План.
1. Польско-литовская экспансия.
2. Люблинская уния 1569 года. Засилье шляхты.
3. Великий зерновой бум. Закрепощение крестьян.
4. Религиозные противоречия Православной и Католической церквей на территории Украины в период польского правления. Упадок культуры украинского народа
Польско-литовская экспансия.
С падением Галицко-Волынского княжества для украинского народа наступает тяжелый период, когда ослабленные, но еще пока независимые мелкие княжества днепровского Левобережья вынуждены были вынуждены сдаться на милость надвигающемуся литовскому нашествию. Армия, получившая опыт и выучку в кровавой войне с Тевтонским орденом немецких крестоносцев-каланизаторов с легкостью сметя на своем пути редкое сопротивление, постепенно захватывало все больше украинских земель. Киев, потерявший свое влияние, а после того как галицко-волынская ветвь Романовых прекратила свое существование, долгое время не имевший собственного князя пал в 1362 году.
В 1363 году литовское войско нанесло сокрушительное поражение Золотой Орде вторглось в Подолье, тем самым начав новый этап экспансии. Золотая Орда, разрываемая внутренней борьбой за власть, будучи не в состоянии контролировать такие обширные территории, постепенно отступает под натиском литовцев и за полстолетия практически утрачивает контроль над густонаселенными землями Украины. Не маловажным в этой борьбе за территорию было то, что население, уставшее от монголо-татарского беспредела, всячески помогало литовцам. Умелая политика князя Альгердаса, позволила переманить на свою сторону большую часть украинской знати, которая в обмен за полученные вольности, либо за контроль над захваченными землями, приводили свои дружины под литовские знамена. Это привело к тому, что более половины войска составляли сами же украинцы, жаждущие отомстить за столь долго длившуюся неволю.
Очень важно отметить то, что «литовцы-язычники», по мере продвижения постепенно стали перенимать украинскую культуру. Многие князья из династии Гедиминасов приняли православие, а так как большую часть территории государства теперь составляли украинские земли, «Русский» (т.е. украинско-белорусский) язык становиться государственным языком Великого княжества Литовского. Именно эти факторы позволили многим историкам рассматривать Литовское княжество как более прямого и непосредственного наследника Киевской Руси, нежели Московию.
Но не смотря на весь размах литовских завоеваний более значимыми для украинского народа было события происходившие в этот же период на юга –западе украинских земель, так как они имели более продолжительные и более всесторонние воздействия на судьбы людей. Казимир Великий, восстановивший средневековую польскую монархию, заручившись поддержкой католической церкви, надеявшейся получить на завоеванных землях новую паству, магнатов Юго-Восточной Польши, рассчитывавших расширить свои владения за счет соседних земель, а также краковских богатых торговцев (бюргеров), стремившихся контролировать важные торговые пути на Галичине, в апреле 1340 года, спустя 10 дней после смерти последнего князя независимого Галицкого княжества Борислава, вторгся на территорию Украины. Предлог защиты католиков, проживавших на территории Галичины, полностью себя оправдал, дав возможность легко захватить территорию княжества. Увы, как только войско вернулось в Польшу, Галицкие бояре во главе с Дмитром Деткой захватили власть в стране. Дабы не отягощать себя дополнительными расходами на повторное вторжение Казимир заключил договор о том, что Галичина формально будет подчиняться Польше в обмен на то, что Дмитро Детка фактически становился правителем этого княжества.
Перемирие было недолгим. Сначала волынские бояре признали князя Любарта (сына Гедиминаса), зятя, почившего Борислава, своим суверенном. А после смерти Дмитра Детко, дабы окончательно не потерять свои восточные завоевания, Казимир вынужден был начать новую кампанию по захвату Украинских земель. К 1366 году, при поддержке венгров, полякам удалось подчинить себе всю Галичину и часть Волынских земель, отбив их у литовских соседей.
