МИР В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ
1945-1975гг.
План
1. Вступление. Новые явления в международных отношениях после Второй мировой войны.
2. Ялтинско-подсдамская система международных отношений.
3. Холодная война. Её сущность и происхождение.
4. Создание Западного блока.
5. Начало процесса деколонизации. Ближневосточный конфликт.
6. Варшавский договор.
7. Уроки Карибского кризиса.
8. Разрядка напряжённости между СССР и США.
9. Заключение.
Вступление
Новые явления в международных отношениях после Второй мировой войны
Международным отношениям после Второй мировой войны были присущи некоторые качественно новые характеристики.
В послевоенном мире в громадной степени усилилась взаимосвязанность стран и регионов. Система международных отношений стала подлинно всеобъемлющей, всемирной. Появление новых средств коммуникаций сжало время и пространство — земной шар как бы уменьшился.
Институциональным выражением возросшей взаимозависимости самых разных государств стало создание и существование универсальной Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября тою же года. Членами-учредителями ООН стали 50 стран, в том числе СССР, Украина и Белоруссия. ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, принявших на себя обязательства разрешать международные споры мирными средствами, воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности была возложена на Совет Безопасности, который получал право действовать от имени всех членов ООН. До 1 января 1966 г. Совет Безопасности состоял из 11 членов, включая 5 постоянных: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если против них не голосовал ни один постоянный член Совета Безопасности (право вето),
С развитием послевоенной системы международных отношений все большую роль в ней приобретали различные международные организации, политические и экономические, правительственные и неправительственные. Наряду с государствами, они стали выступать субъектами системы международных отношений.
Мощные импульсы для своего подъема получило национально-освободительное движение. Стал нарастать неудержимый процесс деколонизации. Многие страны и народы превратились из объектов в субъекты международных отношений. Если в 1945 г. лишь 4 независимых государства Африки стали членами ООН (Египет, Либерия, Эфиопия, Южно-Африканский Союз), то в начале 60-х годов их число приблизилось к 30.
Европа утратила свою былую ведущую роль в мировой политике. Времена доминирования «концерта европейских держав» ушли в прошлое. Это проявлялось в экономике, в военно-политической сфере, в демографии, в культурно-идеологическом влиянии.
ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Систему МО, сложившуюся после Второй мировой войны, стали называть Ялтинско-Потсдамской. Само название весьма условно. Конференции «большой тройки» (лидеров СССР, США и Великобритании) в Ялте (4—11 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) лишь наметили общие контуры послевоенного устройства. Вместе с тем они приняли некоторые конкретные решения (например, по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и сохраняют свою силу и по сей день.
Биполярность Ялтинско-Потсдамской системы
Ялтинско-Потсдамская система МО базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате Второй мировой войны. Наиболее характерным было усиление международных позиций США и СССР. Комитет начальников штабов США в своих рекомендациях государственному департаменту еще в августе 1944 г. отметил: «После разгрома Японии только США и СССР останутся первоклассными военными державами, что объясняется сочетанием географического положения и огромного военного потенциала».
Германия была разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия
была побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до Второй мировой войны. Даже Великобритания, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношении, утратившей прочность и устойчивость своей империи.
Определяющее влияние СССР и США на всю Ялтинско-Потсдамскую систему МО придавало ей биполярный характер. Позднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой системы МО.
Вместе с тем биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, СССР и США не могли контролировать все субъекты и события международной жизни. В 50-е годы деколонизация способствовала формированию движения неприсоединения. Первая конференция неприсоединившихся стран состоялась в 1961 г. в Белграде. Участники движения неприсоединения положили в основу своей внешней политики принципы неучастия в военных блоках, отказа от предоставления своей территории для размещения иностранных военных баз, ликвидации колониализма, мирного урегулирования международных вопросов, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования. Это движение вынуждено было считаться с биполярным характером расстановки сил на международной арене, но стремилось вырваться из
логики блокового противостояния.
В 60—70-е годы происходило становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, затем Япония. Будучи не в состоянии конкурировать с СССР и США эти новые центры силы все же заставили считаться со своим возросшим весом в
международных делах.
