Введение.
В рамках темы контрольной работы «Колонизаторская политика угнетения татарского народа и его освободительная борьба в 17 -18 веках. Итоги борьбы.» наиболее важным нам представляется вопрос угнетения татарского народа. По данному вопросу существуют различные точки зрения, но наиболее убедительнее мне кажется мнение М.Г.Худякова («Очерки о татарском народе»). Его точку зрения я и решил рассмотреть в данной работе.
Глава 1. Булгары в составе империи.
Земля казанская опустела. Тучные стада скота были уничтожены солдатней. Ранее достаточно плотно заселенные земледельческие районы превратились в запущенные участки. Булгаро - татар стали беспощадно выселять с их земель, выгонять из городов. Например, булгаро - татарам категорически запрещалось не только жить, но и появляться внутри города Казани, обнесенного крепостной стеной. Выселяемым из города жителям не разрешалось разбирать свои жилища и переносить их на новое место, все это должно было оставаться для новых горожан. Население Казани резко сократилось. Лишь за счет притока русских переселенцев население Казани в 1557 году достигло половины его довоенной численности. На начало XVII века в посадах города Казани (не в самом городе) проживало более 600 семей и лишь десять из них были татарскими. В радиусе 40-50 километров от столицы было уничтожено или согнано все нерусское население. Такая же судьба постигла жителей прибрежных земель: булгаро-татары были согнаны, удалены на 15-20 километров от главных рек, т. е. основных путей сообщения. В поселениях междуречья Оки и Суры вообще не осталось булгаро-татарского населения.
На земли, освобождаемые подобным образом, массами переселялось русское население. Это заселение "свободных" земель началось еще в 1552-1553 годы. Затем были конфискованы ханские земли, владения местных князей и помещиков, а также новые пустоши (земли, опустевшие вследствие уничтожения населения). Все эти земли были розданы русским людям. При этом нередко прихватывались и земли тех местных крестьян, которые еще оставались на месте. Скажем, богатейшие земли Байларской волости были полностью переданы Костромскому монастырю. В результате таких действий только лишь русские помещики и духовенство получили в свое полное распоряжение более 25% всей территории ханства, заселенной булгаро - татарами.
В государстве полностью захирела торговля. Речь идет не только о внутренней, но и о внешней торговле. Установление оккупационного режима привело к полной утере многовековой роли центра торговли между Востоком и Западом. Иностранные купцы покинули пределы завоеванного государства. К примеру, именно в те годы опустела многолюдная армянская колония Казани. Во времена ханства армянские купцы пользовались полной свободой. Однако тяжелые условия режима завоевателей заставили армян покинуть Казань, чтобы не быть разграбленными и разоренными.
Потери в культурной области оказались неисчислимыми, основная часть культурного наследия оказалась безвозвратно утерянной. Прекрасные города и многие здания оригинальной архитектуры (особенно мечети и медресе) были беспощадно уничтожены. В Казани "новые хозяева с ужасающим вандализмом произвели . тщательное истребление исторических памятников" (М.Г.Худяков). Были сожжены уникальные книги, летописи, государственная документация, полностью разорены архивы и книгохранилища. Говорят, что часть книг впоследствии оказалась в библиотеке Ивана IV, ныне утерянной. Русские войска вывезли из ханства столько богатства, что вряд ли может быть полностью сосчитано. Еще в 1551 году вместе с Сююмбике в Московию было отправлены суда, нагруженные жемчугами, золотыми и серебряными изделиями и т. д. После трагедии 1552 года были организованы сотни обозов для вывоза награбленных богатств ханства.
Гибель почти всего культурного наследия принесло булгаро - татарам русское завоевание. Спасшаяся от уничтожения интеллектуальная прослойка населения была вынуждена существовать в суровых условиях, в глухомани, куда не дотягивалась рука захватчика. В повседневной борьбе за физическое выживание угасало поколение носителей многовековой культуры - самая высокообразованная часть населения. Все это привело к страшному снижению культурного уровня, к отрыву и отвыканию народа от государственного строительства, к потере навыков цивилизованного хозяйствования. Если раньше булгаро - татары отличались своим богатством, зажиточной и комфортабельной жизнью, то теперь они оказались отброшенными на много веков назад. "В ожесточенной борьбе за независимость татарский народ потерял все лучшие приобретения своей культуры, все, чем мог он гордиться перед своими соседями, и превратился . в угнетенную нацию".