Для обоих народов наступал важный период в истории их развития. В польском сообществе, сумевшем увеличить территорию своего государства почти вдвое, начали происходить перемены, повлиявшие на их дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие. Для украинцев же стаяла более серьезная проблема, ведь кроме другой культуры и порядков поляки привнесли на нашу территорию свою религию, а как показывает мировая история конфликты, возникающие на почве религии вне зависимости от времени их возникновения, всегда были самыми длительными и кровопролитными.
Люблинская уния 1569 года. Засилье шляхты.
Длительная экспансия, а также конфликт с Польшей за право владения Галицко-Волынскими территориями в совокупности сильно ослабили Великое Литовское княжество. Дабы не утратить контроль над захваченными территориями, литовцы, сильно обеспокоенные усилением государства Московии, начали поглядывать на юго-восток, видя в поляках не соперников, а потенциальных союзников. Поляки, разочаровавшиеся в своем союзе с венграми, нашли хороший предлог для будущего воссоединения, предложив выдать польскую королеву Ядвигу за нового короля литовского Ягайла и таким образом заключить династический союз. Однако условия выдвинутые поляками были не по нраву большинству литовского дворянства. Образовавшаяся оппозиция во главе с князем Витаутасом фактически захватила власть в регионе, а в 1392 году вынудила князя Ягайла признать этот факт юридически.
Для укрепления княжества Витаутас начал вводить в жизнь управленческие реформы, целью которых было «перетасовка» князей, дабы лишить их постоянной и твердой поддержки на местах, что практически исключает возможность распространения сепаратистских настроений, и в тоже время это давало повод расправиться с недовольными князьями, заменив их своими ставленниками из числа приближенных. Согласно новых законов мелкие бояре, чтобы сохранить за собой право на земли обязаны были нести воинскую повинность у великого князя. Все эти нововведения пришлись не по вкусу украинской знати и после смерти Витаутаса государство распалось на два враждующих лагеря. Однако Свидригайл, возглавляющий оппозицию союзу с Польшей, видя, что переговоры не приносят желаемого результата и сторонники постепенно, прельстившись правами, которые даровал Сигизмунд своим союзникам украинским дворянам, перестают оказывать поддержку, стал зверствовать, благодаря чему окончательно потерял сторонников и вскоре окончательно проиграл.
В последующие десятилетия Великое Литовское княжество, разрываемое внутренними конфликтами, постепенно начало терять власть над контролируемыми территориями. Первым тревожным признаком стало то, что в 1522 году князья Черниговской и Стародубской областей присягнули на верность Московии, этот случай доказал насколько слабым стал контроль над украинскими территориями. Не сумев отразить несколько крупных набегов татар, и наконец, когда пограничные столкновения с Московией переросли в военный конфликт, княжеству вновь пришлось искать помощи на стороне.
В 1569 году в Люблине был созван сейм, на котором была подписана новая уния, результатом её стало создание содружества – Речь Посполитая. Она имела единого выборного короля, единый парламент (сейм), единые денежную, налоговую и внешнеполитическую систему. Речь Посполитая, территория которой составляло более 800 тыс. км², стала на тот момент в истории самым большим государством в Европе, население которого составляло более 7,5 млн. человек.
Получив огромное экономическое могущество, дворянство Речи Посполитой постаралось увеличить свое политическое влияние и личные привилегии. Прежде всего были сделаны попытки сверти к минимуму свои государственные повинности, что в конце концов привело к полному освобождению от уплаты налогов. К концу XV – началу XVI века шляхта повсеместно подчинила себе местные органы самоуправления – сейсмики, а в скоре и большой сейм Речи Посполитой. Власть монарха в государстве полностью оказалась зависимой от решений дворянства, особенно после принятия закона «Nihil Novil», запрещающего королю издавать новые указы без согласия дворянских депутатов, а после смерти в 1573 году последнего потомка Ягеллонов, нового короля выбирало депутатское собрание, права которого оговаривались отдельном договоре. С введением этих порядков единственной опасностью в подрыве власти дворянства как не странно оставались средние слои шляхты, большинство в которых составляли родовитые семейства, имевшие возможность препятствовать изменениям в законодательстве и подчинению дворянству новых земель. Украинское дворянство, дабы сохранить свои привилегии в новом государстве, вынуждено было искать пути получения тех же прав, что и польское дворянство, а главной проблемой в этом была необходимость стать фактически «поляком» т.е. обязательное принятие католицизма, переход на польский язык, а также исполнение новых повинностей, которые были намного тяжелее.
