подошли отряды казаков. А действия царского войска были крайне медлительными и нерешительными – бояре-воеводы готовили измену Борису Годунову, надеялись использовать самозванца, чтобы свалить царя. Все это позволило Лжедмитрию I оправиться от поражения. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым. Народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему. А тут неожиданно умер Годунов. Шестнадцатилетний сын Годунова — царь Федор Борисович — недолго удержался на престоле. Он не имел ни опыта, ни авторитета. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. Самозванец без боя вошел в Москву и был провозглашен царем под именем Дмитрия Ивановича. Его “опознала” и царица Мария Нагая – сосланная ранее в монастырь, мать убитого Дмитрия. Но Лжедмитрий недолго продержался на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды на “доброго и справедливого царя”. Феодальная аристократия, инициировавшая появление самозванца, больше не нуждалась в нем. Широкие слои русских феодалов были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды деньги для которых изымались даже из монастырской казны. Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против Турции, которая была не нужна России. Недовольны были “царем Дмитрием” и в Речи Посполитой. Он отказался, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города. Новому заговору предшествовала свадьба Лжедмитрия с Мариной Миншек, дочерью литовского магната. Католичка была увенчана царской короной православного государства. Вдобавок к этому начались насилия и грабежи разгулявшихся шляхтичей, съехавшихся на свадьбу. 17 мая 1606 года боярин Василий Шуйский во главе большого отряда военных слуг ворвался в Кремль и убил самозванца. С Лобного места на Красной площади его провозгласили новым царем.
Воцарение Василия Шуйского не прекратило смуту. Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Даже внутри Боярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовавшие на престол (Романовы, Голицыны, Мстиславские). Не был популярен Шуйский и у дворянства. Народные массы не получили никакого облегчения. Василий Шуйский отменил даже налоговые льготы, данные самозванцем населению южных уездов. Началось преследование бывших сторонников “царя Дмитрия”, что еще больше накалило обстановку. В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение.
2. Восстание Ивана Болотникова.
В движение против “боярского царя” Василия Шуйского оказались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании Ивана Болотникова в 1606 — 1607 годах. Болотников был холопом князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобожден итальянцами. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы пограничных гарнизонов. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством. Болотников выдавал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского “хорошим царем Дмитрием”. В августе 1606 года Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а осенью его войско подошло к Москве и расположилось в селе Коломенском. Но дворянские отряды вскоре перешли на сторону царя и в декабре 1606 года в решающем сражении царские войска разбили Болотникова. Болотников с остатками своего войска укрывался сначала в Калуге, а затем в Туле, где продержался до октября 1607 года, отбивая приступы царского войска. Наконец, обессиленные длительной осадой и голодом, защитники Тулы сдались. Иван Болотников был сослан в Каргополь, где был ослеплен и утоплен.
Объективно движение Ивана Болотникова ослабляло Российское государство и подготавливало условия для внедрения в Россию второго самозванца, пользовавшегося прямой помощью польско-литовской шляхты.
3. Польско-литовская интервенция.
Вмешательство польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II, который объявился в Стародубе летом 1607 года, когда царские войска осаждали Тулу. Происхождение его неизвестно, он выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В июне 1608 года Лжедмитрий II со своим войском подступил к Москве, не смог взять ее и остановился в укрепленном лагере в Тушине (отсюда его прозвище — “Тушинский вор”). В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. Вскоре туда пришло и большое войско литовского гетмана Яна Сапеги. Участие Речи Посполитой в событиях смуты становилось все более явным. Значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две боярские думы. Шуйский, не имея достаточной поддержки внутри страны и стремясь покончить с Лжедмитрием II, договорился со шведами, в обмен на некоторые территории (г. Корелу и другие), о военной помощи. Летом 1609 г. русские полки и шведские наемники начали наступательные действия, но шведы дошли только до Твери и дальше наступать отказались. Племянник царя, Михаил Скопин-Шуйский с одними русскими полками начал наступление на тушинцев. Вскоре он разгромил гетмана Сапегу и в марте 1610 г. полки Михаила Скопина-Шуйского подошли к Москве, после чего “Тушинский лагерь” разбежался.
