СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
1. США и война. Принятие закона о ленд-лизе.
2. Начало войны против СССР. Первая помощь.
3. Московская конференция. Подписание Первого Протокола.
4. Расчеты за поставки.
5. Распространение закона о ленд-лизе на СССР.
6. Выбор путей поставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Роль ленд-лиза во Второй мировой войне занимает очень важное значение. Вот почему на эту тему так много дискуссий и статьей. И каждая статья написана в своём ракурсе видения происходящего. Авторы, которые заинтересованы этой темой, как правило, люди, которые имеют или имели непосредственное отношение к ленд-лизу. И, конечно, каждый из них высказывает своё, глубоко личное мнение по поводу этой темы. Так, одна статей, принятая в основу данного реферата, написана Супруниным М.Н., профессором ПГУ им М.В. Ломоносова и называется «Авиационный ленд-лиз в СССР в 41-45 гг.». В этой замечательной статье представлена ретроспектива всех поставок и всех переговоров в процессе становления ленд-лиза, насколько это было возможно благодаря сохранившимся источникам. Автор абсолютно беспристрастно излагает все имеющиеся факты и только лишь в конце позволяет себе показать читателю своё собственное отношение к данной теме. В его понимание концепция ленд-лиза, предполагала объединение усилий всех стран во имя общей цели, несмотря на то, что вклады разных наций различались и по объёму и по значениям. Некоторые другие статьи, тоже использовавшиеся в создании этого реферата, были более узкими по рассмотренным контекстам создания и использования концепции ленд-лиза, а также отличались сугубо субъективными отношениями авторов. Так, статья «Эхо ленд-лиза», написанная Владиславом Дунаевым, описывает лишь личные переживания и восприятие «американской помощи» в устоявшихся для автора клише. Тем не менее, ценность этой статьи не умаляется личным отношением автора к теме, а наоборот позволяет проникнуться его мнением. В другой работе кандидата военно-морских наук и капитана 1-ого ранга в отставке Владимира Краснова под названием «Ленд-лиз для ВМФ СССР», автор отдаёт ленд-лизу большое значение в контексте советских технологических наук. В частности он полагает, что освоение советским флотом принятой от союзников военно-морской техники впоследствии помогло нашим конструкторам при создании новых кораблей. И ещё одна статья Н. Бутениной «Ленд-лиз: Сколько же мы должны?» посвящена большей частью рассмотрению после-военных отношений между странами, где во многом определяющую роль играл именно ленд-лиз.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Идея взять в основу моего реферата тему ленд-лиза пришла мне после посещения мемориала на Поклонной горе. В свете произошедших событий, я считаю, что, несомненно, военные поставки, особенно в области связи, мореплавания и авиации, сыграли важную роль в обеспечении Красной армии в течение войны. И хотя, несмотря на огромные потери первых сражений войны, Красная армия была многочисленнее, и по основным видам вооружения, по убеждению советского командования, превосходила германскую. Требовалось лишь хладнокровно и стратегически грамотно организовать оборону. И моральная поддержка могла иметь в этом крайне важное значение. Именно такую роль и сыграла в этот период ленд-лизовская помощь.
И кроме роли самих поставок, по моему мнению, во многом именно эта концепция определяла отношения между странами. Так было не только во время войны, но и в послевоенных отношениях ленд-лизовский долг являлся важным фактором воздействия на СССР в условиях конфронтации двух систем. И даже в наши дни концепция ленд-лиза по-прежнему несёт на себе роль, влияющую на международные отношения. Вот почему я решила осветить именно эту тему и для себя лучше разобраться в появлении и становлении концепции ленд-лиза.
ВСТУПЛЕНИЕ
1 сентября 1939г. в 4 часа 45 минут состоялось введении Адольфом Гитлером в действие "Белого плана"- войны против Польши. Началась Вторая мировая война. Реакция мира на захват Польши должна была определить вектор дальнейшей экспансии нацистов.
Советская Россия с момента своего возникновения объективно противопоставила себя Западу. Советское руководство неуклонно проводило курс на приближение "мировой революции". В 30-е годы этой цели вполне соответствовал "новый курс" политики Советского Союза, который был направлен на сдерживание фашистской агрессии, а потому снискал на Западе много сторонников. СССР был избран в Лигу наций. С ее трибуны он выступил против агрессии в Абиссинии, поддержал республиканцев в Испании. Советский Союз активно противостоял аншлюсу Австрии и готов был поддержать Чехию.