Русские правители начали осуществлять беспримерно жестокую политику, направленную на полное уничтожение целого народа. Успешному проведению подобной политики способствовало и то, что продолжительное время русских людей приучали к мысли о допустимости подобного отношения к другому народу. Правители и духовенство неустанно твердили о богоизбранности русского народа, которому все дозволено. При прямом руководстве агрессивной знати эта политика претворялась в жизнь руками русских крестьян и мастеровых.
Православное духовенство выступало носителем религиозного фанатизма и межнациональной ненависти. Духовенство и знать прививали людям привычку к беспричинной жестокости. Объективности ради следует отметить, что подобная жестокость проявлялась и по отношению к своим соплеменникам: достаточно вспомнить деяния русских князей в ходе "собирания русских земель". Но особенная жестокость проявлялась к носителям иной религии. Вот один пример. В 1532 году Шахгали, тогда правитель Каширы, вел переговоры с казанской знатью о своем возвращении на казанский престол. Такое проявление самостоятельности не понравилось московским властям и Шахгали был выслан с семьей из Каширы. Все булгаро-татары, находившиеся на службе у него, были арестованы и разбросаны по разным тюрьмам. В одну из псковских тюрем привезли 73 человека (в том числе семерых детей). В первый же день тюремщики удушили 65 человек. Остальных морили голодом без пищи и воды в течение нескольких дней и, в конце концов, также убили. 80 булгаро-татар были убиты в Новгородской тюрьме в течение пяти дней. Всего было казнено 200 человек. Через четыре года оставшихся более чем 170 человек женщин и детей насильственно крестили по указанию московского митрополита. Затем женщин роздали русским бобылям.
Для булгаро-татар в Казанском крае победители установили десятки различных запретов. В частности, категорически запрещались обработка металла и кузнечное дело, не дозволялось делать даже подковы и гвозди. Не была им разрешена охота, было запрещено иметь любое, в том числе и охотничье оружие. Татарина могли подвергнуть суровому наказанию даже за то, что у него в домашнем хозяйстве имеется, к примеру, кухонный нож.
Подавление народных выступлений производилось с особой жестокостью. При этом практиковалось поголовное уничтожение мужского населения. Женщины и дети могли быть взяты в плен, хотя и это не гарантировало сохранение их жизней. В лучшем случае они подлежали насильственному крещению и передаче русским хозяевам в качестве бесправных слуг. Это вело к их постепенному обрусению, т. е. исключало этих людей из состава своего народа.
Для сокращения булгаро-татарского, да и вообще нерусского населения власти использовали также и голодные годы, которые в российском государстве были довольно частыми. К примеру, в голодные 1557-1558 годы русские власти запретили продавать хлеб местному населению Астрахани. Число погибших от голода тогда исчислялось сотнями тысяч. На берегу Волги выросли целые горы незахороненных трупов. В 1700 году царь запретил Астраханскому воеводе продавать или менять татарам хлебные припасы, была развернута продажа татар в рабство. Исключительно тяжелой, голодной была зима 1741-1742 годов в Уфимской губернии. Хлеб было разрешено продавать лишь христианам. Имея более чем 320-тонный запас хлеба, отобранного у тех же татар и башкир, русские правители осудили этих людей на массовую голодную гибель. Доведенные до отчаяния, мусульмане продавали своих детей на уфимских базарах.
Планомерное уничтожение булгаро-татар привело к тому, что они оказались на грани полного исчезновения как отдельная этническая единица. В те годы булгаро-татарский народ потерял 80% своего состава. Миллионное булгаро-татарское население в 1552 году к 1719 году превратилось в народ численностью лишь 260 тысяч человек. Таким образом, даже через 170 лет после трагедии своего государства булгаро-татарам удалось достичь всего лишь 26% своей первоначальной численности.
Для булгаро-татар первоочередной, наиболее важной задачей стала задача - выжить.
Глава 2. Под гнетом.
Российские правители установили жестокий гнет подданным этого государства. В России того периода было трудно всем, в том числе и русским. Но нерусские народы попадали в особо тяжелые условия, они не имели даже тех небольших прав, которые имел представитель русского народа.