Решение царя Василия Шуйского призвать на помощь иноземцев дорого обошлось России. Польский король Сигизмунд III, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Героическая оборона Смоленска смогла почти на два года задержать главные силы королевского войска. Однако, летом 1610 г. сильный польско-литовский отряд гетмана Жолковского двинулся к Москве и разбил выступившие ему навстречу русские войска. Военное поражение привело к падению Василия Шуйского, и в Москве произошел дворцовый переворот. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли В. Шуйского с престола. Царь Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству из семи бояр — “семибоярщине”. Узнав о перевороте, “Тушинский вор” снова двинулся со своими сторонниками к Москве. В этих условиях “семибоярщина”, не имевшая опоры в стране, пошла на прямую национальную измену: в августе 1610 года бояре впустили в Москву польский гарнизон. Фактическая власть оказалась в руках польского коменданта пана Гонсевского. Король Сигизмунд III открыто объявил о своих претензиях на русский престол. Началась открытая польско-литовская интервенция. Шляхетские отряды покинули “Тушинского вора”. Самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит. России грозила потеря национальной независимости. Происходящие события вызвали глубокое недовольство всех сословий Российского государства.
4. Народные ополчения. Изгнание поляков.
Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами в столице, разоряемая многочисленными иноземными и шайками. Это привело к возникновению национально-освободительного движения против интервентов. Во главе первого ополчения стал думный дворянин Прокопий Ляпунов, который уже давно воевал против сторонников “Тушинского вора”. К нему присоединились рязанские дворяне, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого. Весной 1611 года ополчение подошло к Москве. В городе вспыхнуло народное восстание против интервентов, во время которого поляки подожгли город, и он полностью выгорел. Польский гарнизон укрылся за стенами Китай-города, а также Кремля и началась осада. Но вскоре между руководителями русского ополчения начались разногласия и борьба за первенство. Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой организовали убийство Прокопия Ляпунова. После этого дворяне начали покидать лагерь. Первое ополчение фактически распалось.
Между тем положение еще больше осложнилось. После падения Смоленска польско-литовская армия высвободилась для большого похода на Россию. Король Сигизмунд III теперь надеялся захватить русский престол силой. Однако новый подъем национально-освободительной борьбы русского народа помешал ему это сделать, так как в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения. Организатором ополчения стал “земский староста” Кузьма Минин, обратившийся к нижегородцам с призывом не жалеть ни себя и ни своего имущества для помощи Московскому государству. Решающую роль сыграл Кузьма Минин также и в выборе военного руководителя ополчения, которым стал князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы и заперло их гарнизон в Кремле и Китай-городе. После двухмесячной осады измученные голодом интервенты сдались. Хотя разоренная и разрушенная столица была освобождена, для освобождения страны требовалось еще много времени. По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей. Они разбойничали на дорогах, грабили села и деревни, захватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны.
5.Окончание смутного времени.
Первоочередным вопросом после изгнания поляков из Москвы, стал вопрос о восстановлении центральной власти, то есть необходимо было избрать нового царя. В Москве собрался Земский собор, очень широкий по своему составу. После долгих споров члены собора сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, двоюродного племянника последнего царя из династии московских Рюриковичей – Федора Ивановича. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу. В первые годы царствования Михаила Романова страной фактически управляли бояре Салтыковы, а с 1619 года, после возвращения из плена отца царя патриарха Филарета Романова – патриарх и “великий государь” Филарет. В 1617 году был подписан “вечный мир” со Швецией, по которому шведы удержали за собой Ижорскую землю и Корелу. Россия потеряла выход к Балтийскому морю, но ей удалось выйти из состояния войны со Швецией. В 1618 году было заключено перемирие с Польшей на четырнадцать с половиной лет. Россия потеряла Смоленск и еще около трех десятков смоленских, черниговских и северских городов. Условия перемирия были очень тяжелыми для страны, но Польша отказывалась от претензий на престол. В итоге всего этого можно было считать, что смутное время в России закончилось.
Заключение.
Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина –
не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело – имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Во время Смуты народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно.
Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно – не царская вотчина, а предмет общей заботы и общего дела всех городов и всех русских людей.
Библиографический список.
1. Личман М.Я. История России – Учебник.
2. Федоров В.А. История России.
3. Карамзин Н.М. ”История государства Российского”.