Великий зерновой бум. Закрепощение крестьян.
Периодом расцвета Речи Посполитой стал конец XVI века, когда почти во всех странах Европы начался резкий рост количества населения, а цены на питание возросли в несколько раз. Государство на территории, которого находились богатейшие черноземы, дававшие на то время богатые урожаи при малых затратах постепенно становилось главной продовольственной базой Европы. Начало «продовольственной лихорадки» изменило структуру феодальных хозяйств. Теперь хозяйства преобразовывались в плантации, четко ориентированные на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации получили название «фольварки». Теперь владельцу земли не было необходимости собирать медленно растущий оброк с мелких и неэффективных крестьянских хозяйств, вместо этого, прибрав к рукам как можно больше земельных наделов, налог заменялся усиленной панщиной и крестьяне вынуждены были большую часть своего времени уделять обработке земли хозяина, а уже в оставшееся время своего клочка земли. Тем не менее такие реформы проводились постепенно так как малонаселенные территории Центральной и Восточной Украины требовали привлечение большого количества рабочих рук. Чтобы добиться этого новые территории объявлялись слободами и крестьяне работавшие там освобождались на 15-30 лет от оброка и от панщины.
Однако постепенно ситуация для украинского крестьянства начала меняться в худшую сторону. Принятый еще в 1557 году «Устав на волоки» стал тем кнутом, с помощью которого феодалы стали увеличивать время отработочной ренты до трех-четырех дней в неделю, а иногда и более. Те несколько дней, которые оставались на обработку собственной земли вряд ли могли позволить выручить какую то прибыль от повышения цен на продовольствие. Так же в «Уставе» отмечалось, что отныне владельцем земли мог быть только дворянин. Но самым важным было то, что крестьяне были лишены своего последнего древнего права по которому он имел право покинуть землю и идти искать лучшей доли. Поначалу крестьянам разрешалось уходить только в строго определенные дни, потом только под Рождество – и то внеся определенную плату и найдя себе замену. И вот теперь крестьяне были полностью лишены этого права и оказывался полностью привязан к земле. Получалось, что умершее в Западной Европе крепостное право получило в Речи Посполитой вторую жизнь, но в сильно извращенной форме.
Однако с введением крепостного права дворянству пришлось столкнуться с недовольством своих собственных крестьян, что часто порождало волну бунтов, но из-за отсутствия поддержки других слоёв населения и не имея должных военных навыков, эти бунты часто заканчивались кровавой бойней, которую устраивали регулярные войска толпам восставших.
Религиозные противоречия Православной и Католической церквей на территории Украины в период польского правления. Упадок культуры украинского народа.
Все прошедшие реформы и изменения не могли не отразиться на церковной жизни. После того как киевский митрополит перебрался в Московию, чтобы не отдавать свою паству практически теперь чужому монастырю перед церковью стал острый вопрос о дальнейшем существовании. Воссоединение с католической церковью было возможно лишь при полном подчинении её порядкам, что не представлялось возможным. Дабы избежать этого, было принято решение восстановить метрополию в Киеве, которая отныне признавала только верховенство константинопольского патриархата.