Русские правители нередко и весьма успешно пользовались этим приемом - натравливать один народ на другой. К примеру, Ногайскую Орду, а также калмыков не раз направляли против народов Придонья и Кубани. В 1618 году по русской рекомендации калмыки вторглись на земли своих соседей. В 1628-1630 годы калмыцкая орда потопила в крови казахские, каракалпакские, узбекские земли. Русское правительство обещало калмыцкому хану бесплатно предоставлять боеприпасы для войны против Казахстана и Средней Азии. В случае неудачи во время грабежей в Крыму и Кубани калмыкам было гарантировано предоставление надежного убежища в любом русском городе.
С какой доброжелательностью Великая Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство поддерживали веротерпимость, с такой же силой православное духовенство развернуло беспощадную борьбу против мусульман. Насильственное крещение принимало уродливейшие формы. Фанатики-христиане ходили по улицам и срывали белье с женщин-мусульманок. Около мечетей строили питейные заведения и насильно затаскивали туда мусульман после их молитвы в мечети. Полицейские и солдаты разрушали печи в домах тех, кто отказывался перейти в христианство. Зверские поступки фанатичного православного духовенства оставили много страшных воспоминаний в памяти народа.
Действия духовенства находили полную поддержку правящих кругов. Созданная в 1555 году Казанская епархия, позже и "Контора по делам крещения" проводили безжалостную политику по скорейшему обрусению булгаро-татар. Принимались меры, чтобы не допускать возврата крещеных татар обратно в мусульманство. По царскому указу 1593 года таких людей следовало "усмирять, в тюрьмы сажать и бить, и в железо, и в цепи сажать". На просьбу булгаро-татар разрешить восстановление некоторых мечетей Казанского края последовало предписание "мечети татарские все . посметати". В 1635 году был устроен настоящий погром, в ходе которого были убиты булгаро-татарские ученые, мусульманские священнослужители, сожжены сохранившиеся книги.
В 1713 году Петр I приказал завершить крещение служилых татар в течение полугода. Это вызвало массовый исход татарского населения в другие края. Тогда опустел каждый пятый крестьянский дом в Казанской губернии. В 1742 году проведена кампания по уничтожению мечетей. Только лишь в Казанском крае были разрушены 418 мечетей из существовавших 536. В конце XVII века было решено выселить из Москвы всех некрещеных татар, отобрав у них поместья.
Российские власти попытались привлечь мусульман к принятию христианства также и при помощи определенных льгот. Вновь крещеные татары могли бесплатно получить холщовую рубаху и штаны, крест, рукавицы и т.д. На несколько лет они освобождались от налогов, их не привлекали к некоторым видам повинностей. Однако все это делалось за счет мусульманского населения. Невыплаченные налоги и снятые повинности распространялись между мусульманами, что еще более усиливало налоговое бремя. К примеру, в 1750 году в Казанской губернии проживало немногим более 108 тысяч татар. 84 тысячи из них были не в состоянии платить налоги даже за себя, не говоря уже о новокрещеных. Страдали и язычники. В Казанской губернии насчитывалось 100 тысяч человек мужского населения марийцев, чувашей и удмуртов. В продолжение трех лет они должны были платить налоги почти за 270 тысяч новокрещенцев и взять на себя дополнительное бремя солдатчины. Разоренные нерусские народы на своих разгромленных землях должны были выбиться из сил, чтобы пополнить царскую казну. Налоги для нерусских, для некрещеных нередко устанавливались в более высоком размере. К примеру, в 1736-1740-годы налог зерном нерусские народы платили в два раза больше, чем русские.
Нерусские народы привлекались также ко всяким тяжелым видам труда с высоким уровнем смертности среди работающих. Только на строительство С.-Петербурга из Казанского края ежегодно отправлялись пять тысяч молодых булгаро-татар. В 1724 году большая группа булгаро-татар была направлена на Каспий для постройки кораблей. Лишь небольшая часть из них живыми вернулась на родину. Особенно убийственным для булгаро-татар было лашманство - работа на лесозаготовках. Тысячи молодых здоровых мужчин отправляли в вековечные леса Казанского края, где они умирали от непосильного труда и невыносимых условий жизни. 80% лашманов погибало или становилось калеками. В 1747 году для подобной работы были закреплены 44 тысячи крестьян, в том числе 37 тысяч татар. Через 20 лет число таких татар перевалило за 45 тысяч.