Поэтому настоящим потрясением для большинства стран стали подписание 23 августа 1939 г. советско-германского пакта о ненападении. Дальнейшего усиления этих стран в Европе не могли допустить ни Франция, ни Великобритания. Поэтому 3 сентября, опираясь на союзные договоры с Польшей, они объявили Германии войну. Неологизм "КОММУНАЦИ" прочно закрепился в эти дни на газетных полосах, хотя мало кто верил в прочность союза нацистов и коммунистов. Последнее обстоятельство во многом обусловило выжидательную политику союзников Польши в первые месяцы войны ("странная война").
Позиции сторон стали отчетливее проясняться с введением в Польшу советских войск, подписанием договоров со странами Прибалтики, с последующим введением туда воинского контингента и заключением 28 сентября 1939 г. нового договора с Германией о "дружбе и границе". Если и оставались сомнения относительно ориентации СССР, то они исчезли с началом "Зимней войны" против Финской республики. Эта война не только привела к исключению СССР из Лиги наций,- изоляции его в мировом сообществе,- но и к открытой подготовке высадки в Финляндии 150-тысячного англо-французского экспедиционного корпуса, разработке ударов авиацией и специальными диверсионными группами ("Миссии 131") по нефтепромыслам на юге Советского Союза. Прямое столкновение СССР с будущими союзниками во Второй мировой войне едва успел предотвратить советско-финский мирный договор 12 марта 1940г.
Откровенно враждебная политика СССР по отношению к Великобритании и её союзникам в войне проявилась и в срыве экономической блокады Германии, на которую, учитывая опыт Первой мировой войны, так рассчитывала Британия. Не в последнюю очередь, благодаря Советскому Союзу германская военная промышленность, наращивая свою мощь, не испытывала недостатка в сырье. СССР и Германия интенсивно обменивались оружием, боеприпасами и военными материалами, о чем англичане были неплохо осведомлены.
Несмотря на более чем прохладные отношения между Советским Союзом и странами британского блока, напряжение в советско-германских отношениях, усилившееся с осени 1940г., стало вместе с тем предпосылкой к сближению с Великобританией и ее союзниками. Этому также способствовало развертывание военных действий на Балканах.
Присоединение в ноябре 1940г. Венгрии, Румынии и Словакии к Тройственному пакту, введение в марте 1941г. германских войск в Болгарию не могли не встревожить Москву. В апреле 1941г. Советский Союз принял, по сути, британский план, изложенный в письмах С.Криппса (британского посла в СССР) и предлагающий "организацию тесного взаимопонимания между Турцией, Грецией и Югославией".
Предложение же Великобритании и США создать союз против Германии на Балканах, что позволяло бы предупредить нападение Германии на СССР (о котором с января 1941г. знали уже не только в Лондоне, Вашингтоне, но и в Москве), не было принято советским правительством, что вынудило союзные державы по-прежнему рассматривать СССР "в качестве главного источника снабжения Германии". Это отношение к СССР изменило лишь вторжение германских войск на советскую территорию.
1. США и война. Принятие закона о ленд-лизе.
Течение войны продолжало усиливать раскол государств мира на блоки. Не могли избежать этого и нейтральные США. Уже 4 ноября 1939г. президент подписал измененный закон о нейтралитете, отменявший эмбарго на продажу оружия странам, воюющим против фашистской Германии. В первую очередь это относилось к Франции и Великобритании, ставшими в то время по выражению Рузвельта, "передним краем обороны США". После поражения под Дюнкерком и падения Парижа, Вашингтон сделал ставку на оказание помощи Британии. Однако финансовые возможности последней оказались весьма ограниченными. За год войны долг Британской империи Соединенным Штатам увеличился на $1,740 миллиона, т.е. почти втрое. Сдача в аренду военных баз в обмен на поставки вооружений проблему не решала. Американский закон Джонсона 1934г. блокировал предоставление кредитов Соединенному королевству, как не погасившему прежних задолжностей. Для англичан сложилась критическая ситуация. Тогда-то в американском министерстве финансов и обнаружили на пыльных архивных полках закон 1892г., согласно которому военный министр имел право "в общественных интересах" ("to the public good") сдавать в аренду собственность армии, если в ней не нуждалась страна. Такая форма помощи позволяла не только открыть в США новые рабочие места, но и оказывать серьезное влияние на политику государств-получателей помощи. Всесторонне изучив наброски билля о передаче
взаймы-аренду военных материалов (билля о ленд-лизе, от английского lend - сдавать в аренду и lease - передавать взаймы), президент впервые изложил его на пресс-конференции 17 декабря 1940г. Ф.Рузвельт популярно объяснил корреспондентам суть закона, сравнив его с передачей шланга соседу, в доме которого случился пожар. В подобной ситуации никому не придет в голову,- убеждал президент,- брать с соседа деньги.