Тем не менее, именно США и СССР являлись двумя полюсами Ялтинско-Потсдамской системы, ее опорами. Их определяющие позиции в рамках системы бесспорны, хотя они и не сводились к простому равенству, были асимметричны. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. ЕЕ СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Холодная война как явление в международных отношениях
Выявившееся преобладание в послевоенном мире двух наиболее мощных держав (СССР и США) довольно скоро переросло в явное противостояние. Оно приобрело форму холодной войны, то есть тотальной и глобальной конфронтации, чреватой кризисами и конфликтами. Тотальной — ибо она распространялась на все сферы: социально-экономическую, политическую, военную, идеологическую, психологическую. Глобальной — ибо она охватывала все регионы мира, накладывала тот или иной отпечаток на все события международной жизни, так или иначе затрагивала все страны и государства.
Большинство исследователей считает, что первые всполохи
холодной войны можно было разглядеть уже в противоречиях внутри антигитлеровской коалиции в конце Второй мировой войны, переход к полномасштабной холодной войне произошел в 1947 году. Сам термин холодная война стал популярен именно в 1947 г. с выходом в свет под таким названием сборника статей известного американского журналиста У. Липпмана. Завершения холодной войны пришлось ждать до 1989-1990 годов.
Холодная война была противостоянием не только двух самых мощных держав послевоенного мира, но и различных социально-экономических и политических систем: тоталитарного (затем авторитарного) общества с централизованной экономикой против либеральной демократии и рыночной экономики. Известный американский специалист по международным отношениям 36. Бжезинский отмечал: «Американо-советские отношения представляют собой классический исторический конфликт между двумя великими державами. Но это не просто национальный конфликт. Это также борьба между двумя имперскими системами, и впервые в истории она означает ни больше, ни меньше как соперничество двух наций за мировое господство».
СССР и США стремились всемерно укрепить собственные позиции на международной арене и воспрепятствовать усилению противника по холодной войне. Любой выигрыш одного из соперников автоматически считался соответствующим проигрышем другого — тем самым международные отношения стали рассматриваться как «игра с нулевой суммой».
В соперничестве основных участников холодной войны громадное внимание уделялось военно-силовому фактору: отсюда раскручивание гонки вооружений, желание обеспечить подавляющее преимущество, колоссальное наращивание
военных потенциалов, включая ядерное оружие и средства его доставки.
В холодной войне каждая из сторон стремилась привлечь на свою сторону союзников и сателлитов. Поэтому и США, и СССР заключали двусторонние и многосторонние соглашения о союзе и взаимопомощи, энергично создавали военно-политические блоки. США использовали при этом свои громадные экономические и финансовые возможности, а СССР компенсировал отсутствие таковых жестким контролем в своей сфере влияния.
Тотальное противостояние СССР и США, Востока и Запада было чревато острыми международными кризисами. И они действительно происходили з холодную войну, хотя имели разную природу. Кризисы внутри одного из противоборствовавших лагерей — свержение Соединенными Штатами правительства Арбенса в Гватемале в 1954 г., события 1956 г. в Венгрии, вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Ряд кризисов объяснялся наложением холодной войны на процессы национального освобождения колониальных и полуколониальных народов: «грязная война» Франции в Индокитае (1946—1954 гг.), Суэцкий кризис 1956 года. И, наконец, «классические» кризисы холодной войны, в которых сталкивались СССР и США или их союзники и сателлиты: Берлинский кризис 1948—1949 гг., Корейская война 1950—1953 гг., Карибский кризис 1962 года. Именно кризисы такого рода создавали наибольшую угрозу международному миру.
В холодной войне, как и в Ялтинско-Потсдамской системе в целом, важную роль играл ядерный фактор. Атомное и водородное оружие являлось средством давления на противника
в холодной войне, его устрашения. Это принципиально новое оружие придавало чрезвычайно опасный характер кризисам холодной войны. Так, американские военные деятели выступали за применение ядерного оружия в Корейской войне (1950—1953 гг.), советское руководство угрожало ракетно-ядерным оружием Великобритании и Франции во время Су-эцкого кризиса 1956 года. Наиболее ярким примером балансирования на грани ядерной катастрофы стал Карибский кризис 1962 года. К концу рассматриваемого периода руководство СССР и США осознало необходимость избегать применения ядерного оружия, чреватого угрозой для всего человечества. Отсюда появилось стремление выработать некие общие «правила игры» для атомной эры.