XVIII век принес новые повинности, связанные с появлением заводов. Земли под их строительство просто отбирались по праву сильного или покупались за мизерную цену. Например, 300 тысяч десятин вековечного леса недалеко от г. Белорецка в Башкирии было "куплено" по цене одна копейка за десятину. Цена 180 тысяч десятин земли для Кыйгинского завода составляла одну копейку за 100 десятин. Крестьян близлежащих деревень "приписывали" к заводу, т.е. отдавали заводчику в рабство. Для работы на заводах Казанской губернии в 1719 году были уже прикреплены более 31 тысячи человек, в 1762 году - более 190 тысяч. Такое же положение было в рудниках. Из деревень сгоняли десятки тысяч крестьян для работы в шахтах. Их не выпускали на поверхность земли месяцами, прикрепляя цепями к месту работы. В некоторых случаях могли переселить и всю деревню на какое-либо строительство. Иногда татарские села переселяли на вновь завоеванные земли, на строительство новых крепостей.
Усилилась напряженность с земельными наделами. В 1863 году правительство распорядилось так, что нерусский крестьянин получал в личное пользование земельный надел, в полтора-два раза меньший, чем русский крестьянин. Дело осложнялось еще и тем, что из-за поголовного обнищания многие крестьянские хозяйства остались без лошади - этой основной тягловой силы того времени. В 1891 году, например, около 35% татарских крестьянских дворов не имели возможности обрабатывать землю, т.к. являлись безлошадными. Они в дальнейшем бывали вынуждены продавать свои земельные наделы.
В силу указанных причин татарские крестьяне в большинстве своем стали безземельными или малоземельными. В 1907 году 4% татарских крестьян были безземельными, к 1917 году этот показатель составил уже 11%.
Несколько столетий Россия вела постоянные захватнические войны. Она вовлекала все больше и больше народов в военные действия, накладывая тяжелое бремя военных расходов на тех, кто оказался в составе этого воинствующего государства. Рекрутская повинность была одной из самых тяжелых обязанностей. В 1722 году была официально введена рекрутчина для булгаро-татар. В те же годы принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве прислуги для офицеров. Насильно отрываемые от семьи и насильно крестимые, они не понимали чужой для них русский язык. Они не выдерживали издевательств и побоев и погибали сотнями. За неявку взрослого или несовершеннолетнего рекрута ответственность несла его семья.
Булгары участвовали в боевых действиях против поляков уже в начале XVII века. Булгаро-татары составляли половину стотысячного войска Петра I во время его персидского похода. Воевали булгаро-татары ив 1812 году. Французы писали, что татарские и башкирские конники как осы, их трудно настигнуть. Во время боевых действий под Дрезденом "казанцы были выдвинуты на передовые позиции и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество" (Адмирал П.В.Чичагов). В честь признания особых заслуг мусульманских воинов впоследствии была построена мечеть в Москве.
Солдаты-татары были вынуждены принимать участие также и в завоевательных походах русских правителей. Нередко они принимали сторону тех, кто подвергался российской агрессии. Говорят, что к Шамилю (национальному герою чеченцев, да и всего Кавказа) перешло 40 тысяч солдат-татар. Впоследствии они остались жить в этих краях в казачьем сословии. Число булгаро-татар, отправляемых на 25-летнюю солдатскую службу (фактически на всю жизнь), постоянно росло. В XIX веке стали отправлять в войска, в арестантские роты даже тех татар, которых суд приговорил к каторге. Однако принимались меры, чтобы булгаро-татары не могли занимать высокие посты. К примеру, не разрешалось присваивать татарину воинское звание выше премьер-майора.
Таким образом, в России велась последовательная политика по ассимиляции булгаро-татар: "А бусурман, зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять" (Петр I). Чтобы народ выжил при таких условиях, следовало вести не только вооруженную борьбу, но и поднимать просвещение и хозяйство.
Глава 3.Освободительная борьба.
"Независимость не дается без борьбы. Она завоевывается кровью, пером, словом" (Кемаль Ататюрк). Выдающиеся представители татарского народа острым пером и действенным словом боролись за сохранение и возрождение своего народа. В среде булгаро-татарского народа выросли видные поэты и писатели, ученые и педагоги. Исторические груды оставил видный ученый Кадыргали, в XVII веке создали свои произведения знаменитые поэты Аллахияр Суфи и Мавля Колый. Поэт XVIII-XIX веков Утыз Имяни в своих произведениях призывал к справедливости и мудрости, к терпению и милосердию, к трудовому образу жизни. Он превозносил знания, сравнивая учение с солнцем, ученика - с луной, неграмотного - с навозным червем. Подобные произведения укрепляли в читателе уважительное отношение к грамотности, образованию. Такие произведения вызывали столь сильные чувства, что "на неграмотного татарина все земляки смотрят с презрением, он не пользуется уважением и как гражданин" (Карл Фукс).