В ходе дискуссий в проект было внесено четыре существенных поправки, ограничивавшие возможности президента. Прежде всего, они касались контроля Конгресса за ассигнованиями по ленд-лизу, отчетности президента о ходе выполнения закона, ограничения срока действия президентских полномочий по ленд-лизу и запрещения конвоирования торговых судов военно-морскими силами США. Эти ограничения во многом объясняют проблемы, время от времени возникавшие в организации поставок.
Наконец, 8 февраля 1941г. Палата представителей, а через месяц – Конгресс одобрили проект "Закона о содействии укреплению обороны Соединенных Штатов и о других задачах". 11 марта, в 15:50, после появления под ним подписи президента законопроект стал биллем США.
Вся ответственность за выполнение этой программы была возложена на Гарри Л.Гопкинса - советника и самого близкого друга президента, в кулуарах получившего прозвище "president's otherself" ("второе "Я" президента"). 2 мая 1941г. было создано специальное агентство по координации иностранной помощи - DDAR ("Division of Defence Aid Reports"), ответственным исполнителем которого стал генерал-майор Дж.Н.Бернс. Наконец, в октябре 1941г. президент особым указом преобразовал агентство в Администрацию ленд-лиза - OLLA ("Office of Lend-Lease Administration"), во главе которой был утвержден бывший председатель правления директоров "Ю.С. стил корпорейшн" и вице-президент "Дженерал моторс" Эдвард Р.Стеттиниус, а его помощником и ответственным исполнителем - все тот же Дж.Бернс.
Ленд-лиз заработал сразу же после его принятия. C марта по декабрь 1941г. США отправили для британских королевских ВВС в Египте 2400 самолетов. Из них сто - по ленд-лизу. Из произведенных за это же время 3300 американских танков четверть была направлена в Соединенное королевство по ленд-лизу, а 200 – за наличный расчет. Кроме того, в течение первого года Великобритания получила свыше 13.000 грузовиков, тысячи тонн продовольствия, оборудования и материалов. За Британией последовали другие страны. Следующим государством, оборона которого была признана "жизненно важной" для США стала Греция. Затем была Югославия, Китай, Бельгия, Норвегия, Польша, Голландия
2. Начало войны против СССР. Первая помощь.
22 июня 1941г. немецкие войска вторглись на советскую территорию вдоль западной границы СССР.
Уже в первых боях Красной Армии был нанесен колоссальный урон. К середине июля были сожжены или захвачены до 6.000 советских самолетов, 10.000 танков, 60 тысяч автомобилей. К декабрю безвозвратные потери РККА составили 20,5 тысяч "единиц бронетехники", 17,9 тысяч самолетов, 101,1 тысячу орудий и минометов.
За две недели танки Вермахта, пройдя до шестисот километров, вышли на старую линию обороны вдоль рек Луга и Днепр ("линию Сталина"). Позади остались территории, где до оккупации производилась треть всей валовой продукции страны. Здесь вырабатывалось 50% черных металлов, добывалось 60% угля, производилось 38% зерна и 84% сахара.
От капитуляции страну могли спасти либо проведение стремительной мобилизации всего, что может служить обороне, либо помощь со стороны иностранных государств.
Уже в полдень 22 июня сразу после выступления по радио В.Молотова британское правительство предложило советскому "содействия во всем, в чем оно может" помочь в борьбе против Германии. Вечером премьер-министр Великобритании У.Черчилль сделал по радио официальное заявление о поддержке борьбы Советского Союза. Спустя четыре дня для решения конкретных вопросов помощи в Москву прибыли британская военная и экономическая миссии. Прогнозы британской разведки были малоутешительными: Советский Союз продержится не больше шести недель. Военные эксперты посчитали, что, наряду с активизацией действий английской авиации и флота против Германии в центральной Европе, наиболее плодотворными в военной области могут быть операции в Арктике. С точки зрения тактики эти операции позволяли смягчить удар по Мурманску и обеспечить в будущем безопасность проводки морских караванов с военными грузами. Успех арктических операций открывал возможности развертывания фронта в Скандинавии. Перевод последних из Балтики в северную Атлантику мог стать ловушкой для кораблей Кригсмарине.
