План
Введение
Немного истории
Обитатели
Быт
Из воспоминаний
Заключение
Список литературы
Введение
Под одной огромной крышей и просторней и светлей, Ни к чему нам дом отдельный, вместе жить нам веселей.
«Коммунальная квартира», группа «ДЮНА»
«Коммунальная квартира(в эссе я буду так же буду использовать термин «коммуналка») – это квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и конфигурации квартиры. Как правило, в коммунальной квартире живет несколько семей или отдельных людей. Каждая семья или отдельный человек занимают одну или несколько комнат».[3]
Коммуналка – это особое явление, которое было столь распространено в нашей стране в XXв.(хотя, существует и по сей день). Коммуналка – это отдельный мир, это целая «страна», это особая реальность. Очень хочется привести отрывок из романа Д.Гранина «Бегство в Россию». Жительница коммуналки Нина Михайловна как-то сказала, американке, гостившей у нее: « .коммуналка есть самый секретный в нашей стране объект. Вашего брата иностранца возят иногда на военные корабли, в атомные институты разрешают, но в коммунальные квартиры ни ногой». Коммунальная квартира была изнанкой нашей страны. Ее тщательно скрывали под позитивной лицевой стороной. В своем эссе я бы хотела показать, что же так активно скрывали от глаз иностранцев.
Немного истории
Прообраз коммунальной квартиры как тип жилья, в котором вместе проживают сразу несколько семей, появился еще в XVIIIв. Сами же коммуналки появились после революции 1917г., когда в стране проводилась политика уплотнения: богатых горожан лишали большей части их жилья и на освободившуюся территорию подселяли новых людей. Эта тема, кстати, поднимается в повести Булгакова «Собачье сердце»: у профессора Преображенского пытаются отнять часть его комнат, утверждая, что «в спальне можно принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги» и т.д. Выразилась эта политика в лозунге «Дворцы – рабочим!»
Больше всего коммунальных квартир было (да и остается до сих пор) в Ленинграде(Санкт-Петербург), в связи с тем, что там было много квартир с большой площадью. Нормой площади на человека на 1924 год вне зависимости от возраста было 8 кв. м. Если же площадь превышала эту норму, то в квартиру еще подселяли жильцов. В самом начале уплотнения хозяевам разрешали выбирать, кого они хотят к себе подселить. Позже жильцов подселяли в принудительном порядке.
Согласно конституции СССР многие бывшие владельцы квартир были лишены большего количества своих прав. Порой их даже выселяли из комнат, оставшихся после уплотнения. Таких людей называли «лишенцами».
В 1929г. в связи с индустриализацией, увеличился приток населения из деревень в города. Поэтому прошлп новая волна уплотнений, появились новые коммунальные квартиры. Многие старожилы были недовольны тем, что к ним подселяли «бескультурных» людей из деревень, т.к. это часто вызывало конфликты между соседями. Но, несмотря на это, период 30-х годов вспоминают по-доброму, т.к. в квартирах все было четко организовано и царил порядок.
С середины 50-х годов руководство СССР издает указ о массовом строительстве коммунальных квартир. С 1966 по 1970 гг. в Ленинграде жилье получили 942 тысячи человек. Но при заселении квартир довольно часто применялся принцип «подселенца»: к каждой семье подселяли одного соседа. в результате к середине 80-х число коммуналок в центре Ленинграда составило 40% от общего числа квартир.
Обитатели
Все жильцы коммуналки живут как на ладони. Они знают кто, кем работает, кто, во сколько приходит домой, у кого с кем какие отношения. О том, что такое приватность, интимность люди очень мало знали. Даже находясь в туалете или в ванной человек не мог «остаться наедине с собой», т.к. соседи начинали стучать в дверь, просить выйти поскорее и т.д.