Вместе с тем холодная война не переросла в крупномасштабный вооруженный конфликт, в новую мировую войну. Почему? Думается, что руководство и СССР, и США не ставило задачу полного военного уничтожения противника по холодной войне. Давление на соперника — да, стремление ослабить его позиции — да, попытки изменить его политику — да, но не полное уничтожение через большой военный кон- фликт. К тому же ни одна из сторон не обладала реальными ' возможностями для разрешения имевшихся противоречий применением своего военного потенциала.
Обобщив последние научные изыскания по истории холодной войны, американский исследователь Дж. Гэддис пришел к выводу: «Сталин никогда не был готов пойти на риск военного столкновения, по крайней мере, в обозримом будущем». И советское руководство, и лидеры западного мира умели маневрировать и отступать. Поэтому-то холодная война, несмотря на присущие ей конфликты и кризисы, не переросла в вооруженное противоборство, в горячую войну.
СОЗДАНИЕ ЗАПАДНОГО БЛОКА
Доктрина Трумэна
Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В этой связи особое беспокойство в 1946 — начале 1947 г. вызывал нажим Москвы на Турцию и на Грецию, в которой шла гражданская война.
В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с ухудшившимся финансовым положением Великобритании оно не сможет продолжать оказание финансовой и военной помощи Греции и Турции.
В правящих кругах США Грецию и Турцию рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к ценнейшим запасам нефти и к стратегическим коммуникациям. Заместитель государственного секретаря США Дин Ачесон отмечал, что помощь Греции и Турции представляла собой не благотворительность, а средство защиты американского образа жизни. Президент Трумэн 12 марта 1947 г. обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 млн долл. для помощи Греции и Турции, а также санкционировать посылку в эти страны американского гражданского и военного персонала для наблюдения за использованием предоставленной помощи.
Доктрина Трумэна содержала и общую оценку международной ситуации, определяющим моментом которой являлся конфликт между двумя образами жизни. Один из них, по словам Трумэна, базировался на свободе личности, свободных выборах, свободных институтах и гарантиях от агрессии. Другой — на контроле над прессой и средствами массовой информации, навязывании воли меньшинства большинству, на терроре и угнетении. США объявляли своей политикой поддержку «свободных народов» в их противостоянии внутренним и внешним угрозам.
Доктрина Трумэна прокламировала новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. Эта борьба приобретала тотальный характер, что означало переход к полномасштабной холодной войне.
Советское руководство дало резко отрицательную оценку доктрине Трумэна. В докладе А. Жданова о международном положении на совещании коммунистических партий в сентябре 1947 г. было заявлено, что доктрина Трумэна «рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам, активно выступающим против демократических народов, носит откровенно агрессивный характер». Идеологическая и пропагандистская борьба в рамках холодной войны набирала обороты.
В этой ситуации США стремились обеспечить надежный тыл в Латинской Америке, использовать ресурсы этого региона в холодной войне. В августе—сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро состоялась межамериканская конференция министров иностранных дел «по поддержанию континентального Мира и безопасности». Под давлением делегации США 2 сентября был подписан Межамериканский договор о взаимной обороне, который вступил в силу в декабре 1948 года. Договор предусматривал принцип коллективной обороны, в нем провозглашалось, что «вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства», и каждое из них «обязуется оказать помощь при отражении нападения». Кроме того, договор предусматривал меры по борьбе с косвенной агрессией. Тем самым пакт Рио-де-Жанейро стал важным шагом на пути создания военно-политического блока стран Западного полушария под руководством США.
Институционализация связей государств Американского континента была осуществлена созданием Организации американских государств (ОАГ) в апреле 1948 года. В нее вошли США и подавляющее большинство стран Латинской Америки. Соединенные Штаты использовали ОАГ для нажима на ее участников, для укрепления своих позиций на континенте.