Для ускорения решения военно-политических вопросов 8 июля в Великобританию вылетела советская миссия во главе с генерал-лейтенантом Ф.И.Голиковым. В ее задачу входила постановка вопроса о последовательном проведении трех операций: N1-создание фронта в Скандинавии; N2-высадка англичан во Франции и N3-развертывание боевых действий на Балканах. 12 июля стороны подписали соглашение о совместных действиях. Оно состояло всего из двух пунктов: оказывать друг другу помощь и не заключать сепаратного мира с Германией. Соглашение имело важное морально-политическое значение. Лишь после него И.Сталин отправил свое первое послание в ответ на лежавшие на его столе два письма У.Черчилля. В телеграмме советский лидер предлагал приобретенному союзнику в ближайшее время открыть фронт во Франции или в Норвегии, обещая в Арктике поддержку советских войск. В ходе обсуждения предложений И.Сталина британский Генштаб единодушно отверг высадку десантов во Франции. После напряженных дискуссий было решено самолетами с авианосцев бомбардировать немецкие базы в Петсамо и Киркенесе. Для нарушения германских морских коммуникаций в Баренцево море направлялись также британские надводные и подводные корабли.
Реакция в Соединенных Штатах Америки на вторжение Германии в СССР не была столь определенной, как в Великобритании. Задолго до событий июня 1941г. в дискуссиях об отношении США к войне в Европе американское общество разделилось на: "изоляционистов" – сторонников строгого нейтралитета и "интервенционистов", выступавших за оказание помощи странам, воюющим против нацистов. К лагерю "интервенционистов" примыкали и высшие военные круги (военный и военно-морской министры Г.Стимсон и Ф.Нокс). Однако с началом войны, уверенные в том, что Германия одержит победу на востоке до конца лета, "интервенционисты" предложили поддержать в первую очередь Великобританию, а через нее - Россию. Согласно опросу общественного мнения, проведенному службой Гэллапа 24 июня 1941г., 35% американцев высказались за помощь Советскому Союзу, 54% - против. Поэтому первое официальное заявление, сделанное 23 июня госсекретарём С.Уэллесом было облачено в весьма осторожные формулировки. Сутками позже президент не только вполне определенно заявил о поддержке Советского Союза, но и предложил помощь, которую тот запросит. Обещания вскоре были подтверждены снятием для СССР ограничений, предусмотренных законом о нейтралитете, что давало, в частности, возможность доставлять грузы американскими судами в порты Дальнего Востока. Кроме того, США отменили блокирование советских финансовых операций. А 30 июня на стол госсекретаря легла первая советская заявка на скорейшую поставку 3.000 бомбардировщиков, такого же количества истребителей, 20.000 зенитных пушек, 50 тысяч тонн толуола, а также оборудования для военных предприятий на общую сумму, как подсчитали американцы, $1.837 миллионов. Основную часть суммы предполагалось оплатить в счет будущего 5-летнего льготного кредита, остальную часть - по бартеру. О распространении на СССР закона о ленд-лизе речи не было: советская сторона опасалась подвоха, американская - отрицательной реакции внутри страны.
Заявка, переданная послом СССР в Вашингтоне К.Уманским, поставила американцев в весьма затруднительное положение. Она предполагала нарушение обязательств США перед Британией и другими странами, срыв расписаний поставок, спешное перепрофилирование
предприятий на выпуск отсутствующей или недостающей в Соединенных Штатах продукции. Для производства запрашиваемого советской стороной высокооктанового бензина требовалось 2-3 года. И это - в условиях, когда нацисты уже продвинулись к Днепру, а разведка по-прежнему утверждала, что русские вряд ли продержатся до октября.
Начало октября, таким образом, становилось рубежом стратегического планирования в войне. Если русские не заключат до этого срока сепаратного мира,- рассуждали на Потомаке и Темзе,- то наступление германской армии, не готовой к зиме, будет заморожено и война приобретет затяжной характер. К этому времени США и Великобритания смогут мобилизовать резервы для помощи СССР и организовать новые маршруты поставок. В противном случае, выйдя из войны, как это было в 1918 г., Россия прямо или косвенно окажет Германии помощь. Такой перспективы особенно опасались в Великобритании. И хотя Ф.Рузвельт распорядился все, что возможно, отправить до октября, вопрос о полном выполнении советской заявки невозможно было решить, не посоветовавшись с Лондоном, державшим ключ от арсенала США. Крайне важно было определить и способность СССР выиграть время и продержаться "примерно до 1 октября". На решение этих двух основных вопросов была направлена и миссия Г.Гопкинса.
Помощник президента вылетел в Лондон 17 июля, где провел переговоры с премьер-министром относительно предстоящей встречи лидеров США и Великобритании для выработки совместной стратегии в войне. Собеседники согласились, что главный фронт в это время - русский, поэтому вопрос о поддержке Советского Союза не вызвал разногласий.