Житель коммуналки, так называемый Homo communalis, не стесняется быть на виду у своих родственников и соседей. Некоторые соседи становятся ему близкими людьми, ведь с кем-то он вместе вырос. Именно поэтому мужчины часто ходят с голым торсом, женщины – в ночнушках. Соседки иногда просят помочь им уложиться или покрасить волосы. Когда кто-то уезжает на несколько дней, то просит отвечать на телефонные звонки или, например, покормить кошку. Часто соседей просят посидеть с детьми или помочь школьникам сделать домашнее задание. Благодарят обычно в форме продуктов или подарков. Те, у кого нормальные отношения, часто ходят друг к другу в гости, вместе смотрят телевизор, играют в лото и т.д.
Но, не смотря на это, в коммуналке люди довольно часто чувствуют себя одинокими из-за того, что окружающие люди их не понимают. Тяжелее всего приходилось людям творческим, т.к. обстановка, царящая в квартире, не настраивала на положительный лад, а приводила к депрессиям.
Конечно же, квартиры, как и люди, все разные. В некоторых царил мир, понимание. Соседи прекрасно общались друг с другом, дарили друг другу подарки по праздникам, угощали вкусностями, помогали.
Жизнь в коммунальной квартире учила многим вещам. Так в произведении И.Ильфа и Е. Петрова «Золой теленок» жители квартиры номер 3, или «Воронья слободка», «продолжительная совместная жизнь закалила этих людей, и они не знали страха». Так же квартира «была известна всему дому своими частыми скандалами и тяжелыми склоками».
Происходят конфликты на разных почвах: кто-то отказывается платить за электричество, кто-то воспользовался чужими вещами без разрешения, а иногда скандал возникает из-за того, что несколько человек по-разному смотрят на что-то. Так же причиной могут послужить и сплетни. Сначала конфликтующие говорят на повышенных тонах. Затем переходят на крик. Сбегаются все соседи - ведь большую часть конфликтов разрешали коллективно, всей квартирой. Теперь главной задачей было даже не привести достойные аргументы, а «показать свое риторическое мастерство». Когда конфликты из скандалов перетекали в драки, люди могли получать довольно серьезные увечья.
Подслушивание и шпионство – «хобби» некоторых обитательниц с традиционным коммунальным менталитетом. В то время, когда работала система доносов, сплетницы часто писали письма в соответствующие организации. В последствие, шпионили они уже просто ради удовольствия, ради того, чтобы приводить аргументы во время очередных конфликтов и ради того, чтобы было о чем посплетничать с подругами.
Еще одна черта многих обитателей коммунальных квартир – хвастовство. Довольно часто женщина собиралась на прогулку на глазах у своих соседок, как бы показывая, какие платья и украшения у нее есть. Некоторые любили довольно громко обсуждать что-либо по телефону: поход в театр, кино.
Третья особенность жителей коммуналок – способность к краже. Свойственна она обычно маргинальным личностям. Чаще всего они воруют мелочи из кладовки: котлеты, хлеб, спички. И наказывают их довольно редко. Люди пытаются поставить себя на место этих «бедняг». И обычно такие воры в наказание получают лишь нравоучения.
Обитатели отмечают, что коммунальная жизнь портит психику. Так в И. Утехин приводит в пример женщину, которая проявляет чрезвычайный интерес к уборным: она постоянно следила кто там находился и т.д. Некоторые люди лезли в петлю от такой жизни. Вообще, практически в каждой коммуналке был свой алкоголик, психопат или лунатик.
Довольно часто в квартире есть лидер(иногда он может разрешать споры, конфликты). Его называют «квартироуполномоченным». Он был своего рода завхозом квартиры. За это он имел право на жилую площадь, избирали его обычно сроком на год путем голосования на собрании жильцов. Со временем интерес к этой деятельности прошел, ведь всю эту работу можно было равномерно распределить между жильцами. Но авторитеты в целом в квартире все же были. И чаще всего ими становились женщины, в то время как квартироуполномоченным чаще всего был мужчина.