В целом США довольно успешно использовали возможности и ресурсы Латинской Америки в холодной войне.
План Маршалла
Ситуация в Европе весной 1947 г. была тревожной и нестабильной. В Восточной Европе складывалась система народных демократий, СССР устанавливал все более жесткий контроль над этой частью континента. В Западной Европе наблюдались симптомы возможного экономического кризиса, нарастала социальная напряженность. Миллионы людей оказались без работы, голодали и мерзли суровой зимой 1946— 1947 года. Ухудшение экономического положения порождало чувство безнадежности и отчаяния.
В мае заместитель государственного секретаря США Дин Ачесон публично заявил о необходимости срочной американской помощи объединению европейских государств, которые, по его словам, сами предпримут меры для своего восстановления. «Этого требует наша национальная безопасность», —
подчеркнул Ачесон.
5 июня 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с программной речью, которая стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер, известных под названием «план Маршалла».
Цели плана Маршалла предусматривали стабилизацию социально-политической ситуации в Западной Европе, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Страны Восточной Европы могли бы принять участие в программе восстановления Европы, только в случае отказа от ориентации их экономики на Советский Союз. При этом предполагалось использовать сырьевые ресурсы Восточной Европы для восстановления западной части континента.
Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо согласились сыграть основную роль в обсуждении инициативы Маршалла с Советским Союзом. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультаций по плану Маршалла.
В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом, увидев в нем возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный советский ответ на предложения британского и французского правительств провести совещание министров иностранных дел трех держав в Париже.
НАЧАЛО ПРОЦЕССА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ В 1945-1956 годах
Начало процесса деколонизации
Итоги Второй мировой войны означали существенное ослабление колониальной системы. Необходимо учитывать значение японской пропаганды и японских успехов в начале военных действий в Азии. Тем самым был подорван миф «о превосходстве белого человека», поколеблено владычество колониальных метрополий. Поражение Франции в 1940 г., отступление Великобритании и США в Азии имело долговременное воздействие на всю систему колониальных владений. Большое значение имело провозглашение участниками антигитлеровской коалиции права народов распоряжаться своей собственной судьбой, на свободу и независимость, содержавшееся, в частности, в Атлантической хартии. В рамках Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений заметно ослабли позиции основных колониальных метрополий: Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии.
Все эти факторы способствовали подъему национально-освободительного движения народов колоний и полуколоний после Второй мировой войны. Колониальные метрополии вынуждены были маневрировать и отступать.
При этом Великобритания в ряде случаев легче отказывалась от традиционных форм колониального господства по сравнению с другими колониальными державами. Объяснялось это более развитыми экономическими связями Британии с ее владениями. Кроме того, британцы более охотно прибегали к системе косвенного управления, опираясь на связанную с метрополией местную верхушку, формированию которой они способствовали.
Наиболее болезненно расставалась со своими колониальными владениями Франция. Ее экономические связи с колониями были менее развиты.
Таким образом, после Второй мировой войны национально-освободительное движение вышло на новый этап своего развития. Целый ряд колоний добился независимости и создал базу для поддержки дальнейшей освободительной борьбы народов стран Азии и Африки.
Начало Ближневосточного конфликта
Вторая мировая война привела к подъему освободительного движения на Ближнем Востоке. Этот регион представлял большую важность с точки зрения запасов природных ресурсов — нефти. Кроме того, Ближний Восток является важным узлом стратегических коммуникаций и занимает ключевое геополитическое положение на стыке Европы, Азии и Африки.
Бурные события войны в Северной Африке и на Ближнем Востоке способствовали росту национального самосознания народов арабских стран, их стремления к проведению самостоятельной политики на международной арене. Мы уже говорили о предоставлении независимости Сирии и Ливану. В марте 1945 г. была официально учреждена Лига арабских государств, в которую вошли Египет, Ирак, Трансиордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, а также представители Совета Палестины. Лига не стала региональным союзом государств, скорее она превратилась в форум для обсуждения общих для ее участников вопросов. Тем не менее. Лига арабских стран превратилась в важный субъект международных отношений.