28 июля по прибытии в советскую столицу Г.Гопкинс был принят Сталиным. Определив борьбу против Гитлера как основу союзнических отношений, собеседники обсудили один из ключевых вопросов - военной помощи СССР. Пообещав от имени президента выполнить взятые США обязательства, Г.Гопкинс предложил разделить помощь на две части: оперативную, которую его страна сможет оказать уже в течение ближайших двух недель, и на помощь, рассчитанную на все время войны. Что касается второй части помощи, то стороны решили определить ее размеры и условия в специальном соглашении, которое предстояло выработать на трехсторонней конференции в Москве в первой половине октября. Не дожидаясь представления официального отчета, 1 августа, перед отлетом в Архангельск Г.Гопкинс направил президенту телеграмму: "Я очень уверен в отношении этого фронта .Здесь безграничная решимость победить". Это означало, что Советский Союз продержится до осени и ему следует срочно оказать помощь. Военный министр Г.Стимсон тут же согласился отправить 200 истребителей Р-40, несмотря на то, что после этого в стране оставалось лишь 8 боеготовых самолетов этого типа. На следующий день, 2 августа, К.Уманский и С.Уэллес обменялись нотами об очередном продлении до 6 августа 1942г. советско-американского торгового соглашения 1937 г., о выдаче лицензий на экспорт в СССР оружия и о предоставлении для перевозок американского морского транспорта. Это были первые формальные документы, определившие отношения двух стран в войне.
Первая военная встреча руководителей США и Великобритании состоялась в Атлантике в бухте Арджентия у берегов Ньюфаундленда. Еще в начале 1941г. британские и американские военные планировщики в Вашингтоне составили программу "АВС" (American-British Conversation), в котором подтвердили принцип совместной стратегии: "сначала Германия". Ко времени проведения Атлантической конференции такой подход не изменился. Однако британская сторона по-прежнему отстаивала стратегию войны на периферии через "косвенное" ведение военных действий посредством морской блокады, бомбардировок, ограниченных десантных операций, что позволяло не только сберечь материальные и людские ресурсы, но и сохранить колонии после войны.
Хотя и весьма сложно было соединить британскую стратегию "стягивания кольца" с "прямой" стратегией США (планы "Рейнбоу"), стороны в Арджентии подтвердили наиболее существенные компоненты плана "АВС": материальная помощь любому государству, воюющему
со странами "оси"; концентрация сил на европейском театре войны для возможных операций против Германии при оборонительной тактике в войне с Японией. От подписания военного соглашения, предполагавшего прямое вовлечение США в войну, американская делегация уклонилась. Решено было ограничиться декларацией. 12 августа У.Черчилль и Ф.Рузвельт поставили свои подписи под "Атлантической хартией". Декларация провозглашала основные принципы национальной политики стран после "окончательного уничтожения нацистской тирании": сохранение территориальной целостности оккупированных государств, выбор форм правления по желанию народов, восстановление суверенных прав и самоуправления народов, подвергшихся оккупации, полное сотрудничество между странами в экономической области, доступ на равных основаниях к мировым сырьевым источникам и торговле, отказ от применения силы и избавление от бремени вооружения.
24 сентября 1941г. Советский Союз на межсоюзной встрече в Лондоне официально присоединился к Атлантической хартии.
3. Московская конференция. Подписание Первого Протокола.
Скорейшей организации конференции способствовало тревожное письмо И.Сталина У.Черчиллю от 3 сентября, доведенное премьер-министром и до американского президента. В послании говорилось о смертельной угрозе, которая нависла над Советским Союзом и которую можно снять лишь открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 тысяч тонн алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. Возможность заключения Советским Союзом сепаратного мира, по мнению У.Черчилля, становилась реальностью. Крайне важно было удержать Россию от этого опрометчивого шага хотя бы поначалу обещаниями о помощи. Главой британской делегации, направляемой в Москву, был назначен министр по делам снабжения лорд У.Бивербрука. Президент поручил возглавить американскую миссию в Москву А.Гарриману - известному бизнесмену, координатору ленд-лизовской помощи Великобритании.
Однако визит американской делегации в Москву мог состояться лишь после прохождения в Конгрессе "программы победы", предусматривавшей увеличение военного производства минимум в два раза. В этот критический для России момент американский президент пошел на рискованный шаг. Не успев получить формальную поддержку Конгресса, на свой страх и риск, он по сути перенес на СССР действие закона о ленд-лизе под видом помощи Великобритании.
11 сентября Конгресс предварительно одобрил военную программу США. Спустя сутки, А.Гарриман вылетел в Лондон для обсуждения вопросов распределения военной помощи.
Англо-американские переговоры о взаимопомощи начались 15 сентября и носили весьма напряженный характер. Перераспределение военных ресурсов в пользу СССР несомненно затрагивало британские интересы. США устанавливали строгий контроль над пользованием "ключом от арсенала", которым до недавних пор почти без ограничений владел британский министр снабжения лорд У.Бивербрук.
