Реферат по предмету "История"


Русская культура на пороге нового времени (XVII век)

XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о «силе земли», «земского начала».
Обучение грамоте. Круг чтения. Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, прежде всего черносошных, отчасти крепостных и холопов имелись грамотеи—старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян — люди неграмотные. В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе—центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у «мастеров» из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковнякам, печатным и рукописным, В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздава­ли. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета—таблицу умножения. За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературно­го, географического, астроном веского, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитекту­ры и живописи, обработки золота и серебра, военного и ме­таллургического производства, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам—греческому, латинскому, польскому и про­чим. Школы и академия. Окольничий Ф. М. Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, человек влиятельный, скорбил по поводу непросвещенности русских людей. Он пригласил из Киева ученых монахов. Они должны были обучать в Андреевском монастыре, им основанном, славянскому и греческому языкам, философии и риторике, другим наукам словесным. Все описанное происходило в 40-е гг. XVII в. Лет двадцать спустя прихожане церкви Иоанна Богослова в Москве подали челобитную: открыть бы им при той церкви школу наподобие братских училищ в Малороссии, а в ней — сустроенйе учения различными диалекты: греческим, словенским и латинским». Власти согласились: заводите «гимнасион», «да трудолюбивые спудеи (студенты) радуются о свободе взыскания и свободных учений мудрости». Возможно, эти и некоторые другие, ей подобные школы появились в ту пору не только в столице. Известно, что в 1685 г. су­ществовала «школа для учения детям» в городе Боровске, около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. Во главе поставили самого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подьячих приказов. Они изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образо­ванных чиновниках—подьячих. Через 15 лет устроили школу при Печатном дворе. При ее открытий в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года — уже 56, еще через год — на десяток больше. А 166 учеников постигали премудрости и сложности славянского языка. 232 ученика в школе—немало для XVII столетия! А в 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. По «привилегии», давшей программу образования, последнее должно было стать не только церковным, а общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук гражданских и церковных—весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией (метафизической и натуральной), этикой и богословием. Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. В соответствии с уставом в училище принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В первый год учеников было 28, на следующий — 32. Обучение шло очень хорошо. Но против братьев выступил влиятельный недоброжелатель светского образования патриарх иерусалимский Досифей. Его интриги и наветы закончились для Лихудов печально — их отстранили от любимого дела. Но оно не погибло, его продолжили их русские ученики, особенно успешно Ф. Поли­карпов и И. С. Головин. Научные знания. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о «пищалях винтовальных»—нарезных ружьях, о пищалях с механизиро­ванным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола, большие и малые, славился по всей стране их «малиновый звон». Столь же успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчеты высоты и толщины позволяли обходиться без контрфорсов, что широко практиковали зодчие в Западной Европе. При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда мехи у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды. Русские люди пишут практические руководства, в которых обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, олифы, чернил и др. Подобные пособия давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов. Из них читатель мог узнать об основах геоцентрической системы Птолемея. В середине столетия и 70-е гг. появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.
Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже XVI и XVII вв. появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов. Этот «Старый Чертеж» не сохранился. В 1627 г. составили «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Черного моря, и «Книгу Большому Чертежу»: перечень городов России, расстоя­ний между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера. Последний труд в течение столетия неоднократно дополнялся новыми сведениями. В самом начале столетия составил карту России царевич Федор, сын Бориса Годунова. Но она не сохранилась.