Создание Варшавского договора
Основным ответом советского руководства на ремилитаризацию ФРГ и ее включение в НАТО стало создание военно-политической организации социалистических стран Европы, аналогичной Североатлантическому пакту.
Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан в столице Польши 14 мая 1955 г. представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
Варшавский договор предусматривал взаимные консультации его участников по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, а также безотлагательные консультации в случае, если возникнет угроза вооруженного нападения или произойдет такое нападение на одно или несколько государств — участников договора. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с реализацией соглашения, был создан Политический консультативный комитет (ПКК) с участием всех членов Варшавского договора.
Договор предусматривал принцип коллективной обороны. В случае вооруженного нападения в Европе на кого-либо из его участников все другие государства, подписавшие договор, обязались оказать подвергшемуся нападению государству (или государствам) немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы.
Подписанное соглашение стало основой для формирования Организации Варшавского договора. Его участники договорились о создании Объединенного командования (ОК) вооруженными силами, выделенными в его распоряжение. Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами неизменно являлся кто-либо из советских военачальников (первым стал маршал И. Конев). Стремясь сохранить благоприятные возможности для переговоров по германскому вопросу, участники Варшавского договора решили отсрочить интеграцию армии ГДР в систему ОК. Тем не менее, включение ГДР в Организацию Варшавского договора означало новый этап в эволюции германского вопроса. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков.
Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на следующие 10 лет.
Вместе с тем создание Варшавского договора не означало существенного изменения соотношения сил в Европе, поскольку СССР и ранее был связан двусторонними союзными договорами с социалистическими странами Европы. Варшавский договор скорее мог использоваться для осуществления военно-политических акций внутри «социалистического содружества» — как это и случилось в отношении Чехословакии в 1968 году.
Что же нам известно о военных планах Варшавского договора? Недавно рассекреченные документы показывают, что военная доктрина Варшавского договора была оборонительной, с точки зрения стратегии, и наступательной, с точки зрения тактики. Военный план ОВД 1964 г. исходил из возможности агрессии НАТО против социалистических стран в Европе. Организация эффективной оборонительной операции призвана была гарантировать успех силам Варшавского договора и их переход в решительное наступление. Планировалось, что через девять дней боевых действий советские войска выйдут к французскому городу Лиону. Предусматривалось, что обе воюющие стороны применят атомное оружие, которым они располагали. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.
Участники Варшавского договора неоднократно выдвигали предложения западным державам заменить противостояние военно-политических группировок в Европе системой коллективной безопасности на континенте.
Уроки Карибского кризиса
Глубинные причины Карибского кризиса заключались в самой логике холодной войны, в правилах игры «с нулевой суммой». Каждая из сверхдержав стремилась использовать любую возможность, чтобы добиться преимущества над противником в геополитической или геостратегической сфере.
В этом контексте СССР и США пытались привлечь на свою сторону освободительное движение, которое становилось все более влиятельным фактором международной жизни. Оно стремилось выработать свои собственные подходы, плохо вписывавшиеся в биполярную систему и нарушавшие сложившееся размежевание на сферы влияния. США считали Американский континент своей вотчиной и чрезвычайно болезненно реагировали на попытку Советского Союза закрепиться на
своем «заднем дворе».
Советская акция в отношении Кубы имела и глобальный, и региональный характер. Продвижение советской военной мощи в Западное полушарие меняло общее соотношение сил, заметно усиливало уязвимость Соединенных Штатов. В региональном плане поддержка революционной Кубы означала вызов монопольному влиянию США на Американском континенте, отражала формирование новой международной ситуации. Вместе с тем действия Советского Союза в традиционно американской сфере влияния объясняют некоторую неуверенность Кремля, стремление провести всю операцию «Анадырь» втайне, поставить Вашингтон перед свершившимся фактом.
Бесспорно, важнейшим уроком Карибского кризиса стало то, что лидеры двух сверхдержав осознали и почувствовали опасность балансирования на грани ядерной войны. Политический просчет, неосторожные действия, неправильная оценка намерений противника — все это грозило непоправимой катастрофой для всего человечества.
РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ МЕЖДУ СССР И США
Причины разрядки и цели сторон
Во второй половине 60-х годов обе сверхдержавы нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. СССР и США стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры», не допустить втяги-вания в новый серьезный международный кризис типа Карибского, избежать угрозы возникновения ядерной войны. Сложившееся соотношение сил делало невозможной победу одной из сверхдержав в вооруженном конфликте. Каждая из сторон стремилась «переиграть» другую, получить в процессе разрядки политические преимущества. Желательно было ограничить разорительную гонку стратегических вооружений. При этом советское руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское — сохранения своего технологического отрыва от СССР. Его демонстрацией стала первая в истории человечества экспедиция американских астронавтов на Луну в июле 1969 года.
После отстранения от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г. Кремль стал проводить более осторожный и реалистичный курс на международной арене. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния. В начале 70-х годов важным стимулом к разрядке стало наметившееся сближение США с Китаем. В сложившейся ситуации Москва была заинтересована в установлении стабильных советско-американ-ских отношений.
В отчетном докладе ЦК КПСС ХХР/ съезду (30 марта 1971 г.) подчеркивалось: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними». Правда, при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой
борьбы.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то они также
стремились сохранить роль «балансира» в системе международных отношений при некотором свертывании своих военных обязательств. Отсюда их готовность договориться с Москвой о контроле над вооружениями — выработать новые «правила игры». Необходимо было уменьшить угрозу ядерной войны между США и СССР, создать политический механизм
«взаимного сдерживания».
Вашингтон хотел бы получить передышку в жестком противостоянии с Советским Союзом для борьбы за сохранение социально-политического статус-кво. При этом американское руководство рассчитывало использовать разрядку в отношениях с СССР, чтобы найти достойный выход из вьетнамской войны и решить другие региональные проблемы на приемлемых для Вашингтона условиях. Тем самым можно было бы улучшить внутриполитическую ситуацию в стране.
Осуществляя разрядку международной напряженности, руководство США стремилось не допустить расшатывания системы союзов Запада, не дать американским союзникам в Европе обойти заатлантического партнера в налаживании сотрудничества с Москвой. При этом Вашингтон рассчитывал на «размягчение» социалистического содружества, на ослабление солидарности социалистических стран с Советским Союзом и на постепенную либерализацию их внутренних порядков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение эволюции международных отношений в 1945—1975 гг. позволяет сделать несколько общих выводов. В целом в интернациональной политике уменьшалось значение военно-политического противоборства двух сверхдержав и возрастала роль финансово-экономических и технологических факторов. При этом военно-политическая составляющая оставалась стержнем международной жизни, но процессы иного плана все чаще определяли тенденции и направления ее развития. Меры арабских экспортеров нефти в 1973 г., вызвавшие рост цен на энергоресурсы и способствовавшие завершению «славного тридцатилетия» бурного экономического роста в государствах Запада, стали тому наглядным подтверждением.
При сохранении Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений постепенно размывалась ее биполярность, которая, впрочем, никогда не была абсолютной. К середине 70-х годов сформировались и окрепли новые центры силы: Западная Европа, Япония, Китай. Все энергичнее заявляло о себе движение неприсоединения. Возрастал вес ведущих региональных государств, особенности регионального развития все более заметно накладывались на мировой политический процесс.
Наконец, если говорить о холодной войне, то период наиболее бескомпромиссного тотального и глобального противостояния двух сверхдержав был пройден. При всех колебаниях международной напряженности отношениям Советского Союза и Соединенных Штатов было свойственно сочетание элементов противоборства и взаимодействия, их можно было охарактеризовать как «сосуществование — соперничество».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство её участника. М.,1994.
2. Кириллов В.Б. История стран Восточной Европы. М.:МГИМО, 1991.
3. Лундестад Гейр Восток, запад, север, юг. М.:Весь мир. 2002.
4. Международные отношения после Второй мировой войны Т.1. М.,1962.
5. Норинский М.М. История международных отношений 1945-1975. М.:РОССПЭН. 2004.
6. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М.,1962.
7. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М.,1989.