Определение размеров поставок не могло не вызвать
затяжной полемики. Конференция продолжалась почти неделю и закончилась согласием лишь потому, что обе стороны признали, что только помощью можно удержать Россию в войне. Именно поэтому, наставляя делегацию на Московскую конференцию, А.Гарриман говорил: " .давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, ни каких мыслей о quid pro quo" (получения чего-либо взамен).
28 сентября А.Гарриман и Г.Стэндли с лордом У.Бивербруком прибыли в Архангельск, откуда самолетами - в осажденную советскую столицу. Конференция начала свою работу 29 сентября. Уже на следующий день руководители
всех шести комиссий, организованных по видам поставок (авиационной, армейской, военно-морской, транспортной, сырьевой и медицинской) представили согласованные материалы.
1 октября А.Гарриман, У.Бивербрук и В.Молотов подписали Первый (Московский) Протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942г. Согласно этому документу США и Великобритания обязались в течение ближайших девяти месяцев поставить 3600 самолетов, 4500 танков, 12700 пушек, сотни тысяч тонн различного оборудования, сырья, продовольствия и материалов. Ф.Рузвельт сообщил, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму $1 миллиард с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны. Но через несколько дней система расчетов была изменена .
4. Расчеты за поставки.
Формально опираясь на торговый договор 1937г. и заявления, сделанные американским президентом в начале войны, советское правительство через своего посла предложило оплачивать предполагаемую помощь пятилетним кредитом. К.Уманский посчитал кредит под низкий процент предпочтительнее ленд-лиза, о чем вскоре пожалел. Что касается американского правительства, то ему было все равно, поскольку на любую из форм помощи необходимо было запрашивать Конгресс. Исключение могли составить лишь расчеты золотом или по бартеру. После переговоров об оплате, длившихся до середины августа, президент подтвердил советский запрос о первоочередных военных поставках на $145 миллионов. В счет погашения этой суммы СССР обязался поставить марганцевой и хромовой руды, асбеста, платины и других материалов на $100 миллионов. $10 миллионов оплачивались золотом. $50 миллионов передавались в виде ссуды. Тогда-то советский посол заявил госсекретарю К.Хэллу, что "сделал самую большую ошибку в своей жизни", отказавшись от ленд-лиза.
5. Распространение закона о ленд-лизе на СССР.
Весь июль и август Рузвельт в разговорах с репортерами отрицал распространение ленд-лиза на СССР. В то время, когда в Конгрессе шли напряженные дебаты о помощи Советскому Союзу, правительство вело кропотливую работу по подготовке общественного мнения в пользу русских. В прессе всячески подчеркивалось, что помощь России поступает отдельно от ленд-лиза, по бартерному соглашению и в обмен на советское золото.
Активную помощь в обработке общественного мнения в США оказывало и советское правительство. Когда "изоляционисты" в Конгрессе в очередной раз высказались против передачи оружия России, мотивируя отсутствием в этой стране свободы совести, в СССР по просьбе Рузвельта была развернута мощная кампания в поддержку церкви. Сам Ф.Рузвельт направил в Ватикан представителя с целью "нейтрализовать" влияние католиков в США и "уломать папу по вопросам СССР". Но самым важным фактором в пользу СССР были тревожные сводки с русского фронта: немецкие танки стояли в двух переходах от Москвы.
Все эти факторы определили изменение общественного мнения в пользу Советского Союза. Согласно опросу службы Гэллапа, проведенному в сентябре 1941 г., 49% населения высказалось за помощь СССР и 44% - против. И, как следствие,- подавляющее большинство конгрессменов высказалось в поддержку билля о распространения ленд-лиза на Советский Союз. 28 октября его подписал президент. К этому времени СССР успел закупить в США оружия и материалов почти на всю сумму предоставленного ему
займа. В 1942г. в связи с переносом действия закона о ленд-лизе на 1 октября 1941 г.- время подписания Первого Протокола, поставки с 1 октября по 7 ноября 1941г. были переведены на условия ленд-лиза. Оставшиеся $105,3 миллиона России надлежало оплатить по бартеру или золотом. Но и эта сумма к концу войны была почти полностью списана.
6. Выбор путей поставок.
Одной из основных проблем в организации помощи Советскому Союзу стала проблема доставки. Традиционные маршруты, существующее средства транспорта и оборудование не могли удовлетворить ни возросшие грузопотоки, ни номенклатуру грузов. Стороны тщательно изучали все возможные варианты.