Географические сведения «поверстных книг», которые изго­товляли в Ямском приказе, давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в другие города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. В Сибирский приказ поступали отписки, сказки русских землепроходцев и мореходов, бороздивших сибирские и дальнево­сточные просторы, прилегающие к ним моря и океаны. Служилые и торговые люди, ходившие в Сибирь, составляли описания и карты (чертежи) ранее неведомых земель, обитавших на них народов и племен. В конце века (1696 г.) правительство решает составить общую карту новообследованных и присоединенных за столетие земель. Пять лет тобольский сын боярский Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую назвал «Чертежной книгой Сибири». Еще большее распространение получили исторические сочине­ния — летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания. Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическо­му или обобщающему. К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеятся во гражданстве» Это — единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г. В конце 70-х г., четыре года спустя после выхода в Киеве, в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля, архи­мандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения. Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно- литургического содержания, сборники песен и «крюков» (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, герои­ческие; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине—народном заступнике: Ты взойди, взойди, красно солнышко, Обогрей ты нас, людей бедныих. Добрых молодцов, людей беглыих: Мы не воры, не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички. Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени, например: «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Некоторые пословицы и поговорки отражают прошлое, не столь уж давнее: «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест» (об ордынской неволе), «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (об отмене Юрьева дня). Литература. Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорыва­ются все явственней в литературу. Последняя вместе с другим явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с само­званцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во «Временнике», И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, мно­гие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений—взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних—за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происка­ми Годунова), других—за «безумное молчание» в связи с этим, третьих («рабов» господских) —за непослушание и мятеж. Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошки, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. »Повесть об Азовском осадном сидений донских казаков». С ее страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637—1642 гг.). По-прежнему русские люди любили читать жития святых —Антония и Феодосия Печорских, Сергия Радонежского и многих других. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц. «Житие» Аввакума—талантливая и яркая автобиография, острая, полемическая и живая. «Просторечие», яркость зарисовок, наглядность образов, индивидуальная манера письма делают «Житие» новаторским произведением, несмотря на консерватизм взглядов автора-старообрядца. Столь же яркое явление русской литературы этого времени — сатирические повести и сказания. Их авторы вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Сове и великой его славе», «Калязинская челобитная». Мздоимство и жадность, пьянство и распу­щенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками. В литературе XVII в. появляются новые черты: демократиче­ский писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям. Рождаются новые жанры—светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна. Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.
Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы дере­вянного дома — квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сейм между клетями, крыша, двери и окна—устойчиво бытовали столетиями, перешли и в ка­менные здания.
Русские плотники и каменщики работали с большой изобрета­тельностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством. Деревянные церкви сохранились в Архангельской, Мурман­ской, Тверской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667—1668гг.), разобранный «за ветхостью» столетие спустя, при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку. Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы — Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове (имение князя Д. М. Пожарского), Успенская «Дивная» церковь в Угличе и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на трехэтажные «терема» Московского Кремля, выстроенные Антипом Константиновым. Баженов Огурцовым, Третьяком Шарутиным и Ларионом Ушаковым; церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле, московские—Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках; Вонесенскую в Великом Устюге; метрополию в Ростове (ошибочно именуется Ростовским кремлем) и многие, многие другие. В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более «узорочные», особенно во второй половине столетия. Таковы дома думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге, Иванова в Ярославле и т. д. А построенные в конце века для царской семьи пышные «чертоги» Троице-Сергиевой лавры предвосхищают дворцы следующего столетия. В XVII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Новодевотьего, Симо­нова, Спасо-Ефимьева, Новоиерусалимского и многих других мо­настырей. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исклю­чительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков. Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин — наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников. В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626—1686 гг.), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего, русского художника и других мастеров намечается стремление к реализму. Он имел учеников — Ивана Максимова, Михаила Милютина и многих других. Вокруг него собралась большая группа художников Оружейной палаты. Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадо­стными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве (возможно, их авторы — Владимиров и Ушаков), Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиций» изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей. Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), М. В. Скопина- Шуйского (1610 г.) сделаны в обычной иконописной манере, то более поздние, середины и второй половины века, говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Бог­данов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий. Театр. Театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен — пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,—напыщенный, тяжеловесный язык. Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матве­ева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфрнду Грегори, пастору лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появились актеры из русских; вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы: об Эсфири («Артаксерксово действо»), Товии, Юдифи и Олоферне. После кончины царя (1676 г.) театр закрыли, я он более не возобновлял свои постановки. Быт. Самый устойчивый компонент жизни людей — быт, и тот испытал в XVII в. изменения. В наименьшей степени у крестьян: по-прежнему большинство их жило в «черных», или «курных», избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше; в окнах — бычий пузырь вместо слюды или стекла; вечером свет давала лучина, вставленная в светец. Вместе с людьми зимой в избе находились телята, овцы и куры. На деревянных лавках у стен и сидели и спали. Ели деревянными ложками из мисок, блюд, тарелей, пили—из стаканов, ковшей, братин. Посуда тоже в основном была деревянной Посуду, поставцы для нее, сундуки и коробья для домашнего имущества украшали росписью, нередко красочной, многоцветной — цветами и травами, фантастическими зверями и птицами; рисовали и бытовые сцены. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная Ели крестьянё хлеб, в основном — черный, и горох, толокно к гречневую кашу, капусту и морковь, свеклу и огурцы, репу и редьку, лук и чеснок. По праздникам к стаду подавали мясо. Рыбу употребляли свежей и соленой Пили квас и пиво. которые готовили дома. Важную роль в повседневном быту играли обряды: песни и причитания, ряженье и гаданье: в ночь на Ивана Купалу — вязанье венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать тени, представления и прибаутки скоморохов. Петрушку — кукольный театр на открытом воздухе, в котором часто присутствовали политические мотивы.
Одежду крестьяне шили из домотканого холста, который красили в разные цвета, покрывали вышивками из цветных ниток; из сермяжного сукна. Летом носили лапти, зимой — валенки. Посадские люди жили тоже в основном в деревянных избах; у зажиточных они — просторней, при них всякие служебные постройки: погреба, амбары, «сушила», конюшни. Появились и каменные палаты под железо. В доме —те же столы, лавки вдоль стен. Но есть шкафы, а также кресла, стулья, зеркала на западноевропейский манер. Для платья и других вещей заводили сундуки, ларцы, коробья.
Хозяйство в домах простых людей вели очень расчетливо, все в семье неукоснительно подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды, вели себя благочестиво. Так, во всяком случае, велел жить «Домострой», и его правила соблюдали, не без исключения, конечно, о чем и повествует сатирическая литература. Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается в дворян­ском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре, например В. Голицын, Троекуров и другие, имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы» наличники; высокую крышу покрывали медными золочеными листами. Стены внутри украшали росписи («личины») и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры. В комнатах стояла красивая заграничная мебель: кровати с балдахинами и стулья, обитые золоченой кожей; в поставцах — дорогая посуда. Выставлялось, на удивление гостям, оружие — огнестрельное и холодное. Еду подавали самую разнообразную, из мяса, рыбы, птицы, ее сдабривали пряностями, солеными лимонами, которые привозили из Голландии. Лимоны были большой роскошью, доступной богатым и знатным людям, что не осталось незамеченным в народе: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы,—одни огурцы». Из Астрахани привозили виноград, арбузы и дыни. В застолье обильно были представлены напитки — пиво, квас, меды на ягодах, привозные вина. Одежды для вельмож, богачей делали из шелковых, суконных материй, часто заграничных, украшали их жемчугом и драгоценны­ми камнями, шитьем из золота и серебра. Боярские шубы, тяжелые и роскошные, производили впечатление торжественности и богат­ства, но отличались неудобством. Одеяния дополняли высокие меховые шапки, яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носками, тяжелые трости. Во время парадных выездов вельмож везли кони с богатой сбруей, бубенцами на шее и ногах, пучками страусовых перьев на головах; их сопровождала пышная конная свита. К концу столетия одежда постепенно заменяется более скромной и удобной, на западный манер. Бояре и дворяне начинают стричь волосы и брить бороду. Заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки. Входит в моду курение табака. В среде феодалов также соблюдали старинные обычаи, слушали русские сказки и смотрели представления скоморохов. Но разница в быте господ и простолюдинов становится заметней, резче.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.