Хотелось бы упомянуть и о временных жильцах. Чаще всего они игнорировали свои обязанности, не смотря на замечания старожилов. Иногда были и противоположные случаи: будучи временными жильцами, люди улыбались, были вежливыми. Перейдя же в разряд постоянных, почувствовав себя полноправными владельцами, стали вести себя иначе: грубили, хамили, пускали сплетни, ссорили соседей между собой.
Обычно старожилы очень любят рассказывать новичкам про историю квартиры. Очень часто они знают, что было в каждой из комнат до уплотнения, кто был хозяином. Они очень трепетно относятся к истории. Они чувствуют, что живут в особенном месте и дорожат этим чувством. Временным жителям чувство не свойственно, ведь они надеются как можно скорее распрощаться с этой «рухлядью».
Быт
После уплотнения в квартирах часто проводили перепланировку: устанавливались новые стены, перегородки. Хотя, довольно часто для разделения комнаты использовались ширмы, занавески, шкафы. Это раскрывается в романе И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»: «Большая комната мезонина была изрезана фанерными перегородками на длинные ломти… Комнаты были похожи на пеналы, с тем только отличием, что кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы».
Комнаты люди получали совершенно разные. Кому-то доставались роскошные гостиные с каминами, кому-то комнаты по проще. В повести «Сестра Печали» Вадим Шефнер рассказывает, как 4 главным героям дали тридцатидвухметровую комнату «со странностями». Как оказалось, перед уплотнением квартира принадлежала врачу, а комната, в которой жили молодые люди скорее всего служила операционной: «пол в ней был не деревянный, а из металлических плиток”, стены же “были облицованы холодно-белыми кафельными квадратами”, и из-за “такого оформления комната, на первый взгляд, казалась неуютной”.
Главным местом, где происходили все важнейшие события в жизни коммуналки, была кухня. Здесь проводились собрания по поводу организации быта, здесь была и сцена для скандалов, здесь рассказывают последние сплетни друг другу и гостям соседей. На кухне практически всегда кипела жизнь.
Интересным феноменом коммунальых квартир можно назвать «пустую комнату» - комната, из которой кого-то выселили и, в последствии, передали в пользование жильцам. Илья Утехин называет ее «коммунальной квартирой, где живут вещи». У каждой семьи есть свое место в этой комнате. Сюда приносят все ненужные вещи, которые в большинстве случаем просто жалко выбросить. В квартирах, где таких комнат нет, вещи хранят в шкафах в коридорах или, если позволяет высота потолков, на антрисолях.
Особое место хотелось бы уделить ванной комнате. Насладится принятием ванны в полном объеме(т.е. полежать в ней) может только тот, кто только что принял очередь дежурства и помыл саму ванную с хлоркой. После ванная уже считается грязной. Поэтому следующие посетители приносят свои тазики или деревянные дощечки и моются в них. Детей купают в специальном корыте и им сторого запрещено касаться самой ванны.
Аналогичная ситуация с мытьем посуды. В раквину ставится таз и только потом посуду моют. Некоторые люди предпочитают мыть лишь втнутреннюю часть емкости. Именно по этому внешняя часть посуды в коммуналках такая грязная и засаленная.
В туалетах у каждой семьи свой стульчак, хотя, довольно сложно проконтролировать, каким из всех висящих в туалете стульчаков воспользовался посетитель.
Стоит отметить, что ванную, как и туалет, долго занимать нельзя. Да и сама привычка мыться заведена не многих. Порой у соседей вызывает подозрение, если кто-то моется больше раза в неделю. Еще один фактором было то, что не во всех квартирах была горячая вода. Тогда ее приходилось греть на плите, либо покупалась общая нагревательная колонка. Некоторые жители протираются спиртовым одеколоном.