На Тихом океане основным советским портом был Владивосток. Пять его районов могли принять под разгрузку до 15 пароходов. Еще до десяти транспортов могли встать под полную или частичную разгрузку в Нагаево, Находке и в Николаевске. Однако они, а также остальные портовые базы (Петропавловск, Посьен) требовали огромных дополнительных работ для подключения к общему транспортному узлу. Находка, Николаевск и Петропавловск не имели выхода к железной дороге. Работу порта Нагаево зимой должны были обслуживать ледоколы. Малые глубины Посьена не позволяли заходить океанским судам. Но самым большим недостатком этих портов была их удаленность от фронта. Сравнительно быстро доставленные в Россию грузы на две-три недели застревали на единственной Транссибирской железной дороге. Нельзя было не учитывать и отношений с Японией,
особенно после ее присоединения к Тройственному пакту. С началом же американо-японской войны перевозка этим маршрутом военных грузов под флагом США была исключена.
Ф.Рузвельт через Ф.Голикова, а позднее через А.Гарримана предложили И.Сталину с помощью американских летчиков перегонять самолеты из Аляски в Сибирь. 9 октября 1941г. ГКО принимает постановление о дополнительных работах на Красноярской воздушной трассе. А 16 октября в Иркутск вылетела первая группа специалистов во главе с опытным строителем Д.Е.Чусовым. До конца года им удалось частично дооборудовать имеющиеся аэродромы и провести разведку мест возможного строительства новых аэродромов.
Другим маршрутом поставок в Россию мог стать южный - через Персидский залив. Его удобство состояло как в близости источников нефти, так и в благоприятных для судоходства и полетов самолетов погодных условиях. Серьезным препятствием в планах союзников могло стать пронацистски настроенное руководство Ирана. Поэтому 25 августа Советский Союз и Великобритания ввели в Иран свои войска, подкрепив решимость не допустить гитлеровцев к персидской нефти бомбардировкой Тегерана. Сын шаха, унаследовавший трон, подписал договор, предусматривавший разделение страны на советскую (северную) и британскую (южную) зоны. Но чтобы преодолеть судам расстояние от Нью-Йорка до Басры требовалось до 75 суток. Для столь длительного перехода значительную часть тоннажа судна приходилось отводить под топливо. Пропускная способность портов была крайне низкой. А единственная Трансиранская железная дорога позволяла провести в сутки не более двух поездов.
Самым коротким и удобным был северный маршрут: через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. Суда проходили это расстояние за 10-12 суток. Удобство незамерзающего и связанного с железной дорогой Мурманска было бесспорным. Проблема расширения портового оборудования и увеличения пропускной способности порта могла быть решена в короткие сроки, и в этом брались помочь американцы. Сложнее было устранить самое серьезное препятствие - вражескую авиацию, которая базировалась в 10 минутах лета.
Согласно программе предполагалось, что СССР ежемесячно будет получать около 500 тысяч грузов, для чего требовалось как минимум сто современных судов со скоростью не менее 9 узлов. США фактически отказались участвовать в перевозках, ссылаясь на закон о нейтралитете. Сам Советский Союз, исходя из возможностей тоннажа, мог перевезти не более пятой части. Поэтому всей своей тяжестью оставшиеся 4/5 грузов ложилась на Великобританию. На нее же, как на крупнейшую морскую державу, возлагалось и обеспечение безопасности караванов. Данные обстоятельства выдвигали северный маршрут на первое место.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действие закона о ленд-лизе по отношению к Советскому Союзу было формально приостановлено с 12 мая. США приняли советскую модель трансформации экономических отношений между союзниками на послевоенный период: от безвозмездной помощи к долгосрочным кредитам.
Окончание Второй мировой войны повлекло за собой изменение геополитической ситуации. Мир раскололся на победителей и побежденных. Положение поверженных определяли победители. Но стратегические концепции правительств государств строились на основе добрососедских отношений между странами. Для устранения возможных противоречий и конфликтов создавалась Организация Объединенных Наций.
Советский Союз, долгие годы находившийся в изоляции, не возражал против участия в новой системе объединенных наций. На это указывают конференции и дипломатические саммиты на высшем уровне 1944 года. Правительства союзных государств видели в Советском Союзе одного из главных участников мирового сообщества, а потому делали все для вовлечения СССР в новую организацию. Они предоставили Москве исключительные льготы, пошли на многочисленные уступки, добиваясь поначалу главного: четкого определения советских требований по итогам войны. По достижении этой цели вступала в силу схема интеграции Советского Союза в послевоенном содружестве.
Советский Союз с самого начала включился в эту политическую игру и вплоть до начала 1945 г. принимал ее условия. Однако с началом подготовки важнейших документов по итогам войны на Потсдамскую конференцию и разработкой подготовительных материалов по ООН на конференцию в Сан-Франциско, в Кремле осознали надвигающуюся угрозу интеграции "изолированной нации" в мировом сообществе. Найти предлог для конфронтации было несложно.