Однако, как было принято в большинстве европейских стран, монархи большинства стран пользовались правом патронажа, когда епископа назначал сам правитель, а в регионах его представители власти. А так как польские и литовские властители были в основном католиками, они назначали на место епископа людей, которые бы поддерживали в государстве установившийся порядок. Это стало крахом для украинской церкви. Светские власти вскорости начали сменять местных епископов по своему усмотрению, и это привело к тому, что киевский митрополит потерял всякую власть, а каждый епископ сам стал себе и законом и судьёй. В церкви стала свирепствовать коррупция, помещики торговали приходами и церквями как товаром, что привело к полному падению нравов. Школьное дело, в организацию которого церковь вносила всегда огромный вклад, находилось в запустении. Малограмотные учителя с трудом могли обучать основам письма, чтения и катехизиса. Всё вышеперечисленное могло лишь только пагубно отразиться на культуре украинского народа, ведь при царящем полном беззаконии по отношению к украинскому народу, последний оплот нации – церковь превратилась в ещё один рычаг управления в руках дворянства .
В Польше с расцветом государства начался период культурного расцвета. Вслед за европейскими государствами Речь Посполитая вступила в эпоху Возраждения. Быстрыми темпами развивается образование. В дворянстве в моду входит отправлять своих отпрысков учиться в престижные университеты Италии и Германии, после чего по возвращенни они начанали передавать свои знания уже на родине.
Не смотря на то, что в XVI веке до Польши докатилась и движение церковной Реформации, благодаря тому что дворянство имело сильное влияние на церковь, государство избежало участия во внеевропейских религиозных войнах. Однако благодаря деятельности ордена иезуитов, католическая реакция на другие веры сильно изменяется в сторону гонений, что приводит к полонизации той части населения, которая придерживается православной церкви. Вера, обычаи, и язык украинцев становятся признаком принадлежности к низшим слоям и для дворянства могут служить ни чем иным как , только объектом издевательств, насмешек и презрения.
Однако не всё украинское дворянство, ради обогащения безропотно приняло новую веру и при этом позволило бы растоптать собственную культуру. Князь Константин Острожский «некоронованный король Украины» и один из самых богатых и могущественных магнатов Речи Посполитой твердо решил помочь духовному возрождению своего народа. В городах Турове и Володимере-Волынском под его руководством открываются православные школы, а в 1580 г. он основал Острожскую академию, которая в последствии стала центром местного образования и культуры, вокруг которого объединились местные интеллектуалы. Однако после смерти князя, его дочь отдает академию на попечение иезуитов, чем ставит крест на той цели ради которой она создавалась.
В тоже время пытаясь хоть как-то изменить ситуацию с православной церковью некоторые епископы стали обсуждать вопрос о воссоединении католической и православной церквей, тем самым желая остановить упадок. Но, когда в 1595 году епископ Львова Гедеон Балабан при поддержке еще нескольких епископов отправились в Рим, и добившись аудиенции папы Клемента VIII, получили официального утверждения унии об объединении церквей, на украинских землях эта идея получила сильный резонанс. Начались народные выступления против подобного объединения. Большинство сторонников испугавшись последствий срочно изменили своё мнение открестившись от унии.
Для решения конфликта в 1596 году в Бресте был собран церковный собор, результатом которого стал еще больший раскол в рядах духовенства. Теперь на месте двух церквей появилось католическая, православная и унианская (Греко-католическая).
Рассматривая этот период в истории нашего народа можно сделать вывод, что в то время как другие народы Европы переживали свой расцвет, украинский народ находясь под гнетом других государств все больше отставал в своем развитии. Территория государства была превращена в огромное поле, на котором обогащались другие все более угнетая покоренный народ. В тоже время не смотря на все трудности украинцы сумели сохранить свою культуру и веру, и именно этот период смог закалить людей, заставить показать свои лучшие качества и в тоже время, накапливая силы и ненависть к захватчикам, не смирится и продолжать пытаться изменить свою судьбу.
Литература.
1. «История Украины» Субтельный О. , 1994 р.
2. «История Украины» Король В. 1995 р.
3. «Історія України. Нове бачення ред.» Смолій В. 2000 р.