В течение 140 лет (в 1584-1725 годы) в Уфимской провинции произошли девять довольно продолжительных, крупных восстаний. Таким образом, подобные восстания происходили каждые 10-15 лет. Так обстояло дело почти по всей Казанской губернии. Поэтому Казанские края были забиты войсками. По данным 1733 года один солдат приходился на каждые 37 жителей Казани и Казанского уезда. Русское правительство закладывало опорные крепости на этих землях: Бирск (1554 год), Уфа (1586 год), Чаллы (1560 год) и т.д. В них располагались солдаты, отсюда начинались карательные операции против населения. Это вызывало резко отрицательное отношение населения к крепостям.
Обычно основную массу восставших в этих краях составляли булгаро-татары и башкиры. Большие группы другого населения Поволжья также присоединялись к этим выступлениям (чуваши, мари, удмурты, мордва). В 1606-1607 годы продолжалось восстание Ивана Болотникова. Татары приняли активное участие в этом выступлении. Пожалуй, впервые татары воевали вместе с русскими крестьянами против царской власти. С 1616 по 1619 год продолжалось восстание татаро-булгар, башкир, чувашей и других народов под предводительством Жангали Шугурова. Его войско осаждало Сарапул, Арзамас, Муром и т. д. В 1662 году произошло татаро-башкирское восстание с целью уничтожить русские крепости.
В 1669 году булгаро-татары и башкиры присоединились к восстанию Степана Разина. Были разосланы письма-призывы на татарском языке по всему Поволжью. В боях под Симбирском среди повстанцев воевал уже шеститысячный татарский отряд Хасана Карачурина. Этот народный герой был четвертован царскими палачами.
В 1682 году вспыхнуло восстание под предводительством Сагита Ягафарова, которое охватило Казанское, Мензелинское, Кунгурское, Уфимское воеводства. В сражении на берегу реки Ик восставшие одолели царское войско, которым командовали специально направленные военачальники из Москвы, Казани, Уфы. Недалеко от Уфы произошло новое столкновение, которое не принесло победу ни одной из сторон. Однако дополнительный воинский контингент добился перелома в боевых действиях. В 1684 году восстание было подавлено, Сагит Ягафаров был зверски замучен. Такая же судьба выпала на долю одного из признанных предводителей этого восстания - Телякай батыра.
Непрекращающиеся завоевательные войны России в XVIII веке требовали колоссальных средств, для добывания которых власти придумывали все новые и новые налоги. Одно из предписаний о налогах содержало 72 пункта и предусматривало налоги за каждый веник для бани, за посещение базара или мечети, за дым из трубы дома и т. д., вплоть до налога на цвет глаз (шесть копеек за серые глаза, восемь - за карие). Булгаро-татары и башкиры отказались от уплаты подобных налогов. Тогда их старшины были арестованы и замучены в тюрьмах. По всему краю разъехались карательные отряды, с чрезвычайной жестокостью начавшие грабить население. В селах были конфискованы почти все лошади и много другой домашней живности. Были сожжены и разорены села, убиты или покалечены их жители. Несостоятельные налогоплательщики начали продавать своих жен и детей в рабство. Это вызвало гнев народа, в 1705 году вспыхнуло восстание, возглавляемое Дюмаем Ишкаевым из Приказанья. Восставшие провели несколько успешных вылазок и движение стало расширяться. Власти были вынуждены пойти на переговоры. Пообещав выполнить требования восставших, власти добились прекращения выступления. Затем Д.Ишкаев и его товарищи были коварно арестованы и замучены в Казани.