Обычно в ванную стараются не пускать мрагинальных жителей квартиры и их гостей.Кстати говоря, запойное пьянство не считается чем-то из ряда вон выходящим. Маргиналом в коммуналке считают человека, который совсем опустился на дно: не работает, пьет, совсем не ухаживает за собой, неприлично себя ведет.
Что касается уборки, то она проводится по очереди. По идее, дежурный должен вымыть все помещения общего пользования. Однако часто уборка сводится к минимуму. Ведь вместо того, чтобы часто мыть пол, можно просто ходить в тапочках, стараться особо не мусорить, окурки бросать не куда попало, а в жестянку и т.д. Окна моются раз в году, перед Пасхой.
В коммуналках живут и животные: кошки, птицы, иногда собаки. В некоторых комнатах ближе к весне заводят кроликов и цыплят. На окнах можно часто встретить рассаду. Обычно сосели не против животных, даже таких как куры, т.к. хозяева часто угощают их яйцами.
Так же стоит отметить, что в коммунальных квартирах был и своего рода фольклор! Под ним понимаются таблички, развешанные в разных частях квартиры и приписки к ним. Например: «Замечены случаи ВЫКИДЫВАНИЯ ИЗ ФОРТОЧЕК. Не выкидывайте ничего из окон и форточек! Замеченные будут наказаны! Сан. комиссия.» (Приписка внизу) «Дурак!» Примеров можно приводить множество. Исследуя эти таблички, можно понять какие люди жили в той или иной квартире, с какими проблемами они встречались. В 2002 году проводилась выставка, посвященная таким табличкам, которая называлась «Криминальное/Коммунальное чтиво»
В целом, условия жизни в коммунальных квартирах были ужасными: штукатурка сыпалась, соседи часто заливали друг друга водой; из-за неосторожного обращения с газом были случаи отравления, так же довольно часто водились тараканы.
Из воспоминаний
Разные люди по-разному оценивают свою жизнь в коммуналке. Одна женщина, живущая на данный момент в США, писала, что первым делом по приезду в Москву обычно едет в свою коммуналку, и о годах, прожитых там, совершенно не жалеет. А один мужчина ответил лишь одним словом «Чудовищно».
Моя бабушка прожила в коммуналке 11 лет. И я бы хотела добавить ее историю в мое эссе.
«Жили мы в доме, построенном уже после войны, в трехкомнатной квартире, и квартиросъемщиков было трое. Наша семья занимала одну комнату. Соседями были дети и взрослые до 45 лет, все русские. Уборка общественных мест проводилась по графику - сколько человек в семье, столько недель убираются. Дежурный по квартире мыл каждый день плиту, раковину, ванну, туалет, через день полы, раз в неделю мыли двери, два раза в год окна. График соблюдали все. В квартире жила пьющая женщина – с ней у нас иногда были конфликты по поводу уборок.
Кухонная посуда была у каждого своя, и пользоваться чужими кухонными принадлежностями было не принято. Протвинь духовки- единственный предмет общего пользования. У каждого холодильник стоял на кухне.
Конфорки были распределены. У каждой семьи своя, а четвертую занимал, кто успеет. На кухне обычно шел активный обмен рецептами и пробовать давали, и просто угощали. Оставлять грязную посуду на своих столах долго не разрешалось по этическим и гигиеническим соображениям. Иногда появлялись домашние насекомые, тогда на общественные деньги покупались средства для их уничтожения.
Мусор собирался в ведре и выбрасывал его дежурный. Раньше практиковалось собирать пищевой мусор отдельно на лестничных площадках, но с появлением грызунов так делать перестали. Домашних животных ни кого не было, а вот растения разводили многие.
В ванной на стенах висели тазики. Стиральные машины стояли там же. Стиральные порошки стояли под ванной. По мере заселения каждый вешал себе полку ванной комнате, где ему удобно. Очередь ванную комнату бывала часто, поэтому занимали, кто за кем пойдет.