Ленд-лизовский долг являлся важным фактором воздействия на СССР в условиях конфронтации двух систем. Между тем Советского Союза более не существует, как давно уже нет тех товаров, за которые предстоит расплачиваться. Тем более что распад СССР создал дополнительные проблемы правопреемственности и распределение суммы долга среди вновь образованных на его территории суверенных государств. Что касается конфронтации, то с изменением официальной идеологии в большинстве вновь созданных государств была устранена главная причина противоборства. Но не меньше проблем содержится в самой истории ленд-лизовских поставок и этике межгосударственных отношений.
Окончание войны и коренное изменение отношений между бывшими союзниками с началом войны "холодной" породили не только жаркие политические дискуссии по проблеме взаимных платежей, но и не менее острую полемику о роли ленд-лиза в победе. Мнения при этом разделились по линии противостояния двух политических систем. Степень напряженности противостояния в разные периоды истории определяла остроту полемики. Стороны при этом аппелировали к материальной ценности ленд-лизовских грузов. А подсчеты велись по двумя основным критериям.
Первый предполагал проведение расчетов в валютном исчислении. По нему все поставленные в СССР грузы были оценены в $13,3 млрд. Сумма весьма внушительная, если иметь ввиду, что стоимость всех промышленных предприятий США в 1939г., по оценке НКИД СССР, составляла около $50 млрд. Однако сопоставить ее с материальным ущербом, нанесенным СССР войной, или сравнить с объемом советского производства военных лет не представляется возможным из-за несопоставимости курса рубля и доллара того времени.
Большинство исследователей пытаются определить роль ленд-лиза по общему объему и по количеству отдельных наименований оружия и материалов. Однако называемые 17,5 млн. тонн ввезенных в СССР грузов также создают лишь общее представление и с трудом поддаются сопоставлению. Что касается отдельных видов поставок, то проследить применение, а потому значение, даже одного вида весьма затруднительно. В то время как номенклатура ввозимых грузов включала тысячи наименований.
Несомненно, что исчисление материальной стороны помощи указывает на значимость ленд-лиза в победе. Благодаря помощи союзников, в СССР были высвобождены для фронта миллионы граждан, почти полностью была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, в два-три раза повысилась ее мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники.
Между тем эта помощь нужна была Советскому Союзу ровно настолько, насколько союзники нуждались в "русском фронте". Данное утверждение вытекает из самой концепции ленд-лиза, разработанной в Соединенных Штатах в начале 1942г. Она предполагала объединение усилий всех стран во имя общей цели. Каждая нация вносила в "резервуар" то, в чем нуждалась коалиция, что традиционно составляло доминанту вклада в войну каждого из союзных государств. Обратно оно получало то, что ему было необходимо для ведения войны. Главным арсеналом оружия, военных материалов и продовольствия стали могущественные в экономическом отношении Соединенные Штаты. На них пришлось 4/5 всех военно-экономических поставок. Владычица морей Британия обеспечивала господство коалиции на важнейших океанских маршрутах. России, как и в годы предшествовавших коалиционных войн, была отведена роль основного поставщика "людских ресурсов" на европейском фронте, Китаю - на азиатском. Кровь русского солдата, таким образом, в изобилии наполняя "резервуар Победы", становилась своеобразной платой за оказанную союзниками помощь. Утрата в этой цепи одного из звеньев нарушала баланс сил, что вело к затягиванию войны.
Вместе с тем подобное сравнение является некорректным, поскольку предполагает противопоставление материальных затрат и общечеловеческих ценностей, а потому автоматически ведет к переводу дискуссии в область этики как человеческих, так и межгосударственных отношений и требует аппеляции к иным категориям. И как бы не продолжалась далее дискуссия, одно остается бесспорным: нет и не может быть ничего ценнее в этом мире, чем жизнь человека.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Супрун М.Н. Авиационный ленд-лиз в СССР в 41-45 гг.// Deol.
2001.
2. Бутенина Н. Ленд-лиз: Сколько же мы должны?// Мир истории.
N 1. 2002.
3. Газман В.Д. Ленд-лиз – уникальное явление.// Гарантинвест.2002.
4. Дунаев В. Эхо ленд-лиза.// Новости. 1999.
5. Краснов В.В. Ленд-лиз для ВМФ СССР.// 2002.
6. Иваницкий Г.М. Советско-германские торгово-экономические
отношения в 1939-1941 гг.// Новая и новейшая история. N 5.
1989. С.31.
5. Новая и новейшая история. N 6. 1990. С.62.