Снова возобновились походы карательных отрядов. Осенью 1707 года таким отрядом было разорено хозяйство башкирского тархана Алдара Исакаева (Исангильдина) - бывшего участника петровских походов (за храбрость царь пожаловал ему некогда позолоченную саблю). А.Исакаев становится вождем нового восстания. Вскоре поднимается местное население между Уфой и Челнами под руководством Кучема Телякаева. Объединенные отряды восставших сумели разгромить несколько полков регулярной русской армии. Вдохновленные этими победами, они решили восстановить Казанское ханство и пригласили на ханский трон каракалпакского царевича Морат-султана. Морат-султан направился за помощью в Крым и Турцию, однако действия русских дипломатов свели на нет его усилия в этой поездке. На обратном пути Морат сумел подбить на восстание население Кубани - ногайцев, чеченцев, кумыков и т. д. С отрядом в 1600 человек он взял г. Терек, но был разбит регулярными войсками, попал в плен и затем был казнен в Казани.
Восстание в Казанских краях продолжало расширяться, число восставших достигло 30-40 тысяч человек. Продолжались нападения на русские отряды и крепости, несколько полков карателей были окружены и лишены возможности действовать. Однако из центра продолжали прибывать дополнительные войска. Из-за отсутствия единства в среде руководителей восстания все время откладывалось нападение на Казань. Властям удалось уговорить основную массу восставших сложить оружие.
Восстание дорого обошлось как для правительства, так и для населения. Лишь в одном Казанском уезде было убито около 12 тысяч человек, более 10 тысяч жителей убежало в башкирские степи. В Казанском и Уфимском уездах было ограблено и сожжено более 300 селений. Как только восстание пошло на убыль, так сразу же началась отправка мужского населения на строительство С.-Петербурга. Одновременно создавалось татаро-башкирское конное войско, которое затем участвовало в штурме Риги. Подобное ослабление народа путем изъятия самого здорового мужского населения позволяло продолжать грабежи и насилия, ужесточать сбор официальных налогов и разнообразных поборов. Снова началась продажа людей ради уплаты налогов. К слову, стоимость взрослого мужчины и хорошего коня были примерно одинаковы, цена ребенка - в 5-10 раз меньше.
Все это вызвало новый подъем восстания в 1709 году. Правительство использовало регулярные карательные отряды и войска Калмыцкой Орды. Однако восстание продолжалось, новый его подъем приходится на 1712 год. Постепенно восстание Алдара-Кучема потухло. В ходе восстания погибли многие, в том числе один из сподвижников Кучема - Туйка батыр, который участвовал в движении вместе со своим братом Саитом и сыном Габдрахманом. Саит и Габдрахман с вооруженным отрядом, отступая, ушли в казахские земли и в течение пяти лет служили казахскому хану. В 1717 году отряд возвращается назад и начинает боевые действия снова. Отряд, в котором уже было немало казахов и каракалпаков, пополняется татарскими, башкирскими и русскими крестьянами. Трехтысячное войско Саита и Габдрахмана начинает нападения на русские крепости. В 1718 году отряд вновь был вынужден отступить в казахские степи. Дальнейшая судьба предводителей этого восстания неизвестна. Известно лишь, что русское правительство обращалось к казахскому хану с просьбой поймать бунтовщиков и передать их российским властям.
В 1735 году вспыхнуло новое восстание булгаро-татар и башкир, одним из вождей которого стал уроженец Приказанья Килмак Норышев. Он участвовал еще в восстании 1704 года, в составе отряда Морат-султана посетил Крым и Турцию. Сын Кучема - Акай был другим предводителем восставших. Летом 1735 года повстанцы уже имели более чем десятитысячное войско. Однако 15- тысячная правительственная армия разгромила силы восставших. Килмак Норышев, Акай Кучемов были повешены. Не избежали такой участи многие другие повстанцы, в том числе Алдар Исакаев.
Требовался новый предводитель восстания. Смелый и решительный, образованный башкир хаджи Миндегол Юлаев в начале 1740 года был объявлен ханом. Народу его представили как казахского царевича, скрывающегося под именем Карасакал (Черная борода). После этого удалось провести несколько удачных боевых действий против регулярных войск. Но, в конце концов, силы повстанцев были разгромлены, а сам Карасакал исчез в казахских степях. Так завершилась освободительная война 1735-1740 годов. Месть колониальных властей была ужасной: сожжены 700 деревень, убито более 17 тысяч человек. Почти три с половиной тысячи человек были отправлены на каторгу, более девяти тысяч женщин и детей розданы в рабство русским.