Пустой комнаты у нас не было, зато было 2 кладовки, а семей -3. Обе кладовки были заняты первыми двумя семьями. Третья семья установила шкаф в коридоре. Как правило, в кладовке хранились не нужные вещи, а выбросить жалко, вдруг пригодятся. Порядок в кладовках наводился очень редко. Велосипеды, санки, коляски, лыжи хранились в коридорах.
Верхняя одежда и рабочая одежда висела в прихожей. Там же стоял и телефон. Подходил к нему тот, кто ближе или кому чаще звонят. Позже каждый установил телефон у себя в комнате
Занимать деньги у соседей было не принято. Да и большой разницы в благосостоянии не было. Хотя, зависть тех, кто был беднее, все чувствовалась. Мы никогда не обсуждали покупки и уж тем более не говорили, сколько чего стоило. Зато любили обсуждать и меняться книгами, журналами и газетами.
Мы часто бывали в комнате у соседей, с которыми дружили. Вместе сидели по вечерам, устраивали чаепития. Дети дружили не только с соседями по квартире, но и по подъезду.
Новый год всегда встречали по-разному. Елку наряжали каждый в своей комнате.На дни рождения приглашали семью, с которой были хорошие отношения. Даты дней рождения и важные события известны всем жильцам квартиры. На словах поздравляют все, если не забудут.
Были у нас конфликты молодого поколения со старшим. Как правило, из-за шумного поведения молодежи. И случаи воровства были, после чего все стали закрывать на замки, даже холодильники. Скандалы происходили словесные и бесполезные. Каждый в итоге оставался при своем мнении. Но были они не часто, да и хронических скандалов у нас не было.
Гостей, родственников у нас не любили. Летом детей в квартире нет, тогда становиться тише. Уезжая на дачу, ключи не оставляли никому.
Не плохо мы, в целом, жили…»
Заключение
Не смотря на то, что у людей практически не было личной жизни, не смотря на постоянные скандалы, очереди в ванную комнату, не смотря на ужасные условия в квартире, вечный беспорядок и грязь, многие люди не хотят уезжать из коммунальных квартир. Причин несколько: у кого-то рядом место работы или учебы, кто-то(в основном старики) просто привыкли жить здесь, у других нет денег на ремонт и мебель в новой квартире, а четвертые согласны переехать, только если на одной лестничной клетке с ними будут жить их старые соседи.
У всех остались разные впечатления от жизни в коммуналке. Но она оставила свой след практически на каждом жителе крупных городов.
Не смотря на то, что СССР давно уже нет, коммуналки продолжают существовать. Теперь там все иначе. Но суть осталась прежней:
По утрам гремят посудой - собирается братва, Тетя Маша варит кашу, ждет Гюльнару бастурма, Цукерман мацу заводит, Гоги делает шашлык, А оленевод Бельдыев - строганину и балык. Вечером концерт заводит наша дружная семья: Дядя Ваня на баяне, Гюльнара берет зурна, Цукерман поет 7-40, Гоги воет "Сулико", А оленевод Бельдыев - "Тундра, Тундра далеко".
«Коммунальная квартира», группа «ДЮНА»
Список литературы
1. http://www.geocities.com/ главы из книги И. Утехина «Очерки коммунального быта»: «Опасность чистоты», «На сцене жизни и в кулисах души», «Я здесь здороваюсь когда хочу и с кем хочу», «От сплетни до исторического предания», «Приложение 1. Примерный вопросник по быту коммунальной квартиры.»
2. http://www.geocities.com/ Статья Александра Беззубцева-Кондакова «Наш человек в коммуналке», статья Екатерины Васениной «Доносы в рамочке»,
3. http://ru.wikipedia.org/ статья «Коммунальная квартира»
4. Ильф И., Петров Е., Золотой теленок. Роман. М., «Худож. лит.», 1975, стр.120
5. Булгаков, М.А. Собачье сердце: сб./Михаил Булгаков. – М.:АСТ: ЛЮКС, 2005, стр. 25