Реферат по предмету "История"


История антропологии

План 1. Введение 2. Определение антропологии. 3. Разделы антропологии. 4. Методы исследований в антропологии.
5. История развития антропологии. 6. Используемая литература Введение Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышед­шей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойст­вах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об ин­дивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О строении человеческого тела в методическом описании”. Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоре­нилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой. Та­кой двойственный смысл имеет, например, “антропология” в одном англий­ском сочинении, опубликованном анонимно в 1655 г. под заголовком “От­влеченная антропология или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и анатомических выводах”. Французские энциклопедисты придавали термину “антропология” очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII — начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией пони­мают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и насто­ящем. В советской науке принято строгое разделение терминов “антропология”, “этнография”, “археология”. Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией —отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-историчес­ких взаимоотношений. Антропология же изучает вариа­ции физического типа человека во времени и в пространстве. Рассматривая последо­вательное развитие отдельных отраслей естествознания, Энгельс писал: “В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее вре­мя — так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории”. Эта характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм дви­жения. “Подобно тому как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой”. Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхож­дение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осу­ществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, ор­нитология — птиц и т. п. Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естествен­но-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого погранич­ного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смеж­ным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биоло­гическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского универси­тета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является ка­ким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто чело­веческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самыхвысоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его сущест­вования". Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию. Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с яв­лениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием раз­личных условий жизни и труда. Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела. Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом гео­логическим масштабом. Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком. Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует пони­мать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение —вне эпохи, а раздел антропогенеза — вне территории. Конеч­но, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения чело­века; точно так же для расоведения необходимо исследование истории воз­никновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедши­ми из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных об­ластей распространения людей в настоящем — с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления чело­века и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “меха­низмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распростра­нение рас человека на поверхности Земли.
Раздел морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” — часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропо­логии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбина­ций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антро­пология тем самым дает возможность организовать на вполне научной ос­нове массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.
Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела мор­фологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология чело­века. Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфо­логией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщен­ный тип и дает суммарную характеристику “среднего” человека. Морфо­логия же сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа. В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших прима­тов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становле­ния человека современного типа. Раздел антропогенеза включает: 1) приматоведение, т. е. изучение со­временных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2) эволюционную анатомию человека, 3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являют­ся: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психоло­гия. Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю форми­рования рас, причины расообразования и закономерности изменений расо­вых типов. В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасает­ся расоведение, следует назвать из круга биологических наук — генетику и биометрию, а из наук социально-исторических — археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и исто­рию. Термины “расоведение” и “этническая антропология” нередко упот­ребляются как равнозначные. Строго говоря, этническая антропология — только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза. Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные пробле­ме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением — с другой. В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость ко­личественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаружива­ют непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний раз­меров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний дру­гой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, кото­рый служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа. В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или “качественной” характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разрабо­таны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” призна­ков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде му­ляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропо­логических методов были заложены работами известного французского ант­рополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигмен­тации и т. д. Значительное усовершенствование и расширение эта методика получи­ла в трудах Рудольфа Мартина (1864—1925). Его трехтомное руководство “Учебник антро­пологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифро­вых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков. Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификация­ми получила самое широкое признание и применение, равно как и различ­ный усовершенствованный им основной антропометрический инструмен­тарий. Для определения роста и пропорций тела применяется металличес­кий штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина. При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует зна­чительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления че­репов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные цир­кули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д. Для получения надежных результатов при антропологических исследо­ваниях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важней­шее из них — строгое следование установленным приемам измерений и при­нятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от опреде­ления той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.
Казалось бы, что определение такого простого по технике измерения признака, как длина тела, не требует особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в зависимости от того, производилось ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной позе или непринужденно и от других причин.
При определении пигментации следует считаться с условиями освеще­ния. Следует учитывать возрастные изменения, отмечать патологические на­рушения и т. д. В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз­ведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; спе­циальные приемы антропологического фотографирования; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи, приготовление мазков крови и ряд других методов. Все эти приемы антропологических исследований составляют предмет специального курса антропологии — антропометрии. Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе ве­личина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д. Основываясь на философии диалектического и исторического материализма, антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. “Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, — писал Ф. Энгельс К. Марксу 14 июля 1858 г., — начинаешь испытывать величайшее презрение к идеа­листическому возвеличению человека над всем прочим зверьем. На каждом шагу натыкаешься на полнейшее совпадение строения человека со строением остальных млекопитающих; в основных чертах это совпадение замечается у всех позвоночных и даже — в более скрытой форме — у насеко­мых, ракообразных, червей и т. д.”. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает и механистическое отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био­логических закономерностей в человеческое общество. Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попыт­ки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возраст­ные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы фор­мирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономиче­ской формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” чело­века, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В тво­рениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из перво­основы бытия — беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о воз­никновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). Антич­ные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для че­ловека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436— 338 гг. до н. э.). Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органиче­ском мире. Анатомирование животных и изучение заболеваний человека со­действовали росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов че­ловеческого тела под влиянием их функций. Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых. Широко известно высокое искусство бальзамирования трупов в Древ­нем Египте. Оно, несомненно, требовало известных познаний в области строения человеческого тела. Реалистическая, поражающая своей портретностью, скульптура Древнего Египта также несомненно предполагает доста­точное знакомство с анатомией. То же следует сказать и о скульптуре древ­него Крита. Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенны­ми, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариа­циях у человека (медицина), о человеческих расах (география). Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древ­ности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построен­ное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, харак­терно для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика. Большое значение для расширения географического кругозора в антич­ном мире имели путешествия Геродота (484—406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения — один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указы­вал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и сре­ди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что боль­шое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, — будины — “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свиде­тельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палео­антропологии и позволяют составить представление о распростране­нии некоторых антропологических типов до эпохи “переселения на­родов”. Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О час­тях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закла­дывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рас­сматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их воз­никновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристоте­ля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволю­ционного учения.
Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы мес­та человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти множество глубоких мыслей о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных. Однако Аристотель разошелся с Анаксагором и Сократом в оценке роли руки человека. “ .Человек разумнейшее животное не потому, — писал Аристотель, — что имеет руки, но потому и имеет руки, что он разумнейшее существо, ибо разумнейший будет пользоваться хорошо очень многими инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент, а многие: она — как бы инструмент инструментов. Тому именно, что может воспринять наибольшее число искусств, природа дала руку, наиболее пригодный из инструментов”. В этом рассуждении очевидна телеологиче­ская сущность мировоззрения Аристотеля, объяснявшего наличие рук у че­ловека, исходя из той цели, которой служат руки у существа, наделенного разумом.
Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном про­исхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131—200 гг. ) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочис­ленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян. Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Пе­редней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современ­ной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терми­нов. Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. “Это был величайший прогрессивный пере­ворот, — писал Энгельс, — пережитый тогда человечеством, — эпоха, кото­рая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, стра­сти и характеру, по многосторонности и учености”1. Чтобы составить себе представление о том, с каким восторгом писали люди этой эпохи о челове­ческом теле, достаточно прочитать следующие строки замечательного скуль­птора и ювелира Бенвенуто Челлини: “Ты заставишь своего ученика срисо­вывать эти великолепные бедренные кости . Когда ты нарисуешь и хорошо закрепишь эти кости в твоей памяти, то начнешь рисовать ту, которая по­мещается между двух бедер; она прекрасна и называется sacrum . Затем ты будешь изучать спинной хребет, который называют позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из двадцати четырех костей, называе­мых позвонками . Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они великолепны”. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изу­чать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны. На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзо­тических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучитель­ное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522—1605), сде­лавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати. Огромное значение для развития знаний о расах имели великие геогра­фические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254—1323), познакомившего европейцев с высо­кой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о насе­лении многих азиатских стран. Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы, обогнувшего Африку с юга и проникшего в Индию морским путем (1497), и первое кругосвет­ное путешествие Магеллана (1521) дали основание для критики учения церк­ви о происхождении всех людей от Адама и Евы. Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Так, спутник Магеллана Пигафетта (1598) писал, что на афри­канских берегах “водится множество обезьян, которые подражаниями че­ловеческим движениям доставляют великое удовольствие знатным особам”. Знания об африканских антропоморфных обезьянах в XVII в. накаплива­лись благодаря путешественникам (например, англичанин Пуркас — 1625) и анатомам (голландец Тульпиус—1641, англичанин Тайсон—1699). Возможно, что описанный Пуркасом “понго” — это горилла, а “энджеко” — шимпанзе. Объектами исследований Тульпиуса и Тайсона были шим­панзе. Названные исследования послужили важным материалом для обосно­вания в дальнейшем идеи близости предков человека к животным. Эта идея получила свое развитие в борьбе материализма против идеализма у фран­цузских философов-материалистов XVIII в. (Дидро, Гельвеции, Ламеттри, Гольбах). В атмосфере надвигавшейся революционной бури рождались идеи о все­общности закона изменения вещей, о развитии живой природы, об эволюции, но эти идеи были еще смутны и отрывочны, а нередко и внутренне противо­речивы. Фактический материал для создания подлинной теории эволюции был еще совершенно недостаточен. Одновременно с высказываниями смелых догадок о происхождении чело­века от животных в XVIII в. строились классификационные схемы. Круп­нейший натуралист Карл Линней (1707—1778) выделил отряд приматов, в который он поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека. Ему же принадлежит и выделение вида Homo sapiens и его раз­деление на четыре расы. Среди многочисленных путешествий наиболее крупное значение имели три плавания английского мореплавателя Джемса Кука, совершенные им с 1768 по 1779 г. в Тихом океане. В результате этих плаваний было опро­вергнуто чисто умозрительное убеждение, господствовавшее тогда в науке, в существовании огромного континента “Неведомой Южной земли” (в юж­ной части Тихого океана). Кроме того, было открыто восточное побережье Австралии, были впервые нанесены на карту такие большие острова, как Новая Зеландия, Новая Каледония и множество других большого и малого размеров. Были собраны сведения о природе островного мира Тихого океа­на, о внешнем облике и культуре его населения.
Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия. 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. осно­вывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. — антро­пологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позд­нее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких кругов общества к расовым различиям у человека характерно для эпохи империализма — эпохи окончательного территори­ального раздела мира между крупнейшими капиталистическими держава­ми и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Ко­лониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противо­речия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в фран­ко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский во­прос — все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека. В этот период прогрессивные общественные силы вступают в ожесточенную борьбу с аполо­гетами реакции, отстаивающими теорию неравенства рас. Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к живот­ным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабо­владельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демо­кратов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровер­жение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее. Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” (1871) и “О вы­ражении эмоций у человека и животных” (1872). Они были подготовлены прежде всего идеями эволюционистов XVIII в., трудом Ламарка “Фило­софия зоологии” (1809), трудом самого Дарвина “Происхождение видов” (1859), рядом работ его сторонников — Гексли, Геккеля и др., а также ус­пехами археологии палеолита (Буше де Перт), четвертичной геологии (Ляйелль) и других отраслей знания. Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом — важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии. Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во вре­мена Дарвина главным образом зоологами. Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас. В эти же годы усиленно разрабатываются вопросы методики антропометрии (Брока, Бэр, Велькер, Богданов), а позднее — приемы вариационно-ста­тистического исследования, позволяющие путем учета статистической досто­верности результатов устанавливать или отвергать различия между средними арифметическими сопоставляемых групп. Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делает­ся неотъемлемой частью антропологической науки. Вместе с этим естествен­но рождался вопрос о взаимоотношении между расоведением, с одной сторо­ны, и учением о возникновении и развитии человека — с другой. Идеологи реакции перенесли закономерности естественного отбора в человече­ское общество. Так возникли тенденциозные, глубоко ошибочные направ­ления — “антропосоциология”, “социальный дарвинизм”, “расистская ев­геника” и другие лжетеории, призванные оправдать эксплуатацию и ист­ребление колониальных народов. Всем этим построениям противостоит подлинная наука и, прежде всего, огромная масса фактического материала, собранная учеными многих стран мира. Из зарубежных исследований в области антропогенеза особенно широкую известность приобрели работы Абеля, Болька, Буля, Вейденрейха, Грегори, Дюбуа, Кенигсвальда, Кизса, Ле Гро, Кларка, Лики, Лота, Матейки, Мон­тегю, Пей Вэнь-чжуна, Серджи, Швальбе, А. Шульца; в области расове­дения — Биасутти, Боаса, Деникера, Джиуффриды Руджери, Заллера, Куна, Г. Шапиро; в обоих областях — Валлуа, Грдлички, Столыгво и мно­гих других. Правильное методологическое разрешение проблемы антропогенеза, а вместе с тем и задача построения этнической антропологии в системе ант­ропологических дисциплин могли осуществиться только на основе диалек­тического и исторического материализма. Большое внимание уделили вопросам антропологии К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах “Немецкая идеология”, “Диалектика природы”, в 1-м томе “Капитала”, “Анти-Дюринге”, “Происхождении семьи, частной соб­ственности и государства” и в особенности в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Классики марксизма впервые показали глубокое принципиальное раз­личие между явлениями общественными и биологическими, обосновали недо­пустимость перенесения биологических закономерностей для объяснения исторических процессов и тем самым дали возможность правильно решать вопросы о факторах антропогенеза, о соотношении этнических и расовых делений и др. Последовательное применение к проблемам антропологии идей марк­сизма-ленинизма стремятся проводить в своих работах советские антро­пологи. Советская антропология вместе с тем продолжает наиболее прогрес­сивные традиции русской дореволюционной антропологии, идущие от пере­довых представителей русской науки и общественной мысли 60-х годов. Используемая литература 1. Рогинский, Левин. Основы антропологии. 2. Рогинский, Левин. Антропология. 3. Гинзбург. Элементы антропологии для медиков. 4. Хрисанфова. Перевозчиков. Антропология.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих (на примере Свердловской области)
Реферат Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
Реферат Задачі з національної економіки
Реферат Abortion Essay Research Paper My sister and
Реферат Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету 2
Реферат Оптимізація портфелю цінних паперів (з урахуванням ризиків)
Реферат Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
Реферат Организация производства на шахте
Реферат Мелодией одной звучат печаль и радость Тема любви в лирике А Блока
Реферат Судебные расходы и судебные штрафы
Реферат Booboo Essay Research Paper httpwwwcomReportsTechnologySurfingtheInternetshtmlSurfing the Internet
Реферат Пищеварение 3
Реферат Технологія біосинтезу амінокислот
Реферат Анализ эффективности и качества труда в торговле
Реферат Задачи по Бухгалтерскому учету 2