Восстание, охватившее Уфимскую провинцию в 1755 году, было подготовлено Габдуллой Галиевым, известным под именем Батыршах (Батырша). Срочные меры правительства не дали восстанию широко развернуться. Батыршах в цепях просидел в Шлиссельбургской крепости пять лет. И погиб он как воин, успев уничтожить четырех своих караульщиков. Священнослужитель и учитель (как и Батыршах) мулла Морат в 1760 году начал распространять свои воззвания с призывом объединить мусульман и возродить самостоятельное Казанское ханство: "Возобновить Булгар время поспевает". Однако его движение не успело принять вооруженную форму. Морат и его последователи были арестованы и отправлены в Петербургские казематы.
Всю Россию потрясло восстание Е.И.Пугачева, начавшееся в 1773 году. Его обещание свободной жизни привлекло многие народы Поволжья. Большинство пугачевцев составляли булгаро-татары, башкиры, казахи, чуваши, мари, удмурты, калмыки. Из общего числа 200 тысяч повстанцев, как указывала специальная императорская комиссия, 85-100 тысяч были татарами. В числе членов пугачевского Военного совета, в его личном секретариате также были представители татарского народа. Трое татар - Канзафар Усаев, Бахтияр Канкаев, Ярмухаммет (Яркай) Кадырматов заслужили воинское звание бригадира в армии Е.Пугачева. Звание полковника или атамана пугачевской армии носили 40 татар - командиров крупных отрядов (Муса Галиев, Габдулла Туктаров, Габделкарим Рахманкулов и другие).
Восстание, охватившее Казанскую губернию, Южный Урал и Поволжье, Западную Сибирь и Западный Казахстан, было разгромлено полностью лишь к середине 1775 года, уже после поимки и четвертования Е. Пугачева. Началась жестокая месть властей: наказывали поодиночке, наказывали целыми селами лишь по одному подозрению. Полковника пугачевской армии Масягута Гумарова, например, возили по селам и били кнутом, тащили по земле, привязав к бегущей лошади. Наконец, выкололи ему оба глаза и отправили на каторгу. Других предводителей многократно били кнутом, рвали им ноздри, раскаленным железом ставили клейма на лоб и щеки. В таком виде их также отправляли на каторгу.
Заключение.
В конце XIX века профессор В.В.Веселовский писал, что при русском управлении покоренные народы "осуждены на потерю своей самобытности. Разве можно свою национальность сменить на что-то другое . Поэтому будут восставать против нас. Несмотря на голод и лишения, есть национальные интересы, пробивающиеся сквозь них". Справедливость этих слов видна на примере борьбы булгаро-татарского народа, крупные восстания которого против завоевателей произошли уже в 1572-1574, 1582-1584, 1592 годы.
Народные выступления продолжались и в дальнейшем. Национальные движения татарских крестьян были и в 70-е, и в 80-е годы (Сулеевское восстание), и в 90-е годы XIX века. Народные выступления породили истинных героев. В восстаниях XVIII века имело место уникальное явление: один и тот же род дал четыре поколения предводителей восстаний (Телякай - Кучем - Акай - Габдулла). Некоторые повстанцы целыми семьями участвовали в движении Е.И.Пугачева. Например, старшинами пугачевцев были братья Тимербулат и Аит Уразматовы из Казанского края. Последний ранее участвовал в движении муллы Мората, а его сын стал полковником пугачевской армии. Башкир Кинзя Арысланов был членом Военного совета, его сын Селяусен Кинзин командовал одним из пугачевских отрядов. Башкирский поэт Салават Юлаев имел звание бригадира, а его отец - полковника пугачевской армии.
Известно, что после многократного битья, издевательств и других видов наказания Канзафар Усаев, Салават Юлаев, Юлай Азналин были отправлены на каторгу в Прибалтике. Здесь через 25 лет умер Ю.Азналин, позже 48-летний С.Юлаев. Своего боевого друга и товарища К.Усаев пережил на четыре года.
Толчком к народным восстаниям служили разные события и не все повстанцы имели перед собой ясную цель - восстановление свободного государства. Но вместе с тем не вызывает сомнения наличие подобной цели у многих. Эти выступления показали неистребимое стремление народа к свободе.
Список используемой литературы.
1. Худяков М.Г. «Очерки о татарском народе». www. tatar - histori. ru
2. История Татарской АССР, Казань, 1980г.
3. Нурутдинов Ф.Г. «Родиноведение», Казань 1995г.
4. Фахрутдинов Р. Т. «Очерки по истории Волжской Булгарии», Казань, 1984г.