Реферат по предмету "История"


К обновленному Казахстану через углубление реформ

К обновленному Казахстану через углубление реформ. (Н. А. Назарбаев). 10 декабря 991 года на VII сессии Верховного Совета республики Президент Н.А.Назарбаев внес предложение переименовать Казахскую ССР в Республику Казахстан. В связи с этим предложением был принят Закон «Об изменении наименования КазССР» и переименовании ее в РК. Президент развернул большую работу по подготовки законодательной основы нового государства и решению практических задач государственного устройства.
16 декабря 1991 произошло большое историческое событие — Президент Н. А. Назарбаев подписал Конституционный закон « О Государственной независимости РК». [1] Именно в этот знаменательный день на мировой арене появляется молодое суверенное государство — Казахстан. Спустя несколько дней Президент в специальном сообщении для печати заявил о своем видении нового положения государства в связи с обретением подлинной независимости. Президент заявил, что он всегда выступал и выступает за содружество суверенных государств, но никогда впредь Казахстан не будет ничьим «младшим братом», ничьим сырьевым придатком. Любой будущий обновленный союз возможен лишь только на равных — с равными правами и равными возможностями. [2]. Многие скептики лишь усмехались, услышав эту смелую речь. Они были уверены в том, что ничего подобного никогда не будет, аргументировав свои прогнозы лишь тем, что «ломать — не строить»; в том, что после распада СССР у Казахстана не хватит сил для самостоятельного достижения стабильного экономического положения. Казахстану пророчили страшное будущее: раздел власти, мятежи, голод, разруха. На начальный период становления Казахстана пришлось мое беззаботное детство, я росла вместе со своей республикой. И вот теперь, спустя 13,5 лет, достигнув совершеннолетия, я, представительница молодежи Казахстана, его будущего, анализирую реформы, которые пришлось провести в Казахстане Правительству во главе с Президентом, дабы страна избежала той страшной участи, которую ей пророчили сторонники социалистического строя. Одним из самых популярных суждений тех лет было такое: Казахстан «на плаву» долго самостоятельно не продержится, обязательно начнет просить о помощи либо Европу, либо развитые восточные страны. Словно в ответ на эту нелепость, 28 января 1993 года на IX сессии Верховного Совета Республики двенадцатого созыва была принята первая Конституция РК, которая провозгласила, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.[3] Это был большой успех на этапе формирования Республики Казахстан как суверенного и независимого государства. Однако, некоторые ее принципиальные формулировки, касающиеся характера государственности, проблем языка, частной собственности на землю и вопросов гражданства, стали предметом все более нарастающего внимания и социальной напряженности. Досрочное сложение своих полномочий Верховным Советом двенадцатого созыва в декабре 1993 года и объявление Конституционным судом РК на основании гражданского иска нелегитимным Верховного Совета РК, избранного 7 марта 1994 года,[4] привели к конституционному кризису и необходимости разработки новой Конституции, принятой 30 августа 1995 года. Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан Конституция определила общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа: она закрепляла ранее провозглашенные правовые принципы и положения о том, что суверенитет распространяется на всю территорию республики, и что государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не отчуждаемость территории.[5] Основные положения Конституции говорят о том, что Казахстан будет стремиться развиваться только собственными силами, ни на кого не надеясь, заботясь о целостности территории. И теперь можно сказать, что Казахстан «с гордо поднятой головой» преодолел все самые сложные препятствия на пути к стабильному, благополучному настоящему и будущему. Как говорил Президент, все приходилось начинать практически с нуля, но надо было выбрать главное направление.[6] Такое направление, намеченное Президентом, вскоре было выбрано. С самого начала президентской деятельности Н.А.Назарбаеву был характерен стратегический подход к развитию своей родины. С его подачи строительство суверенного, независимого государства в Казахстане осуществляется по Стратегии первого Президента. Из-под пера Н.А.Назарбаева вышла масса научных трудов; такие работы, как «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»(1992), «Стратегия ресурсоснабжения и перехода к рынку»(1992), «Евразийский союз: цели, практика, перспектива»(1997), «Казахстан 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»(1997), легли в основу стратегии развития Республики Казахстан на ближайшие 30 лет. Стратегия Президента направлена на обеспечение вывода страны из экономического и социального кризиса, на строительство и развитие суверенного, независимого государства в Казахстане. В Стратегии учитывается, что самым трудным для молодого государства, особенно, если оно образовалось не на новой, только недавно открытой земле, а возрождающееся из пепла, является достижение экономической независимости от внешнего мира. Казахстан добился определенного успеха на этом поприще благодаря бесконечным реформам, проводившихся все время с момента образования Республики Казахстан. В целях стабилизации социально-экономического положения и создания условий для формирования рыночных отношений в экономике Указом Президента республики «О мерах по либерализации цен» с 6 января 1992 года был осуществлен переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления. В дальнейшем на свободные цены были переведены все виды товаров без ограничения. Таким образом была исправлена ошибка командно-административной системы.[7] Однако, либерализация цен, начатая Россией, без соответствующей экономической подготовки и предварительного согласования с партнерами по СНГ, привела к крайне негативным последствиям по всей рублевой зоне. В итоге, Казахстан, чтобы избежать дальнейшего ухудшения своего положения, 12 ноября 1993 года по Указу Президента Республики «О введении национальной валюты» выходит из рублевой зоны. В то суровое время страна нуждалась в разработке и осуществлении эффективных мероприятий в финансовой и производственной сферах. Цель этих программ заключалась в выведении республики из состояния экономического кризиса и в развитии рыночных отношений. В период структурной перестройки и перехода к рынку, особенно в начальные годы, действовали сдерживающие факторы развития производства: неравномерное распределение ресурсов, слабая мотивация трудовых ресурсов и недостаточные стимулы.[8] С ними было необходимо бороться, т.к. экономический спад отрицательно влиял на государственные доходы. Для исполнения установок, указов и постановлений Президента в декабре 1990 года в Республике была принята программа наподобие «союзных основных направлений» перехода к рынку. Правительством и Национальным Советом(1993, январь) разрабатывались программы с привлечением отечественных и зарубежных специалистов.[9]
Главным же рычагом коренного преобразования казахстанского общества, перевода его с директивно-плановых рельсов развития на путь рыночных отношений и демократизации является политика разгосударствления и приватизации. Разгосударствление и приватизация государственной собственности начали проводиться в 1991 году на основании Закона РК « О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года. В Закон вносились изменения и дополнения в июне 1992 года, сентябре 1993, январе 1995, 23 декабря 1998 года. Президентом был подписан Указ « О приватизации», имеющий силу Закона. Приватизация была и остается основным методом реформирования экономики, главным фактором внедрения рыночной экономики. Она осуществлялась поэтапно, в различных видах, формах и масштабах и на разных уровнях управления. Процесс приватизации вел к возникновению частных собственников и поступлению денежных средств государству. В 1991- 1995 годах в Республике были разработаны и приняты ряд законов и государственных программ, регулирующих процессы разгосударствления и приватизации. Основной массив Казахстанской экономики «средние и крупные промышленные предприятия», находившиеся в собственности государства был реформирован путем использования механизма массовой приватизации.[10]
С 1993 по 2001 годы включительно в Карагандинской области произведена приватизация 3298 объектов государственной собственности. В результате разгосударствления и приватизации государственной собственности, изменились экономическая и социальная структуры области, возникла частная собственность, как необходимое условие для возникновения и развития рыночных отношений, создания рыночной экономики.[11] В настоящее время государственный орган — терком госимущества и приватизации — осуществляет в области функции владения, пользования и распоряжения объектами республиканской государственной собственности, ведет учет и контроль за целевым и эффективным использованием объектов, как республиканской, так и коммунальной собственности. Важнейшее место в работе теркома госимущества и приватизации занимают вопросы, связанные с постприватизационным контролем.[12] Другим важным рычагом реформирования экономики является закон РК «О банкротстве», который был принят 1 августа 1991 года, 21 января 1995 года и 15 июля 1998 года. Принятые до 1997 года эти и другие законы, и нормативные акты явились правовой основой реформирования предприятий для восстановления их платежеспособности и улучшения финансово-экономического состояния. Законодательство о банкротстве ставит задачу восстановления платежеспособности и улучшения финансово-хозяйственного состояния предприятий. Для этого закон предусматривает проведение реабилитационных процедур, реструктуризацию предприятий, создание относительно небольших мобильных дочерних предприятий, кредитования и т.д. При невозможности реабилитации, осуществлялись меры по ликвидации предприятий. Такая работа проводилась и продолжает проводиться.[13] Несомненно, подобное законодательство позволяет значительно облегчить путь к стабильному экономическому положению. Ведь еще совсем недавно ситуация была безрадостная: практически вся промышленность пришла в упадок, но, благодаря работе данных законов, удалось стабилизировать ситуацию. Множество предприятий восстановлено, что играет только на пользу экономике. Немаловажную роль сыграл «Закон о развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 1 августа 1991 года и 19 января 2001 года. На основе законов о разгосударствлении и приватизации, о банкротстве, демонополизации, проводилось реформирование промышленности. Так был приватизирован Жезгазганский и Балхашский горно-металлургические комбинаты, Карагандинский металлургический комбинат и Карагандинский угольный бассейн. Сегодня ОАО «Корпорация Казахмыс», владелица вышеперечисленных комбинатов, по объему производства меди входит в первую десятку ведущих медных компаний мира. Созданы все предпосылки для перехода на качественно новую ступень развития, обеспечения стабильного экономического роста. ОАО «Испат-Кармет», владеющее шахтами Караганды, выпускает продукцию по международным стандартам ASTM, DIN, производит широкий перечень продукции, включая кокс, черную и белую жесть, кровлю, экспортирует большую часть своей продукции за пределы СНГ. ОАО имеет большие перспективы развития.[14] В сельском хозяйстве также произошли значительные улучшения, в частности, благодаря реформам: расформирования совхозов и наделения его членов собственной землей. Были приватизированы мясомолочные хозяйства, птицефабрики. На базе бывших совхозов, в результате приватизации, было создано 4748 сельскохозяйственных предприятий.[15] На основании вышеприведенных данных, их глубокого анализа, я делаю выводы об экономической ситуации в Республике. В ходе проведенного анализа стало очевидно, что Казахстан оправдал возложенные на него надежды, он смог добиться более или менее стабильного уровня экономики. Наблюдаются тенденции к росту общественного благосостояния, у народа появилась надежда на светлое будущее, уверенность в завтрашнем дне и смысл жизни, а когда народу есть во что верить и за что бороться, он непобедим.
Примечания. [1]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [2]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [3]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г. [4]- Республика Казахстан: Информационный паспорт, Алматы 1998 [5]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г. [6]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [7]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [8]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [9]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [10]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [11]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [12]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [13]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [14]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". [15]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие".


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.